В российской федерации монополистическая деятельность запрещена. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие и виды монополий

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
  • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

1. Соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.

2. Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны допустимыми, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превосходит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

3. Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих объединений (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение этого требования предпринимательскими структурами является основанием для их ликвидации в судебном порядке.

Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:

1. Принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:

  • вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
  • устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
  • давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
  • необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  • необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

2. Заключать соглашения (осуществлять согласованные действия), ограничивающие конкуренцию и (или) ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

  • повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

3. Участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Им запрещается:

  • заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • иметь в собственности предприятия;
  • самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции .

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков .

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке уста" навливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) являются предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

  • индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;
  • соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Органы государственной власти , органы местного самоуправления и их должностные лица не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Противоправное поведение этих органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов подразделяются на индивидуальные акты и действия; соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

предпринимательский право монополия государственный

Монополистическая деятельность - это правовая категория, означающая злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основные правовые акты, регулирующие монополистическую деятельность:

1. Конституция Российской Федерации (статья 34).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 10).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

Доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

Доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующим признается также положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

В течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, перечень видов монополистической деятельности не является исчерпывающим и может включать в себя любые действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

Различают следующие основные типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные монополии; естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях»). О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлении в электроэнергетике

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях»).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства, могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами, могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов, исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана, прежде всего, с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

По своим видам монополистическая деятельность делится на: 1) индивидуальную; 2) коллективную; 3) договорную; 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке уста" навливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) являются предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

– индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

– соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Противоправное поведение этих органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов подразделяются на индивидуальные акты и действия; соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 10, И ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").

Виды монополистической деятельности могут быть определены в зависимости от субъектного состава ее участников. В этом случае следует выделить монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также государственных органов и органов местного самоуправления.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть односторонней и коллективной. Под термином "доминирующее положение" признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 Закона).

Критерии одностороннего доминирования по закону таковы: если у хозяйствующего субъекта доля на рынке превышает 35%, но меньше 50%, то антимонопольный орган должен доказать, что этот субъект доминирует. Если у хозяйствующего субъекта доля больше 50%, он признается доминирующим, если не докажет обратного.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр хозяйствующий субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением, и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства.

Злоупотребления могут проявляться в виде:

  • - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • - изъятие товаров из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • - экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
  • - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок товара;
  • - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • - установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цепы финансовой услуги;
  • - создание дискриминационных условий;
  • - создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Правда, такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия. Как видим, приведенные виды злоупотребления доминирующим положением выявить подчас бывает очень сложно. Поэтому следует остановиться детальнее на отдельных из них.

Так, в практике антимонопольных органов встречаются наиболее часто навязывание контрагенту невыгодных условий договора. К данному виду нарушений относятся действия по необоснованному требованию выполнения каких-либо работ, навязывание особого порядка оплаты товаров с включением штрафов, скидок, надбавок и др. Создание дискриминационных условий ставит контрагента в неравное положение по отношению к другим участникам сделок. Как правило, это выражается в применении специальных (эксклюзивных) скидок для отдельных контрагентов, различных бонусов и вознаграждений. Сетевые торговые организации, наряду с этим, часто навязывают принудительный ассортимент товаров.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. Так, в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ предусматривается ограничение приобретения аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ.

В Федеральном законе "О защите конкуренции" коллективное доминирование определяется как совокупная доля не более чем трех крупнейших поставщиков на товарном рынке превышает 50% или доля не более чем пяти крупнейших поставщиков - превышает 70%, при этом доля каждого должна быть не меньше 8% (п. 3 ст. 5). Помимо высокой совокупной рыночной доли, для того чтобы компании признавались "коллективно доминирующими", необходимо наличие ряда других важных условий - доли должны быть стабильными на протяжении длительного времени, вход на рынок для новых поставщиков должен быть затруднен, информация о ценах должна быть доступна ограниченному кругу лиц и т.д.

Коллективное доминирование проявляется в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В правоприменительной практике соглашения между конкурентами называются горизонтальными соглашениями, а согласованные действия - вертикальными соглашениями. Участники этих соглашений не конкурируют между собой. В ст. 8 Федерального закона "О защите конкуренции" предусматривается отличие согласованных действий от действий по соглашению. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: во-первых, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; во-вторых, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товаров; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Как видим, совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям (п. 2 ст. 8 Закона). По мнению специалистов, и то и другое понятие необходимо антимонопольному органу для борьбы с таким явлением, как молчаливый сговор. В теории и практике сговор о ценах делится на два типа - явный сговор и молчаливый. Явный сговор это когда существует договоренность о ценах между поставщиками, хотя, естественно, никакие официальные бумаги участниками сговора не подписываются. Вторая форма сговора, очень неприятная для экономической политики, - так называемый молчаливый сговор, когда вообще нет никаких договоренностей, но каждый из конкурентов устанавливает высокую цену на товар до тех мор, пока конкуренты назначают столь высокую цену. Если участники рынка поступают таким образом, то высокая цена может поддерживаться довольно долго, даже без использования каких-либо договоренностей. Поэтому молчаливый сговор - это, конечно, главный "кошмар" антимонопольного законодательства во всех странах.

Статьей 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

  • - к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • - повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • - разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • - экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);
  • - навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • - экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • - сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется сирое либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
  • - созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • - установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. А также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Статья 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 -ФЗ конкретизирует антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют торговую деятельность или поставляют продовольственные товары в торговые сети. Им запрещается:

  • 1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
    • а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
    • б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  • 2) навязывать контрагенту условия:
    • а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
    • в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
    • д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода нрава собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
    • з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных п. "а"-"и";
  • 3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Вообще картель - сговор крупных игроков на рынке против потребителей и других компаний, ведущий к безосновательному обогащению, - считается самым опасным явлением в российской экономике. У нас каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей. Это объясняется одинаковым уровнем технологии, средним показателем издержек производства и структуры затрат, низкой наукоемкостью продукции. В настоящее время действуют региональные монополии в пищевой промышленности, жилищно-коммунальном секторе, агропромышленном секторе и розничной торговле, торговле нефтепродуктами, производстве строительных материалов и др.

Монополистический раздел рынка может иметь разрушительные последствия для экономики. Так, наметилась тенденция опережающего роста цен товаропроизводителей, находящихся в сговоре, по сравнению с темпами роста потребительских цен.

Во всех развитых странах мира картельные сговоры строго караются - многомиллионными штрафами и лишением свободы до 10 лет. В Европе и США подобная практика действует уже 30 лет, и за это время раскрыто более 100 картелей, занимавшихся, по сути дела, мошенничеством. Только за последнее время оштрафованы такие компании, как "Майкрософт" на 1,5 млн долл., "Самсунг" - на 300 млн евро. Аналогичные меры стали с мая 2007 г. приниматься и у нас. Единственная возможность избежать столь сурового наказания - самому сознаться в "злодеянии", представить антимонопольному органу все доказательства об этом и "сдать подельников".

Помимо хозяйствующих субъектов монополистические действия совершают и органы государственной власти разных уровней. К ним относятся принятие актов и другие действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные на ограничение конкуренции. Они также могут быть индивидуальными и коллективными. По данным ФАС России, государственные органы исполнительной власти, местного самоуправления чаще всего (в 46% нарушений) нарушали антимонопольное законодательство. А нередко чиновники совмещали свои функции с функциями хозяйствующих субъектов.

На практике чаще всего ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов осуществляется путем дачи указаний им о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; создания дискриминационных условий деятельности для отдельных субъектов; путем установления запрета продажи товаров из одного региона в другой; создания благоприятных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов предоставлением им льгот и преимуществ, ставящих их в более выгодное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др.

Должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности торговые предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Все это подпадает под ограничение монополистической деятельности государственных органов.

Статья 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает органам всех уровней государственной власти и местного самоуправления вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты или ограничивать осуществление отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Статьей 16 Закона запрещены соглашения и согласованные действия между государственными органами всех уровней, внебюджетных фондов, ЦБ РФ, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это может проявляться, в частности: в повышении, снижении или поддержании цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на одни и тот же товар; в разделе товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйственных субъектов.

Грубым нарушением антимонопольного законодательства является установление запретов на продажу товаров из одного региона в другой. Это действие противоречит требованиям ст. 74 Конституции РФ, не допускающей препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Наиболее подвержен такому воздействию продуктовый рынок, где часто применяются действия по ограничению розничных продаж. Это относится к алкогольной, молочной и хлебной продукции.

В совокупности эти действия недобросовестных чиновников существенным образом ограничивают конкурентные возможности рыночных отношений и в итоге подрывают авторитет власти, негативно влияют на экономическое развитие и социальное благополучие наших граждан.

Чтобы устранить сложившуюся ситуацию излишнего государственного регулирования за коммерческой деятельностью проводится работа в следующих направлениях.

Во-первых, в соответствии с Национальным планом противодействии коррупции органами прокуратуры выявлено более 260 тыс. нарушений закона, принесены десятки тысячи протестов, представлений, направлены в суды многие тысячи заявлений, возбуждены уголовные дела1. Наибольшее число правонарушений выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Во-вторых, анализируются функции и полномочия органов власти, проверяются нормативные правовые акты министерств и федеральных служб на содержание в них коррупционных норм и ненужных государственных платных услуг. Так, правительственная комиссия согласилась с выводами рабочей группы ФАС России о том, что около 60 функций Минсельхоза России и его подразделений являются избыточными. Вся их "польза" - в создании бессмысленных препятствий для бизнеса и благодатной почвы для коррупции.

В-третьих, вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 X" 8-Ф.З "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который запрещает государственным органам регионального и муниципального уровня требовать при предоставлении государственных услуг от заявителя информацию, которая хранится в других органах власти. Такие поправки внесены в 70 нормативных актов. Согласно Закону, центральные органы власти должны работать по этому принципу уже с октября 2011 г., а в регионах он начнет действовать с июля 2012 г. В рамках Закона будет реализовываться принцип межведомственного обмена - государственная услуга в одном окне. Принцип "одного окна" коснется и данных для постановки на кадастровый учет недвижимости и регистрации прав на нее, регистрация индивидуальных предпринимателей, и даже лицензирование образовательных учреждений подпадает под эту норму.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Федеральный закон "О защите конкуренции" предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона).

Примерный перечень недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 Закона. К ним закон относит следующие действия:

  • - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • - введение потребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара, или в отношении его производителей;
  • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • - продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
  • - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Надо отметить, что к недобросовестной конкуренции международная практика относит и другие виды деятельности:

  • - подкуп потенциальных покупателей с тем, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
  • - выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  • - неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  • - бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
  • - демпинг, т.е. продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее.

Следует иметь в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия "недобросовестная конкуренция".

ФАС России принимает активное участие в редактировании отечественного антимонопольного законодательства. Так, 13 мая 2007 г. введено законодательство, которое ввело оборотные штрафы - от 1 до 15% годового оборота компании - за недобросовестную конкуренцию, согласованные действия и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Благодаря оборотным штрафам удается сдерживать розничные цены на бензин, продукты питания и другие жизненно важные товары. С октября 2009 г. на компании налагаются не только оборотные штрафы, должностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на срок до семи лет тюремного заключения1. Тем самым антимонопольные органы получили соответствующий мировым стандартам инструментарий борьбы с картелями - оборотные штрафы. В то же время пока остается нерешенным вопрос об усилении оперативно-разыскной деятельности, эффективности методов раскрытия картельных соглашений. Антимонопольные органы РФ в отличие от стран с передовыми экономиками Европейского Союза, США не имеют таких полномочий, а органы МВД России, наделенные этой функцией, не располагают достаточным оперативным ресурсом пресечения противоправных действий на товарных рынках

Однако эти и другие поправки в антимонопольное законодательство все же привели к тому, что оно стало соответствовать европейским нормам, а следовательно, появились более широкие возможности для интеграции российской экономики в мировую.



Случайные статьи

Вверх