Илон Маск раскрыл планы SpaceX по колонизации Марса. Полет на Марс со SpaceX: реальный план или мечты о будущем? Space x когда на марс

Если всё пойдёт по плану, в 2018 году космический аппарат Red Dragon компании SpaceX совершит посадку на Марсе и станет первым частным кораблём на поверхности другой планеты. Основавший SpaceX предприниматель Илон Маск говорит, что его цель - умереть на Марсе (желательно не во время жёсткой посадки), а все его космические проекты - это подготовка к колонизации Красной планеты. Редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов попробовал разобраться, когда стоит ждать Маска на Марсе.

27 апреля 2016 года SpaceX одним твитом анонсировала свою первую марсианскую миссию. Со времён начала космической эры человечество действительно сделало большой шаг вперёд: если раньше для объявления об исторической инициативе пришлось бы собирать пресс-конференцию, то теперь достаточно 115 символов и одной картинки.

Илон Маск в своём твиттере раскрыл некоторые подробности: корабль Dragon 2 сконструирован для посадки «где угодно в Солнечной системе», марсианская миссия «Красный дракон» станет его первым испытанием, но о пилотируемых рейсах и продолжительных полётах речь пока не идёт - внутренний объём аппарата сопоставим с внедорожником.

И это, в общем, вся информация, которая доступна сейчас - подробный план своей марсианской программы SpaceX обещает представить осенью 2016 года на Международном астронавтическом конгрессе в Мексике. Но уже сейчас понятно, что начавшаяся почти 15 лет назад космическая одиссея никогда не была сумбурным набором отдельных проектов. Каждый шаг Маска приближал его к реализации масштабной стратегии - колонизации Марса.

Многоразовые ракеты

Всё началось в 2002 году, когда Илон Маск основал Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX. Маск вложил в проект больше $100 млн, вырученных от продажи своей доли в платёжной системе PayPal (одним из основателей которой он являлся). Контракты более чем на $5 млрд с компанией подписали НАСА и американские оборонные ведомства. В арсенале SpaceX - ракеты-носители Falcon и космические корабли Dragon. В 2008 году компания с пятой попытки успешно запустила свою первую ракету Falcon 1. Спустя четыре года на Международную космическую станцию отправилась Falcon 9, и с тех пор Dragon доставляет грузы на МКС. НАСА ждёт, что к концу 2017 года SpaceX начнёт пилотируемые полёты на орбиту. Вместе с космическим кораблём, созданным корпорацией Boeing, «Дракон» Маска лишит российские «Союзы» монопольного положения единственного средства доставки астронавтов на МКС, которое они занимают после прекращения полётов Space Shuttle в июле 2011 года.

Осенью 2016 года компания Маска планирует запустить самую мощную в мире ракету Falcon Heavy,

которая, грубо говоря, выглядит как три соединённых вместе Falcon 9. Судя по всему, именно тяжёлую модификацию ракеты SpaceX использует для отправки «Красного дракона» к Марсу.

Ракеты-носители Falcon - одна из главных фишек SpaceX, её уникальное торговое предложение. Первая ступень ракеты спроектирована многоразовой, что сулит революцию в освоении космоса, радикально сокращая стоимость запусков. (Традиционная космическая отрасль относится к ракетам-носителям как к расходному материалу - вырабатывая по мере набора высоты топливо, ступени отделяются и падают на землю или в океан; использовать их повторно после этого невозможно.) 8 апреля 2016 года инженеры SpaceX впервые в истории посадили первую ступень Falcon 9 на плавучую платформу. Перед этим в декабре 2015 года компания впервые посадила Falcon 9 на суше.

Многоразовая ракета - это не просто способ сэкономить на доставке грузов на орбиту. Это ещё и отработка технологий, необходимых для успешной марсианской посадки. По сути, пока весь мир наблюдал за приземлением и приводнением первых ступеней Falcon, специалисты SpaceX тестировали мягкую посадку космического корабля на поверхность Марса.

В свою очередь, конструкция космического корабля Dragon 2 предполагает возможность его использования как для работы на околоземной орбите, так и для полёта к Марсу - разумеется, при условии необходимых доработок. В составе «Дракона» есть восемь двигателей SuperDraco, которые предназначены для аварийного отделения капсулы от ракеты, но могут использоваться и для марсианской посадки. Если марсоход Curiosity снижался с помощью системы «Небесный кран» (см. ролик ниже), то Red Dragon будет полагаться только на собственные ракетные двигатели.

Впрочем, когда Илон Маск пишет, что Dragon 2 сможет совершать посадку на любой планете или спутнике Солнечной системы, а миссия Red Dragon станет его полевым испытанием, он либо преувеличивает, либо лукавит. Хотя внешний вид кораблей, спроектированных для земной орбиты и посадки на Марсе, может не отличаться, а некоторые узлы - оставаться одними и теми же, полёт к другой планете мало похож на отправку грузов к МКС. Марсианская миссия потребует, скорее всего, другой электроники, других технологий теплозащиты, а в случае пилотируемых полётов - и решения проблемы защиты от радиации в течение нескольких месяцев в межпланетном пространстве.

Нелёгкий путь на Марс

Марсианская научная лаборатория, куда входит Curiosity, а также советские межпланетные станции с «Марс-4» по «Марс-7», запущенные в 1973 году, достигали в своей массе четырёх тонн. По оценкам экспертов, Red Dragon будет весить вдвое больше.

Только топливо, необходимое для управляемой посадки на поверхность Марса, займёт две тонны.

Полезная нагрузка составит одну тонну - вероятно, на борту «Дракона» будут новые марсоходы.

Это, пожалуй, главное значение первой марсианской миссии Маска - без действительно тяжёлых космических кораблей невозможны не только колонизация Марса, но и даже отправка к нему краткосрочных пилотируемых миссий. Проверив свои технологии в реальных условиях, SpaceX приблизится к исполнению мечты своего основателя гораздо ближе, чем любое государственное космическое агентство.

Космос как бизнес

Романтика космических полётов долгое время мешала увидеть действительный масштаб стратегии Илона Маска. Он не похож на отца американской космической программы Вернера фон Брауна и на Сергея Королёва, а SpaceX равно далека и от «Роскосмоса», и от НАСА. Маск не стремится ставить рекорды, а его компания не тратит десятилетия на разработку «ракеты мечты». Вместо этого он использует подходы, которые давно применяются в технологических компаниях. Он выпускает продукт, обладающий минимальным набором необходимых функций, и тестирует его в боевых условиях. Потом выходят новые версии продукта, совсем как новые айфоны у Apple.

Маск не боится неудач - для него очередной провальный запуск становится источником ценных данных, а не поводом для депрессии.

В этом его главное конкурентное преимущество перед традиционными космическими агентствами: пока их руководители трясутся от страха, ожидая выговора или сокращения финансирования, он продолжает реализовывать свою стратегию.

В SpaceX собрались инженеры, которые считают деньги, что большая редкость для космической индустрии, и полагаются на собственные разработки вместо того, чтобы обращаться к поставщикам. Если можно не покупать прибор за 50 тысяч долларов, а собрать его самим, потратив на это пару тысяч, инженеры Маска выберут именно этот путь.

Вообще, космические проекты Маска - самое наглядное доказательство преимущества частного бизнеса над государственным планированием. К примеру, космодром для своих ракет он собирается построить за 100 миллионов долларов - эта сумма в 32 раза ниже той, что заложена в смету нового российского космодрома «Восточный».

Когда же стоит ждать Маска на Марсе? Учитывая неоднократные переносы сроков в прошлом, к его обещанию запустить корабль в 2018 году стоит относиться с долей скепсиса. Скорее всего, реальный старт мы увидим ближе к 2019–2020 годам. Уже сейчас ясно, что это будет увлекательное время: в 2020 году Китай планирует отправить на Марс свой аппарат, на этот же год «Роскосмос» и Европейское космическое агентство перенесли запуск второй части миссии ExoMars. Перспективы пилотируемых полётов пока более туманны: НАСА осторожно говорит о людях на Марсе в 2030-х годах, китайцы, как и россияне, планируют высадиться на Красную планету не раньше 2040-х.

Точный график марсианской программы Маска мы узнаем уже в сентябре, но его предыдущие заявления позволяют судить о том, что первых астронавтов он собирается отправить к Марсу до конца 2020-х.

История SpaceX

В каждой эпохе есть люди, которые олицетворяют ее, будь то Гагарин, Менделеев или Леонардо да Винчи. Мы стали современниками предпринимателя, ученого и мечтателя Илона Маска, чье имя, несомненно, войдет в историю. Соучредитель платежной системы PayPal, отец электрокаров Tesla, генеральный директор частной космической компании SpaceX, пошатнувшей государственную монополию на производство ракет – носителей.

Амбициии SpaceX могут вызывать скептическую усмешку, но остаться равнодушным к деятельности компании невозможно, ведь будущее создается прямо на наших глазах.

Семена на Марсе

В начале 2002 года уже ставший мультимиллионером Илон Маск загорается идеей отправить человека на Марс и вернуть внимание общества к этому вопросу. На протяжении всей жизни бизнесмен (а по образованию физик) Маск, вынашивает мечту об установке на поверхности Марса небольшого парника с семенами земного растения, чтобы вдохновить людей на колонизацию красной планеты.

Сложность реализации этого скромного замысла кроется не в уже существующих технологиях, а в дороговизне запуска космических кораблей. Не собираясь платить американским ракетным компаниям, Маск три раза ездил в Россию, рассматривая возможность покупки отремонтированной ракеты «Днепр», чья стоимость составляла около 20 миллионов долларов. Мысли о ценообразовании и финансовых рисках подтолкнули его к решению создавать свои ракеты, а не покупать их у американцев или русских. Это привело к появлению самой многообещающей в частной космонавтике компании SpaceX.

Сокол и Дракон

В 2006 году инженерами компании SpaceX была разработана первая ракета-носитель – Falcon 1 , ее запуск произошел 24 марта 2006 года, но закончился аварией из-за неисправности двигателя первой ступени. Лишь после трех неудачных стартов 28 сентября 2008 года Falcon 1 удалось доставить полезный груз на высоту 500 – 700 км, что вошло в историю как первый успешный запуск на орбиту частной ракеты.

Спустя еще год пятый запуск Falcon 1 доставил на орбиту малазийский спутник RazakSAT.

С 2010 года компанией Space X введена в эксплуатацию вторая, более тяжелая ракета - носитель Falcon 9 , аналогичная по характеристикам российской ракете «Союз-2». Уроки, полученные от неудач первых запусков, были учтены и это позволило Falcon 9 успешно стартовать 4 июня 2010 года, выведя на орбиту макет корабля Dragon для аэродинамических тестов.

8 декабря 2010 года состоялся первый полноценный запуск корабля Dragon, спустя 10 минут после старта, на высоте примерно 300 километров корабль вышел на расчетную орбиту и отделился от носителя. Корабль дважды совершил облет Земли со скоростью около 7,73 километра в секунду, после чего перешел к снижению, успешно приводнившись в Тихом океане.

Интересный факт. На борту корабля был размещен некий засекреченный груз. После стало известно, что в качестве груза выступила головка сыра, находившаяся в специальном контейнере, прикрепленном к полу корабля.

«Дракон» стал единственным в мире грузовым кораблем, способный вернуться на Землю.
Первый полет к МКС состоялся 22 мая 2012 года, 25 мая 2012 года, в 13:56 по стандарту UTC, корабль приблизился к МКС до дистанции в 10 метров, после чего был захвачен с помощью манипулятора «Канадарм 2», установленном на модуле «Спокойствие», и успешно пристыкован.

Контракт, заключенный между NASA и «SpaceX» по программе Commercial Resupply Services предполагал осуществление 12 полетов на МКС, но, в марте 2015 года, NASA продлило контракт еще на три миссии в течение 2017 года.

  • Космический корабля Dragon приводнился у берегов Калифорнии. 10 февраля 2015 года
  • Приводнение корабля Dragon у берегов Калифорнии

Планы SpaceX

Сегодня планы Илона Маска, если и могут вызывать некое сомнение у специалистов, то многочисленные поклонники Space X, воодушевленные идеей частного освоения космоса и колонизации красной планеты, пресса, а главное - инвесторы, деятельность компании поддерживают и одобряют.

Главные задачи Space X сейчас очень амбициозны: ракеты многоразового использования, сверхтяжелая ракета – носитель Falcon Heavy , строительство частного космодрома и, конечно, колонизация красной планеты, первой частью которой должен стать пилотируемый полет на Марс.

Falcon 9R

Повторное применение первой ступени, наиболее дорогой части ракеты, поможет снизить цену запусков на 70 процентов.

Впервые идея ракеты, способной к возвращению и повторному полету, появилась в 2012 году, в 2013 году появилось ее воплощение - более продвинутая модель Falcon 9R.

Ее первая ступень после отработки основной задачи маневрирует и принимает в воздухе вертикальное положение, после чего совершает мягкую посадку. На первых испытаниях новинку преследовали неудачи, но инженеры смогли выявить основные ошибки и ракета уже успешно приземлялась как на космодроме, так и на специальной автономной плавучей платформе.

Частный космодром

В августе 2015 года SpaceX было объявлено о грандиозной задаче - создании первого в мире частного космодрома.

Проект будет осуществлен при поддержке властей штата Техас, где будет расположен будущий объект в городе Браунсвилль. Создание частного космодрома позволит создать около 300 новых рабочих мест и принести экономике штата около 85 миллионов долларов в виде капиталовложений.

Колонизация красной планеты

В 2012 году Илон Маск объявил, что работает над тем, чтобы к 2029 году полёт на красную планету для семьи обошелся бы в 500000 тысяч долларов.

С будушим связано представление в мае 2014 года космического корабля нового поколения, получившего название Dragon V2. По словам Маска, они способны сесть «где угодно на Земле», на борт корабль может взять до 7 человек и использоваться многократно. Доставлять астронавтов с поверхности планеты до МКС и обратно планируется к 2017 - 2018 годам.

И хотя цена полета выглядит устрашающе, для межпланетного перелета она действительно мала и шансы на появление колонии на Марсе возрастают с каждым днем.

Красный дракон

Информация о полете к красной планете в 2018 году появилась на странице компании SpaceX в Twitter 17 апреля этого года, подробнее об этом рассказывается на сайте NASA. По словам Илона Маска, миссия Red Dragon станет проверочным запуском, первой пробной ласточкой. В планы компании входит разработка космического корабля Dragon 2, способного приземлиться в любом месте Солнечной системы, независимо от наличия атмосферы и даже твердой поверхности. Вместе с тем Маск отметил, что для миссий с участием людей дальше Луны этот аппарат не подойдет, так как в текущей модификации пространство внутри корабля слишком мало для длительных путешествий.

План колонизации Марса

27 сенября 2016 года на международном конгрессе по астронавтике, проходившем в Мексике, Илон Маск рассказал о своем видении будущей марсианской колонии. Маск планирует создать многоразовую транспортную систему, которая сможет доставить на красную планету сто чсловек за 80 дней. Космический корабль, использующийся в системе, будет заправляться метаном и кислородом на земной орбите и после посадки на Марсе. стоимость путешествия для одного человека должна составить 200000 долларов США. Колония добьется самоокупаемости, когда ее численность достигнет миллиона человек, на что, по оценке Маска, уйдет сто лет. SpaceX уже испытывает ракетный двигатель Raptor , который был разработан для многоразовой транспортной системы.

Люди 1972 года обалдели бы, увидев наши смартфоны и эти наши интернеты, но они бы удивились еще больше тому, что мы совсем забросили освоение космоса.

Что ж произошло? Почему мы решили остановиться после этих крутейших десятков лет космических авантюр? Элон Маск сказал бы, что «почему мы остановились?» - это неправильный вопрос. Мы должны спросить следующее: почему мы вообще хотели отправить людей в космос, в первую очередь?

Космическое путешествие - это очень, очень, очень дорого. Национальные бюджеты, как правило, затянуты по самое не хочу. Так что даже немного удивительно, что страна может оторвать значительный кусок своего бюджета ради вдохновения молодежи и расширения наших границ понимания. Впрочем, ни одна страна не разваливает свой бюджет ради приключений, вдохновения и расширения границ - сверхдержавы в свое время делали это ради того самого «соревнования». И после определенной победы одна из сверхдержав решила из гонки выйти, а другая просто развалилась.

Вместо того чтобы продолжать расширять границы любой ценой, США и СССР пожали руки и начали работать как взрослые над более практичными проектами, вроде создания совместной космической станции на НОО.

С тех пор прошло сорок лет, «История людей и космоса» снова обратилась к Земле, где мы обнаружили у себя две основных причины осваивать космос. (Примечание: следующая подглава будет включать в себя обзор спутников, космических зондов и космических телескопов. Если вам это не особо нравится, можете пролистать ее до раздела о Международной космической станции ).

Первая и основная причина взаимодействия людей с космосом со времен программы «Аполлон» заключается не в интересе людей к космосу. Она заключается в использовании космоса для практических целей, поддержки промышленности на Земле, по большей части в форме спутников. Основная часть современных запусков ракет в космос заключается в выведении каких-либо вещей на НОО, чтобы оттуда глазеть на Землю, а не вглядываться в великие просторы в другом направлении.

Итак, если вы не знали, зачем нам спутники, вот небольшой обзор.

Мы нечасто об этом задумываемся, но над нами висят сотни летающих роботов, которые играют важную роль в нашей жизни на Земле. В 1957 году одинокий «Спутник» кружил вокруг Земли в гордом одиночестве, но сегодня связь, прогноз погоды, телевидение, навигация и аэрофотосъемка целиком полагаются на спутники, равно как и многие национальные военные силы и правительственные спецслужбы.

Общий рынок производства спутников, запуска их в космос и связанных с этим оборудования и услуг вырос с 60 миллиардов долларов в 2004 году до более 200 миллиардов долларов в 2015 году. Спутниковая промышленность приносит доход в 4% от общемировой телекоммуникационной отрасли, но на нее приходится более 60% прибыли космической отрасли.

Давайте посмотрим, какие роли играют спутники (статистика за 2013 год):


Из 1265 активных спутников на орбите к началу 2015 года США владеет большей их частью - 40% в общем - но более 50 стран имеют как минимум один орбитальный спутник.

Если говорить о месте пребывания этих спутников, большинство из них занимают два отдельных «слоя» космоса.

Почти две трети активных спутников находятся на НОО. НОО начинается на высоте 160 километров над Землей, это минимальная высота, на которой объект может кружить вокруг планеты, не испытывая атмосферное сопротивление. НОО вытягивается на 2000 километров вверх. Обычно самые низкие спутники располагаются на высоте 350 километров или выше.

Большая часть остальных (почти треть) спутников пребывают значительно выше, на так называемой геостационарной орбите (ГСО). Она пролегает на высоте 35 768 километров над Землей и называется геостационарной, поскольку расположенный на этой орбите объект движется со скоростью вращения Земли, а значит, его место положения в небе стационарно относительно точки на Земле. Наблюдатель с земли не увидит движения такого объекта.

ГСО идеально подходит для спутников телевидения, поскольку тарелку на Земле можно направить на одну фиксированную точку.

Небольшой процент других спутников находится на геопереходной орбите (ГПО), которая находится между НОО и ГСО. Одним из примечательных жителей ГПО является система GPS, которую люди многих стран используют каждый день. Вся система GPS, которая появилась в США в 1995 году, использует 32 спутника. До 2012 года их число было 24 - шесть орбит, на каждой по четыре спутника. И даже с 24 спутниками, с каждой точки Земли можно увидеть минимум шесть спутников в конкретный момент, а обычно их число девять или больше.

Поэтому карта вашего телефона может показать ваше местоположение даже в отсутствие сотовой связи - потому что сотовая связь ей не нужна. Эта система также рассчитана с запасом: необходимо только четыре спутника одновременно, чтобы определить ваше местоположение по телефону. Спутники GPS имеют орбитальный период в 12 часов, совершая два полных оборота вокруг Земли каждый день. Расположение спутников можно также отследить с использованием Google Earth.

Космический мусор

В мире спутников есть большая проблема. В дополнение к 1265 активным спутникам на орбите, есть также тысячи неактивных спутников, а также куча отработанных ракет от предыдущих миссий. Время от времени одна из них взрывается, ну или две сталкиваются, порождая тонну крошечных фрагментов - . Его количество в космосе существенно выросло за последние десятилетия.


Большинство спутников и мусора сосредоточены в НОО и во внешнем кольце объектов в ГПО. Земные космические агентства отслеживают порядка 17 000 объектов в космосе, только 7% из которых представлены активными спутниками. Есть также карта, отображающая каждый известный объект в космосе.


Самое страшное в том, что они отслеживают лишь крупные объекты, что мы и видим на изображении. Число меньших объектов (от 1 до 10 см) варьируется от 150 000 до 500 000, а всего есть больше миллиона кусочков мусора больше 2 мм. Проблема в том, что на тех невероятных скоростях, с которой движутся космические объекты (большинство объектов НОО летят со скоростью больше 27 000 км/ч), столкновение даже с крошечным объектом может причинить огромный ущерб активному спутнику или аппарату. Объект размером всего в сантиметр на таких скоростях причинит такой же ущерб столкновением, как небольшая ручная граната.

Треть всего космического мусора произошла из двух событий: китайские противоспутниковые испытания, когда Китай нагадил всему миру, намеренно взорвав один из своих спутников, породив 3000 новых обломков мусора; и столкновение двух спутников 2009 года, которое привело к появлению 2000 обломков. Каждое столкновение порождает определенное количество мусора, который увеличивает вероятность столкновения, а значит и шансы на начало цепной реакции - . Также предлагаются различные способы по очистке НОО от космического мусора - .


А вот график, который суммирует «космический след» каждой нации, показывая количество активных спутников, неактивных спутников и космического мусора, оставленного каждой страной. Есть и другие космические активности, пребывающие в стадии развития - , космический туризм - но по крайней мере сейчас спутники заслуживают обсуждения в отдельной категории.

Поиск и обучение

Вторая причина, по которой люди взаимодействуют с космосом в последние десятилетия, доказывает, что хотя мы, может, и перестали отправлять людей к Ситуации, мы никогда не утоляли жажду изучения неизвестного там. И хотя общество отошло от космоса и занялось другими делами, астрономы продолжали свою работу, страницу за страницей расшифровывая старую загадочную книгу «Где мы?».

Лучше всего астрономы учатся из того, что видят, и побочным эффектом космической гонки стала разработка намного более эффективных технологий изучения дальних пределов. Есть два высокотехнологичных способа, которыми астрономы изучают вещи.

Инструмент поиска и обучения №1: отправка зондов по Солнечной системе

Как правило, ученые отправляют небольшого забавного робота в направлении далекой планеты, луны или астероида, и робот тратит месяцы или годы, летя через космос, пока наконец не прибудет. Затем, в зависимости от плана, он либо пролетит мимо объекта, сделав пару снимков, либо покружит над ним, получив более детальную информацию, либо просто приземлится на него и будет проводить полный осмотр. Все, что робот извлекает в плане информации, отправляется обратно к нам; и когда работа зонда завершена, мы либо разбиваем его о поверхность объекта, либо позволяем лететь в дали дальние.

Я могу использовать себя как лакмусовую бумажку, проверяя, что публика знает, а что нет. Я серьезно занимался астрономией с тех пор, как мне исполнилось три года, поэтому если я чего-то не знаю о мире космоса, то предполагаю, что и большинство людей не знает. И когда дело доходит до космических зондов, я чувствую себя немного дезориентированным. Сколько их летает где-то там? 200? 50? 9? Почему они там, кто их послал, что они делают? Все, что я знаю, это какие-то случайные истории каких-то снимков, которые зонды посылают нам - я захожу на сайт, читаю последние новости, вижу классные фотогалереи и что-то почерпаю для себя. Вот и вся дружба среднестатистического человека, интересующегося астрономией, с зондами.

Однако, как оказалось, знать нужно не так-то много, поэтому чтобы полностью разобраться, времени много не понадобится. Вот восемь ключевых космических роботов, о которых нужно знать каждому.

  1. «Новые горизонты» (Плутон, NASA)


New Horizons первый в этом списке, поскольку его важный момент только-только настал. Отправленный в 2006 году в десятилетнее путешествие к Плутону (разогнавшийся от Юпитера в 2007 году до высокой скорости), зонд «Новые горизонты» достиг пункта назначения . Он не приземлялся на Плутон, но пролетел очень близко к нему и показал нам первые его цветные изображения.

Потом «Новые горизонты» отправится к поясу Койпера делать снимки астероидов и карликовых планет.

Тим Урбан, WaitButWhy

SpaceX планирует отправить на Марс первых колонизаторов уже в 2024 году. Астронавтов доставит сверхмощная ракета Big Falcon Rocket, и первое время им придется жить в космическом корабле. Глава компании Илон Маск рассчитывал построить на Красной планете полноценные города, но, кажется, планы изменились.

К началу 2020-х годов SpaceX завершит разработку самой мощной в мире ракеты . Аппарат грузоподъемностью 150 тонн, вмещающий сотню пассажиров, станет главным транспортным средством для будущих колонизаторов Марса. Первая пилотируемая миссия состоится в 2024 году, а процесс освоения Красной планеты будет длиться несколько десятилетий.

Однако самостоятельно строить поселения в дальнем космосе SpaceX не планирует. На Международной конвенции исследователей Марса инженер компании Пол Вустер рассказал подробности первых миссий. По его словам, SpaceX возьмет на себя роль перевозчика.

«В первую очередь мы заинтересованы в транспортировке. Возможности [освоения] Марса нам также интересны, но мы надеемся, что к процессу подключатся и другие компании», - цитирует Вустера Business Insider.

Ранее глава SpaceX Илон Маск говорил о планах построить на Красной планете полноценные города, которые станут запасным пристанищем для жителей Земли на случай глобальных природных катаклизмов.

Компании необходимо разработать технологию доставки астронавтов на поверхность Марса. На выполнение этой задачи SpaceX уже тратит миллионы долларов, а также привлекает лучших инженеров.

Роль космического такси будут выполнять два компонента Big Falcon Rocket: многоразовая ракета-носитель и корабль. Ракета доставит корабль на орбиту, после чего он продолжит путешествие самостоятельно. В пути у него иссякнут запасы топлива, но SpaceX доставит в космос специальные аппараты для дозаправки. Уже на Марсе космический корабль заправят метаном - это позволит вернуть аппарат обратно на Землю.

Первым колонизаторам придется самостоятельно изготовить топливо, используя запасы воды в марсианской почве, CO2 из атмосферы и электричество, генерируемое солнечными панелями. По словам Вустера, ежедневно землянам придется находить и добывать одну тонну льда.

На этом миссия астронавтов не закончится. Им также придется первыми испытать возможные последствия пребывания на Марсе, чтобы подготовить «почву» для будущих миссий. Параллельно с этим колонизаторы построят посадочную площадку для кораблей, летящих с Земли.

В первые годы SpaceX обещает доставить на Марс три корабля с экипажем и два аппарата с полезной нагрузкой, каждый из которых сможет транспортировать до 100 тонн. Общая масса грузов, доставленных на планету, на 150-200% превысит массу МКС. Компания планирует привозить оборудование и материалы с запасом на случай появления новых технологий, пока неизвестных науке.

«Перед нами стоит задача создать не просто форпост, а обширную базу. Не такую, как в Антарктике, а подобие деревни, поселения, которое со временем превратится в мегаполис, а затем - в сеть городов», - сообщил Вустер.

Первое время астронавтам придется жить в космическом корабле. Как будут выглядеть костюмы колонизаторов и что поможет им защититься от радиации, пока неясно. Рано или поздно SpaceX планирует вернуть колонизаторов на Землю и использовать BFR повторно - только в этом случае миссия оправдает свои затраты.

Вустер надеется, что земляне найдут ответы на вопросы, давно волнующие научное сообщество, а именно, есть ли на Марсе следы органической жизни, которая существовала прежде или существует до сих пор.

Компания уже ведет переговоры с учеными и экспертами NASA, а также подбирает оптимальную локацию для посадки на Красной планете. В начале августа SpaceX

Space Exploration Technologies Corporation - частная американская компания, созданная для освоения космоса. SpaceX производит и запускает космические ракеты Falcon.

В сотрудничестве с NASA компания разработала космический модуль Dragon - первый частный корабль, который используется для доставки груза на МКС.

Это проект какого-то продвинутого миллиардера?

Да, SpaceX в 2002 году основал известный бизнесмен, инженер, изобретатель, инвестор и миллиардер . Личность легендарная: Маск - один из создателей платёжной системы PayPal, главный разработчик и генеральный директор компании Tesla Inc.

В числе его перспективных проектов - вакуумный поезд Hyperloop, который будет ездить со скоростью более 1200 километров в час, и разработка технологии объединения человеческого мозга с компьютером.

Именно Маск стал прототипом изобретателя и миллиардера Тони Старка - знаменитого Железного человека из киновселенной Marvel. Илон и сам появился на экране в нескольких фильмах. В «Железном человеке 2» он сыграл приятеля Старка.

Howitstarted.co.uk

Чем отличается SpaceX от других производителей ракет?

Создатели компании поставили перед собой амбициозную цель: сделать полёты в космос дешевле и открыть путь к колонизации Марса. В SpaceX небольшой, по меркам прочих космических разработчиков, коллектив: чуть более пяти тысяч человек.

Компания всё делает сама: проектирует, собирает, тестирует, производит необходимые комплектующие для ракет, включая двигатели.

Кроме того, ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9 и корабль Dragon изначально задумывались как многоразовые. Dragon сегодня является единственным действующим грузовым кораблём, который может вернуть груз из космоса.

Что уже запустила SpaceX?

История покорения космоса такова:
  • Пять запусков ракеты-носителя Falcon 1 (три попытки неудачные, две удачные).
  • 32 запуска ракеты-носителя Falcon 9 (30 успешных). В 12 из них ракета отправилась в космос с грузовым кораблём Dragon (один запуск неудачный). Также Falcon доставил на орбиту земли спутники различного назначения.

И всё же, что считается главным достижением SpaceX?

В 2015 году впервые в истории произошла посадка на Землю первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, после того как она вывела груз на околоземную орбиту.

Через полгода после посадки на сушу выполнившую задание ступень удалось посадить на морскую платформу.

А в конце марта 2017 года SpaceX успешно запустила ракету Falcon 9 с первой ступенью, которая побывала в космосе годом ранее. Тогда ракета вывела на орбиту телекоммуникационный спутник. После этого первая ступень вернулась на Землю и села на плавучую платформу.

Илон Маск не сдержал эмоций после завершения этой миссии: «Это революция, которая изменит само представление о космических полётах. Нам понадобилось 15 лет, чтобы добраться до этой точки. Это великий день для SpaceX и освоения космоса в целом».

Что это значит на практике?

Разработчики добились своего: стоимость Falcon 9 примерно 60 миллионов долларов. Около 80% от этой суммы приходится на первую ступень. То, что её сделали многоразовой, значительно сократит расходы, которые связаны с производством и запуском ракет-носителей. А значит, и удешевит процесс покорения космоса в целом.

Маск уже заявил, что в будущем многоразовые ракеты будут запускаться до 20 раз, а цена полётов станет ещё ниже. До конца 2017 года SpaceX хочет совершить 27 запусков Falcon, в том числе бывших в употреблении.

Кроме того, планируется сделать так, чтобы Falcon 9 могли повторно отправляться в космос всего через 24 часа после возвращения. По сути, это сделает ракеты похожими на самолёты.

Чего ожидать от SpaceX в ближайшем будущем?

К концу 2017 года компания хочет запустить первый Falcon Heavy - ракету-носитель тяжёлого класса. Она сможет доставлять на низкую орбиту до 55 тонн груза (у самой последней версии Falcon 9 максимальная полезная нагрузка в два раза меньше).

Именно Falcon Heavy хотят использовать для доставки грузов на Марс: на Красную планету ракета сможет перевезти около 13 тонн.

Разрабатывает ли SpaceX корабли с экипажем?

В 2011 году SpaceX вступила в пилотируемую программу NASA. Компания получила финансирование на разработку пилотируемого корабля Dragon V2. На его борту смогут находиться четыре астронавта.

В ноябре 2017 года SpaceX планирует отправить корабль в первый испытательный полёт к МКС без экипажа.

А в мае 2018 года Dragon V2 отправится на орбиту Земли уже с космонавтами. Корабль должен будет пристыковаться к станции, а спустя две недели отправиться домой, приземлившись при помощи парашютов.

А что с путешествиями на Луну?

В конце 2018 года SpaceX отправит в космос корабль Dragon V2 с двумя туристами на борту. Они облетят вокруг Луны и вернутся на Землю. Желающие отправиться в уникальное космическое путешествие найдены, они уже внесли аванс за самый необычный тур.

Путешествие займёт неделю. Старт ракеты-носителя Falcon Heavy, которая отправит к Луне корабль, запланирован с площадки на мысе Канаверал, откуда отправлялись лунные миссии по программе Apollo.

Когда же ждать полётов на Марс?

Запустить ракету-носитель Falcon Heavy и модифицированный корабль Dragon V2, который должен будет приземлиться на Марс (миссия Red Dragon), компания планирует в 2020 году.

Капсула Red Dragon должна будет собрать всю информацию о планете, оценить и природные ресурсы, протестировать посадку тяжёлой техники на марсианскую поверхность. Образцы отправятся назад на Землю.

А до 2026 года SpaceX намерена доставить на Марс первого человека. Илон Маск всегда говорил, что основал компанию, чтобы «помочь сделать человечество мультипланетным видом».

Компания уже разрабатывает космический корабль для первых колонистов Марса - Interplanetary Transport System.



Случайные статьи

Вверх