Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Сейчас в сфере государственных закупок много нового - ЭТП, электронные способы определения поставщика, механизм обеспечения заявки. Но обязанность заказчика заключать часть контрактов с СМП и СОНО остается незыблемой. В материале наглядно изложена вся необходимая информация, которую нужно знать для проведения закупок у малого бизнеса.
СМП - это субъекты малого предпринимательства . К ним относятся малые предприятия и микропредприятия, в том числе индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения к СМП регулируются законом 209-ФЗ от 24 июля 2007 года (Таблица 1).
СОНО (СОНКО) - социально ориентированные некоммерческие организации . НКО действуют в соответствии с законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 года . Однако социально ориентированными является не все НКО, а лишь те из них, которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества (пункт 2.1 статьи 2). А также деятельность из статьи 31.1 закона № 7-ФЗ.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
В частности, СОНО занимаются :
Это далеко не вся, а лишь небольшая часть из направлений деятельности социально ориентированных НКО.
Если заказчик объявляет закупку для СМП и СОНО, то поставщики должны подтвердить, что имеют право в ней участвовать. Для этого в состав заявки включается специальная декларация о принадлежности к данной категории. Для электронных процедур ее можно сформировать прямо на ЭТП либо прикрепить к заявке в виде отдельного документа. В декларации участник подтверждает, что удовлетворяет всем критериям, установленным для его категории.
Также заказчикам рекомендуется проверять принадлежность участника к СМП через поиск в специальном Ре естре на сайте Налоговой службы. Для проверки достаточно вбить в поисковую строку ИНН или наименования заявителя.
В следующей таблице наглядно изложены данные по закупке у малого бизнеса на 2019 год.
Сколько закупать? | 15% от СГОЗ . Меньше нельзя, больше - не запрещено |
Как распределяется объем между СМП и СОНО? | В любом соотношении. Можно закупить все у СМП и ничего - у СОНО, и наоборот |
Что будет, если закупить меньше? | Штраф на контрактного управляющего 50 тыс. рублей |
Максимальная цена контракта с СМП/СОНО | 20 млн рублей |
Преференции СМП / СОНО |
|
Как можно набрать нужный объем? |
|
Что делать, если закупка для СМП и СОНО не состоялась? | Убрать ограничение и допустить участников не из числа СМП / СОНО. Такой контракт в 15% от СГОЗ не войдет |
Нужно ли разместить в ЕИС? | Да, до 1 апреля следующего года |
У СМП и СОНО нужно закупить не менее 15 % от СГОЗ . Это весь объем закупок за текущий год, в которой не вошли некоторые их виды. Смотрите подробности расчета на следующей схеме.
*Исчисляя СГОЗ текущего года, нужно учитывать контракты, переходящие из одного финансового года в другой. И брать в расчет только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем году.
Допустим, контракт заключен в 2018 году, а исполняться и оплачиваться будет в 2018 и 2019 годах. Так вот, часть контракта, оплаченная в 2018 году, должна быть включена в СГОЗ за 2018 год. А та часть, оплата которой будет произведена в следующем году, пойдет в СГОЗ 2019 года.
Обратите внимание! С 2019 года при расчете совокупного объема закупок нужно будет учитывать контракты с единственным поставщиком, заключенные в результате несостоявшихся электронных конкурсов, а также запросов котировок и предложений в электронной форме.
Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.
Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 установлены конкретные критерии , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».
СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.
Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.
При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.
Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:
Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?
Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.
Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.
А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.
Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:
Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.
Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.
Субъекты малого и среднего предпринимательства
- хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) до 15 человек - микропредприятия.
Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.
Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме
не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами:
, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.
пункт 5.Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе
Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:
Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .
Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.
На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!
P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
Когда рассчитываете годовой объем покупок у СОНО и СМП, не учитывайте в СГОЗ закупки:
С более подробным порядком расчета годового объема закупок у СМП и СОНО рекомендуем ознакомиться в нижеприведенной рекомендации.
Заказчик обязан закупать товары, работы, услуги у СМП и СОНО в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок. Если не выбрать нужный объем, должностное лицо оштрафуют на 50 000 руб. (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).
Перечня товаров, работ или услуг, которые заказчик закупает у СМП и СОНО, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.
По итогам года заказчик составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
У заказчика два варианта закупать продукцию у СМП и СОНО.
Вариант 1. Заказчик проводит закупки только среди СМП и СОНО конкурентным способом. При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Если выбрали вариант 1, следуйте трем правилам.
1. Установите в извещении, что проводите закупки только среди СМП и СОНО. Тем самым вы установите ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
2. В проект контракта включите обязательное условие об оплате: «Оплата в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке». Заказчик вправе изменить срок оплаты, но только в меньшую сторону (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296).
3. Установите размер обеспечения заявки в пределах 2 процентов НМЦК. Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.
Вариант 2. Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, а НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Если выбрали вариант 2, в проекте контракта и в самом контракте укажите условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО. Установите объем, в котором победитель привлечет малый бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. Объем рассчитайте в процентах от цены контракта. Полученная сумма попадет в годовой объем закупок у СМП и СОНО. Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 года № Д28и-590, от 6 апреля 2015 года № Д28и-837.
В контракте пропишите, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО. Кроме того, если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, вы вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, но только если установили такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).
Чтобы составить контракт, используйте типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 года № 1466.
Должен ли победитель - СМП или СОНО - привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНО
Допустим, в закупке победил СМП или СОНО. Нужно ли в контракте условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО? Законодательство этот вопрос не регулирует. Специалисты Минэкономразвития считают, что малый бизнес сохраняет обязанность привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, который установлен контрактом. Такая позиция представлена в письме от 1 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15247. Кроме того, на упомянутое письмо ссылается УФАС России по Курганской области в решении от 10 августа 2016 года № 05-02/139-16. Контролеры также посчитали, что победитель закупки - субъект малого предпринимательства - обязан привлечь субподрядчиков из СМП, СОНО.
Безопаснее оставить условие о том, что победитель - СМП или СОНО - должен привлекать субподрядчиков, соисполнителей из малого бизнеса или социально ориентированные некоммерческие организации. Однако остается вероятность, что возникнут споры. Это связано с тем, что ранее в Минэкономразвития России высказывали противоположное мнение: победители из числа СМП, СОНО привлекать к контракту другие СМП, СОНО не должны - письмо от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. Чтобы избежать споров с победителем, в документации о закупке пропишите, например: «Победитель (в т. ч. СМП или СОНО) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП (СОНО)» .
Когда рассчитываете годовой объем покупок у СОНО и СМП, не учитывайте закупки:
Рассчитайте объем закупок у СМП и СОНО по формуле:
В то же время заказчик вправе установить преимущества для СМП и СОНО, когда закупает:
Объем перечисленных выше закупок включают в годовой объем закупок у СМП и СОНО. Правило установлено в части 1.2 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Рассчитали объем закупок у СМП и СОНО и получили ноль? Тогда проводить закупки у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций не обязательно. Такая ситуация возможна, если, например, все контракты заказчик заключает с единственным поставщиком. Такие разъяснения специалисты Минэкономразвития России привели в письмах от 11 марта 2015 года № Д28и-643, от 18 февраля 2015 года № Д28и-413, от 31 декабря 2014 года № Д28И-2891.
В извещении и документации о закупке установите требование, что участник обязан декларировать принадлежность к СМП или СОНО. Для этого претендент на контракт составляет декларацию, которую прикладывает к заявке. При этом в Законе № 44-ФЗ нет требований к тому, как оформить декларации. Поэтому участник составляет документ в произвольной форме или использует образец, который заказчик привел в документации о закупке. Правило декларировать принадлежность к СМП и СОНО прописано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Во время электронного аукциона у участника есть возможность указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки. Претендент ставит галочку в графе, которая указывает на то, что участник - СМП или СОНО. При этом оформлять декларацию все равно нужно. Такое мнение выразили специалисты Минэкономразвития России в письме от 3 октября 2016 года № Д28и-2585.
Чиновники поясняют, что, если участник электронного аукциона во второй части заявки не приложит декларацию о том, что принадлежит к СМП, комиссия должна отклонить предложение. Ведь заявку признают несоответствующей, если участник не предоставит документы и информацию, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. А в пункте 7 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ сказано, что к аукционной заявке прикладывают декларацию о принадлежности к СМП или СОНО (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).
Позицию специалистов Минэкономразвития России поддерживают и судьи. Пример - решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 февраля 2016 года № А45-25883/2015. Судья пояснил: если заказчик установил в извещении, что участвовать в закупке вправе только СМП и СОНО, то во вторую часть заявки участник включает декларацию. Декларацией участник подтверждает, что принадлежит к СМП или СОНО. Судья ссылается на пункт 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ.
Федеральная налоговая служба ведет Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://rmsp.nalog.ru .
Если закупка среди СМП и СОНО не состоялась, отмените ограничение и определяйте поставщика на общих основаниях. Не включайте в объем закупок у СМП и СОНО закупку, которую провели на общих основаниях. В 15-процентную норму входят только те закупки, которые заказчик провел исключительно для СМП и СОНО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.