В детской библиотеке прошли мероприятия по профориентации. На пороге взрослой жизни профориентационная работа в библиотеке. Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

Каждый человек в определенный момент должен определиться с выбором профессии. Данный процесс является чрезвычайно ответственным шагом, от которого зависит успех всей будущей жизни. Речь идет о статусе в обществе, материальном достатке и личной удовлетворенности. Удачно совершить этот шаг - одна из главных социальных задач молодёжи.

Легко ли молодым?

Для большинства представителей юношества стремление обзавестись надежной профессией - в числе несомненных приоритетов. Но именно такой специфической категории населения, как молодежь, присуща максимальная социальная незащищенность по причине особенностей возраста, а именно низкой квалификации, отсутствия профессионального опыта и наличия чисто психологических проблем с самоопределением.

В наши нелегкие времена молодое поколение еще больше рискует остаться без приличной профессии или попросту не найти достойного места работы. Именно поэтому все специалисты, которые работают с молодежью, обязаны проявить профессиональный подход в деле профориентации юношества.

Касается это и библиотекарей. Вооруженный знаниями специалист с высоты своего опыта подтолкнет юношей и девушек к правильному выбору и снизит риск неудачи. Актуальная информация на тему профориентации остро необходима молодёжи и подросткам. Ведь мир профессий так изменчив и разнообразен! Чуть ли не ежегодно мы слышим о появлении новых специальностей и целых отраслей.

Кто поможет?

Всё чаще и чаще к специалистам предъявляются требования, связанные с особенным стилем мышления и способностями вникать в инновации, осваивать современные технологии труда. В этой связи роль библиотекаря как профконсультанта трудно переоценить. Ведь он имеет массу возможностей обратить внимание молодого читателя на необъятные информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки.

Помочь профессионально определиться подростку библиотекарь может благодаря массе научно-справочной, а также популярной литературы на тему самых разных направлений деятельности. Именно проведенные мероприятия по профориентации в библиотеке могут дать столь актуальную информацию о востребованности той или иной специальности на рынке труда, условиях поступления и тех учебных заведениях, где есть возможность приобретать знания по выбранному направлению.

В чем состоит помощь

Давайте рассмотрим, по каким основным направлениям библиотека может и должна вести свою профориентационную деятельность. План работы специалиста в этой области должен включать три основных направления, а именно: подготовка юных читателей к правильному профессиональному выбору, создавание всех необходимых условий для получения ими всеобъемлющей информации об имеющихся специальностях, а также ориентация на выбор конкретного варианта.

Каждое из трех направлений подразумевает решение вполне конкретных задач педагогического характера.

Готовя читателя к выбору обязаны задуматься о путях формирования интереса к такой проблеме, как Другая цель данного пункта работы - обучение юного поколения правилам, по которым следует выбирать свою будущую деятельность.

По второму из направлений - созданию подходящих условий для получения актуальной информации - библиотекарю следует сосредоточить усилия на помощи юным личностям в деле осознания собственной заинтересованности в определенной сфере деятельности.

Определимся окончательно

Следующий шаг заключается в формировании более устойчивого интереса к выбранному виду труда на базе формирующейся общественной и личностной позиции. То есть будущий абитуриент должен определиться в своих ценностных ориентациях и осознать мотив собственного выбора.

Третий из пунктов плана является наиболее ответственным, так как основан на индивидуальной работе с теми из старшеклассников, кто практически определился с выбором. В данном случае задача мероприятия по профориентации молодежи в библиотеке - сформировать более серьезное представление о выбранной сфере деятельности.

В качестве результатов такой библиотечной работы можно назвать интерес, проявленный школьниками к проблеме выбора, усвоение ими его базовых правил, проявление достаточно высокого уровня самосознания, включающего ответственность за собственное решение.

Целью становится выявление социальных мотивов выбора и формирование представления о том или ином виде деятельности. А также знание специфики условий получения специальности и дальнейшей трудовой деятельности, перспектив и материальных условий. Ведь в связи со сложившейся в наши дни ситуацией на трудовом рынке имеет место зачастую серьезное несоответствие идеального представления абитуриентов о будущей работе реальным жизненным условиям.

Что делать библиотекарю

Для реализации поставленных задач библиотека разрабатывает модель Суть ее - в комплексном подходе к вопросу рабочей ориентации молодёжи, использование большого количества специальной литературы, разнообразие методов и форм пропаганды.

Работа с читателями включает, кроме того, привлечение других организаций и специалистов.

Организационная форма мероприятия в библиотеке по профориентации может быть массовой, групповой (в виде кружков постоянного или меняющегося состава), а также индивидуальной. По методике воздействия их все можно поделить на словесные (вербальные) - в виде докладов, лекций, диспутов, конференций читателей, встреч, бесед и т. п.; практические - в форме экскурсий, тренингов, кружковых занятий, конкурсов и походов; а также наглядные - в виде книжных и творческих выставок, тематических стендов и пр.

Все формы целесообразно использовать в комплексе, так они будут друг друга дополнять.

Мероприятия в библиотеке по профориентации могут быть следующими:

  • Просвещение в словесной (или вербальной) форме часто подается в виде организации клуба профессиональных знакомств, объединяющего юношей и девушек для расширения кругозора и развития интереса к специальностям.
  • В таком клубе выпускникам дается возможность встретиться с представителями самых разных видов труда, как массовых, так и достаточно редких, и познакомиться с особенностями их деятельности, а также психологическими, экономическими и даже медицинскими нюансами при совершении выбора.

О конкретных формах работы

Организовать мероприятия по профориентации в библиотеке для детей и подростков предполагается в виде диалога школьников и гостей клуба. На заседаниях возможно проведение экспресс-диагностики, профориентационных игр, подача информации об условиях поступления в то или иное учебное заведение. Также можно устроить диспут на тему востребованности определённой профессии.

Ценность занятий в форме диспутов в том, что они заставляют задуматься на тему выбора даже того, кто по какой-то причине еще к нему не готов, и в выработке умений принимать коллегиальные решения по самым разным вопросам.

Диспуты можно устроить на следующие темы: "Мои действия для достижения цели", "Что такое престиж профессии?", "Карьеризм - хорошо или плохо?", "Безработица - социальный тупик или ваш новый шанс?", "Достигать ли цели любой ценой?", "Каким я вижу себя через 5 лет" и т. п.

Сценарий: познавательное мероприятие по профориентации в библиотеке

При подготовке плана диспута следует составить примерный перечень вопросов, а именно:

1. Равнозначны ли для вас понятия выбора профессии и обретения жизненного смысла?

2. Что важнее - формирование профессиональных навыков или рост личности?

3. Дело красит человека или человек дело?

4. Правду ли говорят, что привыкают к любой профессии. Как вы считаете?

5. Что такое свободный выбор в профессиональной сфере?

6. Как влияют на жизненный успех оценки в аттестате?

7. Какой информацией нужно располагать, чтобы не ошибиться в выборе?

Другая форма мероприятия в библиотеке по профориентации - издание устного журнала, представляющего собой заранее подготовленные выступления, каждое из которых посвящено определенной теме. Чтобы заинтересовать данной идеей школьников, доклады следует чередовать с просмотром слайдов, видеороликов и выступлениями приглашённых профессионалов.

Каждый из выпусков такого журнала может быть посвящен конкретной сфере деятельности, например медицине, строительству или педагогике.

Другие варианты

Такая форма мероприятия в библиотеке по профориентации, как беседа, подразумевает знакомство подростков с миром профессиональной деятельности, ориентирами в самоопределении и ситуацией с учебными заведениями в регионе. Готовя беседу, следует предусмотреть список обсуждаемых вопросов, наглядные материалы и рекомендуемую литературу. Если беседа посвящена конкретному роду деятельности, неплохо пригласить ее представителя. Совсем не лишним будет выступление студентов, обучающихся на ту или иную специальность.

Что такое круглый стол? Это название мероприятий по профориентации в библиотеке, подразумевающих коллективную беседу на конкретную тему. Свободный обмен собственными мнениями по всем обсуждаемым вопросам может быть лишь у тех учащихся, кто обладает неплохим уровнем подготовки. Такая форма работы годится для старшеклассников с некоторым опытом. Программа каждого заседания должна быть составлена заранее, примерные вопросы проработаны.

Как заинтересовать читателей

Интересные мероприятия по профориентации в библиотеке можно организовать в виде вечеров-путешествий. Участники делятся на команды, в ходе "путешествия" обмениваются впечатлениями, информацией и предложениями на разные темы. Подобных вечеров можно провести целую серию. Примерная тематика их такова:

1."Родной город" - участники "бродят" по площадям, улицам своего города, "посещают" известные места.

2. "Наш край" - путь пролегает по рекам, городам, памятным местам своей страны.

3. "Кругосветное путешествие" включает в себя другие страны и столицы.

4. "Удивительный мир" - поднимается тема природы, животных, растений и т. п.

5. "Мир профессий".

6. "Полет на машине времени".

Название мероприятий по профориентации в библиотеке, проводимых в виде тренинга, может быть что-то вроде "Вечера разгаданных тайн". Здесь школьники как бы совершают "научные открытия" и фокусируют внимание на различных нерешенных проблемах.

Участникам необходимо предварительно подготовиться. Удобнее всего разбить их на небольшие группы численностью не более 5 человек в каждой. Причём это могут быть как сверстники, так и дети разного возраста. Тематика выбирается самая разнообразная, например "Город будущего", "История старинного предмета".

Лучше всего, если ответы на поднимаемые вопросы будут не в форме обзоров (то есть сводок цифр и фактов), а в форме дискуссий, предполагающих массовое участие.

Подготавливая такой вечер, следует использовать любые доступные источники, от интернета до научно-популярных журналов и книг. Продолжительность его не должна превышать полутора часов. Если возраст участников не слишком велик, следует позаботиться о включении в программу вечера игровых моментов.

Предстоит серьезная работа

Следующий тип мероприятия в библиотеке по профориентации - конференции. Они могут быть научными, итоговыми и читательскими. Методика их проведения заключается в определении темы, оповещении участников о дате проведения, подготовке для всеобщего ознакомления программы.

Готовясь к конференции, участники должны будут изучить множество разнообразных источников, поработать с библиотечными каталогами, энциклопедиями, библиографическими справочниками, посмотреть определённые фильмы или спектакли по обсуждаемой теме. Возможно, следует в рамках подготовки организовать поход в музей или встречу с интересным человеком.

Проводя вместе с учащимися конференции, библиотекари совместно с учителями прививают школьникам навыки ведения конспектов, составления планов, выделения самого важного, подбора цитат, правильного оформления документов. Подростки учатся логическому мышлению, навыкам анализа и обобщения.

Каждый из участников составляет краткий план собственного выступления. По мере необходимости проводятся консультации в группе или индивидуально. По завершении подготовительного этапа должен быть составлен развернутый план мероприятия.

Отчет

Мероприятий в библиотеке по профориентации может быть, конечно, много. Но после проведения каждого должны быть подведены итоги. Следует задать участникам такие, например, вопросы:

Что именно в состоявшемся мероприятии показалось максимально полезным и интересным?

Какие вопросы раскрыты недостаточно полно?

Примером темы научной конференции может стать: "В каких специалистах наш регион будет нуждаться спустя десятилетие?"

Такая воспитательная форма работы, как пресс-конференция, активизирует молодежь и подростков, способствует развитию мышления и умения вести дискуссию, а также использовать информацию из самых разных источников. Это эффективный прием школьного самообразования.

Готовя пресс-конференцию, следует создать из участников творческие либо инициативные группы. Каждая из них получает конкретное задание, например подготовка выступления по теме, оформление наглядного пособия, составление кроссворда, подбор занимательных фактов и прочее.

От каждой группы выбирается основной представитель, которому придется выступать от лица всех. Попутно ведется оформление книжной выставки или другого Форма проведения пресс-конференции предполагает заслушивание подготовленных заранее докладов с последующими ответами на вопросы и подведением итогов.

Каждая из предлагаемых тем должна быть рассмотрена с противоположных позиций. В качестве темы пресс-конференции можно взять, например, такую: "Труд и здоровье". И обсудить с разных точек зрения.

Для тех, кто помладше

План мероприятий по профориентации в библиотеке обязательно включает в себя и практические формы профессионального просвещения. К таковым относятся самые разнообразные конкурсы и игры. Они могут планироваться в виде самостоятельных мероприятий, например конкурса лучшего по профессии, или включаться как составная часть сценария тематических вечеров.

Игры относятся к самым активным формам просвещения. Играя, школьники примеряют на себя профессиональные обязанности, порой всерьез выполняя их отдельные элементы. В данном случае в помощь библиотекарю существуют специальные методические пособия с описанием самых разных профориентационных игр.

Целью таких мероприятий, как конкурс, является выявление тех учащихся, кто обладает наиболее глубокими знаниями на определенную тему и имеет самый высокий уровень профессиональных навыков.

Темой тематического вечера может быть конкретно выбранная профессия или даже целая отрасль. Данная форма интересна тем, что может включать в себя и конкурсы с играми, и художественную самодеятельность, и музыкальное оформление.

Если проводятся мероприятия в детской библиотеке по профориентации с участием младших школьников, то тематики рекомендуются следующие: "Все профессии нужны, все профессии важны", "Кем я буду?", "Наши бабушки и мамы" и тому подобное.

Чем младше возраст детей, тем более активными должны быть Уже в средней школе рекомендуется организовать для учащихся экскурсии на предприятия, в центры занятости и профессиональные учебные заведения. Школьники своими глазами смогут увидеть организацию производства, деятельность людей в рабочей обстановке, почувствовать атмосферу учебного заведения. После того как в библиотеке прошло мероприятие по профориентации, экскурсия закрепит полученную информацию.

Какими они бывают

Экскурсии могут быть обзорными, дополняющимися небольшими беседами с персоналом, работающим на каждом участке, или тематическими. Последние проводятся школой по разработанному плану согласно темам учебных предметов. Тематический цикл экскурсий может быть включен в школьную программу с целью комплексного ознакомления учащихся с имеющимися в регионе организациями и предприятиями, а также пропагандой тех или иных профессий.

Помимо прочего, в библиотеке могут быть организованы клубы и тематические кружки. Такие формы ориентированы на то, чтобы решать воспитательные и профессиональные задачи помимо учебного процесса. У каждого клуба - свой профиль и своя программа, а также выпускные испытания.

Мероприятия по профориентации в библиотеке для детей обязательно должны включать в себя множество викторин, состоящих из занимательных вопросов и ответов, головоломок, кроссвордов или ребусов.

К наглядным формам просвещения относится оформление информационных стендов с перечнем сведений о специальностях и учебных заведениях региона, работодателях города и района, информация из центра занятости. На них могут помещаться описания наиболее распространенных видов деятельности, выставляться научно-популярная и справочная литература на тему мира профессий. Стенды могут представлять собой схемы или таблицы, позволяющие познакомиться с сутью тех или иных технологических процессов или принципов работы организации.

Апр 26

Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

В жизни каждого человека однажды наступает ответственный момент – выбор профессии. Тысячи вопросов возникают в головах молодежи: какую профессию выбрать, куда поступать, как рассчитать свои силы и многие, многие другие.

Выбирать профессию приходится в юные годы. Часто необдуманное решение приводит в дальнейшем к разочарованию. Чтобы такого не произошло, к выбору профессии нужно подходить осознанно, потому что в него будет вкладываться много сил и времени. Это — фундамент взрослой жизни. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали избранному пути, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». В наше время «золотая» мечта юношей и девушек – это престижная профессия, популярная и востребованная, приносящая хороший доход. Но, чтобы выбрать подходящую профессию себе, о множестве профессий нужно знать.

В читальном зале городской библиотеки открылась книжная выставка «Профессию подскажет книга». На выставке подобрана соответствующая литература для подросткового возраста. Наши книги расскажут об особенностях разных профессий, какие бывают учебные заведения и еще о многом интересном.

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный - тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный - тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.

Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе - вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства учащихся. Часто они испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Оказание помощи молодежи в выборе профессий является важной задачей ряда социальных институтов, в том числе библиотек. Хорошо, когда то, чем ты любишь заниматься и будет твоей профессией, но мир профессий такой большой, и так трудно решить, по какому пути идти.

В связи с этим основной целью профориентационной работы современной библиотеки является - развитие у молодежи готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор.

Методико-библиографическое пособие разработано в помощь профориентации и информационной поддержке образования. Представленные методические материалы адресованы библиотечным работникам; специалистам образовательных учреждений, профориентационных служб; и всем, кто интересуется данной темой.

Работа по профориентации в библиотеках ведется по двум направлениям:

профессиональное информирование - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущими специалистами наиболее значимых для юношества профессий;

профессиональное консультирование - помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом и специалистами центров занятости и центров профессиональной ориентации молодежи.

Результатом профориентационной деятельности библиотеки по первому направлению является формирование готовности к выбору профессии. Она предполагает интерес к этой проблеме, знание основных «правил» выбора профессии, высокий уровень самосознания, включающий способность к самовоспитанию и пониманию ответственности за свой выбор.

В специальной литературе дается классификация организационных форм в зависимости от того, как организованы подростки. С учетом этого раскрываются такие формы работы: 1) массовая; 2) групповая (с постоянным или меняющимся составом); 3) индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и, вместе с тем, научно обоснованная классификация.

В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:

I) вербальные или словесные формы (лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, тренинги и т.п.);

III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, где бы они дополняли друг друга. Так час профориентации «Как много хороших профессий», может стать комплексным тематическим блоком профориентационных мероприятий, дополненных практическими и наглядными формами, а именно игрой-путешествием «Путешествие в историю труда» или копилкой народной мудрости «Пословицы, поговорки, загадки о труде», оформлением книжной выставки «В мире профессий» и т.д.

Актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а так же разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Профориентационному просвещению молодежи, её информационному

обеспечению по данной проблеме будут способствовать:

часы общения «За рамками школьной программы»,

часы-дебаты "Открытие профессии".

информационные часы: «Любить дело, которое выбрал»,

вступающие в жизнь»;

часы полезных советов: «Профессии, которые мы выбираем», «Мечта,

профессия, долг»;

Дни молодежной периодики «Юность - твой большой выбор»;

Дни профориентации: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу»,

«Как стать профессионалом?»;

Дни информации: «Новые профессии в новых экономических

условиях».

Дни защиты профессии («Есть такая профессия…»; «Дело, которому

ты служишь»);

Дискуссионные клубы

устный журнал «Механизатор - главная фигура на селе»

Парад профессий «Профессии на все времена»;

медиапрезентации «Профессиональная карьера. Образ выбора»

В занимательной форме можно провести вечер-рассказ на одну из тем:

«Мир профессий», «Человек, труд, профессия», «Я в рабочие пошел»,

«Твое призвание». В его программу полезно включить рассказ двух-трех

читателей об истории различных профессий.

На вечер пригласить представителей тех специальностей, о которых пойдет речь.

Они познакомят подростков с необходимыми качествами характера и требованиями, предъявляемыми к данной профессии. В ходе вечера можно

использовать песни, стихи о профессиях.

Рапортовать о своей профессии или, точнее сказать о призвании, может оператор фермы, механизатор, фермер, представитель Центра занятости населения, который расскажет о том, работники каких профессий нужны району, об изменении спроса на рынке труда, о возможности трудоустройства совершеннолетних.

Весной для выпускников школ можно провести Дни абитуриента «Мое увлечение

— моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?» — темы встреч, на которые можно пригласить представителей востребованных профессий;

Эффективной формой воспитания профессионального интереса

являются диспуты, дискуссии: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу», «Что значит найти себя. Предлагаем провести дискуссию со старшеклассниками на тему «Кем быть или каким быть?»

Большой популярностью у молодежи пользуются интеллектуально-

творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать

информацию о различных профессиях: интеллектуально - развлекательная

игра «Все профессии хороши - выбирай на вкус», «Защита профессии перед

родителями», игра-разминка «Профессионал», деловая игра «В лабиринтах образования и самомаркетинга», профориентационная игра «Выбор профиля», «Поступаем в вуз», сюжетно-ролевая игра «Бюро по трудоустройству», в которой школьники в игровой форме получат основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Организационные моменты некоторых форм профориентации.

Диспут - интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.

Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др.

Примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:

1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?

2. «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь». Как считаете Вы?

3. Профессия красит человека или человек профессию?

4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?

5. Свободный выбор профессии. Что это значит?

6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?

7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?

8.Пословица гласит «Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блага». Как Вы ее понимаете? Нашли ли Вы свое дело? В чем Ваша главная цель в жизни?

9.Как для себя Вы решили проблему: кем быть, или каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

Устный журнал — представляет собой выступления с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.

Чтобы журнал был интересным, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий. Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах»,

«Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.

Беседа проводится с целью ознакомления подростков с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения. При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.

Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.

Тематический вечер — может быть посвящен одной профессии или

целой отрасли.

В ходе вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.

Также наиболее активно в библиотеке используются такие формы работы с подростками как беседы и уроки профориентации.

Для оказания психологической помощи и поддержки старшеклассников, в библиотеках применяются различные методы: тренинги, ролевые игры, конкурсы, анкетирование, тестирование, различные ситуативные моменты, которые помогают активизировать процесс самоопределения и расширяют представление о различных сферах труда.

Конкурсы. Это форма досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, имеющее целью выявить лучшего из лучших участников. Идея сравнения, сопоставления - в этом зерно конкурса.

Конкурсы могут иметь самые разнообразные формы:

викторина - игра, построенная на занимательных вопросах и ответах

головоломка - игра, построенная на занимательных вопросах и

ответах на них;

кроссворд - игра-задача, состоящая в заполнении словами

пересекающихся рядов-клеток;

ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, рисунков и т.д.;

изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи

комбинации цифр, букв, рисунков, знаков. Проведение конкурсов может выступать как самостоятельное мероприятие.

Традиционной формой в работе библиотек по профориентации остаются обзоры литературы. Можно, например, провести обзор литературы на тему: «Путь выбора». Мероприятие сопровождается обзором книжных выставок «Студгородок», «В помощь поступающим», «Абитуриенту!». Обзор «Куда пойти учиться, чтоб потом озолотиться» проводится для учащихся 9-11-х классов. На выставке-рейтинге «Профессии, которые мы выбираем» была представляется литература, рассказывающая о профессиях, востребованных на рынке труда и хорошо оплачиваемых: логист, веб-мастер, маркетолог, фандрейзер, PR-агент, ипотечный брокер и др. Материалы могут быть представлены газетно-журнальными статьями последних лет и справочниками для поступающих в учебные заведения области и страны.

Активно в работе библиотек по профориентации используется наглядная форма работы - книжные выставки. Нужно отметить, что библиотекари разнообразили содержание книжных выставок, помимо книг и периодических изданий представлены тесты, помогающие определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) местных учебных заведений, а также можно порекомендовать электронные варианты изданий.

Большего успеха в профессии достигает тот, для кого она стала результатом осознанного, осмысленного и самостоятельного выбора. Целенаправленная профориентационная работа библиотекарей среди молодежи дает им возможность определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться «по жизни».

В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.

Приложение 1

Профориентационное упражнение «Профессия на букву…»

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),

Чуть позже - компьютер или энциклопедия профессий.

Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».

Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей - букву «м»

Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.

Заполните колонку №1 - профессии на букву «к» за отведенное время.

Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 - для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.

Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке - «крановщик», во второй колонке - «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.

То же самое проделайте с профессиями на букву «м».

Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.

В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

Упражнение « Найди пару»

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий.

Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен):

охранник

водитель

медсестра

программист

электрогазосварщик

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям: Пусть встанут те из вас:

Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.

Где низкая заработная плата.

Чьи профессии не требуют высшего образования.

Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.

Чьи профессии не требуют большой физической силы.

Чьи профессии требуют хорошего зрения.

Чьи профессии требуют большой смелости.

Чьи профессии престижны.

Чьи профессии требуют хорошего внимания.

Кто работает на машинах.

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

Цель упражнения- дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения - 5 — 7 минут.

Основные этапы

1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.

Инструкция

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной профессии).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии(СНОСКА: Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Тест для выбора профессии (ГлавСправ)

На основе методики Е. Климова «ГлавСправ» разработал тест, чтобы помочь вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности. Это необходимо для правильного выбора профессии. Возможно, тест станет для вас хорошей подсказкой на будущее? Тем более, что в итоге к каждому из пяти вариантов теста прилагается список образовательных направлений.

Выберите один из 2 вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение, например:

«Вы любите ухаживать за животными?»:

да, это точно обо мне — 1 балл.

Блок 1. Человек - Природа

Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?

Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если вам понадобилось ее удержать в руках?

Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?

Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?

Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?

Идеальный отдых для вас — не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?

Блок 2. Человек - Техника

Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?

Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?

Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?

В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там, внутри?

На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?

Блок 3. Человек - Человек

Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?

Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?

Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится?

Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?

Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?

Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?

Блок 4. Человек - Знаковая система

Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?

Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?

Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?

Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?

Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?

У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?

Блок 5. Человек - Художественный образ

Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?

Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать известного человека?

Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?

Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев художественных фильмов или книг, ярко представляете себе описанные пейзажи?

У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты… кому-то это не нравится, но вы все равно уверены, что индивидуальность — прежде всего?

Увидев красивый сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать своими руками такую же, а то и лучше?

Ответили на все вопросы? Посчитайте свои баллы в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, в каком направлении вам стоит выбирать будущую профессию.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "фотомодель”.

2. Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему "СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, "мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

Данные упражнении оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение "Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем — "Сон из жизни профконсультанта”.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы "День из жизни безработного” и "Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи "демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»

Цель игры - осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям. Время проведения - 20-30 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Совместно с группой определяется профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на какое-либо место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

Инструкция

Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают). Каждому желательно определить две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Также каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности. Главному игроку дается время для определения несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели, а также для подготовки ответа, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый называет по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен сказать, как можно ее преодолеть.

Приложение 2

Примеры вопросов по профориентационной тематике

1. Вопросы с использованием «черного ящика»

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях:

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Выбор будущей профессии — одна из самых важных вех в жизни каждого человека. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь подробное представление о как можно большем количестве профессий. 18 мая в детской библиотеке-филиале №3 состоялось увлекательное путешествие «Марафон профессий» .

На абонементе библиотеки была оформлена выставка «Много профессий хороших и разных» . Библиотекари для выставки подобрали художественную литературу, куда вошли такие детские книги, как: «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Дядя Степа» С.Михалкова, «25 профессий Маши Филиппенко» Э.Успенского, «Кем быть?» В.Маяковского и др.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. А детские книги активно им в этом помогают. Многие дети уверены, что когда они вырастут, обязательно станут такими же добрыми, как Добрый доктор Айболит или такими же ответственными, как Дядя Степа.

В комнате сказок действовала другая выставка «Малыш выбирает профессию» , на которой разместились книги, посвященные разным профессиям: «Хочу стать писателем», «Хочу стать поэтом», «Хочу стать дизайнером», Хочу стать врачом», «Хочу стать математиком», «Хочу стать банкиром», «Я-летчик», «Я –пожарный» и т.д. Ведущая (Евстратова Т.А.) рассказала ребятам об этих профессиях, загадала загадки, читала пословицы и поговорки о разных профессиях.

Каждый ребенок уже с детства о чем-то мечтает и абсолютно точно знает, кем он хочет стать в будущем. Наши маленькие гости поделились с ведущей своими мечтами, оказалось, что некоторые хотят стать банкирами, пожарными, дизайнерами, врачами, но есть и такие, которые мечтают стать мамами, принцессами и даже быть, как барби!!

Став взрослее, мы понимаем важность разных профессий. И мы надеемся, что наши маленькие гости, когда вырастут, выберут ту профессию, которая будет им по душе, и которая будет доставлять им радость.

Данная разработка предназначено для внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста. Она поможет сформировать у ребят интерес к проблеме выбора профессии, даст возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГООУ ЯНАО Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние» Севера»

Открытое мероприятие

«Все работы хороши»

Воспитателя семьи № 1

Константиновой

Екатерины Николаевны

п. Кировский, 2011 год

Цели и задачи:

  1. Сформировать у ребят интерес к проблемам выбора профессии, выявить познавательные интересы.
  2. Нацелить ребят на серьёзное осмысление профессии.
  3. Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.

Оборудование:

Репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье»; высказывания великих людей; столовые приборы; набор продуктов; инструменты парикмахера; бинты медицинские; листы ватмана; фломастеры.

I. Организационный момент:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.… Здравствуйте!!!

II. Вступление:

Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно не возможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни – выбор профессии.

Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?!

И на самом деле, чем…? Кем быть?

III. Разминка:

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, к которым больше всего эти характеристики подходят.

  • какая профессия самая детская? (воспитатель д/с; учитель н/к)
  • какая профессия самая смешная? (клоун; юморист)
  • какая профессия самая жаркая? (пожарный; металлург; повар)
  • какая профессия самая здоровая? (врач; фармацевт)
  • какая профессия самая терпеливая? (учитель; кружевница; скульптор)
  • какая профессия самая яркая? (электрик; певец; актёр)
  • какая профессия самая сладкая? (кондитер; продавец)
  • какая профессия самая волосатая? (парикмахер; ветеринар)
  • какая профессия самая высокая? (монтажник; крановщик; строитель)
  • какая профессия самая быстрая? (водитель; летчик)
  • какая профессия самая смелая? (каскадёр; милиционер; спасатель)

Мы назвали сейчас лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие из них нам даже не известны. Как же найти среди такого количества свою профессию?

IV. Основная часть:

  1. Ребята, как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие?… (рассуждения детей)

Вывод : не бывает плохих и хороших профессий. Бывают профессии, которые подходят или не подходят человеку, бывают востребованные и невостребованные профессии.

  1. А сейчас давайте порассуждаем «Зачем люди работают?».

Утверждения были заготовлены заранее, дети с ними ознакомлены и выбрали для себя наиболее приемлемые:

  • люди работают, чтобы разбогатеть;
  • люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду;
  • люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы;
  • люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться;
  • люди работают, потому, что им нравиться работать;
  • люди работают, что видят в этом смысл жизни;
  • люди работают, чтобы чувствовать своё отличие от животных;
  • люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в само развитии.

Каждый отстаивает своё мнение.

Вывод: итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы_____________________________________________________________

  1. Следующий конкурс «Необитаемый остров».

Представьте себе, что вы, современные люди XXI века, попадаете на необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена пшеницы, гороха, моркови, огурцов, подсолнечника, а так же топор, пила, молоток, маток верёвки, нож…

Ваша задача. Вы должны составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

Пока ребята думают над списком профессий, мы проведём конкурс для зрителей. Он называется «Подбери пословицу». Из сундучка вы достаёте по одному предмету и на данный предмет нужно назвать пословицу.

  • яблоко: яблоко от яблони не далеко падает;
  • зеркало: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива;
  • ложка: дорога ложка к обеду;
  • верёвка: сколько верёвочке не виться, а концу быть;
  • шапка: на воре шапка горит;
  • ножницы: семь раз отмерь, один раз отрежь;
  • часы: делу время, а потехе час.

Молодцы, гости, спасибо за активное участие. А теперь проверим, как справились с заданием наши участники.

Вы, ребята, назвали много профессий, но сами понимаете, что их гораздо больше, и все они нужны, чтобы люди могли комфортно жить. Знаете, сколько людей должны трудится, чтобы в наших домах были свет и тепло? Чтобы были учебники, ручки, компьютеры, часы? Чтобы вы были одеты и обуты?

Есть стихотворение «Из чего сделано платье?». Его автор, поэт Овсей Дриз, отвечая на этот вопрос, даёт представление о том, как много людей различных профессий вложили свой труд в его создание.

Если шерсти овечьей пастухи настригут,

Если с шерстью овечьей поезда побегут,

Если те, что у ткацкой машины стоят,

Разноцветные ткани наткут для ребят,

Если доменщик сварит хороший металл,

О котором на фабрике мастер мечтал,

Если сделает мастер иглу для портного,

Пару ножниц, утюг электрический, новый, –

Значит, мальчика можно поздравить с обновой! –

Так ответил портной, надевая очки

И иглой пришивая стальные крючки.

Подумайте, ребята, и вы поймёте, что все люди связаны результатами своего труда. То есть, каждый человек работает, чтобы получать зарплату, кажется, что для себя, но своим трудом он производит блага для миллионов людей.

  1. Сейчас мы превратимся в артистов и попытаемся обыграть несколько профессий. Они нам знакомы, так как сталкиваемся мы с ними практически ежедневно. Итак, конкурс мастеров.
  • официант – должен накрыть стол, правильно расположить столовые приборы;
  • повар – приготовить фруктовый салат;
  • врач – наложить повязку;
  • парикмахер – сделать причёску;

Молодцы, ребята, браво!

Поработали на славу.

Ребята о своих профессиях приготовили стихи, некоторые из которых загадки. Сейчас они вам их прочитают, а вы, уважаемые гости, внимательно их послушайте и, где будут стихи – загадки, попробуйте их отгадать.

Хочешь вкусно ты поесть

И за стол красивый сесть,

Заходи в наш ресторан,

Тебя обслужит… (официант)

Чтобы дети не болели,

Не ходили еле-еле,

Чтоб здоровыми росли,

Ели кашу, пироги,

Чтоб упитанными были,

В школу каждый день ходили,

Чтобы слышать детский говор,

Нужен нам конечно… (повар)

Если ты, дружок, упал

И может, палец поломал,

Ты, пожалуйста, не плачь!

Тебе в беде поможет… (врач)

Быть парикмахером – это искусство,

Здесь пригодится седьмое чувство,

Ты как волшебник должен творить,

Кому как захочется – так тому быть.

Едва забрезжила заря –

Поднялся хлебопёк,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит

Природу и людей –

Нам пестроту весны дарит

Весёлый чародей.

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

«Кто начинает новый день?»

Рабочий человек! (все вместе)

  1. Конкурс загадок об инструментах и орудиях труда.

А) Доски грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска: знать не вкусная доска. (Пила)

Б) Замечательный дружище: деревянная ручища,

Да железный обушок, закалённый гребешок.

Он у плотников в почёте – каждый день с ним на работе. (Топор)

В) Сам худ, голова с пуд. Как ударит – крепко станет. (Молоток)

Г) Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвёртка и шуруп)

Д) Толстый тонкого побьёт. Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Е) Два братца, одно сердце. (Ножницы)

Ж) Тонкая непила всех одела – нарядила.

На самой бедняжке нет даже рубашки. (Иголка)

З) У конька, у горбунка деревянные бока.

У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

  1. Склонности и интересы в выборе профессии (методика «Карта интересов»).

Заранее мы провели тестирование. Результатов теста ребята не знают. Мы выявляли склонности и интересы ребят по методике «Карта интересов». В дальнейшем, возможно, эта карта поможет ребятам определится с выбором профессии.

Сейчас каждый из ребят на отдельных листах напишет, что ему нравится и чем он любит заниматься больше всего.

Теперь возьмите каждый свою карту интересов и обратите внимание на выделенные маркером столбики:

Жёлтый цвет (верхние две строки) – у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности;

Зелёный цвет (средние две строки) – ты стремишься, как можно больше узнать о предмете своих интересов;

Красный цвет (нижние две строки) – ты хотел бы работать в этой области.

Внимательно посмотрите у кого характеристика своих интересов совпала или не совпала с «Картой интересов» теста.

Нужно чётко определить круг своих интересов, и, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель.

  1. Сейчас проведём конкурс «Прочти правильно пословицу или поговорку о труде».

А) Кормит, а, лень, человека, труд, портит (труд человека кормит, а лень – портит)

Б) Рыбку, труда, без, не, пруда, и, вынешь, из (без труда не вынешь и рыбку из пруда)

В) Семь, один, отрежь, раз, отмерь, раз (семь раз отмерь, один отрежь)

Г) Работает, кто, тот, ест, не, не (кто не работает, тот не ест)

Д) Лежачий, не, камень, под, вода (под лежачий камень вода не течёт)

Е) Труд, терпение, всё, и, перетрут (терпение и труд всё перетрут)

Ж) И, посеешь, пожнёшь, то, что (что посеешь, то и пожнёшь)

З) Час, время, делу, а, потехе (делу время, а потехе час)

И) И, кататься, люби, любишь, возить, и, саночки (любишь кататься, люби и саночки возить)

К) Да, меньше, больше, слов, дела (меньше слов, да больше дела)

Л) Дело, смело, за, берись, всякое (за всякое дело берись смело)

М) Пила, у, мастера, плохая, и, плохого (у плохого мастера и пила плохая)

Ребята объясняют значение каждой пословицы, как они понимают народную мудрость. Делаем вывод, что ленивого человека никто не уважает.

  1. Творческое задание. Любимая профессия помогает человеку исполнять его желания, и прежде чем выбрать профессию, человек решает для себя, чего он хочет добиться в жизни.

Сейчас вы должны выполнить задание-рисунок «Три желания». Но прежде представьте, что вы идёте по берегу моря и находите старый кувшин. В нём живёт кто? (Дети отвечают: «Джин!»). Он готов выполнить три ваших желания. Нарисуйте их.

А пока дети рисуют, проведём конкурс со зрителями. Конкурс называется «Что это?»:

хурма

фрукт

индейка

птица

сазан

рыба

артишок

овощ

изюм

ягода

квас

напиток

корица

пряность

кефаль

рыба

кокос

орех

кольраби

капуста

дыня

ягода

кумыс

напиток

палтус

рыба

арбуз

ягода

рис

крупа

рябчик

птица

голубика

ягода

пастернак

овощ

баклажан

овощ

киви

фрукт

вобла

рыба

лавровый лист

пряность

фисташки

орех

пшено

крупа

виноград

ягода

редька

овощ

бычки

рыба

лимон

фрукт

брусника

ягода

клубника

ягода

бобы

овощ

сморчок

гриб

топинамбур

овощ

медовуха

напиток

Молодцы, гости, активно поработали. А сейчас посмотрим, что в своих рисунках нарисовали дети.

V. Заключительная часть.

Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в необычном мире – мире профессий. Рано или поздно в этом мире окажетесь и вы. И от вас зависит, каким он будет – мир вашей профессии.

Подводя итог нашего мероприятия хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

А сейчас послушайте стихотворения Д. Я. Лившиц «Что в руках у человека» и «Да здравствуют руки!»

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Этот дом и этот сад

В лёгком кружеве оград.

Тепловоз, подъёмный кран,

Экскаватор – великан,

Телефон, машина, стол,

Сумка, парта и футбол, –

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Да здравствуют руки,

Рабочие руки,

Те, что не терпят

Лени и скуки!

Да здравствуют руки,

Которые в полночь

Опасно больному

Приходят на помощь!

Да здравствуют руки,

Которые косят,

Пекут, обшивают,

И почту приносят,

Ведут корабли

В покорённую даль,

И варят в мартенах

Чудесную сталь!

Да здравствуют руки,

Руки простые,

Которые к звёздам

Подняли Россию!

Спасибо, ребята, за хорошую, активную работу! Спасибо, гости, за ваше внимание и принятое участие! Всего вам доброго, до свидания!




Случайные статьи

Вверх