Авторские программы библиотекарей по пропаганде чтения. Тульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно–методической работы «Библиотека – центр чтения и формирования информационной культуры пользователей. Список использованной литературы

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

Активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

Активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

Активно популяризировать традиции семейного чтения;

Уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

Разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;

Формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

Формы поддержки чтения:

2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.

3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

Задачи:

Повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;

Возродить престиж чтения;

Приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;

Стимулировать инициативы и творчество читателей;

Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;

Сохранение традиций семейного чтения.

Основные направления популяризации чтения в библиотеках:

Популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ);

Знакомство с современной литературой;

Поддержка литературного творчества читателей;

Развитие досугового чтения периодических изданий;

Привлечение к чтению в библиотеке в целом.

3.Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.

4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.

5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15.

6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.

7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.

8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36.

9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.

10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.

11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения


В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.

Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.

Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.

На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.

Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.

Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.

Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу.

Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.

Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.

В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки


Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)


Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)

Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)


Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)




Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)

Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)

Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)





Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)





Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » (городская библиотека №2)

Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)

Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)




Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)

Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)







Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)



Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы : «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтени я: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях , блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

Насыщенная информационная программа ждала нас на Секции 3 «Публичная библиотека XXI века как институт поддержки и развития чтения: время перемен» в ЧОУНБ.


Ведущие: Вера Викторовна Ялышева, канд. пед. наук, директор Центра чтения РНБ, г. Санкт-Петербург; Наталья Степановна Шмидт, заслуженный работник культуры РФ, руководитель Центра чтения ЧОУНБ, г. Челябинск.

1. Ждет ли нас апокалипсис в новой информационной среде? – Салим Галимович Фатыхов, доктор культурологии, доцент ЧГАКИ, г. Челябинск.

Автор «Мировой истории женщины» проследил эволюцию информационной среды от наскальных рисунков к интернет-технологиям и высказал гипотезу, что на смену гомо сапиенсу сапиенсу придет гомо интернетиус – произойдет изменение генетического кода. В докладе прозвучало беспокойство о недолговечности хранения информации – 7% ссылок, опубликованных в интернет в марте 2013 года – потеряны, мертвы, бумажные источники живут дольше. Только сохраняя накопленные и структурированные знания, в том числе в книгах, человечество будет постоянно обращать их в межпоколенческое взаимодействие и межвременную память.

2. Публичная библиотека как центр книги и чтения: концептуальные подходы и практика деятельности – Вера Викторовна Ялышева, кандидат педагогических наук, директор Центра чтения РНБ, г. Санкт-Петербург.


Подчеркнув, что Челябинский регион один из лидеров в продвижении чтения, Вера Викторовна отметила, что нас окружают стереотипы, которые негативно влияют на процесс чтения и на роль библиотек в целом, например, что книги и библиотеки умрут. Хотя процессы в странах, которые дальше продвинулись в освоении цифровых технологий, говорят о другом:

Опрос, проведенный на Международной книжной ярмарке в Токио, выявил, что почти 70% японцев в возрасте от 20 до 30 заявили, что предпочитают бумажную книгу.

В Бирмингеме открыта самая большая библиотека Европы, по словам архитектора, она создавала библиотеку как духовный центр современного города.

1 августа 2013 г. Президентом Американской библиотечной ассоциации оглашена «Декларация прав на библиотеки».

Библиотеки – это культурные центры местного сообщества, где человек может комфортно находиться в пространстве книжной культуры, в пространстве чтения.

Мне понравилась мысль - хотя библиотека как социальный институт испытывает много проблем, мы должны говорить о книгах, которые есть (независимо бумажные, цифровые), представлять интересную информацию, находить интересных людей, которые будут рассказывать нужную информацию.

В заключение Вера Викторовна посоветовала прочитать «Библиотека» А.Моруа, в конце – о библиотекаре (читайте в конце репортажа) и заключила, что любое дело может делать тот человек, который любит это дело.

3. Язык как носитель культуры – Кирилл Алексеевич Шишов, кандидат технических наук, поэт, писатель, культуролог, председатель комиссии по культуре общественной палаты Челябинской обл., преподаватель ЮУрГУ, г. Челябинск.


Несколько избранных мыслей из выступления:

В русском языке есть корни, которые поражают: почитать – значит чтить, усердие – трудиться, отдавая сердце труду, одна из нравственных категорий.

Читайте Диккенса, удивительная глубина, психологическая достоверность, совесть, делают его современным.

Библиотека становится не только носителем нравственности, духовности, работая в союзе с писателем, который думает не только о прибыли (как говорили на пленарном заседании). Будем продолжать традиции сотрудничества библиотекаря, писателя, поэта, как это сложилось у нас, на Южном Урале.

4. Использование современных информационно-коммуникативных средств как инструмента для реализации литературных проектов – Ирина Марковна Аргутина, поэт, редактор международного поэтического Интернет-альманаха «45-я параллель», лауреат и финалист международных и всероссийских поэтических конкурсов,ведущий инженер ЮУрГУ, г. Челябинск.

Ирина Марковна – поэт, который создает книги и работает по популяризации книги в интернете, охарактеризовала наиболее значимые литературные порталы:

«Журнальный зал» - наиболее серьезный портал, дающий мощный актуальный срез литературы, где объединились все значимые журналы, которые представляют русскую литературу;

«Новая литературная карта России» - интересный проект с географической точки зрения, позволяющий попутешествовать по городам России, кто живет и что пишет;

«Мегалит» - евразийский журнальный портал (один из его руководителей челябинский поэт Александр Петрушкин), злободневный и акутальный, по контенту близок «Новой литературной карте России»;

«Сетевая словесность» - это литературный журнал, электронная библиотека и сетевая лаборатория литературных исследований, интерактивное издание, возможность диалога;

«45-я параллель» - поэтический альманах в том же ключе, занимается публикациями, имеет все интерактивные функции. Публикует качественную поэзию современных поэтов на русском языке. Сайт открыт и для молодых талантливых поэтов. Информационный - реагирует на литературные события регионов, познавательный – «в рубрике «Вольтеровское кресло» - встреча с поэтами, их творениями. Есть возможность прямой связи. Иногда интернет-проекты реализуются в бумажном варианте: «45-я параллель», «Дом, где тебя ждут», «Останется голос».

Сайты, которые поддерживают чтение – сайты библиотек. Смутило, что на пленарном заседании не отмечен сайт ЧОУНБ , содержательный, с дружественным контентом, трансформирующий (с блогами) виртуальное литературное общение в реальное и наоборот.

Сайт «Маргинал.ру» - ресурс, на котором представлены 3 тома Антологии современной уральской поэзии. Автор проекта – Виталий Кальпиди.

Н.С.Шмидт попросила Ирину Аргутину прочитать ее любимое стихотворение -«Одуванчики» (читайте в конце репортажа) . Очень актуальное стихотворение!

5. Интеллектуализированное оборудование для чтения: поиски XXI века: доклад-презентация – Игорь Александрович Коженкин, директор по развитию ПО «Радуга Лик», аспирант ЧГАКИ, г. Рязань.


«Радуга Лик» 14 лет занимается модернизацией библиотек по всей стране. Доклад посвящен видам оборудования, которое помогает сделать комфортным пребывание читателя в библиотеке. Информационные технологии являются помощником библиотеки, но не панацеей. Серьезные технические преобразования идут пока в библиотеках самых крупных вузов. Надеемся, что это будущее публичных библиотек. Презентации показали оборудование реальных библиотек и вызвали зависть – нам бы такое! Кстати, когда были на секции в библиотеке ЮУрГУ, вспомнили этот доклад, но об этой секции позже...

6. «Читающая Евразия»: уроки международного фестиваля – Наталья Александровна Колодина, магистр библиотековедения, начальник отдела научной библиотеки им. Е. Бекмаханова Павлодарского государственного педагогического института.

Международный фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Читающая Евразия» был посвящён 100-летию Л. Н. Гумилёва и призван активизировать интерес старшеклассников и студентов к истории Родины, к книге и чтению. Основу фестиваля «Читающая Евразия» составили четыре конкурсные программы: международный конкурс читателей «Интеллектуальный лидер Евразии»; международный конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа»; международный конкурс «Лучшая творческая работа»; международный конкурс «Лучшая библиографическая работа». Достижения – библиотека стала видимой в местном и российском библиотечном сообществе, освоили командный стиль работы, научились работать со СМИ, спонсорами и партнерами. Сложность – фестиваль по научной книге, продвижение русской культуры в иноязычной среде. В конце Н.А.Колодина пригласила на Научно-практическую конференцию с международным участием «Книга. Время. Общество» (Павлодар, 29 ноября 2013 года).

В формате Круглого стола «Чтение как осознанная необходимость» услышали выступления:

«Каков он, читатель «Белинки» 21 века?»

О результатах исследования рассказала Ольга Андреевна Викулова, методист СОУНБ, г. Екатеринбург;


«Создание мультимедийных пособий и электронных коллекций для читателей»


Мультимедийные пособия «Галерея судеб и лиц» представили Дариха Туребаевна Дюсибаева, ученый секретарь и Уркия Мухамедьяровна Рыщанова, Костанайская ОУНБ им. Л.Н. Толстого, г. Костанай;


Эмоциональное выступление о проектах в поддержку книги и чтения Челябинской ЦБС Елены Васильевны Кондрашкиной, заведующей организационно методическим отделом, всколыхнуло слушателей.

Она остановилась на проектах «Проба пера» библиотеки поселка Новосинеглазовский и «Слёт друзей Бабки-Ёжки» библиотеки № 22 им.Д.Н.Мамина-Сибиряка, в которых совместно с библиотекарями принимают участие читатели. А приведенный ею отзыв учителя литературы, что библиотека – это место, где можно услышать литературную речь, вызвал аплодисменты;


Участие библиотек в традиционном «Дне района» в этом году стало ярче благодаря автопробегу «Я живу на Урале» (инициатор издатель Марина Волкова), - рассказала Людмила Петровна Швец, директор ЦБС, с. Уйское Челябинской области;

Ирина Сергеевна Широкова, директор ЦБС, г. Касли Челябинской области кратко рассказала о практике проведения интеллектуальных игр, посвященных теме года.


И завершил насыщенный день мастер-класс «Новый формат библиотечных презентаций. Печа-куча» Марины Владимировны Мухамедьяровой, ведущего библиотекаря отдела обслуживания ЧОУНБ, г. Челябинск.


А.Моруа БИБЛИОТЕКАРЬ

Роль библиотекаря в обществе колоссальна. Он хранитель культуры, и он же посредник между продуктами этой культуры, накопленными за много веков, и людьми, которые живут и работают сегодня. Книжные богатства настолько обширны, стремительность, с которой появляются все новые и новые сочинения, такова, что ни один человек не в силах не только познакомиться со всеми книгами, но хотя бы иметь представление о тех, которые он обязан прочесть. Специалист рискует потратить целую жизнь на бесполезное повторение того, что уже сделано другими. Культура грозит утопить всякого, кто лишен руководящих ориентиров, как земледельцу, засеявшему поле слишком плодоносными семенами, угрожает опасность задохнуться посреди своего чудовищного урожая.

Вот тут-то и должен помочь библиотекарь. Умело составленная библиография, четкий каталог не дадут нам заблудиться в дебрях наших собственных знаний. Как ни велика ежегодная печатная продукция, она тотчас поглощается и ассимилируется библиотеками. С ростом количества книг доступ к ним становится все трудней, поэтому классификация должна непрерывно совершенствоваться. Прокладывать просеки в этом лесу, который скоро стал бы непроходимым, не будь библиотекарей, - задача крупных библиотек. Они же обеспечивают и сохранность всех произведений духа.

Но роль библиотекаря обычной общественной библиотеки, как бы ни был скромен ее фонд, не менее ответственна. В - массовом обществе, характерном для нынешней цивилизации, никакой прогресс, ни этический, ни индустриальный, не может считаться действительным, если он не проник во все слои населения. Библиотекарь, знающий свое дело, обеспечивает распространение прогресса. Библиотекарь оказывается своего рода фильтром между непрерывно изливающимся потоком книг и жаждой образования, охватившей массы. А это требует от него не только знания своего ремесла, но и основательной общей культуры.

Юниор чтения «Библиотека как развивающая среда нового поколения»

2.12.2015

18–19 ноября в Юношеской библиотеке Республики Коми состоялись XI Межрегиональные библиотечные юниор чтения «Библиотека как развивающая среда нового поколения».

Насыщенная программа и яркие выступления создали динамичную дружественную обстановку обсуждения профессиональных проблем, рассмотрения инновационных моделей и технологий библиотечного обслуживания молодёжи, анализа эффективных практик, опыта обновления деятельности, выстраивания социально-культурных отношений библиотеки с молодёжью.

«Молодёжь в библиотеке: пользователи или партнёры?» Этот вопрос, был вынесен в заголовок выступления Ольги Аркадьевны Винниченко, директора Юношеской библиотеки Республики Коми.

Формирование новой системы взаимоотношений библиотек и молодых пользователей, более широкое вовлечение молодежи в реализацию библиотечных программ, актуальных для молодежи проектов, создание благоприятного климата и привлекательной среды – вот основные направления изменений, происходящих в библиотеках

Порадовал блок онлайн-выступлений коллег из региональных библиотек: Вологодской областной юношеской библиотеки им. В.Ф. Тендрякова, Самарской областной юношеской библиотеки и Мордовской республиканской юношеской библиотеки.

Библиотеку как ресурсный центр творческих индустрий или среду, стимулирующую творчество, презентовал в режиме онлайн Александр Максимов, заведующий организационным отделом Самарской областной юношеской библиотеки.

Показателен путь коллег от изучения состояния, анализа ситуации до формирования направлений преобразования, развития и способов их реализации. Система и разнообразие предложений библиотеки, ориентированных на интересы молодежи, и результаты работы по проектам «Креативная лаборатория», «Арт-мастерские», «Арт-коллаборация», «Поэтическая мастерская», «Поэзия в инфографике», «Грувология», «Комикс-клуб», «Мастерсая коллажа», «Люди и книги», вошедших в программу «Культурная эволюция», произвела на коллег большое впечатление.

Потенциалам, возможностям и практике развития библиотеки как среды для чтения и позитивной самореализации молодёжи посвятила свое онлайн- сообщение Наталья Геннадьевна Кулясова, зав. методико-библиографическим отделом Мордовской республиканской юношеской библиотеки.

Объём и масштаб, проделанной коллегами работы, заслуживает уважения. Заинтересовали проекты по продвижению книги и чтения, библиотеки в виртуальном пространстве: «Пусть книга всех объединяет», «Библиотека – online», проект молодежной творческой мастерской «Хобби XXI век», акция «100 книг писателей Мордовии», флеш-моб «Вечно Ваш, Сергей Есенин!», промоакция «Литературное лето – 2015».

Принципы создания, реализации и продвижения библиотечного межрегионального интернет проекта. «Имена писателей в названиях улиц» преподнесла в онлайн-выступлении заведующая инновационно-методическим отделом Вологодской областной юношеской библиотеки им. В.Ф. Тендрякова Татьяна Николаевна Новых.

Участники конференции согласны с вологодскими коллегами, которые считают, что подобные сетевые проекты могут стать действенным инструментом для профессионального развития библиотечных специалистов, выступая в качестве мастерской для изучения и использования интернет сервисов в работе по популяризации книги и чтения.

О работе библиотечной площадки российско-норвежского культурного форума, о библиотеках и библиотекарях Норвегии, месте библиотеки в жизни местного сообщества, проектах по продвижению чтения поделилась наблюдениями, впечатлениями, размышлениями Елена Александровна Корякина библиотекарь отдела электронных ресурсов «Смайлик» Национальной детской библиотеки РК им. С.Я. Маршака.

Использовать все возможные средства для возрождения интереса местного сообщества к книге, чтению, разрушать имидж консервативной и скучной, расширять пространство в виртуальной среде стремятся сегодня библиотеки.

Путешествие по сайту и группе в «ВКонтакте» Национальной библиотеки Республики Коми провела Елена Анатольевна Лобанова, редактор отдела маркетинга и рекламы. 12 советов от опытных коллег были полезными для тех, кто только осваивается в виртуальной среде, помогут наладить эффективную работу сайта, укрепить связи с виртуальными пользователями, волонтерами, друзьями библиотеки.

Выступления специалистов ЦБС республики, посвящённые новому взгляду, поиску подходов и реализации идей по привлечению молодёжи в библиотеку, выстраиванию отношений и продуктивного взаимодействия с молодыми пользователями дополнил и ярко проиллюстрировал усилия коллег.

Особо актуальным стал опыт организации молодёжных центров, зон, пространств, формирования позитивного имиджа библиотеки в молодежной среде, поиска творческих и креативных подходов к решению задач обслуживания молодежи, освоения инновационных форм для последующего обновления деятельности.

Людмила Валерьевна Обрезкова, зам. директора по работе с детьми Центральной библиотеки им. А.Е. Ванеева Удорской ЦБС, рассказала о зарождении и реализации проекта по созданию центра для молодёжи и юношества «Перекрёсток» при Центральной библиотеке им. А.Е. Ванеева.

В сообщении Ольги Ивановны Кызьюровой, зам. директора по работе с детьми Эжвинской ЦБС, «50 оттенков оранжевого или один год из жизни юношеской кафедры» факты, сменяя друг друга, высветили один год из жизни юношеской кафедры: успехи, трудности, проблемы, находки, советы тем, кто намерен, перестраивать свою работу с молодыми людьми.

«Арт-клуб» Специальной библиотеки для слепых Республики Коми им. Луи Брайля, объединивший начинающих фотографов, художников, творческие мастерские, театральную студию, чтецов, певцов, помог выявить талантливых людей. Главный библиотекарь Лариса Вячеславовна Игонина представила проект «Краеведческий арт-поезд», который стал территорией творчества и общения, а выезды с выступлениями в социальные учреждения города и районов – отличной возможностью рассказать всему миру о себе своих радостях и чувствах.

Опыт сотрудничества с Домом – школой № 1 им. А.А. Католикова презентовала Светлана Николаевна Пешкилева, библиотекарь библиотеки – филиала № 9 ЦБС г. Сыктывкара. Как много можно сделать вместе! Выставки творческих работ, встречи с ветеранами, игровые краеведческие программы, акция «Библионочь» – познавательно, интересно, увлекательно для всех пользователей библиотеки.

Презентация ведущим библиотекарем Ольгой Георгиевной Карловой, молодёжной патриотической акции «Будем помнить их имена», реализованной в Трактовской сельской модельной библиотеке-филиале Княжпогостской ЦБС – яркий пример того, как сотрудничество помогло создать бесценный для местного сообщества ресурс о земляках-участниках Великой Отечественной войны. Результатом поисковой работы молодёжи и жителей посёлка Тракт стало создание в библиотеке сборника «И мужество как память пронесли» о земляках – участниках Великой Отечественной войны, проведение акции «Письмо в будущее».

Библиотеки Койгородского района и молодёжное движение «КОМИ» придумали акцию «Звездочка памяти» по реставрации звездочек и установке новых на домах участников Великой отечественной войны.

В Год литературы реализуются совместный видеопроект «Читаем детям» с целью донести до взрослых идею, что читать детям вслух необходимо и увлекательно. Взрослые читают на камеру детскую книгу: стихи или прозу, на русском и коми языке. Уже создано 10 видеороликов, в планах еще несколько. Итогом станет диск, который передадут в детское отделение больницы. «Вместе интересней!», – подвела итоги Евгения Павловна Гачко, заведующий методико-инновационным отделом Койгородской ЦБС».

Сотрудничество с волонтерами открывает перед библиотекой новые возможности, благотворно сказывается на активизации её деятельности.

О вовлечении молодёжи и волонтёров в деятельность библиотеки и её завидных результатах говорила Юлия Олеговна Головкина, ведущий библиограф Интинской ЦБС. «Игротеки», «Праздники двора», дворовые акции «Библиоостров», «Библиосумерки», презентации творчества молодых талантов стали успешными благодаря волонтерам, которые вносят свои идеи и делают библиотечные мероприятия ярче. Они не только привлекают внимание к библиотечной жизни и приобщают к ней все новых и новых людей, но и лишний раз доказывают, что библиотека в наши дни все-таки востребована.

«Нам вместе интересно!», – убедительно констатировала и Ольга Ивановна Кочанова, зав. информационным отделом Усть-Куломской ЦБС и подтвердила свои слова презентацией о цикле межрайонных онлайн-игр, молодёжной библиозарнице, акции «Библионочь», районном информационном молодежном образовательном форуме, которые состоялись благодаря мощной поддержке волонтёров.

Акция «Напиши письмо солдату», Библиосумерки, «Летняя библиополяна», квест-ориентирование «Здесь край мой – исток мой», посвящённое 85-летию поселка, – все эти события состоялись в жизни библиотеки-филиала № 5 Сыктывкарской ЦБС благодаря активному участию волонтёров.

По словам ведущего библиотекаря Натальи Владимировны Моховой, «волонтёры заслуживают теплых слов благодарности и похвалы за то, что любовь к чтению и книге не ослабевает, а дружба с библиотекой становится еще крепче».

Большой интерес вызвали первые итоги республиканского исследования ЮБРК «Мир чтения молодёжи Республики Коми», в котором участвовали 13 ЦБС республики, прозвучали в сообщении научного сотрудника ЮБРК Татьяны Олеговны Пономарёвой. «1000 и одно откровение о литературе» нашли отражение в анкетах молодых пользователей библиотек республики. Ответы на вопросы очень разные традиционные, оригинальные, нестандартные, шутливые, курьёзные… Каждая анкета дала штрих к коллективному портрету молодого читателя. Но это только наброски, исследователей ждёт ещё масса работы.

Заключительной нотой первого дня стал показ спектакля «Всё не так!». Режиссёр-постановщик Сергей Шестаков – сотрудник ЮБРК – перед премьерой рассказал о библиотечном театре как способе приобщения молодёжи к культуре и чтению, о работе Студии театра и кино БЭТ при Юношеской библиотеке.

Игра актеров порадовала всех! А Марина Колтакова, сотрудник Прилузской ЦБ, пригласила студию «БЭТ» с гастролями в Прилузский район.

Второй день был наполнен прикладной информацией, преподнесённой специалистами ЮБРК:

• участники узнали о правилах создания и возможностях использования прессклиппинга (Шучалина Светлана Васильевна, заведующий информационно-библиографическим отделом), • о доступе к электронным ресурсам «ЛитРес» и широких бесплатных возможностях для пользователей (Тушканова Елена Анатольевна, главный библиотекарь отдела абонементов).

Выступление Виктории Юрьевны Мальцевой, зав. сектором читального зала Сыктывкарской ЦГБ «Библиоквесты: увлекательно, занимательно, интересно» предваряло показательную экскурсию в форме квеста «Библиохаос», подготовленную специалистами ЮБРК (Елена Анатольевна Тушканова, главный библиотекарь и Дина Васильевна Ануфриева библиотекарь отдела абонементов).

Живой интерес и активное участие в необычной экскурсии-квесте позволили участникам увидеть еще одну грань этой формы, способной преобразить экскурсию в увлекательную и полезную игру.

На мастер-классах «Коллаж – многообразие возможностей» (Ирина Иосифовна Касилова, специалист по выставочной работе), «Кубик в кубике» (Ольга Владимировна Тарачёва, главный библиотекарь отдела чтения и досуговой деятельности) и «Творим из ничего. Фантазии в стиле…» (Евгения Феликсовна Петрунёва, библиотекарь отделов абонементов) коллеги с энтузиазмом осваивали правила оформления необычных художественных коллажей, методику создания «кубических героев», приёмы сотворения полезных и приятных вещей из бросового материала.

Юниор чтения, наполненные деловыми слушаниями, прикладными занятиями, общением, знакомствами, завершились обменом взглядами и впечатлениями.

Примечательно, что заметно помолодел контингент участников, информативными стали выступления, новое поколение молодых библиотечных специалистов с завидной уверенностью делится опытом и впитывает креатив.

Коллеги выразили мнение, что Юниор чтения помогли определить приоритеты, увидеть точки позитивных перемен в сотрудничестве с молодым пользователем, получить заряд позитива для рождения идей, инновационных решений, оригинальных проектов и эффективных форм.

О.С. Мищенко,
главный библиотекарь Юношеской библиотеки Республики Коми

Библиотека как организационный центр

по поддержке и развитию чтения.

Создание среды для формирования читателя-ребенка является одной из сложных проблем в отечественном и зарубежном библиотековедении .

Рассматривая библиотечную систему чтения как социальный институт, с точки зрения системного подхода можно выделить ряд элементов, отражающих ее характеристики:

    библиотечный фонд,

    контингент абонентов,

    библиотечный персонал,

    материально-техническая база.

Необходимо отметить, что специализация данн ой системы диктует определенные требования в отношении её системообразующих характеристик. В условиях негативного влияния современной социокультурной и информационной ситуации, кризиса чтения, ослабления роли книги в семейном воспитании, неподготовленности родителей к участию в воспитании и развитии детей как читателей особенно актуальным становится совместное библиотечное обслуживание родителей и детей.

Сложность ситуации заключается в том, что семья, пережив ряд реформаторских изменений государственного масштаба, также находится в кризисном состоянии. Все это не могло не сказаться на процессе организации семейного чтения, формировании ребенка как читателя. Семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Некоторые родители мало читают или не читают вообще. Следовательно, учитывая сложившиеся обстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Решение сложных вопросов семейного чтения только библиотекой или только внутри семьи невозможно, так как их деятельность имеет локальные задачи и не позволяет в контексте системы решить обозначенные нами проблемы. В связи с этим очевидна необходимость изучения взаимодействия библиотеки семейного чтения и семьи в решении проблемы формирования ребенка-читателя.

Поэтому сегодня очевидна необходимость полномасштабного изучения в свете системного подхода основополагающих элементов системы «ребенок - семья -библиотека», что позволит выявить слабо изученные связи между ними, а также определить условия их эффективного взаимодействия, оптимизировать совместную деятельность семьи и библиотеки в формировании личности юного читателя.

Цель исследования: определить роль взаимодействия библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя, на основе реализации проекта «Семейное чтение – возрождая традиции».

Гипотеза исследования : взаимодействие семьи и библиотеки в воспитании ребёнка будет эффективным, если:
- изучить состояние и тенденции развития чтения и читательских интересов у семей путем опроса, анкетирования,
- предложить новые направления и содержание совместной работы библиотеки и семьи по развитию культуры семейного чтения.
Достижению поставленной цели и подтверждению выдвинутой гипотезы способствует решение ряда задач.

Задачи исследования:

    Рассмотреть феномен читающего ребенка с позиций социально-культурного подхода и выявить возможности взаимодействия библиотеки семейного чтения и семьи в процессе развития читающего ребенка ;

    Проследить влияние семьи и библиотеки на формирование читателя-ребенка с внедрением проекта «Семейное чтение - возрождая традиции» на базе МОБУ СОШ №27

    Осуществить внеклассную работу в рамках кружка по чтению

«Круг чтения: уроки справедливости и добра»

Объектом исследования является коммуникативная система «ребенок - семья - библиотека». Первый из них - ребенок, родовой элемент данной системы. Второй элемент системы - семья, в которой закладываются основы читат ельской деятельности ребенка. Третьим элементом системы является библиотека, которая осуществляет поддержку системы и обеспечивает её функционирование.

Предмет исследования - формы взаимодействия библиотеки и семьи в формировании читателя-ребенка .

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются системным подходом в воссоздании целостной картины взаимодействия библиотеки и семьи для формирования ребенка-читателя. Предлагается характеристика развития представлений о читателе-ребенке в семье, а также в библиотечной теории и практике в соответствии с социокультурными изменениями , выявлены тенденции и факторы, определяющие формирование библиотек семейного чтения и их связь с семьей.

Практическая значимость. На основании выявленной системы взаимодействия библиотек семейного чтения и семьи можно судить о развитости библиотек данного вида с точки зрения их соответствия общественным потребностям, что позволит принимать управленческие решения по развитию подобных структур. Представленная теоретическая модель позволяет увидеть на практике проблемы и формирования читательской культуры.

Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно - коммуникативними технологиями.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая учащимися во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащимися класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. И решить эти проблемы и задачи помогает проектная деятельность.

Проектная деятельность нравится учащимся (скорее всего, само слово «проект»). В конце каждого учебного года классы защищают проект, который они реализовали в течение учебного года. Это были разные проекты: «Моя домашняя библиотека», «Любимые герои прочитанных книг», «Волшебный мир сказки » и т.д. «В прошлом учебном году учащимся было предложена тема: «Великая Отечественная война в моей семье». Ребята выполняли этот проект вместе с родителями. Учитывая, что нынешние родители молодые - второе поколение – работа была полезной, нужной для всех. На выступлении всем понадобилось больше времени. Каждый хотел рассказать о своём родственнике. Потом дети делились впечатлениями от этой работы: интересно, узнал новое, пришлось прочитать много необычного и т.п. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Фотовыставка: «Моя библиотека». Какой гордостью и радостью светились глаза детей, когда выступали их родители! Такая же реакция была и у взрослых. Такие встречи рождали особую доверительную атмосферу общения и духовную близость между поколениями Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

Корякина Альбина Афанасьевна.

Педагог - библиотекарь

МОБУ СОШ №27

2017 год

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

Активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

Активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

Активно популяризировать традиции семейного чтения;

Уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

Разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;

Формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

Формы поддержки чтения:

2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.

3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

Задачи:

Повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;

Возродить престиж чтения;

Приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;

Стимулировать инициативы и творчество читателей;

Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;

Сохранение традиций семейного чтения.

Основные направления популяризации чтения в библиотеках:

Популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ);

Знакомство с современной литературой;

Поддержка литературного творчества читателей;

Развитие досугового чтения периодических изданий;

Привлечение к чтению в библиотеке в целом.

3.Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.

4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.

5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15.

6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.

7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.

8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36.

9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.

10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.

11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения


В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.

Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.

Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.

На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.

Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.

Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.

Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу.

Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.

Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.

В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки


Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)


Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)

Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)


Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)




Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)

Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)

Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)





Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)





Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » (городская библиотека №2)

Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)

Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)




Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)

Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)







Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)



Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы : «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтени я: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях , блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».



Случайные статьи

Вверх