Правильное оформление сценария. Как написать сценарный план ролика или фильма. Мы не передаем Вашу контактную информацию без Вашего на то согласия

В XXI веке большая часть людей из цивилизованных стран смотрит фильмы или сериалы. Если вы находитесь на этом блоге, то скорее всего и вы тоже любите их смотреть. Многие из нас хоть раз задавались вопросом: «Всё здесь неправильно! Я бы сделал совсем иначе!» , но зачастую этот возглас так и остается лишь словами.

Но не хотите ли вы по-настоящему погрузиться с головой в удивительный мир захватывающих историй и удивительных персонажей?

Еще в детстве я задался этим вопросом, и, в конце концов, оказался на режиссерском отделении киношколы. Там я принялся упорно писать сценарии, набирать опыт, снимать короткометражные фильмы, постоянно развиваясь.

В чем же состоит мое предложение? В том, что я приглашаю нас вместе взглянуть на этого дикого зверя под названием «сценарий». Ведь он такой большой и страшный. Как нам его приручить? И как в этой борьбе ненароком не уничтожить его живую суть? Вот предмет нашей беседы.

С чего не надо начинать писать сценарий к фильму!

Итак, в какой-то неожиданный момент вам в голову пришла гениальная мысль - хочу написать сценарий! Но с чего же начать? Нас поразило побуждение действовать, но что писать - мы понятия не имеем.

Я считаю, что на первом этапе - это пустая трата своего времени. Почему? Я сам читал эти книги перед поступлением в институт, и вообще прежде, чем написал самостоятельно хоть одну строчку сценарного текста. К чему это привело? Да ни к чему не привело.

Вооруженный до зубов такими терминами как «макгаффин», «катализатор действия», «первое поворотное событие» и пр. ты садишься и... и почему-то всё равно не знаешь, что надо писать!

А все потому, что не стоит забивать голову такими книгами, по крайней мере, пока вы не написали самостоятельно пару сценариев и не набьете шишек на своем опыте. Хотя «Историю на миллион долларов» всё равно стоит прочитать после своих творческих мучений.

Но это будет потом. Когда-то, когда уже хотя бы парочка десятистраничных аккуратно отформатированных стопочек текста с названиями будут лежать завершенными.

Что же может помочь написать сценарий к фильму на первых порах?

Для начала нам нужно сделать изначальный рывок. Неужели нужно ждать вдохновения? Безусловно, без вдохновения работать очень трудно. В определенной степени это топливо сценариста. Но только я категорически против позиции, что его нужно ждать.

Возможно вдохновение – это составляющая таланта? Можно и так сказать, но подобное определение было бы несколько высокомерным. Значит, талантливый может написать, а не талантливый не может.

Научиться писать профессионально и качественно может каждый!

Поверьте, каждый сможет написать крепко сделанное произведение. Это лишь вопрос упорной подготовки и практики.

На первом курсе мне потребовалось написать 18 короткометражных сценариев, чтобы начать понимать что-то в сценарном мастерстве. Как минимум половина этих работ не выдерживает никакой критики, и иначе, как полная ерунда, я не могу их охарактеризовать. Но каждый из этих коротких метров продвигал меня на сантиметр вперед в понимании того, как следует конструировать кино.

Но вернемся к вдохновению. Его необязательно ждать (хотя бывает, оно сваливается на нас, как кирпич на голову). Его можно у себя вызвать. С моей точки зрения, вдохновение - это вылезающее на поверхность наше подсознание.

Ведь чтобы облечь вдохновение в конкретную форму, мы используем какие-то слова, описываем какие-то события, создаем каких-то персонажей. Всё это не может возникнуть из вакуума. Это не марсиане спускают нам информацию путем гамма-излучения. Это подсказывает наше подсознание, обращаясь к внутренней библиотеке воспоминаний, наблюдений, выводов и т. д.

Откуда брать идеи для сценария к фильму?

Основная задача начинающего сценариста - научиться работать с подсознанием. Как это сделать?

Идя по улице - учитесь замечать любопытных персонажей вокруг, обрывки интересных диалогов, обращайте свое внимание на мелкие детали. Когда вы вспоминаете что-то из своей жизни - старайтесь ловить эмоцию и понять, почему именно она возникла при воспоминании.

Когда вы смотрите фильм или читаете книгу, которые вам нравятся - нужно анализировать, по каким причинам оно вызывает удовольствие. То же самое с отрицательной реакцией.

Например, вы смотрите «Терминатора», и понимаете, что картина вам нравится. Почему? Может быть, там увлекательный и динамичный сюжет? Может быть, там зашкаливающий уровень жестокости? Или вас интересует противостояние человека и машины?

Все эти вопросы надо постоянно себе задавать. Это помогает в последствии лучше ориентироваться в собственных идеях, да и вообще может быть чуть ли не их источником.

Немаловажно быть крайне внимательным к собственным эмоциям. Что бы вы хотели рассказать себе, другу, первому встречному, миру, наконец? Причем совсем необязательно искать какую-то великую идею об экзистенциальной сущности человека или что-нибудь в этом роде.

Может, вы хотите рассказать что-то о взрослении, дружбе, насилии, сексе, о чем угодно - о чем-то, что кажется вам удивительным. Сильвестр Сталлоне, к примеру, живший чуть ли не на улице и в постоянной нужде взял и написал сценарий под названием «Рокки» - историю, в которой рассказан сюжет об обыкновенном боксере, свойском не очень умном парне, который мечтает о том, чтобы ему выпал шанс выбиться в люди. Тема шанса идет рефреном через все повествование. По сути Сталлоне написал о собственных чувствах, просто сделал героя боксером.

И действительно, как правило, оказывается недостаточно просто зафиксировать свои переживания на бумаге.

Я, как и многие мои коллеги, во время учебы сталкивался с проблемой - ты пишешь о том, о чем знаешь, а на выходе получается нечто невразумительное. Это связано с тем, что мы сделали всё слишком личным.

Мы знаем столько всего об объекте рассказа, что упускаем важнейшие вещи, считая их очевидными - но для зрителя-то они совсем не очевидны. Поэтому, я полагаю, требуется искать художественное облачение наших мотивов и побуждений.

Выбор направления при написании сценария

В данном случае необходимо определиться с жанром. Если идея, которая меня охватила, агрессивна, жестока (а так зачастую бывает в моих сценариях), то явно не подойдет форма мелодрамы или комедии.

Можно рассматривать жанры драмы, боевика, вестерна, триллера. Выбор очень велик. Тут большую роль, опять же, могут сыграть ваши любимые фильмы. Подробнее о жанрах и направлениях мы поговорим позже, в одной из последующих статей.

Итак, предположим, вы сумели выудить из своего подсознания подходящую вам идею и, после пары дней/недель/месяцев размышлений пришли к выводу, какой должна быть форма подачи.

Основные мероприятия по написанию сценария или синдром белого листа

И вот оно – самое страшное! Белый лист бумаги перед собой! Ужасный монстр, которому нет равных.

В отличие от писателей, сценаристу не стоит просто пересиливать себя и начинать писать на этом белом листе. Вряд ли получится что-то путное. Потому как киносценарий гораздо более требователен к драматургии, к рассказу истории. Необходимо очень хорошо продумать свой сценарий.

Как победить этот белый лист? Существует несколько способов. Самый эффективный, по крайней мере, для меня - разработка синопсиса (краткого пересказа сюжета).

Мы можем активно обсуждать сюжет с друзьями, или крутить-вертеть его у себя в голове.

Эффективно всегда задавать себе вопрос «А что, если...?». Всё это приводит к тому, что можно записать историю коротко, буквально на одну-две странички. И там будет нечто вроде «Это история о человеке, с которым произошло то-то и то-то, он встретил тех-то и тех-то, и в итоге произошло следующее». Но об этом более подробно в последующих статьях

Если вам не подходит вариант с синопсисом - рисуйте схему на бумаге со стрелочками, кружочками и звездочками . Нет? Расклейте по стенке стикеры , поясняющие сюжет, героев, события и т. д. Всё это отличное оружие сценариста. Эти мероприятия должны существенно облегчить ваш труд при написании сценария.

Рекомендации для написания хорошего сценария к фильму

Появились предложения о том, что бы вы хотели узнать или увидеть в этом цикле статей - пожалуйста, делитесь в комментариях. Есть идеи по сценариям или возможно у вас появились вопросы, также оставляйте комментарии к статье. Либо воспользуйтесь формой обратной связи.

Задаваясь вопросом о том, как писать сценарий, важно понимать, что это не просто ваш талант и сырое творчество. Написание сценариев определяется некоторыми правилами и приемами, соблюдая которые, можно со временем научиться писать работы, заслуживающие внимания масс. Что это за правила? Читайте далее.

Идея — первое, с чего начинается ваш сценарий. При этом хорошая идея еще не означает, что ваш сценарий удастся, зато плохая идея совершенно точно приведет к плохому сценарию.

Будьте придирчивы к тому, что собираетесь положить в основу вашего будущего фильма. Большинство начинающих сценаристов делают именно такую ошибку — считают, будто они придумали замечательную идею, когда на самом деле она совсем не такая свежая и интересная, как они себе представляют.

Кратко запишите свою идею, не больше двух предложений. Хорошая идея должна звучать оригинально, но при этом просто и интересно. Прочтите ее. Так ли это?

Проведите эксперимент: соберите мнения знакомых о вашей идее, но не раскрывайте перед ними свое авторство. Если большинство останется незаинтересованным, вам определенно лучше писать о чем-то другом.

Ищите вдохновение в окружающем мире. Носите с собой блокнот и записывайте туда все интересные мысли, ассоциации и моменты из жизни. Возможно, вы вспомните какую-то историю, которую рассказывал кто-нибудь из родственников или друзей, или подслушаете чей-то разговор на улице — интересная идея может поджидать где угодно и в чем угодно.

Читайте классическую литературу и поэзию. Обратите внимание на музыкальные произведения. Смотрите кино прошлого века и даже мультфильмы. Вы не должны воровать чужие идеи, но позаимствовать общую концепцию, отдельные сюжеты или типажи героев и реализовать все это в оригинальном виде — почему бы и нет.

Почитайте новости в Интернете, статьи в газетах и отдельные заголовки, а также не забудьте про биографии — они могут положить начало новому сценарию.

Какой жанр выбрать

Любой жанр имеет свою специфику, поэтому старайтесь выбрать тот, в котором вы лучше ориентируетесь. В итоге самое главное, чтобы выбранный жанр лучше всего раскрывал вашу идею, и вы могли уверенно писать в его рамках.

Название является очень важной частью создания сценария. Основная цель названия — «продать» ваш сценарий. Оно может как привлечь внимание к работе, так и похоронить ее.

Ваше название должно быть как можно более емким и простым, но при этом интересным. Человек должен захотеть прочесть то, что скрывается за этим названием. При этом оно должно быть не просто броским, а соответствовать содержанию, то есть отвечать на вопрос «О чем этот фильм».

Скорее всего, на старте вы идеальное название и не придумаете. Оно может прийти к вам даже в самом конце — это нормально. В процессе работы над сценарием можете пользоваться рабочим названием.

Хорошими образцами интригующих и лаконичных названий могут быть такие, как «После прочтения сжечь», «Поймай меня, если сможешь», «Карты, деньги, два ствола», «Укрощение строптивого».

Как и многие литературные произведения, сценарий должен быть структурированным. Общепринятой является трехактная структура сценариев.

Первая часть, или завязка, обычно занимает одну четверть от всей работы. К концу этой части возникает кризисная точка, сюжетный рубеж, который переводит читателя ко второй части повествования.

Вторая часть самая большая, занимает половину объема сценария. В середине второй части, как правило, должен произойти какой-то напряженный, поворотный момент, после которого действие начинает нарастать и приводит нас ко второму сюжетному рубежу.

Третья часть характеризуется кульминацией, или последним рывком, и последствиями, то есть развязкой. Ее следует писать размером не больше четверти написанного.

На примере фильма «Звездные войны. Эпизод VII: Возвращение джедая» видим, что первый акт вводит нас в курс дела: Повстанцы воюют с Империей, которая строит Звезду Смерти — мощную боевую космическую станцию, а знаковым событием является спасение Хана Соло из плена охотников за головами.

Второй акт представлен основной частью фильма, когда герои пытаются проникнуть на Звезду Смерти, попадают на луну Эндора и начинают сотрудничество с племенем эвоков. Поворотным моментом является тот, когда Люк Скайуокер узнает у умирающего магистра Йоды, что принцесса Лея — его сестра и дочь Дарта Вейдера.

Третий акт — последняя конфронтация между Люком и Императором; Дарт Вейдер спасает сына и умирает, «Звезда смерти» уничтожена, Повстанческая армия отмечает победу над Империей.

Именно персонажи и их поступки заставляют сценарий оживать у вас в голове при прочтении. Плохо прописанные, плоские персонажи испортят даже самый увлекательный сюжет.

Читателю и зрителю нужны герои, которым он будет верить, которым он будет сопереживать и чьи образы сможет примерить на себя. Ваша задача — создать таких персонажей, сделать их максимально реалистичными, простыми людьми со своими пороками, изъянами, благодетелями и достоинствами, с логично построенной предысторией.

Персонаж не может быть от начала и до конца положительным, так же как и не должен быть на сто процентов отрицательным — это же не похоже на жизнь, правда? Даже в жанре сказок и комиксов начинают отходить от подобных преувеличений.

Постарайтесь наделить ваших героев какими-то необычными качествами, нетипичным поведением или особенной внешностью, сделайте их непохожими друг на друга.

Диалог в сценарии

Не злоупотребляйте диалогами в сценарии. Существуют удачные фильмы, которые завязаны на длительных разговорах, например, «12 разгневанных мужчин», «Розенкранц и Гильденштерн мертвы», «Клуб «Завтрак», но таких примеров не слишком много. Перенасыщенный диалогами фильм скорее утомит зрителя.

Пишите реалистичные диалоги. Слишком подробные реплики звучат неискренне и напыщенно, в жизни так совсем не говорят.

Не все нужно описывать словами. Где-то актеру достаточно будет что-то сделать, сыграть на жестах или мимике, и это будет выглядеть естественно, вместо того, чтобы в очередной раз произносить лишнюю реплику.

Описания действий

Все то, что не считается диалогом, относится к описанию действий.

Подробно стоит писать только о тех местах и действиях, которые играют какую-то роль в повествовании. Когда место упоминается в сценарии впервые, то уделите его описанию чуть больше внимания, но в дальнейшем уже не останавливайтесь на нем подробно.

Чем важнее герой, тем более детально описывайте его внешность, не забудьте про одежду и обувь.

Если описание занимает слишком много места, разбивайте его на небольшие логические абзацы.

Формат сценария

Существует определенный порядок оформления сценариев. Обязательно изучите, как правильно писать сценарий. Неправильно оформленную работу могут даже не начать читать, утратив к ней интерес уже после первой страницы.

На титульном листе нужно писать название вашего произведения прописными буквами, отступив 1/3 от верхнего края страницы. После этого указывается имя автора. В правом нижнем углу укажите свои контактные данные.

Придерживайтесь шрифта Courier New размером в 12 пт. Выравнивание выполняется по левому краю. Курсив, жирный шрифт и подчеркивание никогда не используются.

Поля страниц установите следующие: верхнее поле — 2,5 см, нижнее — 1,5 см, правое — 2,5 см, левое — 3,75 см.

Сценарий состоит из различных комбинаций блоков «Время и место действия»; «Описание действия»; «Имя героя», отступ слева — 6,75 см; «Реплика героя» — отступ слева и справа — 3,75 см; «Ремарка», отступ слева — 5,5 см, справа — 4,5 см.

Не забывайте: описание действия в сценарии выполняется исключительно в настоящем времени и только от третьего лица: идет, знает, улыбается и т. п.

Объем сценария обычно составляет не более 120 страниц, исходя из того, что одна печатная страница приблизительно равняется одной минуте фильма.

Отложите написанный сценарий в сторону и забудьте про него хотя бы на неделю. Спустя время вам потребуется взглянуть на него свежим взглядом и приступить к редактированию.

Помимо вычитки на предмет орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, вам придется еще многое выкинуть из вашей работы.

Чтобы понять, как писать сценарий к фильму, вы должны уяснить главное правило — в фильме постоянно должно что-то происходить. Зритель не должен скучать! Если он начнет смотреть такой фильм вечером дома , он выключит его сразу же, как только сюжет начнет провисать.

Вырезайте все сцены, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не подталкивают сюжет к развитию и не содержат выводы для персонажа. Убирайте пустые реплики, ненужные описания целиком и отдельные слова.

Распространенные ошибки

К самым распространенным ошибкам, которые допускают начинающие сценаристы и не только, можно отнести следующие.

Мало информации

Часто начинающие молодые писатели не могут придумать хорошую идею из-за отсутствия жизненного опыта и начинают писать на темы, в которых они абсолютно некомпетентны и не могут обеспечить крепкий фон для своей истории.

Даже опытные сценаристы грешат созданием скучных стереотипных персонажей, построенных на сплошных шаблонах и клише.

Сравните, например, такие популярные молодежные саги последних лет, как «Сумерки», «Голодные игры», «Дивергент», «Орудия смерти» — главная героиня позиционируется как не самая красивая и успешная девушка, но всегда оказывается предназначенной для какой-то важной миссии и впридачу попадает в любовный треугольник.

Непоследовательность в сценарии

Иногда сценаристы путаются в своих же собственных сюжетах и кардинально меняют курс произведения где-то в середине, забывая про последовательность повествования и выстраивание логических связей.

Длинные диалоги

Любят сценаристы и присваивать героям длинные реплики, отчего живой диалог превращается в скучную лекцию. Внимательно перечитывайте свои диалоги и следите, чтобы речь звучала естественно.

Написание сценария — это долгий процесс, который в профессиональной сфере чаще всего занимает годы скрупулезной работы. Вам предстоит написать как минимум пять полноценных сценариев, прежде чем вы сможете заявить о себе как о сценаристе. Запаситесь терпением, оттачивайте свое мастерство и однажды из-под вашего пера будут выходить действительно достойные работы.

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное - выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма - половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма".

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», - вполне достаточно. Ваша работа - кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например, «Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим - вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя - хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие - и не без юмора - описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» - переворачивается страница - ": из кухни выходит лысый убийца". Переворот страницы - как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других - нет?

Главное - момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой ?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

Главный герой

Главный герой - это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта - внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы ;
  • Его цель ;
  • Препятствия , с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены , которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», - его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство - любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное - антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание - эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории - ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды - это те, которые уже заложены в материале - обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» - пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев - обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду - боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития - заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции , вспомогательные ,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания - враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» - фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете - упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи , как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел - это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи - это герой и антигерой .

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов - одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма» ), и насекомые(«Москиты» ), и опасный вирус («Эпидемия» ), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 - 30)

Первый акт - это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент - событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя - главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт , который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 - 90 страница)

Второй акт - это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть .

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения - более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 - 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке - окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация . Кульминация - это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Часто новички используют следующий алгоритм написания сценария:

Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее - будь что будет: пишут что в голову взбредёт. Это одна из ключевых ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм, и мне он кажется более эффективным.

Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.

Под «Y» часто скрывается «Крючок» или же «Первая поворотная точка», т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мою статью о линейной структуре сценария).

После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать: трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.

Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.

Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала идея (logline), потом структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е. для логлайна достаточно написать: «Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе - «прощай, сестрёнка»». (Не моё, это «Роман с камнем»).

Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена - одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?

Итак, запишем алгоритм:

1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное - количество.

2. Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.

3. Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.

4. Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением.

Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон «X, Y, Z». Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.

Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. («Быть Джоном Малковичем»).

Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. («Ведьма из Блэр»).

Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.

5. Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.

6. Сравнение. Подберите 1-2 любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Вы будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.

7. Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.

8. Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?

9. Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).

10. Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает: сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не «Вася Пупкин ковылял по бульвару», а «Вася Пупкин ковыляет по бульвару»).

11. Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке - по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).

12. Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.

13. Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.

14. Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.

a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжете. Удаляете всех «блох». Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?

b) Третий «заход». Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?

c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?

d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.

e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.

f) Седьмой. «Шлифовка». Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?

15. Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и… сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.

Найдите историю, которая вам понравится. А еще лучше вашу любимую историю. Временами работа над сценарием будет казаться сложной или непреодолимой, поэтому лучше работать над тем, о чем вам будет не сильно утомительно думать и/или мучиться на протяжении нескольких месяцев. Изучите конкретный жанр и придерживайтесь его правил, если вы хотели бы продать свой сценарий. Для киноиндустрии соответствие требованиям рынка всегда важнее оригинальности. Но это не значит, что немного оригинальности обязательно помешает.

Программное обеспечение. Отсутствие программного обеспечения будет лишь раздражать как вас, так и возможного читателя, привыкшего, что диалог находится точно в 10 см от каждого края полей. Если вы не можете позволить себе такие программы, как «Movie Magic» или «Final Draft» и «Montage», то стоит попробовать «Celtx». Добавьте к названию три «w» и «.com», чтобы перейти на сайт с программой. Я сейчас начинаю с ней работать. Эта программа обладает всей необходимой функциональностью и предлагает поместить ваш сценарий в открытую базу данных. Почем знать? Может это потенциальный хит.

Сформулируйте замысел. Напишите краткое предложение (не более 15 слов) с описанием основной концепции сюжета. Так вы сможете определить сложность будущего фильма и узнать мнение других.

Составьте план. В сотне страниц текста можно легко потеряться. Узнайте мнение других.

Создайте справочник персонажей. Персонажи влияют на вашу историю даже сильнее, чем составленный план. Перечислите всех персонажей и сопроводите имена подробным описанием, включая внешний вид и такие черты, как находчивость, доброта и привлекательность или, согласно новым тенденциям, глупость, злость и ненависть, обыгранные в приятной манере (почерпнуть идеи можно в пьесе Шекспира «Ричард III»). Если они получатся клишированными персонажами, на которых вы уже сами устали смотреть в кинотеатрах, то продолжайте думать над ними. Описывая антагониста и протагониста, не забывайте перечислить все их недостатки. В процессе развития сюжета главный герой исправляет свои недостатки, а недостатки антагониста становятся причиной его краха.

Не пренебрегайте трехактной структурой. Множество признанных писателей покончили с ней и сделали это вполне успешно, но на то они и признанные писатели. Продюсеры готовы рисковать с ними, так как они уже доказали умение зарабатывать деньги. Сценарии многих фильмов написаны в формате «Путешествия Героя», по которому в интернете есть множество статей. Еще одним удачным примером станет «Путешествие Писателя» Криса Фоглера и «История» Роберта МакКи.

Изучите трехактную структуру. Если вы не поняли, о чем шла речь в предыдущем шаге, то изучите этот вопрос. Вот кратчайшее пояснение: АКТ I рассказывает о мире и персонажах, какими их должны увидеть, вводится проблема, которую нужно решить. Например, «Балбесы весело проводят свою жизнь в маленьком уголке земного шара, пока не узнают, что застройщики хотят превратить их жилище в кондоминиум, поэтому…». АКТ II призван показать развитие персонажей и проблемы. Например, «Итак, Балбесы попадают в лабиринт Одноглазого Вилли и пытаются пройти все препятствия, чтобы…». АКТ III содержит несколько событий, самое важное из которых может заключаться в том, что герой доходит до отчаяния и готов сдаться. НО и это самое важное: он или она приходят к осознанию, что сдаться не значит решить проблему, после чего находят таки нужное решение. Например, «Шон Эстин в «Балбесах» находит способ обернуть ловушки Одноглазого Вилли против злодеев и умудряется собрать достаточное количество бриллиантов, чтобы сохранить свое жилище».

Диалоги. Лучше всего писать диалоги после того, как остальной сценарий уже завершен; так вы сможете убедиться, что ваша история рассказана вполне наглядно. Диалоги должны быть короткими, простыми и своевременными. При наличии сомнений можете даже импровизировать с ними позже.

Описание. Не забывайте, что каждая страница примерно равна минуте экранного времени. Пишите о действиях и ощущениях, а не подробные описания. Наконец, самое главное: сценарий должен быть простым и легко читаемым.

Выпишите название каждой сцены на отдельную карточку, указав участвующих персонажей. Так вы проще разберетесь с общим развитием сценария, а также сможете понять, к чему движется вся история.



Случайные статьи

Вверх