Наше будущее зависит от нас эссе. Будущее зависит от тебя. Философские основания информационного общества

Будущее действительно зависит от нас. Мы сами определяем нашу дорогу в будущее и свою судьбу.
И у каждого человека разные увлечения, разный вкус. Каждый выбирает сам себе путь. Кто-то шагает по нему гордо и уверенно, у других на пути встречаются препятствия, а третьи и вовсе не доходят до финиша. Так устроен мир. Но, так или иначе, не зависимо от того, везучий ты человек или нет, стоит трудиться, надо чего-то добиваться в жизни. Просто сидеть сложа руки и не думать о будущем – значит, утратить способность активно действовать, добиваться поставленной цели. Конечно, можно позже вернуться к незаконченному пути и начать с того места все заново, но то время прошло и вернуть его уже невозможно.
Это совершенно не означает, что следует пробовать себя только в одной области. Как раз наоборот, только узнав в каждом труде положительные и отрицательные стороны, можно судить о нем. Стоит попробовать все, прежде чем ставить себе цель, не зная даже о том, что могло бы привлекать тебя гораздо больше.
Откладывать на «потом», - значит, скорее всего, не сделать это уже никогда. Если выдается возможность продвигаться вперед, почему бы ее не использовать?
Не менее важную роль играет характер человека. Будь добрым, отзывчивым – тебе тоже помогут. Дадут добрый совет, подскажут, толкнут на правильный путь. Это тоже будущее. Это среда, в которой придется жить, так что не стоит портить ее.
Будущее зависит от тебя… Человек формируется в жизни, приобретает новые навыки, знания. Все это поможет ему в дальнейшем, ничего не проходит зря. Даже ошибки, и те помогают человеку. Он понимает, что сделал это не так, и в следующий раз ее уже не повторяет.
Очень важно поставить себе цель. Без нее не будет такой уверенности в будущем, будет нечего (что немаловажно) добиваться. Без цели жизнь уже не имеет такого большого смысла. Есть люди, которые, получив один промах и таким образом не дойдя до заключительного этапа, сдаются. Скорее всего, это оттого, что они не привыкли к жизненным трудностям. Такие люди далеко не уходят, они стоят на месте.
А надо просто вырабатывать силу воли, не огорчаться понапрасну, надеяться на что-то лучшее в жизни. И тогда не только все получиться, но и удача улыбнется тебе. Ведь не зря существует пословица: «Тот, кто ищет, всегда найдет». Стоит попытаться дойти до своей цели, пытаться добиваться чего-то во все свои силы – и тогда в будущем все будет хорошо. Невезучих людей не бывает, есть те, которые не хотят ими стать.
Для того чтобы тебя ожидало прекрасное будущее, стоит трудиться уже сейчас. Следует просмотреть все пути дальнейшем работы, выбрать среди них самый подходящий, поставить цель и быть просто неплохим человеком.

Это эссе я написала в 8-ом классе. Но даже сейчас, перечитывая его в очередной раз, я открываю для себя что-то новое, а, возможно, просто вспоминаю хорошо забытое старое.

Рецензии

«Будущее действительно зависит от нас». Это не совсем так. Судьба любого человека зависит от его окружения. Поэтому надо внимательно выбирать с кем связываться. «Дадут добрый совет, подскажут, толкнут на правильный путь». Это как-то неэтично, толкать на правильный путь. «Стоит попробовать всё». Вам жизни не хватит чтобы всё попробовать. «Даже ошибки и те помогают человеку». Я уже говорил, повторю ещё раз – только дураки на своих ошибках учатся. «Он понимает, что сделал это не так, и в следующий раз её уже не повторяет». Ничего в жизни одинаково не повторяется, жизнь разнообразна очень. «Без цели жизнь уже не имеет такого большого смысла». А Вы не боитесь, что когда цель достигните, то потеряете смысл жизни? Ведь цели то больше нет! «Есть люди которые, получив один промах и таким образом не дойдя до заключительного этапа, сдаются». Это про Прозу.ру – авторы закрывают свои страницы (не дойдя до заключительного этапа – мирового признания). «А надо просто вырабатывать силу воли, не огорчаться понапрасну, надеяться на что-то лучшее в жизни». Надо надеяться на что-то выполнимое, а то можно огорчиться всерьёз и надолго! «И тогда не только всё получится, но и удача улыбнётся тебе». По-моему, всё получилось и удача улыбнулась это одно и то же. «Поставить цель и быть просто неплохим человеком». Это трудно прокомментировать, потому что трудно понять. Как я понял, Вы претендуете на звание философа. Я основатель новой школы философии – философия счастья. Поэтому тоже хочу сказать пару слов на эту тему. Быть фанатиком идеи это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что у Вас больше шансов цели достичь, чем у лентяя. Но только в том случае, если Вам судьба этот шанс даст. Плохо, потому что отдавая себя чему-то одному, Вы теряете в другом. Противоположности притягиваются. Если Вы являете собой какую-то крайность, то по жизни к Вам будут прилипать Ваши противоположности. Если Вы фанатик добра, то к Вам будут липнуть всякие моральные уроды. Таковы космические законы и с этим приходится мириться.

Человек всегда задумывается о том, что его ждет в будущем. Еще в древности во всех странах пользовались услугами гадалок, прибегали к колдовству, надеясь узнать свою судьбу. Многие писатели стараются заглянуть в будущее, чтобы понять, что ждет человечество. Каждый представляет это по-своему. Возникают произведения, описывающие целые миры отдаленного будущего со своими законами, обычаями, порядками. Но люди всегда верили в лучшее. Человечество было уверено, что оно бессмертно, что его не уничтожат никакие войны, что будущее будет счастливым. Еще в XVI веде Томас Мор в своем произведении «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства, или О новом острове Утопия» создал идиллическую картину жизни.
Но в XX веке мировоззрение людей стало меняться. Первая мировая война, создание все более совершенного оружия массового уничтожения доказали хрупкость окружающего мира. Человечество поняло, что его можно быстро истребить, и вера в бессмертие была разрушена. Наступил кризис, отразившийся во всех областях искусства, в том числе и в литературе.
Мнения писателей о судьбе человечества разделились. Одни продолжали писать в жанре утопии. Картину идеального мира рисует Станислав Лем. В его произведениях, например «Солярис», «Эдем», материальные блага не являются главной целью в жизни людей. Каждый может иметь любую вещь, какую ему захочется. Даже на день рождения взрослому человеку дарят чаще всего не подарки, а цветы. Смысл жизни этих людей в заботе о человечестве, в совершенствовании самих себя. Они совершают открытия, осваивают космос, пытаются вступить в контакт с другими цивилизациями. Сама работа, возможность приносить пользу доставляет им радость. Но Лем сразу же предупреждает, что события происходят в отдаленном будущем, принципы жизни этих людей сильно отличаются от современных. И чтобы воспитать таких честных, благородных и бескорыстных людей, потребовалось много столетий. Так что если такое общество и возможно, то в очень отдаленном будущем.
В XX веке стал развиваться также и жанр антиутопии. После того как люди осознали, насколько легко можно уничтожить человечество, возникли многочисленные произведения-предупреждения. Раскрывается другая перспектива развития.
В одном из произведений Стругацких возникает такой образ фантастической реальности: высокая стена разделяет Землю на две
части. С одной стороны, существует мир, изображенный писателями-утопистами. На протяжении многих веков он меняется в соответствии с представлениями людей о счастье. С другой стороны стены - мир антиутопии, где постоянно идут войны, погибают цивилизации. Это своеобразная пародия на многочисленную литературу о будущем.
Но, по-моему, антиутопии более разнообразны, чем утопии, ведь они отражают страхи человечества, а каждый новый кризис в обществе вызывает испуг.
В начале XX века, когда технический прогресс входит в жизнь людей, растут города из стекла, бетона и железа, появляется опасность сделать человека лишь деталью машины, частью громадного механизма общества. Об этом пишет Е. Замятин в романе «Островитяне». Он изображает английское мещанство, чье механическое существование доведено до совершенства. Например, у викария Дьюли на стене висит «расписание часов приема пищи; расписание дней покаяния...; расписание пользования свежим воздухом; расписание занятий благотворительностью...». У людей нет души, нет эмоций. Существует только холодный расчет.
После Октябрьской революции в России начинают строить новое, социалистическое государство. Замятин постоянно сталкивается с насилием, жестокостью, человеческая жизнь Не ценится, личность полностью подчинена государству, ей не оставляют права на свободный выбор. Именно тогда был задуман роман «Мы». Это антиутопия, предупреждающая о том, что может произойти с человеком в мире, где счастье достигнуто ценой упразднения свободы, уничтожения индивидуальности. Построен гигантский муравейник, где люди живут, работают, но не задумываются над смыслом своего существования.
Но технический прогресс неизбежно продолжает развиваться. И в середине XX века известный американский писатель Рэй Бредбе- ри создает роман «451° по Фаренгейту». Здесь люди уже не похожи на машины. Наоборот, они практически не работают, живут так, как хотят, они индивидуальны, но утрачены моральные ценности. Люди напоминают машины не внешне, а внутренне. Они не умеют и не хотят задумываться над окружающей действительностью. У них нет привязанностей, им никого не жаль, поэтому растет жестокость. Родители не заботятся о своих детях. Зачем? Ведь существуют машины^ которые вымоют малыша, накормят его, расскажут ему сказку. Родителями для детей становятся машины. Поэтому в рассказе «Вельд» дети убивают своих отца и мать, которые хотели отключить эти машины.
В конце XX века перед человечеством возникают новые проблемы: угроза экологической катастрофы, бездуховность людей, все большее их ожесточение. Все это находит отражение в романе И. Ефремова «Час быка». Писатель на примере планеты, где ресурсы использовались неразумно, а люди не были главной ценностью в обществе, предсказывает возможную катастрофу Земли. Но, в отличие от многих других писателей-фантастов, он предлагает пути выхода из кризиса. Он считает, что нужно начинать с воспитания
самого человека, чтобы он чувствовал себя настоящим хозяином своей планеты и бережно относился к ней.
Проблема воспитания человека затронута и в повести Стругацких «Трудно быть Богом». Главный герой этого произведения понимает, что сделать человека счастливым нельзя. Он сам должен построить свое счастливое будущее. Ему можно только помочь, но не делать этого за него.
Будущее начинается в настоящем. Люди сами создают его, хотя жить в нем будут только их потомки. «Будущее создается нами, но не для нас». Так говорил один из персонажей романа «Хромая судьба». Писатели-фантасты, изображающие различные возможные в будущем миры, пытаются помочь людям сделать лучше настоящее. Они дают советы, предостерегают от возможных ошибок. Я думаю, что это основная задача научной фантастики. А будущее зависит от людей, которые живут сегодня.

Шакиров Владислав, консультант: Козлова Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию как ценности. Все пристальнее вглядываются молодые люди в мир, все напряженнее их внутренняя работа в поисках самоопределения: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше наши дети становятся, тем чаще задумываются над этими вопросами. В их сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой и беззаботной жизни. Но вскоре они осознают, что эта взрослая жизнь не такая уж и простая, ведь она полна забот, проблем и требует от них ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и твёрдых действий зависит их будущее.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Шакиров Владислав МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»

Эссе

Будущее России зависит от меня

Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию как ценности. Все пристальнее вглядываются молодые люди в мир, все напряженнее их внутренняя работа в поисках самоопределения: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше наши дети становятся, тем чаще задумываются над этими вопросами. В их сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой и беззаботной жизни. Но вскоре они осознают, что эта взрослая жизнь не такая уж и простая, ведь она полна забот, проблем и требует от них ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и твёрдых действий зависит их будущее.

А будущее начинается сегодня.

России нужны широкообразованные люди, миропонимание которых соответствует современным достижениям науки. Это требования современного общества к личности. А каковы потребности самой личности современного ребенка? И какой она должна быть?
Помните доброе детское кино про мальчика-робота? Электроник стал прототипом ребенка будущего, обладавшего безграничными возможностями памяти, неординарным мышлением, множеством талантов, но при этом не лишенного простых человеческих чувств: любви, доброты, отзывчивости, понимания, сострадания, справедливости. Именно такими обществу представлялись дети XXI века. И, наверное, много усилий было приложено со стороны людей, двигающих педагогический прогресс, чтобы достичь заветной цели.

А кто он, этот современный молодой человек? Что ценит он больше всего в жизни?

Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Если он решает какую-либо задачу, то нередко совершает много ошибок. Многие, сами того не подозревая, ограничивают свою свободу – и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов – это жизнь и свобода.

Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее.

Николенька Иртеньев в произведении Л.Н.Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается, и Николенька забывает об этих правилах. Однако, совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.

Мой современник – это, прежде всего, личность. И эта личность индивидуальна, и она не стоит на месте. Душа современника постоянно стремится к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не подражает кому-либо, а в первую очередь, хочет проявить своё «я».

Известный психолог Виктор Франкл выделил три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Этим ценностям соответствуют три основных пути, которым человек не может найти смысл в жизни. Первый - что он дает миру в своих творениях; второй – что он берет от мира в своих встречах, переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему положению (если он не может изменить свою судьбу).

Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану «серой мышкой». Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!

И что же могу предложить лично я, какими возможностями обладаю, чтобы сделать «завтрашний день» моей страны хоть немного лучше? Я – школьник, соответственно мое, да и каждого жителя нашей страны, мировоззрение формируется именно школой. Это ступень нашей жизни, когда мы понимаем, осознаем: что лучше, что хуже, и при этом, можем дать трезвую оценку многим окружающим нас вещам. Поэтому я, в первую очередь, предлагаю рассмотреть школу, как главный «двигатель» любой страны мира.

Что же такое «школа», и какие мы в ней?

«Мы в школе как единая команда….», - а ведь удивительно правильно в нашей песне поется: школа, действительно, прочно вошла в мою жизнь. А почему? Потому что я прихожу сюда не только за знаниями, я учусь здесь быть активным гражданином своей страны. Да! Наша школа – открытая школа, она и общественная и активная. А школа – это мы. Мы делаем ее лицо. Вот оно весело улыбается – в школе очередной День рождения детско-юношеской организации «Вместе». Все ребята наши по очереди заявляют о себе, о своих победах, талантах.

У нас, школьников, есть главное – у нас есть ученическое братство. Мы как дети из одной семьи. Нас и много и мало. Нас мало, когда по весне мы очищаем «планету» от мусора, приводим в порядок все вокруг: школьный двор, длинную дорогу в школу и место наших школьных мероприятий – поляна возле озера Безымянное. Это нелегко. Все становятся усердными, и лицо нашей школы принимает выражение сосредоточенное. Но мы делаем доброе дело! И таких дел у нас на счету очень много. Мы проводим акции «Помоги детям собраться в школу», «Помоги ветеранам войны». Мы приносим в школу разные вещи, и с такими вот подарками едем в ДДТ «Радуга» к инвалидам детства. А еще привозим им в подарок свои песни, стихи, танцы. В такие минуты мы все трудимся душой, а такое умение очень важно для всех нас. С таким умением, я думаю, мы научимся не оставлять в беде никого никогда.

В школе произошли существенные изменения с тех пор, как она встала на путь реализации проекта «Открытая школа – взаимодействие ради будущего». У нас активнее стало работать классное и общешкольное самоуправление. Мы, ученики, стали более самостоятельными. Когда нам предоставили определённую свободу действий, мы даже не ожидали, к каким результатам придём. Оказалось, что самостоятельность вырабатывает ответственность, самодисциплину, взаимовыручку, товарищество. Наши классы стали более сплочёнными.

В рамках школьного самоуправления, у нас много обязанностей. И главная – забота об окружающих нас людях, забота об окружающей нас природе. Мы шефствуем над начальным звеном, например, помогаем организовывать и проводить для них праздники. Проводим акции «Спеши делать добро», «Ветеран» и др. Вокруг нас столько людей, которые нуждаются в нашей помощи. Иногда, человеку хочется, чтобы его просто выслушали, а иногда кому-то надо помочь делом. Мы часто общаемся с ветеранами Великой отечественной войны, с Ветеранами труда. Пожилым людям особенно необходимо наше внимание и участие. Мы всегда выслушаем их, окажем помощь. В праздники мы организуем для них концерты. А в нашем школьном музее «Наследие веков» проводим для них посиделки с чаепитием. И очень отрадно, когда слышишь от людей лишь слова благодарности. Сразу ощущаешь свою значимость и серьёзность своего дела. Да и наши ветераны с радостью приходят к нам на классные часы, мероприятия, рассказывают нам о Великой Отечественной войне, о своей жизни в трудные послевоенные годы, беседуют с нами на разные темы.

Так я и мои одноклассники помогаем жить в ладу и гармонии внутри страны, обеспечивая, таким образом, самую благоприятнейшую атмосферу для каких-либо изменений. Потому что духовное согласие жителей страны – один из важнейших пунктов счастливого будущего страны.

И так, рассмотрев школу как один из факторов, формирующих будущее страны, подойдем с другой точки - более политической и имеющей уже несколько отдаленный от школьных установок характер.

С молодёжью связаны надежды любого государства. «Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения. От активности молодого поколения, их искреннего желания принести пользу своему Отечеству во многом зависят и личные профессиональные достижения юношей и девушек, и уверенное будущее России», - говорил Президент России Д.А. Медведев на встрече со студентами.

Сегодня в нашей республике насчитывается большое количество молодёжных общественных объединений, инициативных групп. Молодые активисты принимают участие в общественной, политической жизни страны. У нас в стране проходят различные молодёжные и детские фестивали, конкурсы, олимпиады, смотры, акции, спортивные праздники. Уже много лет подряд проходит традиционная акция «Молодёжь против наркотиков». Ежегодно 27 июня в России отмечается День молодёжи.

Мы первые начинаем использовать новейшие технологии, чтобы стать основой взаимодействия политически активной молодёжи страны. Мы, молодёжные парламенты и прочие объединения, повышаем эффективность участия молодёжи в жизни страны, региона, муниципалитета. Это позволяет формулировать и доводить проблемы молодёжи до власти, предлагать механизмы их решения и решать их. Я считаю, что благодаря существованию молодёжного парламента будет налажено эффективное взаимодействие «молодеешь - власть» и «власть - молодежь» в нашей стране. Благодаря молодёжным объединениям и парламентариям увеличится количество молодёжи в органах власти. Политические партии и органы власти смогут замещать вакантные должности из числа перспективных молодёжных депутатов. Поэтому молодёжные парламенты уже сегодня считаются кадровым ресурсом современной молодёжи.

Привлекая молодёжь в процесс принятия важных для нашей страны решений, мы усиливаем политический строй развития страны. Я думаю, что молодёжь обязана высказывать свои идеи, потому что некоторая часть из них, обязательно найдёт свою потребность в политике России.

На данный момент наша страна находится на ступени модернизации, за которой непременно последуют новые люди в политике. Мне кажется, что наша страна очень сильно изменилась бы, если за стол Президента и на места депутатов были бы посажены не люди высоких чинов, а школьники или студенты. Появилось бы много интересных идей и предложений, которые наверняка заинтересовали бы десятки тысяч людей.

А что бы я сделал, если бы имел такую возможность?

Во-первых, я постарался бы прекратить социальное расслоение.

Во-вторых, я бы постарался выделить средства для социального развития прогресса в науке и спорте. Почему я сделал акцент именно на этих сферах деятельности? Факты говорят сами за себя... Каждый раз в газетах или по телевизору сообщают о новом открытии, сделанным русским учёным, но, к сожалению, не в России, а в Китае, США или какой-нибудь другой стране. Почему кубки, медали и другие премии присуждаются именно тем странам? Ответ прост: они не скупятся, а наоборот стараются собрать как можно больше денежных средств, и направить их в деятельность науки.

Также я хотел бы провести множество акций, целью которых было бы предоставление мест работы для молодёжи и лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Плюсом ко всему этому было бы увеличение количества социальных классов и открытие новых направлений в сфере обслуживания. Мне кажется, что такое предложение пришлось бы по душе многим.

Вот такая небольшая оценка деятельности современной молодежи и мои представления о «лучшей» жизни, которую можно сотворить лишь несколькими простыми и незатейливыми шагами для государства. Хотя, я могу быть не прав, и это личные «рисунки» моего воображения…

Сколько планов, сколько надежд и все ложится на плечи молодежи. И не надо ее жалеть, она должна привыкать ко всем тяготам и стремиться сделать все «самое-самое» для своей страны.

Так устроена жизнь, что поколения сменяются новыми молодыми ростками. Они, безусловно, двигают прогресс. Что-то теряется в этом стремительном беге, но есть ведь и положительные перемены.

«Старики» вечно были недовольны молодежью, считали ее более свободной от моральных ценностей, замененных материальными. Наше время в этом плане не исключение. Все так же старшие ужасаются смене, идущей им вслед. А жизнь продолжается. Мы тоже когда-нибудь станем стариками, и с грустью будем смотреть на молодых, найдем, чем быть недовольными. И все же лишь бы жизнь существовала, рождались бы все новые и новые поколения, ведущие страну к прогрессу - я верю в это.

Будущее испытало на себе всякое - и оптимизм, и безрассудную слепую надежду, и безысходное отчаяние. Ему угрожали, его пытались отравить и попросту уничтожить, повернуть вспять, вернуть в пещеры. Оно выжило. Появилась возможность серьезного, вдумчивого изучения его. Сейчас, может быть как никогда еще в истории, человечества, будущее зависит от настоящего и требует нового подхода к себе.

Богом быть трудно. Практически невозможно. Как, впрочем, немыслимо сложно заглянуть в будущее и узнать, что там происходит на нашей Земле, такой маленькой и беззащитной перед Вселенной. Ничто так сильно не интересует человека, как будущее его семьи, детей, страны, цивилизации. Наверное, поэтому так увлекательна и многочисленна научно-фантастическая литература. Писатели-фантасты придумывают разное будущее, из многих вариантов которого нам только остается выбрать тот, который больше понравился. Я выбираю братьев Стругацких.

Один из них - астроном, другой - востоковед-японист. Наверное, поэтому их фантазии обращены к звездам и земной мудрости. Они с изрядной долей сарказма по отношению к настоящему (почти как Салтыков-Щедрин) придумали свое будущее. Интересно, что в шестидесятые-восьмидесятые годы в кругах интеллигентов их произведения считались едкой социальной сатирой на социалистический образ жизни. Для меня же их книги - фантастика, но фантастика предостерегающая: «Берегись, в будущем вырастает то, что ты посадил сегодня».

Земля новой эры Стругацких - высокоразвитая цивилизация. Усовершенствованы квартиры, люди работают в свое удовольствие, и вообще все счастливы. Главная проблема новой счастливой эры человечества - уважение суверенитета: нельзя вмешиваться в естественный ход развития цивилизации.

Стругацкие показывают опасность чужеродных инъекций с двух сторон: вторжение землян в жизнь и историю других планет («Трудно быть Богом», «Обитаемый остров») и присутствие на Земле иной цивилизации, то есть Странников («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»).

В первом случае благие начинания землян оборачиваются трагедией и для них самих, и для тех, кому эта помощь была предназначена. Попытка цивилизации высокого уровня искусственным путем поднять до себя цивилизацию неразвитую оборачивается бедой. Об этом идет разговор между двумя умными людьми в книге «Трудно быть Богом». Один из них, Румата, - прогрессивный человек из будущего - говорит Будаху - мудрецу из рыцарских времен: «Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим?» На что Будах говорит: «Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой». Румата, посланный спасать чужую цивилизацию от невежества, отвечает: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать».

Получается, умники из будущего не могли понять, что для того, чтобы цивилизация существовала, ей необходима история, состоящая из историй каждого отдельного поколения и индивидуума. Земля многое испытала на себе до сегодняшнего дня: природные катаклизмы, кровавые войны и революции, научно-технический прогресс, обернувшийся огромной озоновой дырой в атмосфере. Много пришлось испытать и человеку. Но мы живем, ощущаем себя землянами и гордимся этим перед Вселенной, о чем готовы сказать любому встречному инопланетянину.

Кстати, о пришельцах. Более умные, чем люди, Странники в своих целях используют Землю и ее население. Не из злых побуждений, а совершенно не задумываясь о реакции нормальных людей, они занимаются своими делами, но несколько необычным образом. Это сеет неразбериху и путаницу, люди теряют способность контролировать происходящее. Странники порядком навредили землянам, правда сообщив, что они всегда готовы прийти на помощь. Неизвестно, была бы их помощь полезной.

«А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают, жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам, что жук сползет в конце концов с муравейника и убредет своей дорогой, не причинив никому никакого вреда... А если это не «Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?..» - говорит еще один умный человек по поводу вторжения Странников.

Если не брать масштабов Вселенной, то примеров вторжения инородцев в менее цивилизованную среду на Земле можно вспомнить много. Открытие Америки, повлекшее за собой истребление коренного населения. Аборигены Миклухо-Маклая, не сумевшие справиться с плугом. Гуманитарная помощь отсталым странам, спровоцировавшая спекуляцию. Значит, люди были не готовы принять чужую цивилизацию. Их уровень развития, нравственные устои диктовали им собственный путь. Генетически в человека заложено усваивать то, что достигнуто своим трудом. Только в этом случае он растет и совершенствуется. Человек сам должен управлять своим настоящим, радоваться новому достигнутому уровню. Строить свою историю. Человек будущего появится не с помощью НТР. Как сказали Стругацкие: «Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой». Самовоспитание - начало новой педагогики. А воспитать в себе нового человека можно и без постороннего вмешательства.

Будущее. Что оно для писателя-фантаста? Это то, что вырастает из сегодняшнего дня под влиянием прогресса.

Для обычного человека будущее - это любое завтра. Для мировой истории будущим был каждый день. Я живу днем сегодняшним, обычным для мировой истории, наверное, не очень интересным для писателя-фантаста. Но я знаю, что все, совершенное сегодня, вчера для. меня было будущим, а завтра я испытаю последствия вчерашнего будущего. И моя маленькая история сложится с историей Земли. Мой скромный сегодняшний день станет земным Настоящим. Вместе со всем человечеством я попытаюсь заглянуть в наше Будущее, жизнь в котором зависит от того, что мы для него сделаем.

Богом быть трудно. Так «оставь нас и дай нам идти своей дорогой».

Будущее человечества

(1 вариант)

Богом быть трудно. Практически невозможно. Как, впрочем, немыслимо сложно заглянуть в будущее и узнать, что там происходит на нашей Земле, такой маленькой и беззащитной перед Вселенной. Ничто так сильно не интересует человека, как будущее его семьи, детей, страны, цивилизации. Наверное, поэтому так увлекательна и многочисленна научно-фантастическая литература. Писатели-фантасты придумывают разное будущее, из многих вариантов которого нам только остается выбрать тот, который больше понравился. Я выбираю братьев Стругацких.

Один из них - астроном, другой - востоковед-японист. Наверное, поэтому их фантазии обращены к звездам и земной мудрости. Они с изрядной долей сарказма по отношению к настоящему (почти как Салтыков-Щедрин) придумали свое будущее. Интересно, что в шестидесятые-восьмидесятые годы в кругах интеллигентов их произведения считались едкой социальной сатирой на социалистический образ жизни. Для меня же их книги - фантастика, но фантастика предостерегающая: «Берегись, в будущем вырастает то, что ты посадил сегодня».

Земля новой эры Стругацких - высокоразвитая цивилизация. Усовершенствованы квартиры, люди работают в свое удовольствие, и вообще все счастливы. Главная проблема новой счастливой эры человечества - уважение суверенитета: нельзя вмешиваться в естественный ход развития цивилизации.

Стругацкие показывают опасность чужеродных инъекций с двух сторон: вторжение землян в жизнь и историю других планет («Трудно быть Богом», «Обитаемый остров») и присутствие на Земле иной цивилизации, то есть Странников («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»).

В первом случае благие начинания землян оборачиваются трагедией и для них самих, и для тех, кому эта помощь была предназначена. Попытка цивилизации высокого уровня искусственным путем поднять до себя цивилизацию неразвитую оборачивается бедой. Об этом идет разговор между двумя умными людьми в книге «Трудно быть Богом». Один из них, Румата, - прогрессивный человек из будущего - говорит Будаху - мудрецу из рыцарских времен: «Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим?» На что Будах говорит: «Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой». Румата, посланный спасать чужую цивилизацию от невежества, отвечает: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать».

Получается, умники из будущего не могли понять, что для того, чтобы цивилизация существовала, ей необходима история, состоящая из историй каждого отдельного поколения и индивидуума. Земля многое испытала на себе до сегодняшнего дня: природные катаклизмы, кровавые войны и революции, научно-технический прогресс, обернувшийся огромной озоновой дырой в атмосфере. Много пришлось испытать и человеку. Но мы живем, ощущаем себя землянами и гордимся этим перед Вселенной, о чем готовы сказать любому встречному инопланетянину.

Кстати, о пришельцах. Более умные, чем люди, Странники в своих целях используют Землю и ее население. Не из злых побуждений, а совершенно не задумываясь о реакции нормальных людей, они занимаются своими делами, но несколько необычным образом. Это сеет неразбериху и путаницу, люди теряют способность контролировать происходящее. Странники порядком навредили землянам, правда сообщив, что они всегда готовы прийти на помощь. Неизвестно, была бы их помощь полезной.

«А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают, жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам, что жук сползет в конце концов с муравейника и убредет своей дорогой, не причинив никому никакого вреда… А если это не «Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?..» - говорит еще один умный человек по поводу вторжения Странников.

Если не брать масштабов Вселенной, то примеров вторжения инородцев в менее цивилизованную среду на Земле можно вспомнить много. Открытие Америки, повлекшее за собой истребление коренного населения. Аборигены Миклухо-Маклая, не сумевшие справиться с плугом. Гуманитарная помощь отсталым странам, спровоцировавшая спекуляцию. Значит, люди были не готовы принять чужую цивилизацию. Их уровень развития, нравственные устои диктовали им собственный путь. Генетически в человека заложено усваивать то, что достигнуто своим трудом. Только в этом случае он растет и совершенствуется. Человек сам должен управлять своим настоящим, радоваться новому достигнутому уровню. Строить свою историю. Человек будущего появится не с помощью НТР. Как сказали Стругацкие: «Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой». Самовоспитание - начало новой педагогики, А воспитать в себе нового человека можно и без постороннего вмешательства.

Будущее. Что оно для писателя-фантаста? Это то, что вырастает из сегодняшнего дня под влиянием прогресса. Для обычного человека будущее - это любое завтра. Для мировой истории будущим был каждый день. Я живу днем сегодняшним, обычным для мировой истории, наверное, не очень интересным для писателя-фантаста. Но я знаю, что все, совершенное сегодня, вчера для меня было будущим, а завтра я испытаю последствия вчерашнего будущего. И моя маленькая история сложится с историей Земли. Мой скромный сегодняшний день станет земным Настоящим. Вместе со всем человечеством я попытаюсь заглянуть в наше Будущее, жизнь в котором зависит от того, что мы для него сделаем.

Богом быть трудно. Так «оставь нас и дай нам идти своей дорогой».

(2 вариант)

Каждый человек в своей жизни не раз задумывается о будущем. Так было всегда. В трактатах многих философов древности мы можем встретить их предсказания грядущего. Интерес к будущему не угасает и по сей день. Люди всегда остаются людьми, и новейшие открытия науки только повышают эту тягу к знаниям. Ведь чем больше мы узнаем, тем больше остается скрытого, неизвестного и загадочного.

Литература и искусство всегда были и остаются зеркалом человеческих мыслей, чувств и стремлений. Поэтому такая важная тема не могла не найти отражения в произведениях искусства. Вспомним, например, живописные произведения авангардистов: автопортрет Пикассо, «Черный квадрат» Малевича. Обратимся к современной музыке: музыке Мессиана и Долебровской.

Уже само слово «авангард» говорит об их творчестве. Они, идущие впереди, уже сделали шаг в будущее.

Не всегда современники способны оценить и понять их творчество, но люди будущего, безусловно, примут его как свое. Почти в каждом литературном произведении можно увидеть элементы прогноза будущего. Но, бесспорно, самым ярким отражением мыслей о предстоящем является фантастика. В современной фантастике перед читателем проходит череда совершенно нереальных, порою даже чудовищных, часто доходящих до абсурда образов. Поэтому мы остановимся на произведениях научной фантастики.

Не раз уже случалось так, что предсказанное в книгах сбывалось. Вспомним произведения Жюля Верна: полеты на Луну и путешествия в подводном мире стали почти повседневными. В научной фантастике о будущем можно выделить две большие группы: произведения-утопии и антиутопии, то есть положительные и отрицательные прогнозы будущего.

В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу, главный герой совершает путешествие в описываемое будущее. В его рассказе об увиденном - ретроспектива всего, что было написано о предстоящих временах.

Уже в самом начале путешествия герой замечает, что Земля разделена на два мира неразрушимой стеной: мир утопии и мир антиутопии. Эта стена остается на планете до «конца света». На «Земле Положительно Программируемого Будущего» герой встречает мальчика, совсем еще маленького ребенка. После недолгой беседы с ним герой думает: «Неужели дети будут такими - послушными и невозмутимыми, мыслящими стандартными фразами?» А ведь это - положительное предсказание!

Герои многих произведений польского писателя Конрада Фиалковского - тоже молодежь, студенты. Но они совсем другие: живые и непосредственные, радостно и с надеждой смотрящие в будущее. Но и на их долю выпадают сложные испытания.

Герои рассказа «Нулевое решение», Эми, Корот и Нор, попадают в катастрофу на лунной станции. Отрезан путь к запасам кислорода, нет связи с главной базой.

В этой экстремальной ситуации раскрываются неожиданные черты характера каждого: смелость и решительность Нора, самообладание и выдержка Эми, трусость Корота. Но, как и свойственно людям, они не осознают опасности до конца, думают о привычных вещах: «Так что же мы будем делать?! На будущей неделе мне нужно быть на семинаре…» - говорит один из них.

Но постепенно героев охватывает паника, они не могут найти выход из сложившегося положения… «Хватит необдуманных решений!» - вдруг раздается голос на станции…

Оказывается, что сложное испытание, выпавшее на долю героев, не что иное, как проверка, экзамен. Так как Эми, Корот и Нор не внесли конструктивных идей, их группу отнесли к «группе нулевых решений». Учитель ребят сказал им на прощание: «В космосе… нельзя ошибаться. Каждая ошибка - последняя. На экзамене еще можно ошибиться раз. Один раз». Это произведение было написано до того, как человек вышел в космос. А ведь сколько космонавтов погибло из-за необдуманных решений.

Место человека во Вселенной - основная тема рассказов Фиалковского. Она звучит и в других его произведениях. Писатель задумывается о том, что человечество не одиноко в космическом пространстве. «Ты когда-нибудь задерживался, чтобы посмотреть на воробьев? Наверно, нет. Они слишком распространены, чтобы обращать на них внимание… и, как знать, может, мы и есть такие воробьи в нашей Галактике…» - размышляет один из героев. Когда-нибудь настанет время, и человечество достигнет таких’ вершин знания, что люди смогут покорить время и пространство, встретить «братьев по разуму».

И тогда перед человечеством встанет вопрос: имеем ли мы право, изменяя что-то в прошлом, тем самым влиять на будущее. Имеем ли мы право вмешиваться в ход истории других планет, строя жизни их обитателей по своим меркам и понятиям?!

Об этом и рассуждают Аркадий и Борис Стругацкие в романе «Трудно быть Богом». Трудно быть Вершителем: решать судьбы людей и нести ответственность за последствия. Жизнь на планете, о которой рассказывают Стругацкие, не всегда укладывается в схемы, разработанные на Земле, в пыльных кабинетах, вдали от непредсказуемой реальности чужих планет.

Что делать герою, если нет руководства в учебнике?! Ответ один. Нужно действовать по велению сердца, души. Поэтому Румата Эсторский, или Антон на Земле, так долго не может оправиться от глубоких переживаний, вернувшись домой.

В этом чужом для человека мире герой приобрел прекрасных друзей, талантливых и добрых. Там он полюбил девушку. Румата хотел увезти ее на Землю, подальше от жестокостей суровой планеты, но она погибла, вдохнув лишь немного светлого счастья с любимым человеком.

Любовь двух существ с разных планет доказывает, что во Вселенной одинаково важны такие человеческие качества, как любовь и дружба, верность и преданность, справедливость и доброта. Потому человечество должно стараться пронести в будущее все светлое и прекрасное, накопленное веками, а пороки оставить в прошлом.

Этой мыслью пронизаны все произведения И. Ефремова. В своей повести «Сердце Земли» фантаст повествует о людях, затерявшихся в просторах космоса из-за поломки двигателей. Эти люди почти идеальны, все они ведут себя честно и благородно, самоотверженно. Конечно, обычный человек не может быть безупречным, но к идеалу нужно стремиться.

Посланниками Земли в другие миры должны быть ее лучшие люди. Почему же человеку не дано знать свое будущее? Наверное, потому, что человек должен идти по пути самоусовершенствования, с каждым шагом поднимая перед собой планку намеченной цели все выше и выше, стараться достигнуть максимально возможного. Потому что трудно жить в постоянном страхе перед неизбежными опасностями в грядущем. Потому что радость успеха не будет полной, если знать о нем заранее. И потому что трудно жить и быть обреченным на что-то, пусть самое прекрасное, но неизбежное!

(3 вариант)

Человек всегда задумывается о том, что его ждет в будущем. Еще в древности во всех странах пользовались услугами гадалок, прибегали к колдовству, надеясь узнать свою судьбу. Многие писатели стараются заглянуть в будущее, чтобы понять, что ждет человечество. Каждый представляет это по-своему. Возникают произведения, описывающие целые миры отдаленного будущего со своими законами, обычаями, порядками. Но люди всегда верили в лучшее. Человечество было уверено, что оно бессмертно, что его не уничтожат никакие войны, что будущее будет счастливым. Еще в XVI веке Томас Мор в своем произведении «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства, или О новом острове Утопия» создал идиллическую картину жизни.

Но в XX веке мировоззрение людей стало меняться. Первая мировая война, создание все более совершенного оружия массового уничтожения доказали хрупкость окружающего мира. Человечество поняло, что его можно быстро истребить, и вера в бессмертие была разрушена. Наступил кризис, отразившийся во всех областях искусства, в том числе и в литературе.

Мнения писателей о судьбе человечества разделились. Одни продолжали писать в жанре утопии. Картину идеального мира рисует Станислав Лем. В его произведениях, например «Солярис», «Эдем», материальные блага не являются главной целью в жизни людей. Каждый может иметь любую вещь, какую ему захочется. Даже на день рождения взрослому человеку дарят чаще всего не подарки, а цветы. Смысл жизни этих людей в заботе о человечестве, в совершенствовании самих себя. Они совершают открытия, осваивают космос, пытаются вступить в контакт с другими цивилизациями. Сама работа, возможность приносить пользу доставляет им радость. Но Лем сразу же предупреждает, что события происходят в отдаленном будущем, принципы жизни этих людей сильно отличаются от современных. И чтобы воспитать таких честных, благородных и бескорыстных людей, потребовалась много столетий. Так что если такое общество и возможно, то в очень отдаленном будущем.

В XX веке стал развиваться также и жанр антиутопии. После того как люди осознали, насколько легко можно уничтожить человечество, возникли многочисленные произведения-предупреждения. Раскрывается другая перспектива развития.

В одном из произведений Стругацких возникает такой образ фантастической реальности: высокая стена разделяет Землю на две части. С одной стороны, существует мир, изображенный писателями-утопистами. На протяжении многих веков он меняется в соответствии с представлениями людей о счастье. С другой стороны стены - мир антиутопии, где постоянно идут войны, погибают цивилизации. Это своеобразная пародия на многочисленную литературу о будущем. Но, по-моему, антиутопии более разнообразны, чем утопии, ведь они отражают страхи человечества, а каждый новый кризис в обществе вызывает испуг.

В начале XX века, когда технический прогресс входит в жизнь людей, растут города из стекла, бетона и железа, появляется опасность сделать человека лишь деталью машины, частью громадного механизма общества. Об этом пишет Е. Замятин в романе «Островитяне». Он изображает английское мещанство, чье механическое существование доведено до совершенства. Например, у викария Дьюли на стене висит «расписание часов приема пищи; расписание дней покаяния…; расписание пользования свежим воздухом; расписание занятий благотворительностью…». У людей нет души, нет эмоций. Существует только холодный расчет.

После Октябрьской революции в России начинают строить новое, социалистическое государство. Замятин постоянно сталкивается с насилием, жестокостью, человеческая жизнь не ценится, личность полностью подчинена государству, ей не оставляют права на свободный выбор. Именно тогда был задуман роман «Мы». Это антиутопия, предупреждающая о том, что может произойти с человеком в мире, где счастье достигнуто ценой упразднения свободы, уничтожения индивидуальности. Построен гигантский муравейник, где люди живут, работают, но не задумываются над смыслом своего существования.

Но технический прогресс неизбежно продолжает развиваться. И в середине XX века известный американский писатель Рэй Бредбери создает роман «451° по Фаренгейту». Здесь люди уже не похожи на машины. Наоборот, они практически не работают, живут так, как хотят, они индивидуальны, но утрачены моральные ценности. Люди напоминают машины не внешне, а внутренне. Они не умеют и не хотят задумываться над окружающей действительностью. У них нет привязанностей, им никого не жаль, поэтому растет жестокость. Родители не заботятся о своих детях. Зачем? Ведь существуют машины, которые вымоют малыша, накормят его, расскажут ему сказку. Родителями для детей становятся машины. Поэтому в рассказе «Вельд» дети убивают своих отца и мать, которые хотели отключить эти машины.

В конце XX века перед человечеством возникают новые проблемы: угроза экологической катастрофы, бездуховность людей, все большее их ожесточение. Все это находит отражение в романе И. Ефремова «Час быка». Писатель на примере планеты, где ресурсы использовались неразумно, а люди не были главной ценностью в обществе, предсказывает возможную катастрофу Земли. Но, в отличие от многих других писателей-фантастов, он предлагает пути выхода из кризиса. Он считает, что нужно начинать с воспитания самого человека, чтобы он чувствовал себя настоящим хозяином своей планеты и бережно относился к ней.

Проблема воспитания человека затронута и в повести Стругацких «Трудно быть Богом». Главный герой этого произведения понимает, что сделать человека счастливым нельзя. Он сам должен построить свое счастливое будущее. Ему можно только помочь, но не делать этого за него.

Будущее начинается в настоящем. Люди сами создают его, хотя жить в нем будут только их потомки. «Будущее создается нами, но не для нас». Так говорил один из персонажей романа «Хромая судьба». Писатели-фантасты, изображающие различные возможные в будущем миры, пытаются помочь людям сделать лучше настоящее. Они дают советы, предостерегают от возможных ошибок. Я думаю, что это основная задача научной фантастики. А будущее зависит от людей, которые живут сегодня.



Случайные статьи

Вверх