Труд краткая характеристика. Деятельность человека и её основные виды. Физическая трудовая деятельность

Введение

Непосредственная форма существования человека как личности - это - трудовая деятельность. Деятельность - форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленной цели. Основная образующая деятельности - вектор «мотив - цель». В традиционных представлениях классической психологии различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение, труд. Хотя как виды человеческой деятельности они имеют много общего, тем не менее, по результатам, организации, специфике мотивации имеются принципиальные отличия. Для человека труд является основным видом деятельности, т.к. он не только обслуживает два других вида, но и обеспечивает за счет создания общественно значимого продукта единство и монолитность человеческого общества, как в пространстве, так и во времени.

Понятие труда, его признаки, оценочные параметры труда

В самом общем определении труд - целесообразная и общественно - полезная деятельность человека, требующая умственного и психического напряжения. Энциклопедический словарь определяет труд, как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд имеет определяющее значение для становления личности и ее существования. Процесс труда разворачивается в сфере материального производства. Через труд человек с помощью знаний, умений, навыков приспосабливает материальную среду к своим нуждам и потребностям. Компонентами труда являются:

целесообразная деятельность (труд как процесс и результат) Физический труд (материальные продукты) и умственный труд (идеальные продукты);

предмет труда (объекты, на которые направлена человеческая деятельность);

средства труда (орудия, при помощи которых совершается труд). Труд ручной, механизированный и автоматизированный;

субъект труда (работник) Работник автоматизированного труда - оператор;

Чем содержательнее и сложнее труд, тем чаще в виде орудий труда выступают умения и навыки работника. Каждый компонент труда включает психологический аспект, но наибольший удельный вес психологической составляющей падает на процесс труда и субъекта труда. Труд является основным видом деятельности человека, обеспечивающим его выживание как вида (Ф.Энгельс). Трудовая предметно практическая деятельность выступает в качестве главной детерминанты развития человека. В орудиях и предметах труда опредмечиваются, материализуются способности личности. В процессе труда, создавая продукт человек как бы «вкладывает» в него физические и духовные силы (трудовые навыки и умения, способности и знания, волевые усилия и эмоциональное отношение). Они «опредмечиваются», т.е. в скрытой форме переходят в предмет, превращаясь в особые, порожденные трудом свойства предмета. В такой опредмеченной форме они передаются следующим поколениям. Например, открытие а затем и создание парового двигателя «опредметило» в себе духовные сил своих создателей и «превратилось» в свойство движения механизмов созданных на принципе парового двигателя. В то же время труду присущ и обратный процесс «распредмечивания». Функции и свойства предмета детерминируют развитие собственных способностей и умений человека. Это значит, что для достижения успеха человек, воздействуя на предмет, должен сообразовываться с его собственными законами и свойствами, опираясь на них в своей деятельности. Например, осваивая автомобиль, человек должен понять принцип двигателя (т.е. «присвоить» себе идеи и способности создателей) и выработать у себя способности и умения по использованию автомобиля. Таким образом, путем «распредмечивания» скрытого духовного и физического потенциала предков, потомки переходят к новому уровню развития. В целях, способах осуществления деятельности закреплены как достижения предыдущих современных поколений, так и перспективы их использования будущими. Так осуществляется прогрессивное развитие человечества. В этом социальная природа труда.

В отличие от результативного поведения животных, труд, как специфически человеческая деятельность характеризуется осознанностью. Эта осознанность с психологической точки зрения выражается в:

Сознательном предвосхищении социально-ценного результата;

Осознанием обязательности достижения социально-фиксированной цели;

Осознанием межличностных производственных отношений и зависимостей.

Описанный социальный механизм труда имеет свою психологическую структуру. В рамках психологии труда изучается индивидуально-психологический, когнитивный, личностный и социально-личностный аспекты труда.

По мере развития цивилизации происходит усложнение и дифференциация трудового процесса, усиливается его коллективный характер, формируются более сложные социальные связи. Практически не существует абсолютно индивидуальной формы труда. Даже сугубо индивидуализированная деятельность (например, писатель пишет произведение) насыщенна массой необходимых социальных контактов: орудия труда, информация, печатание книги для читателей - все это социально детерминированные аспекты деятельности писателя. Таким образом, следующий признак труда - его социальный характер. Самое яркое проявление данного признака заключается в социально-ценном продукте труда. Если полученный результат не имеет общественной ценности, то данная деятельность не носит трудового характера.

Освоение орудий и продуктов труда с помощью распредмечивания и присвоения фиксированных в них способностей идет через преодоление противоречий между социально определенным способом распредмечивания и индивидуальными возможностями личности, между сегодняшним уровнем культуры и производства и собственно творческой активностью личности. Чем выше уровень культуры общества, чем разнообразнее формы человеческой деятельности, тем универсальнее, сложнее способности, требующиеся для освоения этой деятельности. Однако это не прямолинейная зависимость. Индивидуальные черты личности влияют на проявление ее сущности, а ее собственная активность определяет направление, интенсивность и содержание деятельности. Следовательно, еще один признак труда - активность. Трудовая деятельность осуществляется только при активной роли самой личности. Активность, охватывающая все содержание психической жизни, представляет процесс, имеющий субъектно-объектное направление и различные формы. Результатом развития человека является возникновение форм активности с новыми качествами, вытекающими из их социальной природы. Через активность, активное действие происходит соединение личности и трудовой ситуации (М.Я.Басов).

Современные представления о трудовой деятельности включают ее системную характеристику (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов). Любая трудовая деятельность начинается с формирования цели. Целесообразность - еще один признак труда. Цель - это то что в конечном итоге должен получить человек в ходе деятельности. Цель деятельности выступает как а) задача (или уровень достижений, который ставит перед собой человек); б) образ (это «цель - образ»). В первом случае ведущим фактором выступает мотивация, в процессе которой устанавливается личностный смысл деятельности. Во втором случае формируется представление о результате деятельности и отдельных действиях. Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных показателей.

Конкретный путь достижения цели - это способ деятельности. Основной энергетизирующей и активационной силой являются потребности. Социально-личностный аспект тесно переплетается с когнитивным и психофизиологическим. Характеристика способностей человека в конкретно-исторических рамках является важным моментом, обуславливающим характер труда и развитие личности. Трудовая деятельность совершается целенаправленно при активизации всех высших психических функций человека. Именно когнитивная структура составляет психологическую основу труда. Системообразующим вектором для обеспечения целенаправленности деятельности выступает мотив - цель. В процессе труда происходит расход психической, мозговой и мускульной энергии, активизация органов чувств, осуществляется многоуровневая нервная деятельность. Иначе говоря, всякий труд имеет биологическую основу.

Для оценки эффективности трудовой деятельности используются следующие параметры: производительность, качество, надежность.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям. Л.С.Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества.

«Труд, общество и природа - таковы три основных русла, по которым направляется воспитательная и образовательная работа в школе... Именно применительно к глухонемому ребенку трудовое воспитание дает выход из всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно, поэтому обеспечивает для глухонемого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь, сознание» (Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухих детей // Проблемы дефектологии. - М., 1995. - С. 69).

В становлении трудовой деятельности людей с нарушениями слуха выделяются специфические особенности, обусловленные структурой дефекта, возрастными закономерностями развития познавательных процессов и личностных образований.

Психологи указывают на четыре обязательных признака трудовой деятельности:

1) сознательное предвосхищение результата, при этом сознание социальной ценности результата выступает у человека как существенный регулятор;

2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, которое подкрепляется одобрением, например, представителей старших поколений - родителей, членов семьи, учителей, что особенно важно на начальных этапах трудового обучения;

3) выбор, применение или создание орудий, средств трудовой деятельности - деятельность будет тем эффективней, чем лучше человек ориентируется в средствах ее осуществления, как внешних, так и внутренних;

4) осознание межличностных отношений и зависимостей, складывающихся в трудовой деятельности (Е. А. Климов).

Замедленное развитие у детей и подростков с нарушениями слуха мыслительных операций, в частности таких, как анализ и синтез, абстракция, обусловливает у них трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Полученный неудовлетворительный продукт оказывается для них неожиданным, при этом возникает отрицательное эмоциональное состояние, неудовлетворенность, которые при повторных неудачах распространяются на всю трудовую деятельность.

У подростков с нарушениями слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом.

Большие проблемы связаны, особенно на начальных этапах трудовой жизни людей, имеющих нарушения слуха, с осознанием межличностных производственных отношений. Они обусловлены замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия, о которых говорилось в параграфе 3.3. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения, руководствуются не столько отношением к себе, сколько своим отношением к другому. Эти ошибки межличностного восприятия часто связаны с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для них даже в период ранней юности. На межличностные отношения могут отрицательно влиять недифференцированные и неустойчивые трудовые интересы, недостаточно сформировавшиеся личностные качества. Одни и те же личностные качества приобретают либо положительный, либо отрицательный характер в зависимости от отношения к трудовой деятельности, от ее мотивации: в одних случаях эмоциональная возбудимость может привести к бодрости, большей активности в процессе труда; в других, например при неуспехе или неадекватно понятых межличностных отношениях, - к повышенной раздражительности, агрессивности.

Большая часть специальностей, которые осваивают люди с нарушениями слуха, относится к рабочим профессиям, что предполагает формирование различных двигательных навыков. А. П. Гозова выделяет две группы профессий, требующих разных по характеру двигательных навыков. Первая группа связана с обеспечением работы станков, необходимые при этом движения не требуют большой затраты мышечной энергии. Вторая группа профессий связана с ручной обработкой материалов, что сопряжено со значительными затратами мышечной энергии, точным соблюдением пространственно-временной структуры действий. Выполнение такого вида работ в течение длительного времени и с достаточной производительностью невозможно, если не сформированы высокоавтоматизированные двигательные навыки.

Особенности в развитии двигательной сферы, характерные для лиц с нарушениями слуха, влияют на ограничение круга профессий, которым их можно обучать. К этим особенностям относятся такие, как недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений, замедленный темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками. Некоторые из этих особенностей обусловлены степенью потери слуха: по данным Т. В.

Розановой, нарушения равновесия, связанные с поражением вестибулярного аппарата, встречаются гораздо чаще у лиц с приобретенной, а не с врожденной глухотой. При врожденной глухоте нарушение вестибулярного аппарата наблюдается примерно у одной трети людей. Приобретенная же глухота сопровождается нарушением деятельности вестибулярного аппарата примерно в двух третях случаев. Между степенью сохранности слуха и ощущениями равновесия наблюдается прямая зависимость: чем меньше нарушен слух, тем в меньшей степени затронута и деятельность вестибулярного аппарата.

Анализ психологических особенностей развития лиц с нарушениями слуха позволил А.П.Гозовой выделить принципиальные подходы в ограничении рекомендованных профессий. Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где:

§ необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры);

§ используется акустическая сигнализация опасности;

§ работа ведется на высоте;

§ требуется постоянный речевой контакт с окружающими.

Общим требованием является выбор профессии, соответствующей уровню образования, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.

В исследованиях А. П. Гозовой и ее последователей представлены основные фазы профориентации - знание психологических и личностных особенностей претендентов на профессию; изучение требований профессий, которые предполагалось рекомендовать людям с нарушениями слуха; и, наконец, сопоставление данных, полученных при изучении указанных факторов, и принятие решения о возможности рекомендации данной профессии людям с нарушениями слуха. Благодаря этой работе «узкий круг бесполезных ремесел» (Л.С.Выготский) был расширен и качественно изменен. В него вошли и продолжают вводиться профессии, соответствующие новому этапу развития производства, - новые специальности в электротехнической, радиотехнической промышленности, металлообработке, строительстве, полиграфии, бытовом обслуживании, использовании компьютеров в разных сферах и т.д.

Для успешного овладения данными профессиями необходимо в процессе трудового обучения решить несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, обеспечить достаточный уровень умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую пользоваться чертежами, схемами, читать соответствующую техническую документацию. От этого в значительной степени зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности. Во-вторых, сформировать у подростков и юношей с нарушениями слуха политехнические способы действий, т.е. умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства; знание принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться. Формирование политехнических, а не узкопрофильных способов действий позволит быстрее сформировать конкретные навыки, достичь оптимального сочетания внешних и внутренних средств трудовой деятельности и на основе этого - более высокого уровня обобщения. В-третьих, в процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве. В-четвертых, необходимо формировать у детей и подростков с нарушениями слуха психологическую готовность к труду.

Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата, на производительный труд.

Характер ориентации зависит от возраста детей: с возрастом происходит ее усложнение. На всех возрастных этапах должны быть обеспечены возможности для выделения и осознания нравственной основы и значимости получаемых результатов труда, способов достижения заданных или поставленных целей трудовой деятельности. Необходима четкая организация трудовой деятельности, ее следует осуществлять в специальных кабинетах труда, оснащенных современным оборудованием. Объекты труда выбираются в соответствии с интересами детей, их значение должно быть понятно детям. Конструкторская и технологическая сложность работ должна постепенно возрастать. Труд школьников с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса - качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма - наиболее эффективная в плане как формирования межличностных отношений, так и воспитания.

Таким образом, задачи трудового обучения детей с нарушениями слуха направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности формирования психологических признаков трудовой деятельности людей, имеющих нарушения слуха?

2. Назовите особенности развития у них двигательной сферы, которые препятствуют формированию полноценных трудовых навыков.

3. Перечислите те профессии, которые, по вашему мнению, можно рекомендовать людям с нарушениями слуха, и те профессии, овладение которыми не следует им рекомендовать. Обоснуйте свой выбор.

Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. - М., 1979. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М., 1971.

Труд - это целенаправленная трудовая деятельность человека в процессе общественного производства , направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых работниками, объединенными в производственной организации. Конечными целями этой деятельности являются: создание материальных благ , оказание услуг, научная работа, накопление и передача информации. Трудовое поведение как частная форма социального поведения включает в себя совокупность действий и поступков, в процессе которых достигается соединение профессиональных способностей и производственно-технологических условий.

Отметим характерные свойства труда:

1. Осознанность действий . Это означает, что, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом.

2. Целесообразность действий. После того как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии.

3. Результативность действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат.

4. Общественная полезность действий . Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества.

5. Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами труда и определяет его социальную структуру. Содержание труда зависит от наличия тех или иных функций в процессе труда и характеризует труд в структурном плане. Оно показывает уровень развития производительных сил.

С точки зрения содержания труда - процесс труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. Отметим, что содержание и характер труда являются двумя сторонами одной монеты, они отражают соответственно сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической связи, и изменение одной из них неизбежно приводит к изменению другой.


Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:

1) Физический и умственный труд. Физический труд - простейший вид труда, требующий в основном затрат мышечной энергии работника. Умственный труд - умственные усилия людей, направленные на производство товаров и оказание услуг. Он характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знаниях, организации, управлении и т.п. Деление труда на умственный и физический носит условный характер, поэтому речь идет о преобладании умственных и физических усилий в труде;

2) Творческий и репродуктивный. Творческий - это труд созидательный, в процессе которого создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Репродуктивный труд - это воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих элементов труд;

3) Простой и сложный труд. Простой труд - это труд неквалифицированный, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки. Сложный труд - это квалифицированный труд, который создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд.

В зависимости от характера труда различают:

1) частный и общественный труд. В товарном производстве, когдаотдельные производители изготавливают определенные товары, индивидуальный труд выступает как частный труд в связи с хозяйственной, производственной и юридической обособленностьюсобственников средств производства. Каждый производитель производит далеко не все продукты, необходимые для удовлетворения его потребностей, а специализируется на изготовлении лишь части из них. Поэтому в любом обществечастный труд всегда реализуется как частица общественного труда и носит общественный характер, который проявляется на рынке через приравнивание товаров друг к другу и их обмен;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - этотруд отдельных работников (менеджеров, токарей) илипредпринимателей. Коллективный труд - это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы, причем размер коллектива не имеет значения;

3) наемный и самонаемный труд. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом, характер такого труда качественно отличается от характера наемного труда. Именно такой труд, представляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережливому, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, творчество;

4) конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара.

По продукту труда различают производительный и непроизводительный труд. Производительный труд - это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода. Это труд, в процессе которого производятся материальные блага, услуги и который приносит прибыль. Непроизводительный труд - это труд, создающий социальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, ноне является производительным, поскольку не материализуется и невоплощается в отдельном продукте.

В зависимости от времени затраты труда различают живой и прошлый труд. Живой труд - это труд, расходуемый в данный момент и результаты его еще неопределенны. Работник, выполняя какой-то объем работ, тратит на это некоторое рабочее время, так называемый живой труд. Но производя продукцию, работник расходует еще и прошлый труд. Прошлый труд воплощает в себе ранее созданный результат - это сырье и материалы, энергия, оборудование, компьютеры, технические средства управления и т.д. При переходе от ручного труда к механизированному затраты живого труда резко снижаются, а затраты прошлого возрастают.

По степени участия человека в процессе труда различают:

- ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

- механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сварки при помощи специализированного аппарата);

- машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий.

Работник вручную выполняет лишь вспомогательную работу по управлению машиной и ее обслуживанию;

- автоматизированный труд, когда основная работа полностью автоматизирована, а вспомогательная работа автоматизирована частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку;

- компьютеризированный труд, когда работа выполняется при помощи специально разработанных компьютерных программ, а работник осуществляет лишь управление и контроль за работой компьютера;

- высокотехнологический труд классифицируется в зависимости отстепени прогрессивности применяемых в процессе труда технологий.

В зависимости от методов привлечения людей к труду различают:

- принудительный труд, когда имеется прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть следствием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм;

- необходимый труд - это труд по необходимости, чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

- добровольный труд - это труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него - это средство самовыражения и самоутверждения.

По предмету труда различают:

- управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач;

- научно-технический труд - вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению конструкторского технологического сопровождения производства продукции, испытания, технического контроля, ремонта оборудования, энергетического обслуживания и т.п.;

- производственный труд - вид трудовой деятельности, непосредственно связанный с производством продукции или оказанием услуг;

- предпринимательский труд - это самостоятельный труд, осуществляемый на свой риск, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В зависимости от условий труда различают:

- стационарный и передвижной труд. Первый осуществляется в помещениях и на территории предприятий и организаций. Второй связан, как правило, с работой на транспортных, туристических и других предприятиях и организациях; наземный и подземный труд. Первым занимается большинство трудящихся. Второй связан с работой в добывающих отраслях народного хозяйства, а также с работой в метрополитене;

- легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такая градация осуществляется в зависимости от размера приложения физических усилий в процессе его протекания; невредный, средней вредности и вредный труд характеризуется зависимостью от степени влияния условий труда на здоровье человека;

- привлекательный и непривлекательный труд. Как правило, тяжелый и вредный для здоровья человека труд является непривлекательным;

- регламентированный и нерегламентированный труд. Первый относитсяк подавляющей части работающих во всех сферах человеческой деятельности. Второй связан с творческой, умственной работой персонала.

По принадлежности к носителю трудовых функций различают:

Труд руководителя - умственный труд, связанный суправлением трудовым коллективом, объединяющим людей различных специальностей, работа которых нацелена на создание определенного результата (продукта, услуги и т.п.);

Труд специалиста - умственный труд, отличающийся профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью, требующий для своего выполнения специального образования;

Труд исполнителя - труд работника, выполняющего работу илиоказывающего услуги по заданию другого работника (руководителя).

Следует отметить, что данная классификация носит условный характер и предназначена для того, чтобы выделить существенные признаки труда. В реальной жизни в каждом конкретном труде перечисленные ранее признаки могут присутствовать в различном сочетании.

Тема 2. Основные понятия о труде

Труд и его основные характеристики

Труд – то целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая из них характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть первоначальным, регла­ментированным или a-трудом. Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим или b-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Сущест­венно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд. a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества справедливо считается искусство, ибо в нем не только, как в изобретательстве, исключается повторение (копирование), но, кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны.

Оба названных вида труда участвуют в экономических процессах в двух формах: живого (функционирующего) труда и его результатов (прошлого труда). При этом продукты b-труда передаются не только в виде вещей (в том числе носителей информации), но и через систему образования и воспитания. Как правило, полезность результатов b-труда сохраняется значительно дольше, чем продуктов a-труда, и во многих случаях возрастает с течением времени.

Непосредственный труд людей называют a – трудом или живым трудом. Но на каждом этапе производства в качестве a – труда выступает только часть трудовых затрат, другая их часть представлена средствами производства - сырьем и материалами, энергией, орудиями труда, инструментами, производственными помещениями. Эта часть труда называется овеществленным, или прошлым трудом.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что, претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда – вещество, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Признаки, характеризующие процесс труда.

Процесс труда характеризуется следующими признаками:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств человека определяются степенью тяжести, уровнем нервно-психологической напряженности, и могут вызвать такие состояния как утомление и усталость. От затрат

человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства и предметами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью механизации и автоматизации, совершенством технологии и автоматизации рабочего места, квалификацией работника, применяемыми им приемами и методами. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином технологическом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационную сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда – индивидуальной или коллективной, от работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Объекты трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии, статистики труда, трудового права и др. Многообразная роль труда в развитии человека и общества проявляется в огромной мере. В процессе труда создаются не только материальные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники приобретают новые навыки, раскрывают свои умения, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды :

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1) стационарный и передвижной труд;

2) легкий, средней тяжести и тяжелый труд;

3) свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

2) труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

3) добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Средства труда также предопределяют деление труда на различные виды: ручной, механизированный, автоматизированный, машинный труд.

Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда - одна из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу спроса и предложения труда. На рынке труда продается не сам труд, а его услуги .

Рынок труда обладает следующими особенностями:

  • 1) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления;
  • 2) специфичностью реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной непосредственно с личностью работника;
  • 3) длительностью взаимоотношений продавца (работника) и покупателя (работодателя);
  • 4) мобильностью рабочей силы;
  • 5) работники значительно отличаются друг от друга своими качествами, а работы - требуемой квалификацией и условиями труда;
  • 6) компенсация за труд представлена не только зарплатой, но и определенными льготами (оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, питание и т.д.);
  • 7) большая роль неденежных факторов: условия труда, сложность, престижность и т.д.;
  • 8) на рынке труда присутствует множество институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

Инфраструктура рынка труда представлена биржами, центрами по переквалификации, фондами занятости и т.д.

В центре деятельности рынка труда стоят определение условий обмена труда на деньги (количество продаваемого и покупаемого труда, его цен и т.д.) и сам процесс обмена, что делает его наиболее важным из всех рынков в современной экономике как для отдельной личности, так и для общества в целом .

Компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение (услуг труда).

Спрос на труд зависит от уровня развития экономики и научно-технического прогресса, наличия и состояния других факторов производства, качества рабочей силы, размеров рынка сбыта продукции и является производным от величины спроса на товары и услуги, произведенные с помощью труда.

В качестве субъектов спроса на рынке труда выступают частные предприниматели и государство. Объем спроса на труд обратно пропорционален цене ресурса (ставке заработной платы). При уменьшении ставки заработной платы величина спроса на труд возрастает, при уменьшении - снижается. Зависимость между величиной заработной платы и объемов спроса на труд выражается кривой спроса на труд (см. рисунок 1.1): D L =MRP.

Рисунок 1.1 - Кривая спроса на труд

рынок правовой труд конкуренция

Кривая спроса на труд для отдельной фирмы представляет собой кривую предельного дохода от предельного продукта труда. Доход от предельного продукта труда показывает дополнительный доход от найма каждой дополнительной единицы труда и рассчитывается так:

Предельный продукт труда (MP L) - это дополнительная продукция, созданная дополнительной единицей труда (?Q/?L). Предельный доход (MR) - это дополнительный доход фирмы, который может быть получен при реализации дополнительной единицы продукции (?TR/?Q). Отсюда:

MRP L = (?Q/?L)Ч(?TR/?Q) = ?TR/?L (1.2)

Данная формула показывает, каким образом изменяется вклад услуг труда в зависимости от количества нанятых работников .

Спрос на труд всех фирм в данной отрасли образует отраслевой спрос на труд. Рыночной спрос на труд - это сумма объемов спроса на труд по всем отраслям. Графически кривые отраслевого и рыночного спроса на труд получаем суммированием по горизонтали соответственно кривых индивидуального и отраслевого спроса. Наклон данных кривых определяется эластичностью спроса на труд по цене (ставке заработной платы), который характеризует изменения спроса на труд (?L) в зависимости от изменения ставки заработной платы (?W).

Эластичность отраслевого спроса на труд рассчитывается по формуле

E L = (?L/L) / (?W/W), (1.3)

где L - количество чел.-ч; W - ставка заработной платы в отрасли.

Эластичность спроса на труд зависит от следующих факторов:

  • · эластичность спроса по цене для продукции отрасли. Чем эластичнее спрос по цене на готовую продукцию, тем эластичнее спрос на труд по заработной плате и наоборот;
  • · наличие ресурсов-заменителей. Чем больше возможность применять их там, где используется труд, тем более эластичен спрос на труд и тем большее снижение занятости в отрасли в ответ на снижение ставки заработной платы;
  • · эластичность предложения других ресурсов, используемых в отрасли. Чем неэластичнее предложение ресурсов-заменителей, тем неэластичнее спрос на труд при изменении ставки заработной платы;
  • · время. В долгосрочном плане спрос на труд более эластичен, нежели в краткосрочном.

Эластичность рыночного спроса на труд определяется соотношением объемов спроса на труд отдельных отраслей в общем объеме спроса и эластичностью отраслевого спроса на труд.

Предложение труда проявляется в желании и способности индивида работать определенное количество времени за заработную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены труда .

Предложение труда определяется численностью населения, количеством рабочего времени в день, неделю, месяц, год, производительностью и квалифицированностью работников, а также миграцией рабочей силы. График индивидуального предложения представлен на рис. 1.2.

Чтобы понять характер индивидуального предложения труда, необходимо рассмотреть эффекты дохода и замещения при изменениях заработной платы .

Эффект замещения основывается на замещении работником свободного времени рабочим для получения дополнительного заработка, т.е. досуг замещается набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на дополнительную зарплату. В этом случае кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон, что означает увеличение рабочего времени с ростом зарплаты. Однако при насыщении потребностей работника даже при повышении зарплаты предложение труда будет сокращаться, при этом начинает действовать эффект дохода, т.е. ценность свободного времени становится выше дополнительного дохода. Эффект дохода возникает потому, что в случае роста заработной платы, при любом данном количестве рабочих часов денежный доход человека становится больше. Известно, что ростом дохода работник увеличивает потребление нормальных благ. Досуг - нормальное благо. Следовательно, при росте заработной платы возникает эффект дохода, который заставляет человека отдавать больше часов досугу. Это означает, что предложение снижается в ответ на рост оплаты труда.


Рисунок 1.2 - Кривая индивидуального предложения труда

Таким образом, выделяют три отрезка кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.2). На первом действует эффект замещения: при росте ставки заработной платы с W 1 до W 2 количество рабочего времени увеличивается с H 1 до H 2 . На втором эффект дохода равен эффекту замещения. Это выражается в росте заработной платы с W 2 до W 3 при неизменном количестве рабочего времени H 2 . На третьем отрезке эффект дохода превышает эффект замещения: повышение заработной платы с W 3 до W 4 ведет к сокращению рабочего времени с H 2 до H 3 .

Кривая отраслевого предложения труда имеет отличие от кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.3). Она показывает рост желающих наниматься на работу при повышении заработной платы: не все достигли определенного благосостояния, при котором ценность свободного времени выше, чем рабочего, поэтому на рынке труда всегда есть желающие наняться на работу.

Рисунок 1.3 - Кривая отраслевого предложения труда

Точка пересечения этих кривых (К) представляет равновесное состояние, характеризующееся равновесным количеством труда и равновесной заработной платой. Классики считали, что в равновесном состоянии на рынке труда достигается полная и эффективная занятость в экономике. Она является полной, так как все желающие будут обеспечены рабочими местами, а все фирмы смогут нанять нужное количество работников. В то же время такой уровень занятости эффективен, поскольку и последний нанятый работник получит в форме зарплаты то, что он производит .

Равновесное состояние рынка труда в точке К согласно теории классической школы является устойчивым, и любые отклонения от такого состояния автоматически порождают тенденцию возврата к равновесному состоянию.

Так, если реальная заработная плата установится выше равновесной (щ 1), то возникает безработица, и появившееся избыточное предложение труда (Ls1 - Ld1) снизит заработную плату. Принято считать, что такая ситуация объясняется снижением номинальной зарплаты (W) под влиянием вынужденной безработицы. Затем последует понижение цен (Р), но в меньшей степени, чем номинальная зарплата. Таким образом, реальная заработная плата будет стремиться к понижению вплоть до равновесного состояния (щ 0) и, наоборот, если зарплата установится ниже равновесного уровня (щ 2), то в экономике возникает неудовлетворенный спрос на труд (Ld2 - Ls2). Чтобы заполнить свободные рабочие места, предприниматели вынуждены повышать зарплату, и в итоге она вернется к равновесному уровню (щ 0). Следовательно, уровни заработной платы щ 1 и щ 2 характеризуются неустойчивостью. Рыночный механизм должен автоматически восстановить нарушенное равновесие и тем самым предотвратить вынужденную безработицу. Полностью или частично заблокировать действие рыночного механизма может только в неконкурентное воздействие. Оно может исходить со стороны государства, за которым сохраняется право устанавливать неоправданно высокий минимум заработной платы, или профсоюзов, ведущих борьбу за ее повышение.

На рынке труда определяется не только равновесная величина применяемого в производстве труда(L 0) и равновесная заработная плата (щ 0), но и равновесный объем произведенного ВВП (Y). Достаточно установить равновесный объем труда, чтобы с помощью производственной функции определить равновесный уровень национального продукта .

В макроэкономике совокупная производственная функция, получается, посредством агрегирования множества производственных функций индивидуальных субъектов рынка. На уровне отдельной фирмы производственная функция вида Y = f (х1, x2,…, хn) выражает техническое соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов производства. На макроэкономическом уровне все факторы производства могут быть сведены к земле (Q), труду (L) и капиталу (K). Поэтому агрегированная производственная функция имеет вид: Y = f (Q, L, K). Однако в краткосрочном периоде величина применяемого капитала остается неизменной (К = const). От земли как производственного ресурса в условиях научно-технического прогресса и высокого технического уровня используемых технологий можно абстрагироваться. В результате в краткосрочных макроэкономических моделях единственным переменным фактором остается труд (L), и агрегированная производственная функция принимает вид: Y = Y(L).

Следовательно, агрегированная производная функция отражает зависимость между затратами труда и уровнем национального дохода (выпуска). На рисунке 1.2 представлена графическая интерпретация производственной функции. Кривая возрастает, ибо с увеличением количества применяемого труда растет объем выпуска (дохода), однако, судя по форме кривой, темп его роста замедляется, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности переменного ресурса .

Таким образом, определив на рынке труда равновесный уровень занятости, возможно сразу же, используя агрегированную производственную функцию, рассчитать равновесный объем производства (ВВП).

Взаимосвязь рынка труда и агрегированной производственной функции графически изображена на рисунке 1.3.

Итак, равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной заработной платы, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной заработной плате предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда L E (в соответствии с производственной функцией) создается национальный доход, равный Y E . Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода полной занятости .

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сделать вывод о том, что рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.

Спрос на труд определяется его производительностью, которая зависит от уровня развития экономики, научно-технического прогресса, качества рабочей силы, состояния других факторов производства, размеров рынка сбыта продукции и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью труда.

Индивидуальное предложение труда может иметь как прямую, так и обратную зависимость от ставки заработной платы, что объясняется влиянием эффектов дохода и замещения. Отраслевое предложение труда имеет только прямую зависимость от заработной платы.



Случайные статьи

Вверх