Процедура определения поставщика по 44 фз. Способы определения поставщиков. Сроки закупочной процедуры

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « » рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

  • по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
  • Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе для заказчиков по 44-ФЗ.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Осуществление различного рода государственных нужд происходит только на основании выполнения того или иного государственного или муниципального заказа. Выбор юридического или физического лица, которое такой государственный заказ будет в полном объеме реализовывать, должен осуществляться в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.

С 1 января 2014 года для осуществления регулирования всех вопросов, связанных с исполнением контрактов для обеспечения таких нужд, используется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок», принятый 5 апреля 2013 года и получивший номер 44-ФЗ. В рамках этого закона определены те основные способы, которые должны использоваться для определения возможного исполнителя по государственному или муниципальному контракту.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Какие именно способы предусматривает данный закон, и какими его частями регулируются вопросы определения исполнителя для государственных контрактов?

Статья 24 как основной регулятор видов закупочных процедур

Для того чтобы все предусмотренные законом процедуры для определения по тому или иному государственному заказу были тщательно отрегулированы, в рамках указанного закона был принят ряд норм, в соответствии с которыми регламентируется весь процесс проведения тех или иных . Открывает эту часть закона статья 24, которая представляет имеющиеся на сегодняшний день в арсенале или заказчика способы определения потенциального исполнителя конкретного контракта для обеспечения нужд того или иного государственного или муниципального учреждения.

Статья 24 дает перечень тех способов, которые вправе использовать заказчик для определения физического или , которое сможет взять на себя по выполнению конкретного контракта. При этом данная статья обязывает заказчика, независимо от того, о каком уровне идет речь, использовать преимущественно конкурентные формы закупок, например, конкурсы или запросы предложений.

Именно в данной статье зафиксировано положение о том, что все перечисленные в части 2 данной статьи процедуры закупок должны проводиться в электронной форме, то есть с использованием электронных торговых площадок и с размещением всех полученных результатов в Единой информационной системе zakupki.gov.ru .

При этом проводимые закрытые процедуры определения или исполнителей (закрытые конкурсы и ) также должны быть проведены исключительно в электронной форме с размещением всех документов о закупке в , а механизм допуска участников на такие процедуры тщательно разрабатывается заказчиком в зависимости от того, по каким причинам процедура закрывается (например, происходит закупка товаров, которые обеспечивают сохранение государственной тайны).

Основные виды процедур определения исполнителей по контрактам

Государство в лице его законодательных органов предусмотрело целый ряд специальных процедур, которые обеспечат возможность конкурентного участия потенциальных исполнителей в процессе определения того, с кем именно и на каких условиях будет заключен тот или иной государственный .

Однако некоторые закупки не могут быть осуществлены путем использования конкурентных процедур (например, при осуществлении закупки у естественной государственной монополии). Именно по этой причине заказчик, прежде чем объявлять ту или иную процедуру, обязан тщательным образом изучить все доступные ему процедуры и выбрать ту, которая окажется наиболее оптимальной, но соблюдая при этом требования действующего относительно процентного соотношения используемых процедур для реализации основного принципа используемой контрактной системы – принципа свободной конкуренции за право исполнения того или иного контракта.

Развернуть таблицу на странице

Наименование процедуры Электронный конкурс Электронный аукцион Запрос котировок Запрос предложений Закупка у единственного поставщика
Открытый одноэтапный Открытый двухэтапный Закрытый одноэтапный Закрытый двухэтапный Открытый Закрытый
Обоснование выбранного способа закупки Возможность привлечения к участию в закупке неограниченного числа участников, работающих в конкретной сфере для получения максимально выгодных условий по исполняемому контракту как в отношении цены контракта, так и в отношении качеств предоставляемых услуг, выполняемых работ или поставляемых товаров. При проведении двухэтапного конкурса победитель определяется по итогам второго этапа такой процедуры в том случае, если он предложил наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта именно на втором этапе проводимой процедуры. При этом на первом этапе проводится только квалификационный отбор участников, который позволит составить перечень участников, которые могут побороться за выполнение контракта на втором этапе. Использование двухэтапного конкурса строго ограничено по перечню случаев для заключения специализированных контрактов. Закрытая процедура используется только в тех случаях, когда речь идет о необходимости привлечения к процедуре строго ограниченного числа участников, каждого из которых государственный заказчик приглашает отдельно. Выбор именно закрытой процедуры проведения конкурса, независимо от того, является ли он одно- или двухэтапным, в первую очередь, обусловлен объектом закупки, который нередко напрямую связан с обеспечением безопасности государства или сохранности государственной и иной тайны, а разглашение сведений может повлечь серьезный урон как безопасности государства или охраняемого объекта тайны, так и репутации самого заказчика. Закрытый двухэтапный конкурс по механизму своего проведения от аналогичного открытого не отличается, но выбор первого направлен на то, чтобы более тщательно отобрать перечень исполнителей, которые смогут участвовать в последующем заключении контракта. Возможность привлечения к участию в проводимой закупке неограниченного числа участников, которые позволят получить максимальную выгоду относительно снижения установленной начальной максимальной цены контракта. Необходимость выбора закрытой процедуры обусловлена тем фактом, что объект закупки или цели его использования, как и в случае с объектами закупки на основании конкурсных процедур, могут составлять предмет государственной или иной охраняемой законом тайны. Возможность использования сокращенной процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту при условии, что начальная максимальная цена такого контракта, установленная в закупочной документации, не превышает пятьсот тысяч рублей Возможно использование только в ограниченных случаях, которые предусмотрены частью 2 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе», например, в случае признания несостоявшимися по причине отсутствия участников, соответствующих сформированным требованиям к потенциальным исполнителям, иных повторных конкурентных процедур, например, конкурсов открытого типа. Использование возможно для приобретения только ограниченного перечня товаров либо для заключения контрактов на ограниченный перечень работ или услуг, которые будут осуществляться в интересах госзаказчика. Данный способ является неконкурентным или ограниченно конкурентным и используется чаще всего для того, чтобы произвести закупку небольшого объема при стоимости контракта менее ста тысяч рублей на основании установленной начальной максимальной цены либо для других контрактов, которые заключаются с поставщиками, выступающими представителями естественных монополий, созданных по инициативе государства либо с разрешения государства (например, контракты на поставку газа, заключаемые с дочерними предприятиями ПАО «Газпром»).
Условия проведения Необходимость осуществления закупки с реализацией всех принципов Федерального закона «О контрактной системе», в том числе в виде обеспечения конкурентного доступа участников к самой закупочной процедуре, а также возможность выбора тех исполнителей, которые предоставляют максимальное качество исполнения контракта, взимая при этом минимальную плату за свои услуги. Проведение должно осуществляться в электронной форме. Использование конкурентных способов закупок является преимущественным для любого государственного или муниципального заказчика. Использование процедуры возможно только в том случае, если процентное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур находится на должном уровне. Проведение возможно как в электронной, так и в классической процедуре без использования электронных процедур, но с обязательным размещением результатов в ЕИС.
Сроки процедуры Размещение документации не менее, чем за двадцать дней до вскрытия конвертов с заявками, внесение изменений не позднее чем за пять дней до вскрытия конвертов с заявками. Извещение в Единой информационной системе размещается в срок не менее семи дней до дня рассмотрения предоставленных заявок. Если сумма контракта более трех миллионов рублей, то этот срок должен быть увеличен до пятнадцати дней. Срок рассмотрения первых частей заявок – не более семи дней с момента окончания подачи таких заявок.

Аукцион проводится в рабочий день не позднее двух дней с момента рассмотрения первых частей заявок.

По итогам проведенного электронного аукциона комиссия рассматривает предоставленные вторые части заявок в срок не более трех рабочих дней с момента проведения аукциона и предоставления оператором электронной площадки доступа заказчику ко вторым частям таких заявок.

Проект контракта направляется в течение трех дней с момента подписания протокола о признании одного из потенциальных исполнителей победителем аукциона.

Размещение извещения в срок не менее, чем семь дней до дня окончания принятия заявок от потенциальных участников.

Вскрытие заявок осуществляется не позднее дня, следующего за последним днем подачи таких заявок.

Извещение должно быть размещено в ЕИС не позднее, чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры.

Рассмотрение всех поданных заявок происходит в тот же день, который признан последним днем подачи заявок.Извещение публикуется в срок не менее чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры. Заявки могут подаваться в течение не более трех дней с момента открытия такой возможности.

Вскрытие конвертов в срок не позднее последнего дня подачи заявок на определение победителя. Протокол результатов вскрытия размещается в ЕИС на следующий рабочий день после подписания. Срок рассмотрения поданных заявок – не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов. Вскрытие предварительных заявок в день окончания подачи заявок.

Проведение первого этапа в срок не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов.

Второй этап проходит в срок не более двадцати дней с момента открытия вторых, квалификационных заявок

Аналогично по срокам открытой процедуре на всех этапах рассмотрения от момента вскрытия конвертов до момента передачи проекта контракта победителю закупочной процедуры.
Правила рассмотрения заявок Все заявки рассматриваются только уполномоченной комиссией. Результаты рассмотрения должны быть занесены в протокол, который в последующем будет размещен в Единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня за днем подписания такого протокола. В таком протоколе должны быть зафиксированы позиции всех членов комиссии, а сами позиции заверяются подписями самих членов комиссии, высказавших свое мнение. При проведении вскрытия и рассмотрения заявок должна быть обеспечена аудиозапись процесса независимо от того, идет речь о рассмотрении заявок к конкурсу, аукциону, запросу предложений или котировок. Рассмотрению подлежат все поданные заявки на предмет соответствия требованиям, предъявляющимся к итоговым результатам, которые должны быть достигнуты по результатам заключения контракта.
Подведение итогов Не позднее следующего рабочего дня за днем вскрытия заявок с размещением соответствующего протокола в Единой информационной системе. Протокол должен быть подписан всеми членами комиссии. В случае наличия только одного участника, который соответствует предъявляемым требованиям, сформулированным в документации о проведении закупки, конкурентная процедура признается несостоявшейся, и контракт заключается на основании положений Федерального закона «О контрактной системе» в соответствии с правилами закупки у единственного поставщика. Итоги подводятся в день, следующий за днем окончания срока закупки.
Заключение контракта Осуществляется не менее, чем через десять и не более, чем через двадцать дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов о подведении итогов проводимой процедуры конкурса независимо от того, идет речь об открытой или закрытой процедуре, а также от того, речь идет об одно- или двухэтпаной процедуре закупки. После того как в Единой информационной системе были опубликованы протоколы подведения итогов процедуры, заказчик в течение пяти дней должен разместить на электронной торговой площадке проект контракта без своей подписи. Исполнитель в течение пяти дней должен подписать предоставленный ему проект контракта, после чего заказчику дается три дня на подписание контракта. В целом контракт не может быть заключен ранее десяти и позднее пятнадцати дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов подведения итогов процедуры. Контракт заключается не ранее, чем через семь дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов процедуры, но не более, чем через двадцать дней с момента подписания итогового протокола. Контракт заключается в течение трех дней с момента определения потенциального исполнителя по контракту. На следующий день после подписания контракт должен быть размещен в Единой информационной системе как подписанный и принятый к исполнению

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» выступает в качестве основного регулятора для использования различных конкурентных и неконкурентных процедур. Выбор той или иной процедуры должен осуществляться исходя из основных требований, которые предъявляет конкретный заказчик к объекту закупки и его особенностям, а также к объему использованных ранее процедур конкурентного или неконкурентного типа.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Закон № 44-ФЗ регламентирует определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несколькими способами, отличающимися как по набору критериев оценки предложений, так и по начальной (максимальной) цене контракта (рис. 8.4 и табл. 8.3). Для сравнения способы размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ приведены в табл. 8.4.

Рис. 8.4.

Таблица 8.3

Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) / Начальная (максимальная) цена контракта (лота)

Конкурсы

Аукционы

Запрос предложений

Запрос котировок

Запрос котировок (гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС)

До 100 тыс. руб .

У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн руб. в год)

Совокупный годовой объем закупок не должен превышать 10% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 100 млн руб. в год

От 500 тыс. руб. и выше

Таблица 8.4

Способы размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

Способы размещения заказов / Начальная (максимальная) цена контракта

Запрос котировок

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС

До 100 тыс. руб.

(предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами)

Закупка товаров осуществляется у единственного поставщика (размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму свыше 100 тыс. руб. – запрещено)

От 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 500 тыс. руб. и выше

Рассмотрим более подробно способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, конкурсной заявке которого присвоен первый номер. В случае если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, конкурс проводится в закрытой форме.

Критериями оценки заявок могут быть:

  • – цена контракта (лота);
  • – функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • – качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
  • – расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;
  • – сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг);
  • – срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

Извещение о проведении открытого конкурса (изменения к извещению) размещается на сайте заказчика, в котором должны быть указаны следующие сведения:

  • – форма торгов;
  • – наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
  • – предмет контракта с указанием количества поставляемого товара (объема выполняемых работ или оказываемых услуг);
  • – место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • – начальная (максимальная) цена контракта (лота);
  • – срок, место и порядок предоставления конкурсной документации с указанием адреса официального сайта (если конкурсная документация размещается в электронной форме);
  • – размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации (если данное условие предусмотрено);
  • – место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса;
  • – преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.

При проведении закрытого конкурса размещения извещения в единой информационной системе не требуется. Заказчики посредством закрытых каналов связи направляют приглашения принять участие в закрытом конкурсе ограниченному кругу лиц, удовлетворяющих требованиям к сохранению государственной тайны, а также имеющим соответствующий доступ к таким сведениям.

Оформляя заявки на участие в конкурсе, участники закупок руководствуются требованиями, которые содержатся в конкурсной документации, включающей следующие сведения:

  • – требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
  • – требования к описанию участниками размещения заказа предмета конкурса, его функциональных, количественных и качественных характеристик;
  • – требования к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости);
  • – место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • – начальную (максимальную) цену контракта (лота);
  • – форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
  • – порядок формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • – сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг;
  • – порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
  • – порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений;
  • – место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • – критерии, порядок оценки и сопоставления заявок;
  • – размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок, порядок и реквизиты внесения денежных средств;
  • – размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, а также другие сведения.

Конкурс может быть признан несостоявшимся по следующим основаниям:

  • – только один участник подал заявку;
  • – по результатам рассмотрения конкурсных заявок всем участникам закупок было отказано в допуске, кроме одного претендента;
  • – участники, заявкам которых были присвоены первый и второй номера, уклонились от заключения контракта.

Если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, условия которого он может изменить. Кроме того, можно осуществить закупку у единственного источника, при этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, опубликованной ранее, а цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену, указанную в первоначальном извещении.

Пример

Рассмотрим вариант выбора поставщика в форме конкурса на поставку автобусов для нужд перевозки пассажиров на городских маршрутах. Критериям оценки конкурсных заявок предварительно были присвоены весовые коэффициенты с использованием метода парных сравнений. Наиболее важному в паре критерию соответствовала оценка 2, наименее важному – 0, когда критерии имели одинаковую степень важности, каждому присваивалась оценка 1. Ранги расставлялись в порядке убывания итоговых сумм по строкам (наибольшей сумме соответствовал наивысший ранг) (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Таблица парных сравнений критериев оценки и сопоставления конкурсных заявок

Критерии

Срок поставки

Вместимость

обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Сумма баллов

Условия оплаты

Расход топлива

Срок поставки

Вместимость

Текущее обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Заявки на участие в конкурсе подали 5 потенциальных поставщиков, представляющих автобусы марок МАЗ, ЛиАЗ, "Икарус", MAN и SCANIA (табл. 8.6).

Таблица 8.6

Предложения участников конкурса по критериям оценки заявок с указанием предельных значений показателей

Критерии оценки заявок

Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта приемки-передачи)

Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта)

Цена (не более 5,5 млн руб/шт.)

Общая пассажировместимость (не менее 54 чел.)

Средний расход топлива (не более 30 л/100 км в городском цикле)

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб/год)

Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км)

Веса установлены по доле каждого критерия в общей сумме баллов (см. табл. 8.3). Лучшее из представленных предложений является эталоном, который может быть максимальным или минимальным в зависимости от влияния критерия на общую оценку (например, для ценового показателя эталон будет минимальным, а для отсрочки платежа – максимальным). Рейтинговые оценки участников конкурса по каждому критерию рассчитываются по следующим формулам (табл. 8.7):

Стоит отметить, что ограничения по значениям количественных и качественных показателей оценки, которые установил заказчик автобусов, также можно трактовать как релейные критерии, используя общую терминологию управления поставщиками в логистике снабжения.

Для перевода значений качественного критерия "наличие или отсутствие гарантийного обслуживания" использовалась двухбалльная шкала: "да" – 2 балла, "нет" – 0. Интегральными оценнами (рейтингами ) для каждого участника размещения заказа является сумма рейтинговых оценок по всем критериям (табл. 8.7):

Таблица 8.7

Критерии оценки заявок

Участники размещения заказа (поставщики)

Условия оплаты

Срок поставки

Общая пассажировместимость

Средний расход топлива

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию

Пробег к моменту поставки

Интегральная оценка

Предложение по автобусу "Икарус" считается лучшим, поскольку получило наибольший рейтинг (интегральную оценку) и с соответствующим участником заключается государственный контракт на поставку (закупку).

Кроме стандартных конкурсов в открытых и закрытых формах закон о контрактной системе предусматривает еще несколько разновидностей данных способов определения поставщика, формы проведения которых могут также быть открытыми и закрытыми.

Конкурс с ограниченным участием, к которому допускаются участники закупок, имеющие необходимый уровень квалификации, если необходимые товары (работы, услуги) являются технически или технологически сложными, а также могут иметь инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который можно назвать дополнительным или специализированным.

  • 1. Двухэтапный конкурс , который проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
    • – необходимо заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, а также на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции или в целях создания произведения литературы (искусства);
    • – для уточнения характеристик предмета закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Кроме того, как и в случае ограниченного участия, необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который проводится на первом этапе конкурса.

2. Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Предполагается, что для товаров (работ, услуг), закупаемых с помощью аукциона, есть функционирующий рынок, конкуренция достаточная и сравнение предложений участников закупок целесообразно производить только по ценам.

Открытый аукцион проводится только в электронной форме (электронный аукцион ) на электронных торговых площадках, таких, например, как Правительств г. Москвы и Республики Татарстан, РТС, ММВБ и Сбербанка. Для обеспечения доступа к участию оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников закупок.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ . Включение предметов закупки в такой перечень осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • – существует возможность сформулировать подробное и точное описание предмета закупки;
  • – критерии определения победителя электронного аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Таким образом, аукцион применительно к сфере государственных закупок, в отличие от его классического понимания, является торгами иа понижение начальной цепы; его часто называют обратным, или редукционным, аукционом. По общей классификации методов выбора контрагентов в логистике снабжения, которая была рассмотрена в предыдущих главах, аукцион является аналогом метода доминирующих характеристик.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть должна содержать только согласие участника закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе, а также сведения о качественных и функциональных характеристиках товара. К таким сведениям относятся технические характеристики, сведения о безопасности, размере, упаковке и отгрузке товара, а также иные сведения, представление которых предусмотрено документацией. Первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж или фотографию товара, на поставку которого размещается заказ.

Вторая часть заявки содержит сведения об участнике. Первая и вторая части заявки одновременно направляются участником оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, подписанных с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП ). На основании рассмотрения первых частей заявок, которые оператор электронной площадки предоставляет в распоряжение аукционной комиссии, принимается решение о допуске к участию.

Оператор обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся во вторых частях заявок, до момента окончания электронного аукциона и размещения протокола о его проведении, после чего направляет их аукционной комиссии для рассмотрения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупок (заявкам), которые содержатся в документации об аукционе. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, признается окончательным победителем, в случае если вторая часть его заявки соответствует таким требованиям.

Понятие "шаг аукциона" отражает дискретность ставок, т.е. определенную величину снижения начальной цены контракта (лота) при поступлении очередного предложения со стороны участника закупки. Для электронного аукциона "шаг" составляет от 0,5 до 5%.

Если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, аукцион проводится в закрытой и неэлектронной форме, когда вместо извещения заказчики направляют приглашения принять участие ограниченному кругу лиц.

3. Запрос котировок – способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Принципиальным отличием данного способа от аукциона является отсутствие возможности торговаться у участников закупок. Победителем запроса котировок признается участник, в котировочной заявке которого указана наиболее низкая цена исполнения контракта.

Однако заказчик вправе осуществлять закупки с помощью запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых таким способом, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но ие более чем на 100 млн руб. в год.

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера запрос котировок проводится без ограничения максимальной цены контракта . В этом случае заказчики ежегодно проводят предварительный отбор потенциальных участников закупок, которые могут в возможно короткий срок и без предварительной оплаты (с отсрочкой платежа) осуществить поставки необходимых ресурсов.

4. Запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях, например:

  • – заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • – заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • – заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • – признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися и др.

При определении поставщика данным способом все заявки участников оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После чего всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения. Заказчик определяет победителя, оценивая окончательные предложения, поступившие от участников, выбирая лучшее.

  • 5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. В общем случае использование данного способа возможно при условии, если совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Кроме того, закупка у единственного источника без указанных выше ограничений возможна, когда, например:
    • – предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • – возникает потребность в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением;
    • – оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
    • – осуществляются поставки культурных ценностей;
    • – выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;
    • – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
    • – заключается контракт управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений;
    • – процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана несостоявшейся. При этом контракт может быть заключен с единственным источником но цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;
    • – осуществляется закупка на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, проживание, питание) и др.

Рассмотрим отдельные этапы процедур государственных закупок в зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на примере положений Закона № 94-ФЗ (табл. 8.8 и 8.9).

Пример

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве") .

Росрезерв выполняет задачи по обеспечению:

  • – мобилизационных нужд;
  • – неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • – гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок;
  • государственной поддержки различных отраслей народного хозяйства, организаций, субъектов РФ, предприятий и др.

Среди функций Росрезерва можно выделить следующие:

  • – закупка и доставка материальных ценностей;
  • – закладка – принятие материальных ценностей и их хранение;

Таблица 8.8

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

Нет сложившегося рынка. Принятие решения но критериям: цена, качество

Сложившийся рынок. Сравнение предложений только но цене

Государственная тайна. По согласованию с уполномоченным контрольным органом

Извещение о проведении (З, УО, СО)

Не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

На официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (или за 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок

Внесение изменений в извещение (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней (или до 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Обеспечение заявки (У)

От 0,5 до 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Не более 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Отказ от проведения (З, УО)

Не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок (или за 5 дней до окончания срока подачи заявок при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Документация (З, УО, СО)

Конкурсная документация

Документация об аукционе

В письменной форме или на официальном сайте

Только в письменной форме

На официальном сайте

Только в письменной форме

Стоимость

документации

Размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку посредством почтовой связи

Внесение изменений в документацию (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 20 дней

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней или 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.

Заявка на участие (У)

Запечатанный конверт или электронный документ

Запечатанный конверт

Предварительная аккредитация на сайте. Первые части заявок в электронной форме с электронно-цифровой подписью.

Только в письменной форме

Отзыв заявки на участие или ее изменение

До момента вскрытия конвертов или даты открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме

До момента вскрытия конвертов

До окончания срока подачи заявок на участие

Вскрытие конвертов (К)

Аудиозапись. Видеозапись по желанию участника

Аудио- и видеозапись не допускается

Рассмотрение заявок (К)

Принятие решения о допуске к участию (в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов).

Признание участником аукциона по результатам рассмотрения первых частей заявок (нс более 7 дней)

Признание участником аукциона (не более 10 дней)

Оценка и сопоставление заявок (К)

Присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности (в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 0,5% максимальной цены контракта (лота). Рассмотрение вторых частей заявок (не более 6 дней или 4 дней при максимальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 6,5% максимальной цены контракта. Аудио-, видеозапись не допускается. Протоколы не публикуются

Заключение

контракта

С победителем или участником, заявке которого присвоен 2-й номер (в случае уклонения победителя), не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание конкурса несостоявшимся

С победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение (в случае уклонения победителя), но не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание аукциона не состоявшимся

Обеспечение исполнения контракта (У)

До 30% максимальной цены контракта (цены лота) в форме банковской гарантии (договора поручительства, залога). Обязательно 10–30% при максимальной цене контракта (цене лота) более 50 млн руб.

Примечание. З – заказчик; УО – уполномоченный орган; СО – специализированная организация; У – участник; К – комиссия по размещению заказа.

Таблица 8.9

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ

Наименование этапа (исполнитель)

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Размещение заказа у единственного поставщика

Извещение о предварительном отборе участников (З, УО)

Не позднее чем за 30 дней до истечения срока подачи заявок

  • 1. Предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  • 2. Осуществляются поставки культурных ценностей.
  • 3. Выполняются работы по мобилизационной подготовке.
  • 4. Производство товаров осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
  • 5. Представлена только одна заявка на участие в размещении заказа.

Заявка на участие

В письменной форме

Предварительный отбор (З, УО)

Формирование перечня поставщиков (квалификационный отбор) в течение 10 дней со дня окончания представления заявок

Принятие решения о проведении (З, УО)

Не по конкретным заявкам. Сложившийся рынок, начальная цена контракта не более 500 тыс. руб. (по одноименным предметам снабжения в течение квартала)

Установленный перечень товаров без ограничения цены

Извещение о проведении/запрос котировок (З, У О)

На официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок (или 4 рабочих дня при цене контракта не более 250 тыс. руб.)

По результатам предварительного отбора с использованием любых средств связи – за 4 дня

  • 6. Только один участник, подавший заявку, был признан участником.
  • 7. Конкурс или аукцион признан несостоявшимся.
  • 8. Размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
  • 9. Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, и др.
  • 10. Только один участник.
  • 11. Размещение заказа признано несостоявшимся

Представление заявки на участие

Котировочная заявка в письменной или электронной форме

С использованием любых средств связи в срок, установленный в запросе котировок

Рассмотрение заявок (К)

На соответствие требованиям – в течение 1 рабочего дня, по окончании срока подачи заявок

Присвоение заявкам номеров по предпочтительности (критерии: цена, количество не менее 30% от необходимого объема поставки, отсутствие предоплаты)

Заключение контракта (З, У)

С победителем, заявка которого содержит лучшее условие но цене, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя) не ранее чем через 7 дней с момента объявления результатов

С победителем, заявка которого содержит лучшие условия по цене и количеству, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя)

  • – выпуск – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке (в том числе в форме заимствования, раз- бронирования и замены);
  • – освежение – выпуск в связи с истечением установленного срока хранения (1/2 срока годности) материальных ценностей, тары, упаковки при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных ценностей и др

При осуществлении закупок для пополнения материального резерва применяются следующие формы размещения государственного заказа.

  • 1. Через предварительный отбор в форме запроса котировок при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 2. Через закрытые формы торгов (конкурсы и аукционы), поскольку часть номенклатуры является стратегическим запасом, информация о котором представляет государственную тайну.
  • Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 6 Приложения.
  • В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 7 Приложения.
  • URL: rosreserv.ru

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

Все способы определения поставщика, которые можно использовать по 44-ФЗ, указаны в тексте этого закона. Применять другие виды процедур запрещено. Какие бывают типы закупок, расскажем в материале.

Существует несколько классификаций. Способы определения поставщика делятся на электронные и бумажные, закрытые и открытые, конкурентные и неконкурентные. Также выделяют 2 вида конкурсов: двухэтапный и с ограниченным участием.

Все способы закупок перечислены в ст. 24 Закона о контрактной системе.

Конкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Под конкурентными процедурами подразумевают те, в которых участники соревнуются между собой за право заключить выгодный контракт с заказчиком. Главная задача таких закупок - предоставить равные права поставщикам, а основной итог - снижение начальной цены.

Виды процедур различаются:

  • условиями, при которых заказчик вправе их выбрать;
  • порядком подачи заявок;
  • сроками размещения документов и оценки предложений участников;
  • критериями определения победителя.

Итак, среди конкурентных процедур выделяют:
✔ конкурсы;
✔ аукционы;
✔ запросы котировок;
✔ запросы предложений.

Аукцион всегда проводился в электронной форме. А с 2018 года в нее перевели конкурсы, запросы котировок и предложений. Уже с 2019 года проводить их в электронном заказчики должны будут в обязательном порядке.

Бумажными останутся:
✔ закупки за рубежом;
✔ некоторые запросы котировок на поставку продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива;
✔ запросы котировок на гуманитарную помощь или ликвидацию последствий ЧС;
✔ некоторые закрытые процедуры;
✔ закупки у единственного поставщика;
✔ процедуры из специального списка Правительства.

Сроки для всех конкурентных закупочных процедур

☆ Что поменять при переходе с бумажных на электронные способы закупки;
☆ Почему в Карту вошли сроки по устаревающим бумажным способам;
☆ Что уникального в Карте сроков, чего нет больше нигде:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение Казначейского контроля.

Неконкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Неконкурентный вид процедур только один - закупка у единственного поставщика. Ей посвящена ст. 93 Закона о контрактной системе. Она содержит ограниченный перечень случаев, когда можно закупать у едпоставщика.

В некоторых из них заказчик должен уведомить о процедуре контрольный орган в сфере госзаказа, к уведомлению прикладывается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ

Отличие закрытых процедур в том, что сведения о них сообщают не всем желающим, а ограниченному кругу лиц - потенциальных поставщиков. Это те компании, физлица и ИП, которые способны выполнить условия договора и соответствуют всем требованиям заказчика.

Закрытые способы проведения закупок применяются, если:

  • сведения о закупаемом товаре, услуге или работе составляют гостайну;
  • данные о госнуждах составляют гостайну;
  • проводится закупка услуг по страхованию, транспортировке и охране государственных (драгоценных металлов и камней), коллекций музеев, редких изданий и т.п.;
  • проводится закупка клининговых услуг или услуг водителей для нужд судей или судебных приставов;
  • проводится закупка для нужд предприятий оборонной отрасли.

Как выбрать способ определения поставщика по 44-ФЗ

При выборе способа осуществления закупки по 44-ФЗ нужно пользоваться следующими критериями:

  • предмет и условия контракта;
  • НМЦК;
  • критерии установления победителя и т.д.

Свой выбор придется обосновать. Обоснование способа определения поставщика дается в плане-графике. О том, как правильно его составлять, говорится в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. К примеру, если вы проводите аукцион, дайте ссылку на перечень продукции, которая может закупаться только таким способом, из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р.

Как правильно выбрать способ закупки

Если вы ошибетесь в выборе способа закупки - контролер аннулирует результаты. Оспорить его решение будет очень сложно. И дело не только в аукционном перечне распоряжения 471. Вы уверены, что знаете все факторы, которые влияют на способ закупки? Тогда пройдите тест. Ваша задача - сделать выбор между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой. Щелкните на вариант, который кажется вам правильным, и смотрите, ошиблись вы или нет. Пояснение к правильному ответу читайте ниже.

Неправильно выбран способ определения поставщика по 44-ФЗ

О штрафах за неверно выбранный способ определения поставщика по 44-ФЗ говорится в статье 7.29 КоАП РФ. За выбор процедуры, несоответствующей требованиям закона, должностное лицо может получить штраф до 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.

Если заказчик решил провести конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, а также закрытых аукцион в не предусмотренных законом случаях, ему дадут 50 тыс. руб. штрафа. Такая же санкция установлена за нарушение порядка согласования с госорганом применения закрытой процедуры.

Способы определения поставщика по 44-ФЗ: таблица

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям. Приоритетный способ закупки. Может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием. Может быть двухэтапным
Запрос предложений В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях, в частности:
  • при закупках спортинвентаря;
  • при закупке лекарственных препаратов;
  • если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся.
Победителем признается участник, направивший окончательные предложение, которые наилучшим образом соответствует требованиям заказчика
Запрос котировок Если победителя выбирают по одному критерию - цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. руб. Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн руб.
Аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р Начальная цена договора постепенно снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене. Может проводиться в закрытой и открытой форме.
Закупка у единственного поставщика В установленных в ст. 93 44-ФЗ случаях, в частности:
  • при закупках до 100 тыс. руб.;
  • при закупке услуг лечения россиянина за рубежом;
  • при закупке у субъектов естественных монополий.
Заказчики проводят такие закупки двумя способами:
  • направляют предложение заключить договор одному участнику;
  • принимают предложение об условиях договора только от одного участника.


Случайные статьи

Вверх