Парижская выставка 1900 русский павильон. История Всемирных выставок (Много фото)

Это была четвертая всемирная выставка во Франции. Как и все предшествующие смотры, она разместилась в самом центре Парижа – на Марсовом поле, набережной Орсэ и, напротив, через Сену – в районе Трокадеро. Выставочная территория, занимавшая более 70 га, была предоставлена городом бесплатно. Выставка превратилась в уникальную экспериментальную строительную лабораторию. Здесь были построены здания и сооружения из металла, которые по смелости технической мысли и своими огромными размерами на много лет опередили мировую практику. Грандиозная 300-метровая металлическая башня, построенная по проекту Густава Эйфеля на берегу Сены, в два раза превосходила по высоте самые высокие сооружения в мире. Вместе с Эйфелем в проектировании принимал участие инженер Бурдон, а строили ее несколько подрядчиков: Гобер, Нугнье, Кешлен, Саль и Совэстр. Все детали башни были изготовлены заводским способом. Строительство ее продолжалось 7 месяцев. Динамическая композиция башни показала новые эстетические возможности архитектуры металла.

За Эйфелевой башней находились различные выставочные здания, главную композиционную роль среди которых играл роскошный Дворец промышленности. На куполе этого здания, высотой 65 метров, была установлена огромная женская фигура, олицетворяющая Францию.

За Дворцом промышленности по проекту архитектора Ф.Л. Дютера и инженера М.Ж. Контамена был выстроен подлинный шедевр инженерного искусства – Дворец машин. Длина этого гигантского трехпролетного здания составляла 420 м, величина среднего пролета – 115 м, высота в свету – 45 м. Уникальной для того времени была легкая несущая конструкция центрального зала. Она состояла из двадцати решетчатых трехшарнирных арок, опирающихся прямо на фундамент. В здании была устроена необычная смотровая платформа, действующая по принципу мостового крана. Она транспортировала более 200 посетителей по всей длине грандиозного павильона и позволяла им рассматривать сверху разнообразную экспозицию – самые современные по тому времени и в большинстве своем действующие машины.

Дворец машин явился специфически выставочным зданием, выдающимся в истории мировой архитектуры. Он изменил привычные представления, связанные с распределением масс в обычных сооружениях. Известный историк архитектуры Зигфрид Гидеон писал по этому поводу: «Такой свободно перекрытый пространственный объем означал совершенно неизвестную до сих пор победу над материей». Эта архитектура, выражавшая новые возможности машинного производства, контрастировала с преобладающей традицией украшательства и эклектики, в которой были выдержаны остальные выставочные здания.

К сожалению, Дворец машин, как и большинство уникальных выставочных зданий XIX столетия, после закрытия всемирного смотра был разобран. Эйфелевой башне повезло больше. Несмотря на многочисленные протесты и петиции парижских писателей, художников, скульпторов и архитекторов, которые сопровождали строительство башни, и даже после закрытия выставки, она сохранилась. Более того, спустя два десятилетия она стала символом города. По иронии судьбы Эйфелева башня в ХХ веке вдохновляла поэтов и художников на создание выдающихся произведений.

В парижской выставке 1889 года приняло официальное участие 29 стран и еще 11 стран – неофициальное. Россия, как и большинство монархических государств, отказалась от официального участия в смотре, «приуроченном к 100-летию казни французского короля». Выставка собрала 56 тысяч участников. Около 62 тысяч экспонатов было тематически распределено на 9 групп и 83 класса:

1-я группа – предметы изящных искусств;

2-я группа – предметы воспитания и образования;

3-я группа – мебель, бронза, часы, ковры, предметы роскоши;

4-я группа – ткани, платья, драгоценности, принадлежности туалета;

5-я группа – добывающая промышленность, сырье и его переработка;

6-я группа – предметы механической обработки;

7-я группа – продукты питания;

8-я группа – земледелие, виноделие, рыболовство;

9-я группа – садоводство.

Что же уникального было представлено на этом смотре? Самым внушительным оказался машинный отдел. Среди паровых агрегатов преобладали машины американца Корлиса. Большая 1200-сильная углеподъемная машина поражала воображение. Развитие машинной техники обеспечивалось стремительным ростом выплавки стали новейшими процессами. На выставке наряду с процессами Бессемера и Мартена была показана дефосфорация металла в конверторах способом Томаса. Здесь же впервые демонстрировались образцы автомобилей: трехколесная машина Карла Бенца и четырехколесная – Готлиба Даймлера.

Отдел электричества вызывал всеобщее восхищение. Осветительная техника, электрические лампочки, телефоны, телеграф зачаровывали публику. Особый интерес вызывал стенд с многочисленными изобретениями Томаса Эдисона. Чтобы послушать его фонограф, посетители часами выстаивались в очереди. Большие успехи электротехники, особенно в области освещения, в значительной степени содействовали великолепию самой выставки. Эффектное и безопасное электрическое освещение позволяло посещать выставку в вечернее время. В освещении выставки использовался газ и электричество, но газ явно уступал последнему. Пальма первенства принадлежала лампам накаливания. Интересно, что в садах и на мосту через Сену горели в том числе и 70 свечей Яблочкова.

Значительны были успехи в развитии химических технологий. Здесь демонстрировалось много новых продуктов химии: искусственный алкалоид, индиго, сахарин, целлулоид и т.д.

Проведение выставки совпало с 50-летием изобретения фотографии. Обширная экспозиция знакомили публику с победным распространением «светописи» по всему миру.

Организаторы выставки устроили еще несколько специальных тематических экспозиций, среди которых наибольшим интересом пользовался раздел «История человеческого жилища». Автором идеи выступил известный французский архитектор Шарль Гарнье. По его проектам были построены 44 здания, представлявшие собой импровизированную ретроспективу жилых домов разных народов от каменного века и до XVII столетия. Парижская выставка 1889 года положила начало традиции строить поселения «экзотических» народов, которая продолжалась до середины ХХ века.

Несмотря на то, что Россия не принимала официального участия в парижском смотре, русский отдел был все же частным образом представлен. Он занимал площадь в 3800 кв. м в большой галерее Дворца промышленности. Здесь выставили свои экспонаты 820 наших соотечественников.

Неофициальное участие России в выставке неизбежно сказалось на его качестве. Расходы по участию в выставке на сей раз полностью легли на самих экспонентов. В отделе машин русских экспонатов не было. Горнозаводской раздел не отражал состояния горной промышленности России и значительно уступал подобным нашим отделам на предыдущих всемирных выставках. Слабо были представлены и русские художники во Дворце изящных искусств. Тем не менее 671 российский экспонент получил награды – 19 почетных дипломов, 128 золотых, 184 серебряных, 210 бронзовых медалей и 130 почетных отзывов, т.е. более 80% от общего числа наград всемирной выставки.

Среди наиболее значительных экспонатов русского отдела выделялась коллекция почв, присланная профессором В.В. Докучаевым. Особым интересом пользовался «куб» чернозема, привезенного из Воронежа и переданного позже в Сорбоннский университет. Коллекция русских почв получила золотую медаль выставки, а ее составителя наградили медалью «За заслуги по земледелию». Посетители и пресса отмечали качество фаянса Кузнецова, тульские самовары Баташева и Воронцова, ситцы Морозова, меха Новинского, павлово-посадские платки Лабзина, охотничью мебель и чучела Гринвальда, изделия из камней Алибера. Особой похвалы удостоились кожи Савина, мебель Свирского, бронза Шопена, серебряные изделия Хлебникова и Овчинникова, мельхиор Фраше, образцы ртутной руды Ауэрбаха. Первый производитель российского коньяка, основатель известных коньячных заводов в Кизляре, Ереване и Тбилиси Д.З. Сараджиев был удостоен сразу двух золотых медалей.

Парижские газеты восторженно отзывались о концертах русской музыки во дворце Трокадеро. Здесь выступал симфонический оркестр под управлением Н.А. Римского-Корсакова.

Большим успехом у парижской публики пользовался русский ресторан «в национальном вкусе», который был устроен на первой платформе Эйфелевой башни во время выставки. В ряду «Истории жилищ» выделялся и «русский дом», построенный французами. Он представлял собой вольную импровизацию на тему двухэтажного боярского дома XV века.

Всемирная выставка 1889 года превратилась в колоссальный праздник – массовый народный праздник и одновременно в праздник промышленности. Она дала массу новых идей и усовершенствований, которые способствовали прогрессу человечества.

В XIX в. в Париже было проведено пять Всемирных выставок: в 1855, 1867,1878,1889 и 1900 гг. А в XX в. - всего одна, в 1937 г. Частично такой спад можно было объяснить Первой мировой войной и ее последствиями.

Всемирные выставки были прежде всего витриной промышленных возможностей каждой нации и все более ускорявшегося технического прогресса, к которому приобщалась и широкая публика. Во Франции придавалось большое внимание этим событиям, ведь здесь страна могла продемонстрировать, на зависть окружающим, все свои самые передовые творческие и научные достижения, а также качественную продукцию товаров для роскошной жизни. Столица же получила от выставок богатое и впечатляющее архитектурное наследие, вокруг которого стали образовываться самые красивые кварталы.

Выставки 1855 и 1867 гг.

Всемирные выставки в Париже времен Второй империи соревновались в смелости с той, что проходила в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. Эти выставки начали эру больших залов с металлическими перекрытиями, освещавшихся стеклянными люстрами. Таким был, например, дворец Индустрии. Выставки поспособствовали развитию строительства на Правом берегу, в районе Триумфальной арки. Наконец, огромный поток туристов хлынул в столицу и ускорил строительство новых гостиниц.

Выставки 1878 и 1889 гг.

Обе выставки стали гордостью Третьей республики. Выставка 1878 г. стерла болезненные воспоминания от событий 1871 г. А та, что произошла в 1889 г., совпала со столетним юбилеем Французской революции. С урбанистической точки зрения обе выставки способствовали градостроительству на обоих берегах Сены. Город обязан появлением построенного на холме Шайо дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Эта металлическая конструкция, столь критикуемая консерваторами своего времени, была оставлена на своем месте, чтобы стать в глазах всего мира самым популярным памятником Парижа. Благодаря этим двум сооружениям, частью столицы стала и расположенная неподалеку Военная школа, доселе незаметная часть рабочего квартала Гренель.

Всемирная выставка 1900 г.

На смену дворцу Индустрии пришел Большой дворец. Вместе с расположенным напротив Малым дворцом он окаймляет новый триумфальный путь, соединяющий Елисейский дворец с Домом инвалидов, через мост Александра III, который был построен к выставке.

Выставочные проекты впервые перестают быть «готовыми к демонтажу» зданиями. Оба дворца и мост стали демонстрацией нового архитектурного вкуса города, соединившего классический камень, украшенный резьбой с металлическими конструкциями. Сегодня эта архитектура торжествующей промышленной роскоши вроде бы прекрасно уживается с государственными учреждениями на Левом берегу, построенными при Людовике XIV и Людовике XV.

Выставка 1937 г.

Всемирная выставка в Париже получилась странной. Призванная воспевать достижения демократических государств, она поразила павильонами, расположенными напротив друг друга, двух великих тоталитарных держав, Советского Союза и Германии. От этой выставки осталось воспоминание о некоторой социальной напряженности, а также строительство здания в неоклассическом стиле нового дворца Шайо.

Первое в мире колесо обозрения, первая печатная машинка, первый телеграфный аппарат, первые компьютеры и космические спутники - все это становится достоянием публики на Всемирных выставках (Expo), где разные страны демонстрируют свои достижения. В последние годы выставки также используются странами в качестве инструмента для поддержания национального имиджа.


Ярмарка тщеславия или представление человечества об идеальном мире, что из себя представляют Всемирные выставки и что остается в наследство после их окончания в материале ТАСС.

История Ехро

Предшественником Всемирных выставок Expo считаются крупные выставки промышленной продукции в Париже, проводившиеся с 1798 г.

В 1849 г. Британское общество поощрения искусств, производства и торговли и ее президент, принц Альберт (супруг королевы Великобритании Виктории) предложил провести аналогичную выставку в Англии. В отличие от парижских выставок, на которых продукцию показывали только французы, британцы пригласили промышленников из разных стран мира.

С 1 мая по 11 октября 1851 г. в лондонском Гайд-парке прошла Великая выставка промышленных работ всех народов. Впоследствии она была признана первой Всемирной выставкой. Ее девизом стало: "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества".

Для экспозиции был построен Хрустальный дворец, выставочный зал, ставший образцом для павильонов последующих крупных выставок.

Начиная с 1867 г. (Всемирная выставка в Париже) для демонстрации своих экспонатов страны-участницы начали строить национальные павильоны.

22 ноября 1928 г. в Париже была принята Конвенция о международных выставках. Согласно этому документу, с 1930 г. Всемирные выставки проводятся под эгидой Бюро международных выставок (International Exhibitions Bureau, BIA). Членами Бюро являются 168 государств, включая Россию.

При создании организации статус "Всемирных" был дан 34 выставкам, прошедшим ранее. С 1986 г. все Всемирные выставки носят название Expo.

Всего с 1851 г. прошла 61 Всемирная выставка.Рекордсменом по числу посетителей (более 73 млн человек), количеству стран-участниц (192) и стоимости проведения (более $5 млрд) стала Expo 2010 в Шанхае (Китай). http://tass.ru/ekonomika/2027250

А сейчас фото из истории Всемирных выставок:



После окончания выставки в результате долгих дебатов в английском обществе удалось добиться переноса дворца на новое место. В первые 30 лет после воссоздания (1854—1884) во дворце устраивали регулярные спортивные состязания, выставки и концерты. Здесь же находились оранжереи и зверинец, которые были уничтожены первым пожаром в 1866 г.

Второй пожар в "Хрустальном дворце" произошел в 1936 г. Основное здание было полностью уничтожено. Школа Искусств - одно из последних зданий времен Пакстона сгорело в 1950 г. На память о первом павильоне Всемирных выставок остались только фотографии и традиция по устройству павильонов

Начиная с 1867 г. (Всемирная выставка в Париже) для демонстрации своих экспонатов страны-участницы начали строить национальные павильоны. Позднее появилась и традиция создания символов выставки. Так, в качестве "ворот" на парижскую выставку 1889 г. была сооружена Эйфелева башня. На фото: начало строительства башни, 1887 г.

Всемирная выставка 1893 г. в Чикаго была посвящена 400-летию открытия Америки и получила официальное название в честь Христофора Колумба. На ней впервые были продемонстрированы электромотор, динамо-машина и генератор переменного тока. Специально для выставки было построено первое в мире колесо обозрения. Колесо диаметром 75 м сконструировал питтсбургский инженер Джордж У. Феррис. Именно он выиграл конкурс на создание "визитной карточки" выставки, которая могла бы затмить Эйфелеву башню. На фото: колесо Ферриса. Оно приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л. с. и проработало до 1904 г.

В истории развития всемирных выставок выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. На фото: 47-метровые башни парадного входа на Всемирную выставку в Барселоне 1929 г. Башни, напоминающие колокольню собора Сан-Марко в Венеции и получившие название Венецианские, построены архитектором Рамоном Ревентосом. Сейчас это вход на торговую ярмарку Барселоны

Международная выставка 1935 г. в Брюсселе стала своеобразной ареной борьбы для новых и старых направлений архитектуры. Яркий пример - выставочный павильон, выполненный в стиле арт деко и известный под названием Большой дворец (на фото). Павильон до сих пор остается символом Expo в Брюсселе

Выставка в Париже в 1937 г. проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". На фото: советский павильон на выставке

От парижской выставки остались две постройки: дворец Токио (ныне Музей современного искусства Парижа) и дворец Шайо (на фото). На данный момент во дворце Шайо располагаются Музей человека, Национальный морской музей, Музей памятников Франции и аквариум

Второй период в истории Всемирных выставок под лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее начался с выставки в Нью-Йорке (1939 -1940 гг.). Ее девизами стали - "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". Общая площадь экспозиций составляла почти 5 кв. км (этот рекорд не побит до сих пор). Выставку посетили свыше сорока миллионов человек. На фото: вид на территорию выставки

Символами выставки в Нью-Йорке стали Трилон и Перисфера - 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров. Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием "Демократия". Оба сооружения не сохранились. На фото: Территория выставки: аллея Конституции. На переднем плане - статуя Свобода прессы. Гигантская статуя Джорджа Вашингтона стоит на фоне Трилона и Перисферы в конце аллеи

Первым Expo после Второй мировой войны стала выставка в Брюсселе в 1958 г. На фото: общий вид на территорию выставки

Эмблема выставки в Брюсселе - Атомиум. Это сооружение символизирует атомный век и мирное использование атомной энергии. Спроектирован архитектором Андре Ватеркейном и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. До сих пор остается одной из достопримечательностей Брюсселя. На фото: советские туристы около Атомиума, 1958 г.



Всемирная выставка принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².




На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике озвученные фильмы и эскалаторы, а Campbell Soup был награждён золотой медалью (она по сей день изображена на банке супа).



Рудольф Дизель представил на суд посетителей выставки дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле.

Выставку в Париже 1900 года посетило около 50 миллионов человек

Были также представлены многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама.




В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния одного метра. Этот телескоп был самым огромным из всех созданных на тот момент. Окуляр телескопа насчитывал 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.




А пресса восторженно отзывалась о русском отделе. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Французская печать дружно отмечала «огромный рост русской промышленности» и «невероятный прогресс» России во всех отраслях искусства и промышленности.


На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее.


Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей).

На участие в выставке 1900 года Россия потратила 5 226 895 рублей

В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 157-162.

К. А. Симчук

ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ ПАРИЖА XIX ВЕКА: ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Рассматриваются пять Всемирных выставок, проводившихся в Париже во второй половине XIX в.: в 1855, 1867, 1878, 1889 гг., а также крупнейшая выставка 1900 г. Все они имели огромное общественное значение для культурной и экономической жизни Франции, а также сыграли большую градообразующую роль на момент их проведения и на последующие десятилетия.

Ключевые слова: всемирные выставки, градообразование, стиль, эклектика, модерн.

В настоящей статье мы затрагиваем очень важную роль Парижских выставок в формировании современного облика города и в поиске новых архитектурных стилей.

Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требовалось обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приемов.

Для павильонов Всемирных выставок второй половины XIX в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролет перекрытий (до 110 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской выставке 1889 г.), и фасадами дворцового типа, выдержанными в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытыми пышным эклектическим декором.

В 1855 г. была проведена Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств, ставшая второй по счету всемирной выставкой и первой проведенной в Париже. Павильоны 34 стран занимали территорию в 16 га. Подсчитано, что выставку посетило свыше 5 миллионов человек.

Выставка проходила на треугольнике, ограниченном Елисейскими Полями, набережной Кур де ла Рен и авеню Монтань, с 15 мая по 15 ноября 1855 г. (рис. 1). Проводившаяся под патронажем принца Наполеона выставка была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу, проходившую в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 г. и ставшую вехой в истории промышленной революции.

Наполеон III хотел, чтобы павильоны Всемирной выставки в Париже превзошли Хру-

стальный дворец в Лондоне. В Париже был воздвигнут Дворец индустрии - главный выставочный павильон, расположенный между Сеной и Елисейскими Полями1. Камень использовался только для наружных фасадов в 1 м толщиной и 18 м высотой. Само же здание было сооружено из железа и стекла. Дворец индустрии был 260 м в длину и 105 м в ширину, главный неф - 190 м длиной и 48 м шириной. С четырех сторон он был окружен галереями высотой в два этажа и шириной 30 м. Арочные фермы образовывали пролет в 24 м, что создавало большое выставочное пространство2. Дворец индустрии использовался как главное выставочное здание Парижа вплоть до 1897 г., когда он был разобран и на его месте соорудили Гран Пале в 1900 г.

Дворец индустрии - одно из последних проявлений архитектурно-художественной концепции классицизма в русле начавшейся эклектики. Фасады его были выполнены в стиле неоренес-санса3. Через Дворец индустрии можно было пройти в ротонду «Панорама», и в «Галерею машин», длиной 1200 м и 17 м высотой, расположенную вдоль набережной Сены, идущую от площади Согласия до моста Альма4.

Здание «Галереи машин» использовалось во время всемирных выставок 1855, 1878 и 1889 гг., а также для художественных салонов 1857 и 1897 гг., выставок сельского хозяйства и садоводства, конных конкурсов, общественных праздников и церемоний.

По плану архитектора Э. Лефюэля на авеню Монтань был возведен Дворец искусств. Фасад в форме подковы был выполнен в стиле эпохи Возрождения. Всемирную выставку, проходившую с 1 апреля по 31 октября 1867 г. посетило более 10 миллионов человек. Это была вторая Всемирная выставка, проводившаяся в Париже, и седьмая по счету в мире, участие в ней принимала 41 страна.

Рис. 1. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1855 г. Территория ограничена авеню Елисейских Полей и набережной Сены

Выставка являла собой кульминацию градостроительного обновления города времени Второй Империи, имела огромное политическое и экономическое значение. Местом для проведения было выбрано Марсово поле, главная площадка для военных парадов в Париже, площадью 48 га, а также остров Бийанкур площадью 21 га, находящийся вниз по течению Сены от бульвара Периферик5.

Главное здание выставки, все из железа и стекла, имело эллиптическую форму огромных размеров: 490*360 м, с открытым садом в центре и наружной галереей машин, покрытой стеклом (рис. 2). Это выставочное здание строили инженер Ж.-Б. Кранц и архитектор Л. Харди.

Рис. 2. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1867 г. на Марсовом поле

Возведение Галереи машин, ставшей центром внимания, было доверено юному инженеру по металлическим конструкциям Г. Эйфелю.

Вокруг основного здания в садах, выполненных по задумке инженера Ж. Ш. Альфана и мастера ландшафтного искусства Ж.-П. Б. Де-шампа (главных сподвижников префекта Парижа барона Османа), находилось еще не менее ста небольших национальных и индустриальных павильонов. Территорию было необходимо разровнять и увеличить. Для этого выровняли холм Трокадеро и образовавшуюся землю использовали для создания парка на Марсовом поле6.

Начиная с этой выставки страны-участницы стали размещать свои экспозиции в специально построенных национальных павильонах: каждый посетитель смог увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай, восточный минарет, турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо, голландскую ферму, японский киоск и реконструкцию римских катакомб.

Был построен первый вокзал на Марсовом поле, пути которого доходили до малого кольца вокруг Парижа, что упрощало поставку материала к огромной строительной площадке. Позже вокзал служил для посетителей выставки.

Всемирная выставка 1878 г. была призвана восстановить международный престиж Франции, пошатнувшийся после ее поражения во франко-прусской войне. Выставка привлекла не менее 13 миллионов посетителей, она была значительно больше всех предшествующих, площадь основного здания на Марсовом поле составляла 27 га, и дворец на холме Трокадеро занимал около 22 га (рис. 3). Вокзал на Марсовом поле был увеличен, количество путей возросло до четырех. Мост Йена соединял две части выставки, находящиеся на обоих берегах Сены7.

Рис. 3. Всемирная выставка в Париже 1878 г.

Павильоны занимают территорию Марсова поля и холма Шайо. «Железный дворец» слева, дворец Трокадеро справа

Выставочный комплекс, также называемый «Железный дворец», где были представлены практически все нации, был выстроен на Марсовом поле. По форме это было прямоугольное здание со входами с севера и юга.

Так называемая «Улица Наций», длиной 730 м, была посвящена примерам жилого строительства практически всех европейских стран, некоторых стран Азии, Африки и Америки с типичными фасадами домов стран-участниц. Эта выставка занимала половину главного здания. С другой стороны находилась экспозиция Франции и ее колоний. В центре здания была выставка, посвященная изобразительному искусству и самому городу Парижу.

На северном берегу Сены архитектор Г. Да-виу и инженер Ж. Бурде выстроили дворец Трокадеро, в архитектуре которого использовались мавританские и нео-византийские мотивы. Дворец был украшен башнями высотой 76 м и фланкирован двумя полукруглыми галереями. В архитектурном решении дворца можно проследить некоторые черты башни Хиральда Севильского собора и итальянских дворцов эпохи Возрождения. Дворец Трокаде-ро служил местом проведения торжественных встреч послов и иностранных принцев. Он располагал залом для торжеств и имел большой концертный зал. Здание дворца простояло до 1937 г.

Инженер Ж.-Ш. Альфан, специалист по садам и устройству фонтанов и водопадов, нес ответственность за организацию открытых пространств.

Всемирная выставка 1889 г. проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. Ее посетило более 28 миллионов человек (рис. 4). Инженеру Г. Эйфелю была заказана знаменитая Эйфе-лева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать. Она в полной мере демонстрировала технический прорыв страны. Площадь выставки составила около 96 га, включая Марсово поле, Трокадеро, набережную Орсе и эспланаду Инвалидов. Ж.-Ш. Аль-фан, был ответственным за проведение этой выставки.

Главным символом выставки стала Эйфеле-ва башня, законченная в 1889 г. и служившая входом на выставку. Башня была выстроена из кованого железа. Посетителям выставки разрешалось подниматься на второй ярус даже во время строительства башни.

«Галерея машин» по значимости не уступала Эйфелевой башне. Галерея была спроектирована архитектором Ф. Дютером и инженером В. Контаменом. Она служила выставочным павильоном и на выставке 1900 г., пока не была разобрана в 1910 г. Галерея в 110 м шириной и 420 м длиной вызвала настоящий фурор, на тот момент она представляла собой самое большое крытое помещение в мире. Она была сооружена из сварочного железа, а не литой стали, как планировалось вначале, что вызвало оживленную дискуссию о практических и художественных свойствах этих материалов.

На Марсовом поле был также сооружен Дворец Изящных и Свободных искусств архитектором Ж. К. Формиже.

Дворец промышленности был построен Ж. Буваром, в центре был возведен большой купол, и это здание первым во время выставки было освещено электричеством8. Дворец войны находился на эспланаде Инвалидов, его фасад был 150 м длиной с портиком в виде триумфальной арки в центре.

Фасад русского павильона воспроизводил самые красивые памятники русско-византийской архитектуры Москвы: Теремного дворца, башен собора Василия Блаженного, колокольни Ивана Грозного, Сухаревской башни. Вход в павильон был стилизован под одни из Кремлевских ворот.

Всемирная выставка 1889 г. была интересна и с точки зрения последних промышленных разработок, и с точки зрения архитектурных форм.

ставочная площадь в 216 га была разделена на две зоны: 112 га на Марсовом поле и холме Трокадеро, эспланада Инвалидов и проезд Кур ля Рен вдоль Сены, недалеко от площади Согласия; 104 га в Венсенском лесу, где проводилась выставка сельского хозяйства и устраивались различные спортивные состязания (рис. 5). Выставка 1900 г. занимала площадь, превышающую площадь первой Парижской выставки 1855 г. в 10 раз. Ее посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени) и принесла французской казне доход в 7 миллионов франков.

Рис. 5. План Всемирной выставки в Париже 1900 г. Территория холма Шайо и Марсова поля (справа), эспланады Инвалидов и Большого и Малого дворцов (слева)

Специально к выставке было сооружено большое количество объектов. Были выстроены новые вокзалы: Орсе, Лионский, Инвалидов9. 19 июля открылась первая линии парижского метро, входы на станции были выполнены Э. Ги-маром. Во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога.

Были выстроены новые и расширены уже существующие мосты, чтобы облегчить посетителям передвижение по выставке, при этом не нарушая обычную жизнь города. Был построен одноарочный мост Александра III, перекинутый через Сену между Домом Инвалидов и Елисейскими Полями. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 г. и возведен за четыре года. Мост Йена был расширен на время выставки; выстроен новый пешеходный мост Дебийи; мост Альма был дублирован временным металлическим мостиком на время выставки, а под мостом Инвалидов был сооружен еще один проход.

Возникли новые площади и перекрестки: созданы площадь Альма и площадь на соединении авеню Боске и Рапп, проложены авеню

д"Антен к северу от площади Оперы и бульвар Тур-Мобур вдоль эспланады Инвалидов, движение по набережным Дебийи и Орсе было организовано в туннелях.

По проекту Р.-Ф. Мельцера был построен павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

Монументальные ворота, выстроенные архитектором Р. Бине, как триумфальный въезд на выставку со стороны площади Согласия, служили также местом приобретения билетов. Ворота состояли из купола и трех арок, под которыми располагались 56 касс для желающих посетить выставку.

«Здание, посвященное Республикой славе французского искусства» - вот что можно прочесть на одном из фронтонов Большого дворца изящных искусств. Большой дворец был выстроен группой архитекторов: А. Дегланом, А. Луве, А. Тома и Ч. Жиро. Здание строилось для выставки скульптур, конных- и мотошоу10 (рис. 6).

Рис. 6. Мост Александра III, Большой и Малый дворцы (слева и справа соответственно)

В архитектуре здания соединялись традиционные и современные элементы. Снаружи оно напоминало постройки в стиле нео-барокко, новый стиль здесь проявил себя преимущественно в металлодекоре. Выглядевший достаточно тяжеловесно снаружи, Большой дворец благодаря перекрытиям из железа и стекла казался воздушным и легким внутри. В 1925 г. Большой дворец был одной из площадок проведения Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств.

Малый дворец был выстроен архитектором Ч. Жиро в стиле ар-нуво для выставки французского искусства, но получил известность в первую очередь благодаря общему проекту и металлоконструкциям. Как и в Большом дворце, здесь были соединены стили нео-барокко и модерн. Ионические колонны, большой входной портал и купол перекликались с собором Инвалидов, расположенным с другой стороны Сены.

Подводя итоги, можно сказать, что в середине XIX в. современные конструктивные материалы впервые начинают играть ту художественную роль, которая ранее отводилась только каменной кладке и дереву. Постройка вокзалов позволила Парижу принимать миллионы гостей во время Всемирных выставок 1855, 1867, 1878, 1889 и 1900 гг.

Павильоны и сооружения Всемирных выставок сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники (например, Галерея машин 1855 г., Эйфелева башня 1889 г.), а также оформительского искусства, нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперед. К выставкам строились не только вокзалы, но возводились и новые мосты через Сену - Альма, Берси, Националь, мост Александра III, прокладывались новые улицы. Некоторые сооружения, созданные для Всемирных выставок, сохранились до наших дней и являются значимыми градостроительными элементами Парижа. Такие как Эйфелева башня, дворец Трокадеро (выстроенный позже рассматриваемого нами периода, но на месте дворца Шайо), Большой и Малый дворцы на Елисейских Полях и некоторые др.

Примечания

2 Cm.: Lemaistre Felix. Paris en miniature. Guide pittoresque du voyageur suivid"une description du palais de l"Industrie, ed.Garnier frères, 1856. P. 56.

3 Cm.: Gaillard Marc. Paris, Les Expositions Universelles de 1855 à 1937, Paris: Les Presses Franciliennes, 2003. P.42-43.

4 Cm.: Robin Charles. Op. cit.P. 21-22.

5 Cm.: Gaillard Marc. Op. cit. P. 51-52.

6 Cm.: Miltoun Francis Royal palaces and parks of France, L.C. Page and Co, 191. P. 84.

7 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 110-112.

8 Cm.: Aimone Linda et Olmo Carlo. Les Expositions Universelles 1851-1900, Belin, 1993 édi-tionoriginale: Le EsposizioniUniversali, 18511900, Umberto Allemandi& C., 1990. P. 63-65.

9 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 90.

10 Cm.: Chemetov P., et Marrey B. Architectures. Paris 1848-1914. Paris, 1980. P. 96-97.

1 См.: Robin Charles. Histoire illustrée de l"Expositionuniverselle, ed. Furne, 1855. P. 12-14.



Случайные статьи

Вверх