Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Что такое ЭТП? Как участвовать в торгах на электронной площадке (аукционе) в России в 2019 году. Плюсы и минусы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Развитие научно-технического прогресса позволяет технически упростить большинство процессов, осуществляемых современным человеком. Особенно важно это для ведения бизнеса.
Использование электронных гаджетов, интернета и других ресурсов позволяет усовершенствовать и ускорить заключение сделок, их осуществление, а следовательно и увеличить прибыль.
При этом сокращаются расходы на перемещение ответственных лиц для проведения большого количества переговоров.
На сегодняшний день все больше сделок оговариваются и заключаются при помощи связи через интернет-ресурсы.
Они позволяют вести переговоры, обмениваться документами, а также, используя электронную подпись, заключать договора.
Но при наличии всех этих благ все еще остается сложная и ответственная задача, поставленная перед бизнесменами, – поиск надежного контрагента.
Поиск партнеров, которые могут выступать как поставщиками, так и покупателями, также можно упростить, воспользовавшись современными возможностями IT ресурсов.
Для этого созданы специальные торговые интернет-площадки, на которых представлены товары, и работы разных компаний.
Рассмотрим более подробно, что они из себя представляют, и как воспользоваться такими возможностями.
Электронная площадка – это информационное пространство, при помощи которого обеспечивается взаимодействие лиц, предоставляющих товары, работу, услуги, и тех, кто в них нуждается.
Для ее работы используется специальный комплекс программно-аппаратных устройств.
Электронные торги проводятся с целью упрощения процесса поиска поставщика (продавца) заказчиками (покупателями) и наоборот.
При этом электронные торговые площадки выполняют следующие функции:
Информативную | Позволяет заинтересованным в торгах лицам получить информацию о предложениях и заказах |
Маркетинговую | Упрощает поиск партнеров и контрагентов для совершения сделок |
Рекламную | Позволяет сэкономить средства на информировании за счет обычной рекламы, так как все необходимые данные попадают в единое информационное пространство этой сферы |
Аналитическую | Позволяет анализировать деятельность компаний, популярность их услуг, работ и товаров, а также другие показатели |
Торговую | Это основная функция, так как ЭТП в первую очередь созданы с целью осуществления самой торговли, которая выражается в заключении сделки |
В ряду функций ЭТП стоит также отметить защиту информации участников торгов, что позволяет обезопасить электронный обмен документами и повысить эффективность сделки, ускорив процесс ее заключения.
Представленные в Российской Федерации Электронные торговые площадки, имеют коммерческий или государственный характер.
Их работа регламентируется нормативными актами, главными из которых можно считать приказы Министерства экономического развития РФ, так как именно под его контролем создаются и функционируют ЭТП.
Ниже представлена нормативная база, на которой обосновывается приведение электронных торгов в разных сферах экономики:
В данном списке неизменными остаются Федеральные законы. Что же касается приказов Министерства экономического развития и ФАД РФ, то в связи с открытием и закрытием новых торговых площадок в той или иной сфере и получения ими , могут издаваться указы заново для включения их в список.
Приступая к торгам в первый раз, возникает масса вопросов относительно участия в них. Разобраться в этом совсем несложно.
Из материала выше Вы уже поняли, как выбрать площадку для осуществления своей торговой деятельности. Рассмотрим далее, как стать ее участником.
Для того, чтобы стать участником электронных торгов, которые проводятся на ЭТП, необходимо выполнить несложный алгоритм действий:
Пройти аккредитацию на сайте, для чего необходимо заполнить анкету, подать заявку на создание счета и предоставить следующие документы | выписку из ; все реквизиты компании; учредительные документы; документ, подтверждающий право руководителя участвовать в торгах |
После того, как Вы отправили документы на прохождение регистрации | Необходимо пополнить счет, с которого будет проводиться оплата по заключению сделок |
Подача заявки на участие в торгах | Должна быть проведена в установленном законодательством порядке и иметь определенную форму.Заявка состоит из двух частей:
|
На основании предоставленной информации, которая обрабатывается до 6 дней | Предложение отправляется на аукционные торги.Преимущественными являются в данном случае два основных момента:
|
Заключение контракта предусматривается в случае победы компании в аукционе | Обязательным условием при заключении сделки является предоставление банковской гарантии. Она должна составлять 30% от суммы сделки |
Чтобы попасть на площадку, где проводятся электронные торги, необходимо найти соответствующий сайт в Интернете.
После этого нужно пройти аккредитацию по указанному в предыдущем пункте алгоритму. Создать и пополнить индивидуальный счет для пользования услугами ЭТП. Но, как известно, для заключения сделки даже через ЭТП необходимо две стороны.
Если Вы выступаете в качестве покупателя, то также стоит пройти аккредитацию на сайте, предоставив те же документы, что и продавец, пополнить счет. Для участия в аукционе Вы должны отправить заявку с указанными требованиями к заказу.
Один из часто задаваемых вопросов – необходимо ли наличие для участия в торгах. Ответ, конечно же, однозначен: «Да!».
Если вы оформите ее до регистрации и воспользуетесь при заполнении заявки, то регистрация для Вас будет проведена бесплатно.
Но важным является даже не это. По условиям работы ЭТП поставщики и заказчики не контактируют напрямую и не общаются вживую.
Следовательно заключение сделки также проходит через интернет-ресурсы. Для этого крайне необходима обеих сторон.
Рассматривая пошаговую инструкцию участия в торгах, мы уже оговаривали вопрос документов. Но стоит уделить этому моменту еще несколько строк.
Для участия в торгах необходимы документы для регистрации и подачи заявки. В первом случае они состоят из:
Для подачи заявки на торги необходимо предоставить полное описание предлагаемого продукта и документы, подтверждающие его качество и сертификацию.
Также необходимы реквизиты компании, по которым заказчик сможет проверить ее деятельность и определиться с надежностью партнера.
Отметим, что реквизиты, предоставленные в первом случае, являются конфиденциальной информацией, защиту которой осуществляет организатор электронной торговой площадки.
Во втором случае они являются информацией, предоставляемой заказчику, и доступны для общего обозрения.
Перед тем, как начать участвовать в электронных торгах, у Вас может возникнуть вопрос, какую из площадок лучше выбрать.
Ответ на него зависит от того, с какой сферой связана предстоящая сделка, по которой ведется поиск контрагентов.
Видео: как участвовать в электронных торгах
В зависимости от представленных на площадке товаров, работ и услуг, их распределяют на следующие виды:
В свою очередь данный вид можно распределить на две группы:
Также площадки различаются по организационным признакам, то есть по тому, кто является их создателем и управляющим.
Среди них можно выделить:
Зная, чем и как различаются торговые площадки, Вы можете сделать свой выбор, где участвовать в торгах.
Согласно приказу Министерства экономического развития РФ был отобран ряд площадок, относящихся к государственным. В таблице ниже представлены лидеры ЭТП разных типов.
Для более детального ознакомления с этим вопросом предлагаем Вам с ними ознакомиться:
Электронные торги имеют свои плюсы и минусы как для поставщиков, так и заказчиков. Информативность можно считать главным плюсом. В данном случае поставщики экономят средства на рекламе, а заказчики – время на поисках продукции.
При этом компании, участвующие особенно на государственных площадках, являются надежными и тщательно проверенными.
На коммерческих они обязаны предоставлять гарантии. Но это не спасает заказчиков от главного минуса – вероятности несоответствия товара описанию.
Важно, что сделки заключаются значительно быстрее, также удается совершать стратегические закупки, но при этом, в случае возникновения у одной из сторон форс-мажорных обстоятельств, они не могут изменить условия поставки и сотрудничества. Но в целом интернет-площадки очень удобны и выгодны для торгов в разных сферах.
Торговые электронные площадки созданы в Российской Федерации на основании нормативных актов, изданных Министерством экономического развития.
Они предназначены для упрощения поиска информации и взаимодействия поставщиков и заказчиков разных сфер экономики. Это позволяет ускорить процесс заключения сделок и увеличить их количество .
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Российские предприниматели получили возможность использовать для заключения сделок электронные торги.
Такие конкурсы - это способ выбора поставщика, заказчика, покупателя на специализированных сайтах, называемых электронными торговыми площадками.
Все государственные организации обязаны находить поставщиков посредством проведения аукционов, заключать договора только с теми организациями, продукция которых полностью соответствует стандартам качества.
Эту деятельность регулируют два нормативных документа:
Аукционы по 44-ФЗ проводятся на 5 федеральных площадках. Торги по 223-ФЗ могут осуществляться на гораздо большем количестве сайтов, их насчитывается более 10. Организация может участвовать в конкурсах на любом количестве площадок.
Торги бывают трёх типов:
Участие в торгах является единственным возможным способом реализации продукции бюджетным учреждениям. Получив государственный заказ, организация обеспечивает себя стабильным гарантированным заработком на протяжении долгого времени . Именно по этой причине многие ИП и недавно открывшиеся малые предприятия активно участвуют в торгах.
Так как государственные заказчики всех уровней законодательно обязаны большую часть продукции, работ и услуг покупать на открытых аукционах, выгоднее всего участвовать в торгах на федеральных ЭТП.
Законом также предусмотрена распродажа активов обанкротившихся предприятий. Участвуя в таких аукционах, можно приобрести имущество по низкой цене.
Покупать бывшие в собственности несостоятельных фирм материальные средства могут не только юридические, но и физические лица. Наиболее популярными сайтами для таких сделок являются площадки «Сбербанк-АСТ», «Российский аукционный дом».
У ЭТП перед другими методами заключения сделок существует ряд преимуществ:
Чтобы участвовать в таких торгах, нужно:
Подтверждение аккредитации будет получено в течение пяти дней. При наличии электронной подписи услуга бесплатна.
Выигрывает в торгах тот, кто предложит оптимальную для заказчика цену. Государственные предприятия могут создавать только аукционы на понижение, то есть они имеют право заключать контракт только с тем участником, который предложит самую низкую цену. Кроме того, предложенные товары, работы, услуги должны полностью соответствовать требованиям, указанным в конкурсе.
Наглядно данную инструкцию вы можете посмотреть на следующем видео:
Участвовать в торгах начинают всё больше предпринимателей. Чтобы увеличить шансы на получение заказа, нужно следовать нескольким несложным правилам:
Далеко не все, кто получил сертификат ЭЦП и аккредитацию торговой площадки, разбираются в процедуре аукциона. Система работы на сайте достаточно сложна.
Электронные торги – это процесс выбора поставщика посредством функционала электронной торговой площадки. ЭТП делятся на государственные и коммерческие.
На государственных площадках проводятся процедуры выбора поставщиков для государственных учреждений (федеральных, муниципальных, бюджетных) посредством проведения электронного аукциона.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Если государственное учреждение намерено приобрести работы, товары или услуги, есть 44-ФЗ, регламентирующий действия государственного Заказчика при выборе поставщика.
Заказчик может воспользоваться одним из способов определения:
Когда заказчик выбирает проведение электронного аукциона, то процедура пройдет на одной из государственных площадок: Сбербанк-Аст, РТС-тендер, ММВБ, ЕЭТП.
Нужно помнить, что не все государственные заказчики работают по 44-ФЗ. Есть ряд учреждений, которые относятся к субъектам естественных монополий: унитарные предприятия, которые относятся к организациям, работающим по 223-ФЗ.
Эти организации разрабатывают свое Положение о Закупках и на свое усмотрение проводят процедуры на коммерческих или государственных ресурсах. Также они вправе использовать ресурсы для участников по 223-ФЗ. Примером таких площадок являются: УТП Сбербанк-АСТ, ОТС-тендер, ТП Фабркант.
Коммерческие площадки содержат информацию о запросах со стороны коммерческих организаций и для полугосударственных компаний (работающих по 223-ФЗ). Коммерческих площадок насчитывается несколько тысяч.
Основные отличия государственной площадки от коммерческой:
В настоящее время на государственных ЭТП проводятся аукционы на понижение (редукционы). Участники аукциона пошагово снижают Максимальную цену контракта. Выигрывает тот, кто назвал лучшее предложение.
Функционал коммерческих площадок и ресурсов для участников о 223-ФЗ позволяют проводить выбор поставщика несколькими способами:
Коммерческие и полугосударственные площадки также разделяют процедуры на открытые и закрытые.
В закрытых процедурах принимают участие по приглашению. Как правило, допуск получают поставщики, имеющие контракты с Заказчиком, либо аккредитованные на участие.
Предметом проведения закупочной процедуры могут быть товары, работы и услуги для обеспечения нормального бесперебойного функционирования государственного учреждения:
Электронные торги проводятся на электронных торговых площадках.
Для государственного заказа:
Для участия в закупках коммерческих и полугосударственных структур информацию о месте проведения нужно уточнять:
Получение своевременной информации о предстоящей процедуре избавляет от риска пропустить интересную закупку или найти новый канал сбыта. Компании, пользующиеся специальными системами, более качественно принимают участие в закупках.
Компании, которые вдруг загораются принимать участие в аукционах, нередко обречены на разочарование. Аукцион – это распространенный способ выбора поставщика, информация о проводящейся закупке известна всем участникам государственного заказа.
Нужно учесть, что количество участников аукциона не ограничено. Поэтому ваша цена, возможно, будет не лучшей.
Посмотрите на сайте http://www.zakupki.gov.ru протоколы подведения итогов и документацию к закупкам за предыдущий квартал. Вам нужно сразу понимать степень конкурентоспособности при участии.
Пройдите обучение, хотя бы в режиме вебинара о том, как нужно принимать участие в аукционе. Обратите внимание на то, что говорит лектор про заполнение заявки. Пользуйтесь доступными источниками: видеоканалы, сайты, тематические форумы, где можно задавать вопросы. Лучше всего пройти курс для начинающих тендерологов.
Изучите требования, установленные ЭТП, и аккредитуйтесь. Лучше пройти аккредитацию сразу на всех основных площадках. Учтите, аккредитация может занять до 5 рабочих дней.
Для аккредитации нужно заполнить заявление и прикрепить уставные документы, решения, декларации. Когда процедура будет пройдена, вам дадут доступ к участию.
Чтобы принимать участие в аукционе, нужно будет блокировать средства на площадке при подаче заявки. Сумма блокировки составляет до 1% от начальной цены контракта. После проведения аукциона и подведения итогов эта сумма возвращается.
На исполнение контракта необходимо вносить обеспечение. Сумма в размере до 30% от цены контракта блокируется на счете Заказчика и возвращается Поставщику после выполнения условий контракта. Весной 2015 года вышло постановление Правительства об утверждении случаев, когда обеспечение контракта не обязательно и является правом, а не обязанностью Заказчика.
Нужно учесть, что большинство государственных контрактов не содержат условий об авансировании, поэтому все финансовые затраты лягут на плечи поставщика на весь срок исполнения обязательств.
Лучше всего заранее позаботиться об открытии кредитной линии для тендеров или тщательно спланировать участие и не испытывать финансовых потерь. Внимательно относитесь к обязательствам – ненадлежащее исполнение может привести в РНП.
Электронная подпись – это аналог вашей собственноручной подписи. После того, как вы определились на каких площадках будете принимать участие, оформляйте ЭП. Учтите, есть несколько вариантов подписи, для участия только на государственных площадках ЭП дешевле. Для начинающей компании лучше брать этот вариант.
Информацию о планируемых процедурах на первом этапе можно получать из рассылки, оформленной на ЭТП, а также с сайта http://www.zakupki.gov.ru. Выбираете интересующую закупку, изучайте документацию.
Когда наберете обороты, накопите опыта, то можно привлекать специальные программы и порталы для участия в закупках.
Стандартная заявка состоит из двух частей: в первой части поставщик декларирует свое согласие на участие в закупке, указывая предмет закупки, которые он готов оказать для нужд учреждения.
Во второй части поставщик прикрепляет перечень документов, установленных аукционной документацией, подтверждая правоспособность.
Поданные заявки заверяются ЭП и рассматриваются комиссией. После рассмотрения комиссией первых частей заявки, выносится решение о допуске или отклонении участника.
Вторая (квалификационная часть) рассматривается комиссией после проведения аукциона и принимается решение о соответствии или отклонении второй части заявки. Победителем признается компания, оформившая документацию в соответствии с требованиями документации и предоставившая лучшее ценовое предложение.
В назначенное время участники, авторизованные и допущенные по итогам рассмотрения первых частей заявок, начинают делать ценовое предложение. Стандартный шаг аукциона – 0,5-5%. Длительность аукциона определяется количеством шагов, которое делают участники. После каждого шага время увеличивается на 10 минут. После того, как в течение 10 минут цена не менялась, аукцион переходит на вторую стадию, где участники могут улучшить свое ценовое предложение.
Важно помнить, что ценовое предложение можно подавать без шага аукциона. Вы можете подать цену, соответствующую начальной максимальной цене контракта. Это удобно, если по условиям поставки товара вы не имеете право выходить в демпинг (допустим, при поставке ПО, где цена регламентирована разработчиком).
Электронные торговые площадки могут стать эффективным каналом сбыта для поставщиков. Важно выбрать соответствующую стратегию, учтя затраты, без которых при работе с электронными торговыми площадками поставщику не обойтись.
В России работает более сотни электронных торговых площадок, в том числе монобрендовые/корпоративные ЭТП, где организатором торгов является единственный заказчик (ЭТП УГМК, ЭТП Мосводоканала, ЭТП РТРС, ЭТП МТК и т. д.) и мультибрендовые/сторонние/внешние ЭТП, где закупочные процедуры могут проводить разные компании заказчики (Фабрикант, Тендер. про, B2B и т. д.).
К мультибрендовым электронным торговым площадкам также относится пять федеральных ЭТП, где с 1 января 2011 г. электронные аукционы проводят государственные заказчики, закупочная деятельность которых ранее регулировалась 94-ФЗ, а сегодня - Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказы компаний, закупочная деятельность которых регламентируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», можно найти на всех типах электронных торговых площадок.
Затраты поставщиков на электронных торговых площадках в целом зависят от объемов и качества проводимых на ЭТП закупочных процедур, а также условий электронных торговых площадок и организаторов торгов и включают:
Под стоимостью входа подразумевается совокупность ресурсов, которые поставщику необходимо вложить, чтобы начать взаимодействие с потенциальными заказчиками их продукции (товаров, работ или услуг) на тех или иных ЭТП.
В стоимость входа поставщику следует включить прохождение процедуры регистрации (аккредитации) на ЭТП, в рамках которой поставщики совершают схожую для всех электронных торговых площадок последовательность действий. В частности, при регистрации нового пользователя операторы ЭТП требуют от него соответствующий пакет документов. В зависимости от политики ЭТП содержимое пакета документов может отличаться.
В качестве примера приведен перечень документов, требуемых от юридического лица (потенциального участника торгов) при регистрации на одной из торговых площадок:
В стоимость входа на ЭТП поставщик также должен включить приобретение соответствующей требованиям площадки электронной подписи. Сегодня многие электронные площадки принимают любые сертификаты квалифицированной усиленной электронной подписи. Следовательно, на таких ЭТП поставщик может пользоваться одним сертификатом ЭП (если политикой компании заказчика не установлено иное правило). Есть электронные торговые площадки, которые устанавливают дополнительные требования к сертификатам ЭП. В этом случае затраты поставщика на ЭП могут вырасти кратно количеству таких площадок.
Узнать, какие сертификаты электронной подписи принимаются, можно в процессе регистрации на ЭТП, а также обратившись в службы технической поддержки площадок, некоторые из которых работают круглосуточно.
На стоимость входа, как и на стоимость участия в электронных процедурах, влияет удобство пользования ЭТП, то есть качество пользовательского интерфейса. Пользовательский интерфейс представляет совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с ЭТП. Удобный интерфейс позволяет существенно снижать трудозатраты на получение информации с ЭТП и размещение информации на ЭТП за счет эргономизации и автоматизации рутинных операций, обычно выполняемых пользователем. Работает принцип: чем удобнее ЭТП в использовании, тем меньше времени, а значит, ресурсов, поставщик будет тратить.
Следует учитывать, что не все системы ЭТП имеют различный интерфейс. Многие из них построены на основе типовых профессиональных платформ и требуют от пользователя сходных навыков. Количество применяемых типовых профессиональных платформ ограничено и де-факто в России не превышает пяти. Одна из таких платформ (iTender) была подробно рассмотрена в предыдущем номере журнала.
Узнать, на какой платформе разработана площадка, как правило, можно по ссылке, размещенной в нижней части вебстраницы сайта ЭТП.
Есть площадки, которые предлагают своим пользователям пройти обучение работе в своих системах, в том числе бесплатное. Тем не менее это не избавляет поставщика от затрат: время специалистов на обучение все равно расходуется.
Сегодня электронные торговые площадки предлагают десятки возможных процедур проведения торгов, являющиеся разновидностями аукционов, конкурсов и запросов коммерческой информации. Общий принцип: чем сложнее процедура, тем выше трудозатраты на подготовку предложений, а значит, и стоимость участия в электронных торгах.
Конкурсы, запросы предложений, многоэтапные процедуры являются для поставщика наиболее затратными. Например, участие в конкурсе потребует длительной подготовительной работы на изучение критериев оценки, представленных в конкурсной документации заказчика, и подготовку конкурентных коммерческих предложений.
Запросы предложений могут быть предпочтительны для поставщиков, так как организатор торгов может выбрать поставщика, который по формальным критериям проиграл своим конкурентам. Но и здесь есть риск неоправданных затрат, если цель заказчика выбрать своего поставщика, а не извлечь максимальную выгоду от сделки.
Рамочное соглашение, предполагающее, что поставщик в течение определенного периода будет обеспечен заказом, также может потребовать от поставщика определенных усилий. Оно может содержать множество вопросов, требующих доказать квалификацию поставщика, в числе которых может быть запрос нетипичной для большинства процедур информации, например, сведения о предыдущих контрактах, финансовом состоянии и производственных мощностях.
Аукцион и запрос цен относятся к наименее трудозатратным процедурам (поставщик отправляет заявку, торгуется до определенного уровня, ждет результата торгов). В аукционе есть и существенный минус, связанный с тем, что здесь единственным критерием отбора поставщиков является цена, которая в результате торгов может значительно снизиться.
Принимая решение об участии в аукционе, поставщикам рекомендуется критически взглянуть на начальную цену контракта и, если возможно, то проанализировать состав участников торгов. Иначе, зачем поставщику участвовать в торгах, победив в которых он может заключить заведомо невыгодную сделку.
К торгам посредством доторжек и переторжек поставщикам следует относиться осторожно. Цель таких процедур - максимальное снижение цены, желание «дожать» поставщика.
Поставщик может отстаивать свои права. Данная рекомендация может быть актуальна, например, в случае, когда для заказчика проведение конкурентных торгов является лишь формой заключения сделки и конкурсная документация готовится под конкретного поставщика. Каждый случай возможного нарушения конкуренции может стать предметом рассмотрения надзорными органами.
Практика взимания с участников торгов обеспечения (обеспечение участия в торгах и обеспечение исполнения контракта) в России широко распространена. Считаем затраты: для внесения обеспечения участия в торгах поставщику нужно, во-первых, изъять некую сумму из своего оборота, а во-вторых, потратить определенное количество трудоресурсов, например, на перечисление денег или оформление банковской гарантии. Обеспечение исполнения контракта для поставщика - еще более затратная статья. Предоставление обеспечения исполнения крупного контракта замораживает часть оборотного капитала поставщика и может нанести ущерб его бизнесу.
Участвуя в торгах с обеспечением, поставщику рекомендуется включать в стоимость контракта доходность по замороженным средствам, равную или превышающую рентабельность капитала.
Одним из преимуществ мультибрендовых электронных торговых площадок для поставщиков является возможность участия в закупочных процедурах большого числа заказчиков. Вместе с тем высокая стоимость входа и участия в торгах повышает риски неоправданных затрат. В большинстве случаев поставщикам придется вносить абонентскую плату. Например, согласно тарифам, представленным на одной из ЭТП, за возможность три месяца участвовать в неограниченном числе торгов одного заказчика поставщик платит 9 тыс. рублей. Для поставщиков, работающих с неограниченным числом заказчиков постоянно, абонентская плата за квартал составит 27 тыс. руб. При этом плата за подключение к данному тарифу составит около 50 тыс. рублей.
Привлекательными для поставщиков могут стать специальные предложения ЭТП, например, возможность бесплатно поучаствовать в торгах определенных компаний.
На ЭТП поставщик может быть не только участником, но и организатором торгов. Поставщики уникальных товаров, например, произведений искусства, могут реализовать свою продукцию с помощью публичного предложения или аукциона на повышение.
Участие в торгах госзаказчиков на пяти федеральных электронных торговых площадках имеет для поставщиков некоторую специфику. Преимуществом ЭТП, где торги проводят госзаказчики, может стать отсутствие абонентской платы. Речь идет о комиссионном вознаграждении в размере фиксированного процента от сделки. При этом следует учитывать, что госзаказчики, согласно закону, обязаны потребовать от каждого потенциального поставщика обеспечение участия в торгах, а затем и обеспечение исполнения договора.
Участвуя в закупке госкомпании, поставщик должен быть уверен в своих возможностях выполнить все обязательства по потенциальному договору. В случае если договор будет заключен, а поставщик не сможет выполнить свои обязательства, то такому поставщику может грозить не только внесение в реестр недобросовестных поставщиков с невозможностью дальнейшего участия в закупках госсектора как минимум на один год, но и уголовная ответственность.
Относительно низкие стоимость входа на ЭТП и стоимость участия в электронных закупочных процедурах заказчиков является одним из существенных преимуществ монобрендовых/корпоративных ЭТП. В частности, на данном типе торговых площадок поставщики не вносят абонентскую плату или комиссионные вознаграждения. К недостаткам монобрендовых площадок можно отнести возможность получения только одного клиента, который, впрочем, может стать для поставщика ключевым.
Задав в поисковой строке интернет-браузера сочетание «электронная торговая площадка/ЭТП + название интересующей компании-заказчика», например, «ЭТП Мосводоканала» можно найти сайт соответствующей ЭТП. Если, конечно, у данного заказчика электронная площадка имеется.
Получив представление о ресурсах, которые потребуются поставщику для взаимодействия с потенциальными заказчиками на электронных торговых площадках (мультибрендовые и монобрендовые ЭТП), можно приступать к формированию пула ЭТП.
Примерный план формирования ЭТП-пула включает следующие шаги:
На предварительный отбор существенное влияние может оказать наличие на ЭТП интересующих поставщика заказчиков. Оценивать потенциального покупателя, организующего свои торги в электронной форме, следует комплексно. Для этого рекомендуется изучить историю данного заказчика, проанализировав результаты состоявшихся по его инициативе торгов, движение победителей в интересующей товарной группе, применяемые закупочные процедуры, практику изъятия обеспечения участия в торгах и обеспечения исполнения договоров. Кроме того, желательно ознакомиться с положением о закупках заказчика, его планом закупок, историей судебных разбирательств, где истцом или ответчиком выступал тот или иной заказчик. Все это поможет поставщику ответить на вопросы о перспективах дальнейшего сотрудничества.
Если в числе постоянных победителей торгов на ЭТП числятся три поставщика, которые побеждают поочередно, то поставщику стоит задуматься, сможет ли он конкурировать с ними на равных и стать четвертым. Если в числе победителей, как правило, единственный поставщик, то шансы очевидно минимальны. Когда же круг поставщиков широк, поучаствовать в торгах можно, но в цене сильно не падать.
Анализ эффективности работы поставщика на ЭТП проводится с учетом следующих показателей:
Таким образом, поставщик сможет составить пул электронных торговых площадок, которые станут для него наиболее эффективными каналами продаж, то есть не только компенсируют поставщику затраты на участие в торгах, но и позволят достичь высоких коммерческих результатов.
Конечно, поставщик может рассчитывать на удачу при работе с электронными торговыми площадками, и все-таки, желая получить гарантированный результат, целесообразнее провести соответствующую подготовку, изучая условия ЭТП, оценивая объемы и качество проводимых торгов, выявляя интересных клиентов, учитывая позиции поставщиков-конкурентов, проводя комплексную оценку эффективности.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 20 июля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 20.07.2019 г.).
Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:
Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.
Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.
Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.
Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:
Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).
Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.
Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.
Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.
Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).
Важное дополнение! С 1 июля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данным изменениям операторы электронных площадок должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны такую информацию направлять операторам ЭП для дальнейшего её включения в реестр. А вот сделать это могут лишь те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС, т.е. получили аккредитацию на ЭП по новым правилам.
В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.
Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).
Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе
На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.
Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона
На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.
Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона
На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10 000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .
Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона
На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.
Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.
Этап №1 — Получение электронной подписи
Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то заказать ее на выгодных условиях вы можете .
Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках
Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.
Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.
Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок
Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано . С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться .
Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе
На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .
Этап №4 — Анализ аукционной документации
На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.
Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке / предоставление банковской гарантии
Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке, либо предоставление банковской гарантии (Важно: Возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки появилась у участников закупки с 01.07.2019 г.). Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.
Примечание:
Этап №6 — Подготовка и отправка заявки
На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.
В течение одного часа с момента получения от банка информации оператор электронной площадки направляет в банк сведения об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст.45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки.
Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора обязан заблокировать денежные средства на спецсчете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.
В случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется .
Этап №7 —
Непосредственное участие в электронном аукционе
Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.
Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона
В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .
Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.
Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.
Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).
Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.
Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .
Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.
Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 3.1, 4 статьи 66 44-ФЗ.
Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);
Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.
б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.
Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).
Для того, чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .
Согласно ч. 3.1 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Примечание: такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;
5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);
6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).
Важно:
- Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
- Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
- Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
- В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
- Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки;
- Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника ЭА дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются Заказчику оператором ЭП с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);
2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);
3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);
5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком;
6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99) в соответствии с ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ (при осуществлении закупки, в отношении участников которой Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ).
В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.
Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.
Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: Днем проведения ЭА является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации проводится через 4-ре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном ЭА.).
Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.
Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».
1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:
2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).
В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.
Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.
В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.
В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.
При проведении ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации оператор электронной площадки также направляет Заказчику предусмотренные ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ первые части заявок таких участников.
Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.
Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:
Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.
Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.
Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.
Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .
Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).
В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.
С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.
Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.
В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:
Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .
В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.
На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.
До встречи в новых статьях!