Индивидуальные споры между работником работодателем. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Виды трудовых споров по предмету спора

Трудовые споры - это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом ), с одной стороны, и работодателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.

Классификация трудовых споров - необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. По своей юридической природе все трудовые споры делятся на две основные категории.

Первую категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора является требование работника (или группы работников ) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению ) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", не относится (Определение Верховного Суда РФ по делу № 48Г96-7 от 16 октября 1996 г. ).

Таким образом, можно сделать вывод, что первая категория охватывает все споры, касающиеся применения уже установленных законом (подзаконным актом, договором ) условий труда к конкретным лицам.

Среди причин, порождающих трудовые споры, называются следующие:

  1. причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;
  2. причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;
  3. причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве ).

Органы, занимающиеся разрешением индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке: 1. комиссиями по трудовым спорам (КТС ). КТС - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Комиссия избирается общим собранием (конференцией ) трудового коллектива предприятия с численностью работающих не менее 15 человек. Избранными в КТС считаются кандидатуры, за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании работников. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием. Далее КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Трудовой спор рассматривается в КТС, если в ходе переговоров с администрацией работник не смог урегулировать возникшие разногласия. Последний имеет право обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявление работника подлежит обязательной регистрации.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, представителей администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов и других общественных организаций. По требованию комиссии администрация предприятия, учреждения, организации (подразделения ) обязана представлять необходимые расчеты и документы.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В решении указываются: наименование предприятия, учреждения, организации (подразделения ); фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию, дата рассмотрения спора, существо спора; фамилии членов комиссии, представителей администрации и профсоюзного комитета, присутствовавших на заседании; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.

Копии решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия решения вручаются работнику и администрации предприятия.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской ) суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.

Решение КТС подлежит исполнению в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предоставленных на его обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, которое приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке. Удостоверение не выдается в случае обращения работника или администрации в суд;

2. районными (городскими ) судами (ст. 210-217 КЗоТ РФ ). Непосредственно в районных (городских ) судах рассматриваются споры по заявлениям:

  1. работников предприятий, где КТС не избираются или в силу каких-либо причин не созданы;
  2. работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта );
  3. администрации о возмещении работником материального ущерба, превышающего его среднемесячный заработок.
Также непосредственно в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу:
  1. лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
  2. молодых специалистов, направленных на работу на данное предприятие после окончания высшего или среднего учебного заведения в установленном порядке;
  3. других лиц, с которыми администрация в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор (контракт ). Согласно ст. 170 КЗоТ РФ запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.
В качестве второй инстанции районные (городские ) суды рассматривают трудовые споры по заявлению:
  1. работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  2. прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Для обращения с заявлением о рассмотрении трудового спора непосредственно в районный (городской ) суд установлены следующие сроки:
  1. по делам об увольнении - один месяц со дня вручения копии приказа или трудовой книжки работнику;
  2. по делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного предприятию, - один год со дня обнаружения причиненного ущерба.
Заявление о разрешении других категорий трудовых споров подается в районный (городской ) суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок исполнения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор, немедленно. При вынесении решения о восстановлении на работе указанный орган одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. При признании соответствующим органом денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере, но не более чем за три года.

Исходя из утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации № 2 от 22 января 1999 г. Порядка исчисления среднего заработка в 1999 году, этот заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних трех календарных месяцев работы. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации ) менее трех месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени.

В таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 99 КЗоТ РФ ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой оснований увольнения, при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 215 КЗоТ РФ ).

Исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с применением соответствующей индексации.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения неправильным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат также зачету заработная плата за работу в другой организации, если он не работал в ней на день увольнения, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.

Порядок рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников

Специальную дисциплинарную ответственность несут руководящие работники, избираемые, назначаемые, утверждаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ, прокуроры, их заместители и помощники (ст. 218 КЗоТ РФ ). Ответственность указанных лиц регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. от 18 февраля 1999 г. ), Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января, 9 августа 1995 г. ), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г. ) и некоторыми др.

Предметом трудовых споров указанных лиц являются споры по вопросам увольнения, изменения формулировки увольнения, перевода на другую работу, оплаты времени вынужденного прогула, наложения дисциплинарных взысканий.

Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной государственной службе установлено, что все лица, занимающие государственные должности в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Отнесение к федеральной государственной службе работы на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях осуществляется решениями Президента Российской Федерации по представлению Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 33, а Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации - Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 32.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Положением ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.

Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации.

На работников прокуратуры могут быть наложены дисциплинарные взыскания помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления ), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Понятие коллективного трудового спора, его субъекты

Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другими нормативными правовыми актами.

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны ) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату ), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Субъектами коллективных трудовых споров являются:

  1. представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции ) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
  2. представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
К примирительным процедурам в соответствии со ст. 2 вышеназванного Закона относится рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Порядок разрешения коллективного трудового спора

Разрешение коллективного трудового спора условно можно разделить на несколько этапов: 1 этап. Рассмотрение требований работников. На этом этапе проводится общее собрание трудового коллектива, на котором формируются и утверждаются требования работников, направляемые в письменной форме работодателю.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

2 этап. В случае несогласия с решением работодателя по выдвинутым работниками требованиям коллективный трудовой спор подлежит рассмотрению в примирительной комиссии. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11, примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. В качестве представителей сторон могут выступать работники как состоящие, так и не состоящие в штате организации.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др. ).

Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организации, а также юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа или принятия совместного решения о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.

Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

З этап. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 марта 1997 г. № 16, посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба ), так и по ее рекомендации.

Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба действует на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (с изм. от 21 марта 1998 г. ). Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России оформляется протоколом. Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым предоставлены Министерством труда и социального развития Российской Федерации полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 1996 г. № 17 (с изм. от 7 сентября 1999 г. ).

Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России ) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется им по соглашению со сторонами. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров. Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами из числа работников организаций региона или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

В качестве арбитров могут выступать: хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п. ) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом, подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

4 этап. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией ) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

Собрание (конференция ) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции ).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции ).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

В организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг ), который определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг ) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Основания признания забастовки незаконной

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной:
  1. если создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ );
  2. если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров";
  3. забастовка работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства;
  4. в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 "О чрезвычайном положении" на период чрезвычайного положения может устанавливаться запрет на проведение забастовок.
Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора, которое после вступления в законную силу подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Гарантии, установленные для лиц, участвующих в незапрещенной забастовке

Статьей 18 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" установлены следующие гарантии для работников, участвующих в незапрещенной забастовке:
  1. участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания к расторжению трудового договора;
  2. запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона;
  3. на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  4. работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг );
  5. работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника ).

Российское трудовое законодательство постоянно изменяется, но в большей степени всегда защищает права работника. Поэтому работодателю следует постоянно следить за изменениями законов регулирующих взаимоотношения работника и работодателя. Ошибки при построении трудовых отношений с работником, могут привести к трудовым спорам.

Причиной спора могут стать вопросы применения трудового законодательства, коллективного или трудового договора. При этом спор может возникнуть и с бывшим работником учреждения (например, по вопросу необоснованного увольнения). Также стоит отметить, что ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованно отказывать соискателю в приеме на работу. А это значит, что стороной трудового спора может быть и человек, которому отказали в трудоустройстве. На практике многие руководители уделяют слишком мало внимания трудовым отношениям и продолжают допускать ошибки, за которые приходится расплачиваться как в досудебном порядке (предписания и административные штрафы, налагаемые должностными лицами государственной инспекции труда), так и в суде. Нередко при осуществлении трудовой деятельности между работником и работодателем возникают разногласия, связанные с применением норм трудового права.

Так, работник может считать, что его незаконно привлекли:

  • к дисциплинарной ответственности;
  • как разновидность дисциплинарной ответственности – незаконно уволили (отстранили от должности, исполнения обязанностей);
  • к материальной ответственности.
  • Кроме того, работник может считать незаконным:
  • перевод на другую должность (другое подразделение);
  • изменение оплаты труда;
  • изменение условий труда;
  • изменение трудовых функций, в т.ч. и совмещение профессий (должностей).

Органы, рассматривающие такие споры, — это комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. К ним стороны обращаются обычно после попытки урегулировать споры путем переговоров. Статья 391 ТК РФ не предусматривает обязательного досудебного обращения в КТС, и в суд можно обратиться как после рассмотрения индивидуального спора комиссией, так и минуя КТС. Специальной обязанности работодателей по созданию КТС в организации законодательством не установлено, поэтому, случаи, когда в организации создается КТС крайне редки. А если со стороны работодателя выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем самостоятельно, рассматриваются только в суде (ст. 308 ТК РФ).

Исходя из определения трудовых отношений, данного в ст. 15 ТК РФ, можно установить, что и оспаривание дисциплинарных взысканий, наложенных за совершение проступка, и взыскание заработной платы и иных причитающихся по закону или договору платежей, и восстановление на работе с взысканием не полученного заработка относятся к индивидуальным трудовым спорам. Основной сложностью при разрешении трудовых споров часто становится отсутствие прямых норм в ТК РФ, которое приходится преодолевать с помощью научных доктрин, актов толкования высшей судебной инстанции и норм международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

Не секрет, что работодатели готовы привлекать работников за каждое малозначимое нарушение заведенного ими порядка. Во избежание таких злоупотреблений ст. 192 ТК РФ предусматривает учет тяжести проступка. С этой позиции логичным представляется исследование судом вопроса об объекте нарушения: является ли нарушенный пункт локального акта объективно важным и необходимым. Неисполнение этой обязанности влечет безусловную отмену взыскания. В соответствии со ст. 193 ТК РФ работодатель обязан затребовать у работника письменное объяснение по поводу нарушения трудовой дисциплины. Отсутствие в деле сведений о предоставлении срока на объяснение влечет отмену приказа о взыскании. Если при сопоставлении текстов приказа и объяснения будет выявлено отсутствие необходимых частей, описывающих существо нарушения, дающих детальную мотивировку взыскания (локальный акт, статья кодекса или иного нормативного правового акта), степени тяжести нарушения, приказ следует считать незаконным.

Грамотно оформленный приказ имеет практически то же содержание, что и судебный акт в отношении подозреваемого по уголовному или административному делу с указанием на право обжалования в двухмесячный срок в органы государственной инспекции труда или суд. На практике такое встречается редко, работодатель предпочитает отделываться несколькими фразами, в результате чего в суде проигрывает.

Суды часто встают на сторону работников. Однако возможность выиграть дело есть и у работодателя.

В целях минимизации возможных негативных последствий, как для работодателя, так и для работника, при рассмотрении трудового спора, следует уделять большое внимание правильному оформлению трудовых отношений, а разработку локальных нормативных документов следует доверять только профессионалам.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

Трудовое законодательство РФ регламентирует трудовые правоотношения между работником и работодателем, а также устанавливает возможность защищать свои права каждой из сторон данных правоотношений любыми законными способами. Регламентация споров проходит в рамках ТК РФ, а также некоторых положений Конституции, которые прямо или косвенно устанавливают права трудоспособного населения на защиту собственных интересов в сфере данного рода правоотношений.

При разрешении трудовых споров действия работников, работодателей или их представителей, а также проверяющих органов определены в соответствии с видом спора.

В законодательстве РФ устанавливается два вида трудовых споров:

  1. Индивидуальный, который вытекает из конфликта интересов одного из сотрудников организации и ее руководства. Они могут решать споры как лично, так и посредством привлечения представителей.
  2. Коллективный, который устанавливается при конфликте нескольких работников, а равно и профсоюза, и руководства предприятия. В данном случае также возможно личное представление своих интересов, а также привлечение третьих лиц в виде представительства.

Органы для решения ситуации определяются в зависимости от вида конфликта и назначаются в соответствии с нормами действующих положений трудового законодательства и иных нормативных актов, которые имеют к нему прямое или косвенное отношение.

Что такое трудовой спор

Трудовым спором признается конфликт работника или коллектива сотрудников с руководством организации по поводу осуществления труда, длительности трудового дня, изменения трудового распорядка, оплаты труда и т.д. В каждом конкретном случае трудовой спор представляет собой уникальный конфликт, в котором требования каждой из сторон существенно разнятся.

Конфликт интересов сотрудника и руководства - это уникальные основания для возникновения непреодолимых разногласий между ними, которые выражаются в невозможности договориться мирным путем без привлечения третьих лиц - надзорных или контролирующих органов.

Как правило, перед возникновением спора по той или иной причине, работодатель непродолжительное или относительно долгое время нарушает существенные положения ТК РФ, условия договоров, заключенных со штатными сотрудниками, а также внутриорганизационные положения охраны труда и т.д.

Трудовое правонарушение со стороны работодателя - это фактическое нарушение норм и положений законодательства по соблюдению норм охраны труда на предприятии. Иными словами, под данное определение можно подвести невыплату зарплаты, назначение беременных женщин на ночные дежурства, отсутствие отпусков у работников и т.д.

Индивидуальные трудовые споры

Под индивидуальными трудовыми спорами понимается конфликт интересов одного из сотрудников организации с руководством предприятия по каким-либо правовым вопросам и действиям каждой из сторон.

Регламентация индивидуальных трудовых споров происходит в рамках гл. 60 ТК РФ. Данные положения отражают понятие индивидуального спора, особенности их разрешения, закрепляют положения об органах, занимающихся рассмотрением, а также принятие ими определенного решения и его обжалование одной из сторон.

Ст. 383 ТК РФ устанавливает, что порядок рассмотрения трудового спора индивидуального характера регламентируется действующими положениями ТК РФ, а также отдельными нормами ГПК.

Так, в соответствии со ст. 382, индивидуальный трудовой спор может рассматриваться:

  1. Комиссиями по спорам между работником и работодателем, которые приступают к рассмотрению, если участники трудовых правоотношений либо их представители не смогли договориться о нормах применения трудового права при переговорах.
  2. Судами общей юрисдикции. Они начинают рассмотрение дела в случае, если решение комиссии не удовлетворило одну из сторон.

ТК не устанавливает иные органы для решения таких ситуаций, поэтому при индивидуальном трудовом споре необходимо обратиться в комиссию. После рассмотрения ею дела и вынесения определенного решения, работник или работодатель, а также их представители вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.

Обращение в суд должно состояться не более чем за 3 месяца со дня вынесения решения трудовой комиссией, по истечении данного срока обращение в суд не допускается.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Регламентация порядка решения конфликтных ситуаций устанавливается положениями ст. ст. 383-392 ТК РФ.

Данные нормы устанавливают следующую очередность рассмотрения конфликта:

  1. Попытка примирения работника и работодателя при личной встрече или встрече их представителей, которая может закончиться благополучно, и следующие этапы рассмотрения спора просто не потребуются. В случае, если участникам правоотношений не удалось прийти к общему мнению по поводу решения конфликтной ситуации, тогда дело передается на следующий этап рассмотрения.
  2. Следующим этапом рассмотрения конфликта является привлечение комиссии по трудовым спорам. Данный орган образуется из представителей каждой из сторон в равных пропорциях, для комиссии изготовляется печать, и она оснащается всем необходимым для проведения расследования за счет работодателя. По итогу рассмотрения спора комиссия выносит решение о правомерности действий или требований той или иной стороны.
  3. Заключительный этап рассмотрения спора - обращение в суд. Оно допустимо в случае, если рассмотрение спора комиссией было проведено с нарушением законодательства, тайны голосования или срока рассмотрения. Также основанием для обращения в суд служит несогласие одной из сторон с принятым комиссией решением.

Каждый следующий орган приступает к рассмотрению только в случае, если предшествующим органом были допущены какие-либо нарушения при принятии решения о правомерности требований сторон, либо в случае, если один из участников конфликта полностью или частично не согласен в вынесенным решением.

В иных случаях перешагнуть через какой-либо этап или орган нельзя, так как законодатель четко определил последовательность решения конфликтов работников и руководителей организации.

Коллективные трудовые споры

Особенности рассмотрения коллективных трудовых споров закреплены в гл. 61 ТК РФ. В соответствии со ст. 398 под коллективным трудовым спором понимается конфликт интересов группы сотрудников и руководства либо их представителей, основанием возникновения которого стало установление новых и изменение прежних условий трудовой деятельности, положений коллективных и иных договоров, а также в случае отказа принять во внимание какие-либо решения или мнения профсоюзной организации предприятия.

Коллективные трудовые споры рассматриваются путем введения примирительных процедур, к которым относятся:

  1. Произведение рассмотрения конфликтной ситуации посредством примирительной комиссии, которая создается на небольшой срок специально для решения, возникшего между работниками и работодателем конфликта.
  2. Привлечение посредника для решение возникшей конфликтной ситуации, который должен по мере своих возможностей привести стороны к наилучшему решению. Данное лицо может и должно пользоваться всеми доступными методами, не запрещенными действующим законодательством, для решения вопросов сторон с наибольшей выгодой для каждой из них.
  3. Последним этапом рассмотрения конфликтной ситуации признается трудовой арбитраж. Данный орган создается с помощью участников спора, а также специально уполномоченных государственных органов.

Переход дела к следующему органу, осуществляющему рассмотрение дела, возможен только при отсутствии удовлетворительного решения для обеих сторон от предыдущего. Такой порядок действий определяется в ст. ст. 402-404 ТК РФ.

Трудовая комиссия

Трудовой комиссией признается орган контроля работодателя и работников по поводу соблюдения норм законодательства в сфере трудовых правоотношений.

Контроль осуществляется путем проведения проверок и иных действий, направленных на искоренение нарушений в трудовой сфере со стороны предпринимателя или руководителя организации, а также в случае возникновения конфликтных ситуаций между сторонами трудового права.

Комиссия рассматривает трудовые споры на основаниях, закреплённых в ст. 382 ТК РФ.

Для вынесения справедливого решения, комиссия по рассмотрению трудовых споров осуществляет:

  • регистрацию обращений работников о рассмотрении трудового спора с работодателем;
  • тайное голосование всех участников комиссии, с вынесением решения путем подсчета голосов большинства;
  • рассмотрение спора в присутствии его участников или их представителей;
  • вызов свидетелей или специалистов, которые могут пролить свет на обстоятельства возникшего конфликта интересов;
  • рассмотрение дела в том случае, если на нем присутствуют более половины членов комиссии;
  • протоколирование процесса рассмотрения для его полного контроля.

В случае, если рассмотрением спора занималась комиссия в составе, равном менее половины ее членов, то принятое решение не подлежит исполнению и решение конфликта переносится в суд. В суд переходит дело и в случае срывов сроков рассмотрения, так как согласно ст. 387 ТК РФ, процесс рассмотрения должен состояться в течение десяти дней с момента подачи заявления.

Разрешение коллективных трудовых споров

Порядок разрешения конфликта группы работников и руководства организации определяется в соответствии с нормами гл. 61 ТК РФ.

Обязательным условием рассмотрения конфликта является проведение примирительных процедур, которые призваны наиболее выгодно решить ситуацию для каждой из сторон.

Первым этапом является создание специальной комиссии, которая должна попытаться донести до каждой из сторон наиболее выгодные положения с точки зрения не только рабочего пространства, но и законодательства. Следующие этапы - привлечение посредника, который действует аналогичным образом, а также создание трудового арбитража. Данный орган в большей мере заинтересован в мирном разрешении ситуации, так как он основывается на базе государственных учреждений контроля за соблюдением норм трудового права.

Если по каким-либо причинам примирительные процедуры не принесли желаемого результата, работники имеют право объявить забастовку.

Забастовкой признаются действия работников, которые по собственному желанию отказались исполнять трудовые обязанности на временной основе до момента принятия их требований работодателем и полного разрешения ситуации. Забастовка является последней мерой, которую можно использовать для влияния на решение работодателя, так как она влияет не только на общий трудовой процесс предприятия, но и на экономику организации и ее стоимость. В данной ситуации, необходимо рационально решать конфликт, используя все возможные мирные способы.

Судебное разрешение трудовых споров

Рассмотрение конфликтов сотрудника и работодателя в судах возможно только в том случае, если спор носит индивидуальный характер. В случае с коллективными претензиями привлечение судебных органов не допускается.

Заинтересованная сторона может обратиться в суд с соответствующим заявлением, в случае:

  • нарушения сроков вынесения решения комиссией по трудовым спорам, максимально возможное время для этого составляет не более десяти дней с момента обращения сотрудника организации. Обратиться может работник самостоятельно или через своего представителя;
  • несогласия с решением комиссии. При этом в суд подать может не только работник, но и работодатель, который считает, что его интересы были нарушены;
  • прокурорского реагирования на неправомерное принятие решения комиссией.

Судебные органы не вправе назначать рассмотрение спора самостоятельно без какого-либо заявления заинтересованной стороны.

Срок для обращения в суд не превышает трех месяцев со дня наступления конфликта, поэтому заинтересованной стороне необходимо следить за всеми датами в течение которых назревал и решался конфликт. Решение трудовых споров - сложная и длительная процедура, процесс которой полностью зависит об обстоятельств назревшей конфликтной ситуации.

Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором ( ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных - ГПК РФ.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

2. Учитывая, что Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд ( , часть вторая статьи 390 , ТК РФ).

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387 , часть первая статьи 390 ТК РФ).

3. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, ГПК РФ).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству ( ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

7. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных статьей 154 ГПК РФ сроков рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.

8. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).



Случайные статьи

Вверх