План социального развития предприятия. Пример социального проекта. Социальные проекты для молодежи: примеры Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

проект?

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

Цели и задачи социального развития производственного коллектива опосредуются, конкретизируются, дифференцируются в показателях плана, которые представляют собой количественно-качественную характеристику определенных социальных процессов. Роль социальных показателей не сводится к выявлению характеристик, раскрывающих те или иные аспекты жизнедеятельности коллектива. Они должны полно отражать изменения определенных сфер функционирования коллектива в целом, что предполагает системный подход к формированию показателей социального плана, т.е. должен быть не просто перечень показателей, а их целостная система, обладающая объединяющими, интегративными качествами.

Системность показателей плана социального развития отражает целостность объекта планирования, предполагает их внутреннюю взаимосвязанность. Она обеспечивается наличием сквозных показателей, наиболее полно выражающих цели и задачи плана, имеющих связь с целями более широких систем, к которым принадлежит предприятие, - объединению отрасли. Системность требует соблюдения пропорций между показателями коллектива и его социальной среды, между социальными и технико-экономическими показателями предприятия.

Система показателей плана, каждого его раздела выполняет важнейшие функции. Во-первых, при помощи показателей производится оценка исходной ситуации, положения различных социальных групп в коллективе и самого коллектива в более широкой системе. Во-вторых, показатели позволяют проследить динамику различных социальных процессов, в-третьих, они дают возможность отразить результаты планирования и его социальный эффект. Наконец, правильно построенная система показателей дает основание для сравнения и соответствующей координации социального развития с коллективами других предприятий, с развитием отрасли, с народнохозяйственными планами.

Система показателей социального развития коллектива характеризует самые разнообразные социальные отношения и процессы, протекающие в нем. Для того, чтобы социальные показатели достаточно полно отражали многообразие и специфику этих отношений и процессов, необходима их классификация.

Широко распространенной является классификация социальных показателей, предложенная группой авторов под руководством З.И. Файнбурга и Е.С. Шайдаровой. Согласно их «Методике социального планирования коллектива предприятия» все показатели предложено разделить на 3 группы:

показатели развития материальных и культурных условий функционирования личности, группы, коллектива;

показатели, отражающие факты поведения личности, группы, коллектива;

показатели, отражающие факты сознания личности, группы.

Выделение трех групп показателей соответствует разным возможностям планомерного регулирования социальных процессов. Первая группа показателей характеризуется наибольшей точностью, выражена в количественной форме и подлежит непосредственному планированию (средняя заработная плата, количество посадочных мест в столовых, строительство жилья и т.д.) Вторая группа показателей, отражая такие социальные процессы, как социальная активность, потребление культурных благ (чтение книг, просмотр телепередач и пр.), не может директивно устанавливаться, так как исходит из субъективных потребностей личности или коллектива. Поэтому планирование процессов осуществляется через воздействие на условия их протекания и приобретает характер прогноза как опосредованного учета и регулирования (количество учащихся в вечерних школах, занимающихся в различных кружках и т.д.). Планирование показателей третьей группы (т.е. мотивов, установок, ценностных критериев) имеет еще более опосредованный характер и выражается в изменении общих условий деятельности работников. Для повышения таких показателей, как удовлетворенность работой, отношение к труду, необходима кропотливая работа по улучшению условий труда, быта и досуга трудящихся в пределах возможностей предприятия. По отношению к этим показателям вырабатывается методика общего прогнозирования, указывающего тенденции изменения этих показателей.

Показатели плана социального развития классифицируются также на обязательные и рекомендуемые. Такое деление позволяет творчески подходить к составлению планов, выделять свои специфические социальные проблемы, характерные для данного коллектива, и одновременно реализовать функцию сводимости, сопоставимости показателей при сравнении с планами других коллективов и с учетом вхождения этого коллектива в коллектив объединения, концерна, в социальную среду региона.

Планирование не может выполнять свои регулирующие функции без соответствующих нормативов. Эти нормативы должны быть объективными ориентирами, критериями при оценке уровня социального развития трудовых коллективов и при оценке уровня социального развития трудовых коллективов, и при оценке планируемых изменений этого уровня.

Социальный норматив - это такой интервал значений конкретного социального параметра, в пределах которого (интервала) объект может успешно выполнять свои функции по отношению к той системе, в которую он включен.

Подобно трем методам нормирования в экономике, в социальном планировании также могут применяться опытный, опытно-статистический и аналитически-расчетный методы. Если при разработке плана учитываются условия и оценка социального развития лишь данного коллектива, то используется опытный метод. При учете среднестатистических значений социальных параметров множества или ряда предприятий отрасли или региона речь идет об опытно-статистическом определении нормативов для предприятия. Если же при составлении плана анализируется опыт передовых в социальном отношении предприятий, выявляются лучшие в отрасли или регионе параметры социального развития, то это можно рассматривать как применение аналитически-расчетного метода определения социальных нормативов.

Специфика социальных нормативов для коллектива заключается и в том, что он принадлежит двум различным системам - отрасли и региону, а в этих системах значения норматива могут различными. Преодоление этой трудности возможно при формировании «оптимального норматива» - такого интервала значений социального параметра, в пределах которого коллектив успешно выполняет свои функции по отношению и к региону, и к отрасли.

Каждый раздел плана социального развития должен включать в себя описание сегодняшнего состояния коллектива предприятия в той или иной сфере его жизнедеятельности; определение целей и задач дальнейшего совершенствования данного направления, данной сферы; показатели, характеризующие изменение данной стороны жизни коллектива, и мероприятия, способствующие реализации поставленных целей и задач. Существуют две формы планирования - «количественная» и «качественная».

При так называемом количественном планировании, социальные цели и задачи находят наиболее точное выражение в цифровых показателях, по достижению которых судят о выполнении плана. При качественном планировании определяются условия для достижения некоторого качественного состояния, который трудно поддается количественному выражению.

Пропорции между этими формами планирования меняются от раздела к разделу и связаны со спецификой разделов плана. Так, все подразделы «Социальной структуры коллектива» планируются преимущественно в цифровом выражении. Для раздела «Улучшение условий труда» основная форма планирования - качественная, то есть должен быть использован соответствующий перечень мероприятий. Преобладание той или иной формы зависит от аспекта социальной жизнедеятельности предприятия. Для раздела «Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия» характерно качественное планирование.

Структура разделов плана социального развития коллектива

Что касается мероприятий, то часть из них, способствующая реализации поставленных задач и достижению запланированных показателей, приводится в плане технического развития и организации производства и во избежание дублирования не указывается. В самом разделе отражаются лишь те специфические мероприятия, которых нет в других планах - разделах общего комплексного плана предприятия.

Цели социального и экономического планирования находятся в тесной связи, поскольку и то и другое должно способствовать решению триединой задачи общенародного государства:

совершенствованию общественных отношений,

повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

В то же время каждая из них (целей) имеет свою специфику в соответствии с объектом планирования. Так как объектом экономического планирования является народное хозяйство, его отрасль, объединение, предприятие, то его цель - развитие, повышение эффективности народного хозяйства (отрасли, объединения, предприятия}.

Предприятие является, как уже говорилось, не только производственной, но и социальной ячейкой нашего общества, поэтому оно выполняет не только производственные, но и социальные функции.

Двойственная природа предприятия порождает и двойственность цели планирования социального развития коллектива предприятия. Исходя из главного назначения предприятия - выпуска продукции (выполнение работ, оказание услуг) планирование призвано прежде всего способствовать его успешному выполнению. В качестве же собственно социальных целей выступает изменение социальной структуры коллектива, удовлетворение разнообразных потребностей его членов для дальнейшего развития личности. Все эти локальные социальные цели проецируются на предприятие от обеих социальных целей общества.

Следовательно, цель планирования социального развития коллектива предприятия можно определить как комплексную:

повышение эффективности деятельности коллектива за счет социальных факторов;

создание условий для возможного удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива;

развитие личности каждого из них.

Реализация этой комплексной цели и будет означать дальнейшее совершенствование социальных отношений общества.

Социальное планирование на уровне предприятий, строек, организаций сталкивается с необходимостью решения вопросов, выходящих за рамки компетенции органов управления предприятием. В связи с этим социальные проблемы развития каждого трудового коллектива должны быть отражены в. комплексных планах развития отраслей и территориальных единиц районов, городов, областей и согласованы с ними.

Исходя из необходимости решения конкретных задач планы могут содержать и отличающиеся разделы. Так, планы 9 ГПЗ содержали такие разделы: "Совершенствование организации труда и управления производственным коллективом", план тольяттинского завода Волгоцемтяжмаш - "Охрана здоровья женщин". В планах заводов других городов включались разделы "Совершенствование социально - ncихологических отношений в коллективе", "Экономическая и социальная эффективность плана". Некоторые коллективы подразделяют pаздел “Развитие общественной активности трудящихся" на два раздела." "Развитие трудовой и общественной активности трудящихся и совершенствование отношений в коллективе" и "Духовное и физическое развитие работников предприятия” (отделения Куйбышевской железной дороги, 9 ГПЗ, металлургический завод им. В.И.Ленина и др.).

Планы социального развития разрабатываются уже третье десятилетие. Необходимость сравнения, сопоставления планов разных предприятий, оценки их выполнения, сведения их по отрасли, по региону поставила задачу разработки методических указаний о целях и задачах, структуре плана, системе показателей, контроле за ходом реализации.

Основные ответственные подразделения и организации

Введение

Отражение цели и задач плана социального развития коллектива в течение планируемого периода, исходного и перспективного состояния технико-экономической основы плана

Высшее руководство предприятием

I.Изменение социальной структуры работников

Реализация производственной, и социальной функций коллектива. Повышение эффективности производства, повышение содержания труда, уровня образования и квалификации, уменьшение социальных различий, удовлетворение потребностей членов коллектива

Технические подразделения, экономические и кадровые службы

II. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия

Создание благоприятных условий труда и повышение здоровья работников как фактор повышения трудовой и социальной активности. Удовлетворение потребностей членов коллектива

Отдел НТО, завком, медицинская служба, отдел охраны труда и техники безопасности

III.Совершенствование оплаты и стимулирования труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия

Планомерное повышение благосостояния и культурного уровня работников, уменьшение социальных различий в коллективе в экономическом и культурном отношении. Удовлетворение потребностей трудящихся

Экономические, кадровые подразделения, завком, ЖО

Программа обеспечения развития общества предполагает решение вопроса совпадения основных тенденций и потребностей социального развития со средствами и методами реализации поставленных целей и задач. Поэтому основным критерием жизнеспособности и прогрессивности социальных преобразований и эффективности управления социальными объектами выступают: а) степень научности и б) обоснованность отражения на практике интересов большинства (общества).

Становление планирования проблем развития общества относится к концу XVIII в. и связано с представителями утопического социализма: К. де Рувруа (Сен-Симоном), Ш. Фурье и Р. Оуэном, которые стремились обосновать совершенную социальную систему на основе внеисторически понимаемых принципов – разума, справедливости, свободы, равенства и братства. Среди идей и догадок социалистов-утопистов, в частности, были: необходимость создания крупного общественного производства; уничтожение противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом; обязательность труда как потребности и как наслаждения; требование единения науки и промышленности, научного планирования хозяйства (экономики); осуществление распределения имеющихся ресурсов "по способностям". Отдельные их догадки актуальны и сегодня.

Уже в начале XIX в. их последователями предпринимались попытки реализации отдельных идей на практике – в США и в Великобритании.

Первое упоминание термина "социальное планирование" приписывается 32-му Президенту США Ф. Рузвельту при проведении им реформ (так называемого нового курса) в связи с преодолением последствий кризиса перепроизводства 1930-х гг.

Дальнейшее развитие это явление получило при реализации различных форм и методов осуществления социальной политики, в частности в обеспечении социальной защиты населения.

Теоретико-методологические основы социального планирования впервые были апробированы в первые годы Советской власти и первом пятилетием плане развития народного хозяйства (1928– 1932). Данный план содержал, в частности, специальный раздел "Социально-экономические проблемы", различные социальные программы (ликвидации неграмотности, беспризорности в стране), а также меры по их решению. Отметим, что в последующих планах развития народного хозяйства, вплоть до последней пятилетки, подобный раздел как самостоятельная составляющая не выделялся.

Среди отечественных ученых, внесших вклад в разработку проблем теории и практики социального планирования, могут быть названы: Н. А. Айтов, В. Г. Асеев, В. И. Герчиков, В. М. Ель- меев, Н. И. Лапин, Π. П. Лузан, В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, Ю. Л. Неймер, О. И. Шкаратан и др.

Нынешнее отвержение идей социализма уже привело к отказу от централизованного планирования социального развития общества. Отход от плановых начал регулирования объясняется: преобладанием технократических тенденций в развитии общественного производства; гипертрофированностью системы распределения ресурсов; абсолютизацией методов директивного планирования (командования) в ущерб косвенному (регулированию); малой "областью свободы" для развития потенциальных общественных и личностных возможностей; зависимостью общественных отношений от политических и идеологических установок государства; отсутствием должного соответствия между экономическими и социальными параметрами развития (увеличение объемов производства выступало в роли первичного фактора, удовлетворение потребностей людей – вторичного) и учета человеческого начала в планировании и экономике.

Сущностными характеристиками

  • 1) ориентация планирования на цели, вытекающие из объективных тенденций организации общественного развития и предусматривающие удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, выработку мер по активизации созидательной деятельности самого человека и социальных институтов общества;
  • 2) использование в рамках социального планирования показателей эффективности достижения поставленных целей (сроки, объемы, уровни, темпы, пропорции, степень достижения намеченных рубежей);
  • 3) детальная разработка и исследование средств достижения поставленных целей развития в виде льгот (ограничений) или создания условий рационального развития объекта планирования;
  • 4) социальное планирование является непрерывным процессом познавательной и преобразующей деятельности.

В целом социальное планирование определяется как научно обоснованное определение целей, показателей и заданий развития социальных объектов и основных средств их реализации в интересах общества, социальных институтов или крупных производственных объединений.

Выделяют следующие уровни социального планирования.

Общество, для которого разрабатываются перспективные планы решения наиболее значимых социальных проблем, определяющих его жизнеспособность, целостность и устойчивость.

Уровень отдельных сфер общественной жизни (экономической, социально-политической и духовной), на котором предусматривается решение проблем улучшения условий и содержания труда; профессионально-квалификационной подготовки; престижности сфер приложения труда; структуры рабочего и свободного времени; удовлетворения материальных и духовных потребностей; участия в политической жизни.

На региональном уровне планирование направлено на решение социальных проблем республики, области (края), иного регионального образования в части: выравнивания социального развития в территориальном разрезе; регулирования миграционных потоков; рационального использования трудовых ресурсов; развития национальных отношений; распределения и потребления культурных ценностей.

При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо определение сущности и специфики каждого социального объекта (явления или процесса) на данной территории, а также уточнение их отличия от аналогичных объектов на других территориях.

Уровень производственных организаций (трудовых коллективов) предполагает реализацию побуждения человека к творческой работе, обеспечение условий для его трудовой и повседневной жизни.

Основными формами социального планирования выступают:

  • 1) адресное (прямое) планирование или разработка и обоснование системы заданий по достижению определенного уровня общественного развития. Это касается рациональных соотношений в развитии социальных процессов, отражающих реальное их состояние, тенденции изменения, уровень использования науки и техники, потребностей людей;
  • 2) социальное (косвенное) планирование, при котором элементами механизма реализации выступают конкретные условия, возможности и потребности самого объекта, а также его составные части и переменные экзо- и эндогенного характера, иными словами, поддающиеся или неподдающиеся государственному и общественному регулированию. Отметим, ряд социальных объектов имеет ограниченные условия в своем развитии, что предполагает необходимость определения "области свободы" в их планировании.

Существенным моментом в социальном планировании является также учет интересов личности, отдельных социальных групп, общества в целом.

Двойственность процесса планирования позволяет рассматривать методы по его реализации как способы: а) осуществления программ и планов (планирование как деятельность); б) их разработки (планирование как наука). Общие методы планирования характеризуются ответами на принципиальные вопросы: на какие объективные законы общественного развития опираются возможные способы реализации целей? на что они направлены? в каких организационных формах будут воплощены?

Ведущим методом планирования является балансовый метод, или способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В современных условиях также крайне важны методы, связанные с осуществлением рыночных отношений, когда необходимо предвидение социальных последствий принимаемых решений, умение согласовать интересы всех участников программ социальных преобразований.

Требования нормативного метода являются основой для составления показателей (нормативов) социального развития на различных уровнях организации общества, обеспечивая его научность.

Сущность аналитического метода состоит в расчленении социального действия на составные части и определении направлений реализации намеченной программы действий.

Суть метода вариантов (вариантных приближений) заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных проблем и задач при наличии возможно более полной и достоверной информации.

Комплексный (программно-целевой) метод представляет собой разработку целевых комплексных программ с учетом всех основных факторов (материальных, трудовых и финансово-экономических), определением исполнителей и сроков.

В развитие материала, представленного в гл. 4 (п. 4.2), рассмотрим базовые методологические понятия, характеризующие инструментарий оценки того или иного уровня общественного развития.

Социальные показатели – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде они определяются и рассчитываются на базе статистических данных.

Для выявления степени развитости или совершенства конкретного объекта (явления или процесса) применимы следующие показатели: а) общий, когда необходимо установить уровень развития (отставание, опережение, соответствие) изучаемого процесса в конкретном социуме и принять соответствующие меры воздействия; б) нормативный, когда необходимо определить соответствие изучаемого процесса научно обоснованным требованиям.

Обычно говорят, что социальное планирование эффективно в случае применения нескольких групп показателей, в частности:

  • показателей, учитывающих опыт планирования общественного развития в виде количественных характеристик и поэтому позволяющих проектировать на перспективу;
  • показателей в виде качественных характеристик отдельных социальных явлений;
  • показателей – оценок результативности мер, принятых после окончания планового периода.

Отметим, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных решений, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его результативности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.

Социальные нормативы – научно обоснованные количественные и качественные характеристики нормативного состояния социального явления (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей и возможностей общественного развития. Они направлены на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности; имеют конкретно-исторический характер, т.е. отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и, соответственно, могут изменяться в перспективе.

Социальные нормативы четко определены количественно и качественно через величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Поэтому для установления наиболее эффективного соотношения потребностей и возможностей в социальном развитии нормативы апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

Социальные нормативы должны быть согласованы между собой, а также дифференцированы в зависимости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей региона на основе различных коэффициентов. В направлениях социального развития, где определение нормативов затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия социальный ориентир, под которым необходимо понимать наиболее возможную (рациональную) величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений.

Классификация социальных нормативов и ориентиров возможна по:

  • сферам жизнедеятельности индивида (труд, общественно- политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Здесь они отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 100 тыс. человек населения; могут выражаться в конкретных требованиях и заданиях (например, нормативах по архитектурно-плановым решениям или организации рациональной жизни населения); могут существовать в виде нормы в системе "человек – человек" (например, количество лиц той или иной профессии на 1000 человек населения или обеспеченность кадрами на 1000 человек по видам профессий);
  • уровням социальной организации общества (по стране в целом, территориальному образованию, отрасли народного хозяйства, группе организаций);
  • социальной структуре общества (или по социально-демографическим группам);
  • этапам развития (общества, региона или отдельного производства).

В качестве конкретных форм реализации социального развития могут быть названы: социальная карта региона и социальный паспорт организации , которые констатируют многообразие социальных процессов и изменений на названных уровнях и позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение объектов планирования, принимать адекватные меры для решения поставленных проблем.

Опыт социального планирования показывает, что в социальной карте или паспорте характеризуются социальный состав населения, демографическая ситуация, показатели трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы, кадровое обеспечение социального развития и его мате

риально-технической базы (по сферам общественной жизни или самостоятельно).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка плана социального развития на примере ОАО «Международный аэропорт Владивостока»

Введение

1. Теоретические основы социального планирования

1.1 Сущность социального развития предприятия

1.2 Структура социального развития

1.3 Социологическая служба как субъект планирования

2. Планирование социального развития на примере ОАО «Международный аэропорт Владивостока

2.1 Особенности деятельности ОАО «Международный аэропорт Владивостока»

2.2 Анализ хозяйственной деятельности

2.3 Оценка социальной службы на предприятии

3. Разработка плана социального развития ОАО «Международный аэропорт Владивостока»

3.1 Мероприятия по развитию социальной сферы ОАО «Международный аэропорт Владивостока»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

На сегодняшний день поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что без управления, максимально полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования.

Современные условия деятельности организаций диктуют необходимость построения принципиально новых основ управления социальным развитием организаций. При этом основной акцент должен быть сделан на человека, как на главный элемент этой системы. Содержание социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, значение которых должно повышаться: в частности, формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.

На основе этого должен составляться социальный план предприятия, включающий в себя названные социальные программы. Только комплексный подход к решению социальных проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов позволит выработать устойчивую тенденцию к повышению жизненного уровня сотрудников фирмы.

Уход государства от решения ряда социальных проблем вызывает необходимость активизации предпринимательских фирм в социальной сфере, расширения и обновления их социальных функций. Чем выше конкурентность рынка, тем разнообразнее и весомее должна быть как внутренняя, так и внешняя социальная политика предпринимательских фирм. Сокращение государственных услуг по социальному обеспечению отнюдь не приводит к уменьшению потребности граждан в социальной защите. Напротив, в условиях роста социальной дифференциации современного общества она будет возрастать. Поэтому вполне закономерно ожидать повышения значимости мер, принимаемых предприятиями (бизнесом) по социальной защите граждан от жизненных трудностей. Задача, поставленная руководством страны, еще в большей степени актуализирует повышение роли предпринимательских фирм в осуществлении социальной политики.

Цель дипломной работы исследовать планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Международный аэропорт Владивостока» и выявить пути его совершенствования.

Задачи работы:

Изучить сущность социального развития предприятия

Изучить структуру и социологическую службу как субъект планирования социального развития;

Рассмотреть особенности деятельности ОАО «Международный аэропорт Владивостока»;

Провести анализ хозяйственной деятельности и исследовать социальное развитие на предприятии;

Дать оценку социальной политики ОАО «Международный аэропорт Владивостока»

Исследовать основные факторы развития социальной сферы предприятия;

Предметом работы является социальное развитие на предприятии. Объектом работы является хозяйственная деятельность ОАО «Международный аэропорт Владивостока».

Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при планировании социального развития, что будет способствовать реализации принципов корпоративной социальной ответственности бизнеса на практике и переходу их к устойчивому развитию.

Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.

социальный развитие планирование хозяйственный

1 . Теоретические основы социального планирования

1.1 Сущность социального развития предприятия

Во всех экономических системах главной производительной силой является персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важнейших задач как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие персональных и творческих способностей работников и так далее.

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Для современного этапа развития отечественных рыночных отношений особенно важными в сфере социально-трудовой деятельности являются сформулированные А. Маршаллом следующие социально-трудовые проблемы:

Как необходимо поступить, чтобы увеличить благоприятные и уменьшить пагубные воздействия экономической свободы, имея ввиду конечные ее последствия и промежуточные?

В какой мере стремление к более равному распределению богатства послужит оправданием для изменения форм собственности или для ограничения свободного предпринимательства даже в том случае, если они способны привести к сокращению совокупного богатства. Иными словами, насколько далеко следует продвигаться в сторону увеличения дохода беднейших классов и уменьшения объема их труда даже тогда, когда они связаны с некоторым сокращением материального богатства страны? В какой мере это можно осуществить, не совершая несправедливости и не ослабляя энергию лидеров прогресса. Как следует распределять бремя налогов между различными группами общества?

Должны ли мы довольствоваться существующими формами разделения труда? Неизбежно ли, чтобы множество людей было занято исключительно нетворческой работой? Можно ли постепенно привить громадным массам рабочих новую для них способность к выполнению более высоких норм труда и, в частности, к осуществлению коллективного управления предприятием, на котором они сами работают?

Каково надлежащее соотношение между индивидуальными и коллективными действиями на той стадии цивилизации, на которой мы теперь находимся? Какую хозяйственную деятельность должно осуществлять само общество, действуя через свои правительственные органы, федеральные или местные?

Когда правительство само непосредственно не вмешивается в хозяйственную деятельность, в какой степени должно оно позволять отдельным лицам и корпорациям вести свои дела по их усмотрению? В какой степени должно оно регулировать управление монополиями, а также землей и другими крупными ресурсами, которые сам человек увеличить не может? Обязательно ли сохранять во всей силе все существующие права собственности или, быть может, первоначальная необходимость, которой они были вызваны, в известной мере уже миновала?

Являются ли существующие способы использования богатства полностью справедливыми? В каких пределах допустимо моральное давление общественного мнения на правительство, когда его негибкость и насильственное вмешательство способны принести больше вреда, чем пользы? В каком смысле обязанности одной страны по отношению к другой в экономических вопросах отличаются от таких же обязанностей граждан одной страны по отношению друг к другу?

Таким образом, в рыночных отношениях главные социально-экономические проблемы состоят в справедливом распределении общего богатства, регулировании личных доходов и формировании уровня заработной платы.

Всякое богатство, как отмечал А. Маршалл, состоит из вещей, которые люди желают иметь и какие прямо или косвенно удовлетворяют все потребности человека. Необходимые людям вещи или блага подразделяют на материальные и нематериальные.

Материальные блага состоят из полезных вещей, товаров и материалов, а также из всех прав на владение и использование материальных вещей или на извлечение из прав собственности на свои вещи выгоды как в сегодняшней, так и в завтрашней жизни. Примерами материальных благ могут служить все естественные дары природы, земля и вода, воздух и климат, продукты сельского хозяйства и рыболовства, товары добывающей и перерабатывающей промышленности, здания, машины и инструменты, а также закладные и другие долговые обязательства, паи и доли акций в государственных и частных предприятиях, все виды монополий, патентные и авторские права и другие права пользования всеми видами личной и интеллектуальной собственности.

Нематериальные блага человека подразделяются на две группы. К одной относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям, например умственные и деловые способности, профессиональное образование и практические умения. Все эти блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу включаются внешние блага, состоящие в наличии хорошей репутации и деловых связей человека и др. Как материальные, так и нематериальные блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К первым обычно относятся материальные ценности, а ко вторым - личные качества и способности, а также деловые связи, благоприятные климатические условия и т.п.

Как видно, материальные блага, человеческие качества и климатические условия, какими располагает человек, являются важнейшими характеристиками качества жизни людей.

Среди других факторов, определяющих качество жизни персонала предприятия, наиболее существенным является духовная, (цели жизни, ценностные ориентации, этические нормы и так далее), экономические (объем производства товаров и услуг, эффективность использования ресурсов, состояние финансовой системы и так далее), технологические (технические параметры продукции, уровень технологического оборудования), политические (свободная экономическая деятельность, безопасность жизни и работы и так далее).

В процессе трудовой деятельности персонала основные социально-экономические результаты могут выражаться объемом, составом и качеством продукции, товаров и услуг, условиями труда, безопасной работы и здоровьем работников (заболеваемостью), отношением к труду, уровнем заработной платы, наличием прогулов и потерь рабочего времени, числом конфликтов, жалоб, забастовок и другими финансово-экономическими и социально-трудовыми факторами и показателями. Если предприятие обеспечивает ожидаемый уровень таких результатов для всех работников или членов трудовых коллективов, то у них появляется мотивированное желание вносить свой личный и групповой профессиональный вклад на том уровне затрат своих сил и общих результатов труда, который они считают приемлемым или возможным при данных трудовых, мотивационных или рыночных отношениях. От того, насколько предприятие мотивированно определяют функции и обязанности работника при заданной оплате труда, зависит и его восприятие целей системы и желание обеспечивать необходимый или возможный результат. Стимулирования требуемого уровня результативности труда работников можно добиться двумя путями: либо подбирая персонал с соответствующей внутренней мотивацией, для которого важное значение имеет свое внутреннее удовлетворение достигаемыми результатами, либо путем внешней мотивации, при которой происходит удовлетворение желаний и потребностей человека через систему его стимулирования, как материального, так и морального.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи - повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и так далее. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы:

Непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями;

Изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;

Анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб;

Анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных;

Социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации;

Статистический анализ массовых данных.

План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей.

В целях обеспечения выполнения заданий по всем пунктам плана устанавливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; выделяются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запланированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут ответственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера мероприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Таким образом, планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива. Отметим, что социальное планирование предполагает комплексное решение проблем и участие в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; молодых сотрудников, служащих в армии; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

1.2 Структура социального развития

Важным средством сознательного воздействия на социальные процессы с целью их оптимизации является социальное планирование - система методов планомерного управления развитием трудового коллектива предприятия как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развитие социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Цель планирования социального развития - повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создание условий для более полного удовлетворения потребностей работников и для развития членов трудового коллектива, сокращение различий между ними по условиям и содержанию труда, уровню образовательной и профессиональной подготовки.

План социального развития это совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию трудового коллектива предприятия. Структура плана социального развития трудового коллектива включает четыре раздела (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура плана социального развития

Для разработки плана социального развития на предприятии необходимо создать службу социального развития, состоящую из высококвалифицированных специалистов - экономистов, социологов, психологов. Их задачей является регулярное проведение социологических исследований с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание более благоприятных социально-психологических условий, способствующих увеличению степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, а также росту производительности труда и эффективности производства. Работа над планом социального развития осуществляется в несколько этапов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Этапы разработки плана социального развития

Для планирования и управления социальным развитием возникает необходимость его количественной оценки, для чего можно использовать систему критериев и показателей, представленную на рисунок 3.

Анализ количественных показателей социального развития дает возможность оценить эффективность плана социального развития. Эффективность может быть экономической - рост производительности труда, улучшение качества продукции, снижение ее себестоимости, повышение рентабельности производства - и социальной - совершенствование социальной структуры трудового коллектива, повышение социального статуса и культурного уровня его членов, рациональное использование свободного времени, рост благосостояния членов коллектива.

Рисунок 3 - Показатели социального развития трудового коллектива

Таким образом,цель планирования социального развития - повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создание условий для более полного удовлетворения потребностей работников и для развития членов трудового коллектива, сокращение различий между ними по условиям и содержанию труда, уровню образовательной и профессиональной подготовки. План социального развития это совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию трудового коллектива предприятия. Структура плана социального развития

1.3 Социологическая служба как субъект планирования

Управление социальным развитием организации является специфическим видом менеджмента и вместе с тем составной частью управления персоналом, имеет свою область проявления и свой объект управленческого воздействия. Социальный менеджмент предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. Ему присуши соответствующие формы и методы, приемы, способы и правила, позволяющие решать социальные проблемы на основе преимущественно научного подхода к регулированию социальных процессов в организации.

Субъект социального менеджмента - управленческие подразделения и круг должностных лиц, призванные заниматься вопросами социального развития организации и социальным обслуживанием ее персонала, наделенные надлежащими полномочиями и несущие определенную ответственность за решение социальных проблем. Наличие социальной службы в организации тем более необходимо, что перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора в трудовой деятельности и значения личностных качеств работников, усиливают потребность в социальном партнерстве.

Фактически на каждом крупном предприятии зарубежных стран, особенно тех, которые следуют социальной ориентированности национальной экономики, управление социальными процессами обособленно и специализированно. Имеются управленческие звенья, которые занимаются работой с кадрами (человеческим ресурсом), регулированием социально-трудовых отношений и связей с профсоюзами, предоставлением социальных услуг персоналу, расходованием средств на благотворительные цели.

В Российской Федерации до недавнего времени на большинстве предприятий вместе с непременными отделами кадров, труда и зарплаты были управленческие службы, которые решали вопросы техники безопасности, медико-санитарного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, рабочего снабжения, оказания бытовых услуг организации соревнования и т.п. При осуществлении мер, направленных на переход от планового, сверх централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике предназначение, формирование и практическая деятельность этих и других социальных служб заметно изменились.

В новых условиях функционирование таких служб обусловливается, с одной стороны, формой собственности, масштабами, отраслевой принадлежностью и местоположением организации, а с другой стороны - количественной и качественной характеристикой ее персонала, возросшей ответственностью предпринимателей и руководителей любого уровня за усложнившееся решение как производственно-хозяйственных, так и социальных задач. При определении социальных служб ныне должны приниматься во внимание социально-экономические последствия приватизации бывшего государственного имущества; изменения принципиального характера в системе вознаграждения труда, диктуемые утверждением рыночных отношений коммерциализацией предоставления все большего круга социальных услуг; реформирование различных видов социального страхования и социальной помощи; отмирание ряда прежних социальных функций профессиональных союзов. Приходится учитывать и то, что реальная забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные, в первую очередь на муниципальные, органы и сами организации. В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо самой дирекцией организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями, которые являются элементами структуры управления персоналом, службами социального назначения. Типовой вариант организованной структуры предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему подразделений (отделов, секторов или групп) и отдельных специалистов, ведающих, в частности, вопросами регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда, трудовой мотивации, социальной зашиты, функционирования объектов социальной инфраструктуры.

При наличии в организации разветвленной сети собственной социальной инфраструктуры управление ею осуществляется, как правило, отдельно. В этом случае возможен вариант структуры, предусматривающий должность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему в подчинение управленческих звеньев и должностных лиц, ведающих жилищно-коммунальным хозяйством, учреждениями лечебно-профилактического профиля, образования и культуры, общественного питания и бытового обслуживания, другими объектами социального назначения.

Задачи, выполняемые социальной службой организации, имеют свои особенности, обусловленные неоднозначностью объекта управления и характера возникающих социальных проблем, своеобразием методов достижения социальных целей, необходимостью строжайшего соблюдения требований социально-трудового законодательства и обеспечения тесного сотрудничества всех сторон, заинтересованных в социальном партнерстве. В российских же условиях надо учитывать и современное состояние отечественной экономики и социальной сферы, при котором организации и их персонал продолжают испытывать негативные последствия недавнего существенного спада производства и гиперинфляции, а руководители сталкиваются с серьезными препятствиями объективного и субъективного плана в стремлений повышать заработки, улучшать условия труда и быта, усиливать заинтересованность работников в новых формах хозяйствования.

Поскольку социальная служба как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, ее первостепенная задача - сфокусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нравственном потенциале, культуре общения и взаимодействия работников. Обеспечивая желаемые перемены в социальной среде организации, специалисты социальной службы вынуждены не только преодолевать затруднения экономического и технического порядка, но и в основном заниматься социально-психологическими, духовно-нравственными проблемами, связанными с отношениями людей к природе, научно-техническими достижениями, труду и, само собой разумеется, друг к другу.

Руководителю организации, менеджеру-профессионалу нужно обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, психологическим и педагогическим тактом, умением выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения. Ему в известной степени надлежит выступать в роли воспитателя, который учитывает психологические особенности отдельных личностей и социальных групп, а при выборе вариантов решения социальных вопросов советоваться с теми, чьи интересы данная проблема затрагивает.

От специалистов социальной службы требуется предельная внимательность к человеку, максимальная забота о каждом работнике организации, удовлетворении его запросов, уважении прав и достоинства. Они призваны, используя имеющиеся в их распоряжении средства, стимулировать интерес сотрудников к делу и высокопродуктивной работе, развивать социальную активность, стремление работников эффективно реализовывать свои знания, опыт и мастерство. Важно повышать уровень осознания людьми значимости дисциплины, творческой инициативы и самостоятельности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты совместного труда.

Причастность к управлению социальными процессами сопряжена с заботой об улучшении условий труда и быта людей, с искренней отзывчивостью на просьбы сотрудников о содействии в решении житейских проблем, сколь бы малыми они не казались, с готовностью оказать необходимую помощь. В то же время нужна осмотрительность в предоставлении любых привилегий. Поблажки нередко разобщают коллектив, приводят к конфликтным ситуациям, конфронтации. Противопоказана, конечно, и слепая уравнительность.

Важнейшая задача управления социальным развитием - использование различных видов социальных, гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды организации, как своеобразного алгоритма получения желаемых в этом деле результатов. Такие технологии, основанные на знаниях о человеке, о содержании и формах социальных связей, применяются в управленческой деятельности с целью гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности.

Гуманитарные технологии в работе с персоналом обычно рассчитаны на то, чтобы дать простор проявлению индивидуально-личностных качеств сотрудников, оптимизировать межличностные отношения и морально-психологическую атмосферу в коллективе, стимулировать профессиональный рост, творческую инициативу и деловое партнерство. При этом учитываются реальные возможности организации, отраслевая специфика ее функционирования, социально-демографические особенности города или района, где она располагается.

Непременным компонентом и, следовательно, задачей современного, основанного на научном походе управления социальным развитием является соблюдение социальных норм - установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведение, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам. Именно они позволяют в выверенной и доступной форме выразить как основные цели перемен в социальной среде, так и требования, которые предъявляются к персоналу.

В буквальном смысле понятие «норма» означает руководящее начало, правило. Потому норма, норматив есть некий эталон, на который надлежит равняться и по которому нужно оценивать те или иные события, объекты, процессы.

Социальные нормы это количественная, а в большинстве случаев качественная характеристика требований к условиям жизнедеятельности человека, социальных групп. К ним относятся как правовые нормы, закрепленные в законах страны, так и нравственно-этические ориентиры, регламентированные значения социальных показателей.

Нормативы социальной сферы, как и других областей жизни общества, складываются в результате практической деятельности людей и социального опыта, научных исследовании, экспертных заключений авторитетных специалистов. Они находят выражение в законодательных актах, постановлениях правительства, отраслевых инструкциях, установлениях региональных органов управления, распоряжениях местной администрации и других регламентирующих документах. Обязательные нормативы требуют неукоснительного исполнения, а нормы, которые имеют рекомендательный характер, служат методическим руководством при решении социальных проблем.

В частности, российские нормативы из области социально-трудовых отношений устанавливают длительность рабочей недели и продолжительность трудового отпуска; уровень физических и интеллектуальных требований к представителям тех или иных профессий; эргономические и санитарно-гигиенические условия труда; минимальные размеры оплаты труда, пенсий и стипендий, компенсационные выплаты и льготы; пределы рационального потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; средние показатели обеспеченности жильем, бытовыми удобствами, учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Программа социальных реформ, осуществляемых ныне в Российской Федерации, одной из важнейших мер по стабилизации и повышению уровня жизни населения считает формирование системы государственных минимальных социальных стандартов. Некоторые из них уже установлены - так, как уже упоминалось, федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех человек и более, 42 кв. м - на семью из двух человек и 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают региональные стандарты, руководствуясь федеральными.

Другой федеральный стандарт - стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на I кв. м общей площади жилья - рассчитывается исходя из стандартного набора услуг по содержанию и ремонту жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, канализацию, газоснабжение и электроснабжение, с учетом средних сложившихся норм потребления. Федеральный же стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги фиксирует как долю платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг, так и максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Конечной целью реформы является полная оплата населением жилищно-коммунальных услуг с выплатой субсидий тем семьям, расходы которых на жилье превышают 25% от уровня их семейных доходов (при этом, конечно, берутся в расчет социальные нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг).

Своеобразным социальным стандартом является и показатель величины прожиточного минимума. Это величина на душу населения и по основным социально-демографическим группам должна определяться ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам.

Социальная служба организации обязана обеспечивать полнообъемное выполнение социально-трудового законодательства. Имеется в виду неукоснительное соблюдение норм права, регулирующих в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией и другими законами страны социально-трудовые отношения.

К задачам социальной службы организации относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерство -- взаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой - трудовые коллективы и профсоюзные организации. Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации своей деятельности с отраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального партнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки - забастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

На уровне предприятий, как отмечалось, сторонами социального партнерства являются работодатель (работодатели) И трудовой коллектив, полномочия которого согласно российскому законодательству осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива. Трудовой коллектив реализует право работников участвовать в управлении предприятием (организацией), вносить предложения об улучшении его работы, а также о социально-культурном и бытовом обслуживании. Он рассматривает и решают вопросы заключения с администрацией коллективного договора, самоуправления трудового коллектива, иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Участниками переговорного процесса по урегулированию социально-трудовых отношений могут быть представители ассоциаций работодателей - добровольных объединений или союзов как отдельных граждан, так и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Такого рода ассоциации создаются для координации коммерческих занятий, представительства предпринимателей, защиты их общих имущественных и иных интересов.

Велика роль в налаживании и осуществлении социального партнерства профессиональных союзов.

Функции и сам процесс управления составляют содержание целенаправленного воздействия на людей, занятых совместной деятельностью, на их социальные связи и отношения. Имеются в виду не только функции социальной службы, но и конкретные формы, методы и стимулы, которые используются для упорядочения и повышения эффективности сообща предпринимаемых усилий. Будучи непременным звеном системы управления персоналом, социальная служба имеет свой круг задач и обязанностей, определяемый как общими требованиями к управлению социальными процессами, так и особенностями социальной среды данной организации.

Функции социальной службы вбирают в себя все известные управленческие элементы: продуманное, основанное на прогнозном предвидении планирование, регулирующее и координирующее распорядительство, побудительная мотивация, корректирующий контроль и информирование о состоянии социальной среды. Должный эффект социального развития может быть получен лишь при выполнении социальной службой всех этих функций. Рассмотрим их подробнее.

Социальное прогнозирование и планирование - важнейший инструмент управления социальным развитием. Оно предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды организации; осмысленную диагностику, выяснение и объяснение взаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями; предвидение того, какой вариант решения назревшей социальной проблемы будет наиболее эффективным. Для этого необходимы надежные источники получения информации, к которым, в частности, можно отнести статистические данные, характеризующие материальную базу и другие составляющие социальной среды организации; данные изучения социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда и отдыха, соблюдения техники безопасности ведения работ, а также общественного мнения и преобладающих настроений в коллективе; определение с помощью социометрических методов и социопрограмм более или менее цельной картины сложившихся социальных связей и взаимоотношений работников, их ожиданий и предпочтений в соизмерении с реальными возможностями организации.

Только на основе точного знания конкретных обстоятельств и общей ситуации, как в самой организации, так и в регионе, отрасли и стране в целом можно оценить положение дел в социальной среде, видеть перспективу изменений в ней, выбирать адекватные методы достижения перемен. Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению, прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решений, предлагаемых социальной службой.

Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно даст возможность с большей целесообразностью и эффективностью действовать на социальные процессы в организации.

Примеры планомерного подхода можно найти в практике многих стран - это целевые программы повышения качества трудовой жизни, которые с середины 70-х гг. нашли распространение на предприятиях США и ряда других государств; относящиеся к 70-80-м гг. планы социального развития на предприятиях бывшего СССР; общегосударственные планы социально-экономического развития в Японии, на которые с середины 50-х гг. ориентируются крупные фирмы, корпорации этой страны при выборе приоритетов в хозяйствовании и социальной сфере.

В современной России стратегическая направленность прогнозирования и планирования социального развития предприятий и иных коммерческих организаций определяется Конституцией страны, которая характеризует Российскую Федерацию как социальное государство, стремящееся к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие своих граждан, гарантию их прав и свобод. Этой общей цели подчинены осуществляемые реформы по либерализации экономики, утверждению рыночных отношений, упорядочению социальной сферы. В то же время социальное прогнозирование и планирование затруднено из-за затянувшегося спада производства и резкого сокращения инвестиций, снижения уровня жизни значимой части населения, а также медленного хода социально-экономических преобразований на уровне предприятий.

Препятствия на пути к эффективному функционированию предприятий при установлении рыночного регулирования обусловлены прежде всего финансовыми издержками, ставшими следствием недавней гиперинфляции, непродуманностью крупномасштабной приватизации бывшей «всенародной» собственности, пробелами в законодательстве, обременительностью для предприятий содержания при рыночной экономике объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства, относительно низким уровнем квалификации управленческих кадров. Затрудняет процесс аргументированного выбора социальных целей и средств их достижения, а также общественного контроля за реализацией намеченных мер недостаток достоверной информации о действительных возможностях той или иной организации.

Организационно-распорядительные и координирующие функции. Предусматривают материальное, финансовое, кадровое обеспечение выполнения целевых программ и планов социального раз-. вития организации, использование соответствующих социальных технологий, а также взаимодействие со смежными управленческими структурами, профсоюзами и другими общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, причастными к социальной сфере. Необходима подготовка проектов решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и других документов по социальным вопросам, безусловно, соответствующих требованиям действующего социально-трудового законодательства, установленным социальным нормативам, общефедеральным и региональным стандартам.

Главное при выполнении этих функций - кадры, деловая и этическая выучка работников, привлекаемых к решению социальных проблем: они должны обладать высокой степенью компетентности, соединяющей общие и профессиональные знания со стремлением учитывать жизненные реалии.

Разработка и осуществление пресловутых программ повышения качества трудовой жизни на предприятиях США сопровождались привлечением к этой деятельности специалистов научно-исследовательских и учебных центров, популяризацией опыта преуспевающих компаний, включением новых разделов об управлении социальными процессами в учебники по основам менеджмента. Эти мероприятия были активно поддержаны администрацией ряда штатов и многих муниципалитетов.

Раньше при повсеместном распространении планов социального развития также не были обойдены вниманием обучение работников социальных служб предприятий, повышение их квалификации. Помимо типовых методик социального планирования предлагались специально разработанные учебные программы, проводились семинары, организовывались краткосрочные курсы. Обучающихся знакомили с научными основами возрастания роли человеческого фактора общественного производства, возможностями приложения достижений социологической и психологической наук к управлению социальными процессами в трудовых коллективах, содержанием социальной политики государства того времени, опытом организации работы социальных служб непосредственно на лучших предприятиях.

При реализации распорядительных функций социальной службы необходимо учитывать, что определение целей и задач, принципов, направлений и механизмов социального развитии любой экономической организации существенно зависит от организационно-правовой формы предприятия, ограничивающей степень государственного влияния, регулирующего воздействия на коммерческие организации. Это обстоятельство, характерное для новых условий хозяйствования, делает нетерпимыми безынициативность и низкий уровень ответственности руководителей предприятия, в том числе и в решении социальных проблем.

Побудительное стимулирование предполагает вовлечение в активную работу по выполнению социальных программ и планов, обеспечение высокой результативности солидарных усилий работников, поощрение тех, кто проявляет инициативу и показывает хороший пример другим, реализацию в изменившихся условиях роли совета трудового коллектива и других представительных органов работников. Администрация предприятия (организации), социальная служба обязаны создавать надлежащие условия для деятельности профсоюзов, пользоваться их поддержкой в решении общих задач и вопросов, так или иначе связанных с улучшением условий труда и быта, социальным обслуживанием работников.

Очень важно учитывать, что система трудовой мотивации вообще и социальная мотивация в частности это непременная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельность всего персонала и развитие каждой личности в отдельности. Нужно считаться с механизмом человеческой активности, который предоставляет собой цепь потребностей, интересов, мотивов, действия и цели, достижения той или иной степени удовлетворения потребностей, влияния достигнутого результата на социально-экономическую среду. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности человеческой психики: люди обычно завышают свои потребности, чаще всего склонны желать не меньшего, а большего.

Социальные программы, как правило, осуществляются в порядке плановых работ, по установленному графику. Однако иногда соответствующие мероприятия проводятся по инициативе коллектива, самодеятельных началах - например, субботники по благоустройству территории предприятий, жилых микрорайонов и загородных мест отдыха. Участие в таких работах, будучи проявлением инициативы и энтузиазма людей, служит действенным стимулом их социальной активности.

Постоянный контроль за реализацией намеченных мероприятии и информирование коллектива о переменах в социальной среде взаимоувязано с получением, анализом и обобщением разнообразных сведений о социальной среде организации, тех изменениях, которые в ней происходят, соотнесением их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных программ. Социальная служба должна располагать системой координат жизнедеятельности предприятия с показателями его социального развития, т.е. чем-то вроде «социального паспорта» (по аналогии с технико-экономическим паспортом) как инструмента ориентации при решении социальных задач.

Контроль немыслим без экспертизы условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, предполагает обращение к мониторингу (наблюдение, оценка, прогноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также к социальному аудиту - специфической форме ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их отрицательного воздействия.

Столь же важно обеспечить своевременное информирование персонала о состоянии социальной среды, достигнутых в ней улучшениях, а также о нерешенных пока проблемах. Полноценное информационное обеспечение социального развития требует изучения общественного мнения и настроения работников, выявления вопросов, вызывающих повышенное внимание и наибольший интерес.

Особого подхода заслуживают оценка результатов осуществления социальных мероприятий, подведение итогов сделанного с точки зрения достигнутых улучшений в социальной среде, определение их экономической и социальной эффективности. Здесь нужно иметь в виду ряд принципиально важных положений.

Очевидно, что эффективность развития социальной среды правомерно рассматривать как определенную долю общей эффективности организации, как часть суммарного эффекта от работы персонала. Отсюда следует, что существенными показателями эффективности социальных мероприятий вполне могут служить конечные результаты деятельности организации, характеризующие ее экономический рост, выпуск и реализацию продукции, получение прибыли и др.

Если общая эффективность определяется исходя из поставленных целей как математическое соответствие (функция) достигнутых результатов затраченным на это средствам, то эффективность социального развития есть не что иное как соотношение между воздействием социальной сферы на персонал и материально-финансовыми и иными затратами на внедрение новых социальных технологий, осуществление социальных мероприятий. Обычно выделяют показатели как экономической, так и собственно социальной эффективности.

Экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к лучшему в социальной среде организации при наименьшей затрате средств. Она поддается качественному определению и количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, характеризующими, в частности, рост производительности труда, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг, увеличение прибыли, текучесть кадров, уровень дисциплины и т.п. Результаты хозяйственной деятельности при этом являются индикаторами социального эффекта, соответствия социальным целям данной организации и общества в целом. Социальная эффективность изменений в социальной среде организации, её определение основываются преимущественно на признании приоритетности социальных целей: чем в большей мере то или иное мероприятие способствует решению конкретных социальных проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается выразить в цифрах - чаще используются качественные показатели, фиксируемые в официальных документах, результатах опросов, анкетирования и других социальных исследований. Они и определяют масштаб и полезную отдачу изменений в социальной среде данной организации, включая выполнение целевых социальных программ, повышение квалификации и профессиональной компетентности работников, морально-психологическую атмосферу в коллективе, степень удовлетворенности трудом, его материальным и нравственным вознаграждением, уровень развития социального партнерства.

...

Подобные документы

    Структура плана социального развития коллектива, его содержание, принципы формирования и значение. Задачи и цели управления социальным развитием организации, права и обязанности соответствующей службы. Ресурсы и резервы социального планирования.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Задачи и структура управления социальным развитием организации их описание и характеристика. Основные функции социальной службы. Социальное планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы.

    реферат , добавлен 10.12.2008

    Формирования направлений развития предприятия и осуществления стратегического планирования. Анализ деятельности ЗАО "ТВ Дарьял": текущего положения дел и финансового состояния. Формирование мероприятий по совершенствованию и их экономическое обоснование.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2015

    Формирование стратегии, значение и роль развития социальной сферы коммерческой организации. Опыт мотивации персонала и социальной политики России в составе СССР. Анализ существующего комплекса социального менеджмента и мероприятия по его улучшению.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    Сущность и этапы социального планирования и развития на предприятии. Профессионально–квалификационный состав и структура работников цеха по производству термотехники. Анализ уровня механизации и автоматизации подразделения и условий труда работников.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Понятие, сущность и значение стратегического планирования, оценка его эффективности. Характеристика предприятия ОДО "Си-Системс" и анализ основных показателей его производственно-хозяйственной деятельности. Разработка системы менеджмента организации.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2012

    Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии. Анализ внутренней и внешней среды ЗАО "Дельта Банк". Оценка стратегического плана. Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия, расчет их экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Цели и задачи производственной деятельности предприятия. Система планирования труда на ОАО "КМПО". Содержание плана социального развития коллектива. Социальная адаптация сотрудников. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка персонала.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Понятие и сущность социальной политики на предприятии, методика анализа и оценки ее эффективности. Краткая характеристика предприятия и его экономических показателей, оценка социальной политики, разработка путей и мероприятий по ее совершенствованию.

Каждую организацию можно рассматривать как социальную организацию, которая

характеризуется своей территорией, целями, руководством, социальными условиями.

Классификация социальных групп осуществляется по различным признакам:

Условные(объединяющие людей по какому-либо признаку для целей анализа);

Формальные и неформальные малые группы. В формальной группе для всех её членов

чётко прописаны все позиции, должностные инструкции, строго распределены все роли, структура

власти. Неформальная группа складывается и возникает стихийно, в ней не заданы отношения по

вертикали, эта группа формируется на базе взаимных симпатий или антипатий;

Референтные группы. Они служат эталоном, выполняя сравнительную и нормативную

Каждая группа характеризуется основными параметрами: состав, структура, групповые

процессы и нормы, система ценностей.

Состав группы характеризуется такими признаками как возраст, профессия, стаж работы,

уровень образования..

Структуру группы можно охарактеризовать на основе таких признаков, как структура

коммуникаций, структура предпочтений, структура власти.

Групповые процессы социально– психологического характера включают в себя адаптацию,

коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Групповые нормы– это правила, выработанные и принятые группой. Нормы тесно связаны с

ценностями, которые складываются в каждой группе на основе отношения к определённым

социальным явлениям.

Социальные процессы на предприятии должны управляться, эти целям служит социальное

планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе,

характерная для России середины90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной

среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем

не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность, Усиление

стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным

развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на

предприятиях.

Изменения социальной структуры коллектива тесно связано с перемещениями её работников,

часть из которых заранее планируется(уход на пенсию, на учёбу и т.д.)

Важнейшим процессом социального развития коллектива является совершенствование

производственной сферы, которая оказывает большое влияние на здоровье и продолжительность

жизни человека, его работоспособность, социально– психологический климат в коллективе.

Улучшение условий труда создаёт предпосылки для более благоприятного протекания социальных

процессов в сфере труда– адаптации, мотивации, трудовых перемещений, сплочения коллектива.

Трансформация российской экономики затронула сферу труда, собственность, системы

оплаты труда, отношения между администрацией предприятия и работниками.

Профсоюз и коллективный договор становятся реальными инструментами защиты прав и

интересов работников.

В коллективный договор обычно включаются следующие вопросы:

Заработная плата;

Найм и увольнение работников;

Режим работы;

Охрана труда;

Социальная сфера;

Защита интересов лиц, в данный момент не работающих на

предприятии.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное

социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение

социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.

Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и

непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять:

1) изучению степени содержательности труда,

2) его условий и уровня оплаты,

3) текучести кадров,

4) дисциплины труда,

5) ценностных ориентаций в коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций

по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по

различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения

становятся основой социального планирования на текущий период(год) и перспективу(3 - 5 лет и

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями

разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно

использовать и в настоящее время.

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей,

отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются:

1) социальная структура коллектива предприятия,

2) его функции,

3) условия труда,

4) обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями,

подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии.

В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и

другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального

развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные

социальные программы, такие, например, как"Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье",

"Условия труда" и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной

эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей

предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.



Случайные статьи

Вверх