Дидактические игры на тему профессии в деревне. Дидактическая игра "мастерская удивительных профессий". Игра с мячом «Строим дом»

«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Угадай, что я делаю?»
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник – нужны повару и др).

«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.
Дворнику – лопата продавцу – касса
Врачу – фонендоскоп повару – кастрюля

«Кто что делает?»
Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
Врач что делает? - … повар что делает? - …
Дворник что делает? - … парикмахер что делает? - …

«Угадай профессию по описанию»
цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»,
цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
Водитель какой? – внимательный, сильный, сосредоточенный…
Повар какой? – ловкий, аккуратный, внимательный…

«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова антонимы.
Добро -… польза -… купить -… грязь -…
Войти -… говорить -… взять -… насорить -…
Помогать -… чинить -… ломать -… рано -…
Трудно -… быстро -…

«Исправь ошибки в предложениях»
Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.
Врач готовит для ребят вкусный обед. – Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.
Врач лечит людей, чтобы …
Строитель строит дома, чтобы …
Парикмахер подстригает людей, чтобы …

«Маленький - большой»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лопата – лопатка, ведро – ведерко …

«Что из чего получается»
Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Сок из моркови – морковный; варенье из яблок – яблочное …

«Назови, что лишние»
Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.
Грабли, лопата, тележка, половник - ? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

Гиль Светлана Александровна
Мурманская область, г. Кировск.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида 36 « Искорка » города Елабуги

Картотека дидактических игр.

«Все профессии нужны,все профессии важны»

Составитела:

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 36 «Искорка»

Марданова О.В.

Елабуга, 2015

Профессия "Врач"

Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели. Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике.

Белый халат,
изучающий взгляд:
– Жалобы есть?
Подходите подряд!

Профессия "Повар"

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

Профессия "Пожарный"

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! А ты помнишь, по какому телефону нужно звонить при пожаре? Правильно, 01!

В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара!

Дидактические игры.

Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, или распечатать предложенные.
1 вариант игры : карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».

Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка: Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
1 вариант игры : «Лото». Играют ведущий и 2 игрока.
2 вариант игры : играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.

Сюжетно ролевая игра «Мы – пожарные»

Задачи: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.
Роли: пожарные, диспетчер, врачи, медсёстры, врачи, потерпевшие при пожаре.
Игровые действия : на пульт пожарной охраны поступает звонок о пожаре, есть потерпевшие, нужна помощь врачей. Диспетчер сообщает о вызове пожарным, звонит на станцию скорой помощи и сообщает о пострадавших в пожаре.
Пожарные надевают спецодежду (каски, значки и т.д.), выезжают на пожар, выводят потерпевших, достают шланг и тушат пожар.
На место пожара выезжает машина «Скорой помощи». Врачи и медсёстры осматривают пострадавших, некоторых везут в больницу.

Профессия «парикмахер»

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно .

Дидактические игры и упражнения

Покажем кукле, как работает парикмахер

Цели:

    Уточнить знания о труде парикмахера;

    Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

Содержание игры.

Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из другого детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить место для игры, предлагает объяснить и показать действия парикмахера. Объем действий зависит от наличия у детей соответствующих представлений.

Сделаем куклам красивые прически

Цели:

    Закреплять навыки ухода за волосами;

    Уточнить названия необходимых для этого предметов;

    Формировать понятие «опрятный внешний вид».

Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

Содержание упражнения.

Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д.), просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, показывает отдельные приемы; продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету

Цели:

    Упражнять в завязывании банта;

    Закреплять знание основных цветов;

    Продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.

Оборудование: куклы в платьях разного цвета, банты разного цвета.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.

Профессия «Учитель»

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок

Знает школьник и родитель

Проведет урок.

(учитель) .

Дидактические игры

« Определи по предмету профессию ».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.

Ход: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Задача: по предмету назвать профессию, в которой он используется.

«Кто где работает? »

Цель : уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Исправь ошибку»

Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

«Кому что нужно для работы? »

Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий.
  2. Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  3. Помощь в определении своих интересов и способностей.

Задачи:

  1. Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
  2. Провести игру: “Самая – самая”.
  3. Изучить житейский метод выбора профессии.
  4. Провести игру: “Угадай профессию”.
  5. Выявить и перечислить профессиональные качества.
  6. Провести тестирование по ДДО Е.А. Климова.

Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.

1. Слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.

Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая волосатая (парикмахер...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

3. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

5. Профессиональные качества”.

Давайте настроимся на серьезную работу.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).

ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ЮРИСТ ЭКОНОМИСТ
Гуманность Любовь к детям Честность Терпение
Тактичность Гуманность Порядочность Собранность
Интуиция Образованность Эрудированность Информированность
Ответственность Терпение Знание законов Коммуникабельность
Точность Находчивость Непредвзятость Точность
Собранность Самосовершенствование Информированность Образованность
Сила воли Эрудированность Тактичность Находчивость
Информированность Интуиция Ответственность Тактичность
Образованность Воспитанность Собранность Интуиция
Жизнерадостность Информированность Коммуникабельность Ответственность
Милосердие Коммуникабельность Интуиция Порядочность
Ум Милосердие Умение оперировать цифрами, информацией

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

6. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

7. Подведение итогов

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”, “Человек – техника”, “Человек – человек”, “Человек – знаковые системы”, “Человек – художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

8. Просмотр фильмов или диафильмов о профессиях.

- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?




БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Закрепление и уточнение представлений о профессиях. ИНСТРУКЦИЯ: Поговорите с ребенком о профессиях, придерживаясь следующего плана: Что такое профессия? Для чего нужны профес­сии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Попробуй объясни, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?


Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИ ЦЕЛЬ: упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Врач лечит людей, чтобы... Строитель строит дома, чтобы... Парикмахер подстригает людей, чтобы...


НЕБЫЛИЦЫ ЦЕЛЬ: развитие словесно-логического мышления. ХОД ИГРЫ: Взрослый произносит предложение, ребенок говорят, верно оно или нет. Если неверно, дает правильный вариант. Например: Взрослый: «Садовник это тот, кто работает в детском саду». Ребенок: «Неверно. Садовник это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду». Возможные предложения: Уборщица это та, кто делает головные уборы. Столяр это тот, кто делает столы. Плотник это тот, кто делает плоты. Водитель это тот, кто водит на экскурсии.


РАЗГАДАЙ СЛОВО ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка образования сложных слов. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Ты будешь волшебником. Я буду называть слова, а ты и попробуешь угадать, из каких слов оно получилось. ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ: рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод, хлебороб***


КАКОЙ? КАКАЯ? ЦЕЛЬ: упражнять ребенка в подборе подходящих по смыслу определений. ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается назвать как можно больше «красивых» слов. Летчик какой? Храбрый, смелый. Учитель какой? Умный, добрый. Водитель какой? Внимательный, осторожный. Грузчик какой? Сильный, могучий. Строитель какой? Умелый, ловкий. Врач какой? Старательный, добрый. Танцовщица какая? Талантливая, красивая, интересная, изящная. Воспитательница какая? Добрая, веселая, умная. И т.д.


ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЬ: закрепление представлений о различных видах профессий, формирование навыка словоизменения. ХОД ИГРЫ: Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает Взрослый: «На транспорте нужны шоферы...» Ребенок: «Кондукторы, водители, пилоты, капитаны.» Взрослый: «В ателье работает портной...» Ребенок: « Швея, модельер, дизайнер.» Взрослый: « Мебель не получится без труда столяра...» Ребенок: « Лесоруба, водителя, дизайнера, швеи» Взрослый: « В магазине работают продавцы...» Ребенок: « Кассиры, уборщицы, грузчики.» Взрослый: « Форменную одежду носят летчики...» Ребенок: « Врачи, милиционеры, пожарные, машинисты.»


Назови женскую профессию ЦЕЛЬ: формирование (закрепление) навыка словоизменения ХОД ИГРЫ: Вы называете мужскую профессию, ребенок изменяет слово так, что бы оно соотносилось с представительницей женской профессии. Повар - повариха. Художник -... Портной -... Учитель -... Скрипач -... Певец -... Продавец -... Пианист -... Писатель - … Летчик - … Артист - … и т.д. ВАРИАНТ ИГРЫ: Вы называете женскую профессию, ребенок – мужскую.


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПЛАНУ** 1. Фамилия, имя и отчество мамы (папы). 2. Где работает мама (папа) и кем? 3. Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. 4. Где работает мама (папа) на улице или в помещении? 5. С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с жи­вотными, с техникой, с книгами)?




КОМУ ЧТО ЦЕЛЬ: Развитие словаря по теме, мыслительных операций, расширение кругозора. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Рассмотрите появившуюся картинку. Поспросите ребенка назвать профессию человека и уточните, что помогло ему догадаться. Предложите ребенку назвать необходимые инструменты для работы этого человека. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.


Кто что делает? ЦЕЛЬ: Активизация глагольного словаря по теме ИНСТРУКЦИЯ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Расскажи, что делает человек этой профессий. Например: Повар – чистит, моет, режет, варит, жарит, готовит и т. д. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.


Инструменты ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, закрепление знаний о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку рассказать: что на ней нарисовано, человеку какой профессии она нужна, для чего она нужна Образец фразы ребенка: Это иголка. Она нужна портному, чтобы шить одежду. Щелкните еще 3 раза. У вас должно появится 4 картинки


Кто чем занимается*** Цель: Тренировать в составлении предложений. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку составить предложение по картинке придерживаясь плана: Кто нарисован Что делает Щелкните еще 4 раза. У вас должно появится 5 картинок.


КТО РАБОТАЕТ НА МАШИНАХ? ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка словообразования. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Вы спрашиваете, ребенок отвечает. На тракторе работает (кто?) …тракторист. Щелкните еще раз. Появится еще одна картинка. Продолжите игру дальше. Все должно появится 4 картинки.




ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: Прочитайте загадку. Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ – при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием (« Мне все понятно »). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится ответ, нажмите еще раз - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА






ЗАГАДКИ О МАШИНАХ Замигает синим глазом И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина) Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина) Словно дождь, автомобиль С тротуара смоет пыль. (Поливочная машина) Поднимает кверху кузов - Избавляется от грузов. (Самосвал)


Вспоминаем*** ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме, развитие памяти ХОД ИГРЫ: Вспомните вместе с ребенком и назовите литературные произведения о профессиях; загадки, пословицы и поговорки, связанные с трудом и профессиями. При нажатии кнопки мышки вы увидите некоторые подсказки


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Без топора - не плотник, без иголки - не портной. Гуляй, да дела не забывай. Не игла шьёт, а руки. За всякое дело берись умело. Терпенье даёт уменье. Шить не будешь, портным не станешь. Люби дело - мастером будешь.


РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ: Введенский В. «Песня машиниста». Кардашова А. «Наш доктор». Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом». Маяковский В. «Кем быть». Маршак С. «Почта», «Пожар». Заходер Б. «Сапожник», «Переплетчица», «Портниха». Погореловский С. «Слава хлебу на столе». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» Источники информации: КНИГИ: Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: (с этих сайтов были использованы только некоторые фотографии для презентации. За содержание сайтов автор презентации ответственности не несет) miningexpo.ru ja.wikipedia.org bayun.ru kid-book-museum.livejournal.com rumama.ru



Случайные статьи

Вверх