Положение о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Профессиональная переподготовка по организации сестринского дела по всей россии Что такое организация сестринского дела

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж».

Реферат по дисциплине

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

На тему : «Организация сестринского дела»

Выполнила Студентка группы М 33

Авсецина Евгения

Проверила Марочкина К.А

Волгоград 2015 год.

Введение

1. История СД

2. СД в России и других странах

3. Перспективы развития СД

4. Должностные обязанности медсестры

5. Организация охраны здоровья

Заключение

Введение

сестринский медицина пациент квалификация

В настоящее время в здравоохранении большинства развитых стран система сестринской деятельности рассматривается как самостоятельная область медицины. Специалисты сестринского дела наряду с другими специалистами- медиками работают в рамках междисциплинарной бригады. Сам термин «сестринская деятельность» был предложен ВОЗ для обозначения деятельности многочисленной группы медицинских работников, выполняющих функции медицинских сестер. Данная профессиональная группа является наиболее многочисленной категорией медицинских работников. Она вносит значительный вклад в дело охраны здоровья населения. Во многих случаях именно медицинские сестры являются первым и последним, а иногда и единственным связующим звеном, связывающим пациента с системой здравоохранения. Сестринская деятельность все в большей степени начинает рассматриваться как один из наиболее экономических ресурсов по предоставлению услуг в области здравоохранения и, в частности, в таких сферах, как общественное здравоохранение и система первичной медико - санитарной помощи.

История сестринской деятельности

Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества.

Впервые выделив в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определила уход за здоровыми как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", уход же за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение". Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела.

В России сёстры милосердия впервые появились во время Крымской войны 1854-1855 годов в осаждённом Севастополе, и даже станет утверждать, что связано их появление с именем великого русского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова. А вот это будет не совсем верным утверждением, ибо своим появлением институт сестёр милосердия обязан не столько Пирогову, сколько одной замечательной женщине, некогда очень известной, а сейчас, к сожалению, очень редко вспоминаемой, - великой княгине Елене Павловне.

В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины.

Сестринская деятельность в России и в других странах

На сегодняшний день сестринская деятельность является очень актуальной, так как существуют проблемы, выполнение которых позволит в корне изменить существующее положение в сестринском деле, как составной части организационной технологии здравоохранения, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в сегодняшних сложных и быстроменяющихся условиях.

Сестринский персонал, составляет на сегодня самую многочисленную категорию медицинских работников и предоставляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи. Но по ряду причин идёт отток сестринских кадров, возрастает нагрузка на остающийся сестринский персонал, растёт его неудовлетворённость и социальная напряжённость. Медицинские сёстры находятся в крайне тяжёлом положении. В течение многих лет значение сестринского дела в нашей стране недооценивалось. Медицинская сестра рассматривалась только как технический помощник врача, а не как самостоятельный специалист, способный оценить состояние пациента и оказать квалифицированную помощь в рамках своей компетенции. Это явилось причиной падения престижа данной профессии, сюда добавляется низкая оплата этого труда. В настоящее время к этому добавились следующие факторы:

1. Новые технологии в здравоохранении, новые методы диагностики и лечения (условия близкие к конкурентным), возросшие требования к качеству сестринского ухода.

2. Фактическое снижение размеров финансирования и изменение его принципов (с ориентацией на объём и качество медицинской помощи).

3. Недовольство населения качеством оказания медицинской помощи специалистами различного уровня, в том числе -качеством сестринского ухода за больным.

4. Дефицит сестринских кадров.

5. Необходимость поднятия престижа деятельности медицинских сестёр (самостоятельное обеспечение определённых видов деятельности, полностью отвечая за их конечный результат).

6. Сложная медико-социальная и демографическая ситуация (постарение населения, большой процент хронических заболеваний и т. д.)

7. Управление деятельностью учреждения не соответствующее реалиям времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Перспективы развития сестринской деятельности, ориентированные на потребности пациента.

В организации и обеспечении сестринской деятельности произошли существенные изменения, которые повлияли на качество оказания и предоставления медицинских услуг. Этими изменениями являются:

принятие законов о сестринском деле (определивших автономность профессии, ответственность и компетенцию, место в системе здравоохранения);

признание сестринского процесса в качестве стандарта практической деятельности медицинской сестры (что обеспечило непрерывность и систематичность в работе с пациентом, учитывая его индивидуальные потребности, введение сестринской документации (сестринская карта вмешательств), анализа и отчетности сестринского труда;

изменения образования специалистов сестринского дела;

разработка системы качества и контроля;

развитие научных исследований в сестринском деле.

Таким образом, вслед за организацией сестринской деятельности происходят существенные перемены в роли сестринского персонала в удовлетворение потребностей населения в здоровье, так как медицинская сестра 45 % своего рабочего времени, расходует на работу с пациентами, используя профессиональные знания и умения в психологии и общении, менеджменте и лидерстве и т.д. На самом деле, чуткость и внимательность по отношению к потребностям пациента со стороны каждого медицинского работника помогут достичь успеха в улучшения состояния больного.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

Медицинская сестра

Должностные обязанности . Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Статья 29. Организация охраны здоровья

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Заключение

Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности.

Как отмечено в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

· совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

· развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

· наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием.

Список используемой литературы

1. «Конституция Российской Федерации»

2. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993

3. http://sneek.ru/

4. http://www.rg.ru/

5. http://www.sisterflo.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организационно–правовые формы предприятий. Основные положения о заключении договора. Оферта и акцепт. Дела о банкротстве юридических лиц. Претензии: форма и структура. Расчеты по аккредитиву, инкассо, чеками. Должностные обязанности экономиста-менеджера.

    шпаргалка , добавлен 24.09.2010

    Система органов прокуратуры и основные направления ее надзорной деятельности. Структура Генеральной Прокуратуры РФ, прокуратуры города (района). Должностные обязанности прокурора. Работа канцелярии прокуратуры и порядок ведения делопроизводства.

    отчет по практике , добавлен 10.07.2014

    Основные направления деятельности юридической компании, оценка ее сильных сторон и перспектив развития. Должностные обязанности помощника юриста, сферы его ответственности. Сущность и порядок реорганизации юридических лиц, общий характер правопреемства.

    отчет по практике , добавлен 20.12.2011

    Росархив как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, его система подчиненности и должностные обязанности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2011

    Подготовка дела к судебному разбирательству - самостоятельная стадия процесса. Значение, цель и сроки подготовки дела к разбирательству. Действия по подготовке дела. Назначение дела к судебному разбирательству. Обеспечение иска в арбитражном процессе.

    реферат , добавлен 29.06.2008

    Понятие и классификация, сравнительно-правовой анализ оснований прекращения уголовных дел, перспективы их развития. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон и с деятельным раскаянием. Реабилитация как правовое последствие прекращения дела.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2014

    Понятие и система органов нотариата, история их становления и развития. Общая характеристика, правила осуществления своих полномочий, основные права и обязанности, правовое обоснование деятельности. Разграничение компетенции между нотариальными органами.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    История развития местного самоуправления в России. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления, их организация, права, обязанности и специфика их деятельности в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Стадия возбуждения уголовного дела. История и опыт некоторых стран. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Полномочия следователя по собиранию доказательств на стадии возбуждения дела. Производство следственных действий.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2006

    Законодательная база, регламентирующая охрану здоровья. Подзаконные акты в системе законодательства о здравоохранении. Правовое регулирование обеспечения граждан лекарственными средствами. Перспективы развития законодательства о здравоохранении.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных со-стояниях.

2.17. Участие в проведении мероприятий по организации деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях.

3.1. Иметь доступ к информации, необходимой для каче-ственного выполнения функциональных обязанностей сестрин-ского и младшего медицинского персонала.

3.2. Совершенствовать систему организации труда сред-него и младшего медицинского персонала на основе передо-вого опыта, внедрения новых технологий.

3.3. Совершенствовать систему оценки труда средних и младших медицинских кадров в новых экономических усло-виях.

3.4. Вносить предложения руководству по совершенство-ванию качества медицинской помощи населению.

3.5. Применить (общественное воздействие или дисципли-нарное взыскание в устной форме, рекомендовать админи-страции медицинского учреждения иные меры воздействия за нарушения в работе среднего и младшего медицинского пер-сонала.

3.6, Ходатайствовать перед администрацией о вынесении морального и материального поощрения среднему и младше-му медицинскому персоналу.

3.7. Участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

3.8. Повышать квалификацию и аттестоваться на при-своение квалификационных категорий.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную -ствующим законодательством.

Цикл: “Современные аспекты управления, экономики здравоохранения”

Специальность: “Организация сестринского дела”

Должность: “Главная медсестра, старшая медсестра амбулаторно-поликлинического учреждения, действующего на правах отделений в составе лечебно-профилактического учреждения”

1. Т Е О Р И Я

Система и политика здравоохранения в Российской Федерации по охране здоровья населения. Концепции развития здравоохранения Российской Федерации. Первичная медико-санитарная помощь. Роль главной медицинской сестры в реализации федеральных программ по охране здо-ровья населения. Определение показателей здоровья населения. Анализ статис-тических показа-телей здоровья населения. и анализ показателей медицинской и социальной эффек-тивности деятельности медицинских учреждений.

Применение основ делопроизводства в работе главной медицинской сестры учреждений здравоохранения при анализе деятельности ЛПУ: анализ годовых статистических отчетов и пер-вичной медицинской документации, отражающей деятельность средних и младших медицинских кадров.

Планирование системы мероприятий по организации и контролю деятельности сестринской службы в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях специализированных стациона-ров.

Оценка эффективности управленческой деятельности. Проведение маркетинговых исследо-ваний и корректирование потребностей населения в различных видах сестринской помощи на основе результатов маркетинговых исследований, и их реализация в практическое здравоохране-ние.

Организация работы по кадровому планированию специалистов со средним медицинским об-разованием, расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации. Контроль за вы-полнением сестринского процесса при прохождении производственной практики.

Управление материальными ресурсами здравоохранения. Учет и материальная ответствен-ность. Участие главной медицинской сестры в проведении инвентаризации материальных ценно-стей в ЛПУ. Получение, осуществление правильного хранения, учета, расходования и сдачи в го-сударственный фонд изделий, содержащих драгоценные металлы.

Нормирование труда среднего медицинского персонала. Подсчет нормативного числа долж-ностей среднего и младшего медицинского персонала.

Составление сметы по основным статьям. Проведение расчетов по статьям расходов. Расчет стоимости оказания медицинской помощи,

Проведение анализа качества медицинской помощи средним медицинским персоналом.

Инфекционный контроль и инфекционная безопасность. Роль главной медицинской сестры в организации и контроле санитарно-эпидемиологического режима в учреждениях здравоохра-не-ния, в структурных подразделениях: контроль качества обработки медицинского инстру-ментария и предметов ухода; в профилактике профессионального заражения вирусными гепатитом и ВИЧ-инфекцией и внутрибольничного заражения пациентов.

Роль и участие главной медицинской сестры в иммунопрофилактике инфекционных заболе-ваний, в организации санитарно-эпидемиологического режима при выявлении особоопасных ин-фекций.

Система организации взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями сани-тарно-эпидемиологического профиля: за санитарным состоянием ЛПУ, пищеблока и бу-фетных отделений.

Роль и участие главной медицинской сестры в организации медицинского обеспечения насе-лении при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

2. П Р А К Т И К А.

Планирование системы мероприятий по перспективам развития сестринской службы меди-цинских учреждений с использованием научных и управленческих подходов к соверщенствова-нию качества сестринской помощи населению.

Анализ статистических показателей оценки здоровья населения и коррекция потребностей населения в различных видах сестринской помощи с учетом данных анализа. Анализ показателей деятельности лечебного учреждения.

Анализ формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации, от-ражающие деятельность средних и младших медицинских кадров. Контроль за правильным ве-дением медицинской документации в структурных подразделениях ЛПУ. На практических заня-тиях проанализировать показатели деятельности ЛПУ и различные формы годовых отчетов (Примечание: по результатам домашнего задания или на семинарских занятиях).

Организация сестринского ухода за больными на основе сестринского процесса и осуществ-ление контроля за уходом инкурабельных больных. На занятиях проанализировать сестринские истории болезни.

Организация и контроль по обеспечению лечебно-охранительного, санитарно-эпидемиоло-гического режимов в медицинском учреждении. На практическом занятии предусмотреть посе-щение центральной стерилизационной, процедурной и других подразделений стационара с по-следующим анализом результатов.

Организация контроля за санитарно-просветительной и противоэпидемической работой с на-селением среднего медицинского персонала.

Знакомство с организацией работы учреждений санитарно-эпидемиологического профиля. Осуществление текущего и предупредительного санитарного надзора в ЛПУ. Контроль санитар-ного состояния пищеблока, технологии приготовления пищи, хранения продуктов. На практиче-ском занятии с посещением пищеблока провести гигиеническую оценку готовой пищи, устано-вить соответствие приготовленных блюд номеру диеты. Изучить нормативные документы, рег-ламентирующие деятельность молочных кухонь.

Планирование системы мероприятий организации работы сестринской службы амбула-торно-поликлинических учреждений, специализированных стационаров, ФАП, здравпунктов, скорой и неотложной медицинской помощи, медицинских учреждений по охране здоровья мате-ри и ребенка.

На практических занятиях все учебные вопросы по данному разделу изучить и разработать в соответствующих ЛПУ.

Организация работы по кадровому планированию специалистов со средним медицинским -разованием по повышению квалификации и переподготовке, аттестации и сертификации. Кон-троль выполнения индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринс-кого и младшего медицинского персонала. Организация производственной практики студентов коллед-жей и училищ.

На занятии проанализировать типичные ошибки по кадровой работе, по аттестации и т. д (Примечание: по материалам представленным аттестуемым в центральные аттестационные ко-миссии, по анализу ответов слушателей).

Управление материальными ресурсами здравоохранения, фармацевтическим обеспечением лечебных учреждений; нормирование труда среднего и младшего медицинского персонала.

На практических занятиях изучить вопросы по получению, учету, хранению, использова-нию, инвентаризации материальных ценностей, лекарственных препаратов, изучить регла-ментирую-щие документы. Использовать и изучить нормативные документы по эксплуатации медицин-ской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда.

Рассчитать число должностей, планируемых для стационаров и поликлиник. Составить смету по основным статьям. Провести расчет стоимости оказания медицинской помощи с при-менением нормативов о труде. Оценить качество и эффективность сестринской помощи по стандартам.

На практических занятиях по основам медицинской информатики изучить принципы работы компьютера, работу с программой Norton Commander, с файлами, редактированием текстов, рас-печаткой текстов, работу с электронными таблицами. Ознакомиться с АСУ боль-ницы, поликли-ники.

На практических занятиях по медицине катастроф-разработать проведение учебных мероприя-тий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; оказа-нию доврачебной помощи в чрезвычайных ситуациях.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА “СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО”, РАБОТАЮЩЕГО В

ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНАЯ МЕДСЕСТРА, СТАРШАЯ МЕДСЕСТРА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ПРАВАХ ОТДЕЛЕНИЙ В СОСТАВЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

(ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ)

УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Основы социальной гигиены и организации здравоохранения.

Теоретические основы сестринского дела.

Система и здравоохранения в Российской Федерации.

Основы лечебно-профи-лактической помощи населению.

Управление системой здравоохранения.

Основ законодательства и права в здравоохранении.

Организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений в новых экономических условиях.

Инфекционный контроль и инфекционная безопасность.

Основы медицинской информатики.

Применение персональной электронно-вычислительной машины в медицине.

Современные принципы организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Региональный компонент.

Статистика здоровья населения.

Демографии.

Статистических показателей оценки деятельности учреждений здравоохранения.

Основ делопроизводства.

Статистика здравоохранения.

Сестринского дела, сестринского процесса.

Медицинской этики, биоэтики.

Основ общей и медицинской психологии.

Приоритетов концепции развития здравоохранения Российской Федерации.

Основополагающих документов по охране здоровья населения.

Основ ПМСП.

Основ организации медицинской помощи городскому населению в амбулаторно-поликлинических условиях.

Основ организации медицинской помощи городскому населению в условиях специализированных стационаров.

Основ организации лечебно-профи-лактической помощи сельскому населению.

Организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья матери и ребенка.

Основ организации лечебно-профи-лактической помощи детям.

Организация работы по медицинскому обслуживанию рабочих промышленных предприятий.

Организация работы скорой и неотложной медицинской помощи.

Основ организации наркологической помощи, онкологической и противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.

Технологии и стандартов по выполнению работ медсестрой приемно-диагностического отделения, палатной и процедурной сестер.

Основ организации работы операционного, токсико-реанимационного отделения.

Основ организации лечебного и диетического питания в медицинских учреждениях.

Управление кадрами.

Управление материальными ресурсами.

Учета и материальной ответственности.

Медицинской техники и техники безопасности в учреждениях здравоохранения.

Нормирования труда среднего медицинского персонала.

Основ профессионального и юридического регулирования сестринского дела, правовой ответственности в сфере охране здоровья.

Основ планирования и финансирования медицинских учреждений в условиях рыночной экономики, бюджета, сметы, ценообразования и налогооблажения.

Экспертизы качества медицинской по-мощи населению.

Санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ.

Обработки изделий медицинского назначения.

Профилактики профессионального заражения инфекционными заболеваниями.

Особо опасных инфекций.

Регламентирующих приказов и инструкций.

Основ медицинской информатики. Принципа работы компьютера, клавиатуру, внешние устройства.

Работу с программами. Редактирование и распечатку текстов.

Применение ПЭВМ в медицине.

Основ медицины катастроф.

1.Актуальные проблемы здравоохранения.

2.Целевые региональные программы в области охраны здоровья.

3.Углубленное изучение конкретных разделов или , актуальных для данного региона (на усмотрение методического объединения училища.)

Анализировать статистические показатели оценки здоровья населения. Корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения.

Анализировать показатели медицинской и социальной эффективности деятельности медицинских учреждений.

Анализировать формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации, отражающие деятельность средних и младших медицинских кадров. Осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения.

Организовать внедрение сестринского дела и сестринского ухода на основе сестринского процесса с учетом нарушенных человеческих потребностей, биоэтики.

Организовать работу с учетом основ общей и медицинской психологии, педагогики; использовать коммуникативные навыки общения.

Осуществлять педагогическую и наставническую деятельность.

Организовать работу медицинских учреждений по восстановительному лечению и реабилитации с реализацией основных принципов ПМСП.

Осуществлять за санитарно-прос-ветительной работой с населением среднего медицинского персонала.

Использовать научные и управленческие подходы к организации и совершенствованию качества сестринской помощи городскому населению.

Планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы в условиях поликлиник.

Корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения.

Осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях. Организовать диспансеризацию населения.

Вести прием населения, работу с письмами и обращениями граждан.

Использовать современную оргтехнику деятельности поликлиники, вводить научную организацию труда в работу поликлиник.

Использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений.

Изучать, использовать и популяризировать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в поликлинических условиях.

Использовать управленческие функции планирования, организации и координации работы среднего медперсонала больниц.

Использовать директивные документы, регламентирующие деятельность стационаров в новых экономических условиях.

Организовать сестринский уход за больными на основе сестринского процесса.

Организовать сестринский уход за инкурабельными больными на основе сестринского процесса.

Владеть техникой сестринских манипуляций.

Изучать, использовать и популяризировать отечественный и зарубежный организации сестринского дела в ЛПУ.

Осуществлять консультативную помощь среднему медицинскому персоналу, обслужи-вающему сельское . Организовать контроль их деятельности по всем аспектам.

Осуществлять организацию и контроль работы медперсонала акушерско-гинекологичес-кой службы. Контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима. Организовать работу по профилактике внутрибольничной инфекции.

Организовать работу и осуществлять контроль работы среднего медперсонала детского стационара.

Осуществлять помощь и контроль фельдшеру здравпункта в планировании и проведении профилактической и лечебно-оздоровитель-ной работы на промышленном участке.

Проводить мероприятия по медико-социаль-ной реабилитации больных.

Организовать и осуществить контроль среднего и младшего медицинского персонала станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи в своевременном получении информации о больном, применении современной аппаратуры, транспорта.

Организовать бездефектную работу среднего и младшего медицинского персонала наркологической, онкологической и противотуберкулезной службы.

Осуществлять организацию и контроль работы палатной и процедурной медицинской сестры согласно технологии и стандартов.

Организовать работу среднего и младшего медицинского персонала операционно-пере-вязочного и реанимационного отделения согласно регламентирующих приказов и инструкций.

Оформлять медицинскую документацию по питанию.

Разрабатывать картотеку блюд. Составлять меню, меню-раскладку.

Контролировать соблюдение санитарно-ги-гиенических требований к пищеблокам ЛПУ, пищевым продуктам.

Выявлять причины возникновения пищевых отравлений и внедрять меры профилактики.

Организовать работу по кадровому планированию специалистов со средним медицинским образованием в медицинском учреждении. Организовать работу по расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров.

Организовать работу по повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров, оказать медицинскую помощь и консультацию сестринскому и младшему медицинскому персоналу.

Осуществить контроль основных действий медсестры, проходящей производственную практику по выполнению сестринского процесса. Сбор данных для сестринской истории болезни. Проведение физикального обследования больных. Сбор лабораторных данных. Интерпретация данных, оценка их значимости, формулирование сестринского диагноза. Определение потребностей больного, необходимых мероприятий. Первоочередные действия. Консультации. Написание сестринского диагноза.

Рационально использовать ресурсы медицинского учреждения. Использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования и проведения инвентаризации материальных ценностей в ЛПУ. Осуществлять организацию и контроль работы сестер хозяек отделений.

Использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, использования лекарственных средств и материалов. Осуществлять правильное хранение лекарственных препаратов в ЛПУ. Организовать обучение и проводить контроль хранения, назначения и учета наркотических препаратов.

Обеспечить лечебное медицинской техникой.

Проводить мероприятий по охране труда и технике безопасности, учебные занятия по эксплуатации медицинской техники и оборудования.

Посчитать нормативное должностей среднего медицинского персонала в расчете на 1 должность врача амбулаторного приема. Рассчитать число должностей, планируемых на один круглосуточный пост в больничных учреждениях. Подсчитать численность должностей для обеспечения работы круглосуточного поста, для обеспечения работы поста в ночное время, в праздничные и . Провести расчет численности должностей среднего и младшего медперсонала в терапевтическом и педиатрическом отделении с учетом 3-степенной и 2-степенной системы.

Осуществить профессиональное и юридическое регулирование работы среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ.

Использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения. Составлять смету по основным статьям. Проводить расчеты по каждой статье расходов.

Оценивать качество и эффективность сестринской помощи. Сравнить фактические и стандартные параметры. Провести анализ качества медицинской помощи по структурному, процессуальному и результативному анализу.

Организовать и контролировать работу по обеспечению санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении (приемное отделение, процедурный кабинет, стерилизационное отделение и др.). Организовать контроль за противоэпидемической работой с населением среднего медицинского персонала.

Организовать обучение и контроль профилактики профессионального заражения медицинского персонала, профилактику внутрибольничной инфекции.

Обучать и осуществлять контроль знаний и умений медицинского персонала при выявлении особо опасных инфекций.

Использовать электронно – вычислительные машины в деятельности лечебного учреждения и в работе главной медицинской сестры.

Оформить основных мероприятий в мирное время при возникновении крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций. Проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонал службы медицины катастроф. Оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях. Повышать профессиональный знаний, умений и навыков. Подготовит ЛПУ к приему больных при массовых катастрофах и авариях.

1. Общие положения

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста по организации сестринского дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, диплом по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат по специальности «Организация сестринского дела».

1.2. Специалист в области организации сестринского дела используется на должностях, соответствующих специальности «Организация сестринского дела»; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

2. Обязанности

2.1. Рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов медицинского учреждения.

2.2. Организация работы по кадровому планированию, рациональной расстановке и использованию средних и младших медицинских кадров.

2.3. Организация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке и оценке квалификации средних медицинских кадров.

2.4. Организация труда средних и младших медицинских кадров.

2.5. Организация обучения, контроль знаний и выполнения работниками инструкций по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране, деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях.

2.6. Содействие созданию в трудовом коллективе деловой, творческой обстановки, поддержка инициативы и активности работников.

2.7. Осуществление контроля за трудовой дисциплиной, соблюдением морально-правовых норм профессионального общения.

2.8. Способствование созданию условий для обеспечения охраны здоровья населения, качеству оказания медицинской помощи на основе совершенствования сестринской помощи.

2.9. Осуществление контроля за противоэпидемической, санитарно-просветительской работой с населением средних медицинских кадров.

2.10. Осуществление контроля за лечебно-охранительным, санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим режимами работы медицинского учреждения.

2.11. Организация и контроль деятельности средних и младших медицинских кадров в области профилактики, диагностики, лечения, ухода, восстановительного лечения и реабилитации пациентов.

2.12. Оценка качества сестринской практики.

2.13. Осуществление контроля за своевременным и качественным ведением медицинской документации. Анализ документов, отражающих деятельность средних и младших медицинских кадров.

2.14. Осуществление контроля за работой среднего медицинского персонала в области медицинского и фармацевтического обеспечения деятельности лечебно-профилактического учреждения (порядок выписывания, учета, хранения и использования лекарственных средств и материалов).

2.15. Регулярное повышение квалификации.

2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

2.17. Участие в проведении мероприятий по организации деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях.

3. Права

3.1. Иметь доступ к информации, необходимой для качественного выполнения функциональных обязанностей сестринского и младшего медицинского персонала.

3.2. Совершенствовать систему организации труда среднего и младшего медицинского персонала на основе передового опыта, внедрения новых технологий.

3.3. Совершенствовать систему оценки труда средних и младших медицинских кадров в новых экономических условиях.

3.4. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению.

3.5. Применить общественное воздействие или дисциплинарное взыскание в устной форме, рекомендовать администрации медицинского учреждения иные меры воздействия за нарушения в работе среднего и младшего медицинского персонала.

3.6. Ходатайствовать перед администрацией о вынесении морального и материального поощрения среднему и младшему медицинскому персоналу.

3.7. Участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

3.8. Повышать квалификацию и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.

4. Ответственность

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Чтобы просмотреть положения о других специальностях
средних медицинских работников, вернитесь

Роль медсестры-руководителя в организации сестринского дела в ЛПУ

В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения.

Повышение качества и эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки об управлении.

Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества. Так, вамбулаторно-поликлинических учреждениях следует обеспечить работу сестринского персонала во вновь организуемых дневных стационарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии, службах врачей общей практики и др. Очень сложные задачи стоят перед сестринским персоналом стационаров после их структурной перестройки в больницы интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, а также в больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями и больныцы медико-социальной помощи.

В ЛПУ организационная структура управления сестринским персоналом включает в себя:

субъекты управления сестринским персоналом, т. е. тех, кто управляет сестринским персоналом;

объекты управления, т. е. сестринский персонал, которым управляют субъекты управления;

механизмы управления - различные виды управленческих воздействий, с помощью которых обеспечивается эффективное управление сестринским персоналом и выполнение поставленных перед ним задач;

Способы и каналы передачи информации (прямой - управленческие решения и обратный - информация о ходе выполнения управленческих решений) между субъектами и объектами управления. Взаимоотношения элементов организационной структуры управления сестринским персоналом для решения проблем сестринского дела в ЛПУ можно представить в виде следующей схемы:

3. Механизмы управления

Принципы

1.Субъекты управления

Сестринское дело в ЛПУ

2.Объекты управления

Прямая связь Обратная связь

4.Способы и каналы передачи информации

Стандарты деятельности

Должностные инструкции


Материалы проверок

Материалы обходов

Статистические отчеты

Материалы рейдов


Как видно из данной схемы, все четыре элемента организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ тесно взаимодействуют между собой ради обеспечения высокого качества сестринского дела в учреждении.

Между субъектами и объектами управления должна осуществляться постоянная двусторонняя связь: субъекты управления доводят до объектов управления управленческие решения, а объекты управления направляют субъектам управления информацию, отчетность и другие сведения о ходе выполнения этих решений. Важнейшим обязательным каналом обратной связи объектов управления с субъектами управления является контроль за ходом выполнения управленческих решений и эффективностью деятельности сестринского персонала.

Механизмы управления, используемые руководителем сестринских служб, позволяют определить цели управления применительно к работе данного ЛПУ, уточнить основные направления (функции) управленческой деятельности главных медицинских сестер, осуществлять управленческую деятельность на основе важнейших принципов управления и широко использовать организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы управления.

Таким образом, организационная структура управления сестринским персоналом ЛПУ представляет собой сложную, взаимосвязанную управленческую систему, которая может успешно функционировать и обеспечивать высокое качество сестринского дела в ЛПУ только при условии эффективного использования всех потенциальных возможностей каждого ее элемента.

Рассмотрим последовательно, что представляет из себя каждый из элементов организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ.

Субъекты управления сестринским персоналом

сестринский персонал управление

Субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ - это руководители сестринских служб медицинских учреждений:

главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов.

В последние годы в ряде крупных ЛПУ были введены должности заместителей главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, что способствовало повышению качества управления сестринским персоналом и поднятию авторитета руководителей сестринских служб ЛПУ.

Что касается домов (больниц) сестринского ухода и хосписов, то они являются учреждениями, в которых работают главным образом медицинские сестры и младший медицинский персонал, и, следовательно, руководители этих учреждений также являются руководителями сестринских служб данных ЛПУ. К сожалению, этих очень нужных учреждений открыто пока недостаточно.

Главные медицинские сестры, а также главные акушерки и главные фельдшера - это основная группа руководителей сестринских служб ЛПУ, которые осуществляют руководство работой, прежде всего старших медицинских сестер подразделений ЛПУ: старших медицинских сестер, старших операционных медицинских сестер, старших акушерок, старших фельдшеров и др. и обеспечивают стратегию совершенствования сестринского дела в ЛПУ.

В клиниках Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова введены должности главных медицинских сестер клиник при сохранении должности главной медицинской сестры при управлении всеми клиниками, а в каждой отдельной клинике предусмотрены также должности старших медицинских сестер.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения к должностям руководителей учреждения относится главная медицинская сестра. Следовательно, главная медицинская сестра является должностным лицом учреждения со всеми вытекающими отсюда правами и ответственностью.

Тарифно-квалификационной характеристикой на главную медицинскую сестру (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 27.08.97 N° 43) предусмотрено, что для занятия этой должности необходимо высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы или среднее медицинское образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Приказом Минздрава России от 19.06.97 № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" установлено, что лица, занимающие должности главных медицинских сестер, должны иметь специальность "организация сестринского дела". Данным приказом утверждены Положение о специалистах по организации сестринского дела (далее - Положение) и Квалификационная характеристика на указанных специалистов.

В Положении конкретизированы требования к допуску на работу по специальности "организация сестринского дела". К профессиональной деятельности в качестве специалиста по организации сестринского дела допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование по специальностям: "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Организация сестринского дела".

В Положении наряду с общими требованиями подробно изложены обязанности, права и ответственность указанных специалистов, что позволяет использовать его как основу для разработки должностных инструкций для главных медицинских сестер.

Квалификационная характеристика на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности "Организация сестринского дела" включает в себя подробный перечень общих и специальных знаний и общих умений, которыми должны обладать указанные специалисты.

Эти же требования предусмотрены при аттестации и сертификации главных медицинских сестер.

Главная медицинская сестра назначается и увольняется с работы приказом главного врача ЛПУ.

Для повышения эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер в ряде крупных ЛПУ созданы службы главных медицинских сестер. Так, службы главных медицинских сестер включают т. н. главных специалистов по определенным направлениям деятельности - главных (старших) медицинских сестер больниц по хирургии, педиатрии и др.; по работе с палатными медицинскими сестрами, процедурными медицинскими сестрами, операционными медицинскими сестрами; по обучению медицинских сестер и контролю за их работой и др. В ряде ЛПУ созданы методические кабинеты по обучению и т. д.*

К субъектам управления сестринским персоналом, т. е. в основном к главным медицинским сестрам, предъявляются следующие основные требования.

При назначении на должность главных медицинских сестер следует обязательно учитывать их желание заниматься управленческой деятельностью и не назначать на эту должность вопреки их желанию.

Кандидаты на должности главных медицинских сестер должны обладать определенным комплексом личностных общечеловеческих качеств, без которых невозможно осуществлять управление людьми.

Руководители должны иметь достаточную профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Квалификационной характеристики на специалистов по организации сестринского дела и владеть подробной информацией о деятельности того ЛПУ, в котором они работают (или будут работать).

Главные медицинские сестры должны обладать знаниями о деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и особенно о требованиях, предъявляемых ими к ЛПУ.

Эффективная работа руководителей возможна только при наличии четко очерченного круга должностных обязанностей, прав, ответственности и подчиненности. Особенно важно определить непосредственных начальников главной медицинской сестры, имеющих право давать ей приказы и указания. Как правило, их целесообразно ограничить главным врачом, а при его отсутствии - лицом, его замещающим. Что касается других руководителей ЛПУ, то главная медицинская сестра должна с ними сотрудничать на равных, т. е. на партнерских условиях.

Круг лиц, подчиняющихся главной медицинской сестре, должен быть ограничен старшими медицинскими сестрами (акушерками, фельдшерами, фармацевтами).

6. Комплексная, системная, целенаправленная работа главных медицинских сестер, охват ими всех актуальных проблем деятельности сестринского персонала ЛПУ возможны только при наличии детально разработанных и утвержденных планов работы и регламента их деятельности на месяц.

Значительно расширяют их возможности по осуществлению эффективной управленческой деятельности активизация работы Совета медицинских сестер и особенно создание аппарата управления в виде введения должностей главных специалистов ЛПУ по направлениям (по хирургии, педиатрии и др., старших медицинских сестер по обучению и контролю, старших палатных, процедурных, операционных, участковых медицинских сестер учреждения и др.), создание и организация работы учебно-методических кабинетов и т. д. Исключительно важным для главных медицинских сестер следует считать овладение правилами делегирования своих рутинных функций старшим медицинским сестрам и главным специалистам.

7. В связи с начатой работой по реформированию здравоохранения - структурной перестройкой стационарной помощи, перераспределением стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, развитием сети дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, консультативно-диагностических центров, созданием службы врача общей практики и другими направлениями развития и преобразования медицинских служб - крайне важно активизировать работу по организации и адаптации деятельности сестринского персонала к работе в реформируемых и преобразуемых ЛПУ.

9. Эффективное управление работой сестринского персонала возможно только при условии постоянной заботы о них: об их здоровье, охране труда, создании благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, оптимизации нагрузки, удобном графике работы, предоставлении желающим возможности получения дополнительного заработка и т. д.

10. Руководители сестринских служб должны постоянно повышать свою квалификацию, изучать новые нормативные материалы, литературу по развитию сестринского дела, опыт передовых руководителей сестринских служб и других ЛПУ, внедрять их позитивный опыт в свою работу.

11.Руководители сестринских служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение целей эффективной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю и он их должным образом оценит.

12.При оценке эффективности руководства руководителей сестринских служб целесообразно использовать "управленческую решетку, модифицированную Блэйком и Мутоном. На этой решетке используются два основных критерия: степень учета интересов людей и степень учета интересов производства, при этом степень "заботы о человеке" и степень "заботы о производстве" ранжируются по шкале от 1 до 9.

Управленческая решетка Блейка и Мутона с указанием средней и четырех крайних позиций представлена на следующей схеме.

Рассмотрим указанные на "решетке" позиции по оценке руководителей сестринских служб:

1.1 - обедненное управление(страх перед бедностью) - руководитель делает минимальные усилия, чтобы только избежать увольнения. Подобный стиль по существу нельзя назвать руководством, поскольку руководство сестринским персоналом практически не осуществляется;

9 - управление в духе загородного дома (дома отдыха) - руководитель почти полностью сосредотачивается на создании благоприятных условий для подчиненных, но практически не заботится о повышении эффективности работы сестринского персонала по обеспечению ими полноценного сестринского ухода;

1 - власть - подчинение (авторитет - подчинение) - руководитель полностью игнорирует заботу о подчиненных и сосредоточен на обеспечении эффективности работы сестринского персонала, используя свои властные полномочия. Это очень жесткий стиль управления;

5 - организационное управление (организация) - эф-фективно управляя сестринским персоналом и заботясь о подчиненных, руководитель сестринских служб достигает как приемлемого качества сестринской помощи пациентам, так и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе и удовлетворенности подчиненных заботой о них;

9.9 - групповое управление (команда) - самый эффективный стиль руководства, поскольку благодаря усиленному вниманию к подчиненным, заботе о них и обеспечению эффективного руководства сестринским персоналом руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к выполнению целей ЛПУ и обеспечивают эффективный сестринский уход за пациентами. Этот стиль руководства обеспечивает также отличный морально-психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность подчиненных постоянной заботой о них руководителей.

Следовательно, каждый руководитель сестринских служб должен стремиться к стилю управления, соответствующему позициям 5.5 и 9.9. В" то же время стили руководства, соответствующие позициям 1.1, 1.9 и 9.1, неприемлемы для руководителей сестринских служб, что должны принять к сведению первые руководители ЛПУ.

Указанные критерии по "управленческой решетке" целесообразно использовать и для оценки стиля руководства старших медицинских сестер.

13.Эффективная управленческая деятельность руководителей сестринских служб ЛПУ возможна только при условии, что первые руководители лечебно-профилактических учреждений будут всемерно поддерживать главных медицинских сестер в их усилиях по развитию сестринского в ЛПУ и умело корректировать их работу. Очень важно, чтобы руководителям сестринского персонала были созданы оптимальные условия для работы: удобные рабочие помещения, надежная связь со всеми службами ЛПУ, персональные компьютеры и необходимая оргтехника, достойная оплата труда и т.д.

Объекты управления сестринским персоналом

К объектам управления сестринским и младшим медицинским персоналом относятся должности среднего медицинского и фармацевтического персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала, перечисленные в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения*.

В ряде ЛПУ наряду с перечисленными появились новые должности: медицинские сестры - консультанты по уходу за пациентами, медицинские сестры-координаторы, медицинские сестры дневных стационаров и др.

В последние годы в ЛПУ созданы специальные службы по анализу и учету работы с застрахованными по ОМС, где большую и сложную работу ведут медицинские сестры, медицинские статистики и медицинские регистраторы.

В ряде ЛПУ организованы оперативные отделы (диспетчерские службы), где успешно работают медицинские регистраторы и медицинские сестры.

1. Работники, занятые на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, должны иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, сертификат специалиста и, желательно, аттестационную категорию.

2. Работники должны четко знать свои должностные обязанности, права и ответственность.

Работники должны выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии со стандартами деятельности, утвержденными в установленном порядке и доведенными до сведения работников.

Нагрузка работников, устанавливаемая руководителем учреждения, должна соответствовать физиологическим возможностям работников качественно выполнять свои обязанности.

Для работников необходимо создать благоприятные условия: составить оптимальные графики работы и отпусков; обеспечить их средствами малой механизации труда; создать диспетчерскую (оперативную) и транспортную (межотделенческую) службы; ввести должности курьеров по учреждению; организовать централизованную службу наркотиков (ЦСН); внедрить единую компьютерную сеть, объединяющую автоматизированные рабочие места (АРМ); эффективно организовать работу централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) и других служб, оказывающих помощь в первую очередь средним медицинским работникам лечебных отделений. Особенно важно внедрять в учреждениях важнейший принцип организации работы: все службы ЛПУ работают на максимальное удовлетворение потребностей лечебных отделений".

Необходимо обеспечить работникам безопасные условия труда, охрану их здоровья и т. д.

Исключительно важно, чтобы руководители использовали все имеющиеся возможности действующего законодательства для достойной оплаты труда работников (повышения, надбавки, доплаты, премирование, использование средств ОМС и др.).

Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских и фармацевтических работников - создание условий для постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.

Литература:

1. Хейфец А.С. Статья «Управленческая деятельность главных медицинских сестер больниц по осуществлению контроля за работой сестринского и младшего медицинского персонала». -Главная медицинская сестра, 2000, №1, с. 29; №2, с.7.

2. Статьи: Л.В. Спирина и Г.И. Панасюк (Главная медицинская сестра, 2000, №0, с. 41-43); Н.Д. Лада и Ж.В. Юн (Главная медицинская сестра, 2000 №1, с. 41-43); Т.И. Карева и М.Г. Леушина (Главная медицинская сестра, 2000, №1, с.44-47).

Мескон М.Х., Альберт М., Хеудори Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1944, с. 493 - 498.

Что такое «Институт медицины»?

«Институт медицины» – это система дистанционного обучения Национальной академии современных технологий.

Академия зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации.

В числе педагогов Академии доктора, кандидаты наук и практики с большим опытом работы. Академия осуществляет набор слушателей на дополнительные профессиональные программы, активно сотрудничает как с физическими, так и юридическими лицами, предоставляет услуги на портале поставщиков.

Как поступить на повышение квалификации и пройти обучение?

Форма обучения на программах повышения квалификации – заочная (с применением дистанционных технологий, через интернет). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, которая содержит все необходимые материалы.

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
Оформление личного дела. После подачи заявки слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде посредством личного кабинета.
После формирования личного дела и оплаты обучения каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными учебными материалами, поэтому искать что-либо дополнительно Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный кабинет (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Для каждого слушателя в его личном кабинете будет представлен график учебного процесса, содержащий рекомендации по освоению дисциплин. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов и выполнения тестирований для самоконтроля. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо внимательное изучение материалов. В качестве аттестационного мероприятия предусмотрена Итоговая контрольная работа (ответы на пять заданий), составленная по материалам курса.

В случае если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план за весь период обучения, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академическая задолженность и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка документов о квалификации после завершения курса осуществляется в течение 1-10 рабочих дней (обычно 3-4 дня). Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Как поступить на профессиональную переподготовку и пройти обучение?

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)
После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Какие документы необходимы для поступления на профессиональную переподготовку?

Для лиц, желающих пройти обучение по программе профессиональной переподготовки, необходим следующий комплект документов:

  • копия паспорта (без страницы регистрации);
  • копия документа о смене фамилии/имени/отчества (если требуется);

Какие документы необходимы для поступления на повышение квалификации?

Для лиц, желающих пройти обучение по программе повышения квалификации, необходим следующий комплект документов:

  • копия диплома о среднем профессиональном или высшем медицинском образовании
  • копия документа о смене фамилии/имени/отчества (если ФИО в дипломе не совпадают в текущими);
  • договор и заявление (формируются автоматически).
Договор и заявление автоматически формируются в личном кабинете слушателя после заполнения анкеты (действие доступно после регистрации на программу). Документы необходимо отправить через личный кабинет в электронном (сканированном) виде.

Будет ли в дипломе указана квалификация?

Выпускникам, успешно окончившим обучение и предоставившим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, выдается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. В выдаваемом документе обязательно отдельной записью отражается присвоенная выпускнику квалификация. Точные названия квалификаций отражены на индивидуальных страницах курсов. Иные варианты записи квалификаций не допускаются.

Нет, не можете. Действующим законодательством установлено единое требование для поступающих на дополнительные профессиональные программы: наличие диплома о медицинском образовании.

Что выбрать: повышение квалификации или профессиональную переподготовку?

На сайте «Институт медицины» представлены дополнительные профессиональные программы, к которым относятся программы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка завершается выдачей Диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. Данный вид программ предусмотрен для тех, кто нуждается в получении медицинской квалификации для трудоустройства или удовлетворения требований к образованию на работе.

Курсы повышения квалификации – это программы, которые систематически (каждые 3 года) необходимо проходить всем врачам для подтверждения квалификационной категории, соответствия действующему образовательному стандарту. В отличие от программ профессиональной переподготовки программы повышения квалификации не присваивают квалификацию, рассчитаны на лиц, являющихся врачами. Курсы завершаются выдачей Удостоверения о повышении квалификации установленного в соответствии с требованиями законодательства образца.



Случайные статьи

Вверх