Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей. Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей Топлива для реактивных двигателей

  • ГОСТ 33-2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости . Заменен на ГОСТ 33-2016 .
  • ГОСТ 1756-2000 Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров
  • ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом
  • ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
  • ГОСТ 10577-78 Нефтепродукты. Метод определения содержания механических примесей
  • ГОСТ 11065-90 Расчетный метод определения низшей удельной теплоты сгорания
  • ГОСТ 11802-88 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в статических условиях
  • ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
  • ГОСТ 1567-97 Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей
  • ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
  • ГОСТ 17749-72 Топливо для реактивных двигателей. Спектрофотометрический метод определения содержания нафталиновых углеводородов
  • ГОСТ 17750-72 люминометрического числа на аппарате типа ПЛЧТ
  • ГОСТ 17751-79 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях
  • ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия
  • ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
  • ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
  • ГОСТ 21103-75 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения мыл нафтеновых кислот
  • ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
  • ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
  • ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб . Заменен на ГОСТ 2517-2012 .
  • ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости
  • ГОСТ 27154-86 Топливо для реактивных двигателей. Метод испытания на взаимодействие с водой
  • ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
  • ГОСТ 4338-91 Топливо для авиационных газотурбинных двигателей. Определение максимальной высоты некоптящего пламени
  • ГОСТ 5066-91 Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации . Заменен на ГОСТ 5066-2018 .
  • ГОСТ 5985-79 кислотности и кислотного числа
  • ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
  • ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
  • ГОСТ 6994-74 Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов
  • ГОСТ 8489-85 Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)
  • ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции
  • ГОСТ Р 52030-2003 Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы
  • Технический регламент О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту
  • ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
  • ГОСТ Р ЕН 12916-2008 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции
  • ГОСТ Р 52954-2008 Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT . Заменен на ГОСТ Р 52954-2013 .

  • стр. 1



    стр. 2



    стр. 3



    стр. 4



    стр. 5



    стр. 6



    стр. 7



    стр. 8



    стр. 9

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
    ДВИГАТЕЛЕЙ

    ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    Москва
    Стандартинформ
    2009

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    Издание (июнь 2009 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4*, утвержденными в ноябре 1990 г., августе 1995 г., августе 1998 г., сентябре 2008 г. (ИУС 2-91, 10-95, 11-99, 12-2008)

    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. № 3501 дата введения установлена

    01.01.87

    Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

    Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.

    Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85.

    1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

    Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке.

    1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, не причиняющими вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и рекомендованных к применению в порядке, указанном в ГОСТ Р 15.201 .

    Топлива марок ТС-1 и РТ не должны содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем их свойства.

    * Изменение № 4 действует только на территории Российской Федерации.

    1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

    Таблица 1

    Наименование показателя

    Норма для марки

    Метод испытания

    высший сорт ОКП 02 5123

    первый сорт
    ОКП 02 5123

    высший сорт ОКП 02 5121

    первый сорт
    ОКП 02 5121

    первый сорт
    ОКП 02 5121

    высший сорт
    ОКП 02 5123

    1. Плотность при 20 °С, кг/м 3 , не менее

    2. Фракционный состав:

    а) температура начала перегонки, °С

    б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше

    в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше

    г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше

    д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше

    е) * остаток от разгонки, %, не более

    ж) * потери от разгонки, %, не более

    3. Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт):

    при 20 °С, не менее

    при минус 40 °С, не более

    3. * Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре:

    20 °С, не менее

    минус 40 °С, не более

    минус 20 °С, мм 2 /с, не более

    4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее

    6. Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива, не более

    8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

    9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

    а) концентрация осадка, мг на 100 см 3 топлива

    б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см 3 топлива

    в) концентрация нерастворимых смол, мг на 100 см 3 топлива

    11. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

    11. * Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более

    12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более

    13. Массовая доля общей серы, %, не более

    14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

    14. * Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

    15. Массовая доля сероводорода

    Отсутствие

    16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч

    Выдерживает

    Отсутствие

    Отсутствие

    21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более

    22. Люминометрическое число, не ниже

    23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150 - 80 °С:

    24. Взаимодействие с водой, балл, не более:

    а) состояние поверхности раздела

    б) состояние разделенных фаз

    25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м:

    при температуре заправки техники, не менее

    при 20 °С, не более

    25. * Удельная электрическая проводимость, пСм/м:

    без антистатической присадки при температуре 20 °С, не более

    с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата) в пределах

    26. Давление насыщенных паров, гПа (мм рт. ст.), не более

    Отсутствие

    28. * Термоокислительная стабильность при контрольной температуре не ниже 260 °С:

    а) перепад давления на фильтре, мм рт. ст., не более

    б) цвет отложений на трубке, баллы по цветовой шкале (при отсутствии нехарактерных отложений), не более

    Примечания:

    1. ** Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.

    2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района I 1 (по ГОСТ 16350-80

    Допускается применять в климатическом районе I 1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.

    Топливо для применения в климатическом районе I 1 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.

    2. * Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением районов I 1 и II 1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.

    Топлива ТС-1 и РТ, применяемые в климатических районах I 1 (холодный) и II 1 (арктический), должны иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60 °С.

    Допускается применять в климатических районах I 1 и II 1 (по ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета;

    3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.

    4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:

    По кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 см 3 топлива;

    По количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 см 3 топлива.

    5 - 6. (Исключены, Изм. № 1).

    7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м 3 .

    8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг КОН/100 см 3 .

    9. * Термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ определяют по показателю 28.

    По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ по показателю 23.

    10. * Объемную долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ определяют по показателю 11.

    По требованию потребителей допускается определять массовую долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ по показателю 11.

    11. Показатели 7 и 22 определяют по требованию потребителей.

    12. При использовании топлива марки РТ для летательных аппаратов со сверхзвуковой скоростью полета (код ОКП 02 5124) значение по показателю 14 должно быть не более 0,001 % масс, по показателю 28 контрольная температура - не ниже 275 °С

    2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130 - 280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60 - 280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °С, топлива Т-2 - 230 °С.

    Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.

    Таблица 2

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.

    2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 .

    2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.

    Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

    2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.

    2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

    2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве (*сопровождаемое паспортом). В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.

    *Паспорт должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 , и настоящего стандарта.

    3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.

    3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 «б» и «в» определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).

    При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.

    Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85 . Объем объединенной пробы 2,0 дм 3 каждой марки топлива.

    4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см 3 .

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4.3. (Исключен, Изм. № 1).

    4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.

    4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40 - 55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.

    При возникновении разногласий при оценке качества топлива РТ (*топлив ТС-1 и РТ) по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78 , при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003 %, для топлив ТС-1 анализ проводится с 01.01.89. ***

    *** Требования, подчеркнутые тонкой линейкой, не действуют на территории Российской Федерации.

    4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм 3 топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 см 3 испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70 - 80 °С, и 100 см 3 дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 см 3 дистиллированной воды выпаривают до объема 10 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.

    Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10 - 12 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина.

    Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.

    Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.

    4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91 .

    4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом.

    4.10. (Исключен, Изм. № 2).

    4.11. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлив устанавливается метод, указанный в таблице 1 первым

    4.11 (Введен дополнительно, Изм. № 5).

    5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива для реактивных двигателей - по ГОСТ 1510-84 .

    5.2. (Исключен, Изм. № 1).

    6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

    6.2. Гарантийный срок хранения топлив для реактивных двигателей - 5 лет со дня изготовления.

    Приложение А

    Библиография

    АSТМ D 2624-02 Авиационные дистиллятные топлива. Метод определения удельной электрической проводимости

    АSТМ D 6379-04 Топлива авиационные и нефтяные дистилляты. Определение типов ароматических углеводородов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции

    УДК 662.753:621.45:006.354 / Группа Б17

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    ГОСТ 10227-86

    Взамен
    ГОСТ 16564-71
    ГОСТ 10227-62

    ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

    Технические условия

    Jetfuels. Specifications

    МКС 75.160.20 / ОКП 02 5121 0200

    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. № 3501 дата введения установлена 01.01.87

    Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

    Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.

    Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85.

    1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

    Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке.

    1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

    Таблица 1
    Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
    ТС-1 Т-1С Т-1 Т-2 РТ
    высший сорт ОКП 02 5121 0205 первый сорт ОКП 02 5121 0204 высший сорт ОКП 02 5121 0203 первый сорт ОКП 02 5121 0202 первый сорт ОКП 02 5121 0206 высший сорт ОКП 02 5121 0201
    1. Плотность при 20 °С, кг/м 3 , не менее 780 775 810 800 755 775 По ГОСТ 3900-85
    2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177-82
    а) температура начала перегонки, °С:
    не ниже - - - - 60 135
    не выше 150 150 150 150 - 155
    б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше 165 165 175 175 145 175
    в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше 195 195 225 225 195 225
    г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше 230 230 270 270 250 270
    д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше 250 250 280 280 280 280
    3. Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт): По ГОСТ 33-82
    при 20 °С, не менее 1,30(1,30) 1,25(1,25) 1,50(1,50) 1,50(1,50) 1,05(1,05) 1,25(1,25)
    при минус 40 °С, не более 8(8) 8(8) 16(16) 16(16) 6(6) 16(16)
    4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 43120 42900 42900 42900 43100 43120 По ГОСТ 11065-90 и п. 4.8 настоящего стандарта
    5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее 25 25 20 20 25 25 По ГОСТ 4338-91
    6. Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива, По ГОСТ 5985-79 и п. 4.2 настоящего стандарта
    не более 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 -
    в пределах - - - - - 0,2–0,7
    7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 2,5 3,5 2,0 2,0 3,5 0,5 По ГОСТ 2070-82
    8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 28 28 30 30 - 28 По ГОСТ 6356-75
    9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше 60 60 60 60 60 55 По ГОСТ 5066-91, метод Б
    10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более: По ГОСТ 11802-88
    а) концентрация осадка, мг на 100 см 3 топлива 18 18 6 35 18 6
    б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см 3 топлива - - - - - 30
    в) концентрация не растворимых смол, мг на 100 см 3 топлива - - - - - 3
    10а. (Исключен, Изм. № 2).
    11. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 22 22 20 20 22 22 По ГОСТ 6994-74
    12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более 3 5 6 6 5 4 По ГОСТ 1567-97 или по ГОСТ 8489-85
    13. Массовая доля общей серы, %, не более 0,20 0,25 0,10 0,10 0,25 0,10 По ГОСТ 19121-73
    14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,003 0,005 0,001 - 0,005 0,001 По ГОСТ 17323-71
    15. Массовая доля сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323-71
    16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч Выдерживает По ГОСТ 6321-92 и п. 4.4 настоящего стандарта
    17. Зольность, %, не более 0,003 0,003 0,003 0,003 0,003 0,003 По ГОСТ 1461-75
    18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307-75 и п. 4.9 настоящего стандарта
    19. Содержание мыл нафтеновых кислот Отсутствие - По ГОСТ 21103-75
    20. Содержание механических примесей и воды Отсутствие По п. 4.5
    21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более - - - - - 1,5 По ГОСТ 17749-72
    22. Люминометрическое число, не ниже - - - - - 50 По ГОСТ 17750-72
    23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150–180 °С: По ГОСТ 17751-79 и п. 4.6 настоящего стандарта
    а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше 10
    б) отложения на подогревателе, баллы, не более - - - - - 2
    24. Взаимодействие с водой, балл, не более: По ГОСТ 27154-86
    а) состояние поверхности раздела 1 1 - - - 1
    б) состояние разделенных фаз 1 1 - - - 1
    25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м: По ГОСТ 25950-83
    при температуре заправки техники, не менее 50 50 - - 50 50
    при 20 °С, не более 600 600 - - 600 600
    26. Давление насыщенных паров, гПа 133 По ГОСТ 1756-52
    (мм рт. ст.), не более - - - - (100) -
    27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений - - Отсутствие - По п. 4.7

    Примечания:

    1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.

    2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 1 1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.

    Допускается применять в климатическом районе 1 1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.

    Топливо для применения в климатическом районе 1 1 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.

    3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.

    4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:

    • по кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 см 3 топлива;
    • по содержанию фактических смол - на 2 мг на 100 см 3 топлива;
    • по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 см 3 топлива.

    5–6. (Исключены, Изм. № 1).

    7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м 3 .

    8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KOH/100 см 3 .

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

    1.3. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 1.2 и разд. 3 и 4.

    (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130–280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °С, топлива Т-2 - 230 °С.

    Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.

    2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.

    2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.

    Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

    2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.

    2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

    2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.

    3.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517-85.

    3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.

    3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 "б" и "в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).

    При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.

    Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм 3 каждой марки топлива.

    4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см 3 .

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4.3. (Исключен, Изм. № 1).

    4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.

    4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40–55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.

    При возникновении разногласий при оценке качества топлива РТ по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78, при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003 %, для топлив ТС-1 анализ проводится с 01.01.89.

    4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм 3 топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 см 3 испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70–80 °С, и 100 см 3 дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 см 3 дистиллированной воды выпаривают до объема 10 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.

    Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10–12 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина.

    Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.

    Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.

    4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91.

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

    Изменение № 2 ГОСТ 10227-86 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94)

    Изменение № 3 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

    По материалам издания «ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. Технические условия. Издание официальное.»
    ФГУП «Стандартинформ», Москва, 2008 г.

    ГОСТ 10227-86

    Группа Б17

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

    Технические условия

    Jetfuels. Specifications

    МКС 75.160.20
    ОКП 02 5121 0200

    Дата введения 1987-01-01

    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. N 3501

    Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

    ВЗАМЕН ГОСТ 16564-71, ГОСТ 10227-62

    ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в ноябре 1990 г., августе 1995 г., августе 1998 г. (ИУС 2-91, 10-95, 11-99)

    Изменение N 2 ГОСТ 10227-86 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)

    Наименование государства

    Наименование национального органа по стандартизации

    Азербайджанская Республика

    Азгосстандарт

    Республика Армения

    Армгосстандарт

    Республика Беларусь

    Госстандарт Беларуси

    Грузия

    Грузстандарт

    Республика Казахстан

    Госстандарт Республики Казахстан

    Киргизская Республика

    Киргизстандарт

    Республика Молдова

    Молдовастандарт

    Российская Федерация

    Госстандарт России

    Республика Узбекистан

    Узгосстандарт

    Украина

    Госстандарт Украины

    2. Фракционный состав:

    а) температура начала перегонки, °С:

    не ниже

    не выше

    б) 10% отгоняется при температуре, °С, не выше

    в) 50% отгоняется при температуре, °С, не выше

    г) 90% отгоняется при температуре, °С, не выше

    д) 98% отгоняется при температуре, °С, не выше

    3. Кинематическая вяз- кость, мм/с (сСт):

    при 20 °С, не менее

    при минус 40 °С, не более

    4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее

    6. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

    8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

    9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

    а) (Исключен, Изм. N 2)

    б) концентрация раство- римых смол, мг на 100 см топлива

    в) концентрация нераство- римых смол, мг на
    100 смтоплива

    10а. Термическая ста- бильность в статических условиях при 150 °С (концентрация осадка, мг на 100 см топлива), не более

    11. Массовая доля ароматических углеводо- родов, % не более

    12. Концентрация факти- ческих смол, мг на 100 см топлива, не более

    13. Массовая доля общей серы, %, не более

    14. Массовая доля меркапта- новой серы, %, не более

    15. Массовая доля сероводорода

    Отсутствие

    16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч

    Выдерживает

    Отсутствие

    21. Массовая доля нафталиновых углеводоро- дов, %, не более

    22. Люминометрическое число, не ниже

    23. Термоокислительная стабильность, определяе- мая динамическим методом при 150-180 °С:

    По ГОСТ 17751-79
    и п.4.6 настоящего стандарта

    а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше

    б) отложения на подогре- вателе, баллы, не более

    24. Взаимодействие с водой, балл, не более:

    а) состояние поверхности раздела

    б) состояние разделен- ных фаз

    25. Удельная электричес- кая проводимость, пСм/м:

    26. Давление насыщен- ных паров, гПа (мм рт. ст.), не более

    Примечания:

    1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.

    2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.

    Допускается применять в климатическом районе 1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.

    Топливо для применения в климатическом районе 1 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.

    3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.

    4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:

    По кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 см топлива;

    По количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 см топлива.

    5-6. (Исключены, Изм. N 1).

    7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °C не менее 810 кг/м.

    8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг КОН/100 см.

    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

    1.3. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.1.2 и разд.3 и 4.

    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130-280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С - для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °C, топлива Т-2 - 230 °С.

    Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.

    Таблица 2

    Наименование показателя

    ТС-1, РТ

    Т-1, Т-1С

    Температурные пределы воспламенения паров, °С:

    Нижний

    Верхний

    Концентрированные пределы взрываемости, %, (по объему):

    Нижний

    Верхний

    2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.

    2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 .

    2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.

    Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

    2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.

    2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

    2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.

    3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    (Измененная редакция, Изм. N 1).

    3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.

    3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 "б" и "в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).

    При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.

    Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.

    (Измененная редакция, Изм. N 1).

    4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85 . Объем объединенной пробы 2,0 дм каждой марки топлива.

    4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10%-го остатка и разбавленный до 85%-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см.

    (Измененная редакция, Изм. N 1).

    4.3. (Исключен, Изм. N 1).

    4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.

    4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.

    При возникновении разногласий при оценке качества топлива РТ по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78 , при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003%, для топлив ТС-1 анализ проводится с 01.01.89.

    4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.

    (Измененная редакция, Изм. N 1).

    4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 см испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70-80 °C, и 100 см дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 см дистиллированной воды выпаривают до объема 10 см и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.

    Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10-12 см и прибавляют 3 капли фенолфталеина.

    Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.

    Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.

    4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91 .

    4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом.

    4.10. (Исключен, Изм. N 2).

    5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива для реактивных двигателей - по ГОСТ 1510-84 .

    5.2. (Исключен, Изм. N 1).

    6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

    6.2. Гарантийный срок хранения топлив для реактивных двигателей - пять лет со дня изготовления.

    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    Нефтепродукты. Топлива. Технические условия:
    Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

    4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм 3 каждой марки топлива.

    4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см 3 .
    ().

    4.3. (Исключен, Изм. № 1 ).

    4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.

    4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.
    При возникновении разногласий при оценке качества топлив ТС-1 и РТ по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78, при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003 %.

    4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм 3 топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.
    (Измененная редакция, Изм. № 1 ).

    4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 см 3 испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70-80 °С, и 100 см 3 дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 см 3 дистиллированной воды выпаривают до объема 10 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.
    Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10-12 см 3 и прибавляют 3 капли фенолфталеина.
    Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.
    Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.

    4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91.

    4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом.

    4.10. (Исключен, Изм. № 2 ).

    4.11. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлив устанавливается метод, указанный в таблице 1 первым.
    (Введен дополнительно, Изм. № 5)



    Случайные статьи

    Вверх