Какой возраст самый мудрый почему. Ученые доказали, что мудрость приходит с возрастом. Продолжение смотрите в книге «Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст» Андре Алеман

Если кто-то спросит меня, кого я считаю мудрым человеком, я назову Кофи Аннана, бывшего генерального секретаря ООН и обладателя Нобелевской премии мира. Я никогда не встречался с ним в жизни, но в СМИ он всегда выглядел тактичным и дружелюбным. В 2007 году спорные выборы в Кении привели к массовым беспорядкам. Официальные подсчеты показали, что действующий президент Мвай Кибаки набрал 47% голосов, в то время как его соперник, лидер оппозиции Раила Одинга, - только 44%. Но не все поверили в эти результаты. Представители обеих партий спровоцировали беспорядки среди своих сторонников, представляющих разные племена. Сотни людей погибли. Кения долгое время была одной из самых стабильных и процветающих стран Африки и привлекала тысячи туристов в год. После выборов на ее территории появились линчеватели, и многие в панике бежали из страны. Для примирения сторон и решения проблемы мирным путем был срочно вызван председатель Африканского союза, президент Ганы Джон Куфуор. Однако ему не удалось посадить соперников за стол переговоров. Тогда в конфликт вмешался Кофи Аннан, которому на тот момент было почти 70 лет. Он создал проект соглашения между участниками событий и собрал коалиции — онное правительство, где президентом остался Кибаки, а Одинга занял должность премьер-министра. Чтобы объединить людей в таких обстоятельствах, нужно быть очень мудрым.

Но даже мудрецы не способны совершить невозможное. Кофи Аннан не сумел убедить иракского лидера Саддама Хуссейна сотрудничать с секретными службами США.В феврале 1998-го он проговорил с Хуссейном три часа, пытаясь его переубедить «В конце концов, у меня не было другого оружия, кроме убеждения и благоразумия», - скажет позднее Аннан. На переговорах с разными политическими лидерами Аннан пытался смотреть на ситуацию их глазами и находить такие аргументы, с которыми они бы согласились. Это очень важная составляющая мудрости: используя накопленные знания и принимая во внимание разные точки зрения, выдвигать предложения, которые в дальнейшем приведут к позитивным изменениям.

Во всех культурах мудрость ассоциируется с опытом и основывается на знаниях, полученных в прошлом. Во время пребывания в резервации коренных народов США в Аризо не американский психолог Луис Гозолино встречался с вождем племени, называвшим себя Мистер Джон. «Его блестящие глаза были в окружении множества морщин, - писал Гозолино. - Я предположил, что ему около 80 лет». В ответ на вопрос о мудрости Мистер Джон сказал, что она состоит из историй его предков, служащих связующей нитью между поколениями. Мистер Джон верил, что люди должны объединяться и жить вместе, и в их резервации таким объединением являлось племя. Он говорил, что молодежь нуждается в руководстве, чтобы сделать правильный долгосрочный выбор для себя и других, выбор, означающий, что они будут окружены любовью и дружбой. Люди вокруг вас - это богатство вашей жизни.

Слова Мистера Джона диаметрально противоположны лозунгу, размещенному на постерах в некоторых американских университетах в 1980-х годах: «Знание прошлых поколений больше не действительно». И правда, многие научные наработки с годами потеряли свою ценность, мы приобрели новые знания. Но являются ли мудрость и знания одним и тем же? Сейчас молодые люди активно получают высшее образование и пользуются СМИ. Прежде чем вы узнаете о чем-то, они уже все найдут в интернете. Но мудрость - это скорее решение сложных жизненных проблем и умение действовать в трудных ситуациях, так что возраст открывает перед нами весьма заманчивые перспективы.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов.

Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться.

Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луиза Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответил Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия.

В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Библия также связывает мудрость и возраст: «Мудрость в веках; и в длительности дней понимание». Христиане верят, что истинная мудрость приобретается в отношениях с Богом - источником всей мудрости. Святой Августин различал два вида знания: sapientia, относящееся к вечной действительности (мудрость), и scientia - знание мира природы и материального мира (мы называем его наукой).

Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н.э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас».

Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н.э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости. Американский психолог Дуглас Пауэлл, в ходе своего исследования опросивший более 300 пожилых людей, называет смирение «даром опыта». В течение своей жизни люди испытывают моменты разочарования, совершают ошибки и упускают возможности. Эти неудачи исследователями и психологами описываются как «обстоятельства, приводящие к мудрости».

Другая восточная работа по данной теме - Дао Дэ Цзин, китайская рукопись, один из важнейших даосских текстов, датирующийся приблизительно VI веком до н.э. В нем интуиция и сострадание расцениваются не как причина, а как путь к мудрости. Позже философ Конфуций (551–479 год до н.э.) призывал своих последователей улучшать мир, предупреждая, что начать они должны с себя: «Знать, что вы знаете, и знать, что вы не знаете, вот истинная мудрость». Концепция ограниченной природы нашего знания приводит к текущему пониманию мудрости, которая часто наблюдается у пожилых людей как результат их способности видеть вещи в перспективе. Например, 73-летняя Джоанн не верит, что ее умственные способности ухудшились за прошедшие несколько лет. Она отмечает, что интеллект - не мудрость и что за свою жизнь она стала мудрее. Теперь любой ее выбор хорошо продуман, потому что она лучше понимает преимущества и недостатки, идущие вслед за ее решением. «Сейчас я не так уверена, что всегда делаю правильный выбор, - говорит она. - Но это не так уж и важно»

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он можетредставить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным. Представьте, что вам 12 лет, и ваш мобильный телефон не работает. Ваша первая мысль - батарея разряжена; следующая - он сломался, потому что вчера вы уронили его в воду. Вы проверяете свою первую догадку, перезаряжая батарею, и, если это не сработало, приходите к заключению, что верна вторая теория. Однако пожилые люди мыслят точно так же, кроме, пожалуй, сложных ситуаций, где полезным оказывается прошлый опыт, например при получении ипотеки. Однако в случае новых, искусственных задач, какие нередко предлагаются в психологических экспериментах, пожилые люди фактически находятся в невыгодном положении, потому что они тратят больше сил на концентрацию и работу оперативной памяти - как раз на те вещи, что ухудшаются с возрастом.

Тем не менее существует форма мышления, которая с возрастом становится лучше. Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации.Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Другой пример задачи, где постформальные операции проявляются ярче всего, - дилемма Гарольда и Ханнеке.Гарольду и Ханнеке недавно исполнилось 68, и скоро они собираются отпраздновать сороковую годовщину свадьбы.Они понимают, что должны думать о будущем, и решают, стоит ли и дальше жить в просторном доме, где выросли их дети. Гарольд хочет продать дом и переехать в роскошную квартиру в жилом комплексе для пенсионеров с развитой инфраструктурой, расположенной недалеко от остановок общественного транспорта, которым они будут пользоваться, когда не смогут водить машину. Ханнеке не нравится эта идея. Она хочет остаться в доме и перестроить его под их новые физические потребности. Установить поручни в ванной, переделать большую комнату на первом этаже в спальню. Гарольд и Ханнеке думают, что они должны обсудить все преимущества и недостатки обоих планов друг с другоми со своими взрослыми детьми. Тот факт, что они не торопятся с решением, взвешивают все за и против и обдумывают каждый шаг, говорит нам, что быстрый, логический ответ не для них. Они мыслят постформально.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых.

Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Продолжение смотрите в книге «Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст» Андре Алеман.

Социологи из британского центра исследований объявили, что выяснили, какой возраст в жизни человека самый лучший . Раньше эта цифра называлась очень приблизительно - между 25 и 60 годами. Теперь же ученые, расспросив 2 тысячи респондентов в возрасте от 40 лет и старше, обнаружили, какой возраст люди посчитали самым счастливым для себя, а также какие ключевые факторы делают человека счастливым на разных этапах жизни.

Вопрос самого счастливого времени в жизни интересовал исследователей и раньше. Например, в 2013 году психологи из Лондонской школы экономики на базе анкетирования 20 тысяч людей из разных стран мира просчитали, что в судьбе каждого среднестатистического человека есть два «пика счастья» - 23 года , когда человек молод, лишен негативного опыта и полон надежд, и 69 лет , когда он накопил жизненную мудрость и знает цену вечным ценностям. Немного раньше британские социологи указали в качестве «возраста счастья» цифру 58 - именно ее чаще всего называли в опросе большинство из 1000 пенсионеров старше 60 лет.

Как утверждают авторы свежего исследования, большинство взрослых людей называют максимально счастливым возрастом 34 года , так как к этому моменту обычно тот, кто хотел, уже сумел реализовать себя: создать семью и родить детей, получить образование, достичь успехов в карьере и отложить определенный капитал. Впрочем, соглашаются ученые, чувствовать себя счастливым можно в любом возрасте, только причины для этого будут отличаться. Какие же факторы наиболее ценны для основных возрастных категорий?

20 лет и старше

  • Молодость и здоровье.
  • Меньше ответственности и больше свободы, чем у старшего поколения.
  • Большинству людей нравится своя внешность.
  • Многие женятся.
  • Все заработанные деньги можно тратить на себя.
  • Встреча с первой настоящей любовью, самые трогательные свидания и бурные романы.
  • Все близкие еще рядом.
  • Рождение первенца.
  • Множество отношений с интересными людьми.
  • Время активных путешествий.

30 лет и старше

  • Счастье видеть, как растут дети, и воспитывать их.
  • Встреча с настоящей любовью.
  • Приходит умение ценить мелкие радости жизни.
  • Путешествия приобретают новый вкус.
  • Вырабатывается умение принимать правильные решения.
  • Подъем по карьерной лестнице, хороший заработок.
  • Осмысленное вступление в брак.
  • Получение новой работы или смена профессии.
  • Приобретение собственного дома.
  • Переезд на новое место жительства.

40 лет и старше

  • Ощущение внутренней гармонии.
  • Наслаждение семейной жизнью.
  • Встреча со своей любовью.
  • Совершенствование родительского опыта, времяпрепровождение с подросшими детьми.
  • Опять появилось время для себя, хобби и увлечений.
  • Ощущение себя успешным человеком.
  • Удалось отложить сбережения, обеспечить материальное благополучие.
  • Вступление в брак (для многих - повторно) или начало жизни «с чистого листа» после развода.
  • Переезд в новый, более просторный дом.
  • Забота о здоровье и внешнем виде принесла плоды: удалось похудеть, привести себя в форму.

50 лет и старше

  • Достижение финансового и психологического комфорта.
  • Работы стало меньше, а времени на себя - больше.
  • Снова можно путешествовать.
  • Появление внуков.
  • Дети начали жить самостоятельно.
  • Вступление в брак.
  • Выход на пик карьеры.
  • Избавление от прежних болезней или вредных привычек.
  • Празднование «круглых» годовщин семейной жизни, встречи с родными и близкими.
  • Ощущение себя в хорошей форме, когда сочетаются жизненный опыт и энергия.

60 лет и старше

  • Выход на пенсию.
  • Возможность путешествовать, самостоятельно выбирая маршруты.
  • Появилось время сосредоточиться на собственных хобби и интересах.
  • Можно работать только ради собственного удовольствия.
  • Пришло умение ценить каждый момент в жизни.
  • Наконец можно расслабиться: больше никому ничего не надо доказывать.
  • Можно получать новые знания, искать единомышленников по увлечению.
  • Появление внуков или правнуков.
  • Есть время уделить должное внимание своему здоровью.
  • Вступление в брак.

Что примечательно, один из ключевых факторов счастья - любовь и брак - вспоминали представители всех возрастных категорий, правда, значимость романтических чувств оценивали по-разному. Еще интересная деталь: большинство опрошенных отметили, что, хоть чувство ностальгии по событиям молодости у них достаточно сильное, но с возрастом они все же стали более счастливыми.

Тех, кто посчитал себя вообще несчастными в жизни, оказалось немного - всего 10% от общего количества. Почти половина опрошенных оценили свою жизнь в целом как счастливую, еще примерно 40% отметили, что было всего поровну. А одним из важнейших секретов счастья, согласно выводу ученых, является умение ценить радости каждого возраста , не жалеть об упущенных возможностях и не мучить себя воспоминаниями о допущенных ошибках...

    как следствие, мудрость определятся не возрастом.

  • Не встретил здесь еще не одного мудреца. Есть интересные философы с нестандартным восприятием, кажется это потолок.
    Мудрость - она проявляется в житейских аспектах бытия либо же в аскетизме. Третьего варианта - нет. Остальное - показушная потуга, как правило.

    вода океана - она мудро содержит в себе информацию обо всём, что когда-либо происходило на Земле.

    В данном случае мудрее будет тот, кто не поленится и поищет ответ в интернете =) А вообще задачка хорошая. Только боюсь, что никто даже думать не станет над ее решением.

    ну так, как я в нашей паре один, то я мудрее:)

    мудрость не в Вопросах, а в умении -этот вопрос преподнести


    Если ты про свои вопросы, то отвечаю с моей точки зрения.

    Вопросы часто хорошие, но... Они часто настолько стилистически безграмотно преподнесены, что на них отвечать сложно. К тому же, ты свои вопросы часто дублируешь.
    Вот, например, вчера (?) ты задал череду вопросов про политику. А всё это можно оформить одним вопросом. Отвечать одинаково дважды тоже не все любят. А создать вопрос, а потом опрос из ожидаемы тобой ответов тоже.. странно. Выглядит так, что ты ждёшь только определённых ответов. А если так, то к чему вопросы, если опросом можно обойтись?

    Ещё недавно видел опрос у тебя с вариантами ответа - два ютубовских ролика. Хотя стилистически в ответы напрашивались ответы типа "да","нет".

    Вдобавок, ты большинство вопросов и так дублируешь ещё и латышском разделе. Опять лишние повторы... Что будет хорошо звучать по-латышски, не обязательно будет так же звучать по-русски.

  • Фиг знает.. время покажет. Иногда кажется что молодой бог, а проходит месяц-другой и думаешь, блин какой же я был наивный. Или глупый..

Во всех культурах мудрость ассоциируется с опытом и основывается на знаниях, полученных в прошлом. Но являются ли мудрость и знания одним и тем же? Сейчас молодые люди активно получают высшее образование и пользуются СМИ. Прежде чем вы узнаете о чем-то, они уже все найдут в интернете.

Андре Алеман, нейропсихолог и автор книги «Мозг на пенсии» , уверен, что мудрость - это скорее решение сложных жизненных проблем и умение действовать в трудных ситуациях, так что возраст открывает перед нами весьма заманчивые перспективы.

Что такое мудрость

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов.

Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Сначала надо определиться с понятием мудрости, - .

Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться, юмор.

Хотя обычно юмор не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луиза Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году.

«А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их гармоничны.

Мозг, позитив и обучение пожилых

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга.

  • Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений.
  • Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем.
  • В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции.
  • И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Области мозга, относящиеся к мудрости. Рисунок из книги

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок.

Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе.

Не торопитесь

Как ни парадоксально, но, возможно, все это - результат более медленной работы головного мозга, вследствие чего пожилые люди менее импульсивны.

И поскольку принятие решения занимает у них больше времени, они получают больше информации, на основании которой и делают выбор. Кроме того, пожилые люди используют оба полушария, что помогает достигать отличных результатов.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить.

Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать).

Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом, - .

Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач.

Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. На самом деле старость - не такая уж и страшная штука. Просто человечество зациклилось на интеллекте и познавательных способностях. Но ведь это не самое главное в жизни. Правда же?..



Случайные статьи

Вверх