Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.
Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:
НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:
Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.
Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).
Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Действие |
Примечание |
||
Получены и учтены в доходах целевые средства |
07, 08, 10, 50, 51, 52 |
НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86 |
|
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств |
С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях: |
||
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств |
Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств |
||
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств |
Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ) |
||
Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС |
|||
Начисление амортизации ОС |
Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007) |
||
Выбытие ОС |
Списана балансовая стоимость ОС, НМА |
||
Продажа ОС |
Оплата покупателя ОС |
||
При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 |
|||
НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%). С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств» |
|||
Списание учтенной стоимости проданного ОС |
|||
Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС |
|||
Финансовый результат от продажи ОС |
Выявлена прибыль (убыток) |
||
Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная |
|||
Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств |
|||
Списана учтенная амортизация ОС |
|||
Отражены организационные затраты НКО |
Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО |
||
Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов) |
|||
Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО |
|||
Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо) |
|||
Налог на имущество, земельный налог, транспортный |
|||
Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности |
|||
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО |
Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям |
||
01, 10, 50, 51, 52 |
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие |
Примечание |
||
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств |
НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС |
||
Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств |
|||
Выручка от реализации товаров, оказания услуг |
Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям |
||
Отражаются расходы, связанные с предпринимательством |
Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве |
||
Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП |
|||
Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве |
|||
Формирование результатов от предпринимательства |
Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров |
||
Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты |
|||
Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90 |
|||
Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств |
|||
Покупка-реализация ценных бумаг |
Приобретение ценных бумаг. С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях: |
||
Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная) |
|||
Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг |
|||
Проданы ценные бумаги |
|||
Списана учетная стоимость ценных бумаг |
|||
Формирование результатов от операций с ценными бумагами |
Выявлена прибыль (убыток) |
||
Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности) |
|||
С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций» . ИтогиПроще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86. |
Некоммерческие организации – одна из форм, бухгалтерский учет в которой не трудно сформировать, однако достаточно сложно его правильно вести и не наделать ошибок при составлении отчетности. Мы поможем вам избежать неприятных ситуаций с контролирующими органами.
Компания «Бухгалтерия ПРОФ» оказывает бухгалтерские услуги некоммерческим организациям (НКО), опираясь на значительный арбитражный опыт, а также учитывая позицию налоговых инспекций по ряду вопросов, возникающих в сфере бухучета таких формирований как НКО.
Бухучет и налоговый учет в НКО осложняется тем, что мало конкретности в налоговом законодательстве, касающемся вопросов налогового и бухгалтерского учета некоммерческих организаций. Размытость и двойственность трактовок законодательных норм приводят к появлению судебных исков со стороны инспектирующих органов.
В некоторых случаях только прецедентная практика позволяет НКО выигрывать судебные тяжбы в спорных вопросах, возникших при определении налогооблагаемой базы и других операциях бухгалтерского и налогового учета.
Еще один важный момент – необходимость ведения раздельного учета в тех некоммерческих организациях, которые, помимо основной деятельности НКО, также занимаются предпринимательской деятельностью. В этом случае важно разделить средства, поступающие от предпринимательской деятельности, от средств, предназначенных для целевого использования.
Обращение НКО к бухгалтерским услугам сторонней специализированной компании не только не прибавит расходов, но и увеличит сумму затратных статей, учитываемых при уменьшении налогооблагаемой прибыли.
Кроме перечисленных операций при обращении к Центру бухгалтерских услуг «Бухгалтерия ПРОФ» вы всегда можете рассчитывать на услугу составления ежегодной отчетности в Министерство юстиции. Эти отчеты не касаются вопросов бухгалтерского и налогового учета, но их достоверность и корректность очень важна для реноме любой некоммерческой организации.
У некоммерческой организации, как и у любой коммерческой компании, может возникнуть период, иногда и достаточно затяжной, когда НКО не ведет никакой деятельности – ни целевой, ни предпринимательской. Что делать в этом случае?
Бухгалтерские услуги для НКО, не осуществляющих никаких операций, заключаются в составлении «нулевой» налоговой отчетности. Отчетность оформляется раз в год. Но, поскольку организация продолжает существовать, не закрывается, значит, в ней работает хотя бы один человек.
Это означает, что помимо «нулевой» отчетности по налогам придется оформлять платежи в ПФР, ФОМС и ФСС и сдавать необходимую отчетность по социальным платежам. И в этом случае «Бухгалтерия ПРОФ» будет всегда рядом.
Помимо «нулевого» баланса, НКО, не осуществляющие никаких операций, обязаны предоставить в налоговую инспекцию отчет:
Практика составления ежеквартальной и годовой отчетности для НКО у «Бухгалтерия ПРОФ» имеется. Вам не придется переживать о правильности бухгалтерского и налогового учета в вашей НКО, если договор на оказание бухгалтерских услуг вы заключили с «Бухгалтерия ПРОФ».
Бухгалтерские услуги для НКО от компании «Бухгалтерия ПРОФ» – это гарантия спокойствия руководителя организации-клиента.
Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ ПБУ 7/98»;
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01»;
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 года № 5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000»;
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 года № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация по сегментам“ ПБУ 12/2000»;
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000»;
— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000».
Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:
1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
— Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
при отсутствии соответствующих данных.
3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:
— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года№ 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99»;
— иными положениями по бухгалтерскому учету;
— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».
Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:
Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.
Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о целевом использовании полученных средств,
тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).
Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.
Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата России от 27 сентября 1995 года № 157, а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму № 6.
В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).
Обратите внимание!
Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563@ «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.
Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:
«Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.
В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.
Листы и приложения к ним, включающиеся в декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, отмечены в графе 3 таблицы, приведенной в разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585 (далее — Инструкция), знаком »*«.
Декларация за налоговый период включает в себя листы и приложения, отмеченные в графе 4 таблицы знаком «*».
Листы и приложения, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, указаны в графе 5 таблицы. К ним относятся: лист 01 «Титульный лист», разд. 1, а также лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».
Остальные листы и приложения включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 НК РФ, или в его состав входят обособленные подразделения.
На основании п. 1.7 Инструкции налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода в соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ.
Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ.
По истечении налогового периода некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме.
Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.
В состав этой декларации входят:
— титульный лист декларации;
— разд. 1;
— лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
— лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (при наличии таких поступлений).
В Письме МНС России от 16.05.2003 №ВГ-6-02/563@ разъяснено, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ«.
В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).
При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.
Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.
Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.
При этом утверждается:
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
Изменение учетной политики некоммерческой организации может производиться в случаях:
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.
Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать способы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
— порядок формирования суммы доходов и расходов;
— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
— порядок формирования сумм создаваемых резервов;
— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:
— ответственного за организацию налогового учета;
— ответственного за ведение налогового учета;
— график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
— формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.
ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.
Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.
Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.
Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.
В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.
Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:
— аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;
— аналогично бюджетным организациям.
Наиболее часто встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию в учете некоммерческих организаций концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 — «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 — «Целевые финансирование и поступления».
Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.
Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.
Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.
Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».
С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.
Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.
Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.
Ситуация усложняется также и налоговыми органами.
Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.
Некоторые авторы предлагают адаптировать систему бюджетного учета к условиям НКО. Однако с введением нового Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», на наш взгляд, слишком усложняет ведение бухгалтерского учета.
Но некоторые методики, которые используются в бюджетном учете, все-таки можно рекомендовать к применению в практике некоммерческих организаций. В частности по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц.
Учет курсовых разниц — один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.
Инструкция по бюджетному учету разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данная организация предпринимательской деятельностью.
Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная разница увеличивает доходы, а отрицательная — уменьшает). А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, — курсовые разницы относят на счета доходов.
Существует еще одна особенность системы учета в бюджетных организациях: субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» — для средств от предпринимательской деятельности.
Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:
1. для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:
— положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;
— отрицательные разницы:
Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»
Кредит 52 «Валютный счет»;
2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:
— положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;
— отрицательные разницы:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 52 «Валютный счет».
Предлагаемая схема учета состоит в том, что она лишь использует некоторые правила бюджетной системы учета и не являются при этом их точной копией.
В любом случае, наиболее удобным в применении для НКО, будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Наиболее важной частью для НКО будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».
В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:
Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.
Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.
Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:
— кассовый метод учета поступлений денежных средств,
— совмещение методов при расходовании средств. Так, например, денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.
Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.
Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.
В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.
Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:
— если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);
— если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.
Однако данный метод может быть применен только в случае:
В статье будет идти речь об учете в некоммерческих организациях. Каковы особенности и правила, существуют ли нюансы – далее. Некоммерческие организации создаются с целью оказания благотворительности.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Несмотря на это, они обязаны вести бухгалтерский учет и уплачивать налоги. Что еще необходимо знать о таких организациях?
Некоммерческие (общественные) организации создаются с целью оказания различных благотворительных услуг – культурного типа, образовательного или социального.
Созданной она считается с момента регистрации в органах государства. Срок деятельности некоммерческих предприятий неограниченный. В любом подвиде организации должна иметься смета и баланс.
Учредительными документами являются , учредительное соглашение и решение основателей о создании НКО.
Чтобы зарегистрировать общественную организацию, необходимо предоставить следующие документы:
Законодательство разрешает регистрировать некоммерческие организации, которые подразделяются на несколько типов. Первый – учреждение (частное, государственное и муниципальное).
Создается оно единственным учредителем-собственником, цель – ведение деятельности некоммерческого характера, управленческие и культурные функции.
Таким основателем может быть и гражданин, и юридическое лицо, которое полностью или частично финансирует учреждение. Может преобразовываться в фонд. Государственные и муниципальные образует Российская Федерация.
Следующий тип – фонд. Цель – благотворительная деятельность, культурная и образовательная. Не подлежат реорганизации. Управляет фондом коллегиальный орган. За деятельностью, распределением средств наблюдает совет попечительства.
Автономная некоммерческая организация может образовываться одним или несколькими учредителями. Целью ее является предоставление услуг в области образования, науки, искусства. Это единственный тип НКО, учредители которого могут меняться.
Может преобразовываться только в фонд. Религиозная организация – общество более 10 граждан, которые исповедуют веру.
В другие организации не имеет права преобразовываться. Собственность организации включает в себя пожертвования от людей. Взыскания по требованию кредитора не налагаются.
Общественная организация – НКО, которая в составе должна иметь не менее 3 – х человек. Цель – удовлетворение нематериальных запросов граждан. Может преобразоваться в фонд или автономную организацию.
Ассоциация (союз) создается гражданином или юридическим лицом, может и одновременно обеими сторонами. Учредителей должно быть не меньше двух. Может преобразовываться в фонд, автономную или общественную НКО.
Потребительский кооператив – НКО, создаваемая в целях удовлетворения материальных потребностей путем внесения членами общества взносов.
Товарищество собственников недвижимости – учреждается владельцами недвижимого имущества с целью владения, пользования и распоряжения того имущества, которое принадлежит обществу.
Адвокатская палата объединяет всех адвокатов единственного субъекта Российской Федерации. Адвокатское образование создается адвокаты для осуществления своей деятельности. Образуется в виде бюро или консультации, коллегии.
Казачье общество – НКО, которое объединяет людей с целью сохранения казачьей культуры и традиций. Община коренных народов HA с малой численностью объединяет граждан с малым населением, чтобы защищать интересы и культуру.
Для применения упрощенного налога существует несколько способов – подача заявления во время регистрации и изменение системы обложения налогами на упрощенку.
В первом случае подается специальное . Делается это при первом обращении в налоговую инспекцию, когда получается статус плательщика налогов.
Второй вариант допускается в том случае, если НКО использует другой режим, но в связи с обстоятельствами хочет перейти на УСН.
При применении упрощенной системы имеются ограничения:
Организация общественного типа на общем режиме также должна уплачивать налоги. Один из них – .
Но, если НКО при получении денег за услугу (например, культурного типа) приобрела необходимое оборудование для достижения своих целей, то сумма облагаться налогом не будет.
Управленческая деятельность осуществляется высшим и исполнительным органом. Главная цель – контроль по соблюдению цели, ради которой организация создавалась.
Задачи управленческой деятельности:
Согласно законодательству, деятельность ведется на основании . Это главный внутренний документ, которым регулируется порядок ведения учета организации.
Разрабатывается и ведется главным бухгалтером. В политике учета необходимо указать следующие данные:
Задачи учетной политики НКО:
Готовая продукция – окончательный продукт процесса производства в организации. Это те предметы, которые обработались, отвечают требованиям и сданы на склад.
Задачи учета продукции:
Готовая продукция предназначена только для продажи. Чтобы учет было легче вести, назначается учетная цена, которую организация выбирает самостоятельно.
В качестве такой цены можно использовать себе стоимость, цену по , оптовую или розничную.
Членство в некоммерческих организациях является добровольным. В бухгалтерском учете взносы обозначаются как расходы.
Если от этих расходов организация получает положительный результат, то они отображаются в отчетности. Взносы являются основным источником финансирования общественных организаций.
Основным средством считается актив, если:
Если срок полезного использования объекта истек, то он не списывается, а продолжает числиться в организации и отображаться в отчете. Подлежит списанию только тогда, когда общество не намерено его больше использовать.
Основные средства могут поступать:
Основанием для взятия основных средств на учет является . Проводки:
Согласно , стороны обязаны объединить вклады и действовать сообща. Условие такого соглашение – внесение финансов для общего дела.
Количество сторон может быть неограниченным. Некоммерческие организации имеют право заключать подобные договоры, если их целью не является осуществление предпринимательской деятельности.
В законодательстве нет требований к форме соглашения, поэтому оно может оформляться как в устном, так и в письменном виде. Полученная прибыль признается общей. Заключаться может на конкретный срок или бессрочно.
Если одна из сторон хочет выйти, необходимо уведомить вторую не менее, чем за 3 месяца. Основаниями прекращения договора могут являться:
В учете бухгалтерии каждой из сторон договора должны содержаться сведения об операциях, которые были проведены совместно. Необходимо высветлить свою долю затрат и обязательств, результаты деятельности.
Если общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, то она является налогоплательщиком.