О трудоустройстве, престиже профессий и отдельно — о СыктГУ. Что такое престижная профессия

Понятие престижности профессии

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наoборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни.

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется содержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж соответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о социально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии.

Список аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн содержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

Престиж профессии проявляется в двух составляющих: её актуальность сейчас и в будущем времени, а также имидж в глазах экспертов и простых обывателей. На основании этих критериев были составлены топы из 10 самых престижных профессий мира и России в частности.

Топ самых престижных профессий мира

Итак, какие профессии самые престижные в мире – топ 10:

10 место:

Маркетолог

Продвижение товаров и услуг точно будет актуально в ближайшие десятилетия. Для того чтобы оставаться востребованными, маркетологи вынуждены искать новые рынки потребления, новые технологии, а также ориентироваться на online-клиентов.

9 место:

Эколог

Решение проблем загрязнения окружающей среды, озеленения городов, а также поиск альтернативных источников энергии – это задачи, которые посильно решить специалисту по экологии. Вероятно, что в будущем эта профессия обретет не только большой мировой престиж, но и будет одной из самых высокооплачиваемых.

8 место:

Пилот

Уровень знаний, психологической подготовки, а главное ответственности за жизни людей у пилотов международных авиалиний находится на высочайшем уровне. Профессия действительно очень непростая, потому что современный самолет является сложной машиной, а сам пилот должен уметь быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.

7 место:

Финансовый аналитик

Работа с мировыми финансовыми рынками и операциями является сложной и престижной одновременно. Спрос на таких специалистов стабильно возрастает. Работа предполагает под собой анализ колебания стоимости ценных бумаг, валютных операций и рекомендации по будущим сделкам для своих клиентов.

6 место:

Юрист

За рубежом юриспруденция – одно из самых престижных и высокооплачиваемых направлений. Несмотря на то, что законодательство различных стран стало широко доступно благодаря популярности Интернета, простой гражданин не всегда может разобраться в правовых тонкостях и отстоять свои права. В особенности в США и Великобритании, где очень популярно прецедентное право.

5 место:

Топ-менеджер

Топ-менеджеры больших корпораций – это эрудированные и креативные личности. Они способны одновременно принимать нестандартные решения, строить стратегические планы и правильно расставлять тактические цели для своих подчиненных.

4 место:

Доктор

Самыми престижными в профессии доктора являются специальности хирурга, анестезиолога, вирусолога и стоматолога. Имидж специалистов, которые работают в сфере медицины, всегда был на самом высоком уровне.

3 место:

Специалист сферы IT

Глобальное развитие технологий порождает спрос на соответствующих специалистов. Если раньше это были только люди с аналитическим складом ума, то сейчас этот список расширился до людей творческих.

2 место:

Биотехнолог

Без доли сомнения, это престижная профессия, которая обретет большую популярность в будущем. Уже сейчас биотехнологи – это специалисты, которые толкают научный прогресс в медицине, фармацевтике и генной инженерии.

1 место:

Нанотехнолог

Более 2 миллионов человек в мире занимаются развитием нанотехнологий. Востребованность и престиж этой профессии растет с каждым годом. За изготовлением машин, роботов, электронных схем и других полезных вещей, размер которых не больше молекулы, стоит будущее человечества.

Топ самых престижных профессий в России

Топ 10 самых престижных профессий России выглядит так:

10 место:

Инженер

Востребованность инженеров различной специализации возрастает с каждым годом, как и оплата за труд. Особенно актуальна профессия в рамках промышленных предприятий.

9 место:

Микробиолог

Все больше российской молодежи обращает свое внимание на профессии в сфере науки. Специальность микробиолога пригодится в пищевой, фармацевтической и медицинской сферах.

8 место:

Пилот

Российские пилоты, как и их заграничные коллеги, пользуются большим престижем и уважением.

7 место:

Режиссер, актер

Если не брать в счёт голливудских знаменитостей, то российские актеры и режиссеры зарабатывают вполне приличные деньги. А популярность звезд кинематографа побуждает все больше и больше молодых людей пробовать себя на актерском поприще.

6 место:

Дизайнер

Хороший имидж в наше время обрели профессии дизайнера интерьеров, ландшафта, а также модной одежды и аксессуаров. Популярность творческих профессий в современном обществе быстро возрастает.

5 место:

Специалист-международник

Самыми престижными в этой сфере считаются профессии дипломата, переводчика и международного консультанта по различным вопросам. Для поддержания контактов и сотрудничества между государствами во всё времена нужны такие специалисты.

4 место:

Доктор

Среди докторов в России, так же как и за рубежом, считается престижной специальность хирурга, анестезиолога, стоматолога, а также реаниматолога.

3 место:

Предприниматель

Открытие собственного дела все более популярно среди молодого поколения, лишенного стереотипов постсоветского общества. Идет активное развитие стартапов, инфо-бизнеса, проектов связанные с социальными сетями и много другого.

2 место:

Топ-менеджер

Для России менеджер высшего звена – более редкое явление, нежели для развитых западных стран. И всё же владельцы больших компаний охотно делегируют полномочия в руки энергичных управленцев, которые одинаково хорошо умеют ладить с подчиненными и заменить одного из них при необходимости.

1 место:

Специалист сферы IT

Люди разных возрастов всё чаще пытаются получить работу в сфере информационных технологий. Об этом говорит наличие огромного количества тренингов и курсов по самым популярным IT-направлениям. Причина популярности: высокие заработные платы, комфортные рабочие условия, а также более широкие возможности для удаленной работы.

Престиж профессий, то есть их социальная значимость и важность, закрепленные в общественном сознании, определяется не только существующими в конкретном обществе традициями, но и мифами, которыми овеян тот или иной род деятельности. Если в России, к примеру, престижной считается профессия финансиста, то за рубежом представления о ценности профессий иные.

В Испании, например, самой престижной на сегодняшний день является профессия инженера – информатика. Выпускников ВУЗов, обучавшихся по данной специальности, можно смело назвать везунчиками: работу бывшие студенты находят в среднем через месяц после окончания учебного заведения. Конечно, если компания, в которой они проходили учебную практику, по каким-либо причинам не согласилась принять их на работу.

В той же солнечной Испании традиционно престижной считается профессия почтальона. «Почему? - удивленно спросите Вы. – Ведь уровень зарплаты не такой уж и большой». Это справедливо лишь отчасти, потому что в Испании почтальон – это не простой разносчик почты, а что-то наподобие госслужащего. Местные жители же буквально из шкуры вон лезут, чтобы попасть на государственную службу: стабильность и своевременная выплата всех льгот (не говоря уже о заработной плате) им обеспечена.

В десятку наиболее престижных профессий США входят профессии пожарного, врача, медсестры, учителя, инженера и полицейского. Интересно, что престиж профессии актера не такой уж и большой, несмотря на огромное количество кинокартин, выпускаемых американской фабрикой грез. Видимо, сами американцы мало подвержены влиянию собственных медиа.

По мнению прагматичных немцев, самыми престижными являются профессии врача, священника, профессора и адвоката. Интересно, что интерес к деятельности инженера в западной Германии падает, тогда как в восточной, напротив, растет. При этом в ФРГ труд инженера пользовался уважением почти половины немцев.

Нотариус – вот одна из самых желанных профессий во Франции. Существует даже определенный список условий, который необходимо выполнить всем соискателям. Например, нотариусом может стать только гражданин Франции, не имеющий судимости и дисциплинарных взысканий, обладающий ученой степенью магистра права и прошедший не менее чем двухгодичную стажировку при различных юридических службах компаний.

Пожалуй, самой престижной для жителей Поднебесной является профессия врача. За место служителя Гиппократа в больницах борются многочисленные кандидаты. Странно? Совсем нет, особенно если знать, что китайские врачи получают не только большую зарплату, а также хорошую пенсию и все социальные льготы.

Если Вы хотите, чтобы всегда на дворе стояло лето, а работа была, но мало - отправляйтесь в Австралию. В июле 2011 года был составлен список востребованных профессий, куда попали бухгалтеры, сельскохозяйственные работники, инженеры, судостроители, программисты, педагоги, медсестры и представители различных рабочих профессий. Если учесть, что большинство городов Австралии испытывают острую нехватку рабочих рук, то есть все шансы найти престижную работу за границей.

Как же обстоят дела у нас? В России традиционно на первых местах стоят профессии программиста, финансиста, юриста, врача. В настоящее время ведется работа по повышению престижа ряда рабочих профессий, интерес к которым упал до критической отметки, хотя высококвалифицированные рабочие всегда были на вес золота.

В целом же, говоря о престижности того или иного рода деятельности, хочется отметить: если Вы занимаетесь любимым делом, то совсем неважно, какое мнение об этой профессии у окружающих.

Престиж профессии выступает одним из основных социальных механизмов, регулирующих процесс профессионального самоопределения, и понимается как сравнительная оценка значимости и привлекательности различных профессий на основе определенных ценностей. Каждой социальной и социально-профессиональной группе присуща определенная шкала престижа, обусловленная различными системами ценностей. Поэтому профессии, привлекательные для одних социальных групп молодежи, могут не пользоваться престижем у других. Иерархия престижа в общественном сознании меняется во времени, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Престиж профессий, востребованных в данный момент времени на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе.

У различных социально-профессиональных групп имеется общий набор ценностей , но их функциональный вес разный. Поэтому молодежь оценивает выше престиж тех профессий, с которыми лучше знакома, но по одним и тем же критериям. Отчасти этим же объясняется завышенная оценка престижа своей собственной профессии.

Роль престижа профессии в регуляции процесса профессионального самоопределения молодежи заключается в том, что престиж определяет привлекательность профессий и их популярность среди молодежи и тем самым ориентирует молодежь на предпочтения одних профессий другим. Согласно американским социологам, престиж профессий отражает систему стратификации конкретного общества, стало быть, исследование престижа является одним из методов изучения социальной стратификации.

Помимо престижа профессии, престиж вуза также рассматривается как социальный механизм регуляции профессионального самоопределения молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.

В общественном сознании престиж профессии и вуза связан с возможностями трудоустройства, а также профессиональной карьеры. Нод профессиональной карьерой понимается успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной и иной иерархии. Возможности карьеры определяют выбор перспективной профессии и престижного вуза, что обеспечивает регуляцию профессиональным самоопределением на личностном уровне.

На данный момент существует ситуация, которая заключается в противоречивости иерархии престижа. Растет престиж профессий, которым соответствует наиболее высокая оплата труда и широкие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и отмечается падение престижа ряда профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования (инженер, учитель). Данная иерархия престижа отражает кризисное переходное состояние общества – несоответствие между получаемым образованием, профессией и доходом как индикаторами социального статуса. В результате, ориентируясь на определенный социальный статус, молодежь, поступающая в вузы, имеет мало возможностей получить работу или доход, соответствующие профилю и уровню профессиональной подготовки. Нарушение связи между уровнем образования, сферой профессиональной занятости и оплатой труда специалиста формирует соответствующую шкалу престижа и тем самым не только ведет к вынужденному трудоустройству не по специальности, но и оказывает влияние на мотивацию выбора уровня образования, профессии и вуза.

Российскими социологами проводилось исследование образа профессии, который взаимосвязан с понятием престижа профессии. Образ профессии – субъективная картина мира, она отражает взаимодействие субъекта (профессионала) и его окружения, динамику формирования профессионализма и его изменение в зависимости от изменения социальной среды. Потенциальные специалисты делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее – образа специалиста определенной профессиональной группы. Они выбирают профессию не как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы нс могут существовать иначе, как через группы профессиональные. Понятие престижа профессии связано с понятием профессиональной карьеры. Оба этих термина выступают показателем и индикатором индивидуальных успехов с позиции изменения социального положения индивида.

Проблемы терминологии

Давая определение карьеры в "Словаре русского языка", С. И. Ожегов отмечает, что существует несколько значений этого слова. Первое – где под карьерой понимается род занятий. В другом значении карьера "путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение этого положения" .

Российскими учеными проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к престижу профессии среди студентов меняется на протяжении всего их обучения в вузе. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания, и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Престиж профессии подвижен во времени: иерархия профессий в общественном сознании меняется, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Перемещения различных профессий по шкале общественного престижа во времени объясняются меняющимися потребностями рынка труда в специалистах определенного профиля и определенной квалификации.

Престиж профессии определяется и уровнем квалификации, временем, затраченным на профессиональную подготовку для овладения профессией. Следовательно, выбор профессии осуществляется уже с выбора системы подготовки, уровня профессионального образования. Так, высокий престиж профессий интеллектуального труда для определенных слоев молодежи ориентирует их на поступление в вузы.

Престиж профессий, пользующихся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе; на данные специальности ориентируются наиболее подготовленные абитуриенты, способные выдержать конкурсные экзамены. Остальные вынуждены в своем выборе ориентироваться, скорее, не на престижность профессии, а на получение высшего образования вообще, таким образом заранее формируя ситуацию, когда последующие планы не связаны (или почти не связаны) с трудоустройством и карьерой по получаемой в вузе специальности. Следовательно, социальная ориентация в данном случае полностью вытесняет профессиональную.

Итак, престиж профессии и вуза в общественном сознании связан с возможностями профессионального роста, профессиональной карьеры, что на личностном уровне регулирует процесс профессионального самоопределения.

Интервью студентов различных вузов города Санкт-Петербурга. Структура выборки включила в себя студентов различных факультетов, получающих абсолютно разные специальности. Цель данного исследования – сбор и анализ данных, позволяющих определить факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать следующие выводы. Сегодня почти все студенты – это работающие студенты. Род их деятельности влияет на ценностное сознание студентов. Студенты, не имеющие никакого практического опыта, в меньшей степени ориентированы на карьеру и профессиональный рост. Ценности образованности и профессионализма более значимы для тех студентов, у которых работа связана с профилем получаемой специальности. Если студент планирует работать по специальности, то она становится для него актуальной ценностью. В противном случае превалируют ценности материальные. Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Во многом это зависит от удовлетворенности уже осуществленным выбором вуза и специальности, поскольку мотивация выбора будущего места работы и профессиональные планы во многом зависят от этого. Довольна выбором вуза и профессии половина опрошенных. Высокая удовлетворенность выбором профессии и вуза наблюдается у экономистов, архитекторов, юристов. Во многом это связано с престижем и высокой оплатой труда в данных профессиях. Удовлетворенные своим выбором студенты чаще планируют работать по специальности. Среди мотивирующих ценностей преобладает интересный характер работы, статусная мотивация – ценят престиж профессии. Для почти всех опрошенных характерна черта доминирования мотива высоких заработков в будущей или настоящей работе. Также можно отметить некий эгоцентризм в процессе профессиональной ориентации: профессия нужна для того, чтобы реализовать свой потенциал, сделать карьеру, иметь хороший доход. Студенты стремятся получить выгоду для себя, а не отдавать людям, обществу, государству.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 239.

Раздел 4.Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Практическая работа № 19
Престижность профессиональной деятельности
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться проводить сравнительный анализ различных видов
профессиональной деятельности; научиться обосновывать свои выводы.
Предметные результаты: сформированность навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития; сформированность умений обобщать,
анализировать и оценивать информацию.

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Престижность профессиональной деятельности».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и выполнить задания
4. Ознакомиться с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология: справочное
пособие» и ответить на вопросы.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка

3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором
профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и
целями, определяющими общественное поведение и отношение.
Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников
является этап выбора направления и способа получения профессионального
образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей,
под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация
внутренних ресурсов.
В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов
самоопределения является «престижность выбираемой профессии».
Самореализация личности в труде может осуществляться по разным
направлениям.
Это может быть утверждение своего достоинства через качественное
выполнение поставленных производственных задач,
самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде.
это может быть
Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над
другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы
делать людям добро. Стремление быть уважаемым и достойным членом общества
может реализоваться разными путями.
Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность
человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как
субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни.
Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как

инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить
себе большой доход и высокий уровень жизни. Само понимание «успеха» (тесно
связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность
проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что
нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на
ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько
воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение
к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с
поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на
первый план выходит «успешная учёба», а также и учебно­профессиональные
контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями. При
этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных
успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и
«успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей
В целом у каждого человека есть
карьеры межличностных отношений.
возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального
самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это
ориентация на мнение своих сверстников.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что является важнейшим фактором в выборе профессии?
2. Назовите основные направления реализации личности в труде.
3. Что такое профессиональное самоопределение?

Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и выполните задания.

Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование
стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания
своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует
«рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки
чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера,
психолога, а среди «непрестижных» – профессии дворника, уборщицы, плотника,
врача, учителя.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние,
уважение, которым пользуется кто­либо или что­нибудь» (от франц. prestige -
обаяние, очарование; лат. - praestigium - иллюзия, обман чувств). В
социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или
положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В
этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей
и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая
в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования,
ответственности, величины оплаты труда и т.д.
Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости
профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о
профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.
Задания.
1. Назовите пять престижных и пять не престижных, на Ваш взгляд, профессий.
2. По каким критериям Вы составили свой список?
3. Назовите основные требования к работе, которая бы Вас устроила.
2. Ознакомьтесь с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология:
справочное пособие» и ответьте на вопросы.
Социология об удовлетворенности трудом

Люди по­разному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя
работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя
домой, они про должают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые
привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе
труд становится центральным жизненным интересом.
Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. специалист по
индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на
ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:
1. Цель жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на
работе, влияет на любую другую сторону жизни.
2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались:
если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.
3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше
4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив,
тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.
5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.
6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне
ее.
7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций,
как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и
зависть.
8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть
направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как
можно более счастливым...
Психологи и социологи считают, что удовлетворенность трудом в
действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь
одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего
его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот
момент мы осознаем, что труд - это нечто такое, без чего человек не может

обойтись... Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд
превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.
Вопросы и задания.
1. Какое место в мотивации отношения к работе занимает удовлетворенность
трудом? Почему работа человека, удовлетворенного трудом, наиболее продуктивна?
2. Приходилось ли вам общаться с людьми, привязанными к труду и
отчужденными от него? Как объясняют свое отношение к труду те и другие?
Совпадает ли объяснение «горящих» на работе с той характеристикой, которая дана в
документе?
3. Согласны ли вы с заключительным утверждением в этом тексте? Свое
отношение к нему аргументируйте.

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 3 балла

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно­научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.

экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего

4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.



Случайные статьи

Вверх