Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.
Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.
Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...
Семь маленьких сказок про Богородские игрушки
Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...
В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать.
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы»
, которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки»
— тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры.
Игрушки на планках . Одна из самых известных игрушек – Кузнецы. Эта игрушка, ставшая знаком богородского промысла, имеет простейший, но эффектный принцип действия. Фигурки, сидящие верхом на двух параллельных планках, поочередно ударяют молоточками по наковальне. Свою дружную работу они начинают от передвижения планок в разные стороны. Фигурки крепятся на четырех осях, роль которых выполняют деревянные шипы или гвоздики. На планки сажали не только мужичков с медведями. Богородские мастера делали клюющих птичек, укрепив их на скрученных проволочках, продетых в сквозные отверстия на планках. Получалась веселая забавная игрушка. Тот же принцип действия игрушки на двух планках мастера используют и по-другому. На две одинаковые Горизонтальные планки укрепляют на шипах выносные круглые площадки с фигурками. При движении планок в разные стороны фигурки вместе с подставками проворачиваются, имитируя работу косарей, игру хоккеистов с клюшками, дуэт танцоров и пр.
Разводы – игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой. От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок. Разведешь планки – и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь – и плотно сомкнутся в боевой отряд, соберутся под пастушью дудку в кучное стадо.
Самая известная игрушка с балансом «Куры на кругу» (или «Клюющие курочки»). На круглой площадке с ручкой установлены токарные фигурки птиц с подвижными резными головками, укрепленными на проволочках в тушках. В птичьи шейки вклеены прочные нитки. При сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла. Все пять соединительных нитей должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.
С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, — и все куры во главе с петухом поднимут головки, опустишь – и все клювы враз стукнут оземь. Раскачивая баланс в разных направлениях, и раскручивая его по кругу, интересно наблюдать как куры «клюют носом». Веселый перестук птичьих клювов складывается в ритмичный звуковой ряд, которым тоже можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише. Такая игрушка гораздо полезнее для ребенка, чем любая забава с механизмом, скрытым внутри. Наглядность действия игрушек с балансом – ценнейшее их качество.
Богородские мастера придумали десятки вариантов игрушек с балансом. Под действием баланса мишка отмахивается от пчелы, вибрирующей под его носом на пружинке, поднимает и опускает гантели. Птички машут и машут крыльями, будто говорят на своем птичьем языке, а лыжник машет палкой, ёжик-чистильщик обуви начищает зайцу лапти. Под действием грузика медленно качаются качели.
Дергуны
. Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками. Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Самые популярные богородские дергуны: медведь-плясун и сова. Подвижные части игрушек мастера режут отдельно, соединяя их нитками. Дернешь за веревочку, и медведь раскидывает лапы в стороны, будто пляшет или силу свою показывает.
Сова-дергун раньше была игрушкой, потом превратилась в вешалку. Музейная сова-дергун – поучительный образец художественной росписи богородской игрушки. В ней есть утраченная теперь цветовая и орнаментальная культура. Декор приведен в полное соответствие с образом, адресованным ребенку: перед нами – таинственный лесной обитатель, а не птичка, расписанная невпопад пестро и ярко.
МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».
Светлана Мезенцева
Тема НОД : «Богородские игрушки »
Мезенцева Светлана Викторовна
Программа : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : 4 года (средняя группа) .
Тема НОД : «Богородские игрушки » .
Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .
Задачи :
Образовательные :
Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.
Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.
Развивающие :
Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.
Развивать умение отличать богородские игрушки .
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.
Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .
Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками .
Форма организации : групповая.
Форма НОД : совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.
Предварительная работа : Организация выставки «Русская народная игрушка » , разгадывание загадок об игрушках .
Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.
Оборудование и материалы :
Демонстрационный дидактический материал
Богородские игрушки : дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.
Иллюстрации с росписью.
Раздаточный материал :
Богородские игрушки .
Педагог : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?
Дети : Красивые расписные игрушки .
Педагог : Из чего они сделаны?
Дети : Из дерева.
Педагог : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .
Педагог : А что необычного в этих игрушках ?
Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.
Педагог : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .
Педагог демонстрирует клюющих курочек.
Встрепенется петушок.
О дощечку стук да стук.
Вместе с курами тук-тук.
Никогда не устают.
Куры зернышки клюют,
А яичек не несут.
Вот какие странные
Куры деревянные!
Дети : рассматривают игрушки .
Педагог : А вот ребята, игрушки – дергунчики . Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.
Дети : Очень интересные игрушки .
Педагог : Да ребята, Богородские игрушки добрые , забавные, «живые» .
Педагог : Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок» .
Дети : Идет бычок качается, Вздыхает на ходу :
«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» .
Педагог : Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку . Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!
Дети : Очень!
Педагог : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.
Педагог : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .
Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.
Во время игры звучит мелодия «Русская изба»
(Е. Птичкин - М. Пляцковский) .
Педагог : Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру . Понравилось вам играть с народными игрушками ?
Дети : Очень!
Педагог : А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки ?
Дети : Село Богородское .
Педагог : Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки ?
Дети : Из мягких, игрушки вырезают ножом .
Педагог : Наше занятие подошло к концу , а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками .
Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
У. Из чего делали матрешек?
Д. Из дерева.
У.
А теперь послушайте историю о
том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет
назад, а может, и больше, в селе Богородском, что
под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в
крестьянской избе ребятам. И вот однажды
захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А
купить не на что. Стала она думать: если из соломы
сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она
полено из-под печки, топором и ножиком вырезала
куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали:
«Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили
свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку,
взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и
кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе
зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей
удаче рассказывать, мастерство свое показывать.
Односельчане стали вслед за ней разные игрушки
делать и купцам продавать.
III. Знакомство с новым материалом
У.
Лохматые ели, дубы, березы,
липы плотным кольцом окружали село Богородское
со всех сторон. В одних соседних селах плели на
продажу кузовки и лапти, в других – делали
деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали
игрушки. Они считались лучшими игрушечниками.
Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не
корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки
недорого, но разве в цене дело? Главное – это
радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских
мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?
Д. Они не раскрашены.
У.
У мастеров выработалась своя
художественная манера, свой стиль резьбы. Они
увидели, что из неокрашенного дерева игрушки
могут быть даже интереснее, и перестали их
красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне,
охотники, звери и птицы, сценки из повседневной
жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?
Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…
У.
В Богородском научились
мастерить игрушки с движением. Потянешь за две
планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко
бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и
медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку,
и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата
играют на балалайках. Героем многих композиций
является медведь, поэтому его мы и будем учиться
сегодня рисовать.
IV. Самостоятельная работа
ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ
1. Расположите лист вертикально.
Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами
наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько
раз высота головы укладывается в высоте всей
фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение
лап. Обратите внимание на симметричный характер
фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите
уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.
Дети поэтапно выполняют работу.
V. Итог урока