Понятие и сущность логистики. Характеристика функциональных областей логистики

Тема 1. Общая характеристика логистики и факторы ее развития

“Предлагаемый материал учебного пособия разбит на 11 тем и посвящен логистике – науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. Последовательность изложения материала позволяет получить представление об основных функциональных

областях логистики, логистических методах «сводного» управления материальными потоками.

В планировании логистических систем главным является создание новых бизнес-возможностей, обеспечивающих возможность организации/предприятия с учетом постоянного поиска оптимальной стратегии развития на базе специальных механизмов ее реализации.

Объекты логистики – материальные, финансовые, информационные потоки и потоки услуг на пути движения от первичного

источника до конечного потребителя. Основные задачи дисциплины: изучение понятийного аппарата; усвоение принципов и методов логистического познания организаций/предприятий как сложных искусственных систем; рассмотрение возможностей

применения теории и методологии логистики на предприятиях и др.

Логистика как дисциплина в системе подготовки экономистов и менеджеров связана со следующими дисциплинами: философией,

экономической теорией, менеджментом, теорией организации, разработкой управленческих решений, экономикой предприятия, маркетингом, статистикой, информатикой и др.”

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 15. Общая характеристика способов приватизации государственного и муниципального имущества 15.1. Порядок преобразования государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество Преобразование государственного и муниципального

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

Тема 15. Общая характеристика способов приватизации государственного и муниципального имущества I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленный в Федеральном

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации Во времена Великого переселения народов славянские племена,

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в. Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в столкновении территориальных интересов России, Англии,

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

2. Факторы и уровни развития логистики Развитие логистики определили следующие факторы:1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;2) создание гибких производственных систем.Значительное

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 65. Опционы: общая характеристика, свойства и основные опционные стратегии Опционный контракт – это договор, в соответствии с которым одна из его сторон называемая владельцем (покупателем), получает право купить (продать) какой-либо актив по установленной цене до

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 67. Фьючерсные контракты: общая характеристика, свойства и организация торговли Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения.

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

Тема 68. Государственные ценные бумаги (ГЦБ): общая характеристика, порядок размещения и обращения ГЦБ – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ц.б., эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 78. Портфель ценных бумаг: общая характеристика, виды, принципы и порядок формирования и управления Под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих ф.л. Или ю.л., выступающая как целостный объект управления. Тип портфеля – это

Из книги автора

3. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством,

Из книги автора

1.3. Факторы и тенденции развития логистики Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две

Из книги автора

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

Из книги автора

3. 2. Характеристика производственной логистики Производственная логистика – обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на

Из книги автора

Общая характеристика Очень часто руководящие работники утверждают, будто они открыты для контактов с персоналом. Любопытно, что именно в их подразделениях сотрудники чаще всего жалуются на отсутствие диалога с начальством. Четко отлаженный механизм аттестации

Из книги автора

Тема 3 Концепция логистики 3.1. Концепция логистики и ее основные положения Концепция логистики (КЛ) – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия или группы предприятий путем рационализации управления материальными потоками. КЛ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 2

1. Понятие логистики ………………………………………………………… 3

2. Виды логистики……………………………………………………………. 6

3.Функции логистики………………………………………………………… 9

4.Задачи логистики ……………………………………………………………. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 20

ВВЕДЕНИЕ

Среди многообразия поиска, путей развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики. Хотя о логистике известно давно, тем не менее, она претендует на звание научной и учебной дисциплины XXI века. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО. Они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д. Понятие логистики использовалось и используется в различных областях научной и хозяйственной деятельности, но чаще всего оно стало употребляться для определения взаимосвязанных функций заготовительного, производственного и распределительного процессов. В последние 10 … 15 лет это понятие отождествляется в зарубежной литературе с физическим распределением продукции и в настоящее время трактуется большинством специалистов как управление товародвижением. Как видно, управление товародвижением, прежде всего, неразрывно связано с реальным обеспечением экономии всех видов ресурсов, сокращением затрат живого и овеществленного труда на стыках различных отраслей. Соответствующие функции непосредственно сопрягаются с механизмом регулирования рынка, способствуя развитию комплексности и эффективности этого механизма. Субъекты и объекты в логистической системе управления составляют элементы рыночной инфраструктуры, и поэтому от развития их во многом зависит становление рынка средств производства.

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит:

· сократить время движения продукции примерно на 25 … 30 %;

· снизить уровень запасов продукции у потребителей на 30 … 50 %;

· обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции;

· повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Все это определяет актуальность изучения логистики в условиях развития рыночных отношений, популяризации практического опыта, координации научной и практической деятельности в области логистики.

Понятие логистики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Имеется множество различных трактовок логистики. Анализируя, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему материального потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

Некоторые определения логистики отражают как управленческие, так и экономические аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (Германия), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение. В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.

В отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели, что, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Драккер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средства координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей. Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».

К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж.Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследования и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль над запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

Логистика применительно к бизнесу:

ЛОГИСТИКА – важнейшая сфера деятельности любой производственной

и торговой компании.

ЛОГИСТИКА – крупный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля: от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов.

ЛОГИСТИКА – передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке.

ЛОГИСТИКА - самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса.

ЛОГИСТИКА – возможности карьерного роста. Менеджер по логистике –

одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет

логистическогоменеджментаСША (Council of Logistics Management, CLM) и

Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).

Словарные определения термина «логистика» (трактовка термина связана со сферой хозяйственной деятельности).

· «Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами» 1 .

· «Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» 2 .

· «В производственном контексте – искусство и наука обеспечения, производства и распределения материалов и продукции в необходимом месте и нужных количествах. В военном деле (где этот термин более употребителен) может также включать перемещение войск». 3

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985г.: «Логистикаесть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей». В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. И, наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Итак, логистика в широком смысле этого слова, это наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенном микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».


1 Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. European Logistics Association, 1994.

2 Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. (2-е издание М.: ИНФРА-М,

3 Источник: APICS Dictionary. 8th Ed American Production and Inventory Control Society, Inc., 1995.

В узком смысле (т.е. с позиции бизнеса), логистика это инструментарий

интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Виды логистики

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику, сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающегося в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют информационной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, вероятно, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях.

Между указанными объектами логистики существует связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов сырья и материалов, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы.

Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, то есть цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

· поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

· хранение продукции и сырья;

· производство товаров;

· распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;

· потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики.

К материальным элементам логистики относятся:

· транспортные средства и обустройства;

· складское хозяйство;

· средства связи и управления;

Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, то есть тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

На макроуровне в логистике ставится ряд принципиальных научных проблем междисциплинарного характера, среди которых:

· оптимизация технических и технологических структур автоматизированных комплексов на базе гибких и робототехнических систем;

· прогнозирование спроса и предложения продукции при стратегическом планировании деятельности логистических систем;

· анализ моделей логистических систем и исследование устойчивости их функционирования;

· комплексная оптимизация транспортировки и распределения продукции, предполагающая обоснование и создание сетей складских систем, и идентификацию торговых зон.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие как транспортно-складские, погрузо-разгрузочные и т.д. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х годах нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирмы, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Функции логистики

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

Соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;

Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

Разработка способов управления операциями движения товаров;

Установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

Определение объема производства, транспортировки и складирования;

Расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся:

Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

Анализ рынков, на которых действует предприятие;

Прогнозирование поведения других участников этих рынков;

Обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание.

1. Взаимосвязь функций логистики и маркетинга в предпринимательских структурах

Функции маркетинга Общие функции маркетинга и логистики

Функции логистики

Исследование рынка

Изучение

платежеспособного

Прогноз потребителей

подразделениям

производства и сбыта

Информационно –

посреднические

по производству

Стратегический

маркетинг с

использованием

имитационного

регулирования

Изучение конъюнктуры

Ценообразование

Управление

совокупными

(производственными,

сбытовыми, товарно – транспортными)

запасами и НЗП

Ведение деловых

переговоров и

заключение сделок

(договоров, контрактов,

соглашений и т.д.)

Оказание

дополнительных

(сервисных) услуг в

процессе поставки

продукции

Осуществление

оптимальных вариантов

производства и поставок

продукции в соответствии с нуждами и требованиями

потребителей

Определение потребности в материальных ресурсах

Расчет средств на приобретение материальных ресурсов

Выбор хозяйственной связи с поставщиками

Определение каналов

товародвижения

Выбор различных видов транспорта и их рациональных комбинаций

Определение условий поставки и оплаты

Выбор франко-цены

Определение оптимальных

размеров партии и интервала поставок

Выбор тары и упаковки

Минимизация и оптимизация производственных и товарных запасов

Определение способов и режимов складирования и хранения

Управление движением внешних (товарных) и внутренних (материальных) потоков средств

производства

В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. В рамках координационной функции логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Логистическая функция – это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл. 2.

Реализуют ЛФ следующие организации:
· транспортные предприятия;
· торговые предприятия;
· коммерческо-посреднические организации;
· предприятия-изготовители;
· специализированные внешние логистические организации.

2. Классификация функций логистики

Признак классификации Вид Описание
Характер выполняемых задач Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков
Координационные Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ
Содержание Базисные Снабжение, производство, сбыт
Ключевые Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг
Поддерживающие Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка
С концептуальных позиций Системообразующая Организация системы управления всеми ресурсами
Интегрирующая Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ
Регулирующая Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат
Результирующая Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

В процессе управления материальным потоком логистика решает такие задачи, как:

1. прогнозирование объемов перевозок;

2. определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков;

3. организация складирования;

4. организация упаковки, транспортировки.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной ниже конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл. 3

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз – нужный товар.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.

Таблица 3

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные Общие Частные
1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 1.Снижение уровня страховых запасов
2.Разработка способов управления движением товаров 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах
2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования 3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3.Сокращение времени перевозки
4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек 4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
5.Внедрение системы качества на предприятии 5.Поиски, выбор поставщиков
6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. 6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР
7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8.Выбор места расположения торговой точки
9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9.Кратковременное увеличение мощности ЛС
10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций 10.Устранение непроизводительных участков
11.Планирование мощности ЛЦ 11.Оформление заказов
12.Контроль МП 12.Выбор типа торгового посредника
13.Координация деятельности различных подразделений предприятий 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов
14.Внешняя и внутренняя интеграция 14.Выбор маршрута перевозки
15. Разработка логистической стратегии 15.Оформление внешнеторговой сделки

Основные задачи логистической службы:
1. Развитие, формирование, реорганизация ЛС.
2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
3. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция:
1) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
2) координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.
4. Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.
5. Логистический реинжиниринг.

На рис. 4 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.

Рис. 4 Возможный вариант реализации логистического подхода к организации системы управления МП на предприятии

В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное проведение в России и других странах СНГ экономических реформ большинство ученых и практиков связывает с возможностями и результатами использования на всех уровнях управления народным хозяйством классических рыночных инструментов, среди которых не последнее место занимает логистика. Однако, как показал опыт реформирования отечественной экономики, эти научные дисциплины, хорошо зарекомендовавшие себя в условиях стабильной экономики для выхода из периодических спадов, не всегда успешно применяются в нашей экономике. Даже там, где упомянутые инструменты получают ограниченное

использование, они существенно модифицируются в наших условиях и в большинстве случаев не обеспечивают ожидаемого роста эффективности производства, что противоречит замыслу проводимых реформ.

Результаты исследования реальных функций и задач в структурах разного уровня в России, составляющих основу логистических систем, показали, что сложность постановки и решения таких задач, возрастает пропорционально уровню и степени интеграции торгово-посреднических структур, и резко снижается по мере роста неформальной структуры управления, а также использования непроизводительных и антиобщественных, особенно криминальных, факторов и источников получения доходов и прибыли. Таким образом, логистику целесообразно применять, во-первых, в цивилизованной, то есть общественно эффективной рыночной экономике, развивающейся главным образом за счет системообразующих факторов и при соблюдении государственно узаконенных «правил игры»; во-вторых, в крупных агрегированных структурах. Поэтому можно утверждать, что применение логистики наиболее эффективно в смешанной экономике, на которую ориентируется в следующем столетии большинство стран и которая может служить базисной моделью постреформенного развития России и других стран СНГ.

Использование логистики даже на микроуровне должно ориентироваться в основном на продуктивный рынок с созидательным, а не разрушительным направлением, то всякое решение проблемы ее эффективного использования в национальной экономике переходного периода требует критической оценки проводимых реформ и определения комплекса социально-экономических и организационно-технических предпосылок в процессе такого реформирования, без которых применение логистики в народном хозяйстве России и стран СНГ невозможно либо малопродуктивно, то есть нецелесообразно. Одна группа таких предпосылок связана с улучшением окружающей среды, другая – с выявлением и использованием адаптационных резервов самих логистических систем в зависимости от состояния внешней среды, которую для нормального функционирования и развития логистических систем всех уровней следует улучшать в трех основных направлениях:

· с помощью рекомендательных норм и методов, главным образом индикативного характера (рациональных моделей организации и планирование материальных и финансовых потоков, подготовки методических материалов рекомендательного и информационного характера и т.д.);

· путем государственного регулирования с использованием арсенала косвенных методов управления сферами производства и обращения;

· с использованием научно обоснованной политики приватизации структур, с помощью которых государство может осуществлять прямое управление отдельными элементами инфраструктуры с целью создания здоровой конкурентной среды для логистических систем.

Улучшением социально-экономического фона считается развитие отраслей и видов деятельности производственной инфраструктуры, нетарифное регулирование внешней торговли, разработка нормальных направлений грузопотоков на основе оптимальных схем прикрепления потребителей к поставщикам и установление рентных отношений для их соблюдения контрагентами поставок, разработка стандартов и технических условий на качество продукции, жесткий государственный контроль над соблюдением правил «рыночной игры» всеми участниками, создание единого информационного пространства с широким использованием современных средств вычислительной техники и информационных технологий.

К социально-экономическим и организационно-техническим предпосылкам, выявляющим и использующим внутренние резервы локальных логистических систем разных уровней и степени интеграции, относятся:

1) разработка и внедрение дееспособных показателей и критериев, позволяющих объективно оценивать состояние товарно-материальных потоков на различных стадиях их движения;

2) перестройка внутренней организационной структуры логистических систем;

3) повышение уровня сервисного обслуживания клиентов логистических систем путем их переориентации с ограниченной функции удовлетворения спроса на средства труда на новую форму деятельности по удовлетворению конкретных нужд потребителей;

4) более эффективное внутреннее использование современных средств вычислительной техники и современных информационных технологий;

5) использование более прогрессивных методов оценки экономической эффективности логистических систем, в том числе с помощью коэффициентов эффективности автономного эффекта от любых нововведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мешкова Л. Л., Белоус И. И., Фролов Н. М.Логистика в сфере материальных услуг.2002г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, задачи и элементы транспортной логистики. Экономическая эффективность логистики при оценке функционирования производственно-транспортных систем. Контейнеризация грузов как направление развития перевозочного процесса на принципах логистики.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Анализ экономической сущности, задач и функций транспортной логистики - управления транспортировкой грузов, изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Процесс управления транспортными потоками на РУПП "Ольса".

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Основные цели транспортной логистики. Создание транспортных систем. Планирование смешанных перевозок. Технологическое единство транспортно-складского процесса. Выбор способа транспортировки и транспортного средства. Рациональные маршруты доставки.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Основы развития транспортной логистики, ее сущность, основные задачи и перспективы развития. Выбор вида транспорта. Организация и планирование перевозок. Терминальные перевозки и транспортные тарифы. Преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Основы развития, сущность и задачи транспортной логистики. Сравнительные характеристики разных типов транспорта. Анализ видов транспортировки: плюсы и минусы. Критерии выбора перевозчика. Направления совершенствования управления транспортными потоками.

    презентация , добавлен 12.12.2011

    Исследование организации грузовых автомобильных перевозок, разработка маршрутов, графиков движения при организации доставки грузов из Германии в РФ. Понятие транспортной логистики, выбор подвижного состава, расчет затрат и себестоимости перевозок.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2012

Логистика является достаточно обширным и многозначным понятием, которое применяется в области экономики, производства, торговли и транспорта.

Понятие логистики

Понятие и виды логистики в общем виде представлены в качестве комплекса мер, направленных на организацию рационального передвижения товаров от производителя к покупателю. Каждый субъект хозяйствования представлен как логическая цепочка или ряд логистических систем, взаимодействующих между собой.

С развитием данного экономического понятия возникла необходимость в его систематизации. Виды логистики, к сожалению, еще несовершенны и поэтому подлежат постоянному обновлению. Однако уже сегодня можно утверждать, основное подразделение их - это макро- и микрологистические. Первые виды логистики работают на международном уровне экономики. Вторые – на уровне отдельного предприятия или торгово-производственного комплекса. Именно в этих комплексах могут применяться виды логистики, каждый из которых соответствует структурному подразделению субъекта хозяйствования.

Приоритетные направления логистики

Таким образом, виды логистики достаточно многообразны, и постоянно расширяется их круг. Чтобы выявить приоритетные направления, необходимо рассмотреть классификацию логистики:

  • производственная;
  • закупочная;
  • логистика запасов;
  • информационная;
  • транспортная;
  • железнодорожная;
  • таможенная.

Все указанные направления находятся в тесной взаимосвязи между собой. Например, производственная логистика не будет функционировать без информационной или транспортной. Морская логистика тесно связана с таможенной. А логистика запасов не может обойтись без закупочной. Все вышеуказанные виды логистики направлены на оптимизацию управления как материальными, так и нематериальными потоками, независимо от того, речь идет о товаре либо информации. Тесное взаимодействие между ними и их согласованное функционирование является залогом успешной и эффективной работы как отдельных субъектов хозяйствования, так и макроэкономических систем в целом.

Производственная логистика

Виды логистики отображают сферу осуществления деятельности предприятия. Так, данный подвид менеджмента управляет материальным потоком при движении его на пути «источник сырья – выпуск готовой продукции». В этом случае очевидно, что такие виды логистики связаны именно с предприятиями, которые выпускают товары. Основной целью производственной логистики является достижение снижения себестоимости готовой продукции с одновременным повышением ее качества. Необходимо отметить и тот факт, что виды деятельности логистики этого типа не предусматривают наличие каких-либо товарно-денежных отношений.

Закупочная логистика

Этот вид менеджмента призван находить ответы на вопросы типа «Каких поставщиков выбрать?", "Каким образом оптимизировать запасы на складе?", "Как снизить расходы при закупке товаров?" и т.п. Данная отрасль менеджмента должна быть направлена на расширение базы поставщиков, организацию самих поставок с одновременной оптимизацией затрат на закупку и последующее хранение товаров.

В этом случае необходимо выделить такие виды логистики: традиционную и оперативную. Первый вид подразумевает единоразовую закупку товаров на конкретный срок. Если же речь идет об оперативной схеме закупки, тогда приобретение товаров осуществляется в зависимости от степени расходования товара или сырья, что к минимуму сводит на складе простой товара. Для каждого из этих видов характерны как преимущества, так и недостатки. Именно поэтому схема должна индивидуально разрабатываться с учетом потребностей субъекта хозяйствования.

Таким образом, закупочная логистика способствует обеспечению бесперебойных поставок товаров и сырья с минимальными запасами. Основной задачей данной отрасли является синхронизация поставок и использования с одновременной оптимизацией расходов на хранение и закупку.

Логистика запасов

Любая область производственной и коммерческой деятельности должна подразумевать рациональное использование запасов, которые формируются на каждом этапе функционирования предприятия. Те или иные виды запасов в логистике позволяют оптимизировать производственные процессы, благодаря чему руководители и обращаются к данному типу менеджмента.

Преимущества

Первым преимуществом является предоставление при большинстве оптовых закупок необходимого сырья серьезных скидок. Именно поэтому субъектами хозяйствования делаются покупки продукции огромными партиями. Таким образом, возникает вопрос о том, как грамотно и эффективно ввести излишки в производство. Именно за это и отвечают различные виды потоков в логистике.

Второе преимущество – приобретение крупных партий расходных материалов, если на них ожидается скачок цен в будущем (к примеру, падение стоимости рубля). В этом случае использованные основные виды логистики запасов позволят разработать оптимальную схему управления закупленными материалами.

Третье преимущество заключается в необходимости использования логистики запасов в деятельности строительных компаний. Так, обеспечение стройплощадок необходимым сырьем и материалами играет важную роль. Если допускаются определенные ошибки в снабжении, то это может привести к дефициту материалов, что увеличит дополнительные расходы. В данном случае повысятся и эксплуатационные расходы. Избавить предприятие от таких неприятностей может только логистика.

Виды логистики запасов, используемые предприятиями различной сферы деятельности, имеют и четвертое преимущество, выраженное в способности оптимального управления запасами существенного влиять на конкурентоспособность. Иными словами, излишки запасов при эффективном подходе могут представлять собой крупный резерв экономического развития.

Транспортная логистика

Виды такой логистики отвечают за снижение различных затрат на перевозку тех или иных материальных ценностей.

Речь идет в этом случае о перевозке грузов, поставках, доставке документов или товаров. Другими словами, это те участки функционирования, за которые отвечают определенные виды транспорта. Логистика в этом случае должна управлять затратами на перемещение таких грузов, чтобы максимально снизить их стоимость в итоге.

Задачи транспортной логистики

Логистика данного вида при организации перевозок должна заниматься такими задачами:

  1. выбор транспорта;
  2. планирование маршрута движения;
  3. синхронизация всех транспортировочных процессов;
  4. управление определенным информационным потоком, сопровождаемым перемещение грузов.

Современное функционирование субъектов хозяйствования предусматривает использование автоматизации процессов, которые связаны с перевозками. Поэтому соответствующие специалисты должны «идти в ногу со временем» и владеть нововведениями в сфере специальных программ и разработок. На такие новшества оказывают существенное влияние и различные виды транспорта в логистике, рациональное использование которых способствует сокращению сроков поставок, выбору оптимального маршрута, формированию своевременной отчетности о перемещении грузов. Именно этот немаловажный фактор позволит сократить временные и финансовые затраты на перевозки.

Информационная логистика

Это сфера деятельности предприятия, отвечающая за управление потоками различной информации. Ее основная задача – сбор с последующей обработкой, хранением и распределением информационных потоков у субъекта хозяйствования. Грамотная и эффективная организация таких потоков информации обеспечивает оперативность в работе предприятия за счет оптимального взаимодействия его структурных подразделений. Указанный вид логистики становится востребованным у субъектов хозяйствования с огромным документооборотом. В первую очередь речь идет о компаниях, которые заняты в оптовой торговле и производстве.

Информационная логистика тесно взаимосвязана с материальным потоком, управление которым с выработкой единых стандартов для работы с каждым отдельным направлением позволит своевременно уведомлять подразделения предприятия.

Одной из задач информационной логистики является управление соответствующими системами, широко применяемыми в современных компаниях. Программное и техническое обеспечение с разработкой новых решений – приоритетные направления в данном виде управления.

Железнодорожная логистика

Грузоперевозки на железнодорожном транспорте являются достаточно популярным, надежным и недорогим способом доставки грузов практически в любой пункт назначения. Данный вид логистики позволяет осуществить транспортировку грузов довольно быстро и с незначительными затратами.

Железнодорожная логистика отвечает за организацию перевозок как внутри страны, так и на международном уровне.

Основными задачами данного вида логистики являются:

  1. разработка оптимальной схемы транспортировки грузов;
  2. выбор соответствующего типа состава (к примеру, это перевозка вагонами, контейнерами либо полувагонами);
  3. организация процесса погрузки-разгрузки;
  4. оформление всей необходимой документации.

Таможенная логистика

Данный вид логистики необходим компаниям, осуществляющим перемещение грузов на международном уровне. Решить вопросы, связанные с оптимизацией внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования, позволяет именно таможенная логистика. Это достаточно важное направление деятельности, которое включает мероприятия, направленные на организацию поставки сырья и товаров между государствами.

Проверка грузов с оформлением нужной документации, а также организация рейсов – именно за эти участки деятельности и отвечают профессионалы по таможенной логистике. Основными задачами ее являются:

  • таможенное оформление товаров;
  • оценка грузов экспертами;
  • оформление деклараций по перемещению грузов;
  • получение соответствующих лицензий;
  • синхронизация информационных потоков, сопровождающих перевозимые грузы.

Иными словами, таможенная логистика должна согласовывать материальные, информационные и финансовые потоки с выведением оптимальной формулы для организации товарооборота при достижении минимальных затрат.

Подытоживая материал, изложенный в данной статье, необходимо отметить, что логистика - разноплановое направление деятельности предприятия, отвечающее за формирование и управление потоками товаров.

Выделяют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае на­рушения условий поставки. Логистический подход к управлению материальными по­токами требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквоз­ным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия - потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - закупочной логистики.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи про­изводственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выпол­няется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате за­ключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием. Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продук­ции. Однако основной круг задач в этой области - управле­ние материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Производственное предприятие

3. При управлении материальными потоками в процессе ре­ализации готовой продукции решаются задачи распределитель­ной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предпри­ятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции.

4. При управлении материальными потоками на транспорт­ных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специ­альным транспортным организациям (транспорт общего поль­зования); работа, выполняемая собственным транспортом всех осталь­ных (нетранспортных) предприятий. Однако приоритетным объектом изуче­ния и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего поль­зования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рационально­стью организации движения информационных потоков. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специаль­ного раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - информационные системы, обеспечиваю­щие управление материальными потоками, используемая микро­процессорная техника, информационные технологии. Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

22. Цели и задачи логистического управления закупками. Система управления «Точно в срок».

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей торговой организации в товарах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

1. выдерживание обоснованных сроков закупки товаров и материалов

2. обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

3. соблюдение требований производства и торговли по качеству материалов и товаров.

Концепция «точно в срок» (JIT)

Концепция "точно в срок" (just in time) или JIT, другое название «точно вовремя». Традиционный подход к организации работы предполагает, что запасы – это важный элемент всей системы, гарантирующий отсутствие сбоев при выполнении операций. MRP (планирование потребностей в матрериалах) сокращает объем запасов, используя основной график таким образом, чтобы обеспечить более близкое соответствие между поставками материалов и спросом на них, при этом некоторый страховой запас все же существует на случай непредвиденных проблем. Очевидно, что чем выше будет обеспечена степень соответствия между поставками и спросом, тем меньший запас нам потребуется. Если нам удастся в полной мере устранить несоответствие между поставками и спросом, нам вообще не нужны будут запасы. На этом основана работа "точно в срок".

В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое.. Концепция JIT приводит к изменению взглядов по следующим направлениям:
· Запасы . Организации должны выявлять и решать проблемы, приводящие к запасам, стремясь к минимальным (нулевым запасам) МР, незавершенного производства, ГП.
· Качество . Необходимо добиваться не приемлемого уровня брака, а его полного отсутствия на основе комплексного управления качеством.
· Поставщики . Заказчики должны полностью полагаться на своих поставщиков, поэтому им необходимо устанавливать долгосрочные партнерские соглашения с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков.
· Объем партий . Необходимо искать способы снижения объемов производственных партий, добиваться коротких производственных циклов, чтобы излишек производства не накапливался в запасах ГП.
· Время выполнения заказов . Необходимо снижать время выполнения заказов, чтобы снизить факторы неопределенности, которые могут изменить ситуацию за время долгой поставки.
· Надежность . Все операции должны выполняться непрерывно без сбоев, т.е. не должно быть поломок оборудования, брака, невыходов на работу и т.п.
· Работники . Необходим дух сотрудничества, как между рабочими, так и между менеджерами и рабочими, т.к. благосостояние всех зависит от общих успехов в работе, ко всем работникам должно быть одинаковое, справедливое отношение.
· Информационная поддержка должна позволять оперативно обмениваться информацией и синхронизировать все процессы поставки МР, производства и сборки, поставки ГП.

Таким образом, JIT – это не только способ минимизации запасов, но еще и устранения отходов по любым видам ресурсов, улучшения координации и повышения эффективности деятельности.

Преимущества JIT

· сокращение запасов материалов и незавершенного производства;
· сокращение времени выполнения запасов;
· сокращение времени производства продукции;
· повышение производительности;
· использование оборудования с более высокой загрузкой;
· повышение качества материалов и ГП;
· снижение объема отходов;
Проблемы реализации JIT

· Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT

· Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами;
· Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
· Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
· Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.
· Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.
· Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.


Похожая информация.




Случайные статьи

Вверх