Сценарий спектакля на военную тему. Детям Большой войны. Сценарий для школьного театра по краеведческим материалам школьного музея боевой и трудовой славы. Двумя рядами у стены

В преддверии дня Великой Победы над фашистской Германией во многих детских садах и других образовательных учреждениях планируются утренники и театрализованные постановки. Данные действия помогают не только воссоздать картинки из прошлого для приглашенных гостей - ветеранов ВОВ, но и рассказывают детям о войне простыми словами. О том, какие сценки про войну можно поставить с ребятишками, мы и расскажем в этой статье.

"Блокадный Ленинград и дети"

В данной постановке смогут принимать участие до 8-ми ребятишек. В течение всего представления звучит музыка военной тематики. Общее время постановки составляет около 25-40 минут. Декорации можно сделать с использованием старых газетных вырезок, георгиевских лент, патриотической символики военных лет.

Распределяя роли для сценки про войну, учтите, что нужно будет играть:

  • медсестер и военных врачей (могут быть задействованы примерно 4-6 человек);
  • раненых солдат (2-4 человека);
  • регулировщика движения на дороге (1 человек);
  • жительниц Ленинграда (2 человека);
  • молодых матерей, которые ждут с фронта своих супругов (3-4 человека).

Реквизит

Сюжет сценки о войне для школьников разворачивается в блокадном Ленинграде, поэтому вам понадобится особый реквизит, дабы передать всю атмосферу города. Например, необходимо приготовить двух кукол (они должны быть завернуты в пеленки, как младенцы), жезл для постового, сани с хворостом, черно-белые фотографии людей в форме, белый чемоданчик с крестом, бинты и костыли.

Какие костюмы понадобятся?

При подготовке сценки про войну 1941-1945 гг. необходимо заранее позаботиться о соответствующих тематических костюмах. К примеру, медики должны быть одеты в белые халаты; раненые солдаты - в форму жительницы блокадного города - в фуфайки и теплые пуховые платки, валенки; жены военных - в юбки и неброские блузки; регулировщик - в военную форму и пилотку с красной звездой.

Сценарий: действие первое

Готовя сценки про войну, заранее распишите все роли и составьте предполагаемый сценарий. Итак, наша сценка состоит из двух действий. Вначале все действующие лица выходят на сцену под музыкальную песню-романс «Рио-Рита». Они танцуют фокстрот или пасодобль. В середине песни музыка прерывается, раздается сигнал воздушной тревоги. Действующие лица останавливаются, выстраиваясь в две небольшие шеренги. Минутная тишина. И после этого звучит песня Клавдии Шульженко с говорящим названием «22 июня». Во время нее все дети выстраиваются по стойке смирно и начинают надевать солдатские фуражки и пилотки. С каждым куплетом песня звучит все тише. На кто-то говорит стихотворение: «Вместе весна и лето. Нынче гостят в Москве…»

Раздается песня под названием «Священная война». Она начинает звучать по нарастающей, с каждым разом становясь все громче. Дети начинают маршировать на месте. Один из участников рассказывает стихотворение «Еще недавно дым змеился...». Во время этой сценки про войну становятся слышны автоматные очереди, стрельба и взрывы. Музыка слегка затихает. В это время говорит один из раненых солдат: «Враг напал неожиданно. Мы защищались, как могли. Но силы не были равными. Мы отступили с большими потерями, а враг готовился к сокрушительному удару. Линия фронта сдвинулась в сторону Москвы».

После этих слов начинает звучать мелодия из марша защитников Москвы. Под нее дети маршируют. Затем песня стихает (должны прозвучать первые два куплета), и второй раненный декламирует стих «Октябрь бульвары дарит рублем». В конце этих строк снова раздается марш, а далее первый раненый читает стихи «Нет. Рано враг торжествует победу». В это время все дети продолжают маршировать.

Раздается сирена, слышен гул самолетов, и все ложатся на пол. Автоматная очередь и взрывы. Второй раненный говорит следующие слова: «Мы отстояли свою землю. Враг отбит, но не повержен. Впереди нас ждут другие сражения: за Сталинград, Ленинград и иные города. Мы обязательно победим. Победа будет за нами!» На этом первое действие сценки о войне для школьников заканчивается.

Действие второе: битва за Сталинград

Второе действие начинается со смены декораций. Перед зрителем Сталинград. Раздаются вой сирены, перестрелка, взрывы. На сцене возникают два раненых бойца. Они лежат и стонут. К ним подбегают медики. Раненых уносят. С другой стороны сцены мы видим двух женщин (это местные жительницы). Они везут вдвоем сани с вязанкой дров. Раздается очередной взрыв. Они падают на землю и замирают. В это время звучит музыка «На всю оставшуюся жизнь». Стрельба заканчивается. Женщины поднимаются и дальше продолжают свой путь.

В середине сценки о войне для детей появляется регулировщик. Он руководит движением автомобилей. Мимо него проходят женщины с поклажей. В это время он говорит им: «Не переживайте так, прорвемся. Наши обязательно победят!» Женщины тяжело вздыхают и уходят вместе с санями и дровами со сцены. Регулировщик поворачивается к зрителям и говорит: «Несмотря на полную блокаду наши защитники Отечества не пустили врага к городу. У нас продолжают работать люди. Дежурят добровольцы. Они помогают тушить пожары, предупреждают о летящих самолетах». Гаснет свет, и регулировщик уходит.

Во время сценки о войне для детей раздается песня «Темная ночь». Из-за кулис выходят две молодые матери, которые на руках качают младенцев. Это жены военных. Они утирают слезы и смотрят в импровизированное окно. Одна из них говорит: «Ой, где же наши ненаглядные? Они даже своих детей не успели увидеть. Бог даст, и они вернутся живыми». Вторая говорит: «Обязательно вернутся с победой». Песня затихает. а потом возвращаются на сцену с другими персонажами.

Все вместе они говорят: "Врагу не удалось захватить и разбить нас. Наша воля Мы победили, но очень высокой ценой. Сколько людей погибло! Сколько военных, стариков и детей!" Раздается пульсирующий звук, и наступает минута молчания в честь невинно убиенных во время войны людей. Все дети опускают головы и смотрят в пол. Занавес. За ним раздается голос и слышны стихи: «Седой солдат, расскажи внукам».

«Дни войны»

В качестве вариации сценки про войну 1941-1945 гг. можно выбрать небольшую постановку под названием «Дни войны». В ней можно задействовать 10-12 человек. В качестве реквизита вам подойдут воздушные шарики, импровизированная школьная доска и несколько парт со стульями. Также для большей ясности можно развесить плакаты и поздравительные ленты с лозунгами: «До свидания, школа», «Ура! Выпускной». Из одежды вам необходимо приготовить заранее школьную форму (для мальчиков и девочек), белые фартуки и банты, гольфы, военную форму и головные уборы (для мальчиков), платочки (для девочек), бинты, костыли, цветы.

В начале сценки появляются девочки-школьницы, одетые в форму и белые фартуки. На их головах красуются белоснежные банты. Две из них садятся за парту, что-то пишут, перемигиваются, шепчутся и смеются. Две другие образно рисуют на асфальте классики и прыгают по ним. Звучит приятная и спокойная мелодия.

На сцене появляются мальчики. Каждый из них подходит к девочке, берет ее за руку и ведет вперед. Раздается музыка вальса и все дети начинают двигаться в его ритме. Далее по сценарию мини-сценки о войне раздаются сирена воздушной тревоги, взрывы снарядов. Дети падают на пол и закрывают головы руками. Играет песня «22 июня». Затем слышатся звук трубы и первые строчки из песни «Вставай страна огромная».

Все мальчики встают, надевают солдатские пилотки и вытягиваются по стойке смирно, отдавая честь (делают воинское приветствие). Девочки поднимаются вслед за ними. Во время этой мини-сценки о войне затихает музыка, и одна из выпускниц говорит: «Война! Что же ты, подлая, наделала? Стало тихо в нашей школе». Вторая девочка продолжает: «Ты сделала наших мальчиков мужчинами. Они повзрослели раньше времени и ушли на войну солдатами». Мальчики в это время, маршируя, уходят.

Третья девочка говорит: «Прощайте, наши милые защитники Отечества! Возвращайтесь с победой назад». Четвертая: «Не жалейте гранаты и пули. Не щадите врага окаянного. Возвращайтесь скорее назад!»

Возвращается один мальчик, уже переодетый в военную форму. На его плече висит солдатский рюкзак. Он произносит, глядя в зрительный зал: «Что же ты война наделала? Вместо школы окопы нас ждут. Прощайте, милые девочки! Обещаем, что вернемся назад». Уходит. Раздается шум (слышно как маршируют солдаты). Далее сценка про войну (короткая) сопровождается песней «Маленький синий платочек». Все девочки достают платочки и машут в сторону уходящих мальчиков. Гаснет свет. Раздаются взрывы, сирена и стрельба. Затем слышны крики: «Вперед, за Родину! Ура! Победа!»

На сцене появляются девочки с цветами. Ведущий за кадром говорит: «Эта война унесла миллионы жизней, разбила сердца и подарила много горя. Нам удалось победить, хотя цена победы была высокой. Но мы никогда не забудем тот подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Спасибо им. Мы преклоняемся перед ними. Помним. Любим и скорбим». Начинает играть песня «День победы». Выходят мальчики: кто на костылях, кто с перебинтованными руками, ногами, головой. Они останавливаются напротив девочек. Те вручают победителям цветы и кладут им головы на плечи. Это конец сценки о войне для школы.

«В бой идут одни старики»: действие 1

В сценке задействовано примерно 6-7 человек. Среди них одна бабушка, один ангел и 4-5 мальчиков-партизан. Для декораций вам понадобятся такие детали, как оконный проем, каркас дома, где живет бабушка с главным персонажем. Из одежды необходимо заготовить военную форму с соответствующими головными уборами, платок и длинное платье для бабушки, крылья, белую одежду и нимб для ангела, белый халат с красным крестом для мамы мальчика.

На сцене появляется небольшой домик (можно сделать из картона и разрисовать). Полумрак. В окне виден свет от лампадки. Далее появляется бабушка. Она молится перед иконой шепотом. Дверь открывается и вбегает десятилетний мальчик Ваня: «Бабушка. Ба. Отпусти меня на войну». Бабушка удивленно качает головой: «Мал еще. Ишь чего придумал. Куда тебе на войну-то? Мать твоя в медсестры подалась на фронт, отец тоже воюет». Мальчик подходит ближе и берет бабушку за руку: «Отпусти, а? Вон наши соседские мальчишки все собрались на подмогу нашим. Я в партизаны пойду. Там и пригожусь».

Затем сценка сопровождается грустной мелодией. В комнату вбегают пять мальчиков. Все одеты в военную форму, а за плечами мешки с провизией и кое-какими личными вещами. Бабушка с недоумением подходит к ним: «Батюшки. И вы туда же? Лучше бы родителям по хозяйству помогали и книжки читали. От горшка три вершка, а туда же». Мальчик настойчиво: «Ба, я уже собрался и все решил. Я нужен Родине». Собирается уходить вместе с другими товарищами. Старушка его останавливает. Крестит его и остальных, надевает каждому на шею крестик и провожает их до дверей. Под музыку дети выходят из дома и скрываются за кулисами.

«В бой идут одни старики»: действие второе

Далее сценка на тему войны продолжается военными действиями. На сцене мы видим поле боя. Летят снаряды. Раздается гул самолетов. Автоматные очереди. Мальчик Ваня ползет по полу. На плече у него болтается автомат. Голова перебинтована. Раздается взрыв. Он падает. Рядом появляется ребенок в Он идет по сцене (плавно, словно парит). Затем склоняется над мальчиком. Поглаживает его рукой по лбу и говорит: «Не переживай, Ванечка! Ты будешь жить. Станешь командиром батальона и поведешь его в атаку. Все скоро закончится. Родители твои вернутся. Ты тоже придешь домой с победой. Не бойся, ты под моей защитой». Ангел делает еще один круг по сцене и улетает.

На этом не заканчивается сценка. Война Отечественная в разгаре, а Ваня все еще лежит на поле боя. К нему подходит мама. Она вглядывается в лицо мальчика. Садится рядом на колени и гладит ему волосы: «Милый сыночек, ты ли это? Такой большой и взрослый. Что с тобой? Жив ли? Открой глаза». Мальчик открывает глаза и поднимает голову: «Мама, это я. Мне ангел приснился. Сказал он, что кончится война очень скоро. Мы будем вместе, а на землю придет мир». Мама отвечает: «Да, мой родной! Так и есть. Наш враг позорно бежит. Война окончена. И мы возвращаемся домой»! Ваня поднимается, и они крепко обнимаются с мамой.

«Военно-полевые истории»: действие первое

Следующей версией сценки о войне для дошкольников является представление под названием «Военно-полевые истории». Начинается данное действие в небольшом доме. Зрители видят просторную комнату, стул и стол. На нем сидит дедушка. В бороде его седина. Он опирается на палочку и смотрит вдаль. К нему забегает восьмилетний мальчик Андрей, радостно размахивающий портфелем. Дедушка внимательно на него смотрит.

«Деда, у нас сегодня в школе рассказывали про войну. А ты воевал?» - спрашивает мальчик. Дедушка потирает лоб, тяжело вздыхает и говорит: «Да, Андрюша. Воевал». Андрей восторженно: «Расскажи, расскажи». Дед улыбается: «Ну, тогда слушай».

На сцене появляется мальчик лет семи. Он вместе с папой работает в кузне. Мы видим большие клещи и молоток. Далее появляется сам кузнец. Он берет молот и наковальню. Кладет большой кусок металла и бьет по нему. На сцене появляется красиво одетая женщина (это мать Андрея), несущая поднос с горячими пирожками и кувшин молока. Раздается автоматная очередь. От неожиданности мать роняет поднос и пирожки на пол.

Кузнец молча кладет свой молот. Выходит в другую комнату (за сцену) и возвращается уже переодетым в солдатскую форму. Мать Андрея цепляет к его рюкзаку синий платочек. В это время звучит песня «Синий платочек». Отец выходит. Через некоторое время раздается стук в дверь. Играет патриотическая мелодия. Андрюша бежит к двери с криками: «Папа вернулся!» Он ее открывает и видит женщину-почтальона. Она молча передает мальчику треугольный конверт и уходит. Вдохновленный событием Андрей, не читая, приносит письмо матери. Это похоронка. Она читает и плачет: «Нет у тебя больше папы, сынок»!

Сын встает под песню «Вставай страна огромная», переодевается в форму и идет к матери, чтобы попрощаться. Она плачет и провожает его на войну. Это конец первой части сценки о войне для школьников.

«Военно-полевые истории»: действие второе

Раздается сирена. Грохот снарядов. Андрей лежит на земле. К нему подъезжает танк. Он вырывает чеку из гранаты и подрывает его. За кадром говорит ведущий: «Война принесла немало бед. Она закончилась, но еще долгие и долгие годы молодые поколения будут ее вспоминать. Они будут помнить о патриотизме наших дедов и прадедов, о героях, о невинно убиенных и замученных людях. Это необходимо делать для того, чтобы больше никогда подобное не повторилось».

На сцену выходит девочка и выпускает вверх живого белого голубя. Занавес.

Выпускной бал. На сцене молодежь гуляет всю ночь. Заставка парка, аллеи или рощи. Фонограмма «Когда уйдём со школьного двора». На сцене появляются три девушки. Они рассуждают, что стали старше, что выходят в новую жизнь. Делятся между собой мечтами и планами.

Катя: Какое утро, какой рассвет…

Так хорошо, уже птички просыпаются и теплынь такая.

Люба: Ну вот и закончилась школьная жизнь. Прошел выпускной бал, а дальше настоящая жизнь, в институты поступим, а может кто-нибудь и замуж выскочит.

Валя: Интересно, что будет с нами лет через 20?

Люба: Смотрите, самолет летит! Как красиво…

Валя : Ой, да наша Катюша скоро так же летать будет, в летное поступает.

Катя: Да, я в лётное пойду! Представляете, девчонки, летишь высоко-высоко, и всю страну видно!

Люба: А детки народятся, ко мне приводите, я их грамоте обучать буду!

Валя, а ты так и мечтаешь на почте работать?

Валя: Да, я мечтаю людям радость приносить, только хорошие и добрые известия.

Звук взрыва, пулемётная очередь, звук воздушной тревоги. Девушки разбегаются. Звучит музыка военного вальса. На сцене появляются пары, которые танцуют.

Под звук метронома идёт показ презентации с хроникой военных действий.

Три сюжета из военной жизни девушек.

Сюжет первый:

Поляна. Сидят 5 лётчики, поют песню «Смуглянка». Звук самолета и взрыв бомбы . Под крик командира «Воздух! По машинам!» все разбегаются. Девушка садится в самолёт. На экране панорамный вид городов, полей, рек.

Девушка Катюша: - «Первый, первый, я второй! Вижу цель!

Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим.

Не отдадим прекрасную Россию!

Не отдадим! Не отдадим! Не отдадим!».

Звук пулеметной очереди. Звук падающего самолёта .

Сюжет второй :

На экране полевая кухня, солдаты на привале, кто-то лежит, отдыхает, кто-то кушает… Звучит музыка « Бьётся в тесной печурке огонь»

Люба: - Ох, и уморилась я, девочки, на кухне! Ног не чувствую! (Снимает обувь)

А ведь мечтала в школе работать, детей учить!

1 девушка: - Да уж, поизносились мы, девоньки, за четыре года. Ребята придут - не узнают. Скажут: «Куда ж наши девчонки подевались?»

(Смеются)

Люба: - Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем . (Подмигивает)

2 девушка: - Ну, ты, Любка, даешь! Бедовая ты!


Девушки поют частушки:


Люба: Говорят, что я бедова,
Почему бедовая?
Всю германскую войну
Ни разу не целована.


1 девушка :- Боевая я девчонка,
Боевой остануся!
Ох, и горе тому будет,
Кому я достануся!


2 девушка: - Пляшем так, пляшем всяк,
Пляшем и в присядку!
От нас Гитлер убежит
К чёрту без оглядки!


1 девушка : Девочки, а что если немец опять заворотит?


2 девушка : Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит! (Встает)

Люба: Ну что, отдохнули? Тогда подъем!

Словами немца то не добьешь, он этого не понимает.


Сюжет четвертый:

На экране - заставка деревни. Сцена затемнена. На заднем плане сцены стоят солдаты. Звучит фонограмма песни « Журавли».

На лавочку присаживается девушка-почтальонка. Достаёт письма, читает от кого они и кому. В это время из глубины сцены выходят по очереди солдаты и читают отрывки из писем.

Валя: Письма с фронта. Как же много они значат для тех, кто трудится ради победы в тылу, кто ждет своих мужей и сыновей с фронта. Сережка, бывший одноклассник, сразу после школы, совсем еще юный, наивный мальчишка. Как ты там?

Солдат выходит на середину сцены и читает письмо к матери

Солдат – « Здравствуй, моя дорогая мамочка! Как ты там? Три дня назад столкнулся с немцами, ты даже не представляешь, как было страшно. Но я не струсил, я шёл в бой, я бил этих проклятых немцев! Впереди ещё много испытаний, страданий, неожиданностей. Как удастся пройти этот сложный путь? Удастся ли выйти живым? Но я верю, я вернусь. Прощай. Пиши.»

Валя: Варенька… Какая она все-таки счастливая! Даже письма с фронта она получает так часто…! Скорей бы закончилась война, и у ней всё было хорошо.

Солдат (читает письмо): « Здравствуй, моя Варенька! Никогда я не прожил бы жизнь, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда и везде, и даже здесь. Спасибо тебе, родная. Пройдет время, люди залечат свои раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие будут петь песни. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. Варенька, ты обязательно будешь счастлива . И ты еще будешь любить. А я счастлив, что у меня есть ты . И счастлив, что ухожу с великой любовью к тебе.»

Госпиталь, 1945 г.

Валя: Вот тетя Нюра обрадуется! Только мужа на фронт призвали, а от него уже весточка пришла. Счастливая…


Солдат (читает письмо): «Дорогая Аннушка! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров. Я уверен в нашей победе. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.
Целую, твой Ваня».

Валя: Вот и Мария Кузьминична дождалась весточки от дочери. Каждый день ждет меня у околицы, поседела вся…

Солдат (читает письмо): «Дорогая моя, любимая моя мамочка! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистила автомат, покушала. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Я часто вспоминаю тебя, мама, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Мама, я видела, как умирали мои товарищи, ведь война - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотела бы умереть в бою. Очень люблю тебя и целую.Твоя дочь Александра».

Валя: Засиделась я что-то … Ведь ждут меня… Еще одна изба осталась… Встать бы и идти…Да не могу… На дне сумки похоронка лежит… Неужели, нет больше нашего Алешки? …

На сцене звучит фонограмма песни « Алеша», все уходят.

Сюжет пятый – Победа.

Звучит фонограмма песни « День Победы», на экране появляются изображения встречи солдат, радостные лица матерей, девушек, детей. Кружась в вальсе «Тучи в голубом», на сцене появляются три главные героини. Сделав один круг по сцене, они останавливаются. Мальчики отходят на задний план, девочки – на передний.

Дев. 1: Вот и закончилась война. И мы снова вместе. И впереди – новая жизнь, настоящая! Без взрывов и бомбёжек, без слёз и криков!

Дев. 2: Будем строить города, осваивать новые земли, растить детей! Впереди нас ждёт светлое и счастливое будущее!

Дев. 3: А мы с вами, девочки, не расстанемся никогда!

После слов главных героев на сцену из-за кулис выходят по одному участнику постановки. В руках – зажженные свечи. Встают сзади главных героев. Каждый участник говорит слова, звучит фонограмма песни « Поклонимся великим тем годам»

1 - Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!

2 - Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.

3 - Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.

4 - Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

5 - Мир и счастье пусть длятся годами,
А войне скажем «Нет!» -


Вместе: НАВСЕГДА МЫ!

Дев. 1: Любим!

Дев. 2: Чтим!

Дев. 3: Помним!

Звучит стук метронома « минута молчания»

24.05.2015 16:04

8 мая на сцене МАОУ Видновская гимназия состоялась премьера спектакля, поставленная по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Эту работу ученики 9Б посвящают 70-летию Победы

Говорят, что школа - это наш второй дом. И это, действительно, так. Ученики находятся там по 6 часов каждый день, а учителя куда больше. Всякий уголок этой маленькой крепости знаком, и мы относимся к нему, как к своему родному. Но, к сожалению, школьные годы проходят, и проходят они довольно быстро. И мы, ученики, часто задаемся вопросом: «А что же останется в нашей памяти?». Некоторые боятся ответить на него, а у других перед глазами сразу возникают вырезки, картинки из недалекого прошлого. Учителя, уроки, олимпиады, экзамены… Все они, словно вихорь, проносятся в головах. Но среди этих картинок есть одна, особенная, ни на кого и ни на что не похожая, как самая яркая звезда на ночном небе. И эта картинка, а лучше сказать целая картина - школьные спектакли. Да, вы не ошиблись. Именно школьные спектакли. Хотя это может звучать несколько скучновато, но поверьте мне - на деле все совершенно по-другому.

Уже второй год ученики нынешнего 9 «Б» класса играют спектакли по мотивам повестей Бориса Васильева. Все началось весной прошлого года, когда мы решились сыграть «А зори здесь тихие…». Мы даже не проходили это произведение в школе, просто каждый из нас прочитал книгу на летних каникулах, а, когда начали обсуждать, оказалось, что оно нам всем очень сильно понравилось и никого не оставило равнодушным. Военная тематика нам, конечно, знакома из-за еженедельной работы в музее «Молодая гвардия», но даже, несмотря на это, идея поставить целый спектакль на сцене, да еще и по такому сильному произведению,казалась нам поначалу просто невыполнимой задачей. Распределение ролей, читка сценария, репетиции. Про последнее надо рассказать отдельно. Многие думают, что больше всего запоминается само выступление перед публикой, в костюмах и с серьезными лицами, но в действительности самыми яркими, веселыми и запоминающимися моментами являются репетиции. Сначала, еще ничего толком не зная, ты боишься их, а потом понимаешь, что каждый вот такой прогон из глыбы холодного мрамора отшлифовывает настоящее произведение искусства. В нашей памяти еще надолго останутся эти репетиции с бесконечными шутками и фразами, уже давно ставшими для «актеров» афоризмами. Первое выступление на сцене было волнительным, но по слезам на лицах зрителей мы поняли, что все прошло замечательно. С того момента прошел год, и вот мы опять на той же сцене, но уже с другим спектаклем «Завтра была война». Этот спектакль оказался ближе к нам, потому что речь в нем идет о таких же мальчишках и девчонках, как мы, только выпавшим жить в тяжелое время. Ежедневные репетиции были для нас уже знакомы, но интерес к постановке все больше возрастал. Эта была идеальная возможность хотя бы на часок отвлечься от уроков и забыть ненадолго про предстоящие экзамены и, конечно, побольше пообщаться с одноклассниками, некоторые из которых, к сожалению, покидают в этом году нашу школу. Премьера спектакля состоялась накануне Великого праздника Победы. И в этот раз нам аплодировали стоя. Если сказать честно, то после ухода за кулисы, мы, как и зрители, начали невольно плакать. Настолько все, что было показано, затронуло наши души!

В завершении хочу выразить отдельную благодарность за великий труд и помощь инициатору этого проекта, а по совместительству учителю русского языка и литературы Елене Николаевне Николко и режиссеру-постановщику Татьяне Львовне Бородиной. Вместе с вами и моими любимыми одноклассниками: Викой Мунтян, Юлей Кузнецовой, Катей Гордеевой, Леной Зарайской, Юрой Черкасовым, Денисом Кравцом, Никитой Дидик, Гошей Фролочкиным делаем замечательное дело. Мы строим будущее, ни на миг не забывая прошлого!

Анна Борзова - ученица 9Б класса

МАОУ Видновская гимназия

Просмотр содержимого документа
«сценарий спектакля "Завтра была война"»

Спектакль "Завтра Была война"

СПЕКТАКЛЬ ПО ПОВЕСТИ Б.ВАСИЛЬЕВА "ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА"

Фонограмма : А . Вивальди

Зинаида Андреевна : (открывает альбом, достает большую фотографию): 9 Б класс..Из сорока человек, закончивших его когда-то, до седых волос дожило девятнадцать. Когда мы в 50-ом году приехали в школу на традиционный сбор, то весь наш класс уместился на одном ряду (перебирает несколько фотографий) Наша компания тогда была небольшой- часто собирались у нас дома, потому что у меня была отдельная комната, делали вместе уроки, читали вслух книги и болтали. О фильмах, о друзьях, о войне в Западной Европе и просто так, ни о чем.. Заводилой во всем была, конечно же, Искра Полякова-круглая отличница, общественница и просто очень хороший товарищ. А еще в нашей компании, кроме Искры и меня, Зиночки Коваленко, были Артем Шефер, Валька Александров, прозванный за свою страсть к изобретениям Эдисоном и Жорка Ландыс, помешанный на коллекционировании марок. Позже к нам присоединилась Вика Люберецкая... 1940-ой.. Для нас это был трудный год, полный событий.. Тогда мы еще не подозревали, что он станет последним годом нашего детства. А началось все со дня рождения Артема.

Фонограмма: мелодия 30-х год

СЦЕНА 1 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

* В комнате собрались ребята: Зина с Жоркой танцуют, Валька, устроившись на стуле что-то чертит на клочке бумажки, Вика и Искра сидят на диване. Вика листает книгу, Искра наблюдает за танцующими. На авансцене Артем Шефер

Артем : (к зрителям):Все лето перед школой я проработал на стройке и к сентябрю принес в дом свою первую зарплату. После недолгих споров с родителями, я решил устроить на эти деньги праздник. Не получилось собрать ребят второго сентября, и я просто выбрал один из воскресных дней, что бы отметить свое 16- летие и пригласил на него всех лучших друзей. Когда день рождения уже походил к концу, чуть не произошел конфликт между Искрой и Викой Люберецкой.

* подходит к Вальке, заглядывает в листок через плечо

Вальк а:Слушайте, ребята! Я вчера такую штуку придумал: если к водопроводному крану примусную грелку присобачить, закрепить ее здесь и здесь, то..(показывает на листок с чертежом

Жорка: Т о чай будем пить с керосином!

Зина: Нет, керосин с заваркой…

* все смеются

Валька: (смущенно вытирает очки)Не! Это для того, чтобы воду подогревать. Чиркнешь спичкой, труба прогреется, и вода станет горячая.

(смотрит в чертеж) Вот только никак не пойму где ошибка, что я не учел? Вчера дома собрал опытный образец..

Вика :И что получилось?

Валька: (досадливо машет рукой) Получился небольшой взрыв..Соседи прибежали, шум, гам..

Артем: (поглядывая на Зиночку)Эх ты, Эдисон! То у тебя велосипед на четырех колесах,..

Жорка: ..то вечнопишушее перо..

Искра: (вскакивает с места, горячо) А я считаю, что человеку нельзя связывать крылья. Если человек хочет изобрести полезную вещь для страны, ему необходимо помочь. А смеяться над ним глупо

Вик а: (с усмешкой)Глупо, Искра, по всякому поводу выступать, как будто стоишь на трибуне.

Искра : (запальчиво)Нет, это не глупо! Глупо считать себя выше всех только потому, что..

Валька : (перебивая) Девочки, девочки, а я фокус знаю!

Вика : (спокойно) Ну, договаривай. Так почему же? Потому что у меня папа конструктор на авиационном заводе? И что здесь плохого? Мне нечего стыдиться своего папы..

Зиночка: (чуть не плача)

Жорка: (принимая " огонь" на себя) Чур, я первый!

* специально кривляясь, чтобы разрядить обстановку, читает стихотворение Лермонтова

Жорка: "Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом..

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?"

* гости преувеличенно громко хлопают, Жорка раскланивается.

Вика : (достает из сумочки потрепанный томик)

Можно я почитаю мое любимое стихотворение одного почти забытого поэта?

Жорка:Забытое, значит ненужное!

Вика:Ты дурак, Ландыс! Он забыт совсем по другой причине.

* выходит на середину комнаты и читает Есенина "Отговорила роща золотая"

Искра: Это Есенин. Это упаднический поэт. Он воспевает тоску и уныние.

*Вика усмехнувшись, захлопывает книгу

Зиночка: (всплеснула руками)

Ну и пусть себе упаднический- разупаднический. Это изумительные стихи. И-зу-ми-тель-ны-е!

Ладно, хватит лирики, пошли на улицу.! Сейчас нам Жорка на турнике класс покажет. Да, Жорик?

Жорка: (гордо)А то!

* все быстро собираются, убегают за кулисы. Вика в суматохе подходит к Искре

Вика:Ты умная, Искра?

Искра: Не знаю. Во всяком случае, не дура.

Вика:Да, не дура. Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только читай, не торопясь.

Искра: (берет книгу)Спасибо, Вика. Верну в собственные руки.

*вбегает Жорка

Жорка: Вика! За тобой машина пришла. * уходят

Фонограмма: мелодия 30-х год

СЦЕНА 2 «ДОПРОС»

* В учительской появляется завуч Валентина Андроновна, за ней идет Искра.

Завуч: Садись, Искра.

* Искра присаживается на стул, поправляет платье

Завуч: Ты ничего мне не хочешь рассказать?

Искра: (не раздумывая)Нет.

Завуч: (притворно вздохнула)Жаль. Как ты думаешь, почему я обратилась именно к тебе? Я могла бы поговорить с Александровым, с Ландысом, или Люберецкой, но я хочу говорить именно с тобой, Искра.. Я обращаюсь к тебе не только как к комсомольскому лидеру, не только как к отличнице, не только, как к человеку идейному и целеустремленному, но и потому, что хорошо знаю твою маму как прекрасного партийного работника. (нагнетая обстановку) Ты спросишь: зачем это вступление? Затем, что враги используют любые средства, что бы оторвать нас от коммунистической партии, чтобы внушить нам чуждые идеи.. Вот почему твой святой долг немедленно сказать..

Искра: (перебивает)Мне нечего вам сказать, Валентина Андроновна!

Завуч: Да? А разве тебе неизвестно, что Есенин-поэт упаднический? А ты не подумала, что вас обманом собрали на день рождения? Я проверила анкету Артема Шефера, он родился второго сентября. Второго, а собрал вас через три недели! Зачем? Не для того ли, что бы ознакомить с упадническими откровениями кулацкого певца?

Искра: (смотрит в глаза завучу)Есенина читала Люберецкая.

Завуч: (смешалась)Люберецкая? Вика?

Искра: (не два опомниться)Да, Вика. Зина Коваленко что-то напутала в своей информации.

Завуч: (словно не расслышав ее) Значит, Вика? Да, да, Коваленко много болтала лишнего: кто-то кого-то влюбился, кто-то что-то изобрел, кто-то читал стихи, Она такая несобранная, эта Коваленко! (с облегчением) Ну что ж, тогда все понятно.(улыбаясь Искре) И ничего страшного. Отец Люберецкой- известный конструктор, гордость нашего города и Вика очень серьезная девушка.

Искра: (вставая)Я могу идти?

Завуч: Что? Да, конечно. Видишь, как все просто решается, когда говорят правду. А твоя подруга Коваленко очень, очень несерьезный человек!

Искра: Я подумаю над этим, Валентина Андроновна.

Завуч: Подумай, Полякова, подумай.

* Валентина Андроновна выходит за кулисы, Искра выскакивает на авансцену

Искра: (кричит в сторону зрительного зала) Зина! Коваленко!

*на сцену из зала быстро поднимается Зиночка, Искра подскакивает к ней и тащит на середину сцены

Зина: Куда ты меня тащишь?

Искра: (грозно)Ты кто-идиотка, сплетница или предатель?

Зина: Что с тобой, Искра? Я..Я..

Искра: (безапелляционно) Значит, предатель!

Искра:Что ты наговорила Валентине Андроновне, нашей Валендре?

Зина: (хлопая глазами) Я наговорила?

Искра: (решительно)Я тебя сейчас стукну, Зинаида!

Зина: (начинает всхлипывать) Она поймала меня в на лестнице перед зеркалом. Стала ругать, что я верчусь и кокетничаю. Это она так говорит, а я вовсе не кокетничала, я даже не знаю, как это делают. Ну, я стала оправдываться, а она-расспрашивать, подлая. И я ничего не хотела говорить, честное комсомольское, но....но все рассказала. (быстро)Я не нарочно рассказала, Искорка, я же совсем не нарочно.

Искра: Вытри нос, и идем к Люберецким!

Зина: (перестает всхлипывать)Куда?

Искра: Ты подвела человека. Завтра Вику начнет допрашивать Валендра, и нужно, что бы она была к этому готова.

Зина: Но мы же никогда не были у Люберецких!.

Искра: Не были, так будем!

* решительно берет за руку Зину и уводит ее за кулисы

СЦЕНА 8 «ПОСЛЕ АРЕСТА»

Зинаида Андреевна : Я прибежала к Искре. Она уже спала и никак не могла понять, что я ей кричала в истерике. Быстрее сообразила ее мама, уложив нас спать, она отправилась к моим родителям. Позже, через много-много лет, моя мама расскажет, что на следующее утро, в кабинете директора школы три коммуниста- мама Искры, товарищ Полякова, мой отец и Николай Григорьевич напишут письмо в ЦК партии в защиту Люберецкого. Позже им дадут понять, что защищая врага народа, они рискуют потерять партийный билет.. Мы, дети, тогда этого не знали, но рассудили все по своему- Искра строго велела мне молчать о ночном происшествии. Но к обеду по школе поползли слухи об аресте Викиного отца, Юрка проболтался. За это Артем Шефер вызвал его на дуэль. Они подрались после уроков во дворе за школой. Хорошо досталось обоим. Вика в этот день в школу не пришла и после уроков Искра повела нашу компанию на квартирук Люберецким.

Фонограмма : А . Вивальди Conserto in A minor op.3 № 8

* В квартире: Вика с распущенными волосами, в домашнем халате, хмуро проводит ребят в комнату, устало садится на стул.

Вика: Зачем вы пришли? Я не просила вас приходить.

Артем: Ты это..не просила, а мы пришли.. Мы верно сделали. Ты сама это потом скажешь..

Вика: Что у тебя с лицом?

Артем: (трогая синяк под глазом) А..это..упал..

* входит растерянная Зина, несет в руках кипу книг

Зина: Все разбросано..Вещи из шкафов, книги на полу..

Вика: (поежилась, как от холода)Они что-то искали..

Искра: А где домработница?

Вика: Уехала в деревню. Насовсем.

Искра: (к ребятам)Так, за дело, ребята! Жорка-на кухню: помой и сложи посуду, Валька, Артем- в кабинет Леонида Сергеевича, соберете книги.. Ты, Зина.. (к Вике) ты ела сегодня что-нибудь?

Вика: (заторможено) Не помню..Не надо, ничего не надо..

Искра:Понятно. (к Зине) Зинаида! Марш на кухню. Сготовь что-нибудь скоренько.

Зина:Ой, я мигом, оглянуться не успеете -вкусненькое, горяченькое..Я умею!

* в комнате остается Искра и Вика. Искра прибирает разбросанное белье, Вика помогает.

Искра: Ты дала телеграмму тете?

Вика: Да. Но она не приедет. Будет только плакать и пить капли.

Искра: Как же ты одна?

Вика: Ничего. Сегодня папа Зины, приходил. Хотел, чтобы я к ним переехала жить. На время, пока все утрясется..

Искра: Это же замечательно, это же..

Вика: (внимательно смотрит на Искру, срываясь на истерику) Замечательно? Уйти отсюда- значит поверить, что папа в самом деле преступник. А он ни в чем не виноват, он вернется, он обязательно вернется и я должна его ждать.. Почему вы пришли?

* садится на стул, прикрыв лицо какой-то тряпкой, поднятой с пола.

Искра подходит к ней и в порыве обнимает

Искра: Мы пришли, потому что знаем, Леонида Сергеевича и уверены, что это кошмар, чудовищная ошибка...Слышишь меня, Вика?

Вика: Да, ошибка, я знаю..Он сам мне сказал на прощание. И знаешь что (поднимает глаза на Искру) Давай поставим чайник и будем все вместе пить чай и есть пирожные. Папины..любимые.

Фонограмма : А . Вивальди Conserto in A minor op.3 № 8

* уходят со сцены, затемнение.

СЦЕНА 9 «СЛЕДСТВИЕ»

*В учительской: директор сидит за столом, понурив голову, Валентина Андроновна расхаживает по кабинету. Входит Артем

Артем: Вызывали?

Артем: (упрямо)За дело.

Завуч:Какое дело?

Артем: Наше дело.

Директор: (поморщился)Ну, это уж слишком, Валентина Андроновна!

Завуч: Я разобралась в этом вопросе досконально, Николай Григорьевич. Досконально!

Артем: (глухо) Убейте меня. Ну, это..Убейте!

* выбегает из кабинета

Завуч: Шефер! Шефер, вернись!

Директор: (тихо) Не надо! Валентина Андроновна, вы неправильно вели себя. Нельзя швыряться такими обвинениями.

Завуч: (громко)Я знаю, что делаю! Вам, кажется, разъяснили, до чего может довести ваш гнилой демократизм. Так не заставляйте меня еще раз сигнализировать. Сами знаете куда..(поднимет глаза к потолку)А этот Шефер-главный заводила.. Думаете, я забыла ту вечеринку с днем рождения? (стучит пальцем по столу) Я ни-че-го не забываю! И если Шефер не желает учиться в нашей советской школе, то пойдет работать. И я это ему устрою!

* в учительскую быстро входит Искра

Искра: Что вы сказали Артему, Валентина Андроновна? Что вы сказали ему?

Завуч :Это тебя не касается, Полякова!

Искра: (растерянно) Он же чернее земли. Я спросила, а он выругался. Он так страшно выругался.

Завуч:Он еще и ругается! (к директору) Вот он-ваш подход к воспитанию! Вот ваши зеркала в коридорах, пение хором в спортзале и вообще, весь этот слюнявый либерализм, который следует выжигать каленным железом. (Искре) Где вы были вчера?

* Искра удивленно смотрит на понурую фигуру директора, поэтому отвечает машинально

Искра: У Вики Люберецкой.

Завуч: Ты подговорила ребят пойти туда или Шефер?

Искра: Предложила я, но ребята пошли сами.

Завуч: Зачем? Зачем ты это предложила?

Искра: (поднимает глаза на завуча) Чтобы не оставлять человека в беде.

Завуч: (всплеснула руками) Она называет это бедой! Вы слышите, Николай Григорьевич? Значит, ты организовала субботник в квартире врага народа? Как благородно! А может, ты считаешь, что Люберецкий не преступник, а невинная жертва? Почему молчишь? Наша партия не ошибается! Никогда!!Мы не будем делать здесь выводы, учитывая твое безупречное поведение в прошлом. Но учти, Полякова, завтра же проведешь экстренное комсомольское собрание.

Искра: А повестка?

Завуч: Я считаю, что Люберецкую, как дочь врага народа, надо исключить из рядов Ленинского комсомола!

Искра: (взволнованно) Но за что? За что же? Вика же не виновата, что ее отец...

Директор: (вмешивается) Да, конечно.. Конечно..

Завуч: (с угрозой) Что ты сказала?

Искра: (твердо)Я не буду проводить этого собрания.

Завуч: Что-о-о?

Директор: (вскочил) Де ей же плохо!

* Искра пошатнулась, пытаясь расстегнуть пуговицы на воротничке, директор подскочил к ней

Искра:Ничего..Извините..Ничего..

Директор: (Валентина Андроновне) Что вы стоите, как клуша? Медсестру! быстро!

* Валентина Андроновна убегает, директор усаживает Искру на стул, обмахивает какими-то бумагами

Директор: Эх, Искра, Искра.. Хороший ты человек.

Искра: (пытается улыбнуться)Откуда вы знаете, что хороший?

Директор: (усмехается)Ох, и трудно догадаться было! Не переживай. Я позвоню в райком, собрание будет через неделю. (смотрит на девочку) Иначе нельзя, Искра, пойми.

Искра: (застегивает воротничок)Я понимаю. Можно я пойду? Мне уже лучше?

Директор: Иди..

* Искра уходят. Директор садится за стол, обхватив голову руками. Появляется Валька и Зина.

Валька: Николай Григорьевич!

Директор: (устало) Что тебе, Александров?

Валька: (запальчиво) Драка была справедливой! Я как человек беспристрастный могу все обрисовать. Артем и Юрка договорились биться до первой крови..

* Зина дергает его за руку

Зина: (громко) Артем дрался из-за меня! Потому что я ходила в кино с Юркой.

Директор: (удивленно)Из-за тебя?

Зина: А что, из-за меня и подраться нельзя?

Директор: Можно. (радостно) Можно и нужно. Драка из-за девочки, это ведь совсем другое дело!!! Теперь твоему Артему ничего не грозит! Все! А теперь по домам

* уходят

СЦЕНА 12 «ПОХОРОНЫ»

Зинаида Андреевна : В те дни, что оставались до похорон, наша компания не появлялась в школе. Следствие длилось только сутки. Вика оставила записку: " В моей смерти прощу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно". Вика наглоталась снотворного и просто уснула. Следователь сказал, что ей не было больно. .. Так получилось, что хоронить Вику было некому: тетя лежала в больнице с сердечным приступом, папа находился под следствием..а больше у Люберецких никого не было.Помогли наши родители- отец Артема и мой отец пошли в морг, мама попросила нас сходить на квартиру к Вике и принести одежду, в которой ее похоронят. Я выбрала розовое платье, очень красивое..Утром, в день похорон, мы с Искрой прибежали к школе, так как боялись, что народу будет мало нести гроб будет некому. Мы собирались попросить директора разрешить всему 9 Б пойти на похороны. Когда мы подошли к школе, народу во дворе было- не пробиться. Младшие бегали, орали, визжали, старшие стояли непривычно тихо. Наконец, на крыльцо школы вышел Николай Григорьевич.

* на авансцене Директор в распахнутом пальто

Директор: (к залу) Дети! Сегодня не будет занятий. Младшие могут идти по домам, а старшие..(громче) Старшие проводят в последний путь своего товарища, трагически погибшую ученицу 9 Б класса Викторию Люберецкую.

* Директор отходит в глубь сцены, один за другим появляются ребята

Фонограмма: А. Вивальди Conserto eur srinos(как фон)

* На сцену по одному выходят ребята, выстраиваясь в шахматном порядке. Искра-в центре

Жорка: Старшие классы шли по улицам молча. прохожие останавливались, долго глядели вслед странной процессии, впереди которой шли директор, математики Семен Исаакович и несколько учительниц. У рынка Николай Григорьевич остановился.

Директор: Девочки! купите цветы..

Валька : Он выгреб из карманов все деньги и отдал их девочкам 10 А класса. И учитель математики достал деньги, и учительницы защелкали сумочками, и старшеклассники полезли по карманам. И все это- и директорская зарплата, и рубли преподавателей, и детские мелочь на мороженное и кино-все сыпалось в новую кепку Юрки, которую он почему-то нес в руке.

Зина: (после паузы) Я шла впереди, а за мной, за крышкой и гробом, что плыл выше всех, на всю улицу растянулась процессия. Странная процессия без оркестра и рыданий, без родных и родственников и почти без взрослых: они совсем потерялись среди своих детей.

Артем: Так прошли через весь город до кладбища. Ребята, несшие гроб, менялись на ходу, и лишь Жорка шел до конца, никому не уступив своего места у ног Вики, и возле могилы не смог снять с плеча гроб. К нему подошел я и помог снять гроб с онемевшего плеча.

Искра: Вика лежала спокойная, только очень белая- белее цветов. Начался мелкий осенний дождь, но все стояли не шевелясь, а я смотрела как постепенно намокают и темнеют цветы, как вода стекает по мертвому лицу и мне хотелось накрыть Вику, упрятать от дождя, от сырости..

* вперед выходит директор

Директор: Товарищи! (тише) Парни и девчата! Смотрите, во все глаза смотрите на вашу подругу. Хорошо смотрите, чтобы запомнить. На всю жизнь запомнить, что убивает не только слово и скверное дело, убивает равнодушие,трусость и подлость. Запомните это, ребята, на всю жизнь запомните!!

* резко закрывает глаза ладонями, отступает назад; вперед выходит Искра и срывающим голосом читает стихотворение Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья!"

ЭПИЛОГ

Зинаида Андреевна: Через 5 лет после окончания войны мы, оставшиеся в живых, собрались в нашей школе на вечер встречи выпускников. Из сорока учеников того 9 Б класса осталось только девятнадцать. А из всех мальчишек, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо. В конце вечера на сцену вышел постаревший Николай Григорьевич и прочел фамилии учеников не вернувшихся с войны. Когда дошел до 9 Б, вдруг посмотрел на зал и горько сказал..

* выходит директор

Директор: Жаль что? Жаль, команды у нас нет, чтобы на коленях слушали..

Зинаида Андреевна : Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал- бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты-все, как один.

Фонограмма: А. Вивальди Conserto eur srinos (как фон)

Директор:. .Девятый Бэ класс. (твердым голосом) Летчик-истребитель Георгий Ландыс. Жора Ландыс. Марки собирал.. Герой Советского Союза Посмертно.(тише) Артем. Артем Шефер. Из школы его чуть не выгнали за принципиальность, а он всем доказал свою принципиальность: когда провод перебило, он сам себя взорвал с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего! Валька Александров, Эдисон, как звали его ребята. Сгорел в танке под Москвой.. Владимир Храмов. Вовик, отличник наш, тихий самый. На Кубани лег, возле своей зенитной пушки, ни шагу назад не сделал.(голос задрожал) Искра Полякова.... Искорка наша..Ее гестаповцы через два часа после матери повесили. Так и висели рядом- Искра Полякова и товарищ Полякова. (громко) А подполье жило! Жило и било гадов! И мстило за наших связных- Искорку и маму ее. Жестоко мстило.(опустил голову)

Зинаида Андреевна : Обыкновенные мальчишки и девчонки.. Просто выпало им жить в трудное время. Хотя, когда оно было легким в нашей стране? Просто каждый из них сделал свой нравственный выбор, шагнув из-за школьной парты прямо в бессмертие ради страны, которую любил.

*на сцену выходят Искра, Зина, Валька, Жора, Артем, Вика

Фонограмма: А. Вивальди Conserto eur srinos

Звучит музыка, все выходят на сцену, каждый занимается своим делом. Все собираются, для общего фото. Фотограф нажимает кнопку. Все замирают. Звучит метроном. (Некоторое время все сидят неподвижно, потом резко вскакивают и начинают играть, кто-то в жмурки, кто-то с куклами на краю сцены, кто-то в мяч.

Дети бегают, играют в жмурки.

Генка : Ух! Уморили. Все. Я не играю!

Димка: Ну Ген!, Ну ты чего!

Генка: Все! Не могу больше!

Ромка: Ну давайте в прятки.

Генка: Надоело…

Девочка 1: Ну а чем тогда займемся?

Все в раздумьях расходятся по сцене..

1. Не помню, кому первому пришла в голову идея устроить уличный театр.
2. Идея была странной и неожиданной.
3. Ну сами посудите, какие из нас актеры! Димка вон даже стихотворение в школе рассказать не мог, а тут заявил:

Димка: Я буду играть красного командира! Буду скакать на коне и кричать вперееед! В атаку!!!

Ромка: Э, нет! Какой из тебя командир! Ты будешь белым дворянчиком с кружевными манжетиками. Тебе будет маменька с нянюшкой выводить гулять за ручку.

Генка: Пока тебе наши буденовцы все манжеты не поотрывают!

Вперед! За Советскую власть! Урааа!(мальчишки начинают бегать по сцене)

3. Ромка всегда так - скажет не подумав, а потом сразу забудет. Он вовсе не хотел обижать Димку. Но Димка обиделся.

Димка: Ну и ладно! Вообще больше не буду с вами играть! А еще друзьями назывались…. (Димка отходит на край сцены)

Звучит музыка, ребята изображают что они ставят спектакль. Постепенно музыка меняется на спокойную, все отходят на задний план.

Ромка: Ребят, а где Димка? Диииим! Дииииимаааа ты где?

Девочка1: Может он обиделся на твои шуточки про дворянчика?

Ромка: Димка? Обиделся? Да перестань! Я ведь его самый лучший друг! А на друзей не обижаются.

Девочка2: Вот если ты лучший друг, так пойди и поищи его!

Ромка: Ну и пойду!

Дети: Ну и иди!

Все отходят, на переднем плане остаются только Ромка и Димка.

Ромка: Однажды мне приснился сон. Он был странный, серый какой-то. Только всполохи повсюду. Красные такие. Жгучие. Они были похожи на отблески костра, который мы часто разводили у реки. Но было в них что-то тревожное. Страшное что-то было. И я шел через эти всполохи, хотя и не видел куда идти. Я чувствовал себя таким маленьким и потерянным. А потом кто-то взял меня за руку, и я сразу перестал бояться.

Димка: Всполохи никуда не исчезли, они пронзали воздух с такой ослепительной четкостью, что резало глаза. Но страха не было. Нельзя было бояться. Потому что рядом шел друг.

Ромка: Дим, ты обиделся?

Димка: Сначала обиделся, а потом я сидел там, за поленницей и думал все думал, я вспоминал о том, как мы с тобой плот на речке делали, и как в индейцев играли, а потом обида сама куда-то делась.

Ромка: А помнишь, как мы мечтали стать учеными и изобрести машину времени?

Димка: Мы много о чем мечтали…

Подходят ребята:

1. Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

2. Я вот, хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды,

3. А я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.

4. А мне до смерти хотелось превратиться в машиниста или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

5. А у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

Звучит объявление о войне. «Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление совесткого правительства.

Граждане и гражданки Совесткого Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города….»

2. Война! Не может быть!

3. Что же теперь будет?

4. Это не может быть правдой! Не в нашей стране!

5. А у моей сестры Люси сегодня выпускной. Она говорила, что закончит школу и пойдет учиться в театральный институт. Но разве на войне есть институты?

2. Но ведь война не будет долгой! Вот увидите! Не пройдет и пары недель и наши победят!

(Все наперебой: Обязательно победят! Я в этом уверен! По-другому и быть не может!)

4. В тот день у нас так и не получилось поставить спектакль про красных конников.

3. Жизнь распорядилась так, что детская игра в войну обернулась войной недетской. Хмурой, серой… С тревожными красными всполохами от разрывающихся снарядов…

(Звучит музыка, все расходятся по сцене)

Сцена 2. (На сцене девочки)

1. Время шло, пролетело опаленное войной лето.

2. Наступила осень, а с ней и школьная суета: уроки, тетрадки, портфели.

3. До нашего города бои еще не дошли, но мы каждый день слушали новости по радио.

4. И конечно, все наши мальчишки хотели сбежать на фронт.

5. А мы, обещали ждать их….

На сцену выходит мальчик, в большой не по размеру тельняшке, в шапке или пилотке.

Девочка: Виииить, а Виииить, а ты домашнюю работу по немецкому сделал?

Витя: Не буду я ее делать! Мы всем классом договорились на следующий урок немке в сумку крысу подкинуть! Будет знать!

Девочка: Я вообще не понимаю, зачем учиться, когда война… У меня вот отец на фронте, мать на заводе, брат Толька в пионерском отряде газету против фашистов выпускает… А нам учиться…

Витя: А я все равно скоро на фронт сбегу, мы вместе с ребятами сбежим. Будем воевать. Ради мира. И ради вас.

Девочка: Вить… А как же мы тут без тебя? А кто будет мой портфель носить и от хулиганов меня защищать… А горку… Горку кто в этом году сделает, если тебя не будет…

Витя: Глупости ты говоришь! Какие горки!(пауза) а ты дождешься меня?

Девочка: Обязательно! Я буду ждать тебя, Витя! Слышишь! Буду ждать!...

Витя уходит. Девочка остается одна на сцене.

Мальчишки…

Постоянно бегут куда-то…

Постоянно стремятся в бой…

9 лет - а уже в солдаты…

Встречусь ли я еще с тобой?

2 Девочка:

Убегали. В отцовских робах,

Повзрослевшие раньше срока…

Говорили «Вернемся скоро…»

Говорили «Еще немного»…



Случайные статьи

Вверх