Базис отгрузки. Базис поставки инкотермс во внешнеторговых контрактах. Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

1. В ходе осуществления международной торговли сложились оп­ределенные обычаи, которые стали называться базисными ус­ловиями поставки (далее - БУП). Их использование в опреде­ленной мере упростило обмен товарами, однако в силу их раз­личного толкования в отдельных странах между контрагентами возникали противоречия в определении обязательств сторон.

В целях унификации толкования БУП Международная торго­вая палата первоначально издала в 1936 г. сборник толкований международных торговых терминов "Инкотермс" {International Commercial Terms - INCOTERMS). Данный сборник периоди­чески обновляется. В настоящее время действует 7-я редакция издания - "Инкотермс-2000".

БУП, наряду с условиями платежа, являются одним из 2 главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обяза­тельных условий. БУП определяют:

Обязанности продавца-экспортера и покупателя-импортера по
доставке товара до оговоренного места назначения;

Момент перехода риска гибели;

Момент перехода права собственности от продавца к покупателю.
Чаще всего БУП не выделяется в отдельный раздел контракта,
так как ссылка на БУП традиционно содержится, как минимум,
в 2 разделах внешнеторгового контракта: "Предмет контракта",
"Цена и общая сумма контракта".

Исключение составляют типовые контракты, имеющие широ­кое распространение в международной торговле, где базис по­ставки выделяется в виде свободной строчки на лицевой сто­роне типового контракта.

Условия называются "базисными", так как являются основой при определении внешнеторговой цены (в зависимости от распреде­ления транспортных расходов по доставке товара между про­давцом и покупателем). Наряду с этим БУП оговаривают наи­более важные вопросы, связанные с организацией доставки товара до места назначения. Каждый базис определяет 3 основных момента:

Распределение между продавцом и покупателем транспортных
расходов, т. е. какие расходы и до какого момента (географиче­ского пункта) несет продавец-экспортер, а какие - покупатель-импортер;

Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения,
утраты или гибели груза, а также права собственности на товар;

Дату поставки товара.

2. В "Инкотермс-2000" содержится толкование 13 БУП , расположен­ных последовательно друг за другом по принципу возрастания рас­ходов и ответственности продавца по доставке товаров. Эти 13 условий, в свою очередь, сгруппированы в 4 группы: Е, F, С, D .

Таким образом, цена ДДП будет самой дорогой, но в то же вре­мя и самой удобной для покупателя, так как предполагает дос­тавку товара до места назначения при условии, что все расходы и риски несет продавец. Самая простая для продавца и обре­менительная для покупателя - EXW (самовывоз покупателем с завода).

Кроме того, все базисы подразделяются на универсальные условия, которые могут быть применимы для любого способа транспор­тировки, включая смешанную перевозку, и специальные, пред­назначенные для какого-то одного вида транспорта.

К специальным базисам относятся все "водные" термины - ФАС, ФОБ, СФР, СИФ, ДЕС и ДЕК.

Отдельно стоит термин ДАФ, который, хотя и не относится к группе специальных базисов, на практике применяется только при поставках по железной дороге или автотранспортом.

Учитывая деление БУП на универсальные и специальные, во избежании недоразумений и конфликтов базисы следует при­менять грамотно и корректно: водные базисы следует приме­нять только для водных перевозок, а универсальные - для всех остальных.

Краткое содержание базисных условий поставки:

1. ЭКСВ - С завода в поименованном пункте (Ex Works... Named
Place - EXW). По данному базису продавец выполняет свои обя­
зательства по поставке, когда он передает товар в распоряже­
ние покупателя у себя на предприятии (заводе, складе, плантации).
При этом товар должен быть подготовлен продавцом для от­
правки в транспортабельном состоянии (полностью готов к от­
грузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует
погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет
покупателя.

Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получе­ние экспортной лицензии.

2. ФСА - Свободно у перевозчика в поименованном пункте (Free
Carrier... Named Place - FCA). Продавец считается выполнив­
шим свои обязательства по поставке товара, прошедшего вы­
возную таможенную очистку, с момента его передачи в распо­
ряжение перевозчика в поименованном пункте. Чаще всего этим
поименованным пунктом является грузовой терминал магист­
рального транспорта (железнодорожная станция, автомобиль­
ная станция, аэропорт). У продавца есть возможность выбора:
он может поставить товар на своем предприятии (предполо­
жим, на предприятии имеется железнодорожная колея) и тогда
он отвечает за погрузку товара на транспортное средство пере­
возчика; или доставить за свой счет товар на терминал магист­
рального транспорта, где перевозчик за счет покупателя раз­
гружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца.
Данный базис предполагает участие в перевозке любых видов транс­
порта, включая смешанные перевозки.

ФАС - Свободно вдоль борта судна в поименованном порту от­правления (Free Alongside Ship... Named Port of Shipment - FAS). Продавец считается выполнившим свои обязательства по по­ставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в со­гласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель дол жен нести вес расходы и риски гибели или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получе­нию экспортной лицензии лежит на продавце.

ФОБ - Свободно на борту судна в поименованном порту от­грузки (Free on Board... Named Port of Shipment - FOB). Прода­вец считается выполнившим свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (т. е. начиная со стивидорских расходов по раз­мещению груза в трюмах судна - штивки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очист­ке товара от пошлин для экспорта.

Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

3. СФР - Стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost and Freight... Named Port of Shipment - CFR). При данном базисе поставки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, не­обходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утра­ты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в пор­ту отправления. В соответствии с базисом CFR на продавце ле­жат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин.

Данный базис применятся только при водных перевозках (морской, речной транспорт).

СИФ - Стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost, Insurance, Freight... Named Port of Shipment - CIF).

Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пере­сылает полис вместе с другими документами получателю.

Данный базис применяется только при водных перевозках.

СПТ - Провозная плата оплачена до поименованного пункта (Carriage paid to... Named Place of Destination - CPT). По дан­ному базису продавец оплачивает доставку товара до поимено­ванного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хи­щения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления.

Данный базис применяется при перевозках любым видом транс­порта, в том числе в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной та­моженной очистки.

СИП - Провозная плата и страхование оплачены до поимено­ванного пункта (Carriage and Insurance Paid to... Named Place of Destination - CIP). По этому базису продавец несет те оке обя­занности, что и по базису CUT, но с тем дополнением, что про­давец должен обеспечить страхование товаров от рисков во вре­мя транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса СИФ.

4. ДАФ - Поставлено на границе в поименованном пункте (Delivered at Frontier... Named Place - DAF). Обязанности продавца счи­таются выполненными, когда товар очищен от вывозных та­моженных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переходный пункт или место.

Данный базис предназначен для применения при перевозках по же­лезной дороге или автотранспортом.

ДЕС - Поставлено с судна в поименованном порту (Delivered Ex Ship... Named Port of Destination - DES). Обязательства про­давца считаются выполненными с момента поставки товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Импортная таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при пере­возках водным транспортом.

1. Введение

2. Определение понятия «Базисные условия поставок товаров»

3 . Краткое описание разделов "Инкотермс-2000"

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Введение.

Внешнеэкономическая деятельность является частью хозяйственной деятельности любой фирмы, возникающей с выходом последней на внешний рынок и вовлечением ее в международные экономические отношения.

Эффективность осуществления внешнеэкономической деятельности зависит от правильного составления внешнеторговых контрактов, определения цен, условий поставок, расчета таможенных платежей, знания основ международных расчетов и международных транспортных перевозок.

В различных видах международных контрактов, особенно в международных контрактах купли-продажи особое место принадлежит базисным условиям поставок.

Базисными условия поставки называются, во-первых, потому, что являются базой (основой), определяющей содержание внешнеторговой цены в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке товара между Продавцом и Покупателем (поскольку расходы Продавца входят в цену товара), и, во-вторых, потому, что регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.

В связи со своей второй функцией любой базис поставки регулирует три ключевых "транспортных" вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:

1. Распределение между Продавцом и Покупателем транспортных расходов по доставке товара (то есть определение, какие расходы и до каких пор несет Продавец, и какие, начиная с какого момента, - Покупатель).

2. Момент перехода с Продавца на Покупателя:

а) рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;

б) права собственности на товар.

3. Дату поставки товара (то есть определение момента фактической передачи Продавцом товара в распоряжение Покупателя или его пред­ставителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

Во всем мире принято определять базисные условия по терминам «Инкотермс», выработанным Международной торговой палатой.

Необходимость в появлении такого документа была вызвана неоднозначным толкованием торговых терминов в разных странах, что приводило к разногласиям и спорам, которые приходилось разрешать через суды. Поэтому Международная торговая палата на основе обобщения торговой практики в разных странах унифицировала эти термины и издала в 1936 году международные правила толкования торговых терминов под названием «Инкотермс-1936».

В этот документ вносились изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976 и 1980 годах. Затем появилась новая редакция документа «Инкотермс-1990». В настоящее время он действует в редакции 2000 года - «Инкотермс-2000»

Инкотермс (англ. Incoterms - International Commertial Terms) - это:

1) международные торговые термины;

2) свод унифицированных международных правил толкования торговых терминов, публикуемый Международной торговой палатой (МТП) Парижа. Содержит положения, регулирующие такие важные в международной торговле вопросы, как распределение расходов между сторонами, определение момента перехода риска случайной утраты или повреждения товара с продавца на покупателя, отнесение обязанности заключения договора перевозки и договора страхования, порядок извещения и доказательства поставки, получение лицензий, соблюдение других требований и формальностей.

Определение понятия «Базисные условия поставок товаров».

Базисные условия поставок - условия договоров международной купли-продажи товаров. Регулируют права и обязанности продавца и покупателя, связанные с доставкой товара: упаковкой, таможенной очисткой, страхованием, получением экспортных и импортных разрешений, оплатой расходов по погрузке и выгрузке, передачей товара покупателю. В них также содержатся сведения о порядке оформления соответствующих документов. Базисные условия поставок служат основанием для определения цены товара и момента исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю и соответственно перехода с продавца на покупателя риска случайной утраты или повреждения товара.

В практике международной торговли определились наиболее часто повторяющиеся сочетания обязательств продавцов и покупателей, которые стали рассматриваться как международные торговые обычаи. Это позволило унифицировать часть условий договоров международной купли-продажи товаров, относящуюся к их поставке. Международной торговой палатой Парижа издаются сборники, содержащие свод правил единообразного толкования базисных условий (Инкотермс), которые имеют широкое практическое применение.

Краткое описание разделов "Инкотермс-2000".

В "Инкотермс-2000" содержится трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно одно за другим по принципу возрастания расходов и ответственности Продавца по доставке товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки "ЕхWorks" - "с завода") до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие "DDР" - "поставка с оплатой пошлины", то есть "поставка полностью оплачена"). В "Инкотермс-2000" условия базисной поставки сгруппированы в четыре категории. В качестве индикатора каждой группы используется первая буква термина, которой обозначается данная группа: Е; F; С и D.

Группа Е - отправление, т.е. продавец предо­ставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии;

Группа F - основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение первого перевозчика, указанного покупателем и им зафрахтованного;

Группа С - основной фрахт оплачен, т.е. про­давец заключает договор перевозки и предостав­ляет товар в распоряжение перевозчика;

Группа D - прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распо­ряжение покупателя в согласованном месте на­значения с оплатой или без оплаты пошлины.

Рассмотрим краткое содержание каждой группы.

Группа Е - отправление:

1. С завода (с предприятия, с рудника, со скла­да) (...в поименованном месте)

EXW - Ex Works (... named place)

При этом базисном условии на продавце не ле­жит никакой обязанности по транспортировке товара. Продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда предоставляет товар в распоряже­ние покупателя в своем помещении (например, на заводе, предприятии, складе и т.д.), в поимено­ванном месте и в срок, обозначенный в договоре. Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, обеспеченное покупателем, и за очистку товара для экспорта, если в договоре не предусмотрено иное.

Покупатель несет все расходы и риски, возни­кающие с момента принятия товара в поимено­ванном месте из помещения продавца в срок, обусловленный в договоре, при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. является предметом именно данного дого­вора.

Это условие предусматривает минимальные обязательства, выполняемые продавцом. Оно не должно применяться, если покупатель не может выполнить прямо или косвенно экспортные фор­мальности. В таких случаях возможно примене­ние условия «свободно у перевозчика (... в поиме­нованном месте)».

Поставка товара может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного вида на­земного транспорта.

Группа F - основная перевозка не оплачена:

2. Свободно у перевозчика (... в поименован­ном месте)

FCA - Free Carrier (... named place)

Продавец по этому базисному условию выпол­няет свою обязанность поставить товары, когда он передает товары, очищенные для экспорта, в распоряжение перевозчика, указанного покупа­телем, в поименованном месте или пункте. Если точный пункт не указан покупателем, продавец может сам выбрать место поставки в пределах указанной территории, где перевозчик примет то­вары в свое распоряжение. Обычно по сложив­шейся практике выбирается пункт, который бли­же всего расположен к основным международ­ным транспортным путям. Это может быть внут­ренний пункт страны отправления, морской порт, грузовой терминал перевозчика. В качестве доку­ментов, подтверждающих передачу товара пере­возчику, продавец согласно данному базисному условию должен представить коносамент, наклад­ную либо расписку перевозчика.

Покупатель должен своевременно указать пункт назначения и оплатить провозную плату.

Под перевозчиком следует иметь в виду любое лицо, которое по договору перевозки, заключен­ному с покупателем, осуществляет или обеспечи­вает выполнение перевозки железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным, внут­ренним водным транспортом или сочетанием та­ких видов транспорта.

Перевозчик принимает на себя ответствен­ность за транспортировку. Он сам заключает до­говор перевозки с владельцами транспортных средств (договор автодорожной, железнодорож­ной, воздушной, морской или смешанной пере­возки) или договор заключается от его имени. Пе­ревозчиком может считаться и экспедиторская фирма, принимающая на себя ответственность за транспортировку.

Если покупатель дает указание продавцу поста­вить груз лицу или транспортно-экспедиторской фирме, не являющейся перевозчиком, продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товаров, когда они находятся в распоря­жении такого лица или фирмы.

Термин «транспортный терминал» означает железнодорожный терминал, грузовую железно­дорожную станцию, контейнерный терминал или сортировочную станцию, терминал мелкоторго­вых грузов или фирмы.

Термин «контейнер» включает любое обору­дование, используемое для формирования пар­тий грузов, т.е. все типы контейнеров или плат­форм, трейлеры, оборудование для горизонталь­ной погрузки методом наката и другие приспо­собления для всех способов транспортировки.

3. Свободно вдоль борта судна (... в поимено­ванном порту отгрузки)

FAS - Free Alongside Ship (... named port of shipment)

При данном базисном условии продавец обя­зан поставить за свой счет товар в обусловленный в договоре порт погрузки, в указанное покупате­лем место, в согласованный срок и расположить товар вдоль борта судна, зафрахтованного поку­пателем.

Если судно не сможет из-за своих размеров или глубокой осадки производить погрузку у причала и погрузка происходит на рейде, прода­вец обязан за свой счет и риск доставить товар на лихтерах (самоходные баржи) или другими вспо­могательными средствами к борту судна и извес­тить об этом покупателя.

Покупатель при этом условии обязан своевре­менно зафрахтовать судно, заблаговременно со­общить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы по доставке товара к борту судна. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на по­купателя в момент фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки в согласованный срок.

Продавец может оказать дополнительную ус­лугу покупателю: забронировать место для пере­возки на линейном судне. Линейное судно обслу­живает линейное судоходство, которое является формой регулярного судоходства, обеспечиваю­щей направление перевозок с устойчивыми пас­сажире- и грузопотоками и предусматривающей организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по тарифу.

Покупатель в этом случае должен возместить продавцу расходы (в частности, по оформлению коносамента на груз, принятый к отправке).

Покупатель обязан произвести очистку товара для экспорта. Это условие не должно применять­ся, когда покупатель не может выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. При этом не следует забывать, что данные обязаннос­ти возлагаются на покупателя, если участники внешнеэкономической сделки руководствуются базисными условиями «Инкотермса - 90». В слу­чае применения «Инкотермса - 2000» очистку то­вара для экспорта должен осуществлять продавец.

Условие FAS может применяться только при морских или внутренних водных перевозках.

Базисные условия поставки можно указать в статьях «Предмет контракта» или «Цена» (иногда они указываются в обеих этих статьях) либо выделить в самостоятельную статью контракта, что практикуется не часто.

Базис поставки обязательно увязан с ценой и определяет важные элементы взаимных обязанностей сторон контракта по продвижению товара от Продавца к Покупателю, обеспечению транспортными средствами, погрузке и выгрузке товара, оформлению необходимых документов, проведению таможенного оформления, распределению между сторонами расходов по транспортировке, экспедиторским услугам, страхованию товара и др.

Значение базисных условий поставки

Базисные условия (базис) поставки определяют следующие обстоятельства исполнения контрактных обязательств:
— место и момент выполнения Продавцом своих обязательств по поставке товара, т.е. передачи товара в распоряжение Покупателя (обычно это считается также моментом перехода права собственности с Продавца на Покупателя, хотя в Инкотермс о праве собственности не упоминается), соответственно, этот день считается датой поставки;

— момент, до которого все расходы, связанные с поставкой товара, несет Продавец, а последующие расходы ложатся на Покупателя;

— момент перехода с Продавца на Покупателя рисков утраты товара (полной или частичной) или его повреждения, причем, если Покупатель надлежащим образом не принимает поставку (например, к установленному сроку им не предоставлены транспортные средства, не вывезен товар со склада Продавца), переход расходов и рисков на Покупателя может предшествовать физической отгрузке товара.

В мировой коммерческой практике применяется достаточно много разных базисных условий, причем основные различия между ними сводятся к определению места сдачи товара Продавцом Покупателю и использованию того или иного вида транспорта. Вместе с тем от выбора базиса поставки зависит решение целого комплекса вопросов, включая исчисление уровня контрактной цены, отсчет сроков гарантии, сроков предъявления претензий и т.д.

Применение Инкотермс

В ранее упоминавшихся Рекомендациях при определении базиса поставки во внешнеторговых контрактах предусмотрено применение Инкотермс (этот документ, разработанный МТП, упоминался в п. 3.2). Название этого документа является сокращением от International commercial terms, в переводе на русский — «Международные коммерческие термины (условия)», что в отечественной внешнеторговой терминологии соответствует «базисным условиям поставки». В Инкотермс обобщена международная практика по толкованию наиболее широко используемых коммерческих терминов в области внешней торговли, что позволяет устранить неодинаковую интерпретацию их, возникшую в разных странах.

Примечание. Инкотермс впервые был создан МТП в 1936 г. и в последующем неоднократно корректировался (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.) для приведения установленных правил в соответствие с меняющейся практикой международной торговли. В ныне действующей, седьмой по счету редакции Инкотермс-2000 учтено широкое распространение в последнее время зон, свободных от таможенных пошлин, увеличение использования электронной связи в торговых сделках и изменения в практике транспортировок.

Инкотермс носит рекомендательный характер, но уже давно широко применяется в международной торговой практике, причем в последнее время активно внедряется и в торговую практику в пределах внутренних рынков. Отметим, что Инкотермс является обязательным для применения в части импортных операций на Украине, в Ираке и Испании, а в Польше признан торговым обычаем.

В Инкотермс-2000 приведены наименования 13 коммерческих терминов и их подробное толкование. Они сгруппированы в 4 группы (англ. E, F, C, D) и расположены в определенной последовательности, отражающей увеличение ответственности Продавца и его расходов, что, естественно, влияет на повышение уровня контрактной цены.

Перечислим их полностью в сокращенном и полном обозначении на английском языке и в переводе на русский язык:

EXW (Ex Works…) — ЕХВ или «с завода» (с предприятия, со склада) либо «франко-завод» (в обозначенном месте);

FCA (Free Carrier…) — ФСА или «свободно у перевозчика» либо «франко-перевозчик» (в обозначенном месте);

FAS (Free alongside Ship…) — ФАС или «свободно вдоль борта судна» либо «франко-вдоль борта судна» (в обозначенном порту отгрузки);

FOB (Free on Board…) — ФОБ или «свободно на борту судна» либо «франко-борт» (в обозначенном порту отгрузки);

CFR (Cost and Freight…) — СФР или «стоимость и фрахт» (указывается порт назначения);

CIF (Cost, Insurance, Freight…) — СИФ или «стоимость, страхование, фрахт» (название порта назначения);

CPT (Carriage Paid to…) — СПТ или «перевозка (провозная плата, фрахт) оплачена до» (обозначенного пункта/места назначения);

CIP (Carriage and Insurance Paid to…) — СИП или «перевозка и страхование оплачены до» (обозначенного места назначения);

DAF (Delivered at Frontier…) — ДАФ или «поставлено на границе» (в обозначенном месте);

DES (Delivered ex Ship…) — ДЕС или «поставлено с судна» (в обозначенном порту назначения);

DEQ (Delivered ex Quay…) — ДЕК или «поставлено с пристани (с причала)» (в обозначенном порту назначения);

DDU (Delivered Duty Unpaid…) — ДДУ или «поставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения);

DDP (Delivered Duty Paid…) — ДДП или «поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном месте назначения).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определенное место поставки, пункт отгрузки или назначения. При этом желательно, чтобы место поставки было указано возможно конкретнее.

Например, в импортном контракте может оказаться недостаточным указание «СИП Москва»; целесообразно указать пункт места поставки в пределах крупного города, например название склада получателя или иного конкретного пункта, куда иностранный Продавец обязан доставить товар.

В тексте Инкотермс дано обстоятельное толкование каждого из вышеуказанных 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя по 10 следующим аспектам.

N Обязанности Продавца Обязанности Покупателя
1 Предоставление товара в

соответствии с контрактом

Уплата цены
2

формальности

Лицензии, свидетельства и иные

формальности

3 Договоры перевозки и страхования
4 Поставка Принятие поставки
5 Переход рисков Переход рисков
6 Распределение расходов Распределение расходов
7 Извещение Покупателю Извещение Продавцу
8 Доказательства поставки,

транспортные документы или

эквивалентные электронные

сообщения

Доказательства поставки
9 Проверка — упаковка — маркировка Осмотр товара
10 Другие обязанности Другие обязанности

В качестве примера раскроем содержание двух терминов, один из которых предусматривает минимальные , а другой — максимальные обязанности Продавца.

По условию ЕХВ «с завода» обязанности Продавца в общем виде сводятся к следующему:

— предоставить товар в распоряжение Покупателя в месте поставки, обозначенном в контракте (на складе предприятия или в другом пункте), в оговоренную дату или в пределах оговоренного срока; если в контракте не конкретизированы место и срок поставки, Продавец осуществляет поставку в месте и в сроки, обычные для поставки аналогичных товаров; при этом Продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в месте поставки;

— подготовить товар для отправки в транспортабельном состоянии, обеспечить упаковку, необходимую для перевозки товара, которая должна быть надлежаще маркирована;

— обеспечить за свой счет проверку товара (его качества, количества, размеров, веса);

— известить Покупателя о дате и месте, когда и где товар будет предоставлен в его распоряжение;

— предоставить Покупателю коммерческий счет, другие необходимые документы или эквивалентные им электронные сообщения (EDI);

— нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки;

— нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки;

— по просьбе Покупателя оказать ему полное содействие в получении экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара.

Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем, и последующую транспортировку товара, равно как и за таможенную очистку товара для экспорта.

Покупатель в свою очередь обязан:

— уплатить контрактную цену, т.е. сумму, предусмотренную контрактом купли-продажи товара, что является первостепенной обязанностью Покупателя при любом базисе поставки;

— принять поставку товара, как только он предоставлен в распоряжение Покупателя в соответствии с условиями контракта;

— нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки;

— нести все расходы, связанные с товаром с момента поставки, и все дополнительные расходы, возникшие вследствие невыполнения обязанности принять товар после его предоставления в распоряжение Покупателя;

— оплатить все пошлины, налоги, другие сборы и расходы на выполнение таможенных формальностей;

— получить необходимую экспортную/импортную лицензию или другое официальное свидетельство и выполнить таможенные формальности;

— представить Продавцу соответствующие доказательства о принятии поставки, например расписку в получении товара или подписанный обеими сторонами приемо-сдаточный акт.

Покупатель сам обеспечивает подачу транспортного средства, погрузку товара и перевозку его до места назначения. Но у Покупателя могут возникнуть трудности в отношении погрузки товара на транспортные средства в стране Продавца. Тогда по взаимной договоренности сторон Продавец может взять на себя обязанность по погрузке товара в месте его отправки.

В случае если Покупатель не в состоянии выполнить таможенные формальности в стране Продавца, следует вместо условия «с завода» использовать иной базис поставки — «свободно у перевозчика».

Базисное условие поставки ДДП — «поставлено с оплатой пошлины» (в поименованном пункте) обычно применяется при поставке товара на склад Покупателя. При этом условии в обязанности Продавца входит:

— предоставить товар в распоряжение Покупателя на транспортном средстве, прибывшем в обозначенное место назначения, в согласованную дату или в пределах согласованного срока;

— обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для поставки товара, которая должна быть надлежаще маркирована, и проверку товара по качеству и количеству;

— заключить договор перевозки товара до места назначения;

— получить экспортную и импортную лицензию или другое официальное свидетельство, выполнить все таможенные формальности, требуемые для экспорта и импорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны;

— известить Покупателя надлежащим образом об отправке товара;

— предоставить Покупателю коммерческий счет, деливери-ордер (свидетельство о доставке товара), или обычный транспортный документ (коносамент, железнодорожную, автодорожную, воздушную накладную или накладную смешанной перевозки), или эквивалентное электронное сообщение (EDI), которые могут потребоваться Покупателю для принятия поставки товара;

— нести все риски потери или повреждения товара до момента его доставки в место назначения;

— нести все расходы, связанные с товаром до момента поставки, включая оплату пошлин, налогов и прочих сборов.

Обязанности Покупателя при этом базисе поставки минимальны в сравнении с другими базисными условиями, но все же значительны и включают следующие:

— уплатить цену, предусмотренную контрактом купли-продажи;

— принять поставку товара в месте назначения, оплатить выгрузку товара с прибывшего транспортного средства;

— нести расходы, связанные с предпогрузочным осмотром товара (за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта);

— принять требуемый деливери-ордер, или транспортный документ, или эквивалентное электронное сообщение, полученные от Продавца;

— по просьбе Продавца оказать ему полное содействие в получении импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара, а также других документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых в стране импорта, которые могут потребоваться Продавцу для предоставления товара в распоряжение Покупателя;

— нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки, а также дополнительные риски в случае невыполнения Покупателем своих обязательств (содействие Продавцу в получении импортной лицензии, извещение Продавца о времени и пункте принятия поставки в названном месте назначения);

— нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки и возможные дополнительные расходы при невыполнении Покупателем вышеуказанных обязательств.

Покупатель может согласиться на исключение из обязательств Продавца некоторых расходов, подлежащих оплате при импорте, в частности налога на добавленную стоимость — НДС (англ. VAT), что должно быть четко оговорено в контракте, например, «поставляется с оплатой пошлины без оплаты НДС» (в обозначенном месте назначения).

Если же Продавец не может обеспечить таможенную очистку товара и оплату таможенных пошлин, следует вместо условия ДДП применять ДДУ — «доставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения).

Российским участникам ВТД можно порекомендовать иметь в постоянном пользовании Инкотермс-2000 на английском и русском языках. Подчеркнем еще раз, что Инкотермс содержит набор терминов, рекомендуемых для применения в целях международной унификации их толкования и использования в качестве базисных условий поставки в контрактах купли-продажи. Вместе с тем в разных странах продолжают действовать свои торговые обычаи и правовые нормы в отношении применения тех или иных терминов.

Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими-то изъятиями, о чем должно быть прямо указано в контракте. В последнем случае применима, к примеру, такая формулировка: «Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, действует Инкотермс-2000». Стороны вправе использовать отдельные положения Инкотермс и без общей ссылки на него, а при необходимости модифицировать, уточнять или дополнять те или иные условия.

Например, в контракте можно оговорить момент перехода с Продавца на Покупателя права собственности на товар, учитывая, что в зарубежных странах этот вопрос решается по-разному или совсем не регламентируется законодательством.

Из перечисленных в Инкотермс базисных условий не все широко используются в международной торговле. В частности, редко применимы условия «поставлено с судна» и «поставлено с пристани». Следует подчеркнуть, что базисные условия ФАС, ФОБ, СФР и СИФ применимы только при водных перевозках, соответственно, их нельзя использовать при перевозках товаров иными видами транспорта. Условие ДАФ часто применяется при железнодорожных и автомобильных перевозках, а в нашей стране — еще при использовании трубопроводного транспорта.

Базисные условия поставки, отличающиеся от Инкотермс

Российским участникам ВТД необходимо знать, что наряду с указанными в Инкотермс терминами в торговле с рядом стран применимы иные базисные условия, предусмотренные в ОУП с зарубежными странами.

Примечание . Так, согласно ОУП с КНР условие ФОБ при водных перевозках (морских и речных) трактуется иначе, чем в Инкотермс, а именно: расходы по погрузке товаров на судно несет Продавец; если иное не установлено контрактом, Продавец также несет расходы по укладке товаров в трюме и другие расходы, связанные с погрузкой товаров, и обеспечивает необходимые сепарационные материалы и вентиляционное оборудование, стоимость которых оплачивается Продавцом за счет Покупателя.

В этих же ОУП предусмотрено, что поставки товаров при железнодорожных перевозках осуществляются на условиях «франко-вагон государственная граница страны продавца» , при автомобильных перевозках — «франко-борт автомобиль на складе пограничного приемо-сдаточного пункта» , при воздушных перевозках — «франко-борт самолета в аэропорту страны Продавца» , а при почтовых отправлениях«франко-получатель» , тогда как условия ДАФ, ЕХВ, ФСА не применяются.

В ОУП с Финляндией записано, что при железнодорожных перевозках поставки осуществляются «франко-вагон обусловленная в контракте пограничная станция» , а при автомобильных перевозках «франко-автотранспортное средство место погрузки» либо «франко-автотранспортное средство место назначения» .

В отечественной внешнеторговой практике вместо обычного ФОБ, содержащегося в Инкотермс, часто применяется условие « ФОБ со штивкой (укладкой в трюме)» (FOB stowed), поскольку по сложившимся обычаям в российских торговых портах основные стивидорные работы производятся силами порта за счет грузоотправителя (Продавца). Аналогично при импортных операциях российский Покупатель заинтересован, чтобы иностранный Продавец обеспечил укладку товара в трюмы судна в иностранном порту, поскольку Покупатель не имеет договорных отношений с иностранным портом.

Примечание. По сравнению с Инкотермс существенно отличается применение термина ФОБ в США. Согласно Единому торговому кодексу (ЕТК) США условие «ФОБ определенное место» может быть обозначено как «ФОБ место отгрузки» и «ФОБ место назначения», причем допустимы указания «ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта». В нашем понимании это означает поставку на условиях франко-указанный пункт, причем не обязательно в порт, но и в любой сухопутный пункт (место) назначения.

Факторы, влияющие на выбор базиса поставки

При выборе базисных условий поставки полезно учитывать следующие факторы:

— особенности товара, его свойства и габариты;

— заинтересованность в сокращении или увеличении объема своих обязательств по поставке товара и передаче соответствующих обязанностей иностранному контрагенту;

— возможности каждой из сторон контракта обеспечить транспортные средства для доставки товара в конечный пункт назначения с учетом осуществления перевозки одним или несколькими видами транспорта (в смешанном сообщении) по единому транспортному документу;

— возможности использования альтернативных видов транспорта и маршрутов перевозки <1>;

— скалькулированные совокупные транспортно-экспедиторские расходы, включая провозные платежи (ставки фрахта при водных перевозках, тарифы на перевозки другими видами транспорта), стоимость перевалок, хранения, экспедиторских услуг, страхования;

— условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалочных пунктах;

— величина различных пошлин, налогов и сборов, взимаемых на территории стран Продавца, Покупателя и возможных транзитных территориях;

— особенности получения и оформления необходимых документов;

— сложившаяся отечественная и зарубежная торговая практика;

— собственный опыт коммерческой работы на зарубежных рынках, включая наличие или отсутствие деловых отношений с транспортными, экспедиторскими, страховыми и иными организациями, позволяющих обеспечить оптимальное продвижение товара от Продавца к Покупателю.

Решающее значение для выбора базиса поставки и способа транспортировки имеет характер товара , называемого в транспортной сфере грузом . Перевозчики выделяют несколько видов грузов исходя из условий их транспортировки:

генеральный груз (general cargo) — обычные тарные и штучные грузы, упакованные в ящики, мешки, короба, бочки и т.д.;

навалочный, насыпной груз (cargo in bulk) — груз, перевозимый без упаковки, т.е. навалом, насыпью (руда, уголь, удобрения, зерно, песок, гравий и т.д.);

наливной груз (cargo in tanks) — перевозимый в жидком виде в танкерах, железнодорожных и автоцистернах (нефть, нефтепродукты, виноматериалы);

скоропортящийся груз (perishable cargo) — требующий специального температурного и воздушного режима при перевозке (плодоовощная, мясомолочная, рыбная продукция, виноматериалы);

негабаритный груз, в том числе длинномеры и тяжеловесы (long and heavy goods) — имеющий размеры или вес, превышающие допустимые нормы для размещения в обычных транспортных средствах — на железнодорожных платформах, в большегрузных автомашинах;

опасный груз (dangerous cargo) — легко воспламеняющийся, взрывоопасный, ядовитый, токсичный, радиоактивный и др., требующий специального обращения при транспортировке, перевалках, хранении во избежание причинения ущерба людям, имуществу и окружающей среде.

Как явствует из приведенного краткого перечня, для перевозки определенных грузов используются специальные транспортные средства, в том числе танкеры, рудовозы, лесовозы, рефрижераторы, цистерны и т.д. Пищевые товары в замороженном или охлажденном состоянии, а также дозревающие в пути бананы надлежит перевозить в специальных железнодорожных мехпоездах, рефрижераторных автомашинах, морских судах — рефрижераторах, банановозах — или использовать скоростной воздушный транспорт. Для перевозки некоторых особо опасных грузов требуются специальные разрешения государственных органов стран Продавца, Покупателя и транзита.

Каждой стороне контракта важно найти наиболее выгодное для нее соотношение между двумя величинами: контрактной ценой и транспортной составляющей. Продавец стремится свести к минимуму дополнительные расходы по доставке товара в пункт назначения, по возможности возложив их на Покупателя, чтобы получить намеченную реальную экспортную выручку. Покупатель же заинтересован сократить транспортные расходы, чтобы снизить фактическую импортную стоимость и при этом избежать чрезмерных обязанностей по изысканию транспортных средств, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению многообразной документации и других операций.

В тех случаях, когда российский Продавец заинтересован минимизировать объем своих обязательств по поставке товара, выгодно ориентироваться на условия «с завода» или «франко-перевозчик». Последнее условие в российских условиях более предпочтительно, так как иностранному Покупателю трудно обеспечить таможенное оформление, тем более получение экспортной лицензии (если необходимо). Исходя из тех же соображений при морских перевозках вполне реальны условия ФОБ или ФАС (последнее предпочтительно при перевозках в контейнерах). По условию ФАС согласно Инкотермс-2000 таможенная очистка возложена на Продавца.

Российский Покупатель, желающий возложить максимальный объем обязанностей на Продавца, может предусмотреть базисные условия ДДП или ДДУ, а также СИФ при водных перевозках и СИП при перевозках другими видами транспорта. Кстати, условие ДДП неприемлемо для российского Продавца, если он не располагает необходимой информацией о реальных суммах пошлин, налогов, сборов и о процедуре таможенного оформления в стране Покупателя.

Российским участникам ВТД следует более внимательно относиться к определению базисных условий в контрактах и, в частности, избегать таких небрежностей, как указание «СИФ Москва», «СИФ Екатеринбург», если не предусмотрена транспортировка товара водным путем, либо «франко-склад получателя» со ссылкой на Инкотермс.

Полезно еще запомнить, что в трех базисных условиях — ФОБ, СФР и СИФ — одинаково предусмотрено, что Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки в установленную дату или в пределах согласованного срока, а также что риски потери или повреждения товара переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки . В связи с этим надо твердо уяснить, что согласно Инкотермс при условии СИФ указанные риски не могут переходить на Покупателя в порту выгрузки .

При морских перевозках на условиях СФР или СИФ Покупатель в момент заключения сделки нередко затрудняется указать точный порт назначения. В таких случаях в импортных контрактах можно записать группу портов одного бассейна, например черноморские порты России и/или Украины, балтийские порты России и/или стран Балтии.

По желанию Продавца или Покупателя в контракте может быть указано не одно базисное условие, а два или более альтернативных варианта.

Примечание. Например, при экспорте крупных партий нефти возможно указание следующих альтернативных условий поставки: ФОБ Новороссийск, и/или Туапсе, и/или Вентспилс, и/или Одесса, и/или ДАФ Адамово Застава, и/или Фенешлитке, и/или Будковце. Таким образом, предусматривается, что транспортировка российской нефти может осуществляться морским и трубопроводным транспортом. Первые четыре пункта — морские порты, в которых имеются терминалы для концентрации нефтетоваров, причем они расположены в двух бассейнах — Черноморском и Балтийском. В последних трех пунктах находятся нефтеперекачивающие станции магистральных трубопроводов, откуда нефть может направляться в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию и другие европейские страны.

Страхование товара в пути

Если Продавец обязан застраховать товар при транспортировке до обозначенного пункта назначения (условия СИФ и СИП), то условия страхования согласуются сторонами. Эти условия могут излагаться в специальной статье контракта, где целесообразно конкретизировать, на какую сумму Продавец обязан застраховать товар (желательно превышающую сумму контракта), в какой страховой компании (можно порекомендовать «Ингосстрах» или его зарубежные представительства и дочерние компании), от каких рисков (включая специальные), каким документом оформляется договор страхования (страховой полис, сертификат) и как этот страховой документ передается Покупателю.

В Инкотермс предусмотрено, что страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующихся хорошей репутацией. При отсутствии специальных соглашений о противоположном страхование осуществляется в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям Института по разработке грузовых терминов (Institute Cargo Clauses) Объединения лондонских страховщиков (London Underwriters) или любого подобного сборника договорных статей.

Авторитетный страховщик «Ингосстрах» разработал на основе вышеуказанных условий Правила транспортного страхования грузов , применяющиеся в отечественной внешнеторговой практике на протяжении десятилетий.

Согласно Инкотермс по требованию Покупателя и за его счет Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков — военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если это возможно. Для российских условий при морских перевозках в зимний период существенное значение имеет страхование (за дополнительную плату) от ледового риска, так как зимой все порты, кроме Мурманска (куда доходит теплое течение Гольфстрим), периодически замерзают.

В Инкотермс содержится еще указание о страховой сумме: страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

Вполне естественно, в Инкотермс предусмотрены только обязанности Продавца по страхованию товара до определенного пункта и не упоминается об обязанностях Покупателя, ибо последний не имеет такого рода обязанностей перед Продавцом при любом базисе поставки. Однако Покупатель сам заинтересован позаботиться о страховании товара при перевозке водным, сухопутным или воздушным транспортом от места поставки товара Продавцом до конечного пункта назначения (условия ЕХВ, ФСА, ФАС, ФОБ, СФР, СПТ, ДАФ).

Количество и качество ценности, их стоимость, место исполнения контракта (базис поставки), сроки его исполнения, условия платежа , гарантии, упаковка и маркировка и другие необходимые реквизиты.  

Термины и словосочетания в словаре расположены в строго алфавитном порядке. После каждого термина (словосочетания), как правило, приводится его эквивалент на английском языке. В тексте словарных статей основной термин обозначается начальными буквами. Для облегчения пользования словарем и повышения его информативности в необходимых случаях применены ссылки путем пометки - (см.). В конце словаря приводится алфавитный указатель английских терминов с эквивалентами на русском языке и указанием страниц их местонахождения. В дополнение к словарю дана таблица коммерческих понятий для указания условий (базиса) поставки товаров в соответствии с международными правилами "Инкотермс".  

КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ для указания условий (базиса) поставки товаров (приводятся в соответствии с международными правилами толкования)  

В западных странах, например, традиционные партнеры не предъявляют формальных требований к такому документу, как запрос покупателя на товар, поэтому в курсе рассматривается вариант запроса, который одинаково применим и на российском, и на международных рынках . Условия поставки и платежа во внешнеторговых контрактах обычно сложнее, чем в сделках на внутренних рынках , поэтому в курсе изучаются базисы поставки и платежи, применяемые во внешней торговле . В ряде случаев, когда одинаковые по звучанию в российском и международном праве понятия, например "торговый агент " или "безотзывный аккредитив ", трактуются различно, рассматриваются оба толкования.  

Обоснуйте базис поставки.  

Товар находится в порту отправления. Вы, Экспортер, для включения в оферту выбираете базис поставки с наименьшей для себя ответственностью за судьбу товара.  

Поясните ваш подход к выбору базиса поставки.  

В разделе контракта "Цена" фиксируется номинал цены либо порядок его определения и здесь же указывается базис поставки, поскольку цена как денежное выражение стоимости товара для различных условий поставки будет различной.  

Во внешнеторговой практике цены, рассчитанные с применением вышеназванных методик, указываются в сочетании с базисом поставки обычно в терминологии Инкотермс-2000.  

В табл. 9 представлена схема формирования розничной цены на товар с момента его производства, далее показано влияние транспортных и прочих расходов на различных базисах поставки и, наконец, затраты на реализацию товара конечному покупателю. Для более полной картины затрат импортера в табл. 10 показаны примерные статьи калькуляции.  

Коммерческие условия а) цена б) базис поставки в) курс валюты и т. д.  

Введение поправок на коммерческие условия 1) на базис поставки 2) на условия платежа 3) на условия поставки 4) валютные поправки 5) на торговые скидки и т. д.  

Прорабатывает с Подрядчиком транспортные условия контрактов купли-продажи с иностранными фирмами и заключает их на базисах поставки, согласованных с Подрядчиком.  

Инкотермс не регулирует момент перехода права собственности , а законодательства разных стран регламентируют его неодинаково. В контракте такая регламентация не устанавливается, что может вызвать споры. В контракт можно включить и отдельные условия Инкотермс без общей ссылки на Правила. Инкотермс следует отличать от другого издания МТП Коммерческие термины (№ 16, 1953 г.), в котором содержатся сведения о торговых обычаях, толкующих контрактные условия, определяющие базис поставки. Для применения торгового обычая не требуется ссылка на него в контракте.  

Если в условиях поставок по какой-либо позиции у продавца или покупателя указано "нет обязательств", тс любая из этих сторон может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, но тем не менее эти процедуры не являются обязательствами, вытекающими из базиса поставки.  

Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, как понимается установленная цена , т. е. входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку и др.  

Приведение по фактору базиса поставки производится в тех случаях, когда базис расходится с желательным и принятым для ценовых расчетов. Поправка осуществляется посредством прибавления или вычитания из цены расходов на фрахт и (или) страхование. Импортные цены обычно приводят к условиям поставки "СИФ российский порт" или "франко-граница", а экспортные - "ФОБ российский порт" или "франко-граница".  

Наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения при заключении контракта на условиях групп С и Д.  

Приобретение учтенных на бирже переводных гарантий и поручительств на реализацию предполагает, во-первых, (и это наиболее действенная мера), приобретение учтенных на бирже ранее полученных кем-то от заинтересованных покупателей (заказчиков) данного продукта гарантийных писем, в которых они обязуются при соблюдении оговоренных условий по цене, количеству, комплектации и качеству продукта , базису поставки (принятии продавцом определенного варианта стандартных обязательств, связанных с транспортировкой, страховкой, таможенным оформлением и обстоятельствами приемки товара) и т.п. закупить продукт фирмы к назначаемому сроку. Биржа может организовывать специализированную котировку подобных гарантий и торговлю ими.  

Последнее обстоятельство в контракте может быть урегулировано как в самом стандартном базисе поставки (если он применяется), так и особо, дополнительно. Это можно делать в любом случае, даже если таким образом дублируются общепринятые условия уже включенного в контракт международного стандартного базиса поставки.  

При воздушных перевозках поставки осуществляются франко-место сдачи товара к перевозке организации воздушного транспорта в стране Продавца. Базис поставки предусмотрен в соответствии со сложившейся практикой взаимоотношений между организациями воздушного флота и клиентами, поскольку после сдачи товара грузоотправитель лишен возможности контролировать деятельность организации воздушного флота по отправке груза.  

Иностранный партнер в соответствии с контрактом в условленное время поставил необходимое сырье. В договоре был определен базис поставки - СИФ Москва. Курс на день прохождения таможни составлял 4580 руб. Таким образом, таможенная стоимость сырья составила 458000000 руб.  

Выбор базиса поставки ФОБ, СИФ, франко-вагон -граница и т. д. согласовывают покупатель и продавец.  

Согласно договору комплектация заказываемого оборудования четко определена, и нам не понятно, почему Ваши представители настаивают на том, что мы должны поставить в случае необходимости дополнительное оборудование за свой счет, если это не входит в стоимость контракта. Тем более, это приведет к изменению базиса поставки, так как поставлять экстренно во время монтажа необходимо самолетом или автотранспортом, что повлечет повышение цены.  

Поставочная спецификация не в состоянии исчерпывающе перечислить все узлы, механизмы и отдельные детали, подлежащие поставке. Мы покупаем машины в комплекте, и в Ваших интересах отгрузить линии полностью в установленные сроки, чтобы не нести дополнительных расходов при немедленной поставке и изменении базиса поставки.  

РАСЧЕТ ЦЕНЫ ПО ЭКСПОРТУ (export pri e al ulation) - внутренний документ, составляемый во внешнеторговом предприятии для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В нем указываются

При заключении договора купли-продажи стороны, наряду с другими условиями, должны согласовать и зафиксировать базис поставки товара. Базис поставки устанавливает:

  • обязанности Продавца по поставке товара;
  • момент перехода рисков порчи и утраты товара с Продавца на Покупателя;
  • распределение расходов по перевозке, перевалке, страхованию и таможенному оформлению товара между Продавцом и Покупателем.

Различаются контракты отгрузки и контракты доставки. В первом случае Продавец передает товар Покупателю в обусловленном пункте (или в порту) страны отправления. Во втором случае Продавец передает товар Покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого момента он несет риски порчи или утраты товара. Контракты отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки. Продавцу они позволяют получить контрактную цену товара задолго до того, как он будет доставлен в порт (пункт) назначения. Покупатель получает право выполнять финансовые операции с товаром (продать, заложить) с момента получения товарораспорядительного документа; это особенно важно, если Покупателем является не потребитель, а торговая фирма.

Для того чтобы систематизировать все возможные формы базы поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торгово-промышленная палата в 1936 г. разработала типовые правила, которые были сведены в специальный документ - Инкотермс-1936. Для удобства пользования каждому варианту базы поставки товара присвоен особый код. Он состоит из начальных букв английских слов, определяющих обязанности Продавца по поставке товара, а, следовательно, расходы и риски, которые включены в цену товара. По мере развития международной торговли в правила Инкотермс вносились необходимые дополнения и изменения - в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг.

1. группа Е: включает только один вариант ex works (EXW), с завода. По этой базе поставки обязательства Продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя. Продавец обязан передать товар Покупателю на своем складе, полностью готовый к транспортировке, но без оплаты таможенных пошлин и сборов. Риск порчи и утраты товара переходит с Продавца на Покупателя с момента, когда товар передан в его распоряжение;

2. группа F : включает три основных базиса поставки:

  • FCA - free carrier (named point) , т. е. свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления. Продавец обязан погрузить товар на транспортное средство, предоставленное Покупателем, - на своем складе, либо доставить его на терминал перевозчика. Риски порчи или утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное Покупателем, или доставлен на терминал перевозчика.
  • FAS - free alongside ship (named port of shipment) - свободно вдоль борта судна, предоставленного Покупателем в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар на причал вдоль борта судна, в пределах действия береговых (судовых) грузовых средств. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент доставки товара на причал вдоль борта судна.
  • FOB - free on board (named port of shipment) - свободно на борту судна, предоставленного Покупателем, в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на борт судна. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента пересечения товаром релингов судна.

База FOB имеет две разновидности. FOB and trimmed (stowed) - в этом случае Продавец обязан не только погрузить товар на судно, но и оплатить штивку (укладку) груза. FOB liner terms - при перевозке груза на линейных условиях судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Соответствующие расходы включены в ставку фрахта;

3. группа C включает четыре основные разновидности базы поставки:

  • CFR - cost and freight (named port of destination) . В цену товара входит стоимость самого товара и фрахт до обусловленного порта назначения. Продавец обязан доставить товар в порт, погрузить его на борт зафрахтованного им для этой цели судна и оплатить фрахт.
  • CIF - cost, insurance and freight (named port of destination) . В цену товара входит стоимость самого товара, его страховка на время перевозки между портами, указанными в коносаменте, и фрахт. Продавец должен доставить товар в порт отправления, зафрахтовать судно, погрузить товар на судно, застраховать груз на время перевозки в пользу Покупателя и оплатить фрахт до порта назначения.

Риски порчи и утраты груза по сделкам CFR и CIF переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода грузом релингов (поручней) судна в порту погрузки.

Разновидностью этих сделок является база поставки товара на условиях CFR (CIF) liner terms. Как уже отмечалось, при перевозке на линейных условиях судовладелец организует, оплачивает и включает в тариф провозной платы стоимость погрузки и выгрузки груза. Поэтому при базе поставки товара CFR (CIF) liner terms Продавец должен оплатить в ставке фрахта не только перевозку товара до порта назначения, но и его выгрузку в этом порту на склад.

  • CPT - carriage paid to (named point destination), т. е. перевозка оплачена до указанного пункта в стране назначения. В отличие от сделок на базе CFR, Продавец оплачивает не только морской фрахт, но и довозку товара по территории страны назначения до согласованного пункта.
  • CIP - carriage, insurance paid (to named point), т. е. перевозка и страховка груза оплачены до условленного пункта в стране назначения. В отличие от CIF Продавец оплачивает не только морской фрахт и страховку груза на время его морской перевозки (или перевозки «река-море»), но и довозку груза до пункта назначения внутренними видами транспорта и страхование груза на период такой перевозки.

Риски порчи и утраты груза по сделкам CPT и CIP переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом первому перевозчику. Поставка товара на этих условиях (CPT или CIP) может также предусматривать, что Продавец в согласованном пункте назначения обязан выгрузить товар на склад, если это оговорено контрактом.

4. группа D: расходы и риски Продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение Покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие). Группа состоит из трех вариантов базы поставки:

  • DAT - delivered at Terminal (named terminal of destination): поставка до терминала в стране экспортера. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара на терминале Покупателя. Оплата импортных пошлин и сборов осуществляется Покупателем.
  • DAP - delivered at point (named point of destination): поставка до пункта назначения, указанного Покупателем, пошлина не оплачена. Продавец оплачивает все расходы по доставке груза до согласованного пункта назначения, кроме таможенных пошлин. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент предоставления груза в согласованном пункте назначения.
  • DDP - delivered duty paid (named point of destination): Единственным отличием от базы DAP является то, что таможенные пошлины и сборы в стране назначения оплачивает Продавец.

Отличия новой редакции ИНКОТЕРМС 2010 от прошлого ИНКОТЕРМС 2000:

  • Условия: DAP и DAT: В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения (DAP - delivered at place - поставка до пункта, DAT - delivered at terminal - поставка до терминала), которые могут использоваться как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU).
  • Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.
  • Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или же для таможенного оформления).
Категория E Отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works (... named place)
Франко завод (...название места)
Переход рисков: В момент передачи товара на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA любые виды транспорта



Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
FAS Free Carrier (...named place)
Франко перевозчик (...название места)
Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
FOB морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (...named place)
Франко перевозчик (...название места)
Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом CFR морские и внутренние водные перевозки



CIF морские и внутренние водные перевозки Cost and Freight (... named port of destination)
Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
CIP любые виды транспорта


Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
CPT любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination)
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...назв.места назначения)
Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория D Доставка DAT любые виды транспорта new!!!



Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
DAP любые виды транспорта new!!!
Delivered At Terminal (... named terminal of destination)
Поставка на терминале (... название терминала)
Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
DDP любые виды транспорта new!!!
Delivered At Terminal (... named terminal of destination)
Поставка на терминале (... название терминала)
Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения


Случайные статьи

Вверх