Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Положение о деятельности административно-управленческого персонала
1. Общие положения
1.1. Положение об административно-управленческом персонале Государственного бюджетного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» (далее - Учреждение) является локальным нормативным актом Учреждения, который определяет задачи и функции подразделения в структуре Учреждения, его права и обязанности во взаимоотношениях с другими подразделениями.
1.2. Положение об административно-управленческом персонале утверждается директором Учреждения.
1.3. Утвержденное Положение об административно-управленческом персонале храниться у специалиста по кадрам Учреждения.
1.4. Административно – управленческий персонал (далее - АУП) является структурным подразделением Учреждения.
1.5. Непосредственное руководство деятельностью АУП осуществляет директор Учреждения.
1.6. В своей деятельности АУП руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства социальной политики Нижегородской области, Уставом Учреждения, приказами директора Учреждения, должностными инструкциями работников и другими нормативно-правовыми актами.
2. Цели и задачи деятельности отделения
Цель деятельности АУП - является организация и координация работы Учреждения путем укрепления ресурсности Учреждения и совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей в Нижегородской области.
В своей деятельности АУП должен обеспечивать решение следующих задач:
2.1. общее управление работой структурных подразделений Учреждения и координация их деятельности;
2.2. обеспечение реализации в деятельности Учреждения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в части, относящихся к компетенции деятельности Учреждения;
2.3. организация и осуществление разработки стратегии, основных направлений кадровой политики Учреждения и обеспечение ее проведения;
2.4. формирование высокопрофессионального кадрового состава Учреждения, способного эффективно обеспечивать выполнение возложенных на него задач и функций;
2.5. организация и проведение работы в области социально – трудовых отношений и наградной работы;
2.6. сбор и обобщение информации о деятельности Учреждения, представление информации по вопросам деятельности Учреждения руководителю управления социальной защиты населения Советского района города Нижнего Новгорода;
2.7. осуществление мер по созданию безопасных и благоприятных условий труда работников Учреждения;
2.8. организация правильной технической эксплуатации здания, сооружений, сетей и коммуникаций и поддержание их в постоянной эксплуатационной готовности; систематическое проведение техосмотров;
2.9. организация проведения капитального, текущего ремонта здания, сооружений, контроль за качеством выполненных работ;
2.10. обеспечение Учреждения необходимым оборудованием, мебелью, инвентарем, ГСМ, продуктами питания, строительными материалами;
2.11. обеспечение строгого соблюдения правил по охране труда и технике безопасности и технической эксплуатации оборудования и приборов;
2.12. организация работы по ведению бухгалтерского учета и обеспечению порядка хранению бухгалтерских документов;
2.13. контроль за технической безопасностью и охраной труда всех структурных подразделений;
2.14. ведение учета поступающей и отправляемой корреспонденции, систематизация и обеспечение сохранности документов в установленном порядке;
2.15. контроль за трудовой дисциплиной и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.
3. Функции
АУП в целях решения стоящих пред ним задач осуществляет следующие функции:
3.1. организация эффективного функционирования структурных подразделений Учреждения;
3.2. обеспечение эффективной системы контроля за состоянием работы Учреждения;
3.3. разработка плана мероприятий по определению перспектив развития Учреждения;
3.4. организация исполнения приказов и распоряжений директора, контроль над их исполнением работниками;
3.5. подготовка и вынесение на рассмотрение директору предложений по реализации федеральных законов и иных нормативных актов, кадровой и трудовой деятельности;
3.6. Обеспечение деятельности комиссий:
4. Права
4.1. Запрашивать и получать из всех структурных подразделений информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4.2. При необходимости осуществляет взаимодействие с внешними организациями.
4.3. Вносить предложения о поощрении работников за добросовестный, эффективный труд и применения к ним мер дисциплинарного взыскания.
4.4. Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Законами, нормативно-правовыми актами.
4.5. Вносить соответствующие корректировки в действующие локальные нормативные акты и в проекты разрабатываемых документов Учреждения.
Работники отделения пользуются правами и исполняют обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
5. Ответственность
5.1. Аппарат несёт ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных Положением об административно-управленческом аппарате, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующие деятельность Учреждения.
6. Взаимодействие
6.1. Внутри Учреждения АУП осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями.
6.2. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, учреждениями социального обслуживания населения, учреждениями здравоохранения, образования и представителями средств массовой информации.
6.3. Осуществляется взаимодействие с благотворительными организациями, объединениями, гранд образующими фондами.
7. Реорганизация и ликвидация
7.1. АУП реорганизуется или ликвидируется в связи с реорганизацией или ликвидацией Учреждения.
8. Заключительные положения
8.1. В период временного отсутствия одного из заместителей директора Учреждения (нахождение в служебной командировке, отпуске, отсутствие в связи с временной нетрудоспособностью и др.), директор поручает исполнение его обязанностей соответствующим членам административно-управленческого персонала либо руководителю одного из отделов, курируемых отсутствующим заместителем директора Филиала.
8.2. График отпусков АУП составляется по согласованию с директором с таким расчетом, чтобы нахождение сотрудников АУП в отпусках не приводило к существенному снижению эффективности деятельности Учреждения и его отделений, курируемых соответствующими членами АУП.
Положение о деятельности АУП разработано в соответствии с Уставом Учреждения. В Положение о деятельности АУП могут быть внесены изменения и поправки с учетом изменения действующего законодательства РФ или по мере необходимости. Положение должно пересматриваться не реже чем один раз в пять лет.
Административная услуга – результат осуществления властных полномочий уполномоченным субъектом, что в соответствии с законом обеспечивает юридическое оформление условий реализации физическими и юридическими лицами прав, свобод и законных интересов по их заявлению (выдача разрешений (лицензий), сертификатов, удостоверений, проведение регистрации и т.п.).
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О мерах по упорядочению административных услуг» от 17 июля 2009 N737, административная услуга - это услуга, которая является результатом осуществления субъектом полномочий по принятию, в соответствии нормативно-правовым актам, на обращение физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация то что).
К административным услугам не относится контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспектирования и т.п.), образовательные, медицинские и хозяйственные услуги, которые предоставляются органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.
Административные услуги могут предоставляться на платной и бесплатной основе .
Административные услуги предоставляются согласно стандартам, которые утверждаются субъектами в соответствии с их полномочиями с учетом Методических рекомендаций по разработке стандартов административных услуг. Учреждения, которым делегированы закрепленные согласно нормативно-правовым актам за органами исполнительной власти полномочия по предоставлению административных услуг, предоставляют такие услуги согласно стандартам, утвержденным органами исполнительной власти, которые делегировали такие полномочия.
Субъекты, предоставляющие административные услуги на постоянной основе, обеспечивают: размещение на стендах и официальных сайтах информации о предоставлении административных услуг, предоставление разъяснений по вопросам, касающимся предоставления административных услуг.
Классификаций административных услуг может быть много. По критерию платности административные услуги могут разделять на платные и бесплатные для лица.
В зависимости от субъекта , который предоставляет административные услуги, их можно разделить на государственные административные услуги и муниципальные административные услуги. Важны, прежде всего, те классификаций, которые имеют практическое значение, то есть дают возможность давать рекомендации по улучшению системы предоставления административных услуг.
Одним из таких критериев классификации можно назвать уровень установления полномочий по предоставлению административных услуг правового регулирования процедуры их предоставления , в частности:
1) административные услуги по централизованным регулированием (законы, акты Президента Украины, Кабинета Министров и центральных органов исполнительной власти Украины);
2) административные услуги по локальным регулированием (акты органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти);
3) административные услуги по «смешанным» регулирования (когда осуществляются одновременно и централизованное и локальное регулирование).
Можно классифицировать административные услуги по отраслям законодательства , точнее, по предмету (по характеру) вопросов, за разрешением которых обращаются лица в административные органы . Среди них можно выделить предпринимательские (или хозяйственные), социальные, земельные, строительно-коммунальные, жилищные и другие виды административных услуг. При этом под социальными административными услугами понимаются услуги, связанные с реализацией властных полномочий, например, назначения государственной социальной помощи и тому подобное. Примером земельных административных услуг может быть принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в пользование, а примерами предпринимательской государственной услуги – регистрация субъектов предпринимательской деятельности, выдача лицензий и тому подобное.
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.
Административно-управленческие работники, в отличие от рабочих, сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально- экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые и иные, эффективность применения которых также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.
Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем его операции и процедуры трудно поддаются четкой классификации и типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются, с одной стороны, вследствие трансформации методов управления, с другой - в связи с возрастающим использованием новых технических средств. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:
Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей. Поэтому главной особенностью труда административно-управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.
Другой особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного характера предмета и продукта труда, в силу которого административно-управленческим работникам, как правило, в значительной мере приходится затрачивать нервноэмоциональные усилия, в особенности при поиске и реализации решений.
В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Оно проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, вида экономической деятельности, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.
С позиций конкретного содержания работ, операций, процедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, их роли в подготовке и принятии управленческих решений также выделяются разные группы работников управления. Такое подразделение отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в принятии решений. Работники, участвующие в управлении, в зависимости от характера и содержания выполняемых функций подразделяются на три категории:
Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.
Так, руководители организаций и их подразделений определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, производственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творческие операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями). Труд управляющих является весьма разнородным и ответственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.
Более определенным образом определен труд специалистов (инженеров, техников, экономистов и др.), которые разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные виды продукции, технологические процессы, а также формы организации труда и управления, обеспечивают предприятие необходимой документацией, материалами, ремонтным и другим обслуживанием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е. выполняют определенную функцию или часть функции. В деятельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.
Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и др.) выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Труд их принято считать наиболее простым, причем в нем преобладают повторяющиеся операции. Хотя по мере увеличения использования информационной техники, значительного роста объемов управленческой информации труд их резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов.
В современных условиях может быть выделено три вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.
Эвристический труд - это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных. Первые заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений.
Административный труд - это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Процесс административного труда складывается из выполнения следующих организационно-административных операций: служебнокоммуникационных, контрольно-оценочных, координационных.
Операторный труд - это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.
Следует заметить, что содержание труда административно-управленческих работников не остается неизменным. Как показывают исследования, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего времени. Однако в результате применения технических средств, передачи им малосодержательных функций, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления существенно меняется содержание труда административно-управленческих работников, повышается удельный вес творческих операций в их работе.
Существенное практическое значение имеет рациональная организация управленческого труда. При этом принято использовать понятие “научная организация управленческого труда”.
Под научной следует понимать такую организацию труда административно-управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств. Она позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие служащих между собой и с рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции).
Основными целями научной организации труда являются:
Управленческий труд и его рациональная организация - важные факторы повышения общей эффективности реализации бизнес-процессов организации, поэтому особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управленческого труда.
В нашей стране первоначально для обозначения деятельности по рационализации и совершенствованию управленческих процессов использовался термин “научная организация труда” (НОТ), причем без принципиальных различий в отношении производственных и управленческих процессов. Примерно в 60-е гг. XX в. появился термин “научная организация управленческого труда” (НОУТ), чему в значительной степени способствовало внедрение на предприятиях мощных средств вычислительной техники, требующих предварительной организации управленческой деятельности.
Научная организация управленческого труда включает следующие направления:
Следует заметить, что условия труда административноуправленческих работников определяются совокупностью физических, химических и биологических элементов окружающей среды и трудовых процессов, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека. К числу факторов, определяющих условия труда, относятся: санитарно-гигиенические, эстетические, психофизиологические и психологические.
Позднее (начало 7()-х гг. XX в.) в нашей стране появилось понятие “оргпроектирование”, выражающее тенденции развития НОУТ. Оргпроектирование - это процесс разработки и внедрения проектов рационализации управленческого труда на базе требований НОТ и возможностей современной организационной и вычислительной техники с целью повышения эффективности работы аппарата управления. Предлагалось осуществлять оргпроектирование по следующим основным направлениям:
Рациональная организация работы руководителя, специалиста требует учета выполняемых работ, систематического наблюдения за их рабочим временем, изучения структуры затрат времени, выявления “поглотителей” рабочего времени. Это дает возможность анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы личной работы и мероприятия по научной организации труда работников.
Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени руководителей и специалистов можно использовать следующие методы:
Каждый метод изучения содержания труда и структуры затрат времени применим для определенных условий и имеет соответствующие преимущества и недостатки (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Характеристика методов изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени АУП
Целесообразность применения |
Достоинства |
Трудности при использовании и недостатки |
|
Анкетный и устный опросы |
При необходимости выявления мнения непосредственно работающих о проблемах и путях их решения |
Опрашиваемые весьма глубоко знают предмет исследования и пути решения проблемы |
Требует высокой квалификации составителя анкет. Основывается на субъективном мнении опрашиваемых |
Фотография рабочего времени |
При условии предварительного изучения содержания труда |
Большая, чем при само- фотографии, точность результатов. Может использоваться для контроля данных, полученных другими методами |
Неэкономичен. Большая трудоемкость проведения. Оказывает неудовлетворительное воздействие на работников |
Самофотография рабочего времени (без перечня элементов труда) |
При начальном изучении организации труда. При одновременном изучении содержания труда и структуры затрат рабочего времени. При небольших масштабах исследования с элементами анкетного опроса |
Экономичен |
Сложность в группировке и обработке данных. Недостаточная точность результатов. Не выявляет полностью потерь рабочего времени по вине работника |
Самофотография рабочего времени (с перечнем элементов труда) |
При условии предварительного изучения содержания труда. При значительных масштабах исследования |
Нетрудоемок, экономичен, удобен при обработке данных |
Недостаточная точность результатов. Не выявляет полностью потерь рабочего времени по вине работника |
Метод моментных наблюдений |
Применяется как выборочный метод при массовых наблюдениях. Целесообразно предварительное изучение организации труда другими методами. Применяется как метод контроля результатов, полученных другими методами |
Достаточная точность результатов. Экономичен |
Требует высокой квалификации наблюдателей |
Кроме того, в отдельных случаях в этих целях используют:
Большое значение при проведении исследований методами “фотография рабочего времени” и “самофотография рабочего времени” имеет обоснованная группировка баланса рабочего времени, которой может быть, к примеру, следующая:
На основе обобщения данных, полученных из анкет, листов фотографий и самофотографий за весь период проведения исследования, следует составлять таблицы затрат рабочего времени по должностям или другим признакам (в зависимости от цели исследования). После анализа этих данных разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации труда и устранению выявленных недостатков.
Исследования этой проблематики в науке административного права находятся на начальной стадии. Признаки и виды административных услуг исследует, в частности, И. Б. Колиушко. Он отмечает, что услуги, предоставляемые органами государства и местного самоуправления, составляют сферу публичных услуг. По признакам субъекта, что предоставляет публичные услуги, различают государственные (предоставляются органами исполнительной власти и государственными предприятиями, учреждениями и организациями) и муниципальные (предоставляются органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями, учреждениями, организациями) услуги. К государственным относятся также услуги, которые предоставляются органами местного самоуправления и негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями в порядке выполнения делегированных государством полномочий, а к муниципальных услуг - услуги, которые предоставляются за счет местных бюджетов и под ответственность органов местного самоуправления.
Административные услуги - это те публичные (т.е. государственные и муниципальные) услуги, оказываемые органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными субъектами, и предоставление которых связано с реализацией властных полномочий.
В Частности, И. Б. Колиушко выделяет следующие признаки административных услуг:
1. Административная услуга предоставляется по обращению физического или юридического лица.
2. Предоставление административных услуг связано с обеспечением юридически значимых условий для реализации субъективных прав конкретного частного лица.
3. Административные услуги предоставляются исключительно административными органами через реализацию властных полномочий.
4. Право на получение лицом конкретной административной услуги и соответствующее полномочия административного органа должно определяться только законом.
5. Результатом административной услуги является административный акт - решение или юридически значимое действие административного органа, которым удовлетворяется обращения лица.
Административные услуги является ведущим средством реализации прав граждан в сфере исполнительной власти, ведь абсолютное большинство дел, которые решаются органами публичной администрации, инициируются самими гражданами и касаются их субъективных прав.
Упомянутый исследователь предлагает следующую классификацию административных услуг:
1. По уровню установлении полномочий по предоставлению административных услуг и видом правового регулирования процедуры их предоставления:
Административные услуги по централизованным регулированием (законы, акты Кабинета Министров);
Административные услуги с локальным регулированием (акты органов местного самоуправления);
Административные услуги со "смешанным" регулированием (когда имеет место одновременно и централизованное, и локальное регулирование).
2. По критерию платности:
Платные услуги;
Бесплатные услуги.
Регистрация;
Предоставление разрешения (лицензии);
Сертификация;
Аттестация;
Верификация;
Нострификация;
Легализация;
Установление статуса и т.д.
4. За предметом (характером) вопросов, в решении которых обращаются частные лица:
Предпринимательские (хозяйственные) услуги;
Социальные услуги;
Земельные услуги;
Строительно-коммунальные услуги и т.д.
Эффективность предприятия определяется его организацией (структура, полномочия, права и обязанности, организационные положения и регламенты) и его системой управления (целеполагание, планирование, мониторинг, учет, подготовка управленческих решений, корректирующие и предупреждающие действия). Однако эффективность предприятия оценивается не тем, как построена организация и система управления, а тем, какие результаты достигнуты и какие объективные прогнозы имеются на перспективу.
В этом сложность создания эффективной организации и эффективной структуры и системы управления. И это определяет необходимость привлечения консалтинговых организационно-управленческих услуг при построении эффективного предприятия. Невозможно просто взять известные принципы управления и организации и получить эффективное решение. Необходимо идти от поставленной предприятию цели, на каждом шаге обеспечивая максимальную эффективность предприятия:
Поставленная цель
>> частные цели деятельности >> принятые политики достижения поставленных целей >> структура, обеспечивающая достижение частных целей >> программы достижения частных целей и их реализация >>
достигнутая цель
.
При этом, отметим, все указанные шаги - это стратегия предприятия. "Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей" (Альфред Чандлер). "Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики" (Джеймс Куинн).
1. Принятый диапазон управления
2. Принятый принцип группировки структурных подразделений
3. Принятый принцип делегирования полномочий и децентрализации
4. Принятый принцип аутсорсинга
1. Диапазон управления определяет число подчиненных подразделений (на нижнем уровне – число подчиненных сотрудников). На многих наших предприятиях этот диапазон находится в диапазоне 4-9, а иногда и ниже отмеченной нижней границы. Оптимальное же значение находится в диапазоне 7-11. Соответственно и частные цели должны оптимально группироваться в 7-11 групп, по группе на каждое подчиненное структурное структурное подразделение.
2. Принципы группировки. Структурные подразделения могут группироваться по разным принципам: функциональному, продуктовому, территориальному, потребительскому, и т.д. Например, предприятие может принять политику выпуска бюджетной продукции (эконом-класса), продукции с оптимальным соотношением цена-качество (бюджетного-класса) или политику выпуска дорогой, но высококачественной продукции (премиум класса), и эти принципы определяет конкретную применяемую структуру. При этом всегда существуют и административные подразделения: бухгалтерия, секретариат, финансовые и экономические, административно-хозяйственные, не зависящие от данной политики.
2.1. Бюджетная продукция выпускается с максимальным разделением труда, когда каждое подразделение выполняет свою функцию в производственной цепочке: маркетинг, разработка, производство, реализация. Это линейная функциональная организационная структура (Рис. 1). Благодаря разделению труда по функциям (операциям) продукция имеет наименьшую себестоимость, но при этом каждое подразделение отвечает только за свою операцию, и ни одно подразделение не отвечает за конечный результат, трудно понять, какое подразделение ответственно за обнаруженные недостатки продукции, поэтому это продукция не самого высокого качества.
Рисунок 1. Линейная функциональная организационная структура
2.2. Продукция высшего ценового сегмента
Требование высокого качества продукции требует уже не разделения труда по функциональным подразделениям, где каждое подразделение выполняет определенную функцию по всем выпускаемым продуктам, разделения труда по видам продукции, где каждое подразделение выполняет все функции по выпуску своего продукта. Это приводит к большей себестоимости, но, поскольку продукт выпускается в одном подразделении, которое полностью за него отвечает, качество продукции выше.
Это линейная продуктовая организационная структура (Рис. 1).
Рисунок 2. Линейная продуктовая организационная структура
2.3. Продукция с оптимальным соотношением цена-качество.
Для того, чтобы сочетать достоинства функциональной и продуктовых структур, была создана матричная организационная структура, в которой присутствуют и продуктовые, и функциональные подразделения, причем функциональные подразделения находятся под двойным управлением: административным со стороны руководителя, и техническим со стороны продуктового подразделения (Рис.3 а) или производственные подразделения (в данном случае рестораны) находятся под двойным управлением (Рис. 3 б).
Рисунок 3. Матричные организационные структура
3. Делегирование полномочий и децентрализация
3.1. Вертикальная децентрализация осуществляется в дивизиональной организационная структуре, и сетевая организационной структуре. По своему виду эти структуры ничем не отличаются соответственно от линейной продуктовой структуры (Рис. 1), матричной организационной структуры (Рис. 3 б). Различие только в том, что линейные продуктовые подразделения в первом случае, и рестораны – во втором, имеют существенную самостоятельность и подчиняются руководителю только по заданному узкому кругу вопросов. Вне рамок этих вопросов они работают самостоятельно.
3.2. Горизонтальная децентрализация – это дополнительные горизонтальные связи управления в линейных структурах. Например, когда коммерческая служба дает дневные планы технической службе (производству) без утверждения генеральным директором, если, конечно, они не выходят за заданные рамки (горизонтальная линия 6 на рис. 4).
Рисунок 4. Линейная организационная структура с горизонтальными управляющими связями
Например, во многих предприятиях уже отсутствуют ИТ-подразделения, юридические, охраны, и т.д. Крупные предприятия реализуют продукцию только оптовыми партиями, и не имеют розничных подразделений. Аутсорсинг позволяет сократить число структурных подразделений, сократить усилия руководства на руководство непрофильными направлениями, сосредоточить все компетенции предприятия на его основном направлении – выпуске и реализации продукции. Одно из направлений аутсорсинга – это аутсорсинг в области консультационных услуг.
Наша компания предоставляет услуги по разработке оптимальной организационной структуры предприятия и всей сопутствующей организационной документации (положения о подразделениях, должностные инструкции, регламенты взаимодействия подразделений), обеспечивающей его максимальную эффективность.