Народные промыслы 19 века. Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы

Народные промыслы наро́дные про́мыслы

Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства ). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др.

С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 – нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов. В России традиционные ремёсла целенаправленно культивировались в мастерских Абрамцева и Талашкино . Ныне мастера, работающие в традициях народных промыслов, создают как уникальные художественные произведения, так и эскизы для производства массовых промышленных изделий.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "народные промыслы" в других словарях:

    Одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

    - … Википедия

    Одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Художественная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому… … Современная энциклопедия

    Одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок… … Энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - Изделия чешских народных промыслов. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - форма нар. творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декор. прикл. иск ва: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д. Н. Х. П., как правило,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства (См. Декоративно прикладное искусство)). Многие Н. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились… … Большая советская энциклопедия

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление кружев и кружевных изделий, вышивка, вязание и пр.). Многие Н. Х. П. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Энциклопедия моды и одежды

Книги

  • Народные промыслы , Клиентов Алексей Евгеньевич. Издательство Белый город представляет новую книгу для детей младшего и среднего возраста, входящую в полюбившуюся многим читателям серию История России. КнигаНародные промыслы посвящена…

12.02.2017 13.02.2018

Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Росписи :
-Гжель - богатый русский народный промысел производства керамики (фарфора) и вид русской народной бело-голубой росписи из Подмосковья.
-Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин, В. В. Путинцев.
-Жостовская роспись - русский народный промысел художественной росписи жестяных подносов, существующий в деревне Жостово Московской области с 1825 года. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
-Мезенская роспись - определенный тип росписи деревянных прялок и утвари - ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в деревне Палащелье на берегу реки Мезень.
-Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.. Типичные сюжеты Палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
-Тагильский поднос - русский народный промысел по изготовлению и художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись - это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.
-Федоскинская лаковая миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
-Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в городе Семёнов Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Изделия из ткани :
-Вологодское кружево - русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
-Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
-Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
-Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
-Павловопосадские платки (шали) - набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад. Подробнее о Оренбургских и Павлопосадских платках.

Игрушки :
-Абашевская игрушка - русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
-Богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
-Дымковская игрушка - русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
-Жбанниковская игрушка - русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
-Каргопольская игрушка - русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
-Кожлянская игрушка - русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
-Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и заканчивая советскими лидерами. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
-Старооскольская глиняная игрушка - русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
-Филимоновская игрушка - русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом - это знаменитая Гжель - народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия - синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Хохлома
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы - яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрешка - деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек - наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха - древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение - утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка - символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Палехская миниатюра
Палех - центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.


Ювелирная техника скань - это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла - филигранная скань - известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов - кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань - кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

Каслинское литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья - это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.


Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Знаменитые полх-майданские матрешки

Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Палехские миниатюры на шкатулка знамениты на весь мир

Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Подносы с жостовской росписью очень популярны

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Легендарная бело-голубая гжель

Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Дымковская игрушка стала художественным промыслом

Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию

Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.


Вятские кружева

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись елочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

В России появляются и развиваются новые народные промыслы

Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.


Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов. Розы - белые, чайные, Алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

Все эти чудесные букеты… нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Жостовский художественный промысел - это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу девятнадцатого века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине девятнадцатого века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи - цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Дымковская игрушка

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.

Яркая, красочная "дымка" популярна не только в России, но и за рубежом.

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".

Русская матрёшка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот только изменилась её внешность.

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, жывотных, птиц.

В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

Скопинская керамика

Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины девятнадцатого века. Археологические исследования подтверждают, что в 12 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел.

Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зелёного или желтого тона.

В 1934 году основана артель, с 1976 года - Скопинская фабрика керамических изделий.

Филимоновская игрушка

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры.

Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому, жёлтому фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своём это свистульки.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали её добрые руки.



Случайные статьи

Вверх