Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Новые ИТТ изменяют характер информационного взаимодействия общества и государства, расширяют права граждан. Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы даёт возможность приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению, повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на государственный сектор, стимулировать создание новых информационных технологий, продуктов и услуг частным сектором. Внедрение в органы государственного управления ИТТ – сложный процесс, обусловленный рядом факторов:
вертикальной структурой администрации, которую необходимо менять на горизонтальную;
недостаточным пониманием со стороны служащих;
нехваткой баз данных, сделанных в расчёте на публичный доступ;
неясностью с правовым статусом доступа к общественной информации.
Как уже подчеркивалось, потенциальные возможности граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникают предпосылки расширения демократии с помощью ИТТ.
Цена за удобства, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – потеря анонимности. Все «шаги» личности по информационной магистрали можно проследить и зафиксировать в постоянно растущих базах данных. Коммерческий сектор и криминальные структуры проявляют большую заинтересованность в мониторинге этих сведений, поскольку это даёт возможность создать детальные портреты потребительского поведения, что представляет большую угрозу тайне личной жизни. Поэтому гражданам должен быть обеспечен доступ к технологиям и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Государству необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования.
Относительно доступа к общественной информации в мировой практике применяются следующие принципы:
информация должна быть открыта для всех;
основная информация должна быть бесплатной. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, учитывающая стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчёт характер её использования потребителем;
непрерывность (информация должна обеспечиваться постоянно, её полнота и достоверность гарантируются.
Интернет быстро становится важным средством ведения политической деятельности. В ходе выборных компаний в Интернете размещаются страницы информации для целевого воздействия на избирателей. Около 10% избирателей обращаются к этому ресурсу для своего выбора. Значительную часть обратившихся составляет молодежь, неохотно реагирующая на другие средства доведения политической информации.
В мире создаются различные неприбыльные организации, цель которых – обеспечить участие общественности в государственной деятельности посредством форумов в Интернете.
Федеральное правительство должно признать острую необходимость заняться нормами регулирования и устранить барьеры на пути конкуренции.
Магистральные сети и новая инфраструктура должны создаваться частным сектором, а риск должен лечь на акционеров.
Магистраль должна «продвигаться» по стране в соответствии с требованиями рынка.
Развитие информационной магистрали должно быть «технологически нейтрально», т.е. государство не должно поддерживать какую-то одну из технологий.
Роль государства нужно рассматривать в контексте роли частного сектора, который вкладывает инвестиции и несёт финансовый риск. Его политика должна быть направлена на создание рабочих мест и национального богатства, стимуляцию конкуренции и исследований и разработок.
Поскольку роль государства в становлении информационного общества одинакова в различных странах, международными организациями ведутся исследования этой проблематики с целью выработки универсальных подходов.
Например, в Организации экономического сотрудничества и развития рассматривались два аспекта: изменение в государственном аппарате под воздействием ИТТ и роль государства в деятельности в киберпространстве, главным образом в электронном бизнесе.
В отношении «киберэкономики» государствам предложено разработать политику, облегчающую переход к ней, обеспечивающую защиту прав на интеллектуальную собственность, безопасность финансовых и коммерческих трансакций, использование криптографии и сбор налогов.
Подводя итог, можно утверждать, что государство играет ключевую роль в становлении информационного общества как:
координатор усилий различных субъектов общества;
механизм примирения противоречий бизнеса и социальных институтов;
законодатель, способный обеспечить условия для конкуренции в информационной индустрии, юридически защитить права на неприкосновенность личной жизни и интеллектуальную собственность, определить правила функционирования систем электронной торговли, обеспечить развитие систем образования.
Роль государства заключается в установлении баланса между:
конкуренцией и регулированием;
свободой пользоваться шифрованием для защиты личной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от преступников;
свободой слова и выражений и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних.
При этом необходимо чётко разграничивать интересы государства и государственного аппарата. Контроль над последним со стороны общественных организаций и выборных органов – непременное условие демократического развития.
Информационное взаимодействие государства и общества.
Использование ИТТ в государственных органах преследует две основных цели:
Сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения, чему способствует предоставление ряда государственных услуг населению и бизнесу с помощью ИТТ, открытие массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, в том числе через создание государственными ведомствами своих «страниц» в Интернете, установление диалога с общественностью.
Повысить эффективность деятельности государственного аппарата. Здесь необходимо наведение порядка в эксплуатации имеющихся и проектировании новых государственных информационных систем. Это обусловлено их высокой стоимостью, неразработанностью чётких критериев оценки эффективности их деятельности.
Больших успехов в этом деле достигла Великобритания, последовательно проводящая политику предоставления информации и услуг гражданам со стороны государства через Интернет. Государственная информационная служба обеспечивает доступ к более чем 300 государственным организациям. Правительством Великобритании реализуются специальные программы, рассчитанные главным образом, на малый и средний бизнес, системы образования и переподготовки. Они призваны облегчить предоставление услуг деловому миру и гражданам, повысить эффективность и открытость государственного аппарата, снизить расходы налогоплательщиков.
Цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации было доступно в электронном виде. Характер, объём и содержание информации определяется путём проведения ряда пилотных проектов, что потребует значительных капитальных вложений. Капитальные затраты осуществляет частный сектор в обмен на оплату в перспективе услуг потребителями. Средства на контракты с частными фирмами на обслуживание государственных учреждений должны поступать за счёт экономии на содержание государственного аппарата.
Весьма важным вопросом по использованию информационных технологий становится определение цены государственной информации. В Канаде, например, её подразделяют на два вида:
информация, используемая широкой публикой, например, справочники, правительственные решения (бесплатная или низкой цены);
информация, которая пользуется ограниченным спросом, например, исследовательская, техническая, хранящаяся в специализированных базах данных (следует взимать средства, позволяющие компенсировать затраты на подбор и оформление информации).
В Испании реализуется проект Vereda , в котором государство предлагает гражданам информационные услуги (по вопросам страхования, финансовым услугам, развлечениям, а также в области государственного управления) через интерактивные терминалы, размещённые в общественных местах.
В Сингапуре бизнесмены могут уплачивать налоги с помощью электронных средств.
Странами семёрки реализуется проект Государство он-лайн , который преследует следующие цели:
создание условий для он-лайновой реализации традиционных государственных услуг;
широкое предоставление полностью интерактивных услуг гражданам;
использование электронной почты для замены бумажной корреспонденции внутри государственного аппарата и между государством и гражданами.
Представляет интерес опыт США, где законодательно регламентирован процесс использования ИТТ в государственных учреждениях.
Цели закона следующие:
побудить федеральное правительство к стратегическому использованию информационной технологии для достижения его эффективной работы и обеспечения наиболее оптимального соотношения стоимости и эффективности оказываемых населению услуг со стороны правительства;
стимулировать своевременное приобретение информационных технологий, обеспечивать управление и использование эффективных решений;
переориентировать систему информационно-технологического обеспечения правительства с процесса на результат деятельности;
повысить ответственность чиновников за использование информационных технологий и информационных ресурсов для поддержки деятельности их агентств;
обеспечить уровень услуг, оказываемых правительством, сопоставимый с лучшими образцами частного сектора;
предложить межведомственный подход к информационным ресурсам, доступным для общего пользования в правительстве;
снизить число мошенничеств, растрат, злоупотреблений и ошибок, возникающих при плохом управлении информационными системами;
повысить способность правительства реконструировать процессы управления до внедрения инновационных технологий;
побудить руководителей агентств составлять планы капитальных затрат и улучшать процессы до применения ИТТ;
установить единый подход к управлению информационными ресурсами с целью повышения производительности, эффективности программ федерального правительства.
Ежегодный бюджетный отчёт каждого ведомства правительства Конгрессу должен содержать сообщения о достижениях, полученных в результате инвестиций в ИТТ, с указанием, как они способствуют основной деятельности агентства.
В каждом агентстве назначается главный информационный чиновник. Он имеет следующие обязанности:
советует и оказывает помощь руководителю агентства и высшему руководству по вопросам приобретения информационных технологий и управления информационными ресурсами в соответствии с задачами, сформулированными руководством агентства;
разрабатывает, поддерживает и помогает выстраивать информационную инфраструктуру агентства;
обеспечивает эффективное проектирование и функционирование всех процессов управления информационными ресурсами.
Руководитель каждого агентства несёт ответственность за управление информационными ресурсами в целях повышения эффективности и производительности их агентств. Каждое агентство должно управлять своими информационными ресурсами, сокращая объём собираемой информации и повышая эффективность и производительность.
Любопытен также опыт Франции, где функции координации деятельности органов государственного управления в области информатики возложены на Межведомственный комитет по информатике и оргтехнике в государственной администрации. Комитет несёт ответственность за состояние дел в сфере компьютеризации государственной администрации и наделён правами:
получать от любых органов управления и государственных организаций информацию по вопросам информатизации их деятельности;
осуществлять надзор за функционированием информационных систем, используемых органами управления и государственными организациями;
вести учёт и рассматривать проблемы, возникающие в связи с компьютеризацией местного самоуправления;
способствовать внедрению межведомственных проектов компьютеризации в сфере государственного управления.
Каждое министерство и ведомство разрабатывает и представляет в Комитет свои генеральные схемы развития информационных технологий и сетей коммуникаций. Эти документы включают цели и основные направления компьютеризации управленческой деятельности министерств, планы подготовки государственных служащих к внедрению новой технологии обработки информации, оценку финансовых затрат, описание важнейших этапов разработки и внедрения проектов информатизации.
Таким образом, информационное взаимодействие общества и государства с внедрением в этот процесс ИТТ принимает принципиально новое качество, создаются условия для дальнейшего развития демократии, большей информационной независимости личности, установления контроля за деятельностью государственных органов не только со стороны других ветвей власти и СМИ, но и больших групп граждан.
Интернет во многих странах рассматривается как средство предоставления государственных услуг населению в рамках более широких проектов типа Государство он-лайн . Это принципиально новый подход, который придаёт информационным технологиям социальное измерение , способствует развитию демократии.
Экономические основания информационного общества.
Информационная индустрия и экономическое развитие
Информационную индустрию можно определить как отрасль экономики, связанную с производством, обработкой, передачей, хранением всех видов информации, созданием необходимых для этого технических устройств и технологий. Она является наиболее динамичным сектором мировой экономики, порождает продукты и услуги, существенно меняющие характер ведения бизнеса в традиционных отраслях, непосредственно не связанных с созданием, переработкой и распространением информации. Использование ИТТ во многих сферах услуг и промышленности стало совершенно необходимым элементом конкурентной борьбы и стратегического развития.
Философское значение этого фактора состоит в том, что человеческая деятельность всё в большей степени базируется на знаниях, кодифицированных в разного рода технологиях и компьютерных программах. Интеллектуализация экономической жизни требует соответствующих изменений в социальной организации общества, в сфере образования, в способах производства. Знания, зафиксированные в технологиях, компьютерных системах, становятся объективным фактором развития. Основой существования общества становятся знания, для использования которых необходимы специальные средства – информационные и телекоммуникационные технологии. Производство знаний превращается в важнейшую функцию общества, обеспечивающую выживание и дальнейший прогресс, а современные ИТТ – в средства для реализации этой функции.
Распространённое понятие информационная экономика характеризует современную тенденцию развития мировой экономики, связанную с возрастанием роли информационной индустрии, знаний в экономической жизни общества. Конечно, традиционная промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг по-прежнему преобладают в объёмах производства, но наибольшие темпы роста, доходность наблюдаются именно в отраслях информационной индустрии.
Современная информационная индустрия объединяет широкий перечень компаний и фирм, занятых производством, преобразованием, передачей информации, представленной в виде данных, текстов, графики, видеоизображения, звука. Можно выделить три отрасли информационной индустрии: производство информационного и телекоммуникационного оборудования, связь и производство содержания (информации).
В информационной индустрии происходят интенсивные структурные изменения, обусловленные быстрым технологическим прогрессом, продолжающимся повышением эффективности и снижением стоимости этих технологий.
Эти структурные изменения преобразуют информационный рынок. Появляются новые участники рынка, зачастую из других областей информационной индустрии. Например, телекоммуникационные компании выходят на рынки содержания. Глобализация электронного печатного рынка, совмещённая с дерегуляцией, обостряет международную конкуренцию на региональных и национальных рынках содержания. Затрудняется защита прав на интеллектуальную продукцию.
Развитие информационной индустрии движется не только новыми технологическими решениями, организационными слияниями, но и целым комплексом экономических факторов. Экономическая подоплёка деятельности высокотехнологичных компаний, к которым относятся производители информационных продуктов и услуг, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, та же самая, что и в других сферах. Это стремление доминировать на рынке, расширить его границы, предложить новые продукты, повысить качество услуг и товаров и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль на вложенные средства.
Чечеткин В.Д. Развитие информационного общества Лекция 3
Сафин Руслан Г
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ханнанова Т.Р.
Креативная экономика . 2009. № 3 . С. 44-48.
2.КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Евразийский юридический журнал . 2012. № 12 (55) . С. 129-135.
3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Ханнанова Т.Р.
Юридические исследования . 2013. № 8 . С. 164-193.
4.НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2011. № 4 . С. 694-708.
5.ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2009. № 5 . С. 1123-1133.
6.РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Ханнанов Р.А.
Уфа, 2006.
7.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р.
Экономика и социум . 2014. № 3-3 (12) . С. 219-221.
8.К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.
В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
Переход к постиндустриальному обществу предполагает неизбежную трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. Новые информационные интегративные технологии получают все более широкое распространение, стали основой для глобализации, существенно влияют на общественное развитие. Быстро возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения растущего числа своих потребностей.
В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах гибкости, прозрачности, политической нейтратьности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). В условиях углубления глобализационных процессов национальные правительства вынуждены реагировать на последние инфотехноло- гические достижения и тенденции для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества.
Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (Е-Government). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).
В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. В этом смысловом ряду используются однопорядковые понятия: «электронный бизнес» (E-Business ), «электронный гражданин» (E-Citizen ), «электронная демократия» (E-Democracy ), «электронное самоуправление» и др.
Модель концепции «электронного правительства» подразумевает три вида взаимодействия: между государством и гражданами (G2C - govemment-to-citizen), государством и бизнесом (G2B - government-to-business) , различными ветвями государственной власти (G2G - govemment-to-govemment).
Реализация концепции «электронного правительства» находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, необходимость перехода к электронному государственному управлению требует определенной перестройки основ административной системы, а с другой, переход к «электронному правительству» в известной степени способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда государственных служащих; борьбе с коррупцией в правительственных структурах и др.
Обратите внимание!
«Электронное правительство» целесообразно рассматривать как явление, придающее новое качество управленческим институтам, а его генезис - как своеобразный процесс их дальнейшей институализации. Само правительство также можно рассматривать как политический институт. Соответственно для его анализа необходимо использовать институциональные и неоинституциональные подходы, потенциал концепций нового государственного управления (менеджмента), теорию сетей и другие аспекты коммуникативистики, качественные (ценностные и целевые) подходы, экспертные оценки качества государственных политик и управления. Граждане (Е-Citizen) рассматриваются как потребители электронных услуг государства с соответствующими правами и обязанностями. «Электронное правительство» как бы заставляет институты работать по-новому и, создавая новые правила игры, выступает как модератор новой институциализации.
«Электронное правительство», с одной стороны, рассматривается в качестве такой технологии, которая должна усовершенствовать работу уже существующих структур. С другой стороны, оно призвано по-новому организовать систему взаимодействий между традиционными структурами федерального, регионального, муниципального уровней, следовательно, несет с собой новые институциональные правила игры.
Основные институциональные и технологические черты и характеристики «электронного правительства» формируются в зависимости от политико-экономических систем конкретных стран, властных инициатив, программ и последовательности действий по его развертыванию, вовлеченных экономических и социальных ресурсов, информационно-коммуникативных средств и др.
Анализ системы «электронного правительства» целесообразен по следующим направлениям:
Процесс становления и трансформации системы «электронного правительства» можно условно разделить на пять идеальных стадий-направлений (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Стадии становления и генезиса «электронного правительства»
Название стадии |
|
Начальное присутствие |
Характеризуется наличием сайта и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации |
Продвинутое присутствие |
Стадия развитого информационного присутствия органа власти в Интернете, измеряемого показателями наличия на сайге архивов документов (законов, постановлений и т. п.), текущей информации, баз данных (статистической и др. информации), новостного раздела, отдела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению |
Интерактивное присутствие |
Характеризуется возможностями скачивать и заполнять формы для различных услуг, наличием контактной информации и возможностями связаться с представителями правительственного органа, интерактивной взаимосвязью между всеми органами власти (и на всех уровнях) с едиными базами данных и др. |
Транзакционное присутствие |
Стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, предполагающая использование Интернета для осуществления всей транзакции - оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем, электронной подписи и т.п. |
присутствие |
Характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений - веб-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, онлайновых опросов, возможностей получить ответ на запросы по электронной почте или через вебформы (с указанием срока ответа) и подписаться на получение информации по электронной почте |
Источник : Политология: учебник для академического бакалавриата / ред. В. С. Комаровский. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 280-282.
Создание «электронного правительства» происходит в русле реформирования всей системы государственного управления. Оно предполагает большую открытость и отзывчивость; внесение конкурентных и договорных начал; создание обособленных специализированных управленческих структур с усилившейся ответственностью за результаты деятельности; повышение роли этических требований к управлению, активное взаимодействие с гражданским обществом, большую ориентацию государственных интересов на нужды и потребности граждан и др. Преимущества «электронного правительства» очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков оформления документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.
Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного правительства» необходим ряд условий. Среди них: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень «интернетизации» общества и государственных институтов; разработка рациональной концепции «электронного правительства» и создание необходимых информационнотехнологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь; «снятие» узкотехнологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства» («информационные технологии решат все проблемы»), преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.
Существует целый ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют формированию «электронного правительства». Среди них: конкуренция нового «информационно-общественного» и традиционного способов государственного управления; значительные затраты на информатизацию государственных структур управления; изменение управленческой ментальности и повышение ИКТ квалификации государственных служащих; недостаточная эффективность определенных технологических программ; проблемы обеспечения информационной безопасности, резкого увеличения объемов информации и ее оптимизации, социально-цифрового неравенства и т.д.
В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме онлайн в целом ряде стран стали доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: запросы в государственные органы, возможность проверки этапов прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов), получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию (в случае кражи или угона автомобиля) (табл. 6.3). В Республике Корее, например, официальный веб-нортал позволяет заявителю знакомиться со стадиями прохождения 54 типов обращений граждан, контролировать этот процесс в любое время.
Таблица 63
Примеры повышения эффективности управления в результате реализации электронных услуг
Тип услуги |
до реализации |
Время после реализации |
|
Бразилия |
Электронные формы документов |
Несколько дней |
|
Электронные формы для уплаты налогов |
|||
Электронная регистрация коммерческих лиц |
|||
Регистрация имущества |
Несколько дней |
||
Регистрация земельных участков |
|||
Внесение изменений в собственность на недвижимость |
|||
Справка о собственности на недвижимость |
|||
Электронная таможня |
|||
Филиппины |
Электронная таможня |
от 4 до 48 ч |
Источник : Ирхип Ю. В. Проблемы эффективности «электронного правительства» // Российское государство и социально-экономические вызовы современности // сб. статей междунар. конф. ИГСУ РАНХиГС. Т. 1. М.: Проспект, 2015. С. 41-47.
Американская и европейская модели и доминирующие теории информационно, - коммуникативных технологий несколько отличаются. В Европе в целом больший акцент делается на роль И КТ в административном реформировании и сервисе для граждан, рассматриваемых как покупателей. В США же, помимо совершенствования административной деятельности, большее внимание уделяется влиянию И КТ на политическое участие, улучшение функционирования политической системы в целом.
В принципе, каждая страна имеет свои особенности формирования, развития и реализации концепции «электронного правительства».
Известны многочисленные проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в управлении. Так, очевидна недостаточность «интернетизации» многих государств, их институтов, населения. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуются необходимые навыки. Стать подлинно «электронным гражданином» (а не только пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов. Возникают серьезные вопросы о роли «электронных администраторов», владеющих непосредственными доступами к технологическим механизмам инфокоммуникаций, похищениях информации, технологических сбоях, вирусах и т.д.
Европейский союз ввел систему постоянного мониторинга доступности и состояния следующих электронных услуг для граждан и бизнеса.
Для граждан: подоходный налог, декларирование; поиск работы через службу занятости; социальная помощь, пособие но безработице, на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы; персональные документы (паспорт, водительские права; регистрация автомобиля; подача заявлений на строительство; информирование полиции (кражи и т.д.); публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); свидетельства о рождении, браке (запросы и предоставление); подача заявлений на поступление в вузы; информирование о смене жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, заявки на лечение в конкретные места, доступность услуг в госпитале).
Для бизнеса: социальные отчисления на трудящихся; корпоративные налоги и декларирование; налог на добавленную стоимость; регистрация нового юридического лица; подача статистических данных; таможенное декларирование; получение разрешений, свя- занных с охраной окружающей среды; государственные закупки.
Первой страной в мире, принявшей закон об электронных услугах, была Финляндия (2001). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с Законом, власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью.
Официальный веб-портал Сингапура (http://www.gov.sg) объединяет все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений (на программу государство выделяет до 0,5 млрд долл, в год). Портал подразделяется на четыре взаимосвязанных направления: правительство; граждане-резиденты (постоянные жители); бизнес; нерезиденты. По ним в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из направлений 1 .
Ориентированный на потребителя подход имеет большое значение для организации работы государственных служб. В целом происходит становление модели государственного управления, ориентированной на эффективность деловых процессов, идею разграничения между политикой и практикой и умножение производственных показателей. При этом все шире используются ноутбуки и смартфоны, дающие возможность осуществлять онлайн-транзак- ции, не будучи привязанным к определенному месту.
«Электронные правительства» способствуют определенной открытости государств, соответствующей отчетности, снижению уровня коррупции и безответственности чиновников, улучшается финансовое управление. В целом, к лучшему меняется управленческое мышление. Проведение реформ в ряде стран улучшилось благодаря информационным технологиям, повышению доверия к правительству, качественной обработке нарастающего потока
данных и знаний. Деятельность «электронных правительств» предполагает быстрые и глубокие изменения в ряде правовых документов. В Республике Корее за несколько лет было изменено до 40% нормативных актов, регулировавших государственное управление и службу. В целом совершенствуется документооборот. К руководству государственными службами шире приходят, как правило, молодые кадры управленцев, возможно повышение зарплаты по конечным результатам их труда.
Вместе с тем существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуется необходимая подготовка. Стать подлинно «электронным гражданином» (а не пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления, ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов.