SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое Техническое описание самолета curtiss p 40

Наиболее массовый и самый известный самолет фирмы «Кертис» периода Второй мировой войны Curtiss P-40 разрабатывался как адаптация планера Р-36 под двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710. Прототип ХР-40 (модель 75Р) впервые поднялся в воздух 14 октября 1938 г.

Самолет имел мотор V-1710-9 и вооружение из двух синхронных 12,7-мм пулеметов. В начале 1939 г. самолет выбрали для дальнейших закупок правительством США - хотя он и уступал в высотных характеристиках другим истребителям с турбокомпрессорами, но отличался дешевизной и мог быстро - на год раньше более совершенных моделей - быть запущенным в производство. Впоследствии для выпуска самолётов Р-40 помимо головного предприятия в Сент-Луисе построили ещё два завода в Баффало и Коламбусе.

Лётно-технические характеристики Curtiss P-40

  • Двигатель: Аллисон V-1710-33
  • мощность, л.с.: 1150
  • Размах крыла, м.
  • Длина самолета, м.: 9,67
  • Высота самолета, м.: 3,77
  • Площадь крыла, кв. м.: 21,95
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2446
  • взлетная: 3087
  • максимальная взлетная: 3282
  • Максимальная скорость, км/ч на высоте 4575 м.: 571
  • Скороподъемность у земли, м/с: 15,7
  • Практический потолок, м.: 10000

Основные модификации Кертисс P-40

  • Р -40 - двигатель V-1710-33 (1150 л.с), вооружение дополнено двумя крыльевыми 7,62-мм пулеметами. Выпускался с апреля 1940 г. Для авиакорпуса Армии США поставлено 200 машин.
  • Н -81 А -1 - экспортный вариант. Заказан Францией в количестве 140 машин, но до поражения ни один не поставлен. Заказ передан Великобритании, при этом крыльевые 7,5-мм пулеметы французского образца были заменены 7,7-мм. Получил обозначение «Томагавк» I. Поставки в Великобританию начались в сентябре 1940 г. Впоследствии 16 машин передано СССР.
  • Р -40 В - количество крыльевых 7,62-мм пулеметов увеличено до 4-х. С марта 1941 г. изготовлено 131.
  • Н -81 А -2 - экспортный вариант Р-40В (с 7,7-мм крыльевыми пулеметами). Великобритании поставлено 110 единиц (обозначались как «Томагавк» Mk.IIA), из них 23 впоследствии передано СССР, а 1 - Канаде.
  • Р -40 С - увеличена емкость топливных баков и улучшено их протектирование, а также предусмотрена подвеска 236-л ПТБ под фюзеляжем. С апреля 1941 г. выпущено 193 единицы.
  • Н -81 А -3 - экспортный вариант Р-40С (британское обозначение «Томагавк» Мк.IIB). Произведено для Великобритании 930 машин, из них 195 передано СССР, 100 - Китаю, 6 - Египту и несколько единиц - Турции.
  • P -40 D - двигатель V-1710-39 (1150 л.с), вооружение - 4 12,7-мм пулемета в крыле. Усилено бронирование. Под фюзеляжем возможна подвеска 195-л ПТБ или 227-кг бомбы, под крылом - 6 9,1-кг бомб. В 1941 г. выпущено 22 единицы.
  • Н -87 А -1 - экспортный вариант P-40D. Британское обозначение - «Киттихоук» Mk.I. С мая 1941 г. поставлено 20 машин.
  • Н -87 А -2 - вариант с усиленным вооружением (6 12,7-мм пулеметов). Британское обозначение -«Киттихоук» Mk.I. Поставлено 540 самолетов, из них 72 передано Канаде и 17 - Турции.
  • Р -40 Е - вооружение усилено до 6 крыльевых 12,7-мм пулеметов (боекомплект 281 патрон на ствол). Изготовлено 1120 самолетов
  • Н -87 А -3 и А -4 - экспортный вариант Р-40Е. Британское обозначение «Киттихоук» Mk.lA, американское - Р-40Е-1. Изготовлено 1500, из них часть осталась в США, 163 поставлено в Австралию, 12 в Канаду, 62 - в Новую Зеландию, 6 - в Бразилию.
  • P -40 F «Уорхок» - вариант с двигателем «Паккард» V-1650-1 (лицензионная копия британского «Мерлина») мощностью 1300 л.с. Произведено 1309.
  • «Киттихоук» Mk.II - экспортный вариант P-40F. Для Великобритании изготовили 140, из них 100 передано СССР, 7 - Свободной Франции.
  • P -40 R -1 - P-40F, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 70.
  • P -40 G - Р-40, получившие при ремонте крыло с 4 12,7-мм пулеметами. В августе-сентябре 1941 г. переоборудовано 44, из них 16 в октябре 1941 г. поставлено в СССР.
  • Р -40 К - двигатель V-1710-73 (1325 л.с). Выпускался с августа 1942 г. Изготовлено 1300 единиц. Поставлялись Великобритании (192 самолета под обозначением «Киттихоук» Mk.lll), Австралии (42), Новой Зеландии (23), Канаде (9), Бразилии (25), а также Китаю.
  • P -40 L - облегченный вариант P-40F. Изготовлено 700, из них 260 поставлено Великобритании (100 под обозначением Киттихоук» Mk.ll и 160 - «Киттихоук» Mk.lll).
  • P -40 R -2 - P-40L, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 53.
  • Р -40 М - вариант, соответствовавший Р-40К, но с мотором V-1710-81 (1200 л.с). С ноября 1942 г. выпущено 600 единиц, из них 264 поставлено в Великобританию («Киттихоук» Mk.lll), 168 - в Австралию, 34 - в Новую Зеландию, 19 - в Бразилию.
  • P -40 N - доработанный и облегченный вариант Р-40М. До ноября 1944 г. изготовлено 5220 самолетов. Поставлялся в Великобританию (586 единиц под обозначением «Киттихоук» Mk.IV), СССР (около 1000, в т.ч. 130 из британского заказа), Австралию (468), Новую Зеландию (172), Канаду (35), Бразилию (41), а также голландским ВВС в Ост-Индии.

Не был внедрен в серийное производство вариант XP-40Q, представлявший собой попытку кардинально улучшить летные качества Р-40 - он все равно уступал Р-51 и Р-47.

В общей сложности было изготовлено 13738 Р-40. Дольше всего они эксплуатировались в Бразилии, где прослужили до 1958 г.

Боевое использование Кертис Р-40

В ВВС Армии США на Р-40 летало около 20 истребительных авиагрупп, а также несколько разведывательных эскадрилий. В частности, на Тихоокеанском ТВД эти самолеты участвовали в боях с самого первого дня войны - они принимали участие в отражении атаки на Перл-Харбор. В стычках с (Зеро) и самолеты Р-40 существенно проигрывали в маневренности, но имели превосходство в огневой мощи. На этом ТВД действовало 7 ИАГ с Р-40, но большинство из них в 1943-1944 гг. были перевооружены на . Последней в боях на Филиппинах применяла Р-40 в 1945 г. 71-я тактическая разведывательная группа - её самолеты действовали в качестве передовых авиационных наводчиков.

В Китае на «Томагавках» воевала с конца 1941 г. Американская добровольческая группа («Летающие тигры»). Согласно официальным данным, за 6,5 месяцев её пилоты сбили 297 вражеских самолетов, потеряв в воздушных боях лишь 4 своих. В июне 1942 г. эта группа была включена в состав ВВС Армии США, став 23-й ИАГ, и летала на Р-40 до конца войны. В Бирме и Китае на Р-40 воевали ещё 4 американские ИАГ.

Шесть американских ИАГ действовало на Р-40 на Средиземноморском ТВД - здесь самолеты этого типа применялись до начала 1944 г.

В Королевских ВВС самолеты «Томагавк»/«Киттихоук» состояли на вооружении 18 эскадрилий. Не успев к моменту завершения «битвы за Англию», эти истребители с начала 1941 г. применялись в Северной Африке (первой здесь их получила 112-я АЭ). С октября 1941 г. они использовались, главным образом, в качестве штурмовиков, поскольку противостоять в воздушных боях им было трудно. Весьма широко на Тихом океане применялись Р-40 Австралией (8 эскадрилий, три из которых летали на Р-40 вплоть до конца войны) и Новой Зеландией (7 АЭ, до 1944 г.). Там же действовала и смешанная (австралийско-голландская) 120-я АЭ. Канадские «Киттихоуки» в 1942 г. участвовали в боях над Алеутскими островами (14-я и 111-я АЭ), а в гораздо более широких масштабах применялись в Северной Африке (414-я и 430-я АЭ). В Северной Африке воевали и две австралийские эскадрильи (3-я и 450-я). В конце 1942 г. самолеты P-40F, переданные американцами, получила группа GC II/5 ВВС Свободной Франции, летавшая на них до середины 1944 г. над Тунисом и Средиземным морем.

Трофейные Р-40 применялись Японией (около 10 Р-40Е в 50-м сентае в Бирме) и Финляндией (1 Р-40М).

Весьма широко применялись Р-40 в СССР. Первым в октябре 1941 г. на «Томагавках» в бой пошел 126-й ИАП (Западный фронт), в ноябре 1941 - январе 1942 гг. такие машины получили три полка, воевавшие под Ленинградом. Весной 1942 г. несколько «Томагавков» при ремонтах оборудовали советскими моторами М-105. Такие самолеты использовал 196-й ИАП. В начале 1942 г. начались поставки «Киттихоуков» - первыми из получили 126-й и 154-й ИАП, затем - 19-й и 20-й ГИАП, а также другие части. С 1943 г. основные поставки Р-40 осуществлялись в полки ПВО.

Большая дальность полета, по сравнению с большинством истребителей советского производства, делала Р-40 идеальным для морской авиации. Первым такие машины в начале 1942 г. получил 2-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота. С 1943 г. «Киттихоки» использовали 7-й и , а также . Помимо сопровождения бомбардировщиков и прикрытия конвоев, флотские «Киттихоуки» широко применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков, действуя как по береговым объектам, так и по кораблям и судам (в последнем случае применялось топмачтовое бомбометание).

В общей сложности, ВВС Красной Армии получили 2134 Р-40 - 247 «Томагавков» и 1887 «Киттихоуков». Ещё 311 самолетов получили . В сумме это составляет 2445 машин, из них 2097 поступило непосредственно из США (в т.ч. 313 Р-40К, 220 Р-40М и 980 P-40N), остальные - реэкспорт из Великобритании. В 1946 г. последние «Киттихоуки» были в СССР сняты с вооружения.

Самолет считался не очень удачным истребителем из-за низкой тяговооруженности. Тем не менее, он отличался прочной и устойчивой к боевым повреждениям конструкцией, а возможность подвески довольно большой бомбовой нагрузки делала его пригодным для применения в качестве истребителя-бомбардировщика.

Одномоторный цельнометаллический истребитель Р-40 был запущен в серию весной 1940. Особенно высокими характеристиками он не отличался, но был прост, надежен и технологичен в производстве, что и требовалось бурно растущей американской военной авиации. Спешно укрепляющие свои ВВС Англия и Франция также дали на него свои заказы.

Когда началась Великая Отечественная война, эта машина уже прошла определенный путь эволюции. С учетом опыта англичан ввели бронезащиту (включая бронестекло), протектирование баков, усилили вооружение, последовательно ставя на поток модификации Р-40В и Р-40С и их экспортные варианты "Томагаук I", "Томагаук IIA" и "Томагаук IIВ". Затем с мая 1941 освоили производство варианта с новым мотором и практически новым фюзеляжем - Р-40D, которого вскоре сменил в цехах Р-40Е с еще более мощным вооружением из шести крупнокалиберных пулеметов (в английских ВВС обе эти модификации именовались "Киттихаук I").

Первая партия самолетов была отгружена из США вместе с другими военными материалами для СССР в сентябре 1941. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября - самолеты были куплены в Америке за золото. В эту партию входили 20 Р-40 самых первых серий (без всяких буквенных индексов), которые к этому времени использовались американцами только для учебных целей и один Р-40G - переделанный Р-40 с крылом от Р-40С (с четырьмя дополнительными пулеметами).

Параллельно из Англии с первыми конвоями, шедшими в Архангельск, отправили в виде военной помощи свои "Томагауки IIВ", аналогичные Р-40С, но несколько отличавшиеся по оборудованию и с крыльевыми пулеметами английского калибра 7.б9мм. Английские и американские самолеты начали собирать на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем перегоняли в Вологду. В 1942 "Томагауки" пошли и через Иран. Всего в нашу страну прибыло 146 "Томагауков IIВ" из Великобритании и еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с завода "Кертис" в Буффало.

Первым, по-видимому, освоил заокеанскую технику 126-й истребительный полк ПВО. Он приступил к боевым операциям на "Томагауках" 12 октября 1941. Действуя на западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. За месяц боев (до 15 ноября) летчики полка совершили на американских истребителях 665 боевых вылетов и сбили 17 самолетов врага. Старший лейтенант С.Г.Ридный летая на этой машине получил звание Героя Советского Союза.

Чуть позже, в ноябре 1941, под Ленинградом на "Томагауках" начал воевать 154-й полк, а в декабре - 159-й. Оба они вошли в состав Восточной оперативной группы, обеспечивавшей прикрытие транспортных самолетов, доставлявших через Ладогу грузы в осажденный Ленинград. Немцы ожесточенно пытались разрушить "воздушный мост". В отражение их ударов внесли свою лепту и "Томагауки". Например, 17 декабря 1941 П.А.Покрышев из 154-го полка (впоследствии дважды Герой), защищая транспортные машины с пятью "Кертисами" принял бой против девяти "Мессершмиттов". Ему же одному из первых на советско-германском фронте удалось сбить модернизированный истребитель "Мессершмитт Вf-109f". А комэску П.А.Пилютову в одиночку пришлось сопровождать девятку ПС-84. Прикрывая их в поединке с шестью немцами он сбил двух и был подбит сам.

Несколько машин этого типа имел известный 2-й гвардейский смешанный авиаполк ВВС Северного флота.

Наши летчики оценивали "Томагаук" в целом выше, чем английский "Харрикейн", который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных характеристик. Однако, все были согласны с тем, что эта машина много хуже и современных советских и немецких истребителей. Недостаточная скорость и плохая скороподъемность рекомендовали ее не лучшим образом. Отмечались и положительные качества - удобная кабина с хорошим обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса, неплохое вооружение - секундный залп "Томагаука IIB" почти вдвое превышал таковой же у МиГ-3. Маневренность на горизонталях была хуже, чем у всех советских и немецких истребителей, но лучше, чем у "Харрикейна"

Особенно выделялась значительная по советским меркам дальность полета - до 1100км. Мотор "Аллисон" при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать "Томагаук" как истребитель сопровождения и для полетов над морем.

Положительно оценивалась также прочность и надежность планера самолета и хорошая зашита летчика - бронестекло на наших истребителях тогда почти не применялось.

Немаловажно было и то, что самолет был вполне доступен летчику средней квалификации, устойчив и "предупредителен" в полете. Известен случай, когда в 1942 приемщик майор Н.И.Храмов а Архангельске за несколько часов ознакомился с "Томагауком" и взлетел на нем, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа.

Заслуженно высоко оценивалась прочность и живучесть машин. Свидетельством этому многочисленные удачные тараны, совершенные советскими летчиками на "Томагауках" и "Киттихауках". Первым, по-видимому, был капитан А.Б.Чирков из 154-го полка: 20 января 1942 он таранил "Томагауком" немецкий самолет в районе Погостья. А Герой Советского Союза А.С.Хлобыстов из 147-го таранил трижды, причем первые два раза - в одном и том же бою. Более того, и бил он одной и той же правой плоскостью. Шестерка наших истребителей встретилась с большой группой "Юнкерсов" и "Мессершмиттов", шедшей на Мурманск. Истратив в бою боеприпасы, Хлобыстов ударом сзади разбил хвостовое оперение одного из немецких истребителей. Продолжая управлять машиной, он второй раз пошел на таран - теперь уже лобовой - и сломал крыло "Мессершмитту". Отказавшись выпрыгнуть с парашютом, герой благополучно дотянул до родного аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942. В этом же бою еще один таран совершил капитан А.Поздняков. А в марте 1943 два "Киттихаука" из 766-го полка вступили в бой с двенадцатью "Мессершмиттами". Лейтенант Б.Николаев протаранил немца и спасся на парашюте.

С технической эксплуатацией "Томагауков" в Советском Союзе было немало хлопот. Ломались шестерни и хвостовики электрогенераторов и их заменяли на отечественные ГС-650. Отказывали моторы "Аллисон" - плавились и заклинивали подшипники (предполагают, что именно это было причиной гибели известного североморского аса Б.Сафонова), перегревалось масло. Из-за дефектов маслосистемы на борту случались пожары - так, например, горел Герой Советского Союза Л.Харитонов в 964-м полку. В частях маслосистему часто дорабатывали. "Аллисоны" нередко "стреляли шатунами" что приводило к тяжелым авариям. Поначалу не хватало боеприпасов: первые полученные из-за рубежа машины комплектовались ими всего на четыре - пять вылетов. Трудно было и с запасными частями - их, в основном, снимали с разбитых самолетов.

Особенно тяжело приходилось "Томагаукам" зимой - они оказались совершенно неприспособленными к зимней эксплуатации. От холода разрывало соты маслорадиаторов, лопались камеры колес. Загустевала и замерзала смесь "Локхид #5" в гидросистеме, из-за чего отказывало шасси. Боролись с этим по разному. Масло и гидросмесь на ночь стали сливать, также как и антифриз из системы охлаждения, врезав для этого в магистрали сливные краны. Заменяли импортные смеси отечественными, которые лучше переносили морозы. А механикам 154-го полка для пайки разорванных радиаторов пришлось даже собирать по селам серебряные ложки.

Поскольку "Томагаук" плохо подходил для равного боя с истребителями противника, его у нас старались применять как истребитель ПВО и для ударов по наземным целям. Для усиления огневой мощи "Томагауки" оборудовались направляющими под четыре ракетных снаряда РС-82, которые использовались для поражения вражеских бомбардировщиков и автобронетанковой техники врага.

С начала 1942 параллельно с "Томагауками" в СССР начал поступать их усовершенствованный вариант - "Киттихаук I" (Р-40Е). Поскольку на западе Р-40 использовался в первую очередь как штурмовик, то и совершенствование машины шло именно в этом направлении: усилили бронезащиту, ввели бомбовую подвеску, увеличили скорость (за счет улучшения аэродинамики и более мощного двигателя) и дальность. Но все это подняло вес истребителя и закономерно ухудшило скороподъемность, снизило потолок, увеличило время выполнения виражей, длину разбега на взлете и особенно пробега при посадке.

Продолжавшие прибывать "Томагауки" передавались на пополнение частям, уже имевшим эти машины, а также поступали на вооружение частей ПВО. Так весной 1942 их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом полку из одного "Томагаука" сделали учебную спарку с очень тесной второй кабиной. В системе ПВО "Томагауки" удержались до конца войны: даже в 1945 там еще имелось 27 таких самолетов.

Первыми у нас получали "Киттихауки" те же полки, которые успешно освоили "Томагаук". В основном поступали модификации "Киттихаук I" и "Киттихаук IА", выпускавшиеся на экспорт в Англию, в том числе и тропические варианты с мощными "пустынными" фильтрами. В большинстве случаев в СССР эти фильтры снимали (например в 154-м полку), так как они увеличивали аэродинамическое сопротивление, но кое-где они успешно применялись, в частности, на песчаных аэродромах Заполярья.

"Киттихауков" шло значительно больше, чем "Томагауков", и на них стали перевооружать все новые части. Весной 42-го эти истребители поступили в некоторые эскадрильи полков 258-й смешанной авиадивизии на Карельском фронте. Первой там освоила эти машины 2-я эскадрилья 19-го гвардейского полка. Примерно в это же время получили "Киттихауки" в смеси с "Харрикейнами" полки 122-й дивизии ПВО, прикрывавшей Мурманск. На Северо-Западном фронте на этих истребителях стали летать пилоты 436-го полка ПВО. Поступали они и в морскую авиацию, например, в знаменитый 2-й гвардейский смешанный полк на Северном флоте и в 7-й истребительный полк на Черном море.

У нас старались в первую очередь использовать плюсы этого самолета - мощное вооружение (хотя по секундному залпу Р-40Е несколько уступал немецкому FW190А-3 и английскому "Спитфайру VС", но тем не менее превосходил и "Мессершмитт Bf-109f", и американский Р-39D), большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее по советским меркам того времени радио- и приборное оборудование. Поэтому "Киттихауки" применяли там, где эти качества можно было реализовать - в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.

Во второй половине войны большая часть "Киттихауков" была направлена в систему ПВО. Там они с 1942 были самым массовым после "Харрикейна" иностранным истребителем, а в 1945 опередили и "Харрикейн", и "Спитфайр IX" вместе взятые. Малопригодный для боя с вражескими истребителями "Киттихаук", за счет скорости и мощного вооружения мог эффективно бороться с бомбардировщиками противника. Выше 4500м Р-40Е обгонял Як-1, хотя мотор "Аллисон" на западе считался низковысотным. Большая продолжительность полета на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемом объектом или районом.

"Киттихаук" имел два основных недостатка как перехватчик - небольшой потолок и плохую скороподъемность. Хотя он использовался и ночью (например в 154-м полку), отсутствие каких-либо устройств обнаружения целей в темноте не позволяло ни вести самостоятельный перехват при отсутствии видимости, ни выполнять команды наведения по данным наземной РЛС из-за трудностей с ориентированием. Даже фару на "Киттихауке" нельзя было использовать в полете - она была выдвижной и выпускать ее разрешалось лишь на скорости, близкой к посадочной. Это четко проявилось при отражении налета немцев на американскую авиабазу в Миргороде в июне 1944, когда поднятые в воздух истребители 310-й авиадивизии ПВО темной безлунной ночью не смогли обнаружить ни одного самолета немецкого соединения.

В ПВО "Киттихауки" применялся также в роли самолета - осветителя. Такие машины занимали позицию на 2500-3000 м выше строя вражеских ночных бомбардировщиков и сбрасывали вниз светящиеся авиабомбы САБ-100, подсвечивая цели для атакующих. В этом качестве "Киттихаук", поднимавший шесть САБ-100, был лучше, чем "Харрикейн" (четыре) и отечественные истребители (по две). В таком качестве самолет был впервые успешно применен под Киевом в 1944.

Очень часто "Киттихауки" использовались как истребитель-бомбардировщик. Возможность применения этих машин для бомбометания была особенно ценна в 1942, когда в связи с нехваткой на фронте бомбардировочной авиации был издан специальный приказ наркома обороны "О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков". В 154-м полку обычно вешали одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляжем - этот вариант для Р-40Е считался штатным, а в 78-м полку на Северном флоте брали и ФАБ-500. Часто использовали комбинацию из одной ФАБ-250 и двух бомб по 100 кг. Например, во время удара североморских летчиков по порту Киркенес "Киттихауки" несли по одной фугасной ФАБ-250 и две зажигательных ЗАБ-100. На севере целями для "Киттихауков" были не только аэродромы, транспортные средства, укрепления, но и корабли противника. Уже упоминавшийся 76-й полк использовал их для топмачтового бомбометания. При этом бомба сбрасывалась с горизонтального полета над самой водой и рикошетировала от ее поверхности, пока не поражала борт корабля. Таким способом группа самолетов, ведомая капитаном В.П.Стрельниковым, за один день 11октября 1944 потопила две баржи и шесть мотоботов.

Огневую мощь "Киттихаука" также наращивали подвеской реактивных снарядов - по два РС-82 под каждым крылом. Их применяли как по самолетам противника, так и по наземным целям.

Во многих местах у нас "Киттихауки" использовали для разведки - и визуальной, и фотографической. Для фоторазведки обычно устанавливали в хвостовой части машины один плановый фотоаппарат. Так, в 30-м разведывательном полку ВВС Черноморского флота на этих машинах летала 3-я эскадрилья Ю.Н.Новикова. Имелись подобные переделки в 118-м разведывательном полку на Северном флоте и в других местах. Все эти доработки выполнялись прямо в частях и существенно различались между собой. На Ленинградском фронте был изготовлен специальный двухместный разведчик под маркой Р-40ЕФ (хотя за основу был взят, видимо, не Р-40Е, а несколько отличающийся от него Р-40К-5). Вооружения не было вообще, а соответствующие отсеки крыла были заняты дополнительными бензобаками. В США и Англии Р-40 как разведчик практически не использовался и специальные разведывательные варианты его не строились - единственный ХР-40А так и остался опытным образцом.

Весной 1942 части, сражающиеся под Ленинградом, испытывали острую нехватку запасных моторов "Аллисон". Из-за этого большое число "Томагауков" и "Киттихауков", моторы которых выработали ресурс, оказалось на приколе. В 154-м полку в мае 1942 без моторов стояли почти все машины. Это было тем более нетерпимо, что истребителей в тот период и так остро не хватало. На 1-й авиарембазе 13 ВА в Ленинграде по инициативе командира 154-го полка А.А.Матвеева и полковника П.Маликова занялись переделкой Р-40 под советские моторы М-105П и М-105Р. Всего таким образом было переделано более 40 истребителей, в том числе и несколько двухместных тренировочных машин. Такая вынужденная переделка ухудшила характеристики Р-40. Максимальная скорость у земли с мотором М-105П и винтом ВИШ-61П упала с 477 до 465 км/час. Большая часть переделанных таким образом самолетов была сосредоточена в 196-м полку, действовавшим над Ладогой. В январе 1943 четыре "Томагаука" с М-105 (в том числе одна самодельная спарка с открытыми кабинами и мотором М-105Р) из 156-то полка были приданы 12-й отдельной корректировочной эскадрилье. Они летали там до декабря, прикрывая разведчики Су-2 и Кертис О-52 при дневных вылетах.

На "Томагауках" и "Киттихауках" успешно сражались с врагом. Например, майор Найденов на "Томагауке" и "Киттихауке" до мая 1942 сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза. Он был далеко не единственным. Дважды Героем стал П.А.Покрышев из 154-го полка, в котором были и другие летчики, удостоенные этого высокого звания, включая уже упоминавшегося А.В.Чиркова. Героем Советского Союза стал в марте 1945 и капитан В.Г.Стрельников - мастер топмачтовых ударов. Этот список можно продолжать долго. Примечательно, что из летчиков союзников, воевавших на этом истребителе, никто даже близко не подошел к количеству побед, одержанных, например, Хлобыстовым. В январе 1943 на Северо-Западном фронте сержант А.Бородачев направил свой горящий "Киттихаук" в немецкий дот.

Советский Союз получал "Киттихауки" не только модификации Р-40Е, но и более поздние Р-40F, Р-40К, Р-40M, а затем и последнюю серийную модификацию Р-40N. Эти машины поступали в основном в полки ПВО и в морскую авиацию, что позволило возместить потери машин более ранних вариантов а 1942-43. В 1942 части ПВО потеряли более половины полученных "Киттихауков", в 1943 примерно одну шестую. В частности, Р-40N в 1943 получил 147-й гвардейский полк ПВО.

Вообще у нас все Р-40 после Р-40Е обозначались в документах просто как "Киттихаук" без указания модификации (если не считать отчетов таких организаций, как НИИ ВВС). Это существенно затрудняет возможность указания мест применения отдельных модификаций. Лишь по фотографиям можно определить модификацию и серию машины, да и то не всегда.

В Советском Союзе "Киттихауки" дожили до конца войны. В 1945 наша противовоздушная оборона еще располагала 644 "Киттихауками" - это было больше чем любых других иностранных истребителей. В послевоенное время все они были пущены на слом. В настоящее время единственным отреставрированным экземпляром "Киттихаука" у нас в стране располагает музей ВВС Северного флота. Кроме того, на Севере найден и доставлен в Москву "Томагаук". А ведь их насчитывалось в нашей авиации 2200 штук.

Котельников В.Р., Лейко 0.Ю., Вахламов В.С.

Curtiss

© Михаил Быков

Curtiss Hawk-81 (P-40С) из американской добровольческой группы "Летающие Тигры" в составе ВВС Китая, весна 1942 г.

Двигатель R-1830, надежный и мощный для самолетов 30-х годов, к началу следующего десятилетия успел устареть, поэтому для нового самолета на базе «Модели 75» был выбран V-образный двигатель V-1710. Установка этого двигателя на переработанный вариант Р-36А привела к появлению самолета «Модель 81», который впервые поднялся в воздух в октябре 1940 года под обозначением ХР-40. Первой серийной модификацией новой машины стал истребитель Р-40. Первые серийные истребители Р-40 оснащались двигателем Аллисон V-1710-33 мощностью 1055 л.с.

Двигатель 12 цилиндровый V-образный рядный жидкостного охлаждения Allison V-1710-33(с15) объемом 1710 кубических дюймов (28022 см 2) производства Allison Division of General Motors. Вместо турбокомпрессора мотор был оборудован обычным приводным односкоростным одноступенчатым центробежным нагнетателем и поэтому имел сравнительно небольшую высотность (3650 м). Это отвечало взглядам американских военных специалистов, предполагавших использовать самолет в основном для обороны побережья США и штурмовки наземных целей. А для выполнения заданий такого рода излишняя высотность истребителю была ни к чему.

Стартовая мощность двигателя 1040 л.с./777 кВт при 2800 об./мин.

Рабочая мощность на высоте 4600 м 960 л.с./716 кВт при 2600 об./мин.

Боевая мощность на той же высоте 1090 л.с./813 кВт при 3000 об./мин.

Двигатель оснащался трехлопастным винтом с изменяемым шагом Curtiss Electric диаметром 3,36 м.

Вооружение На Р-40 два пулемета Colt Browning М2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и два пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях. На Р-40А, Р-40В и Р-40С два пулемета Colt Browning M2 калибра 12,7 мм, установленных под капотом над блоком цилиндров (боекомплект 235 выстрелов на ствол) и четыре пулемета Colt Browning калибра 7,62 мм в крыльях (по 500 выстрелов на ствол для внутренних пулеметов и 480 выстрелов на ствол для внешних пулеметов).

Под фюзеляжем можно было подвесить 500-фунтовую (227 кг) бомбу. Под крыльями предусматривалась возможность подвески двух 100-фунтовых (45 кг) бомб или шести 10-кг бомб (М-42 или Т-7) или шести 13,6-кг бомб (М-5).

Бронезащита машины отсутствовала, топливные баки не протектировались.

До конца 1940 года было построено 199 таких самолетов для Воздушного корпуса США.

После капитуляции Франции все 142 изготовленных для Франции истребителя передали Великобритании, где им присвоили новое обозначение - «Томахаук» Mk I.

В январе 1941 года заводы перешли на выпуск Р-40В, на котором установили лобовое бронестекло фонаря кабины, бронеспинку кресла пилота, протектированные бензобаки и два дополнительных крыльевых пулемета калибра 7,62 мм. Вес самолета возрос на 200 кг, но его летные качества ухудшились незначительно. Этой модификацией заинтересовалось и британское правительство, разместившее в Америке заказ на 110 истребителей, обозначенных «Томахаук» Mk II и Mk IIА (их отличие заключалось только в радиостанции американского или британского образца). По требованию заказчика американские крыльевые пулеметы заменили на английские калибра 7,69 мм.

Р-40С, выпускавшийся с марта 1941 года, имел немного измененную топливную систему, благодаря чему под фюзеляжем самолета можно было подвесить дополнительный топливный бак емкостью 197 л. Под крылом появились держатели для бомб общим весом до 227 кг. Вновь увеличившийся взлетный вес привел к снижению максимальной скорости истребителя до 555 км/ч. Всего подразделениям ВВС США были поставлены 193 Р-40С, и 328 самолетов этого типа под обозначением «Томахаук» Mk IIB предназначались для RAF (49 из них позднее передали СССР. Еще 100 «Tomahawk» Mk. IIB (иногда их обозначали как Н-81А-3) передали Китаю. Там их использовали в составе American Volunteer Group (AVG) возглавляемой генералом Клером Ли Шенно. Неофициально группа называлась «Летающие Тигры»).

Хотя импортные машины имели небольшую боевую ценность, Англия находилась в таких условиях, когда выбирать не приходилось. Однако вскоре после того, как «Битва за Англию» закончилась, появилась возможность заменить американские самолеты английскими. Выпуск истребителей «Hurricane» и «Spitfire» нарастал и полностью удовлетворял потребность армии в самолетах. Потрепанные «Томагавки» передали СССР, Турции и Египту. Всего Советский Союз получил 146 машин от Англии и 49 непосредственно от США.

На рисунке вверху Р-40С, входивший в состав AVG в Китае, 1941 год.

Характеристики самолетов «Tomahawk»
XP-40 P-40 P-40B P-40C
Tomahawk - Mk. I Mk. II Mk. IIB
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 9.67
Высота, м 2.79 3.22 3.22 3.22
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса, кг:
Пустого 2356 2439 2559 2636
Взлетная 2849 3079 3323 3424
Максимальная взлетная 3116 3273 3468 3655
Силовая установка
12 цилиндровый V-образный Allison V-1710 - 19 33 33 33
Мощность, л.с. 1160 1055 1055 1055
Летные данные
Скорость, км/с максимальная 526 575 566 555
на высоте, м 3468 4572 4572 4572
Время набора мин 3.2 5.3 5.1 5.7
высоты, м 3658 4572 4572 4572
Потолок, м 9449 9982 9906 8992
Радиус, км 740 1529 1175 1287
Максимальный радиус, км 1899 2253 1979 2173

Curtiss P-40 Warhawk (истребитель-бомбардировщик)



Описание самолета

Самолет Curtiss P-40 Tomahawk (Warhawk) считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. До завершения производства в декабре 1944 г. в общей сложности было построено 15000 таких самолетов. Движение по направлению к самолету, который компания назвала Model 81, началось в 1937 г., когда планер прототипа Model 75 был модифицирован для размещения в нем рядного двигателя Allison V-1710-11 мощностью 1150 л. с. В таком виде самолет Model 751 стал первым американским истребителем, оказавшимся способным превысить скорость в 483 км/час. Он проходил оценку в Авиационном корпусе США под обозначением XP-37. Несмотря на сложности с двигателем и нагнетателем, был очевиден большой потенциал конструкции. Поэтому 13 из предназначенных для летных испытаний моделей было заказано под обозначением YP-37 с улучшенным двигателем V-1710-21, немного удлиненным фюзеляжем и новым нагнетателем B-2.

Немного позже десятый самолет P-36A был оборудован новым двигателем Allison V-1710-19 мощностью 1160 л. с. вместо звездообразного двигателя Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л. с. и совершил свой первый полет 14 октября 1938г. В мае 1939 г. этот самолет Model 75P (к тому времени названный XP-40) участвовал в соревновании с прототипами других истребителей и был выбран для производства, как наиболее отвечающий требованиям Авиационного корпуса армии США. 27 апреля 1939 г. было заказано 524 серийных самолета P-40 (Model 81). Ровно через год, в мае 1940 г., самолеты P-40 Tomahawk начали сходить с конвейера, а первые три экземпляра стали использоваться для эксплуатационных испытаний. Они отличались от самолетов XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Allison V-1710-33 и два пулемета калибра 7,62 мм, установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм, располагавшимся в носовой части фюзеляжа. К сентябрю 1940 г. в Авиационный корпус армии США было поставлено 200 таких самолетов. Перед этим, в апреле 1940 г., производство было ориентировано на выпуск, в первую очередь, 185 сходных истребителей Hawk 81-A1, заказанных Францией. Но вместо этого, они были переданы Англии, где получили обозначение Tomahawk. Mk I) .

Следующая версия для ВВС Великобритании (Hawk 81-A2) получила обозначение Tomahawk Mk IIA. Эта Model, в основном схожая с самолетом Авиационного корпуса армии США P-40B (Model 81-B), имела самогерметизирующиеся топливные баки, броню и была вооружена двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). К несчастью, увеличение веса, произошедшее в результате всех модернизаций, привело к ухудшению летных характеристик, а самогерметизирующиеся топливные баки и установка в крыльях еще двух пулеметов на модели P-40C Tomahawk ухудшили их еще больше. Всего было построено 930 самолетов этой версии для ВВС Великобритании (Hawk 81-A3), и те, которые поступили на вооружение, получили обозначение ТомаHawk Mk IIB. У них было американское радиооборудование и шесть пулеметов калибра 7,7 мм. Сотня самолетов Hawk 81-A3, предназначавшихся ВВС Великобритании, была передана в Китай; 90 из них попали в Американскую добровольческую группу, действующую из Кунминга и Мингаладона. В СССР было передано по ленд-лизу 49 самолетов из США, а еще 146 — через Великобританию. Небольшое количество машин попало в ВВС Турции. Некоторые американские самолеты P-40 были переделаны в 1941г. для использования их в разведывательных целях, под обозначением RP-40, но Curtiss уже начал реконструкцию самолета Hawk 81-A в попытке улучшить его летные характеристики и эффективность.

Изменения включали в себя установку двигателя Allison V-1710-39 мощностью 1150 л.с., который мог поддерживать такую выходную мощность до высоты в 3565 м, усиление брони, установку в крыльях четырех пулеметов калибра 12,7 мм, а также подфюзеляжное крепление для 227 кг бомб или сбрасываемого топливного бака объемом 197 литров. Этот самолет совершил свой первый полет 22 мая 1941г. под названием Kittyhawk Mk.I, будучи заказанным Великобританией под этим названием. Curtiss назвал Model Hawk 87-A2. Авиационный корпус армии США тоже заказал эту версию в сентябре 1940г. с обозначением P-40D Kittyhawk. Только первые 22 из поставленных ВВС США самолетов были вооружены четырьмя установленными в крыльях пулеметами, а остальные имели по шесть пулеметов и обозначение P-40Е (Model 87-B2). В общей сложности 1500 самолетов этой модели под названием P-40E-1 (Hawk 87- А-3 и А-4) ВВС США поставили по ленд-лизу в Англию, где эта модификация была названа Kittyhawk Mk IA.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1940
Размах крыла — 11,38 м
Длина — 10,16 м
Высота — 3,23 м
Площадь крыла — 21,92 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета — 2812
- нормальная взлетная — 3787
- максимальная взлетная — 5171
Тип двигателя — 1 ПД Allison V-1710-81 (-99, -115)
Мощность — 1200 л.с.
Максимальная скорость — 575 км/ч
Крейсерская скорость — 454 км/ч
Практическая дальность — 2253 км
Боевая дальность — 1207 км
Максимальная скороподъемность — 680 м/мин
Практический потолок — 9450 м
Экипаж — 1 чел

Вооружение

4 или 6 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 (281 патрон на пулемет),

3 227-кг бомбы

Модификации

P-40A Hawk — обозначение единственного самолета P-40 с фотокамерой (серийный номер 40-326).

XP-40F — обозначение единственного экспериментального самолета (Model 87-B3), объединяющего планер самолета P-40D и рядный двигатель Rolls-Royce Merlin 28.

P-40F Warhawk (Kittyhawk II)- серийная модфиикация, разработанная на основе XP-40F, с двигателем Мерлин V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard. Построено более 1300 экземпляров.

XP-40G — единственный самолет (Model 81-AG) с измененным вооружением и топливным баком. P-40G: 43 самолета P-40 со старыми крыльями ТомаHawk Mk IIA. В США самолеты были переименованы в RP-40G.

P-40J — это наименование предназначалось для варианта с поршневым двигателем Allison с турбокомпрессором.

P-40K Warhawk — вариант самолета P-40 Е с двигателем Allison V-1710-73. Было построено 1300 экземпляров, 21 из них получили ВВС Англии под обозначением KittyHawk Mk III.

P-40L Warhawk — вариант, в основном сходный с Model P-40F, за исключением изменений в снаряжении (построено 700 экземпляров).

P-40M Kittyhawk III — вариант, в основном сходный с P-40K, но с двигателем Allison V-1710-71 в ВВС Великобритании получили обозначение KittyHawk Mk III.

P-40N Warhawk — основная и последняя серийная модификация. Было построено 5200 экземпляров (варианты Model 87V и Model 87W). Улучшенные летные характеристики были достигнуты в результате уменьшения массы и использования двигателя Allison V-1710-81 или его версий -99 и -115 с такой же мощностью. У самолета была уменьшена масса и появилось улучшенное оборудование.

P-40P — это обозначение первоначально было присвоено 1500 самолетам, заказанным с двигателями V-1650-1, но на самом деле построенным как Model P-40N с двигателями V-1710-81.

XP-40Q — обозначение, присвоенное двум самолетам P-40K и одному сильно модифицированному самолету P-40N (обозначение компании — Model 87X).

P-40R — обозначение самолетов P-40F и P-40L после их переделки в 1944г. в учебно-тренировочные самолеты с двигателями Allison вместо Паккард Мерлин.

TP-40 — обозначение┌ полученное некоторыми самолетами Р-40 после переделки в двухместные тренировочные самолеты.

Twin-Engined P-40 — самолет P-40C с двумя двигателями Merlin (как у P-40F Kittyhawk Mk II), расположенными на крыльях над основными стойками шасси.

Kittyhawk Mk.II — обозначение ВВС Великобритании для 330 самолетов P-40F и P-40L, полученных по ленд-лизу; первые 230 иногда называют KittyHawk Mk IIA.

Model 81-AC — 40 самолетов P-40C, переделанных для Англии.

Model 81-AG — самолеты P-40, переделанные в Model P-40G, плюс один прототип XP-40G.

Model 87 — первая партия P-40D.

Model 87-A1 — неизвестное количество заказано Францией, но не поставлено.

Model 87-A5 — подвариант самолета Model 87-A4.

Curtiss

Двухместный фоторазведчик, переоборудованный из Р-40К на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта.

В начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. (На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.) Возместить потери не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. Львиную долю парка ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. В результате к месту пришлись даже такие посредственные истребители, как Р-40.

Первые 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года. Это были английские машины, от которых англичане при первой возможности поспешили избавиться. Полученные самолеты собирали на аэродроме, расположенном в 25 км от Архангельска. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото. В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части. Советские пилоты считали «Томагавки» средними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохранилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.

В начале 1942 года прибыли первые «Киттихавки» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F и К (313 машин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям. Всего в Советский Союз отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше всего - 939 машин - отправили в СССР в 1943 году. Слабость Р-40 на больших высотах не так остро ощущалась на Восточном фронте, где бои обычно велись у земли. Однако пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъемность и максимальную скорость. Свои претензии к самолету высказывали механики. Особенно резко отзывались они о «Томагавках» в зимний период эксплуатации. В холода часто замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рассыпался, что приводило к заклиниванию винта в полете.

Объективности ради надо сказать и о достоинствах самолета. Он отличался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в перегруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину. Но все это не окупало его многочисленных недостатков. В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». В поздний период войны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая заметных успехов. В лучше же части поступали хорошие Як-7, Як-9, «Аэрокобры» и Ла-5. Не способствовали популярности Р-40 в Советском Союзе постоянные перебои с поставками запасных частей. Дело доходило до того, что местными силами пытались приспособить к машинам советские колесные диски и покрышки. На самолеты пытались ставить советские радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали сливные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль. Острее всего ощущалась нехватка запчастей к двигателям Allison V-1710. Но и тут удалось найти выход. По инициативе майора А.А. Матвеева в мастерских 13-й ВА переделали более 40 Р-40, установив на них моторы М-105П или М-105Р с винтами ВИШ-61П. Решение оказалось не очень удачным, максимальная скорость самолетов после переделки падала до 465 км/ч, но это был единственный способ поднять «Томагавки» в небо. В 1942 году в некоторых частях под крыльями истребителей устанавливали направляющие для неуправляемых ракет РС-82, по два на крыло.

По оценкам нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена в своей книге "Сталинские соколы" ряд командиров Люфтваффе упоминают, что в конце 1941 г. на сцене появились английские и американские истребители (Кертисс Р-40 и «Харрикейн»), поставлявшиеся в рамках соглашения о ленд-лизе. Это создало некоторые трудности немецким истребителям, но советские пилоты не могли добиться от этих машин лучших показателей, чем от своих. Оценивая американский истребитель Р-40, в отчете JG 54 говорится, что по горизонтальной маневренности он был равен немецкому Bf 109F, но уступал ему в скорости и скороподъемности. По словам русского пленного летчика, самолет не пользовался популярностью у советских пилотов.

Cамолет P-40 обладал и существенным недостатком, приведшим к гибели не одного летчика. Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: "Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "киттихауки" стоят в бездействии."

Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагом, 09.08.41 г. младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 12.10.41 г. 126-й ИАП начал совершать боевые вылеты на Кертисс P-40 «Томагаук».

17 февраля 1942 г. С.Г.Ридный погиб на P-40 после взлета из-за отказа матеpиальной части. («Томагаук» АК325)

Степан Григорьевич Ридный лично сбил 21 и в группе 9 вражеский самолетов.

16 Июня 1942 года Борис Феоктистович Сафонов первым в истории был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Второй раз к званию Героя Советского Союзаон был представлен Наркомом ВМФ 27 мая 1942 года - за три дня до своей гибели. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени (трижды).

30 мая 1942 года погиб в бою на самолете Р-40Е "Kittyhawk" (Серийный номер 41-13531) при отказе двигателя. Возможной причиной останова двигателя была техническая неисправность. Его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал, т. к. вернулся на базу из-за отказа двигателя.

Всего Борис Сафонов совершил 224 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 25 самолетов противника.

Характеристики самолетов «Warhawk»
Warhawk XP-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Kittyhawk MK. II Mk. III Mk. III Mk. III Mk. IV
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 10.16
Высота, м 3.76
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого, кг 2989 2903 2939 2932 2722
Взлетная, кг 3856 3810 3665 3629 2903
Максимальная взлетная, кг 4241 4536 4037 4037 4014
Силовая установка
PE Allison V-1710 - V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Мощность, л.с. 1300 1325 1300 1200 1200
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 586 595 595 579 552
на высоте, м 6096 6096 6096 6096 4572
Время набора мин 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
высоты, м 4572 4572 4572 4572 4572
Потолок, м 10485 8534 10973 9144 9449
Дальность, км 1127 1127 483 1127 1207
Максимальная дальность, км 2655 2575 2213 2575 2253
Вооружение
Пулеметы 12.7 мм, шт. 6 6 4 4 4-6


Случайные статьи

Вверх