Виды агрессии в интернет сети. Агрессия в интернете. Троллизм как диагноз. Общие понятия об агрессивности. Формы проявления агрессивности

73% взрослых пользователей Интернета были свидетелями агрессии в Интернете и 40% испытали её лично на себе.

Общие результаты таковы:

  • 60% интернет-пользователей были свидетелями оскорбительных обзывательств кого-либо
  • 53% видели попытки умышленного оскорбления кого-либо
  • 25% видели физические угрозы в отношении кого-либо
  • 24% были свидетелями длительной агрессии в отношении кого-либо
  • 19% сказали что они наблюдали агрессию на сексуальной почве в отношении других
  • 18% были свидетелями травли (так я перевёл английское слово stalked, но смотрите другое определение, которое дали в комментариях и )
Те же, кто лично испытали на себе интернет агрессию, отметили, что агрессия проявлялась, по крайней мере, в одной из следующих форм:
  • 27% были обозваны оскорбительно
  • 22% были умышленно оскорблены
  • 8% испытали физические угрозы
  • 8% подверглись травле
  • 7% подвергались агрессии в течение длительного времени
  • 6% подверглись агрессии на сексуальной почве

Введение

Основой данной публикации служит сокращённая версия отчёта о статистическом исследовании Агрессии в Интернете. На сайте организации, проводивший это исследование, вы так же можете найти полный отчет .

Об агрессии в интернете пишется много. Например, вы наверняка читали на этом же ресурсе о автора и множество аналогичных публикаций на других ресурсах. В этой заметке я приведу наиболее интересные результаты исследования и их анализ.

I. Различия по демографическим данным

Пользователи женского пола, в возрасте 18-24 лет, чаще всего подвергаются травле и агрессии на сексуальной почве.

II. Как пользователи реагируют на агрессию в Интернете

60% пользователей решили игнорировать факты агрессии, и только 40% предприняли ответные шаги:
  • 47% конфронтационно ответили на агрессию (тому кто её проявил)
  • 44% убрали такого человека из друзей или заблокировали его
  • 22% дали знать о факте агрессии руководству ресурса (или тем, кто занимается решением таких проблем на ресурсе)
  • 18% обсудили проблему в Интернете чтобы привлечь поддержку для себя
  • 13% сменили имя пользователя или удалили свой пользовательский аккаунт
  • 10% ушли с форума
  • 8% перестали посещать определённые события или места в реальной жизни
  • 5% уведомили об этом полицию или аналогичные службы
Те пользователи, которые попали под удар наиболее серьёзных случаев агрессии, действуют не так как те, кто имел «лёгкий» опыт проявления агрессии в отношении себя. Те, кто подвергался травле, физическим угрозам или агрессии на сексуальной почве, вероятней всего, предпримут несколько различных ответных шагов (по сравнению с теми, кто испытал на себе только оскорбления).

III. Как пользователи оценивают свой опыт после проявления агрессии по отношению к ним

Пользователи ответили так
14% из тех, кто попал под агрессию, считают этот случай наиболее неприятным
14% - очень неприятным
21% - в какой-то мере неприятным
30% - немного неприятным
22% - нейтральным

Заключение

(как анализ результатов исследования и PewResearchCenter к этому анализу отношения не имеет)

Если посмотреть на данные из части II, то видно что 40% агрессию не игнорирует и почти половина из этих людей отвечает на агрессию в конфронтационном стиле. То есть таких людей - около 20% от общего числа пользователей Интернета. Если конфликт не остановить или не убрать источник конфликта (того, кто проявляет агрессию), то, в худшем случае, через несколько недель, а в лучшем - через несколько лет, конфликт разрастётся и никто уже не будет помнить об источнике конфликта. Тогда уже и действовать по исправлению ситуации будет поздно и исправить будет сложно (если вообще возможно без особого вреда), так как все стороны конфликта будут похожи друг на друга. Вы, наверняка, сами знаете примеры интернет форумов, которые прошли путь от интересного ресурса с интересными темами и людьми, через непрерывные конфликты до самого закрытия форума владельцем.

Из своего модераторского опыта я могу сказать, что агрессию в интернете проявляют: 1. обычные люди (после тяжёлого дня и под влиянием стресса); 2. те, кто всегда были такими (например, обижали своих одноклассников в школе); 3. политические спамеры; 4. и, в общем-то, сознательные тролли со своими целями, каковыми бы они ни были. Вы все знаете, что, обычно, советуется не отвечать троллям, но по моему опыту модерирования - лучше всего не отвечать агрессией никому. Мало ли что с человеком случилось, вдруг человек не дописал фразу и Вы приняли его пост как агрессивный. Троллям вообще лучше никак не отвечать.

Но это вовсе не значит, что пользователь интернет-ресурса должен и может оставаться наедине с теми, кто до него «доскабливается». Обратите внимание на ответы в третьей части. Для большинства пользователей интернет агрессия неприятна и они об этом опыте помнят. Последний абзац в части II. свидетельствует об этом же. И, если администрация ресурса ничего не будет делать в отношении агрессивных пользователей, то очень скоро они найдут себе жертв и будут их «терроризировать». Даже если администрация остановит это, то у пользователя, который попал под агрессию, скорее всего останется нехорошее впечатление, которое может влиять на его решение о дальнейшем пребывании на этом ресурсе. В любом случае, вред ресурсу и пользователю уже причинён самим фактом агрессии (если только такая форма общения - не цель ресурса), даже если администрация вмешалась по факту агрессии.

Поэтому, лучше вообще не доводить дела до проявления заметной агрессии на ресурсе. Что касается категорий пользователей 1 и 2, то, часто, такие пользователи способны прислушаться к модератору и могут сами расслабить конфликт, который создали. То есть, они способны извиниться перед человеком, сделать ему приятное и разрешить конфликт самостоятельно. Пользователи из категорий 3 и 4 приходят на ресурс со своими целями и поддержка хороших отношений с другими пользователями может вовсе не входить в их планы. Поэтому, чем быстрей вы будете избавляться от пользователей типа 3 и 4 на своём ресурсе, тем меньше будет потенциальной опасности того, что они начнут «терроризировать» других пользователей.

Не ожидайте, что пользователи сами обратятся к модераторам и скажут что они подвергаются агрессии, ведь только 22% решаются на такое. Таких даже не половина от общего числа опрошенных и ими могут двигать разные мотивы. Часть из них не представляет, что если они заявят об агрессии (открыто или скрыто), и человек, проявляющий агрессию об этом узнает, то он может использовать эту информацию для дальнейших нападок как на пользователя, так и на администрацию ресурса. Часть из них осознаёт на что идёт и способны перенести все последствия. Есть и те, которые клевещут на других. Поэтому модераторам имеет смысл самим наблюдать за общением пользователей и реагировать на агрессию не дожидаясь жалоб от пользователей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Специфика агрессивного поведения в интернете

Введение

1. Общие понятия об агрессивности. Формы проявления агрессивности

2. Возможности Интернет-среды для проявления агрессии

3. Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии

Заключение

Введение

Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Интернет является одновременно и средой информационной, и средой коммуникативной. При этом он предоставляет также бизнес - услуги: позволяет заказывать билеты, приобретать самые разные вещи, переводить деньги со счета на счет, оплачивать коммунальные услуги и т.п.

Одна из особенностей Интернет- коммуникаций заключается в том, что пользователям дается возможность высказывать свое мнение по ряду вопросов политического, спортивного, культурного характера, общаться друг с другом в социальных сетях, проводить дискуссии на форумах. При этом нередко участники такого общения выступают не от своего реального имени, а под псевдонимом - «ником». Тем самым участник становится анонимным, что существенно сказывается на его чувстве ответственности за свои слова. Это порождает и безграмотность, и агрессивность и ряд других негативных моментов.

Отметим, что Интернет - весьма новая среда, влияние которой на человеческую психику, на человеческое поведение исследовано в чрезвычайно малой степени. Поэтому анализ самых разных аспектов воздействия этой среды на человеческую психику и человеческое поведение является актуальным. Особенно важным представляется исследование негативных факторов Интернет- среды, в том числе - агрессивности, которая проявляется в самой Интернет- коммуникации, а также оказывает воздействие на поведение людей в других формах и способах общения. Сказанное обуславливает актуальность настоящей работы.

Цель работы - исследование особенности агрессивного поведения в сети Интернет

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследуется общее понятие об агрессивности, ее назначении. Формах проявления.

2. Рассматриваются возможности сети как среды коммуникаций, в которой возможно агрессивное поведение

3. Рассматриваются интересы пользователей сети, которые могут быть связаны с агрессивным поведением

4. Исследуются примеры агрессивного поведения в сети, цели и способы такого поведения

Объектом исследования является сеть Интернет. Предмет исследования - агрессия в сети Интернет.

Поскольку данная тема является мало исследованной, основной источник информации для написания настоящей работы - сами Интернет- сайты в которых тем или иным способом проявляется агрессия. Кроме того, предполагается проанализировать мнение психологов, социологов и обычных граждан о рассматриваемой проблеме. В последние годы вопросы агрессивности вообще (в контексте растущей агрессивности граждан и, в первую очередь, молодежи) освещается в СМИ, причем журналисты активно ссылаются на результаты социологических исследований и мнение психологов и социологов. Материалы заслуживающих доверия изданий (например, «Российской газеты», также используются при написании настоящей работы.

1. Общие понятия об агрессивности. Формы проявления агрессивности

Агрессивность оценивается как форма деструктивного поведения. Человеческая агрессивность является поведенческой реакцией, характеризующейся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. «Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно различное содержание» Румянцева Т.Г., Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии, СПб, Питер, 2008 .

«Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Х. Дельгадо утверждет, что агрессия - это акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. такие действия, которые вредят другому лицу или объекту… Р.А. Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Э. Фромм определяет агрессию более широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету. Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними.» Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее проявления.

Ряд специалистов рассматривают агрессивность как защитную реакцию, природа которой - в сохранении себя в опасном внешнем мире. «При всем существующем многообразии подходов к определению агрессии и наличии огромного спектра ее трактовок и значений этот термин имеет тем не менее некоторую сердцевину, устойчивое «корневое» значение -- непровоцируемое нападение» Румянцева Т.Г., Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии, СПб, Питер, 2008 В контексте настоящей работа агрессивность следует понимать как акт враждебности.

Указывая на разницу понятий «агрессия» и «агрессивность», Д. Мирошенко замечает, что «агрессивность бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию. Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного, препятствующего удовлетворению потребностей.» Мирошенко Д., Психология агрессии //Психологический журнал №4, 2006, С 43.

Агрессия может проявляться в широком диапазоне действий: от проявления неприязни, до словесных оскорбительных выпадов и физического воздействия на оппонентов. Цитируемый автор предлагает ряд классификаций агрессии по разным основаниям: по степени интенсивности, по форме проявления, Различаются также инструментальная и целевая агрессия. Инструментальную агрессию используют для достижения желаемых целей и результатов. Под целевой агрессией понимают заранее спланированную акцию, имеющую своей целью нанесение вреда или ущерба другому человеку или объекту. Заметим, что Интернет может с успехом использоваться и для инструментальной, и для целевой агрессии.

Агрессия существует в ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой формах. Агрессию также нередко подразделяют на две формы: направленную на других и направленную на себя (аутоагрессию). Отметим, что в сети Интернет могут проявляться обе формы, однако значительно чаще имеет место агрессия, направленная на других. Аутоагрессия выражается в основном в выставленных на всеобщее обозрение дневниковых записях.

«Хекхаузен Х. (1986) показал, что агрессия находится под безусловным контролем социальных норм и функций. Культура формирует и задает норму, которая определяет тип и частоту агрессивных форм поведения…

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Это и детские шалости и игры, это и подростковые драки и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых - войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно-психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивного, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно-причинную связь.» Понятия и виды агрессии.

Агрессивность, которая связана со структурой личности, присуща этой личности всегда, а потому проявляется во всех формах жизнедеятельности данного человека. То есть проявление агрессии в процессе использования потенциала Интернет обусловлено далеко не в последнюю очередь структурой личности субъекта. Интернет просто обеспечивает те или иные возможности выражения агрессивности.

«Агрессивность выражается в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению цели. Причиной агрессивного поведения может быть неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению. Как ситуативное состояние агрессивность возникает чаще у грубого, несдержанного, малокультурного человека.» Психологический словарь.

Приведенная цитата, как и большая часть трактовок агрессивности, исходят в основном из негативного восприятия этой поведенческой особенности. Между тем, например, агрессивность в спортивных соревнованиях является совершенно необходимой: она является частью борьбы за преодоление соперника. При этом такая агрессивность может не перерастать в грубость, жестокость и т.п. В бытовом понимании агрессивность понимается в ряде случаев как синоним напористости, активности. Такой смысл несет фраза «Агрессивно взялся за работу», то есть человек стремится преодолеть производственные проблемы, направляет на них избыток своей энергии.

Как правило, проявление агрессии вызывает ответную агрессивную реакцию. Это свойство заметно и на сайтах сети. Сеть предоставляет широкий спектр возможностей для агрессии, однако эти возможности имеют свои особенности, которые мы рассмотрим ниже.

2 . Возможности Интернет - среды для проявления агрессии

За последние двадцать лет Интернет стал такой же неотъемлемой частью нашей жизни как телевизор, холодильник или мобильный телефон. Более того, многие устройства мобильной связи дают возможность выходить в сеть Интернет и быть полноценным пользователем этой сети. То есть у человека имеется возможность не только узнать какие-то новости, циркулирующие на сайтах, но и выразить свое отношение к ним практически мгновенно, отразить через механизмы обратной связи свое сию минутное настроение, которое нередко является реакцией на сведения, полученные в первую очередь из той же сети, неважно, являются ли эти сведения достоверными или нет.

А.С. Минзов обращает внимание на стремительный рост числа пользователей сети, отмечая при этом не только доступность этой мощнейшей коммуникационной среды, но и то, что человечество получило к ней доступ не имея времени ни на собственную психологическую и культурную подготовку, ни на анализ влияния Интернет на человеческую психику, в том числе - агрессивность Минзов А.С., Концепция организации исследований по теме НИР «ИНТЕРНЕТ: агрессия и толерантность в сети» .

А. Минзов также отмечает, что если в обществе имеет место некоторый баланс политических, духовных, нравственных, этических, религиозных, этнических и иных сил, то в сети ИНТЕРНЕТ такого баланса не существует. В сети сформировался собственный стиль коммуникации, далеко не всегда соответствующий представлениям культурных слоев о том, как следует организовывать общение.

Е.С. Ениклопов считает, что ««прозрачность» личной жизни каждого и открытый доступ к широкой аудитории разношерстной публики;* ощущение у Интернет-пользователей постоянного наблюдения за своей личной жизнью;* возникновение новых явлений атак на пользователей - кибербуллинга, сетевого шантажа, преследований;* ощущение всевластия, безнаказанности и удаленности дает агрессорам свободу действий.» Ениклопов Е.С., Агрессия в сети. .

А.С. Минзовым и Л.Н. Кунбутаевым проведено исследование толерантности и агрессивности в сети Интернет. Авторы этого исследования, констатируя принципиально новые возможности, которые вносит эта среда во все сферы нашей жизни, тем не менее, указывают, что «экспансивное расширение влияния Интернет на наше общество порождает и массу проблем, которые требуют пристального внимания психологов, социологов, информатиков и специалистов других направлений. Главная тенденция развития Интернет сегодня очевидна даже не для специалиста: Интернет из-за простоты распространения, относительной независимости и декларируемой бесконтрольности захватывает, а по существу поглощает все существующие средства масс-медиа: телевидение, радио, газеты и другие периодические издания. При этом, наряду с имеющимися сегодня технологиями манипулирования и формирования общественным мнения в СМИ, Интернет предлагает и свои принципиально новые формы воздействия на общественное сознание, которые не всегда могут быть контролируемы обществом.» Кунбутаев Л.Н., Минзов А.С., Проблемы агрессии и толерантности в сети Интернет.

Специфика коммуникаций в сети - общение осуществляется в письменной вербальной форме, в ряде случаев к тексту прилагается иллюстрация. Проблема некорректных агрессивных высказываний на форумах Интернет, в комментариях - наиболее очевидна, но, к сожалению, она не единственная, которая связана с феноменом Интернет. Так, обращается внимание на то, что сама среда представляет ресурсы для агрессии, как-то атак на информацию, кому-то предназначенную, взлом сайтов поведение в сети операций, связанных с обманом пользователей и т.п. Подробнее о сети как среде агрессии пишет Ромачев Р., Интернет -- агрессивная среда обитания.

Еще одна возможность Интернет- коммуникация агрессивных групп с целью совершения агрессивных же поступков, чаще всего - носящих преступный характер.

Анализ работ исследователей не дал возможности автору найти большое число серьезных публикаций, касающихся того, что сама среда способствует распространению таких стимуляторов агрессии как компьютерные игры соответствующего содержания, т.е. направленные на то, чтобы человек вел себя в ходе игры агрессивно. Психологи отмечают двоякое воздействие таких игр. С одной стороны они способствуют снятию реальной агрессивности, как бы перемещая ее в виртуальное поле. С другой стороны в этом виртуальном поле формируется стереотип дозволенности и даже позитивности агрессивного поведения, причем в самых крайних своих проявлениях.

Важной особенностью Интернет-среды является та, что эта среда не дает возможности для проявления физической агрессии. Это принципиально коммуникационная среда, поэтому основные проявления агрессии выражены в вербальной форме. Все большую популярность завоевывает аудио-визуальная демонстрация агрессивных действий, помещаемая в социальные сети. Наконец, Интернет служит средствам организации физических агрессивных акций.

3 . Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии

Участников коммуникации в сети интернет можно классифицировать на ряд категорий по многочисленным признакам. Мы рассмотрим классификацию по форме и объему сообщений, поступающих от таких участников на сайты.

1. Сотрудники средств массовой информации и профессиональные блогеры (политики, пресс- атташе, комментаторы культурных и спортивных событий на официальных сайтах).

Эта категория пользователей не анонимна, она профессионально отвечает как за достоверность и качество публикуемых сведений, так и за форму изложения. Так, грамматические ошибки, избыток жаргона, смысловые недочеты и, конечно, агрессивность ведут к снижению репутации такой персоны. Более того, по закону пишущего можно привлечь к суду по многочисленным статьям российского законодательства, причем число таких статей, равно как и предусматриваемая жесткость наказаний постоянно растут.

Тем не менее, и для таких авторов возможно проявление агрессивности. Например, политики нередко весьма агрессивно ведет себя (не только к вербальном плане) в отношении своих критиков и оппонентов. Имеет место агрессия как средство формирования имиджа уверенного в себе, жесткого политика. Так, агрессия является формой создания и укрепления своего имиджа, активно используемая В.В. Жириновским. Элементы агрессии можно обнаружить на сайте КПРФ. Так, приведена публикация, рассказывающая о нападении на отделение партии в Тарске группы несовершеннолетних хулиганов. В публикации описан факт реальной (не Интернет) агрессии, однако само название публикации содержит достаточно агрессивную вербальную конструкцию: «Просто отморозки. Налетчики, устроившие погром в помещении Тарского райкома КПРФ Омской области, оказались подростками 13-15 лет». Данная вербальная агрессивность представляется уместной и оправданной, возможно, лишь несколько экспрессивной. Еще большую агрессивность.

В статье И.А. Тортуновой на примере В.В. Жириновского исследуется агрессия как форма речевого поведения политика. Автор приводит цитаты из выступлений Владимира Вольфовича, его дискуссий, анализирует экспрессивность этих выступлений и использование образных, но агрессивных сравнений, эпитетов, специфической резкой терминологии. Особо И. Тортунова отмечает стиль политика в противопоставлении: «свой - чужой». Свой - это бедный, радеющий за Россию, русский, носитель русского языка и культуры. «…врага можно найти среди этнически чужих на фоне доминирующей этнической группы русских (например, «чурки» и т.п.). Лексика, имеющая негативную окраску и находящаяся за пределами литературного языка, выплескивается на страницы газет, в радиоэфир и на телеэкраны, способствуя развитию агрессии, взращивает и подпитывает ее. Владимир Жириновский часто поднимает национальный вопрос. Основной тезис его национальной риторики - униженный и оскорбленный русский человек: «Нужно каждый день говорить - русские, очнитесь!… Выгнать всех, кто тут мешает нам… в Азербайджан, в Армению, в Грузию, в Китай, во Вьетнам, в Афганистан…» Тортунова И.А., Агрессия как форма речевого поведения политика (на примере выступлений В.В. Жириновского), Владимир. Изд. Евразийского лингвистического университета, 2013

Отметим, что практически все выступления В. Жириновского размещены на различных сайтах Интернет, в первую очередь - на официальном сайте партии ЛДПР. Таким образом. Интернет, как и другие средства массовой информации, транслирует агрессивные выступления политиков самого различного направления (включая несистемную оппозицию), а также политологов, журналистов, которые берут у политиков интервью, нередко провоцируя их на политические высказывания.

Для журналистов важно привлечь внимание аудитории. Поэтому агрессия на пределе допускаемого законом, а иногда и выходящая за эти пределы - профессиональный прием привлечь внимание публики.

2. Авторы самодельных сайтов и участники блогосферы. Сегодня создание сайта и размещение его на одном или нескольких бесплатных ресурсах сети - дело, доступное большому числу пользователей. Созданию собственных сайтов учат школьников. Что же касается использования живых журналов и социальных сетей, то участие в них вообще не требует каких-либо особых знаний.

В качестве примера рассмотрим публикацию в Живом журнале Бориса Битнера «Русские! Домой» Битнер Б., Русские! Домой! Электронный ресурс. Режим доступа: http://bither.livejournal.com/321342.html , посвященные сегодняшним событиям на Украине и отношению к ним давнего сторонника вступления этой страны в НАТО. Сама статья написана достаточно корректно, без ненормативной лексики. Но при этом агрессивность статьи чувствуется во многих фразах, например, в тех. В которых автор выражает свое отношение к руководству современной России.

Не менее агрессивными являются и достаточно многочисленные комментарии.

Более резким, агрессивным и одновременно - глупым представляется Живой журнал Регины Соболевой, в котором автор пишет о своей нелюбви к мужчина. Публикация начинается с нецензурного слова, что само по себе говорит о невысоком культурном уровне Регины. Приведем пассаж из ее «произведения»: «Вы, наверное, думаете, что я злая и жестокая мужененавистница, феминистка. И отчасти вы правы. Я - феминистка. И я - злая и жестокая. Но ненависти к мужчинам не испытываю. Я их просто не люблю. Потому что по большей части их не за что любить. Мужчины агрессивны, тупы и страдают высокомерием и тщеславием почти в той же степени, что и я. А в моем мире нет места другим злобным, агрессивным и высокомерным сволочам (то есть, ни одной другой сволочи, кроме меня). Поэтому если вы мужчина, то вы либо умный и добрый (пусть и в глубине души), чувствительный любитель единорогов, либо идете …» (непечатное слово) Живой журнал Регины Соболевой - Почему я не люблю мужчин

Для кого написан этот опус? Нетрудно догадаться, что исключительно для себя! Появилась возможность где-то публично выразить свое настроение - эта возможность тут же реализуется. Судя по единственному комментатору, вступившему в бесполезную и бессмысленную дискуссию с Региной Соболевой, у журнала немного читателей. Автор настоящей работы нашел данный пример случайно, благодаря поисковой системе. Что подтверждает мысль о том, что среда Интернет является нередко отдушиной для выплескивания собственной агрессии, возможно - сию минутной, возникшей под влиянием комплекса неосознанных, не понятых обстоятельств. Кроме того, и сама публикация, и развернувшийся диспут с единственным оппонентом, говорят о том, что людям нечем себя занять, а отсутствие занятий вполне может порождать агрессивность, которая и выливается в сеть.

3. На комментариях в блогах и на сайтах как наиболее грубой и агрессивной компоненте сети остановимся подробнее. В Интернет- публикации, анализирующей блогосферу украинского сегмента Интернета, автор, не опубликовавший свою фамилию, отмечает Корреспондент: Агрессия и хамство становятся доминирующим стилем общения в Уанете. , что по подсчетам Максима Бутченко, одного из блогеров интернет-издания Корреспондент.net (подконтрольного UMH group и Петру Порошенко) на десять содержательных и корректных комментариев приходится три агрессивных и оскорбительных. В данной статье некоторые из таких комментариев цитируются: «"Иди отсюда, дегенерат-суржиконосец", "Что курил, когда царапал ахинею?"»

В цитируемой Интернет- публикации приводится мнение о том, что «авторы большинства злых и нецензурных комментариев - это немотивированные агрессоры, которых больше интересует не столько тема статьи, сколько возможность высказывать свое "фе" по любому поводу» Там же.

Заметим, что данный стиль общения присущ и ряду комментаторов Рунета, дискутирующих на политические, остро социальные и спортивные темы. При этом отношение 30% агрессивных комментариев к общему числу комментариев является стабильным числом и для российской зоны сети.

4. Психологи, социологи, сотрудники правоохранительных органов отмечают, что в последние годы в мире и в россии стремительно растет уровень агрессивности в молодежной, подростковой и даже детской среде. В статье Екатерины Добрыниной приводятся неутешительные результаты социологических исследований, которые говорят, что «среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с "неоконченным средним". Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке "избиение с группой человека". По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля» Добрынина Е., Поколение «А» //Российская газета от 01.06.2012 .

В статье приводится мнение социологов о причинах столь быстро растущей молодежной агрессивности. Основная причина - деформация коренных жизненных ценностей, стремление самоутвердиться любой ценой. При этом отсутствует стремление к творчеству как основе самовыражения и культура как понятийная база необходимости самоограничения, уважения к другим. Поэтому в качестве самовыражения используется хулиганство, а стремление к общению приводит в полукриминальную или криминальную среду, в которой хулиганство, воровство, бандитизм возведены в ранг престижных действий.

Какое это имеет отношение в агрессии в среде Интернет? Имеет, причем не одно.

Во-первых, как уже отмечалось, Интернет предоставляет колоссальные возможности продвижения именно криминальных ценностей, т.е. обеспечивает коммуникацию внутри преступных групп и между такими группами.

Во-вторых, эта среда позволяет предъявить «вещественные доказательства» своего «героизма»: заснятые на мобильный телефон или видеокамеру сцены жестокости и агрессии. Как известно, школьники нередко такие записи преступлений выкладывают в социальные сети. более того, появилась мода выкладывать в сети видеоролики с избиением жертв, кадрами насилия и унижения других. Интернет стал своего рода средой распространения моды на агрессию и жестокость.

В- третьих большая часть подростков, склонных к агрессии и криминальным действиям принадлежит к какой-либо молодежной субкультуре. Интернет же является не только средой общения представителей подобных субкультур, но и собственно источником ряда субкультур. Е. Добрынина, ссылаясь на социологичские исследования, пишет о том, что новым явлением в молодежной неформальной субкультуре считают компьютерных геймеров и хакеров (8%). В ходе интернет-опроса более половины (57%) подростков указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам.

Социологи, педагоги, родители предъявляют весьма обоснованные претензии к СМИ, в первую очередь именно к сетевым ресурсам, дающим возможность беспрепятственно скачивать и знакомиться с информацией криминального характера. «Психологи находят причины обострения жестокости подростков, кроме прочего, в "агрессивном влиянии" извне: в жестоких фильмах, в постоянном насилии и крови на киноэкране и на мониторе, где разворачиваются компьютерные игры.» Добрынина Е., Поколение «А» //Российская газета от 01.06.2012

Что касается грубости и агрессивности высказываний, то они в большом числе присутствуют, например, на форумах и в комментариях, сопровождающих новостные и спортивные порталы. Так, в ответ на вполне корректное поздравление болельщиков белорусской биатлонистке Дарьи Домрачевой можно увидеть ответы о том, что этому болельщику следует переехать в Белоруссию, что на данном форуме собрались патриоты, у которым данный комментатор не принадлежит, а потому ему следует форум покинуть. Как правило, агрессивные реплики отличаются не только грубостью, но и изобилуют грамматическими ошибками, что лишний раз показывает низкий общекультурный уровень их авторов.

В публикации С.Е. Ениколопова, Ю.М. Кузнецовой, Н.П. Цибульского и Н.В. Чудовой «Специфика агрессии в Интернет- среде» приводятся результаты исследований проявлений агрессии среди пользователей Интернет и профессиональных разработчиков (создателей сайтов, прикладных программ, аппаратуры и т.п. Отмечена существенно более высокая агрессивность пользователей по сравнению с профессионалами. Кроме того, делается весьма важный вывод: «Виртуальный мир с его принципиальной анонимностью не формирует у своих носителей типичных черт застревающего индивида - честолюбия и склонности к длительному переживанию, особенно обиды. Прямая враждебность как результат обидчивости и готовности наказать того, кто помешал преследованию личных целей, не свойственна носителю интернет-культуры. Однако поведение, включающее в себя элементы насилия и деструкции, может развиться на базе тех трудностей, которые возникают у человека с данным типом характера в определении границ Я и формировании мотивации. В некотором смысле интернет-среда консервирует у своих "жителей" размытый и плохо структурированный, "подростковый" образ Я, что может служить основанием для запускания "подростковой" (идущей от несформированности границ, по К. Левину) агрессии.

Другой причиной агрессивности "жителей" Интернета может служить несформированность в характере многих из них такой черты как педантичность. Низкие значения по этой шкале интерпретируются авторами методики ОЧХ как склонность к безответственности и стремление к вседозволенности. Свойственный им уровень самоконтроля и неаккуратность могут приводить к конфликтам с реальностью и снижать возможности их адаптации. Сетевое общение в этом отношении не столь строго как, например, персональные деловые контакты, и поведение типичного завсегдатая чатов может восприниматься сторонним наблюдателем как агрессивно-развязное, в то время как другим носителями интернет-культуры - просто как раскованное» Ениколопов С.Е., Кузнецова Ю.М., Н.П. Цибульский Н.П., Чудова Н.В. «Специфика агрессии в Интернет- среде» //Психологический журнал №6, 2006, С. 19-42 .

Цитируемые исследователи также отмечают, что Интернет-культура, рассматриваемая с позиции внешнего (инокультурного) наблюдателя, стимулирует индивида от порядка к вседозволенности; с позиции же персоны, которой на личностном уровне сложно стремиться к победе в борьбе за самовыражение, такая культура видится пространством самоопределения, самореализации и свободы. Поэтому агрессивное поведение «завсегдатаев сети» (хакеров, интернет-девиантов и чат-грубиянов) представляется самим носителям Интернет- культуры «санкционированным насилием» по отношению к правилам чужой культуры, которая стремится ограничить права и свободы «коренных народов» сети.

Заключение

Проблема воздействия Интернет- среды на социум является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. За очень короткий период эта среда «виртуального общения» стала необходимой составляющей человеческого существования. В среде Интернет спонтанно сложилась собственная культура, на формирование которой сказались такие особенности сетевой коммуникации, как анонимность, доступность, широкие возможности размещать в сети как вербальные высказывания так и аудио-визуальные образы.

В то же время, Интернет- среда не отвечает на агрессию физически и не позволяет оказывать физическое воздействие на оппонентов.

Рост темпа жизни, материальная дифференциация, общее снижение культурного уровня людей и другие особенности современной жизни (на которые немалое влияние оказывают и возможности Интернета, и то, как эти возможности используются) стимулируют общий рост агрессивности. В первую очередь - агрессивность в молодежной среде. При этом Интернет становится средством демонстрации соответствия моде на агрессивность, чем в свою очередь еще более подталкивает к следованию этой моде.

Интернет- среда содержит также собственный потенциал порождения и развития агрессивности, как-то компьютерные игры, содержание сцены драк, убийств, других проявлений агрессии. Отметим также, что Интернет, как среда коммуникации дает возможность подготавливать агрессивные, в том числе - криминальные действия, получать справочный материал по их организации.

Сегодня и государственные органы, и ряд общественных организаций, и многие частные лица озабочены тем уровнем агрессии, который несет в себе Интернет, а также возможностью перерастания такой агрессии в физические формы. Однако нормативные документы, рекомендации социологов и психологов не приносят пока желательного эффекта. Проблема, видимо, содержится во внутренней противоречивости среды, доступность и возможности которой равно способны приносить добро и пользу, зло и вред, в зависимости от того, кто, как и зачем эти возможности использует. В этой связи очень важно, чтобы Интернет- культура не формировалась спонтанно, а была управляемым процессом. Но эта задача очень далека от своего решения. Можно даже говорить о том, что к решению этой задачи человечество еще не приступило и лишь недавно осознало само существование и значимость данной проблемы.

агрессивность интернет коммуникация

Список источников и литературы

1. Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее проявления.

2. Битнер Б., Русские! Домой!

3. Добрынина Е., Поколение «А» //Российская газета от 01.06.2012

4. Ениклопов Е.С., Агрессия в сети.

5. Ениколопов С.Е., Кузнецова Ю.М., Н.П. Цибульский Н.П.,Чудова Н.В. «Специфика агрессии в Интернет - среде» //Психологический журнал №6, 2006, С. 19-42

6. Живой журнал Регины Соболевой - Почему я не люблю мужчин

7. Корреспондент: Агрессия и хамство становятся доминирующим стилем общения в Уанете.

8. Кунбутаев Л.Н., Минзов А.С., Проблемы агрессии и толерантности в сети Интернет. Электронный ресурс.

9. Минзов А.С., Концепция организации исследований по теме НИР «ИНТЕРНЕТ: агрессия и толерантность в сети»

10. Мирошенко Д., Психология агрессии //Психологический журнал №4, 2006

11. Понятия и виды агрессии.

12. Психологический словарь.

13. Ромачев Р. Интернет -- агрессивная среда обитания.

14. Румянцева Т.Г., Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии, СПб, Питер, 2008

15. Тортунова И.А., Агрессия как форма речевого поведения политика (на примере выступлений В.В. Жириновского), Владимир. Изд. Евразийского лингвистического университета, 2013

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теории возникновения агрессивного поведения. Определение агрессии и агрессивности, классификация видов агрессивного поведения. Причины агрессии в детском возрасте. Роль семьи в возникновении агрессивного поведения ребенка, профилактика его проявления.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Понятие агрессии и агрессивности в психологии. Основные причины агрессивного поведения. Особенности проявления агрессивности у детей и подростков. Методики психодиагностики агрессивности и особенности ее коррекции. Классификация агрессивных действий.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Понятие и виды агрессии. Мотивы проявления агрессивного поведения детей. Формы и методы коррекционной работы по его снижению. Исследование уровня агрессивности у дошкольников, процесс формирования которой имеет различную мотивационную направленность.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. Интернет: воздействие на личность. Познавательная деятельность в Интернете. Хакинг. Игровая и коммуникативная деятельность в Интернете. Факторы, предрасполагающие к интернет-аддикции.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2006

    Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения. Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей. Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2010

    Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Типы агрессии по Фромму и Бассу. Спонтанные проявления агрессивности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2010

    Понятие термина агрессия, виды и специфика агрессии. Влияние семьи на развитие детской и подростковой агрессии. Девиантное поведение детей и подростков. Половые различия в проявлении агрессивности. Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Понятие "агрессия", ее виды и формы, особенности проявления. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении подростков. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мужчин и женщин.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2014

    Актуальность проблемы детской агрессивности. Понятие "агрессивного поведения". Специфика проявления агрессивного поведения в среднем дошкольном возрасте. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольника.

Подростки ведут себя в Интернете по-разному, и вероятность столкновения с агрессией в Сети у них велика. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи оскорбляют других пользователей и провоцируют их на конфликт — иногда это кончается плачевно. Как защитить детей от нападений их же сверстников?

Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг. По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга — агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23 % пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %).

Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11-12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой буллинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах.

Нередко сами школьники выступают агрессорами. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете. При этом в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Кибербуллинг — интернет-проблема, берущая начало в реальной жизни. Каждый десятый российский школьник сталкивается с буллингом в Сети. При этом, как показывают результаты исследования Фонда Развития Интернет, каждый второй ребенок, ставший жертвой кибербуллинга, также сталкивается с буллингом лицом к лицу. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения цифровой грамотности, позволяющие существенно повысить навыки безопасного использования Интернета детьми.

Как дети справляются с такими ситуациями? Чаше всего они отдают предпочтение активным стратегиям совладания с ситуацией, причем каждый шестой из жертв буллинга выбирал конфронтационную стратегию и таким образом сам мог стать агрессором. Нередко жертвы кибербуллинга формируют свои собственные стратегии в форме конкретных способов противодействия агрессорам в Интернете.

Значимым способом справляться с трудными онлайн-ситуациями оказался поиск информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Большинство детей ищет социальную поддержку онлайн, в первую очередь у друзей. Показательно, что доля детей, обращающихся за помощью к родителям, в России ниже, чем в Европе. Среди 10 % детей, которые становились жертвами кибербуллинга, только каждый пятый родитель был осведомлен об этом (21 %), а более половины были уверены, что их ребенок не сталкивался с подобным риском (61 %). Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специалистам.

Далеко не все дети умеют применять специальные онлайн-стратегии борьбы с кибербуллингом. Так, блокировка агрессора оценивается как высокоэффективная, но ее применяет только каждый третий ребенок, ставший жертвой онлайн-буллинга. Эти результаты подчеркивают необходимость развития программ по повышению цифровой грамотности взрослых: как родителей, так и специалистов, работающих с детьми. Нередко дети могут являться одновременно как жертвами, так и агрессорами, поэтому важно обучать их тому, что поступки в онлайн-среде могут иметь существенные последствия в реальной жизни.

Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предотвращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподавателей). В некоторых странах, например в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Так, в Онтарио кибербуллинг является правонарушением, которое может повлечь за собой временное или окончательное исключение агрессора из учебного заведения. В европейских странах реализуются программы, которые направлены на обучение позитивному и безопасному использованию Интернета и в которых профилактике кибербуллинга придается большое значение. Например, Pantallas Amigas («Защита друзей») и SecuKids в Испании или пилотный проект E-learning and E-teaching in notebook classes в Австрии. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных организаций школьные учреждения получают информацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании развивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на неприемлемый, в том числе агрессивный контент.

С чем связана вся эта агрессия в интернете, которая сотнями гигабайтов выливается в информационная пространство? Если в объяснять двух словах, то стоит сделать ссылку на многим хорошо известную фразу "Бытие определяет сознание". Т.е. та действительность, то бытие, в котором находится человек и диктует нормы его поведения, морализируя или деморализируя их. Агрессия в интернете, как и агрессия в обществе, вызвана всеми теми внешними факторами, которые воздействуют на человека во время его жизнедеятельности.

Ну, например, если какой-нибудь житель тропического острова, который всю жизнь прожил там (солнце, море, бананы, кокосы) - его поведение вряд ли будет агрессивным.
А житель крупного мегаполиса, который каждый день не просто сталкивается со стрессом, а практически живёт в нём, не выходя из этого состояния, будет агрессивным в своём поведении, раздражительным, вспыльчивым. Но это и ежу, как говориться, понятно.
Давайте разберём конкретные примеры этой агрессии в интернете. Вообще хотелось бы разобрать не просто обыкновенное хамство или неполиткоректный спор на какую-нибудь политическую тему, а именно агрессию как вид какого-то помешательства, одержимости, т.е. своего рода крайность в этом деле. Да, для некоторых людей троллинг - это их работа (веббригады спецслужб, полит. организации), но мы обсудим лишь одержимых людей.

Таким видом агрессии в интернете является . Вроде бы, что тут такого, когда кто-то, потехи ради, решил потроллить на форуме или соцсети? По большому счёту, ничего такого, из-за чего я бы стал писать целую статью. Но зачастую этот самый троллинг перерастает уже в некую одержимость у человека, манию. Когда человек ищет новых жертв, питаясь всё новыми, и новыми эмоциями. Такое бывает с людьми, которые уже в своём социальном положении социопатичны. Таких социопатов немало, сам лично натыкался (точнее, они на меня) на подобных людей.

Общение с такими людьми обычно очень сложное. Когда там, за монитором анонимный человек, который начинает своё общение вполне вежливо, находит какие-то общие интересы, начинает всячески поддакивать, выражать солидарность, напрашиваться, что называется, в друзья. Но потом... скрывает с себя маску и открывает своё настоящее лицо, выплёскивает всю свою душевную боль и муки наружу. Он может начать провоцировать тебя на какие-то оскорбления, негатив, пытаться разозлить тебя самым примитивнейшим методом, которым активно пользуются в детском саду - начинает дразнить тебя. Если в детском саду это выглядит вульгарно, что называется, "по-детски", когда дети ещё говорят "бе-бе-бе", то здесь это выглядит более филологически изысканно. Но всё равно остаётся тем методом. Человек может начать просто прямые оскорбления, может начать утверждать, что ты проиграл этот спор (слил спор), может сказать, что, вроде как, выше высказывание выглядит как-то плаксиво: "Хорош стонать", или "не плачь". Часто встречал подобное на форумах, особенно очень посещаемых. В детстве этим обычно пытаются задеть мальчиков. Ведь для мальчика нет ничего более оскорбительного, чем если кто-то назовёт его девочкой, плаксой, трусом. Это обычно очень оскорбляет мальчика, и юные тролли, дразня его, добиваются своего. Так же и тут: человек хочет во чтобы то ни стало задеть своего оппонента и поэтому применяет эти запрещённые приёмы. Т.е. почти что "по маме" его...

Раскусить тролля в споре, можно по следующему признаку ещё. Тролль, в отличие от адекватного оппонента, совсем не желает докопаться до истины , узнать правду. Ему всё равно. Единственная цель тролля - задеть своего оппонента, вызвать у него гнев, обиду, разозлить, причём как можно сильнее, в идеале, чтобы тот начал сразу же компьютер свой ломать от злости. Вся его речь полна сарказма, лукавства, некой подлости и запрещённых приёмов. Если ты пытаешься кидать какие-то аргументы, реально думать, анализировать, то он просто лепит чушь и провоцирует. Особенно хорошо это получается у тех, кто хоть немного знаком с вопросом.

Троллей я сравниваю с любителями садо-мазо. Есть тролли мазохисты, а есть садисты. Т.е. те, кто любят доминировать, подчинять, и те, кто любят, чтобы их подчиняли и ими руководили. Заглянув в википедию, я увидел, что подобное поведение можно как-то охарактеризовать как диссоциальное расстройство личности . Я, конечно, не психиатр вовсе, но почитав критерии такого расстройства, я понял, что этот термин можно употребить и к троллям вполне:

  • бессердечное равнодушие к чувствам других;
  • грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
  • неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
  • крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
  • неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
  • выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом

"Тролли-мазохисты" , провоцируют человека на личные оскорбления, на ругань. "Тролли-садисты" , пытаются убедить его в самой нелепой глупости, хотя их доказательства не выдерживают никакой логики и здравого смысла. "Тролли-садисты" пытаются самоутвердиться на своей жертве. Без разницы, кто прав на самом деле, главное, чтобы жертва либо признала себя неправой, либо "слила спор", т.е. просто человек прекратил спорить ввиду бессмысленности спора. Тролль очень любит такие моменты, начинает всячески писать по принципу: "Ага, так и знал, что ты сольёшь мне спор!" Т.е. он просто пытается соревноваться в бессмысленном, и кто дольше устоит, тот и победил по сути. Тем самым тролль получает внимание к своей персоне и возможность хоть как-то, пусть даже таким иллюзорным путём, самоутвердиться в своих собственных глазах, потешить свою гордыню и чувство собственной важности, что, "мол, вот какой я!" Хотя, как правило, в реальной жизни этот тролль абсолютно безобидное существо, сравнимое с йоркширским терьером .

Тролли потому и выплёскивают весь свой негатив в интернет, что в реальной жизни они никак не могут самоутвердиться . Может, притесняют их, бьют, надсмехаются где-то в коллективе. Не один тролль, который делает это из-за своего недуга, никогда не признается вам в том, что он тролль. Вы будете спрашивать, но он будет отнекиваться всячески, тогда как обычный человек, занимающийся троллингом "непрофессионально", вполне может признаться в этом, много раз встречал таких людей. В интернете много информации, много статей, в которых сказано, что быть троллем профессионально - плохо и вообще мерзко, поэтому снимать с себя маску тролль не намерен. Точно так же тролли (именно тролли-мазохисты) не любят показывать своё лицо и своё настоящее имя. Однако тролль, которого я назвал садистом, может вполне спокойно вести беседу от своего настоящего имени.

Также тролли любят кидаться различными угрозами, иной раз крайне смешными. Что, мол, он с вами обязательно встретится, он вам покажет, взломает ваши пароли все и вообще, морду набьёт. Что вроде как это вы посмели назвать его столь ничтожным выражением, тогда как он вёл себя абсолютно серьёзно, что он культурный, интеллигентный человек, высокого социального статуса.

По возрасту тролли, как правило, школьники или студенты. Это отчётливо видно по некоторым словам, которые бы взрослый, серьёзный человек, никогда бы не стал использовать. Но если троллю уже за 30, то это крайне тяжёлый случай инфантилизма и недовоспитания. У троллей в реальной жизни вряд ли есть жена, дети. Да и некогда им, они увлечены троллингом.

Что такое троллизм как недуг? Я считаю, что это зависимость, точно такая же, как и алко-, нарко- или какая-либо другая, разновидность интернет- зависимости. Уход в виртуальный мирок с заменой им своего реального мира. В интернете такой человек может быть кем угодно, может взять любой ник и наговорить, что угодно. Но в реальной жизни реализовать себя как личность он не может. Поэтому троллизм - это расстройство личности, это девиантное поведение. Одни играют в компьютерные игры, живут там, другие пьют горькую, а тролли получают удовольствие от такого рода "общения". Поэтому к человеку, больному троллизмом, нужно относиться не со злобой и презрением, что, мол, ничтожество какое-то, а с жалостью. Ну, например, к больному шизовренией, тому, который постоянно улыбается и не понимает ничего, вы же будете относиться с пониманием? Он больной - что с него взять?! Точно так же и тут, к троллю надо относиться с сочувствием. Человек неадекватный и нуждается в поддержке, в и заботе, а не в ненависти и злобе. Как, например, с маленькими детьми, которые чего-то натворят случайно, вы же не будете их ругать и бить. Так же и тут: человек, хоть и взрослый, но больной, так что в силу немощи его можно сравнить с ребёнком.

Этот человек с больным рассудком находит возможность получать удовольствие от троллизма, как игроман от компьютерных игр. Биохимически они похожи. И тот, и другой делают это ради выработки эндорфинов, наркотических веществ. А элемент опасности, страха у одного вызывается какими-то событиями в игре, у другого - накалившимся спором. Т.е. некоторые просматривают всякие триллеры, где из-за угла вылазит какая-нибудь хреновина, некоторые прыгают с тарзанок, а тролли вызывают выработку гормонов во время спора, ругани.

Известно, что Гитлер для того, чтобы привести себя в тонус, любил орать на своих подчинённых, дабы вызвать секрецию норадреналина (гормона агрессии) в мозговом веществе надпочечников. Так же и тут: надпочечники тролля секретируют норадреналин и приводят его в тонус, а наряду с другими веществами ещё и вызывают небольшую эйфорию. Человек, естественно, привыкает к этому и начинает пользоваться этим методом постоянно. Он входит во вкус и уже не может остановиться. Он начинает зависеть от этого, становится зависимым. Тем оно и плохо: вроде бы, ну подумаешь, разок разозлю кого-нибудь. Тут вся так называемая психология объясняется эндокринологией. Поэтому если какой психолог, может быть, скажет, что это пустяки, то, зная эндокринологию, хотя бы как я (т.е. не зная совсем практически), можно сделать чёткий вывод, что данная деятельность есть одержимость и зависимость.

Избавиться от этой зависимости, можно так же, как избавляются от других зависимостей, т.е. изоляция от объекта зависимости , в данном случае интернета. Но какое-либо избавление может быть возможным только в том случае, когда человек сам осознает эту проблему и сам реально этого захочет. Ну, в принципе, как и с любой другой зависимостью. Да и потом, нужно бороться не с проблемой, а с причиной её возникновения. Что послужило причиной такой тяги человека к спорам, провокациям, троллизму?! Что превратило человека в это существо?! Общество? - Значит, поменять его, уехав, например, в деревню на долгое время или в тропическую страну, в общем, к простым людям, которые будут кардинально отличаться от тех людей, что окружают нашего тролля. Наверняка это не самые лучшие люди, наверняка это различного рода гопники, пьяницы - люмпен, как выразился бы Маркс. В таком окружении действительно неприятно находиться. Поэтому начать нужно с окружения, с переезда В деревенской среде хоть и пьяниц много, но и, как правило, много пенсионеров, которые живут там постоянно. С ними, как известно, приятно иметь дело, общаться, что-то спрашивать, дружить, в конце концов. Это люди старой закалки, старого воспитания. Люди в тропической стране в какой-нибудь деревушке тоже будут проще. Так что ключевыми словами тут будут деревня, сельская местность.

А что ещё может повлиять на то, что человек воспитался и вырос таким? Ну, наверное, генетическая предрасположенность и индивидуальное строение мозга, но это уже вопрос серьёзный, нам вряд ли под силу что-то изменить в себе на таком уровне. А если это у человека в крови и он вряд ли решит измениться, то такой пример нам не интересен, это тема для другого разговора. Поэтому, если предположить, что 50% людей с индивидуальной предрасположенностью и 50% тех, кто стали таковыми "случайно", то всё-таки есть ещё шансы. Если дело не в генах, то тогда в окружающем бытие. Бытие определяет сознание, значит, чтобы изменить сознание - поменять надо бытие!

Детская агрессия - неприятное явление. Несмотря на то, что существует множество способов борьбы с ней, проблема не всегда легко решается. Особенно сегодня, когда у каждого ребенка под рукой есть компьютер с выходом в интернет. Кибербуллинг - агрессивное поведение одного человека или группы людей в интернете, направленное на конкретную жертву, считается актуальной проблемой в России. Согласно исследованиям, самая большая страна в мире - лидер по угрозам, насмешкам и унижениям в социальных сетях. Чаще всего авторами гневных посланий становятся дети.

Почему это происходит?

Каждый второй пользователь социальных сетей сталкивается с агрессией. Многие исследователи уверены, что кибербуллинг - вопрос такой же серьезный, как травля в реальности. Кроме того, большинство взрослых не проявляют интереса к виртуальной жизни ребенка и не разговаривают с ним о правилах поведения на просторах всемирной паутины.

Однако у такого вида агрессии есть свои плюсы. Александрова Лидия Леонидовна, старший преподаватель ЦРИ «Пифагорка», считает, что интернет - эффективная площадка для выплеска негативных эмоций: «У ребенка есть природная агрессивность - это нормальный механизм гормональной перестройки. Подростки сами по себе более агрессивны, чем дети и взрослые. Это биологическая норма. Почему сейчас так много появляется негативных комментариев в социальных сетях от подростков? Дело в том, что интернет - это канал, в который они сливают свою агрессию. Раньше дети много времени проводили во дворе, гуляли в компаниях и направляли свою агрессию на личное общение. Но в том случае они всегда получали обратную реакцию, не словесную, а физическую, и тем самым обучались дозировать агрессию. А затем учились на своих ошибках и уравновешивали уровень негатива. Потом сократилось количество часов, которые ребенок проводил на улице, агрессия пришла в школу. В школе ситуация сложнее - там много взрослых, и крышка, давящая на выход эмоций, еще более тяжелая, чем во дворе. Получается, интернет - самое свободное место для проявления негатива. Там никто не ограничивает, никто не дает физический ответ за категоричные высказывания. Вместе с выплеском этой агрессивности в социальные сети снижается уровень негатива в реальной жизни - а это очень серьезный плюс».

Что делать, если ребенок агрессивен в интернете?

Родителям не всегда легко принять тот факт, что их дети могут причинять вред другим людям. Каролин Бантин, директор общественной организации Internet Matters, уверена, что самое важное - принять ситуацию, потому что признание проблемы - начало ее решения.

Также не имеет смысла злиться на детей за их некорректное поведение. Необходимо спокойно поговорить с ребенком и уточнить, что конкретно вызывает у него такие яркие эмоции. Отбирать телефоны и лишать компьютера эксперт не советует - радикальные действия только усугубят ситуацию, породят новую волну агрессии и вранья.

Гораздо важнее продемонстрировать детям, что любое слово в интернете не исчезает в пустоту, оно доходит до конкретного человека и может полностью изменить его жизнь. Кроме того, результат отражается не только на жертве события, но и самом агрессоре - у него могут начаться проблемы в школе, с друзьями, даже с полицией.

Министерство образования настроено решить проблему буллинга с помощью штатных психологов, которые должны появиться в каждом дошкольном и школьном учреждении. Именно на плечи этих специалистов ляжет решение вопросов агрессивного поведения, игровой зависимости и недопониманий с одноклассниками. Тем более, у школьников, склонных к агрессии, как правило, наблюдаются и другие психологические нарушения: низкая самооценка, проблемы с учебой и замкнутость.

Как не стать жертвой агрессии

Исследование Microsoft, проведенное в 2016 году, показало, что 65% пользователей сталкивались с кибербуллингом. Подростки чаще подвержены насмешкам и угрозам в интернете, чем взрослые.

Эта проблема беспокоит не только ученых, педагогов и психологов, но и первую леди США. Мелания Трамп составила свою программу по защите детства Be Best, в которой подробно рассказывается, что такое интернет-запугивание и как обсуждать с детьми их поведение в социальных сетях.

Издевательство в интернете может принимать самые разнообразные формы - от шуточной до агрессивной. И иногда у ребенка нет четкого понимания, что нужно обратиться за помощью к взрослым. В виде безобидной насмешки в социальных сетях могут публиковаться специальные страницы, созданные для высмеивания конкретного человека, его унизительные фотографии, видео, обидные прозвища. Такие шутки нередко приводят к депрессиям и психологическим травмам, поэтому первое правило в программе Мелании Трамп: «Расскажите детям о кибербуллинге».

Как вести себя с обидчиком в интернете?

    Не реагировать. Любой агрессор заинтересован в ответной реакции. Если ему отвечают, он понимает, что его действия повлияли на человека, и продолжает выплескивать негатив. Но когда случается полное игнорирование, то обидчик быстро теряет интерес и переключается на другой объект.



Случайные статьи

Вверх