Онлайн курс «Эффективное чтение». Принципы эффективного чтения — секреты продвинутого читателя Секрет быстрого и продуктивного чтения

Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям и смыслу - от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг - это кинокамера, снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы будут живыми иллюстрациями представлямых ими идей.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что наиболе эффективно.)

Эффективное чтение

Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т.д.

Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

Стратегия эффективного чтения

Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель - «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».

Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забыванию, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в ходе чтения надо: бегло просматривать текст, задавать упомянутые вопросы, делать пометки, пересказывать прочитанное, повторно просматривать текст.

Технология запоминания

Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как. можно сильнее - для большей концентрации внимания. Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, - тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Ответ на этот вопрос прост. Если вы не гениальный ученый и не гениальный писатель, то эта статья для вас.

Развитие сети Интернет приучило нас обрабатывать быстро и поверхностно большие объемы информации. Зачастую мы «скользим» взглядом по тексту, выхватывая лишь основные идеи, считая, что постигаем истину. Потом приходится удивляться, что через некоторое время книга воспринимается как совершенно новый текст.

Читайте книгу несколько раз

Это не обязательно означает, что вы будете читать книгу от корки до корки три раза. Можно прочитать книгу один раз, но применить одновременно все три способа чтения, о которых речь пойдет ниже. Но это требует большого опыта и тщательной работы. Поэтому сначала следует разделять способы чтения и применять их отдельно при трех чтениях книги. Самое важное здесь – выбрать книги, которые действительно достойны такой работы с вашей стороны.

Применяйте различные способы чтения книг

Первый способ называется структурным (аналитическим). Этот способ предполагает движение читателя от целого к частному и состоит из нескольких этапов:

  • поиск главных слов в книге, их интерпретация в разных контекстах;
  • поиск самых важных предложений в тексте и их интерпретация;
  • выделить главные абзацы в книге, интерпретировать;
  • определение задач, которые автор решил и которые решить не получилось.

Второй способ носит название интерпретационный (синтетический). Этот способ (от частного к целому) предполагает выполнение следующих пунктов:

  • определить жанр книги, предмет о котором она повествует;
  • в чем заключен основной смысл книги;
  • разделить книгу на смысловые, а затем на структурные части;
  • основные проблемы, которые затрагивает автор. Получилось ли у него их решить?

И последний, третий способ – это критический способ (оценочный). Рецензирование книги, формирование критического мнения не будет вызывать затруднений, если качественно и глубоко проработаны первые два способа чтения. Иными словами, книгу сначала нужно действительно понять, а уж потом критиковать. Обычно критика предполагает ответы на следующие вопросы.

  • По каким вопросам автор недостаточно компетентен?
  • Где автор ошибается?
  • Возможно, в каких-то вопросах, автор не выдерживает верной логики?
  • Есть ли незавершенные, недостаточно полные высказывания, выводы, доказательства?

Читайте несколько книг по одной тематике

Например, вы изучаете жизнь какой-то страны. Наиболее полную картину вам даст только чтение нескольких книг по данной теме, так как не исключается необъективность автора, а также недостаточная осведомленность. Следует учитывать, что одна книга может оказать большое влияние на другую. Поэтому книги рекомендуется читать в хронологическом порядке и учитывать их взаимосвязи.

Возможно, выполнение этих пунктов покажется вам нереальным. Но ответьте на следующие вопросы. Какой человек будет вам наиболее интересен в беседе? Какой человек сможет добиться успеха? Поверхностный, который может судить о вещах, слегка окинув их взглядом, и весь вывод его будет состоять из двух предложений, которые не содержат никакого анализа? Или человек глубокий, способный на разносторонний анализ, понимающий взаимосвязи различных явлений, не торопящийся сделать вывод по первому впечатлению, стремящийся хорошо разобраться в вопросе и затем принимать решения? Какой тип из двух вышеперечисленных вы воспитываете в себе своим способом чтения?

Любая деятельность, какой бы вы не занимались, требует . И этому процессу вы сможете научиться, читая книги по методике, приведенной в статье. Привычка к серьезной и глубокой проработке различных вопросов поможет построить прочный фундамент для успешного жизненного пути.

Многие люди, читая очередную книгу, видят только поверхность произведения, а самое важное, что хотел донести автор, оставляют незамеченным. В скрытом смысле и разнообразных символах скрываются настоящая красота и ценность романа. Если вы увлекаетесь чтением, то это похвально и хорошо. Но делать это правильно – еще лучше. Ознакомьтесь с советами, представленными ниже, и у вас все получится. Уже через несколько недель вы будете настоящим мастером, так как научиться правильно читать книги не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Прежде чем перейти к советам, как научиться чтению, нужно уделить немного внимания способам это делать. Их выделено 4 вида. Все они были описаны М. Адлером в 1940 году в его научно-исследовательском труде. Он выделил следующие способы:

  1. Элементарный.
    Простейший способ, подразумевающий использование тех навыков, которые приобретаются на школьных уроках. С его помощью человек просто читает текст, понимает смысл, прослеживает определенный сюжет.
  2. Инспекционный.
    Такой способ еще называют «поперек листа». Следуя ему, читатель сначала смотрит в начало листа, а потом переходит к концу, при этом быстро старается «вырвать» главные моменты, поняв смысл. Такой вариант крайне полезен и часто используется в условиях нехватки времени при работе с большим количество материала учебного или рабочего характера.
  3. Аналитический.
    При аналитическом способе необходимо погружаться в текст, отчего получается действительно эффективное чтение книг. Медленное внимательное продвижение по странице, отдельные письменные заметки, поиск объяснения непонятых слов, использование ссылок автора – это главные составляющие аналитического способа. Его целью становится стопроцентное понимание прочитанного с полным усвоением всех авторских мыслей.
  4. Исследовательский.
    Популярный среди писателей и работников творческой или научной сферы способ. Он требует чтения сразу нескольких книг одной темы для подтверждения или опровержения каких-либо теорий. Этот вариант плохо подходит для художественной литературы, если рассматривать ее в плане получения удовольствия, а не работы.

Для обычного человека, желающего найти ответ на вопрос о том, как эффективно читать книги, наиболее выгодными будут 2 или 3 способ. Они позволят получить как удовольствие, так и усвоить важную информацию. Однако рассматривать их подробно нет смысла, так как нужно правильно читать в целом, а не загонять себя в рамки одного способа. Перейдем к советам.

Имейте цель

Никогда не читайте без цели, как это делает большинство людей. Не нужно пытаться забить свободное время поверхностным чтением, надеясь на получение туманной пользы. Старайтесь сначала ставить цель, чтобы решить определенную проблему или найти ответ на вопрос. Если дело касается научной литературы, то заранее решите, что именно нужно в ней узнать.

Перечитывайте

Нет никаких гарантий, что после первого чтения будет усвоен весь текст. Часто случается такое, что при втором или третьем чтении люди открывают для себя новые частички сюжета, а у романа прорисовывается совершенно иной смысл. Особенно актуален этот совет для работы с научными работами, пусть даже в виде популяризированной литературы. Не бойтесь тренироваться и повторять, иначе как еще научиться чему-то, если не прорабатывать материал.

Пробуйте разные способы чтения

Способы, описанные в начале статьи, появились там не просто так. Несмотря на большое количество советов, которые научат, как правильно читать книги, следует использовать описанные способы. Как было сказано выше, эффективны для среднестатистического человека инспекционный или аналитический. Попробовав каждый из них, нужно выбрать один, постараться отточить его, а потом повторить со вторым. Можно чередовать или даже применять на одном романе, что очень эффективно.

Берите сразу несколько книг

Этот совет затрагивает только тот случай, когда необходимо работать с серьезной литературой, не относящейся к художественной. Например, при изучении традиций страны. Нужно использовать много книг, чтобы получить полное представление об изучаемом вопросе, исключить риск получения ложной или неправильно истолкованной информации. Также не забывайте сравнивать прочитанное с уже имеющимися знаниями. А если работа представлена в нескольких частях, то читать их следует строго в хронологическом порядке.

Ищите информацию

Если в процессе чтения вы столкнулись с необычным словом, описанием интересного события или предмета, то не следует пропускать это, так как надо читать с пониманием. Воспользуйтесь современными технологиями и найдите необходимую информацию. Во-первых, это расширит ваши знания. Во-вторых, позволит намного лучше понять читаемое.

Делайте заметки

Всегда держите при себе карандаш, а также несколько маленьких закладок или блокнот. Важно выделять значимые моменты, чтобы потом можно было кратко просмотреть их и вспомнить или увидеть то, что раньше казалось скрытым. Особенно, это касается учебной или рабочей литературы, так как научиться чему-то серьезному без заметок не удастся никогда. В процессе знакомства с художественным произведением можно также делать записи в блокнот о своих мыслях по поводу дальнейшего развития сюжета.

Сосредоточьтесь

Некоторые люди читают даже 5 часов в день, но при этом постоянно теряют фокус, уходя в себя, у них появляются отстраненные мысли. Так как нужно правильно читать, чтобы не терять время впустую, таких моментов быть в вашей жизни не должно. Постарайтесь не отвлекаться и проникнуться произведением. Если при всех усилиях сосредоточиться, уютной обстановке, хорошем самочувствии такая проблема остается, то это говорит об отсутствии цели, о которой упоминалось в первом совете. Попробуйте спросить себя: «Зачем я этим занимаюсь?».

Читатель порой ищет соответствия и невольно сопоставляет окружение в романе реальному миру. Сравнивая, он отдаляется от цели. Придерживайтесь взгляда героя, ищите правильную точку, с которой будет идти весь процесс знакомства с романом. Это позволит оказаться в описываемом мире, что сыграет вам на руку.

Помните о подтексте

Современные читатели действительно не знают, как правильно читать книги. Доказательством является факт, что большинство воспринимают романы и все описываемое в них буквально. Важно всегда помнить о подтексте, оставленным автором. Это может перевернуть преставление о сюжете, а также откроет новые грани и скрытый смысл, не замеченный ранее.

Подтекст бывает скрыт в следующем:

  • погода, время года – погодные условия часто выражают чувства героев, а времена года могут иметь огромный символ цели написания романа или частично выражать скрытый смысл;
  • действия героев – автор может таким образом показывать настоящий мир, проводя параллель, к примеру, с политикой;
  • насилие – во многих произведениях несет общественный или культурный смысл;
  • география – она может выступать в своеобразной роли, раскрывая целую отдельную тему, обозначая символ, или показывать влияние окружения на персонажей;
  • спасение героя – многие авторы показывают перерождение героя или резкое изменение его взглядов путем спасения от смерти, например, падение в реку и спасение, а иногда героя убивают, что тоже говорит о многом;
  • клеймо персонажей – физическими недостатками могут выражать символы людских нравственных или психологических проблем.

Всегда пытайтесь увидеть подтекст.

Уберите сюжет на второй план

Все известные писатели пишут не ради развлечения читателей, а для донесения какой-либо мысли. Сюжет здесь играет далеко не главную роль – он выступает, как средство, а не самоцель. Именно поэтому некоторые произведения вообще не имеют внятного сюжета, но содержат много полезных мыслей. То же касается героев – они являются средством выражения мысли. Читайте для понимания мысли автора, а не знания сюжета. Это важнейший момент в вопросе того, как научиться правильному чтению.

Ознакомьтесь с книгой заранее

Задаваясь вопросом о том, как читать эффективно, начните это делать уже с обложки. Перед первым прочтением постарайтесь максимально близко познакомиться с книгой. Попробуйте вникнуть в название, не скрыто ли в нем что-то важное. Изучите обложку, т.к. изображения могут многое сказать о смысле романа. Обратите внимание на названия глав, прочтите первые страницы – это поможет не только определить, насколько сложно и интересно написан текст, но также узнать о самом главном посыле автора. О нем (об авторе), тоже следует немного почитать, если есть такая возможность, ознакомиться с другими работами. Не будет лишним прочтение нескольких отзывов о произведении.

Подводите итоги, анализируйте

После прочтения дайте себе немного времени, чтобы прочитанное уложилось по полочкам в голове. Затем составьте своеобразный отчет, в котором будет описано самое важное:

  • О чем вы прочитали?
  • Что произошло? Каковы причины?
  • Поучительны ли и интересны описанные события?
  • Согласны ли вы с автором?
  • Какие выводы можно сделать?

Такой подход позволит получить максимум от книги, что и является целью того, как научиться наиболее эффективному чтению. Дополнительно можно писать свои личные рецензии на прочитанное или обсуждать все с друзьями.

Бросайте неподходящую литературу

Не нужно пытаться через силу осилить плохую литературу, думая, как бы научиться и прочитать ее с большей эффективностью. Строго отсеивайте бесполезные произведения, которые не можете осилить. Они не подарят чувства удовольствия, не помогут развитию эффективности, а оттолкнут вас назад.

Выделяйте больше времени

Учиться нужно регулярно, а не раз в месяц – это вы, скорее всего, и так знали. Обучение эффективности читательских способностей не является исключением. Нужно выделять достаточное количество времени хотя бы раз в пару дней. Будет достаточно и одного часа, но при условии правильного подхода и использования советов.

Смешивайте жанры

Имея жанровых фаворитов, не стоит углубляться исключительно в их представителей. Перенасыщение любым жанром не приносит пользы, тем более, если есть желание добиться такой цели, как научиться читать с эффективностью. Меняйте жанры, переходя от одного к другому, с каждым романом. Это не только ускорит обучение, но и расширит кругозор.

Резюме

Навыки эффективного чтения –полезная вещь для человека, научиться которой обязан каждый, кто хочет получить пользу из книг и добиться успеха. Если следовать описанным советам, то результат придет уже через несколько недель тренировок. Главное, не забывать о регулярности и качестве.

Копирайтер пишет на заказ. Темы попадаются разные и это — неотъемлемая особенность профессии.

Специализация в одной или нескольких областях радикально повышает производительность копирайтерского труда. Только представьте, вам назвали тему статьи, а вы сразу же предлагаете несколько вариантов её написания. Вы не тратите время на составление плана — он уже есть в голове. На поиск материала времени уходит в разы меньше, нужно лишь уточнить некоторые детали.

Чтобы разобраться в предмете на высоком уровне, нужно проработать гору литературы. Это большая, но вполне решаемая задача, если владеешь приёмами эффективного чтения.

Что такое эффективное чтение

На этом месте рассказа у аудитории обычно возникает путаница: эффективное чтение смешивают с быстрым чтением. Но это разные вещи.

Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы. Скорочтение — это умение читать быстро.

Эффективное чтение направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете. Скорочтение нацелено на количество — прочесть больше за меньшее время.

Предыстория. Я учился на четвёртом курсе, когда на дверях факультета появилась афиша: «Курсы эффективного чтения». Среди прочего авторы обещали увеличить полноту усвоения информации до 95%. Именно это меня заинтересовало, соблазнило и я пошёл.

Обучение продолжалось один семестр, стоило это удовольствие 25 рублей. Для сравнения: поездка на метро стоила тогда 5 копеек, буханка чёрного хлеба — 20 копеек, а моя повышенная стипендия составляла 50 рублей.

Особенностям эффективного чтения была посвящена вся первая лекция. Главное, что отличает эффективного чтеца от обычного, вот в чём: эффективный чтец всегда осознаёт цель чтения и в зависимости от неё использует разные приёмы работы с текстом.

Подготовка к экзамену и чтение детектива на отдыхе — это разные цели. Очевидно, детектив и учебник читаются по-разному. Как цели определяют способ читать яснее всего видно на примерах.

Быстрое ознакомление с темой

Цель — составить общее представление о новом предмете, ознакомиться с терминологией, понять общую логику. Для этого нужно быстро, но поверхностно просмотреть несколько книг (источников), уловить контекст, соотнести новую информацию с уже известной.

Оцениваем косвенную информацию: в каком издательстве вышла книга, год издания, объём, аннотации, информация об авторах и пр. Опытному читателю эти мелочи помогают увидеть контекст.

  • Просматриваем оглавление. Из него видно, о чём говорится в книге, насколько подробно рассмотрены те или иные вопросы.

  • Быстро просматриваем введение, начало глав и разделов, послесловие (заключение).

  • Бегло просматриваем библиографию.

  • Год издания говорит об актуальности информации, что особенно важно, если информация по теме быстро обновляется. Если книга переиздавалась, это говорит о её ценности. Если автор представлен как авторитет в своей области, это тоже плюс. Большой тираж — книга популярная, маленький — издание для специалистов. Название издательства тоже даёт крупинку информации. Например, «МИФ» — литература для саморазвития, «Наука» — научная, «Эксмо» — художественная, «Просвещение» — учебные и методические издания для школы и т.п.


    При ознакомительном чтении важно уловить главные мысли и логику изложения, подробности можно и нужно опустить. Иногда результатом этого этапа будет решение книгу не читать.

    Доскональное изучение предмета

    Типичная ситуация такого рода — подготовка к экзамену. Текст прорабатывается несколько раз, на каждом проходе используются разные приёмы (см. ниже), в результате чего полнота усвоения — запоминания и понимания — информации достигает тех самых 95%.

    Чтение для развлечения

    Такое чтение развлекает и доставляет удовольствие. Так читают художественную литературу. Спешка здесь совершенно ни к чему. Чтец смакует особенно понравившиеся фразы, а неинтересные или неудачные абзацы пропускает или прочитывает очень поверхностно.

    Быстрое чтение: обзор некоторых приёмов

    Идея скорочтения проста, как плавленный сырок: читай скоро. Быстро читаешь — можешь прочесть больше за то же или меньшее время — много прочёл — молодец. Вот некоторые приёмы, которые обещают увеличить скорость чтения.

    Борьба с регрессиями

    Проследите, как вы читаете. Периодически вы возвращаетесь назад и перечитываете уже прочитанные кусочки текста. Это называется регрессией и сильно замедляет чтение. Вывод: регрессии для быстроты вредны и с ними надо бороться. Например, волевым усилием не позволять себе возвращаться к прочитанному. Потренируйтесь — и у вас получится. Но!

    Беда в том, что регрессии нужны мозгу для усвоения информации. Устраняем регрессии — ухудшаем понимание и усвоение текста. Поэтому бороться с регрессиями, как этого требуют некоторые методики скорочтения не только не нужно, но даже вредно для понимания текста. Читать быстро вы будете, вот только в голове из прочитанного задержится мало.

    Остановка внутреннего проговаривания

    Ещё одна привычка, мешающая мчаться вперёд, — внутреннее проговаривание читаемого. Говорить быстро трудно, а значит, проговаривание нас тормозит, и с ним тоже нужно бороться.


    Один из приёмов — во время чтения держите в зубах карандаш. Он мешает внутреннему спикеру, и скорость чтения увеличивается.

    Жаль, но это тоже глупость. Проговаривание необходимо мозгу так же, как и регрессии. Напротив, чтобы трудные места текста понимались и запоминались лучше, читать их нужно вслух и громко.

    Расширение поля зрения

    Взгляд не скользит по тексту буква за буквой, он воспринимает строки порциями, обычно словами. У малоопытного чтеца строка разбивается на 5-6 мелких фрагментов.

    Квалифицированный чтец воспринимает ту же строку крупными кусками (группами слов) и у него взгляд останавливается при чтении одной строки всего 2 или 3 раза. Такое чтение действительно быстрее.

    Для него нужно развивать интуицию. По нескольким фрагментам и даже буквам слова мозг быстро достраивает его до целого. В большей или меньшей степени интуиция работает у всех. Именно она помогает нам верно понимать смысл слов, даже когда они написаны с ошибками и очепятками или сокращены до нескольких букв.

    Разведение глазных осей

    Оба глаза смотрят в одно место. «Какая непродуктивность!» — заявляют особо рьяные поборники скорости.

    Специальными упражнениями следует развести глазные оси: левый глаз пусть смотрит на левую страницу, правый — на правую. Очевидно, что скорость чтения возрастёт вдвое.

    Всерьёз обсуждать эту технику трудно. Неврологи и физиологи приведут 100500 аргументов против такого издевательства над собой. Вдобавок внимание не способно раздваиваться, поэтому понимание текста при таком чтении упадёт до нуля. Но она ярко иллюстрирует цели и средства некоторых особо оригинальных тренеров скорочтения: скорость любой ценой, скорость и есть цель.

    Приёмы эффективного чтеца

    Эффективное чтение — это не чтение в узком смысле. Это система работы с книгами, с текстовой информацией.


    Текст мало прочесть, его нужно понять и усвоить содержащуюся в нём информацию. Для работы над ним используются специальные приёмы. Замечательно, что все они нам известны ещё со школы:

    постановка вопросов к тексту,

  • тезирование,

  • пересказ,

  • конспектирование,

  • реферирование.

  • Постановка вопросов к тексту

    Это первый проход по тексту. Его цель — выяснить, о чём или о ком говорится в тексте. С точки зрения логики, на этом этапе мы определяем субъекты.

    Тезирование

    Затем мы формулируем тезисы: что говорится о тех субъектах, которые мы нашли на предыдущем этапе.

    Эти два приёма помогают проанализировать текст: выделить ключевые слова и формулировки, уточнить понимание терминов.

    Рассмотрим для примера сказку о Колобке. О чём/о ком в ней говорится: о неопытном молодом человеке, который не знает жизни, но слишком высокого мнения о своих способностях. Что говорится в сказке: невнимание к деталям, головокружение от первых успехов и неверная оценка своих сил ведут к фатальным последствиям.

    Пересказ

    Да-да, всем известный по школе пересказ — это эффективный приём работы с текстом. Прочесть, понять, пересказать.

    Здесь работает специфическое свойство мышления: если мы что-то не понимаем, мы не можем выразить это словами. И наоборот: понимание приходит вместе со словами. Помните шутку: «Сто раз объяснил, уже даже сам понял»? Она как раз об этом.

    Конспектирование

    Выжимка, краткое изложение информации, которую мы нашли в тексте. Здесь нам помогают результаты, полученные на предыдущих этапах. Мы высушиваем текст: отбрасываем лирику, повторы, сравнения и т.д. Оставляем голые факты и минимально необходимые пояснения.


    Ещё один очень важный момент: для наилучшего запоминания конспектировать нужно ручкой на бумаге. Работающие мышцы кистей рук задействуют обширные области головного мозга. Это создаёт между нейронами множество дополнительных связей и способствует прочному запоминанию информации.

    Реферирование

    На основе нескольких проработанных источников пишется реферат: в нём вся найденная информация по изучаемому вопросу сводится воедино.

    Это сложная работа. При составлении конспекта мы просто сокращаем текст: выбрасываем пояснения, повторы, устаревшую или неактуальную информацию. В реферате мы сводим вместе мысли и формулировки разных авторов, добавляем определения из словарей и т.п. Одним словом, реферат — это синтез.

    Во время такой многоплановой работы над текстом он перечитывается много раз в различном темпе и с разными акцентами. Поневоле он впечатается в память.

    Это глобальное правило — гораздо продуктивнее три раза бегло прочесть текст «по диагонали», чем один раз не спеша, тщательно, вникая в каждое слово.

    Ещё несколько важных нюансов

    Дружите со словарями. Каждое слово должно быть понятно. Значение нового или незнакомого термина необходимо немедленно выяснять. Словари и энциклопедии должны быть на расстоянии вытянутой руки.




    Случайные статьи

    Вверх