Виды финансовых расследований. Финансовые расследования. Лекция (Владимир Теплов). Доктора юридических наук, профессора С.М. Шахрая

Сфера финансов — область обращения денежных и валютных ценностей, а также — активно развивающийся важнейший элемент отечественной экономики. В условиях свободы экономических отношений и пока еще несовершенства их правового регулирования финансовая сфера стала одной из наиболее притягательных для совершения криминальных действий, как отдельными преступниками, так и ОПГ. Здесь продолжает совершаться значительное число различных криминальных финансовых операций. Для криминальной деятельности в финансовой сфере характерно совершение комплекса незаконных действий, направленных на вмешательство в движение главным образом денежных средств или их заменителей, не связанное или оторванное от движения иных товарных ценностей.

Понятие «финансовые преступления », являясь криминалистическим, включает весьма обширную группу преступлений, имеющих сходство в их криминалистической характеристике. Это понятие в основном связывается с криминальными действиями в виде мошенничества (ст. 159 УК), (ст. 160 УК), легализации (отмывания) денежных средств (ст. 174 УК), незаконного получения кредита (ст. 176 УК), злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 186, 187 УК), невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) и др. Во многих случаях такая преступная деятельность сосуществует с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК), незаконной банковской деятельностью (ст. 172 УК), лжепредпринимательством (ст. 173 УК), преднамеренным или фиктивным банкротством (ст. 196, 197 УК) и т. п. Как правило, финансовые преступления тесно связаны с налоговыми преступлениями (ст. 198, 199 1 , 199 2 УК).

Предметом преступной деятельности рассматриваемого вида являются, прежде всего, денежные ресурсы в рублях или иностранной валюте, пенные бумаги и их суррогаты (например, пластиковые карты), обеспечивающие расчетные операции между субъектами хозяйственной деятельности и физическими лицами. Наблюдается широкое внедрение в финансовую сферу методов осуществления расчетных операций с помощью новейших информационных технологий, основанных на использовании электронно-вычислительной и коммуникационной техники. Значительные объемы финансовой информации, отражающей права собственности субъектов, хранятся на машинных носителях компьютерной информации в форме «электронных» документов. Преступные действия с такими документами нередко связаны с неправомерным доступом в компьютерную информацию. Важно учитывать, что современные компьютерные технологии оказали революционное воздействие и на преступную технику изготовления традиционных документов на бумажных носителях, отличить которые от подлинных возможно лишь при использовании специальных познаний и техники.

Способы совершения финансовых преступлений весьма многообразны. Преступные финансовые операции можно условно сгруппировать следующим образом:

  • операции в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении, использующие несовершенство правового регулирования механизма расчетов между контрагентами или отсутствие должностного контроля над его функционированием;
  • операции в области обращения платежных документов или ценных бумаг, основанные на несовершенстве организационных правовых и технических методов защиты этих финансовых инструментов, банковских продуктов т. п.;
  • операции в области заемных ресурсов, банковского кредитования, основанные на неправомерном получении денежных средств под видом заемных ресурсов, не целевом их использовании или присвоении;
  • операции по фиктивному кредитованию, сопровождаемые подкупом ответственных сотрудников банка и распределением заемных средств между преступниками;
  • операции в области информационных финансовых компьютерных технологий, основанные на несовершенстве средств и механизмов зашиты таких информационных систем финансовых учреждений от неправомерного доступа к указанной информации и управлении ею извне.

Для всех преступлений данной разновидности характерна серьезная и нередко достаточно длительная подготовка к их совершению. На этой стадии избирается финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла и соответствующий заданным параметрам. В понятие такого механизма включаются : выявление пробелов в действующем нормативном регулировании и механизме реализации конкретной финансовой операции, позволяющих, легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности; сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции; определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота; подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов; изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию; подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных средств и др.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки, организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.

Знание преступниками технологий банковских операций позволяет им избежать быстрого выявления незаконных операций и получить доступ к денежным средствам наиболее быстро. При этом банковские инструменты активно используются как при совершении хищений, так и при введении преступных капиталов в законный оборот.

После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренном банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Обстановка , складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений, прежде всего, формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием разных финансовых информационных систем, чаще всего способствует обстановка слабого контроля за порядком работы в той или иной информационной системе, недостаточная защищенность таких информационных систем от неправомерного доступа. Например, недостаточная защита от мошеннических действий банковских платежных документов, недостаточно высокое качество их изготовления и порядка сохранности и др.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа», при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная ее защищенность от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля над деятельностью заемщика после получения кредита.

Близка к вышеизложенному и ситуация осуществления незаконного предпринимательства и банковской деятельности.

Если такого рода преступления совершаются ОПГ, то к числу элементов обстановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, в котором действует ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т. е. наиболее притягательными для ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек), сравнительно простая организационная структура с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным уровнем членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Указанные группы обычно создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья — лица, осуществляющие технические функции.

В целом же типологические черты всех субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У организаторов таких преступлений и лиц их совершающих сравнительно высокий уровень образования. Каждые двое из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно- финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По половому составу преобладают мужчины, хотя число женщин — правонарушителей по этим делам — значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.

Основные положения методики расследования финансовых преступлений

Расследование финансовых преступлений начинается с возбуждения уголовных дел по различным основаниям.

При использовании в преступных целях чеков, акций, платежных пластиковых карточек и кредитовых авизо, такими основаниями могут быть данные, свидетельствующие о том, что эти документы, поступившие в банк, а пластиковые карточки-в места расплаты по ним, являются подложными. В случае невозврата кредита и злостном уклонении от его погашения основанием является информация (материалы банка) об исчерпании им всех имеющихся в его распоряжении средств воздействия на должника при наличии в поведении должника признаков преступления, подпадающего под действие уголовного закона. В случае незаконного предпринимательства и банковской деятельности основаниями являются данные, указывающие на безлицензионную деятельность коммерческих фирм или банков, и данные о причинении указанными структурами крупного материального ущерба гражданам или иным субъектам хозяйственной деятельности. Если финансовые преступления совершаются ОПГ, то в качестве исходного материала для возбуждения уголовного дела чаше всего фигурирует информация органа дознания.

Источниками первичной информации, служащей основанием для возбуждения данных уголовных дел, обычно служат материалы легализации оперативно-розыскной работы органов МВД, ФСБ, налоговых служб, таможенных органов и соответствующей доследственной их проверки, а также данные прокурорских проверок, материалы ревизий и аудиторских проверок, данные прессы, заявления граждан и др. Соответственно в начале расследования обычно возникает ряд наиболее общих типовых следственных ситуаций. Их содержание в значительной степени определяется источником, видом и объемом поступившей информации, характером и интенсивностью помех в получении первоочередной информации, степенью возможного использования фактора внезапности при расследовании. К числу наиболее часто встречаемых и наиболее общих можно отнести ряд типовых ситуации:

  • поступило сообщение от финансовых организаций, содержащее признаки совершения преступных действий, повлекших значительный материальный ущерб. Нарушитель известен или неизвестен. Фактор внезапности чаще всего не может быть использован, ибо преступник либо информирован о направлении материалов следствию, либо прошедшее после этого время не позволяет работать «по горячим следам». Эта ситуация фактически типична для большинства финансовых преступлений;
  • поступили из органов дознания материалы о результатах оперативно-розыскных действий, содержащие данные о фактах криминальной деятельности отдельных лиц, могущие быть легализованы процессуальным путем. Использование фактора внезапности в начале расследования возможно и часто необходимо для успешного раскрытия преступления. Например, возможны: задержание с поличным; следственные и оперативные действия «по горячим следам» по выявлению денежных средств преступников, на которые может быть обращено взыскание; оперативные и следственные действия, обеспечивающие получение всей необходимой документации и т. д.;
  • ситуация та же, что и вторая, но поступившие материалы оперативно-розыскных действий свидетельствуют о возможном совершении данного преступления членами конкретной ОПГ, о криминальной деятельности которой оперативно-розыскные органы не имели ранее информации;
  • преступник или преступники задержаны с поличным в момент совершения преступления или непосредственно после него.

Наибольшую сложность для расследования представляют ситуации, связанные с деятельностью ОПГ, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, а также когда с момента его совершения прошло значительное время.

При расследовании финансовых преступлений большое значение для успеха уголовно-процессуальной деятельности имеет установление эффективного взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами в рамках следственно-оперативной группы (созданной для расследования) или в форме выполнения отдельных следственных поручений. Особенно важно такое взаимодействие, когда преступление совершено ОПГ. В подобном случае поступлению материалов в следственные органы обычно предшествует собирание соответствующих материалов о деятельности указанной группы органом дознания. При этом на стадии сбора материалов необходимо, чтобы органы дознания, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, взаимодействовали с соответствующими службами других правоохранительных органов, располагающих нужной информацией, и использовали данные регистрационных государственных органов. Важно также взаимодействие и со службами безопасности банков и частными детективными агентствами, ибо у этих служб, проводящих разведывательную работу по проверке клиентов банка, накапливается свой информационный материал, в том числе и о деятельности ОПГ в кредитно- финансовой сфере.

Анализируя поступившие от финансовых организаций материалы, следователь должен обратить внимание на следующее:

  • все ли необходимые документы, свидетельствующие о противоправности деяния, с учетом особенностей каждого вида преступлений данной группы представлены;
  • подлинные ли эти документы или представлены их копии;
  • есть ли в материалах объяснения работников банка, подтверждающие факты правонарушения.

Следователю целесообразно иметь и общую справку с описанием конкретных фактов, с указанием лиц, которые располагают информацией о них, с указанием их координат (телефонов, адресов). На этой стадии необходимо тщательно с участием специалистов собрать нормативный материал, регламентирующий изучаемую сферу финансовой деятельности.

Вместе с тем следователи уже на стадии анализа поступившей первичной информации должны обратить внимание на то, нет ли в ней признаков преступной деятельности, совершаемой организованной группой. Таковыми по указанным делам могут быть: тщательная продуманность и весьма высокий профессионализм ее совершения; невозможность ее осуществления одним лицом без существования и действия организованной структуры; характер направленности преступной акции (связан с получением крупных денежных сумм); сведения о вероятной связи между коммерческими, государственными и банковскими структурами в рамках преступной акции; хитроумные изощренные и быстрые способы реализации преступно полученных денежных сумм и материальных ценностей; давление на следователя уже на стадии изучения первичных материалов с целью склонения его к отказу от возбуждения уголовного дела и др.

Расследование может быть начато с проведения операции по взятию с поличным. Но в любом случае все действия следователя после возбуждения уголовного дела на всех этапах его расследования должны быть тщательно спланированы. По такого рода делам это требование имеет особое значение.

План расследования на первоначальном этапе должен быть сориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, собирание новых фактических данных и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления. Следственные версии выдвигаются с учетом имеющегося первичного материала по поводу невыясненных обстоятельств о виновных лицах, мотивах и целях их действий, способах совершения преступления и т. д.

План дальнейшего расследования должен предусматривать не только последующие действия по еще не законченной проверке версий, но и выдвижение, и проверку других возможных версий. Например, ограничивается ли расследуемое преступление теми фактами, по поводу которых оно было возбуждено, или это только часть его эпизодов. Такая версия всегда возникает, когда установлено, что расследуемое преступление совершено ОПГ.

Для того чтобы быстрее разобраться в том, какие допущены нарушения действующих норм и правил, регулирующих конкретный вид финансовой деятельности, весьма полезным является метод криминалистического сопоставления соответствующих норм, правил, требований должного ведения конкретных финансовых операций с особенностями поведения лиц, участвующих и этих операциях в расследуемом случае. Суть этого метола схематично складывается из следующего: все выявленные обстоятельства преступного поведения, характеризующие его механизм и обстановку, собираются в единый информационный блок. Затем в другой блок собирается вся нормативная информация о том, как в соответствии с действующими положениями и требованиями должна была осуществляться данная финансовая операция. Затем эти два информационных блока (как матрицы) накладываются один на другой. В результате сопоставления сразу можно выявить характер допущенных нарушений и круг лиц, связанных с этими нарушениями.

При применении метода криминалистического анализа служебно-должностных функций участников финансовой операции можно выявить, какие конкретные нарушения действующих правил допущены каждым участником исследуемой финансовой деятельности.

Для выявления того, каким образом реализовано конкретное финансовое правонарушение целесообразно использовать такой сложившийся в криминалистике метод, как распознавание способа совершения преступного деяния: по его типовым признакам; путем ревизии; оперативно-розыскными средствами и по аналогии.

Комплекс и порядок проведения первоначальных следственных действий зависят от характера первоначальных следственных ситуаций и особенностей отдельных видов преступлений данной группы.

В первой ситуации большинство первоначальных следственных действий обычно лишено эффекта неожиданности. Для нее, независимо от вида совершенного преступления, характерен следующий набор первоначальных и иных действий следователя:

  • выемка и изучение необходимых нормативных документов, регулирующих данный вид кредитно-финансовой деятельности;
  • выемка и осмотр необходимых банковских документов, не представленных в первичных материалах;
  • осмотр и предварительное исследование поддельных пенных бумаг и других банковских документов, с помощью которых было совершено преступление;
  • выемка, осмотр и изучение документов, показывающих движение денежных средств по счетам тех учреждений и организаций, которые фигурируют в подложных банковских документах;
  • допрос работников банка (руководителей и тех сотрудников, которые обнаружили поддельные документы или работали с ними при оформлении соответствующей банковской операции);
  • назначение и проведение ревизий, аудиторских проверок криминалистических и иных судебных экспертиз для исследования документов;
  • обыск у подозреваемых лиц с целью выявления и изъятия различных документов и иных объектов, имеющих значение для дела;
  • наложение ареста на денежные суммы, начисленные по подложным банковским документам в коммерческие банки, и на денежные суммы, зачисленные по платежным поручениям в другие организации.

Во второй ситуации целесообразно как можно успешнее использовать эффект внезапности в начале расследования при проведении первоначальных следственных действий. Для данной ситуации обычно характерен следующий набор первоначальных следственных действий и операций:

  • проведение следственной операции по задержанию заподозренных в хищении и иной финансовой махинации лиц с поличным, их допрос и личный обыск;
  • обыск по месту жительства и работы задержанного и наложение ареста на его имущество;
  • осмотр изъятых поддельных документов и других объектов;
  • выемка, осмотр и изучение необходимой документации;
  • допрос свидетелей;
  • назначение и проведение ревизий;
  • назначение и проведение экспертиз.

Третья ситуация носит собирательный характер и включает информацию о всех предыдущих ситуациях. При установлении факта совершения преступления членами ОПГ необходимо сразу принять меры к созданию следственно-оперативной группы, получению имеющейся разведывательной информации от органов дознания, наладить соответствующее взаимодействие с оперативными подразделениями. Набор же первоначальных следственных действий зависит от того, информация какой следственной ситуации доминирует в каждом конкретном случае.

Четвертая ситуация близка ко второй и отличается лишь тем, что в ней уже нет необходимости в разработке и проведении операции по задержанию заподозренного в финансовом преступлении с поличным. В этой ситуации при задержании преступника с поличным расследование обычно осуществляется по следующей схеме:

  • личный обыск задержанного и обыск по месту жительства и работы, в процессе которых следует изъять все имеющиеся у него документы (поддельные, финансовые, записные книжки, дискеты, черновики, транспортные документы, квитанции для оплаты междугородных переговоров, черновики документов и т. п.);
  • допрос подозреваемого;
  • осмотр транспортного средства, использующегося задержанным;
  • допрос свидетелей (администрации и сотрудников банка, которым был предъявлен чек для получения денег или материальных ценностей; лиц, подтверждающих отдельные обстоятельства действий преступника). При необходимости может быть проведено предъявление для опознания и очные ставки.

Необходимо также широко использовать и возможность контроля телефонных переговоров родственников, коллег и партнеров задержанного, выемку его почтово-телеграфной корреспонденции. Нелишним является и установление контроля за его личным пейджинговым и радиообменом.

Для криминальной деятельности в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении характерны незаконные операции по расчетам наличными между организациями, нарушение валютного законодательства, легализации (отмывании) денежных средств. Эти действия требуют от преступников оперативной связи с контрагентами — отечественными и зарубежными финансовыми учреждениями, в том числе по модему, постоянного (нередко ежечасного) обмена информацией с партнерами и клиентами. Учет криминальных финансовых операций нередко ведется с использованием компьютерной техники. Эти обстоятельства должны быть учтены при планировании задержания и последующих неотложных следственных мероприятий по делам такой категории.

При криминальной деятельности в области обращения платежных документов или ценных бумаг в ходе первоначальных следственных действий выявляются факты недостач, сбыта или приобретения бланков банковских чеков, векселей и лица, к ним причастные. Для выяснения этих обстоятельств используются не только следственные, но и оперативно-розыскные действия, а также материалы инвентаризаций, ревизий.

Хищения с помощью использования поддельных векселей, получившие значительное распространение в связи с массовым и частичным выпуском в финансовый оборот простых векселей банками и другими участниками рынка для использования в расчетных целях, во многом сходны с хищениями с помощью поддельных чеков, которые также предназначены для обслуживания расчетов. Поэтому в наборе и особенностях первоначальных следственных и иных действий по таким делам много общего. Важное значение имеют такие следственные действия, как выемка, осмотр, изучение и криминалистические исследования поддельных векселей и других документов, связанных с вексельным оборотом, допросы лиц, принимавших векселя к оплате и осуществлявших финансовые операции с ними, а также руководителей и других работников банков и организаций, на счета которых поступили деньги. Важное направление расследования — выявление механизма изготовления поддельных документов и лиц, осуществляющих эти действия.

Существенную роль играют данные оперативно-розыскной работы по изучению деятельности соответствующих банков и иных организаций, участвующих в расчетах с поддельными векселями.

При расследовании хищений с использованием пластиковых платежных карточек наиболее типичной является четвертая следственная ситуация. В этих случаях после задержания проводится личный обыск преступника и обыск по месту жительства, в процессе которого желательно обнаружить и изъять все то, что важно для расследования (черновики, в которых преступник тренировался в исполнении подписей от имени владельца платежной карточки; предметы, полученные по карточкам; использованные и другие карточки, а также документы, удостоверяющие личность их владельца; копии счетов на похищенный по карточкам товар и др.). Большое значение для расследования имеют незамедлительный допрос подозреваемого, установление владельца карточки и его допрос об обстоятельствах ее пропажи и времени ее последнего использования владельцем. После этого целесообразно получить у владельца карточки образцы его почерка и подписи для почерковедче- ского исследования. В комплекс неотложных следственных действий входит также допрос работников торговых точек, обслуживавших преступника и возможных очевидцев; предъявление подозреваемого для опознания; очные ставки, выемка и осмотр необходимой документации из бухгалтерии торгового предприятия; получение необходимой информации о владельце карточки из банка, се выдавшего.

Первая и вторая следственные ситуации по таким делам возникают реже, ибо случаи мошенничества с платежными карточками российскими коммерческими банками чаще всего скрываются, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов и не потерять старых. Поэтому следователи выходят на эти банки и получают от них необходимую информацию, лишь начав расследование в первой ситуации. При этом следует иметь в виду, что банки после заявления клиента об «утечке» средств с его счета проводят служебное расследование. Материалы такого расследования следователю необходимы для приобщения к делу.

Для криминальной деятельности в области заемных ресурсов характерны первая, вторая и третья следственные ситуации. Успех расследования такой деятельности во многом зависит от умения следователя анализировать документы финансового характера, его знаний особенностей банковской деятельности, банковского кредитования и т. д. Следует учитывать специфику кредитной политики конкретной финансовой структуры, связанную с решениями учредителей, объемом ее уставного капитала, обязательными требованиями Центрального банка РФ, обстановку на рынке кредитных ресурсов в момент принятия решения о выдаче кредита и другие важные обстоятельства. Необходимо уяснить источник получения ресурсов, из которых был выдан кредит, а также документально проследить направление расходования этих средств. Последнее нередко может свидетельствовать о наличии преступного умысла. Кредитные документы и знание особенностей кредитно-финансовой деятельности позволяют собрать важную для расследования информацию, сопоставить ее отдельные информационные блоки и правильнее разобраться во всех обстоятельствах расследуемого деяния.

Криминальная деятельность в области информационных финансовых технологий может осуществляться в качестве самостоятельной деятельности или быть элементом иных способов совершения финансовых преступлений.

Важную роль при расследовании финансовых преступлений играют судебные экспертизы. К их числу относятся криминалистические экспертизы (почерковедческая, дактилоскопическая, технико-криминалистическая экспертиза документов), полиграфическая, судебно-бухгалтерские, судебно-экономические, экспертизы в области компьютерных информационных технологий. Их назначение и проведение связано прежде всего с исследованием документов с целью выявления в них различного рода подделок (в том числе и давности изготовления документов); исследованием сущности, достоверности и реальности соответствующих финансовых операций; возможностей и способов несанкционированного доступа к информационному обеспечению финансовой деятельности и др.


Анализ информации – получение знаний об объектах, необходимых для проведения финансового расследования Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих аналитическую информацию Обработка информации анализ, систематизация и структурирование полученных данных с целью их последующего накопления и интеграции их с другими информационными ресурсами. Сбор данных об искомых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.). СТАДИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Информационный массив ЕГРЮЛ а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений. ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений.


Информационный массив ЕГРИП а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; б) его идентификационный номер (ИНН); б) его идентификационный номер (ИНН); в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; г) адреса нахождения торговых точек; г) адреса нахождения торговых точек; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений. е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений.


Информационный массив «Бронирование авиабилетов» а) фамилия, имя авиапассажира; а) фамилия, имя авиапассажира; б) дата рождения; б) дата рождения; в) номер и вид документа; в) номер и вид документа; г) дата и место приобретения авиабилета; г) дата и место приобретения авиабилета; д) дата вылета, номер, рейса; д) дата вылета, номер, рейса; е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты


Поводы и основания для проведения финансового расследования. Поводом для проведения финансового расследования служат: Поводом для проведения финансового расследования служат: а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.


Этап «первичного анализа» - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;


Этап «первичной проверки» Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки; Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;


Этап «углубленного финансового расследования» Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.


Этап «реализации результатов финансового расследования» -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма.


Этап «сопровождения переданных материалов» осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями. -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями.


Виды финансовых расследований а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.


Основные формы документирования хода и результатов проводимых в рамках финансового расследования мероприятий а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); в)дела (материалы) финансовых расследований. в)дела (материалы) финансовых расследований.


Виды дел (материалов) финансовых расследований а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны. в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны.


Справка-заключение по материалу первичной проверки Справка-заключение по материалу первичной проверки к Вх. ___________от__________. к Вх. ___________от__________. 1.Информация о причастности фигуранта(ов) к преступной деятельности: – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует 2.Результат первичной проверки: –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.2 Выявленные операции:- подтверждают информацию о предикатном преступлении- позволяют предположить наличие признаков ОД/ФТ – 2.3 Выявленные операции не выходят за рамки обычной финансово-хозяйственной деятельности 3.Материал отнести к категории значимых, по признакам: –3.1 Значительность сумм –3.2 Общественная и социально-экономическая значимость дела –3.3 Объект посягательства – бюджетные средства –3.4 Коррупция –3.5 Финансирование терроризма (экстремизма) –3.6 Другое (указать)___________________ 4.Решение по результатам первичной проверки: 4.Решение по результатам первичной проверки: –4.1 Проверку прекратить с направлением информации в правоохранительные органы без раскрытия банковской тайны (указать куда) –4.2 Материал взять в углубленное финансовое расследование –4.3 Материал передать в центральный аппарат –4.4 Оформить материал для передачи по ст. 8 ФЗ 115 _______________________ (разработчик) (разработчик) _______________________ _______________________ (руководитель) (руководитель)


Определение понятия типологии. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Логические формы, используемые типологией: Логические формы, используемые типологией: во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики. в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.



    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

    М.М. МАКАРЕНКО

    Материальную основу легализации (отмывания) преступных доходов в Российской Федерации среди прочих составляют и доходы, полученные в результате похищения и торговли людьми, а также связанной с этим иной незаконной деятельности. Пройдя легализацию, они способствуют созданию соответствующей базы для воспроизводства организованной преступности.

    В целях борьбы с указанным видом преступной деятельности в России действует система нормативно-правовых актов, центральное место в которой занимает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он направлен прежде всего на решение следующих вопросов:

    Создание национальной системы предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов;

    Установление обязанностей финансовых учреждений и иных лиц, совершающих финансовые операции, в целях предупреждения указанных действий;

    Определение основных задач, функций и полномочий национального подразделения финансовой разведки, в том числе в части взаимодействия с финансовыми учреждениями и органами государственной власти;

    Регулирование международного сотрудничества в данной сфере, включая обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и оказание взаимной правовой помощи.

    Указанные вопросы имеют ключевое значение для создания и обеспечения функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

    В то же время, чтобы отвечать международным стандартам, национальная система ПОД/ФТ должна включать и другие важнейшие компоненты:

    Уголовное преследование по деяниям, связанным с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;

    Предоставление уполномоченному органу сведений, составляющих банковскую тайну, и ответственность за их незаконное разглашение;

    Надзор за исполнением соответствующих требований финансовыми учреждениями и иными лицами и применение мер административной ответственности за его нарушение.

    Все указанные вопросы в той или иной степени затрагиваются в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, но их непосредственное регулирование осуществляется и в рамках иных федеральных законов. Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 11 июня 2005 г. N Пр-984 принята и реализуется Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

    Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере. Она состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу, особенностями правового регулирования и решаемыми задачами: правоохранительный блок и финансовый мониторинг.

    При этом финансовый мониторинг можно, в свою очередь, разделить по тем же признакам на два основных уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

    Субъектами правоохранительного блока национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма считаются правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование данных преступлений (МВД России, ФСБ России, ФСКН России и органы прокуратуры).

    Отношения в подсистеме регулируются в основном нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательств, а также федеральными законами, определяющими права и обязанности этих органов. Главной задачей правоохранительных органов в рамках этой подсистемы является выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, в том числе полученных от торговли людьми, а также финансированием терроризма, борьба с этими видами преступлений.

    Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В обязанности этих организаций входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), подведомственной Министерству финансов России. Именно на данном уровне национальной системы должна решаться задача предупреждения легализации преступных доходов, полученных в том числе от торговли людьми. Росфинмониторинг обеспечивает контроль над финансовыми операциями на основании информации, получаемой от указанных выше субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и при наличии достаточных оснований - передачу информации и материалов правоохранительным органам.

    Росфинмониторинг, являясь ключевым элементом национальной системы ПОД/ФТ, обеспечивает через механизмы межведомственной координации согласованное взаимодействие всех субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга в целях решения задачи противодействия легализации преступных доходов, полученных в том числе и от торговли людьми, включая международное сотрудничество в данной сфере.

    Вся подсистема финансового мониторинга, включая отношения между ее субъектами, а также между этими субъектами и потребителями финансовых услуг, регулируется в основном положениями финансового и административного права.

    Понятие "финансовые расследования" выходит за рамки общей схемы финансового контроля. Данное отличие связано с тем, что перед финансовыми расследованиями не ставятся задачи охватить всю совокупность финансовых потоков на предмет соблюдения установленных норм. Перед финансовыми расследованиями стоит значительно более узкая и сложная задача - выявить финансовый поток, связанный с преступлением, зафиксировать путем проведения экономического исследования его необходимые финансовые характеристики, которые отличаются от отклонений, входящих в предмет контроля, особой сложностью, умыслом на совершение и сокрытием следов противоправной деятельности.

    Исходными данными для проведения соответствующих финансовых расследований Росфинмониторингом являются:

    Результаты первичного отбора информации из поступающих сообщений финансовых и иных организаций и из базы данных Росфинмониторинга;

    Информационные запросы от российских правоохранительных органов в отношении фигурантов уголовных дел и оперативных материалов, проверяемых по преступлениям корыстной направленности;

    Информационные запросы иностранных ПФР.

    Весь поток сообщений, поступающих в базу данных, с помощью специального программного обеспечения подвергается первичному анализу. Цель такого анализа - получить полную картину подозрительных финансовых операций физического или юридического лица с тем, чтобы выявить всю цепь звеньев операций (сделок) и соединить воедино фрагменты информации в соответствующую схему.

    Информационное взаимодействие с российскими правоохранительными органами и подразделениями финансовых разведок зарубежных государств осуществляется Росфинмониторингом и в ходе проводимых финансовых расследований. В целях финансового анализа и расследований используются и иные внешние информационные ресурсы - базы данных регистрационных, лицензирующих и правоохранительных органов, публикации СМИ и др.

    По результатам таких финансовых расследований при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией направляются соответствующие информационные материалы, которые при этом сопровождаются развернутыми схемами легализации преступных доходов.

    Решение о наличии достаточных оснований для их передачи в правоохранительные органы принимается Экспертным советом Росфинмониторинга под председательством руководителя Службы. Финансовые аналитики - разработчики конкретных материалов докладывают Совету свои выводы и предложения по завершенным финансовым расследованиям. Наряду с постоянными членами Экспертного совета на отдельные заседания приглашаются представители соответствующих правоохранительных органов, которые могут подтвердить наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

    После передачи таких материалов в правоохранительные органы сотрудники Росфинмониторинга осуществляют их дальнейшее сопровождение, включая получение из российских или зарубежных источников дополнительной информации. Правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг о результатах рассмотрения поступивших от него материалов.

    Необходимо отметить недопустимость смешивания понятий "финансовые расследования" и "процесс выявления и расследования преступлений", в том числе предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ. Не вызывает сомнений, что финансовые расследования являются ключевым компонентом данной деятельности, однако не подменяют ее в целом.

    В процессе выявления и расследования интеллектуальных преступлений этой категории участвует не абстрактный сотрудник правоохранительного органа, а несколько лиц, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность, лишь частично сводимую к специализированному финансовому анализу. Как правило, в данном процессе задействованы несколько участников.

    Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперуполномоченные), и работники отделов (управлений) документальных проверок и ревизий действуют в рамках оперативно-розыскной деятельности и доследственной проверки с целью выявления и первичного документирования признаков преступлений. Их деятельность нацелена на сбор информации о деяниях, содержащих признаки преступной деятельности, и регламентируется Законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", а также Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

    Практика свидетельствует о том, что в этой работе анализ финансовой информации, сконцентрированный на выявлении теневых денежных и материальных потоков, крайне важен и необходим. При этом доминантными являются анализ соотношений в финансовой отчетности и выявление сомнительных участков финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшей глубокой проработки в рамках уже возбужденного уголовного дела.

    Однако исключительно к финансовым расследованиям эту стадию сводить нельзя. Ее основа - получение и оценка оперативной информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, внедрение и т.п.), в том числе негласными методами.

    Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных лиц перерастает в уголовное судопроизводство. Здесь ключевыми участниками являются следователь и эксперт-экономист. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Задача следователя состоит в сборе, проверке и оценке доказательств, содержащих фактические данные, входящие в предмет доказывания. Для этого следователю уголовно-процессуальным законодательством предоставляется инструментарий, состоящий из четко закрепленного набора процессуальных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, назначение судебной экспертизы и т.д.). Эксперт-экономист вовлекается в производство по конкретному уголовному делу с момента вынесения постановления о назначении судебно-экономической экспертизы.

    При обобщении вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов, суть этой работы сводится к проведению финансового анализа ранее выявленных финансовых и хозяйственных операций и описанию на его основе экономических характеристик действий лиц, контролирующих теневые финансовые потоки, и связанных с ними организаций. Эти сведения впоследствии используются следователем для формирования предмета доказывания по уголовному делу.

    Следователь (лицо, которое осуществляет уголовное расследование) не проводит углубленный специализированный финансовый анализ. Несмотря на это, для того чтобы понимать смысл своей деятельности и эффективно управлять процессом расследования, следователь такой методикой владеть обязан. Необходимо заметить, что у следователя существует несколько иное направление деятельности, которое состоит в юридической оценке собираемых фактов, в том числе установленных финансовым расследованием экономических характеристик преступления.

    Таким образом, оперуполномоченный и следователь представляют юридическую сторону процесса выявления и расследования преступлений, а ревизор и эксперт-экономист - экономическую. Специфический финансовый анализ по указанной категории уголовных дел осуществляют ревизоры и эксперты-экономисты при проведении проверок и судебно-экономических экспертиз, а также отчасти оперуполномоченные и следователи - при экспресс-анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности и содержательной оценке актов проверки и заключений экспертов-экономистов.

    В заключение следует отметить, что финансовые расследования не подменяют собой процессуальную деятельность правоохранительных органов, а наоборот, формируют базу для обобщения и анализа экономической стороны процесса выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми. Сложный состав данных преступных деяний, носящих порой транснациональный характер, позволяет говорить о том, что их предупреждение и пресечение может быть обеспечено только сочетанием уголовно-правовых методов с комплексом превентивных мер в рамках финансового сектора.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

(ФАКУЛЬТЕТ)

К.В. Сомик, А.Г. Хабибулин

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Под общей редакцией

Доктора юридических наук, профессора С.М. Шахрая

Учебное пособие

МОСКВА 2015

Введение

1.1. Понятие и сущность

1.2. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика финансовых преступлений

1.3. Методы и средства информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

Глава 2. Анализ угроз финансовой безопасности

2.1. Понятие и структура финансовой безопасности

2.2. Основные угрозы финансовой безопасности

2.3. Оценка состояния преступности в сфере финансовой безопасности

Глава 3. Методика информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

3.1. Задачи и процедуры выявления и анализа скрытых схем финансовых преступлений

3.2. Информационно-аналитическое обеспечение расследования финансовых преступлений, совершаемых с использованием оффшорных схем

3.3. Информационно-аналитическое обеспечение информационной безопасности финансовой системы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В настоящее время необходимым условием эффективного выявления и расследования масштабных и организованных преступлений в финансовой сфере является совершенствование информационно-аналитического обеспечения системного противодействия финансовой преступности. Информационно-аналитическое обеспечение финансовых расследований – это сложный, высокотехнологичный вид управленческой деятельности, который предусматривает сбор и компьютерную обработку больших объемов информации из различных источников, подготовку и обоснование вариантов версий и решений на всех стадиях оперативного и уголовного процесса. Особую актуальность и в то же время сложность представляют задачи формирования целостной картины и доказательной базы таких преступлений, как отмывание (легализация) преступных доходов и незаконный вывоз капитала, которые связаны с уклонением от налогообложения в особо крупных размерах, сокрытием доходов в оффшорных зонах и др. Приоритетным направлением информационно-аналитической работы является своевременное информирование органов государственной власти о проблемах финансовой безопасности, причинах и условиях, способствующих совершению финансовых преступлений, мерах предупреждения и противодействия угрозам безопасности финансовой системы Российской Федерации.



В предлагаемом учебном пособии излагаются основыдисциплины « Информационно-аналитическое обеспечение финансовых расследований», цель которой заключается в том, чтобы сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков по вопросам информационной и аналитической подготовки решений с использованием современных компьютерных методов и средств на различных стадиях расследования финансовых преступлений, выявления причин и условий, способствующих их совершению.

Дисциплина является составной частью модуля, включающего дисциплины, формирующие компетенции в сфере внедрения в процесс организации и управления расследованием финансовых преступлений методов и средств системного анализа и прикладной информатики. Для изучения данной дисциплины студенты должны владеть компетенциями, формируемыми дисциплинами «основы экономического анализа», «обеспечение финансовой безопасности», «уголовное право» и «предварительное следствие». В свою очередь знания, умения и навыки, формируемые в результате изучения данной дисциплины необходимы для изучения дисциплин «методика и методология расследования экономических и финансовых преступлений», «выявление экономических преступлений» и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать понятие и сущность информационного обеспечения финансовых расследований; основные направления и задачи информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований; критерии оценки результатов информационно-аналитического обеспечения; компьютерные методы, методики и информационные технологии финансовых расследований; основы обеспечения информационной безопасности финансовой системы;

Уметь решать задачи информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований; оценивать результаты информационно-аналитического обеспечения; применять компьютерные методы, методики и информационные технологии финансовых расследований; разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению информационной безопасности финансовой системы.

Владеть способностями анализа и прогнозирования криминогенных явлений и процессов в финансовой сфере; методами и средствами сбора, обработки, анализа и защиты информации, необходимой для финансовых расследований.

Глава 1. Основы информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

Понятие и сущность

Необходимым условием эффективности любой сложной, целенаправленной человеческой деятельности является организация информационно-аналитического обеспечения выработки и принятия решений, необходимых для достижения поставленных целей. В современных условиях невозможно себе представить успешного врача, ученого, оперативного работника или следователя, которые бы не использовали информационно-аналитические ресурсы и технологии, требуемые для выполнения профессиональных функций.

Для того, чтобы раскрыть понятие и сущность информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований (ИАО ФР) необходимо прежде всего определить финансовые расследования как особый вид целенаправленной правоохранительной деятельности.

Термином финансовые расследования принято обозначать сложную, информационно - емкую и интеллектуальную деятельность, которая не ограничивается только уголовно-процессуальными рамками предварительного расследования преступлений.

Необходимость выделения и определения понятия финансовых расследований связана с ростом злоупотреблений в сфере финансовой системы, а также ростом, так называемой «беловоротничковой преступности». Чем изощреннее становятся схемы и механизмы подготовки и совершения финансовых правонарушений и преступлений, тем более востребована специализация кадров в области финансовых расследований.

В западных государствах, относящихся к системе общего права, понятие финансового расследования (Financial Investigation или Forensic Accounting (судебно-бухгалтерская экспертиза)) сформировалось и укрепилось достаточно давно и прочно. В мировой практике финансовые расследования реализуют следующие основные функции:

Прединвестиционный анализ (due diligence);

Восстановление активов (assets recovery);

Документирование фактов финансовых нарушений для последующих судебных процессов (judgement enforcement, litigation services);

Установление причин банкротства (bankruptcy fraud);

Выявление случаев корпоративного мошенничества (corporate fraud investigation);

Судебно-бухгалтерская экспертиза (forensic accounting and fraud).

В нашей стране выделилось два основных направления финансовых расследований:

Выявление финансовых рисков или фактов финансовых нарушений неуголовного характера (как правило, предмет деятельности специальных служб коммерческих организаций);

Выявление и документирование признаков объективной стороны преступлений в сфере финансов (предмет деятельности правоохранительных органов).

Мы будем рассматривать, преимущественно, правоохранительный аспект финансовых расследований, который проявляется в процессе оперативно-розыскной, судебно-бухгалтерской, документально-проверочной деятельности и предварительного расследования.

Однако, в нашем понимании финансовые расследования сами по себе намного шире и более многообразны, чем предварительное следствие и др. Эти понятия не только не тождественны, но и могут сочетаться лишь в некоторой части. Если при характеристике финансового расследования использовать понятия уголовного права, то задачу финансового расследования можно определить как выявление и документирование признаков объективной стороны преступления. Но аудит также может быть источником признаков объективной стороны финансовых преступлений, которые являются предметом предварительного расследования. С другой стороны, в результате расследования и выявления причин и условий совершения финансовых преступлений также может быть инициирован аудит какой – то сферы финансово-хозяйственной деятельности. Аналогично обстоит дело в отношении финансового мониторинга. Финансовый мониторинг – это деятельность по аналитической обработке информации о финансово-хозяйственной деятельности резидентов и нерезидентов в целях выявления по установленным критериям финансовых операций и сделок, подозрительных на легализацию (отмывание) преступных доходов и финансирование терроризма.

Таким образом, финансовые расследования – процесс, включающий аудит, финансовый мониторинг, оперативно-розыскную деятельность, судебно-бухгалтерскую, документально-проверочную деятельность и предварительное расследование в рамках уголовно-процессуальной деятельности. На всех стадиях этих видов деятельности необходима информационно-аналитическая подготовка принимаемых решений. Поэтому в основу ИАО ФР положен системный принцип циклически замкнутой подготовки принимаемых решений [ 52 ].

Объектом финансовых расследований при этом, очевидно, выступают, финансовые преступления. Поэтому рассмотрим специфику данной категории преступлений, которая определяет особенности информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований.

В определенном смысле финансовые преступления - это общественно опасные деяния, посягающие на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в том числе налогового, валютного) и уголовного права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов государства), органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов.

Б.В. Волженкин выделял следующие группы преступлений в сфере финансов:

1. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконная банковская деятельность.

2. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

3. Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; неправомерные действия при банкротстве.

4. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

5. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребления при выпуске ценных бумаг(эмиссии); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

6. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления): уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

7. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

8. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления).

9. Преступления против прав и интересов потребителей: нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

С учетом изложенных подходов в качестве финансовых преступлений мы будем рассматривать преступления в сфере экономики, а также иные взаимосвязанные с ними преступления, которые представляют угрозу финансовой безопасности Российской Федерации. Анализ такого рода преступлений позволяет выделить следующие их характерные особенности.

1. Организованный характер финансовых преступлений.

2. Масштабность ущерба, причиняемого финансовой системе и отдельным ее звеньям.

3. Многоэпизодность и сочетание преступлений с различными квалификациями.

4. Разнесение событий преступлений по месту, времени и участникам.

5. Конспиративность и коммуфлирование преступных действий и намерений.

6. Транснациональность и трансграничность.

7. Финансовые преступления – прямая угроза национальной и экономической безопасности.

8. Финансовые преступления – основа теневой экономики, а часто - источник финансирования терроризма и экстремизма.

9. Необходимость на раннем этапе предварительного расследования организации информационно-аналитического обеспечения, использующего современные компьютерный базы данных и аналитические методики.

Более подробно уголовно-правовые, криминалистические характеристики и особенности финансовых преступлений будут рассмотрены в следующем параграфе.

Ниже представлена модель целенаправленной деятельности по выявлению и расследованию финансовых преступлений, которая является объектом ИАО ФР (рис.1).


Рис. 1. Модель целенаправленной деятельности финансовых расследований

Модель любой целенаправленной деятельности согласно представляет собой контур с отрицательной обратной связью, в котором объект деятельности находится под воздействием потоков внутренней и внешней информации (событий). В нашем случае деятельность ИАО ФР должна быть организована таким образом, чтобы в текущем режиме отслеживать состояние финансовых расследований в аспекте достижения основных целей (или отклонения от них), каковыми являются своевременность и полнота выявления и раскрытия финансовых преступлений, возмещения причиненного ущерба, устранения причин и условий, способствующих их совершению. При этом основная задача информационного работника и аналитика заключается в том, чтобы в результате информационно-аналитического мониторинга своевременно выявлять и оценивать проблемные ситуации, связанные с отклонениями состояния финансового расследования от целевых установок и вырабатывать варианты версий для принятия соответствующих решений следователем или оперативным работником.

Таким образом, в соответствии с рассмотренной моделью предметом ИАО ФР являются процессы выработки сигналов, версий и обоснование вариантов оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных решений. Поэтому ИАО ФР является составной частью организации эффективного управления финансовыми расследованиями. В дальнейшем в качестве синонима для обозначения этой деятельности мы будем использовать термин «информационно-аналитическая работа» (ИАР).

Основными задачами и функциями ИАР являются:

1. Выявление системных признаков совершения организованных форм финансовых преступлений.

2. Формирование и анализ связных информационных структур, обеспечивающих системную доказательную базу финансовых расследований.

3. Выявление проблемных ситуаций в ходе финансовых расследований и причин их возникновения. Прогнозирование их развития.

4. Разработка мер по предупреждению и устранению угроз финансовой безопасности, возмещению причиняемого ущерба.

5. Поддержание и развитие информационных ресурсов, методов и средств организации ИАО ФР.

Рис.2. Структура понятия ИАО ФР

ИАО ФР осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О безопасности».

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».



Случайные статьи

Вверх