Что такое сетевая организация в электроэнергетике определение. Как потребителю - владельцу электросетей сэкономить и получить статус сетевой компании. Что нужно для установления тарифа и расчета НВВ сетевой организации. Небольшой, но необходимый экскурс в

Смагин А.В., магистр частного права.

Наличие в ГК норм, закрепляющих публично-правовые

элементы, отражает не только особенности переходного

периода экономики, но, очевидно, и национальные черты

будущего российского рынка, что сможет обеспечить

гармонию интересов и стабильность общественной жизни <1>.

<1> Якушев В.С. Гражданский кодекс России (часть вторая) - продолжение формирования рыночного законодательства (общая правовая характеристика) // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 16.

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Данное понятие содержится в ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <2> (далее - Федеральный закон), который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики (ст. 1), т.е. устанавливает особенности правового регулирования отношений, регулируемых гражданским законодательством.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.

Федеральный закон закрепил основные положения реформирования отрасли, в том числе разделение видов деятельности в сфере электроэнергетики на конкурентные и неконкурентные, и установил особенности правового регулирования деятельности юридического лица в зависимости от вида объектов электроэнергетики, которые оно использует при осуществлении предпринимательской деятельности в этой отрасли.

В процессе реформирования было создано большое количество субъектов электроэнергетики, среди которых генерирующие компании, организации технологической и коммерческой инфраструктуры и энергосбытовые компании.

Под субъектами электроэнергетики Федеральный закон понимает лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

В настоящей статье пойдет речь о сетевых организациях как субъектах электроэнергетики. По состоянию на 2011 год в России функционирует более 2500 сетевых организаций (это только те юридические лица, которые обратились в регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии) <3>.

<3> Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10.

Сетевые организации Федеральный закон относит к инфраструктурным организациям.

Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей... <4>.

<4> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 (СПС "КонсультантПлюс").

Часть субъектов электроэнергетики отнесены федеральным законом к субъектам коммерческой или технологической инфраструктуры . К организациям коммерческой инфраструктуры оптового рынка относятся некоммерческое партнерство "Совет рынка", являющееся организатором оптового рынка электрической энергии и мощности, коммерческого оператора оптового рынка, предоставляющего услуги по организации оптовой торговли электроэнергией, мощностью и иными, допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами, а также иные организации коммерческой инфраструктуры.

К организациям технологической инфраструктуры относятся сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии (мощности) и технологическому присоединению: ОАО "ФСК ЕЭС" - организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и территориальные сетевые организации <5> (далее - ТСО), а также ОАО "СО ЕЭС", оказывающее услуги по оперативно-диспетчерскому управлению субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

<5> В свою очередь, управление ряда основных региональных ТСО осуществляет ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний" , образованное 01.07.2008 в день ликвидации ОАО "РАО "ЕЭС России". Государству принадлежит 53,7% акций ОАО "ХМРСК". В свою очередь, ОАО "ХМРСК" владеет 51 - 100% акций региональных ТСО - МРСК. Объединяет большую часть активов распределительного электросетевого комплекса России (подстанции и сети напряжением 0,4 - 220 кВ), за исключением Дальнего Востока и сетей региональных энергосистем, не входивших в РАО "ЕЭС". Основные характеристики холдинга:

  • 591 млрд. кВт.ч - объем переданной электроэнергии по сетям холдинга в 2010 году (около 59% потребления России);
  • 559,5 млрд. руб. - консолидированная выручка по МСФО в 2010 году;
  • 34 млрд. руб. - чистая прибыль в 2010 году.

По данным: Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10; Правительство раскинет сети для инвесторов // Коммерсантъ. 14.03.2011. N 42/П.

Кроме этого, объекты, используемые сетевыми организациями в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности, законодатель относит к технологической инфраструктуре - основа функционирования электроэнергетики. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют ЕНЭС, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Основным принципом использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка является обеспечение наиболее эффективной организации экономических отношений на оптовом рынке.

Взаимодействие субъектов оптового и (или) розничных рынков с организацией по управлению ЕНЭС и (или) ТСО осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 <6>, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 <7>, а также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 <8>.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 04.04.2011. N 14. Ст. 1916.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876.

В настоящий момент Федеральный закон не раскрывает понятие "инфраструктурная организация" и не устанавливает особенности правового регулирования деятельности таких организаций. Отнесение или неотнесение юридического лица к инфраструктурной организации не несет изменения правового регулирования деятельности этого лица. В то же время развитие ЕНЭС и объектов электросетевого хозяйства ТСО является приоритетной задачей сетевых организаций и инвестиционной политики государства в целом. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона целями инвестиционной политики государства в сфере развития ЕНЭС являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению ЕНЭС.

Первое легальное понятие "сетевая организация" <9> было закреплено в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).

<9> До начала 2003 г. в правовых актах делалась попытка внедрить в правовое поле понятие электросетевой организации. Так, в частности, в соответствии с п. 3 Правил предоставления услуг по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 11.09.1998 N 36/3, "электросетевая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на ином законном основании электрические сети и (или) устройства преобразования электрической энергии, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей и (или) устройств преобразования электрической энергии. Учитывая, что текст Постановления официально опубликован не был и Постановлением ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/15 вышеуказанное Постановление признано утратившим силу, в настоящей статье мы не будем давать характеристику данного понятия.

Под сетевыми организациями в Постановлении понимались коммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Данное понятие ввиду его некорректности было изменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 168 <10>. Некорректность понятия выявилась при правоприменении норм Правил. В частности, п. 3 Правил предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Таким образом, нормы Правил направлены на реализацию ст. 426 ГК РФ и п. 2 ст. 26 Федерального закона и закрепляют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, в том числе недопущения отказа сетевой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставления потребителю соответствующих услуг (передача электрической энергии и технологическое присоединение).

<10> Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 168 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики" опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 02.04.2007, N 14, ст. 1687.

В то же время ранее действующее понятие исключало применение норм Правил к таким организациям, у которых основным видом деятельности являлось не оказание услуг или технологическое присоединение, а, например, производство бумаги, металла и т.п., но в то же время организация на законном основании владела объектами электросетевого хозяйства. Злоупотребление, как правило, выражалось в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения организациями, владеющими объектами электросетевого хозяйства, при этом основным видом деятельности которых передача или технологическое присоединение не являлись.

В настоящее время согласно п. 2 Правил сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в ЕНЭС.

Исходя из приведенного понятия, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике содержит следующие характеристики субъекта электроэнергетики, при наличии которых лицо может быть признано сетевой организацией.

Первый признак. Сетевая организация - это организация. Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации <11> (далее - ГК РФ) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Под юридическим лицом ГК РФ понимает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

<11> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Исходя из понятия "сетевая организация", раскрытого в Правилах, сетевой организацией может являться только лишь юридическое лицо. Граждане (физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность) не могут быть признаны сетевой организацией. В то же время согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). Федеральным законом прямо не установлены цели введения ограничения, а само ограничение четко юридико-технически <12> не выражено.

<12> Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намеченные или преследуемые властными органами гражданского общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм. См.: Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 135.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, последовательно излагаемой в Постановлениях от 14 мая 1999 года N 8-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых следует требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, с точки зрения юридической техники в части установления ограничений требуется уточнить нормы законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Второй признак. Сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства. Второй признак сетевой организации строится на принципе титульного владения <13> юридическим лицом объектами электросетевого хозяйства. Под объектами электросетевого хозяйства ст. 3 Федерального закона понимает линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Законодательство Российской Федерации не содержит общую норму, ограничивающую оборотоспособность объектов электросетевого хозяйства.

<13> Титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, например право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. В отличие от этого беститульное (фактическое) владение не опирается на какое-либо правовое основание, хотя при установленных законом условиях и оно может влечь определенные правовые последствия // Гражданское право: В 2 т. Том. I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 2003. С. 493.

Третий признак. Юридическое лицо можно отнести к сетевой организации в случае осуществления им следующих видов деятельности с использованием объектов электросетевого хозяйства:

  • оказание услуг по передаче электрической энергии;
  • осуществление в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц.

До принятия Федерального закона подзаконный нормативный правовой акт отграничивал понятие "передача электрической энергии" от понятия "распределение электрической энергии" <14>.

<14> См.: Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 (Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032).

В настоящее время законодательство Российской Федерации об электроэнергетике не содержит вышеуказанного отграничения, а под услугами по передаче электрической энергии Федеральный закон понимает комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями (ст. 3 Федерального закона).

Согласно пункту 2 ст. 26 Федерального закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным <15>.

<15> В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая сетевыми организациями, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, Федеральным законом "Об электроэнергетике" и иными федеральными законами.

Статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <16> относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 21.08.1995. N 34. Ст. 3426.

Производство в условиях естественной монополии обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное снижение издержек на единицу товара (продукции) по мере увеличения объемов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В связи с такой структурой издержек эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, как в других отраслях, а отсутствие конкуренции и монополия одного товаропроизводителя. Главный признак естественной монополии в том и состоит, что удовлетворение спроса на данном рынке в условиях монополии эффективнее, чем в условиях конкуренции <17>.

<17> Авилов Г.Е., Белов В.Е., Клейн Н.И., Котов С.Ф., Павлова О.К., Разгуляев Ю.А., Цуканова Н.Ш. Комментарий к Федеральному закону "О естественных монополиях" // Законодательство и экономика. N 19-20(137-138)/96. С. 6.

В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" преобладающим методом административно-правового регулирования и контроля, применяемым в отношении субъектов естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения тарифов или их предельных уровней на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых устанавливается законодательством <18>.

<18> Ерина Е.Н. Проблемы ценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Законодательство и экономика. 2008. N 4.

Одной из важнейших функций органов регулирования естественных монополий является формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий. Принятие решения о введении регулирования является основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр. Включение субъекта естественной монополии в реестр не зависит от его доли на рынке и от того, допускает ли он нарушения законодательства. В реестр включаются лишь те хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Помимо вышеуказанного вида деятельности, осуществляемого в соответствии с законодательством о естественных монополиях, сетевая организация обязана выполнять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению впервые вводимых в эксплуатацию, вновь построенных, расширяющих свою ранее присоединенную мощность и реконструируемых энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям (далее - технологическое присоединение) при условии соблюдения им Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила технологического присоединения), и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Необходимо отметить, что владелец (не являющийся сетевой организацией) энергопринимающего устройства или объектов электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям третье лицо (иного владельца объекта электроэнергетики) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства и третьим лицом заключается договор об осуществлении технологического присоединения, плата по которому устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Четвертый признак. Сетевая организация - это организация, "осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам, входящих в ЕНЭС".

Данный признак характерен для организации по управлению ЕНЭС. В настоящее время собственниками объектов электросетевого хозяйства, которые по своим параметрам относятся к объектам ЕНЭС, являются более 60 юридических лиц. Общее число таких объектов, которыми владеют иные собственники, более 400. Как правило, речь идет об объектах электросетевого хозяйства лиц, не входивших в холдинг ОАО "РАО "ЕЭС России", поэтому консолидацию таких объектов через централизованные корпоративные процедуры невозможно было осуществить.

Федеральный закон в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии ограничил собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС , в осуществлении своих прав в части:

заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров;

использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению ЕНЭС (п. 2 ст. 7 Федерального закона).

Ограниченные Федеральным законом права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.

Организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.

Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Приведенные четыре признака сетевой организации указаны в законодательстве Российской Федерации об электроэнергетике. В данной статье хотим обратить внимание и на иные признаки, которые характеризуют правое регулирование деятельности сетевых организаций либо отличают их регулирование от иных участников правоотношений в сфере электроэнергетики.

Правовое регулирование деятельности сетевых организаций необходимо отличать от правового регулирования деятельности иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Сетевые организации являются профессиональными участниками рынков электрической энергии и мощности, на постоянной основе оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют деятельность по технологическому присоединению. Договоры, на основании которых оказываются вышеуказанные услуги, являются публичными, и сетевые организации не вправе отказаться от их заключения или оказывать предпочтение тем или иным потенциальным потребителям <19>.

<19> Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 115-О указывается, что отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 ГК Российской Федерации).

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, как правило, создавали объекты электросетевого хозяйства для удовлетворения собственных производственных нужд. Понуждение таких владельцев к обязательному заключению договоров с любым обратившимся лицом являлось бы ограничением прав и попранием основополагающего принципа гражданского законодательства - свободы договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ, ст. 421 ГК РФ). В то же время с учетом специфики построения ЕЭС России, схем энергоснабжения населенных пунктов и непрерывности процесса производства, передачи и потребления социально значимого товара - электроэнергии и мощности законодательство Российской Федерации об электроэнергетике налагает определенные ограничения на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.

Федеральный закон предусматривает, что иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Так, например, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через:

(1) энергетические установки производителей электрической энергии;

(2) объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии; или

(3) бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций,

такой потребитель заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией , к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии , к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Данный институт имеет наименование опосредованного присоединения, установлен законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и направлен на защиту прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное получение доступа к общественно значимому объекту гражданского права - электроэнергии и мощности в целях его потребления.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии .

По признакам: 1) титульного владения объектами электросетевого хозяйства, входящими или не входящими в ЕНЭС; 2) оказания услуг по передаче электрической энергии на оптовом или розничных рынках, сетевые организации можно разделить на организацию по управлению ЕНЭС и на ТСО.

Указанные критерии разграничения сетевых организаций в настоящее время являются условными, так как нередки случаи, когда организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги субъектам розничных рынков и, наоборот, ТСО оказывает услуги по передаче электрической энергии субъектам оптового рынка. Кроме этого, Федеральный закон допускает возможность до 1 января 2014 года для организации по управлению ЕНЭС передавать в аренду ТСО объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти <20>.

<20> См.: Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.06.2011. N 23. Ст. 3316.

В то же время необходимо подчеркнуть, что ЕНЭС является основной частью Единой энергетической системы России и включает в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляет собой один из элементов гарантии целостности государства <21>.

<21> Глава II. Направления реформирования электроэнергетики, раздел 2. Реформирование электроэнергетической отрасли, подраздел "Создание федеральной сетевой компании" Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона ЕНЭС представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 41 <22>. Условия отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 года N 648.

<22> Собрание законодательства Российской Федерации. 30.01.2006. N 5. Ст. 556.

Однако в законодательстве Российской Федерации сделано одно исключение: комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования не относится к ЕНЭС. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <23>.

<23> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2003. N 9. Ст. 805.

С целью сохранения и укрепления ЕНЭС, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике была создана организация по управлению ЕНЭС.

В соответствии с п. 3 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 года N 648, открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" названо организацией по управлению ЕНЭС <24>.

<24> Российской Федерации принадлежит 79,48% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Рыночная капитализация ОАО "ФСК ЕЭС" на 31.12.2010 - 452 млрд. руб. В настоящее время в собственности ОАО "ФСК ЕЭС" находится основная часть объектов ЕНЭС:

  • количество подстанций - 797 шт.;
  • суммарная мощность трансформаторов 35 - 750 кВ - 305 459 МВА;
  • общая протяженность сетей - 121,096 тыс. км;
  • отпуск электроэнергии - 466 млрд. кВт.ч.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает, что доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению ЕНЭС по завершении реформирования ОАО "РАО "ЕЭС России" должна быть не менее 75 процентов плюс одна голосующая акция.

Создание организации по управлению ЕНЭС, по мнению реформаторов, должно позволить:

укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии;

обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к ЕНЭС;

гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;

осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;

повысить энергетическую безопасность государства;

способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.

ОАО "ФСК ЕЭС" как организация по управлению ЕНЭС выполняет одну из важных задач, которые призвано решать гражданское законодательство, так как надежная эксплуатация и развитие объектов ЕНЭС обеспечивают единство экономического пространства на территории Российской Федерации.

Организация по управлению ЕНЭС оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.

Понятие "территориальная сетевая организация" раскрыто в ст. 3 Федерального закона, согласно которой под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС. Исходя из определения ТСО, можно сделать вывод, что это не просто организация, а коммерческая организация. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, с одной стороны, разграничение сетевых организаций на организацию по управлению ЕНЭС и на территориальные сетевые организации базируется на втором признаке легального понятия сетевой организации по титулу владения объектами электросетевого хозяйства и их разграничении на объекты, относящиеся к ЕНЭС, и объекты, не относящиеся к ЕНЭС. С другой стороны, налицо объединяющий признак: сетевые организации - коммерческие организации. Кроме вышеназванных признаков сетевых организаций (легального определения и отнесения законодательством их к инфраструктурным организациям), необходимо обратить внимание на еще два признака, которые базируются на концептуальных положениях Федерального закона и были положены в основу реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

Речь идет о нормах-запретах <25>, которые, в свою очередь, способствуют реализации разграничения субъектов электроэнергетики на конкурентоспособных и осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности (область экономических отношений, в которых конкуренция невозможна).

<25> Запрещающая норма - норма, устанавливающая обязанность субъекта воздержаться от совершения действий известного рода (например, не сообщать посторонним лицам о факте усыновления; не принимать законы, нарушающие права и свободы человека). См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 64.

В частности, существуют два запрета. Первый установлен в п. 4 ст. 8 и в п. 1 ст. 41 Федерального закона, в соответствии с которыми:

организации по управлению ЕНЭС запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика);

территориальным сетевым организациям запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях), а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика.

В целях обеспечения реализации указанных требований законодательство Российской Федерации об электроэнергетике с 1 апреля 2006 года не допускает возможности одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Кроме этого, абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" <26> устанавливает, что организации, создаваемые при реорганизации ОАО "РАО "ЕЭС России", его дочерних и зависимых обществ, не вправе одновременно иметь на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ЕНЭС, и объекты электросетевого хозяйства, не относящиеся к ЕНЭС.

<26> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178.

Можно указать еще на один, весьма специфический, технологический признак сетевой организации. Как известно, в процессе передачи электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства происходит естественная убыль передаваемой энергии, так называемые потери.

В соответствии с п. 51 Правил сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.

Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях <27>.

<27> Инструкция по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.04.2009. N 16.

Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации, с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее понятие сетевой организации в Российской электроэнергетике как субъекта гражданского права.

Сетевая организация - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, с ограниченной законом правоспособностью, внесенное в реестр субъектов естественных монополий в установленном законодательством порядке и оказывающее на возмездной основе услуги по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих устройств, цена (тарифы, плата) за которые, в соответствии с законодательством, устанавливается и (или) регулируется уполномоченными на то государственными органами, и характер деятельности такой организации обязывает ее оказывать эти услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.

Расширение кооперационных связей между производителями, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, вычислительной техники и средств телекоммуникаций изменили традиционные представления о границах организации, разрушили их замкнутость. Вступление человечества в новую стадию своего развития, которую называют «стадией построения информационного общества», предъявляет и соответствующие требования к проектированию организаций и формированию их структур управления.

По словам известного ученого в области менеджмента П. Дра- кера, в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности компаний - произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации». Изменятся не только сами организации, став компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что повлечет возникновение сетей компаний.

Для того чтобы понять сущность этой новой формы организации, приведем несколько определений.

Незначительные различия в определениях понятия «сетевая организация» заключается лишь в том, что в одном случае дается определение компании-сети, в другом - сети, состоящей из разных компаний.

Сетевые организации существенно отличаются от организаций иерархического типа (табл. 19.2)

Таблица 19.2

Сравнение иерархической и сетевой организации

Критерий сравнения

Иерархическая организация

Сетевая организация

Нормативная база

Служебные

взаимоотношения

Договорные отношения

Средства связи

Стандартные

Современные

коммуникационные технологии

Отношения между участниками

Подчиненность

Кооперация, конкуренция

Степень гибкости

Обязательства сторон

Средний уровень

Высокий уровень

Атмосфера [климат) в организации

Формальная,

бюрократическая

Взаимовыгодность

Методы управления связями и конфликтами

Приказы, контроль

Нормы взаимности и гражданского права

Главная особенность сетевой формы организации экономики в любом обществе - это наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. При этом значимость иерархических отношений уступает место значимости положения в системе сетевых связей.

Сетевые формы организации экономики отражают связи между элементами внутренней и внешней среды компаний. Они одинаково применимы как в качестве внутриорганизационного сотрудничества, так и сотрудничества компаний.

Виды сетевых организаций:

1. Компания-сеть - организация, которая разделена на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли), функционирующие на основе единой цели.

Эта модель предполагает создание рыночной экономики внутри компании. В ней хозяйственные единицы продают и покупают продукцию и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель этой модели состоит в получении конкурентных преимуществ на основе предоставления предпринимательской свободы подразделениям компании, нацеленным на конечный результат.

  • 2. Сеть, сформированная вокруг крупной компании, - сеть, в которой крупная организация представляет собой ядро сети, собравшая вокруг себя организации меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. При этом крупная компания занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации быстро попадают в зависимость от более мощного партнера.
  • 3. Сеть компаний, близких по масштабам - группа юридически самостоятельных организаций, объединенных в сеть, в хозяйственном плане поддерживающих устойчивость друг друга, что является очень важным для всех.
  • 4. Оболочечная компания - организация, которая часть бизнес- функций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредоточивается на трансакционной составляющей бизнеса, т.е. определяет, что и сколько производить, как и кому продавать.

Отличие сетевых компаний от организаций других типов:

  • традиционные организации предпочитали иметь у себя все необходимые ресурсы, а многие сетевые организации используют активы других организаций, входящих в сеть;
  • сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов;
  • многие современные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль их участников.

Сети представляют собой гибкую структуру, позволяющую входящим в нее организациям конкурировать между собой, привлекать новых участников и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов.

Современные технические средства позволяют создавать масштабные локальные и глобальные телекоммуникационные сети. Уникальной и весьма эффективной сетью является Интернет. Многие консультационные фирмы представляют собой разветвленные сети.

Сетевые формы организации экономики присущи практически всем отраслям национального хозяйства и сферам деятельности. Во многих отраслях сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний. Они применяются на уровне хозяйствующего объекта, муниципального образования, региона, страны. Сетевая форма организации экономики может осуществляться в реальной и виртуальной (электронной) среде.

На формирование сетевых форм организации хозяйственных систем оказывает влияние глобализация. Она приводит к тому, что многие сети носят глобальный характер. Более того, многие хозяйственные системы обязаны стать глобальными сетями, в противном случае они теряют свою эффективность и конкурентоспособность. Формирование глобальных сетей происходит во многих сферах (торговле, финансовой сфере, производстве и т.д.). Зачатки реализации сетевых форм организации можно проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества.

Развитию сетевых форм организации хозяйственных систем способствует снижение цен на передачу информации, а также возникновение новых технологий ее передачи и переработки. Сетевые формы организации экономики являются порождением информационной эпохи.

К началу XXI в. использование сетевых принципов организации компаний становится в западных странах ведущим направлением в менеджменте. Поэтому можно предположить, что переход нашей экономики к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми компаниями, сетевыми организационными структурами. Следовательно, впереди эпоха компаний-сетей и сетей из компаний, исповедующих новые принципы менеджмента.

15 января 2018

Термин, который представлен в заголовке, имеет множество различных применений. Мы посмотрим на сетевую организацию и в общем, и в частных смыслах. Выделим исходя из этого ее особенности, основные сферы, где она может быть актуальна.

Общее определение

Итак, в самом общем смысле сетевая организация - это учреждение, которое использует в управлении бизнесом и производством именно сетевые отношения, технологии, связи.

Таким образом, форма подразумевает юридическую независимость фирм, которые объединились в сеть. Их взаимодействие при этом зиждется на основе договоров. Перед иными формами организаций она выигрывает из-за обладания общей ресурсной базой и единой информационной сетью.

Подведем итог. Сети - это самые гибкие на сегодня управленческие структуры, которые функционируют за счет совместной базы ресурсов. И ключевой в ней будет именно информация.

Сетевая форма организации: достоинства и недостатки

Учреждение с сетевой структурой относится к адаптивным. Такая организация демонстрирует один из новейших подходов к департаментализации. Ведь наличие сетевой структуры говорит о доверии большого спектра своих функций независимым контрагентам. Сама же организация в этом случае выступает небольшим головным центром. Ее главная задача - контролировать деятельность своих контрагентов.

Выделим основные достоинства и недостатки сетевой организации.

Плюсы Минусы
Возможность привлечь в определенный момент времени только нужные на тот час ресурсы Нет непосредственного контроля деятельности контрагентов со стороны головного офиса
Повышенная гибкость реагирования на постоянно меняющиеся условия окружающего бизнес-мира Исходя из предыдущего пункта возникает некоторая степень неопределенности при воплощении рабочих задач
Большое разнообразие рабочих заданий Непредвиденный разрыв отношений с субподрядчиком может порой парализовать деятельность всей системы
Повышенный уровень удовлетворенности результатами собственного труда Снижение уровня лояльности работающих в головном офисе - от их услуг всегда могут отказаться в пользу стороннего контрагента

А теперь перейдем к следующей мысли.

Цели создания сетей

Озвучим основные цели основания сетевых организаций:

  • Формирование общей базы ресурсов.
  • Создание общей информационной "копилки" для постоянного обмена знаниями и опытом.
  • Распределение рисков между участниками.
  • Из-за возникновения синергического сетевого эффекта планируется достичь максимизации общей прибыли.

На устойчивость созданной сети прямое влияние оказывают следующие факторы:

  • Доверие между партнерами, формирование внутрикорпоративной культуры.
  • Как наличие, так и скрупулезное исполнение внутренних стандартов организации всеми участниками.
  • Согласованность действий партнеров.
  • Устойчивость информационных связей между ними - для этого общий сетевой ресурс постоянно должен пополняться новыми знаниями, наблюдениями.

Основные особенности

Перечислим ключевые особенности сетевой организации:

  • Наличие рыночных отношений между основными звеньями: от сырьевых поставок до конечного этапа реализации товара.
  • Основа деловых отношений между поставщиком, производством, структурами сбыта - контракты.
  • На формирование взаимодействий "поставщик-производитель", "производитель-продавец" большое влияние оказывает рынок.
  • Внутри организации формируются команды, задача которых - реализовывать особо значимые проекты.
  • Производитель всегда выбирает поставщика с наиболее выгодными целями, а тот, в свою очередь, фабрику, контракт с которой наиболее комфортен.
  • В общем плане сетевые организации характеризует автономность, гибкость, адаптивность, тяготение к использованию инноваций.
  • Есть тенденция к установлению корпоративных отношений между участниками цепи.

Территориальная сетевая организация (ТСО)

Чтобы дать исчерпывающее определение, обратимся к ФЗ №35 "Об электроэнергетике". Исходя из этого акта, сетевая организация, энергия могут быть связаны между собой.

Перейдем к определению. Таковым считается учреждение, которое передает электрическую энергию, используя при этом те объекты электросетевого хозяйства, которые не относятся к общероссийской единой национальной сети.

Лишь только в отдельных случаях, допускаемых ФЗ №35, эта организация имеет право использовать для оказания своих услуг объекты (или какую-то их часть), включенные в единую российскую электросеть.

Давайте разберемся, какая форма по российским законам может считаться электрической сетевой организацией.


Что может именоваться ТСО?

Согласно Постановлению российского правительства №184, принятому в 2015-м, ТСО может считаться организация, которая соответствует сразу всем перечисленным ниже критериям:

  1. Имеет ряд силовых трансформаторов, чья общая мощность превышает 10 МВА.
  2. Имеет воздушные или кабельные линии передачи электроэнергии 2 и более уровней напряжения:
      Высокого (110 кВ и более). Первого среднего (35 кВ и более). Второго среднего (1-20 кВ). Низкого (менее 1 кВ).
  3. Отсутствие трех фактов применения корректировки цен или/и понижающих коэффициентов.
  4. Имеет выделенный абонентский номер телефона для обращений потребителей по поводу вопросов о передаче электрической энергии и технологического обслуживания.
  5. Имеет свой официальный сайт.

Сетевое взаимодействие

Перейдем теперь к организациям сетевого взаимодействия. Это тесно сотрудничающие между собой образовательные учреждения, объединившиеся для общего использования студентами культурных, познавательных, научных, спортивных ресурсов.

Цели такой формы воплощения образовательных программ следующие:

  • Общее повышение качества образования.
  • Расширение области доступа студентов к современным средствам обучения, технологиям.
  • Предоставление возможности выбора из большего спектра профилей подготовки.
  • Углубленное изучение интересных специализаций, курсов.
  • Совершенствование своей профессиональной компетенции за счет опыта коллег.
  • Эффективное использование образовательных общих ресурсов.
  • Повышение конкурентоспособности выпускных курсов как на российском, так и международном рынке труда.

Регуляция сетевого образования

Деятельность сетевых образовательных организаций регулирует ФЗ №273 "Об образовании в РФ". Последней редакции он подвергся в декабре 2017 года. Согласно этому акту, сетевыми являются учреждения, которые предоставляют своим учащимся освоение программ на основе ресурсов сразу нескольких образовательных организаций. К последним могут относиться также научные, физкультурно-спортивные, медицинские, производственные и иные центры, где возможно проводить обучение, практику для студентов (учебную и производственную) и осуществлять иную полезную для усвоения знаний деятельность.


Сетевая форма взаимодействия между учебными учреждениями, согласно ФЗ №273, осуществляется на основе договора. Также данные организации должны составить общую образовательную программу.

Что касается соглашения между ними, то оно обязательно должно включать в себя следующее:

  • Направление, вид и уровень общей образовательной программы.
  • Наименование статуса обучающихся в образовательных сетевых организациях, правила приема в данные вузы, колледжи, информация об организации академической мобильности студентов.
  • Порядок и условия осуществления обучения по общей программе: распределение обязанностей между учебными заведениями, объем и характер совместно используемых ресурсов.
  • Информация о документе об образовании (квалификации), который будет выдан студенту по окончании усвоения своего курса в сетевой образовательной организации.
  • Сроки актуальности данного договора. Условия изменения его условий или прекращения действия.

Сетевая модель организации данных

В заключение рассмотрим сетевую организацию данных. Так называется логическая модель последних, которая является расширением иерархического подхода (база данных представляется в виде многоуровневого древа). Это математическая строгая теория обработки данных в их сетевых базах.

Между иерархической и сетевой организацией данных есть ключевое отличие - в первом случае запись-потомок располагает только одним предком, а во втором (сетевом) - любым количеством предков. Таким образом, сетевая база данных состоит из комплекта экземпляров определенного типа записи и комплекта экземпляров определенного типа связей между данными записями.


Плюсом такой модели можно считать имение возможности достаточно эффективной реализации по показателям оперативности и затрат памяти. Минусы - ощутимая жесткость и сложность схем сетевых БД. Недостаток наблюдается и такой: чтобы изменить структуру данных, нужно изменить и само приложение.

На основе сетевой модели организации данных построена сетевая СУБД (система управления базами данных). Ее основными терминами считается элемент (узел), связь и уровень.

Таким образом, мы разобрали общее определение сетевой организации. Это одна из новых и эффективных форм ведения бизнеса со своими особенностями, целями, плюсами и минусами. Актуальны сегодня ТСО в электроэнергетике, образовательные учреждения сетевого взаимодействия. Кроме этого, данная форма характерна и для организации моделей данных.

Отсутствие в настоящее время единого подхода к определению понятия сетевой организации на розничных рынках электроэнергии приводит к серьезным осложнениям правоприменительной практики.

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи электрической энергии на розничных рынках электроэнергии, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. Неоднозначная судебная практика, противоречивые подходы арбитражных судов различного уровня - все это является следствием адаптации зарубежной модели функционирования розничных рынков электроэнергии в условиях России. Подтверждением могут служить следующие вопросы:

1) Свидетельствует ли отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче электрической энергии о лишении статуса сетевой организации?

2) Соответствует ли положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" или иным нормативным правовым актам договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в котором предусмотрено условие об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией?

3) Вправе ли организация, владеющая на законном основании объектами электросетевого хозяйства, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электроэнергии, но не имеющая установленного для нее тарифа, заключать с потребителями договоры оказания услуг по передаче энергии и фактически исполнять их?

4) Какое правовое последствие при рассмотрении споров, связанных с деятельностью организации, для которой не был в установленном порядке утвержден тариф на услуги по передаче электроэнергии, влечет принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе?

Прежде чем перейти к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо обратиться к истории создания сетевых организаций на розничных рынках электроэнергии. Первые такие организации появились в Англии и Соединенных Штатах Америки, главной задачей которых определялось содержание электросетей и иных объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии и их эксплуатация в соответствии с требованием безопасности.

В начале 2000-х гг. при заимствовании зарубежного опыта были созданы первые российские сетевые организации на рынке электрической энергии, которые стали осуществлять традиционные полномочия по содержанию объектов электросетевого хозяйства. Электроэнергию передает ее источник, следовательно, название договора оказания услуг по передаче электроэнергии, заключаемого с сетевой организацией, весьма условно: исходя из технологии процесса она может лишь обеспечивать процесс передачи энергии через сети посредством поддержания их в исправном состоянии. Кроме того, договор оказания услуг по передаче энергии является производным и зависим от основного обязательства - договора купли-продажи электроэнергии. Как известно, вспомогательные сделки всегда совершаются для реализации другого, уже ранее существовавшего между сторонами, правоотношения, для исполнения обязательств из ранее совершенной сделки. Как следствие, отношения по снабжению потребителей энергией регулируются посредством заключения, как правило, двух договоров: основного (купля-продажа) и вспомогательного (договор оказания услуг по передаче энергии). Существенным признаком вспомогательного договора является то, что он не приводит к достижению конечных хозяйственных (экономических) целей сторон, а выступает только необходимым условием для реализации основного договора. Кроме того, достаточно часто встречаются случаи, когда для обеспечения процесса передачи энергии необходимо заключать несколько договоров оказания услуг по передаче энергии, поскольку участки присоединенной сети принадлежат разным сетевым организациям и иным владельцам.

В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под территориальной сетевой понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, по общему правилу не относящихся к оптовому рынку электроэнергии. Следует также иметь в виду, что не всякая организация, которая оказывает услуги по передаче энергии, будет являться территориальной сетевой, поэтому выделяют еще два критерия. Первый предусмотрен законом, а второй - "неоднозначный" - выработан судебной практикой. Так, в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) территориальные сетевые организации должны владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых они оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.

Учитывая монопольное положение сетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для территориальной сетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 37 Закона N 35-ФЗ), и, как следствие, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче энергии.

Всех субъектов в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках электроэнергии предлагается подразделять на профессиональных участников и непрофессиональных. Ключевым критерием такого разделения выступает оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. При этом как для первых, так и для вторых заключаемые ими договоры являются публичными. Непрофессиональные участники (так называемые иные владельцы), владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства потребителей, вправе оказывать услуги по передаче энергии с использованием принадлежащих им объектов только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил N 861). В данном случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций. Из смысла закона следует, что для приобретения статуса территориальной сетевой организации необходимо владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с помощью которых обеспечивается оказание услуг по передаче энергии в качестве основного вида деятельности такой организации. И, соответственно, не имеет никакого принципиального значения принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере из судебной практики. Иск заявлен о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о прекращении взимания платы за услугу по передаче электроэнергии по неустановленному тарифу. Как усматривается из материалов дела, антимонопольный орган признал общество субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения принадлежащих ему на праве аренды электрических сетей; указал на незаконность установления и взимания с потребителей платы за передачу электроэнергии без применения тарифа, утвержденного уполномоченным органом. В удовлетворении требования судом отказано, поскольку факт нарушения обществом порядка ценообразования подтвержден.

Как показывает анализ судебной практики, очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением той или иной организации к сетевой. После вступления в силу Закона N 35-ФЗ судебная практика пошла по пути ограничения круга территориальных сетевых организаций теми из них, кому в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии, а в противном случае - внедоговорное обязательство вследствие неосновательного обогащения. В качестве иллюстрации можно привести один из многочисленных примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за переданную электрическую энергию. Как усматривается из материалов дела, в спорный период тарифы на услуги истца по передаче электрической энергии не были утверждены. Расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии произведен истцом исходя из величины его затрат на услуги по передаче электрической энергии: по уровню среднего второго напряжения - 19,99 коп. за 1 кВт/ч; по уровню низкого напряжения - 23,8 коп. за 1 кВт/ч. На основании пункта 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, истец вправе доказывать размер платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии средствами, предусмотренными главой 7 Административного процессуального кодекса РФ, в том числе представлять суду заключение эксперта, сделанное на основании экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключение специалистов регулирующего органа.

Таким образом, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены судом правомерно, поскольку ответчик неосновательно обогатился на сумму не оплаченных им услуг по транспортировке электроэнергии, размер платы за переданную электрическую энергию при отсутствии утвержденного в установленном порядке тарифа определен истцом с учетом результатов проведенной экспертизы.

При рассмотрении другого дела арбитражный суд пришел к иному выводу. Суд отказал в иске о взыскании неосновательного обогащения, полученного в связи с использованием ответчиком при передаче электроэнергии подстанции, принадлежащей истцу, указав, что последний не является субъектом электроэнергетики и ему регулирующим органом не утвержден тариф на услуги по ее передаче, в связи с чем неосновательное обогащение ответчика за счет истца отсутствует.

В юридической литературе высказывалось критическое отношение к позиции судов, исходящих при рассмотрении споров из того, что круг сетевых организаций должен ограничиваться владельцами, кому в установленном порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 16 февраля 2010 г. N 3851/09, собственник сети вправе требовать от поставщика энергоресурсов возмещения затрат, связанных с использованием его имущества. В силу статьи 1102 и пункта 2 ст. 1105 ГК РФ потерпевший - лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, - вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Соответствующая обязанность возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку воды, тепловой и электрической энергии (аналогичная позиция находит свое подтверждение в определениях ВАС РФ от 17 января 2011 г. N ВАС-15256/10, от 19 июля 2012 г. N ВАС-9419/12).

Вместе с тем возникают ситуации, когда владельцы сетей специально не обращаются в соответствующие органы регулирования тарифов, поскольку тарифы на оказание услуг по передаче энергии устанавливаются "котловым" методом в размере, не превышающем предельных индексов роста цен. С экономической точки зрения более выгодно взыскивать в судебном порядке затраты на содержание объектов электросетевого хозяйства, которые не рассчитываются по принципу "единого котла" и не ограничиваются никакими предельными индексами.

Взыскание неосновательного обогащения в виде затрат на поддержание объектов электросетевого хозяйства в работоспособном состоянии в судебном порядке открывает возможность для недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев приобретать незаконные имущественные выгоды в обход положений Закона N 35-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". Осуществление расчетов за оказанные услуги по передаче энергии в виде затрат неминуемо может повлечь нарушение законодательства о тарифном регулировании и привести к расчетам между участниками розничных рынков электроэнергии не по регулируемым, а произвольно определенным ценам в нарушение пункта 3 постановления Правительства РФ N 1178. В связи с этим незаконно включение в договор оказания услуг по передаче электрической энергии условия об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией или иным владельцем. Однако в судебной практике этот вопрос решается неоднозначно. Рассмотрим один из примеров.

Иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения. Как усматривается из материалов дела, ответчик был признан нарушившим Закон о защите конкуренции в части установления для истца тарифов на передачу электрической энергии, в связи с чем истец считает, что договор на подключение к электрическим сетям является ничтожным, а полученная ответчиками оплата - неосновательным обогащением. Иск судом удовлетворен, поскольку тариф на услуги по передаче электрической энергии не утвержден, спорный договор в части условия о взимании платы за транзит энергии признается ничтожным, так как ответчик сетевой организацией не является.

При рассмотрении другого дела суд пришел к иному выводу.

Из материалов дела следует, что в спорный период для ЗАО "ПОК" не был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, следовательно, у ЗАО "ПОК" не возникли обязательства по заключению с потребителями договоров возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Но у ЗАО "ПОК" как у собственника сетей имелись обязательства по их надлежащему содержанию и обязанности не препятствовать перетоку электроэнергии к потребителям. Поскольку в соответствии с договором стороны приняли на себя обязательства нести расходы на содержание электрических сетей пропорционально потребляемой энергии, однако ответчик не оплатил долю расходов, подлежащую компенсации, суд, признав понесенные истцом расходы на содержание сетей разумными и подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами, удовлетворил требование об их взыскании. При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод апелляционного суда, что при отсутствии утвержденного для собственника сетей тарифа на передачу электрической энергии потребителям собственник сетей и потребитель электроэнергии не лишены права заключить договор о порядке распределения расходов по содержанию электрических сетей, которые используются для передачи электрической энергии как потребителю, так и собственнику сетей.

Для правильного разрешения рассмотренных спорных ситуаций следует учитывать причины, по которым сетевая организация или владелец объектов электросетевого хозяйства уклонились от обращения в регулирующий орган за утверждением тарифа на передачу энергии.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестных сетевых организаций и иных владельцев путем отказа в удовлетворении требований о возмещении затрат на содержание объектов электросетевого хозяйства в случае их незаконного уклонения от обращения в органы тарифного регулирования. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов розничных рынков электрической энергии, недопущение обхода законодательства о тарифном регулировании в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и устранение нарушений прав добросовестных участников отношений, складывающихся при снабжении потребителей электрической энергией.

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО - это примерно четыре с половиной тысячи организаций - планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО.

Итак, территориальная сетевая организация должна:

  1. Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов - не менее 10 МВа.
  2. Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).
    Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
  3. В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.
    Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
  4. Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  5. Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО - это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии.

Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии.

Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:

  • невозможность получения дохода от услуг по передаче электроэнергии
  • несение затрат на содержание электросетей


Случайные статьи

Вверх