Марково чукотский автономный. Марково (Чукотский автономный округ). Что мы предлагаем

Село в Анадырском районе Чукотского автономного округа. Расположено в среднем течении реки Анадырь, в 326 км выше города Анадырь. Постоянное население 809 чел.(перепись 2010г), 718 (2015). Национальный состав по переписи 2002г: русские 47%, чуванцы 28%.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 579 человек.

Оленеводческий совхоз. Опорный пункт зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Марково - место компактного проживания чуванцев, малочисленной народности юкагирского происхождения (самоназвание - этэль, этал, (чукотское – «юкагир»)). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы).

В русских источниках чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 - 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 - в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18 века военных столкновений между чукчами и русскими группы чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века чуванцы составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на "марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 "бродячих" Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области - 262 оседлых чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе - 15 человек, в Колымской округе Якутии - 32 человека. По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать "камчадалами", и этноним "Чуванцы" применялся лишь к кочевым чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, чуванцы сохранили устойчивое самосознание.

В 19 веке для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" - специальных пик. Занимались также пушной охотой.
Питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев - продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства Чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.
Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине - орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра "Лодка", воспринятая чуванцами от камчатских казаков в 19 веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.
www.allnorth.ru/narod.php?ds=773

Село расположено в среднем течении Анадыря, на его правом берегу. Это старинное казачье селение, которое по праву считается одним из первых русских поселений на территории не только Анадырского района, но и Чукотки. Добраться до Маркова можно рейсовым вертолетом из аэропорта Анадырь. Время в пути около 2 ч. Расстояние до районного центра 326 км. История русской оседлости на Анадыре начинает свой отсчет с 1649 г., когда казаки-землепроходцы из отряда Семена Дежнева пришли сюда и заложили зимовье в 18 км от современного пос. Марково. Позже здесь был основан Ана­дырский острог, более 100 лет служивший форпостом в освоении новых терри­торий на Чукотке и базой для "сыскания" сухопутных путей на Камчатку. Вслед за "служилыми людьми" казаками-землепроходцами сюда потянулись промы­шленники и торговцы для хозяйственного освоения этой территории, а то и просто "гулящие люди", как тогда называли крестьян, бежавших от крепостного гнета в далекие северные окраины, где сыскать их было практически невозможно. Эта категория переселенцев связывала всю свою жизнь с Чукоткой. И селились они здесь основательно, на долгие годы, обзаводились хозяйством и семьями. Собственно о дате основания села Марково точных документальных сведений нет. Большинство ученых полагает, что постоянный населенный пункт возник здесь с 1740-1750-х гг. Исследователи считают, что свое назва­ние поселок получил по фамилии одного из первых поселенцев Маркова. Но по свидетельству сказительницы - марковчанки К.А. Воронцовой, село названо в середине XIX в. в память о св. Марке, который освятил место и поставил крест на месте будущего селения. Не случайно было выбрано и место для основания села. Эти места славились богатыми рыболовными и охотничьими уго­дьями, обилием ягод и грибов. Лесные массивы из ольхи, тальника, тополя, лиственницы и березы позволяли русским переселенцам строить привычные для них деревянные дома и лодки. Жители Маркова до сих пор активно используют этот строительный материал. А еще Марково располагалось на пересечении торговых путей, поэтому с середины XIX в. здесь активно развивается торговля. Население села постоянно росло. Первая проводившаяся на Чукотке перепись 1897 г. выявила, что в Маркове проживало: русских - 101 чел., чуванцев- 147, 13 ламутов, 8 чукчей и 43 человека - представители прочих национальностей. То есть всего 312 человек - значительно больше, чем в каком-либо другом населенном пункте Чукотки. Сегодня в Маркове живет 831 человек, из них коренных жителей - 547.

Весьма точно характеризует жителей Маркова начала XX в. исследователь Гурвич: "Оседлое население Маркова - потомки русских мещан и крестьян, смешавшихся с юкагирами и эвенами, - в целом унаследовало архаически юкагирский тип хозяйства, но сохранило русский язык, русские и юкагирские особенности быта. Это была единая этническая группа. Члены ее жили обособленно, общаясь лишь между собой и окружающим кочевым населением". Так исторически сложилось, что 100 лет назад, несмотря на то, что Ново-Мариинск был административным форпостом Анадырской округи, ее культурным центром оставалось все-таки Марково. Именно здесь в 1862 г. была построена первая на Чукотке православная церковь. Ее священником Митрофаном Шилицыным на миссионерские средства была основана первая на Чукотке церковно-приходская школа, которая открылась 15 мая 1883 г., и преподавал в ней чуванец, краевед-самоучка Афанасий Ермилович Дьячков. Рисунки первых учеников этой школы хранятся в сельском Марковском музее (ныне филиале

Музейного центра "Наследие Чукотки"), где жителями села собрано более 400 экспонатов, рассказывающих о жизни края, о его населении. Марковчане очень бережно относятся к своей истории, и им есть чем гордиться. Так, по сути, одно из первых опубликованных краеведческих исследований об Анадырской округе было написано их земляком А.Е. Дьячковым. А в фондах окружного Музейного центра "Наследие Чукотки" (г. Анадырь) хранятся еще неопубликованные его труды; дневники и заметки, где он подробно описывает быт марковчан конца XIX в.: "Как только Анадырь очистится ото льда, что бывает в конце мая или начале июня, марковский обыватель спускает на воду свой кар­бас, садит в него семью и собак и отправляется вниз по Анадырю, на удобные места. В предместье Маркова разбросано около 10 заимок, куда перекочевывают марковчане в первой половине июня, чтобы укрыться от комара и мошки. Марковский житель почти два месяца проводит в непрерывной борьбе с этим насекомым неприятелем. На заимке марковец переходит для исправления рыболовных снастей и для пропитания себя и собак до главного рыбного промысла, который начинается в конце июля. В предместье Маркова ставят до 20 неводов, объеди­няясь несколькими семьями. При самом изобильном ходе рыбы один невод в течение лета может наловить от 8 до 10 и более тысяч рыб. Торговец и более зажиточный житель в октябре отправляется в Гижигу и к устью Анадыря за товарами, а прочие в это время, кто убирает в амбар вяленый рыбий корм, кто поправляет зимний дом. Марковский житель отлично умеет владеть топором, ножом и стругом. Когда марковский житель не обеспечит себя в летнее время рыбой и оленьим мясом. то его гнетут тяжелые думы, как ему прокормить себя, семью и собак в течение 9 зимних месяцев". Мы привели столь подробную выдержку из описаний Дьячкова не случайно. Уклад жизни современных сельчан мало чем отличает­ся от прежнего. Однако бытовые условия значительно лучше. Сегодня Марково - одно из крупнейших, благоустроенных сел на Чукотке. Ведь до 1958 г. село было районным центром Марковского района, территория которого позже была разделена между Анадырским и Билибинским районами. Основное на­правление хозяйства в селе - оленеводство. Благодаря уникальному для Чукотки климату здесь выращивают на поляк и огородах овощи: капусту, картофель, свеклу, морковь и др.

В селе есть магазины, гостиница, узел связи, детская школа искусств, школа-интернат, в которой создан музей, рассказывающий о знаменитых жителях села, его истории. В доме культуры действует народный фольклорный хор "Мар­ковские вечерки", основанный в 1950 г. Хор исполняет старинные русские и казачьи песни, причем в той манере, как их пели 100 лет назад. Неоднократно он выступал в Анадыре, Магадане, Хабаровске, Новгороде, является лауреатом конкурсов фольклорных коллективов. В 1982 г. в Москве на студии звукозаписи "Мелодия" была записана пластинка этого уникального коллектива. В селе действует православная церковь. Рядом с селом находится ряд достопримечательностей: аэродром времен Великой Отечественной войны, который строили всем селом; старинное казацкое кладбище. Из Маркова удобно начинать сплав на резиновых или моторных лодках до с. Усть-Белая.

Реферат на тему:

Марково (Чукотский автономный округ)



Село Марково расположено в среднем течении реки Анадырь - крупнейшей водной артерии Чукотки. Марковская низменность, образованная Щучьими горами на севере, хребтом Пикульней на востоке, горами Пенжинского хребта на юге и Русским хребтом на западе, площадью около 15 000 кв.км обладает уникальным для Чукотки климатом. Среднегодовая температура составляет - 6,5; - 8 С., жаркое довольно продолжительное лето создает благоприятные условия для роста лиственного леса и всевозможной растительности, очень разнообразен мир животных, птиц и насекомых, рыбные запасы довольно значительны.


Климат

Температура держится ниже 0°C с сентября до конца следующего мая, ниже -20°C - с ноября до конца следующего апреля. Лето короткое, довольно умеренное, в месте с тем самое теплое в округе.

Климат Марково
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C 5,0 3,9 5,0 7,8 20,0 30,6 31,7 28,9 21,7 15,0 6,7 10,0 31,7
Средний максимум, °C −22,8 −20,6 −17,2 −8,9 2,2 15,6 18,9 15,6 7,8 −5 −15 −20,6 −4,4
Средний минимум, °C −31,7 −30,6 −28,9 −20,6 −7,2 3,9 7,8 5,6 −0,6 −13,3 −23,9 −30 −14,4
Абсолютный минимум, °C −60 −57,8 −51,7 −42,8 −33,9 −5 −3,3 −6,1 −17,8 −38,9 −48,9 −53,9 −60
Норма осадков, мм 43 25 28 15 18 28 51 71 36 38 48 33 432
Источник:

Марковская низменность относится к лесотундровой зоне, лиственный лес расположен в пойме реки Анадырь, основная территория - лесотундра с огромным количеством озер, речек и болот.

Водосбор реки Анадырь (протяженность более 1 тыс. км), годовые осадки обуславливают большие паводки, в районе с. Марково подъем воды достигает отметки свыше 5 метров.

Марковская низменность территория с резко континентальным климатом, с морозной многоснежной зимой и жарким продолжительным летом. Среднегодовое количество осадков 330-380 мм, что обуславливает подверженность территории села Марково стихийным бедствиям - наводнению. Сильные ветры редки, скорость ветра не превышает 10-20 м/сек.

Высокие уровни паводков ХХ века (подъем воды свыше 4,5 м) : 1964, 1966, 1989, 1997, 1999 годы. наиболее высоким был паводок 1997 года (533 см), когда было затоплено более 90 % территории поселка. Ущерб составил более 3 млн руб.

Все остальные паводки, благодаря необходимой подготовки, большого ущерба не нанесли.

Глубины реки Анадырь позволяют теплоходам с грузоподъемностью 600 тонн проводить навигацию до перевалбазы «Яры» − 517 км от устья, катерам с осадкой до 1,5 м проводить плоскодонные площадки с грузом до 150 тонн от перевалбазы «Яры» до с. Марково (70км), проезд по реке Анадырь выше по течению возможен маломерными судами.

Отсутствие вечной мерзлоты в районе села дает возможность выращивать в открытом грунте картофель, капусту и другие огородные овощи.

Благоприятные климатические условия Марковской низменности, скопление аборигенных жителей в среднем течении р. Анадырь обратили на себя внимание землепроходцев Семена Дежнева и послужили причиной организации Анадырского острога в 1649 году. Кроме того, Анадырский острог находился на пересечении торговых и меновых путей коренного населения Центральной, Западной и Восточной Чукотки и оптимально подходил на роль форпоста проникновения Российского государства на Северо-Восток, Аляску и освоения богатств Чукотки.

На территории Центральной Чукотки обитали юкагирские племена, оленные чукчи, ламуты-эвены.

Юкагирские племена вели кочевой образ жизни, существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, вели меновую торговлю с оленными чукчами, прибрежными эскимосами и чукчами, коряками и эвенами.

После организации Анадырского острога часть юкагиров, в частности чуванцев стали вести оседлый образ жизни на ближайших рыболовных и охотничьих угодьях, появились смешанные браки, постепенно стал перениматься уклад жизни переселенцев, обычаи, язык.

Поиск постоянного источника существования, место гарантированной навигации, торгового центра и центра регулярного сообщения привел к созданию села Марково с постоянным населением к концу Х1Х века в 200-250 человек и многочисленных поселений по берегам р. Анадырь с общей численностью до 1 тысячи человек, называвших себя чуванцами, принявшими православие, говорящих на старорусском диалекте, соблюдавшим как церковные, так и языческие обряды.

К 20-ым годам прошлого века Марково было сравнительно крупным населенным пунктом, центром торговли и вывоза продукции охоты и рыболовства.

В селе находились представители Российских и американских торговых компаний, местной администрации, церковь, школа, метеостанция.

Становление советской власти наиболее быстро произошло в Анадыре, Усть-Белой и Марково, где наиболее полно проявились противоречия существующей власти. Период 1920-1940 г.г был периодом идеологической обработки местного населения, коллективизации и организации мелких рентабельных товариществ и колхозов, гарантированного продовольственного обеспечения и вывозом пушно-мехового сырья и продукции рыболовства.

Толчком к развитию села стало строительство в 1942-43 г.г аэродрома для заправки и последующего перегона американских истребителей и самолетов с продовольствием в рамках соглашения между сторонами антигитлеровской коалиции(«лендлиз») стала развиваться инфраструктура аэродрома, вначале воинские части, а в последствие и приезжие гражданские специалисты обслуживали аэродром. Увеличение населения требовало увеличения объемов заготовок продукции промыслов, на профессиональной основе стало развиваться земледелие.

Создание Марковского района в 1950-1958 г.г, концентрация населения в 4-х населенных пунктах - Марково, Ваеги, Чуванское, Ламутское, создание крупного многопрофильного сельскохозяйственного предприятия с упором на развитие оленеводства, приток квалифицированных специалистов, завоз техники, наличие средней школы, интерната, больницы, базы для завоза и хранения продовольствия, центра культуры явились предпосылками к резкому и благоприятному развитию поселка Марково.

В с. Марково проживает до 20 % приезжего русскоязычного населения, все остальные - это так называемые «марковчане» - коренные жители из числа малочисленных народов Севера и старожилы (3-4 поколения на Чукотке). В связи с тем, что приезжие - это, в основном, высококвалифицированные специалисты предприятий и бюджетных учреждений, а Марковская школа насчитывающая более чем вековую историю выпускает очень хорошо подготовленных учащихся, многие из которых возвращаются после получения высшего и среднего специального образования, уровень развития марковских жителей довольно высок и по многим параметрам население с. Марково напоминает городское.

Все это позволило поддерживать на должном уровне общественную активность населения и не будет преувеличением утверждение, что Марково является культурным центром сел Марковского куста, оказывающим большое влияние на формирование общественного самосознания. Марково являлся привлекательным для приезжего населения, приток пришло го населения в конце 70-х годов достиг потолка и в середине 80-х годов прекратился.

|
Ма́рково - село в Анадырском районе Чукотского АО России. До 1998 года административно являлось посёлком городского типа.

Название на языке коренного населения: чукот. Вуйвун (Гуйгун) - «деревянная изба», коряк. вуйвын - «большой посёлок».

  • 1 Географическое положение
  • 2 Природно-климатические условия
    • 2.1 Гидрология
    • 2.2 Климат
  • 3 История
  • 4 Население
  • 5 Религия
  • 6 Интересные факты
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Источники

Географическое положение

Расположено в среднем течении реки Анадырь - крупнейшей водной артерии Чукотки. Марковская низменность, образованная Щучьими горами на севере, хребтом Пикульней на востоке, горами Пенжинского хребта на юге и Русскими горами на западе, площадью около 15 000 км² обладает уникальным для Чукотки климатом.

Природно-климатические условия

Марковская низменность относится к лесотундровой зоне, лиственный лес расположен в пойме реки Анадырь, основная территория - лесотундра с огромным количеством озёр, речек и болот. Тёплое и довольно продолжительное лето создает благоприятные условия для роста лиственного леса и всевозможной растительности, очень разнообразен мир животных, птиц и насекомых. Отсутствие вечной мерзлоты в районе села дает возможность выращивать в открытом грунте овощные культуры.

Гидрология

Среднегодовое количество осадков составляет 330-380 мм, что обуславливает подверженность территории Марково стихийным бедствиям - наводнениям, в районе села подъем воды достигает отметки свыше 5 метров. Высокие уровни паводков ХХ века (подъем воды свыше 4,5 м) фиксировались в 1964, 1966, 1989, 1997, 1999 годы. Наиболее высоким был паводок 1997 года (533 см), когда было затоплено более 90 % территории населённого пункта. Все остальные паводки, благодаря необходимой подготовке, большого ущерба не нанесли.

Глубины реки Анадырь позволяют теплоходам с грузоподъемностью 600 тонн проводить навигацию до перевалбазы «Яры» − 517 км от устья, катерам с осадкой до 1,5 м проводить плоскодонные площадки с грузом до 150 тонн от перевалбазы «Яры» до с. Марково (70км), проезд по реке Анадырь выше по течению возможен маломерными судами.

У правого берега реки Анадырь в верхней части посёлка Марково устроен гидрологический пост.

Климат

Среднегодовая температура составляет - 6,5; - 8 С., сильные ветры редки, скорость ветра не превышает 10-20 м/сек.

Показатель
Климат Марково
Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
5,0 3,9 5,0 7,8 20,0 30,6 31,7 28,9 21,7 15,0 6,7 10,0 31,7
−22,8 −20,6 −17,2 −8,9 2,2 15,6 18,9 15,6 7,8 −5 −15 −20,6 −4,4
−31,7 −30,6 −28,9 −20,6 −7,2 3,9 7,8 5,6 −0,6 −13,3 −23,9 −30 −14,4
−60 −57,8 −51,7 −42,8 −33,9 −5 −3,3 −6,1 −17,8 −38,9 −48,9 −53,9 −60
Норма осадков, мм 43 25 28 15 18 28 51 71 36 38 48 33 432
Источник: weatherreports.com
Солнечное сияние, часов за месяц.
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Солнечное сияние, ч 25 102 208 258 273 312 267 202 135 105 48 12 1946

История

Благоприятные климатические условия Марковской низменности, скопление аборигенных жителей в среднем течении р. Анадырь обратили на себя внимание землепроходцев Семёна Дежнёва и послужили причиной организации Анадырского острога в 1649 году. Кроме того, Анадырский острог находился на пересечении торговых и меновых путей коренного населения Центральной, Западной и Восточной Чукотки и оптимально подходил на роль форпоста проникновения Российского государства на Северо-Восток, Аляску и освоения богатств Чукотки.

На территории Центральной Чукотки обитали юкагирские племена (деткили), оленные чукчи (чаучу), эвены (ламуты). Юкагирские племена вели кочевой образ жизни, существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, вели меновую торговлю с оленными чукчами, прибрежными эскимосами и чукчами, коряками и эвенами.

После организации Анадырского острога часть юкагиров, в частности чуванцев, стали вести оседлый образ жизни на ближайших рыболовных и охотничьих угодьях, появились смешанные браки, постепенно стал перениматься уклад жизни переселенцев, обычаи, язык.

Православная церковь в Марково, 1901 год

Поиск постоянного источника существования, торгового центра, места гарантированной навигации и центра регулярного сообщения привёл к созданию села Марково. Первое упоминание поселения относится к 1866 году в книге Д. Кеннана «Кочевая жизнь в Сибири». По свидетельству старожилов, село названо в память о святом Марке, освятившим место строительства будущего поселения и воздвигнувшего здесь православный крест.

К концу XIX века численность постоянного населения Маркова доходило до 250 человек, называвших себя чуванцами, говорящих на старорусском диалекте, принявшими православие, соблюдавшим как церковные, так и языческие обряды.

К 20-м годам XX века Марково было сравнительно крупным населённым пунктом, центром торговли и вывоза продукции охоты и рыболовства. Здесь находились представители российских и американских торговых компаний, местной администрации, церковь, школа, метеостанция.

Становление советской власти наиболее быстро произошло в Анадыре, Усть-Белой и Марково, где наиболее полно проявились противоречия существующей власти. Период 1920-1940 годах был периодом идеологической обработки местного населения, коллективизации и организации мелких рентабельных товариществ и колхозов, гарантированного продовольственного обеспечения и вывозом продукции рыболовства и пушно-мехового сырья.

Толчком к развитию села стало строительство в 1942-1943 годах аэродрома для дозаправки во время перегона американских самолётов в рамках соглашения между сторонами антигитлеровской коалиции («лендлиз»). Быстро стала развиваться инфраструктура аэродрома, вначале воинские части, а впоследствии и приезжие гражданские специалисты обслуживали аэродром. Увеличение населения требовало увеличения объёмов заготовок продукции промыслов, на профессиональной основе стало развиваться земледелие.

Создание Марковского района в 1950-1958 годах, концентрация населения в 4-х населенных пунктах - Марково, Ваеги, Чуванское, Ламутское, создание крупного сельскохозяйственного многопрофильного предприятия с упором на развитие оленеводства, приток квалифицированных специалистов, завоз техники, наличие средней школы, интерната, больницы, базы для завоза и хранения продовольствия, центра культуры явились предпосылками к резкому и благоприятному развитию Марково.

В селе проживает до 20 % приезжего русскоязычного населения, все остальные - это так называемые марковчане - коренные жители из числа малочисленных народов Севера и старожилы (3-4 поколения на Чукотке). связи с тем, что приезжие - это, в основном, высококвалифицированные специалисты предприятий и бюджетных учреждений, а Марковская школа, основанная в 1883 году, выпускает очень хорошо подготовленных учащихся, многие из которых возвращаются после получения высшего и среднего специального образования, уровень развития марковских жителей довольно высок и по многим параметрам население села напоминает городское.

Население

500 1000 1500 2000 2500 3000 2011 2016

Марково являлся привлекательным для приезжего населения, приток пришлого населения в конце 1970-х годов достиг потолка и в середине 1980-х годов прекратился. Все рабочие места были заняты, искусственно создавались новые рабочие места, в основном в бюджетной сфере и торговле.

Религия

Действующий с 1862 года православный храм в честь святителя Николая Чудотворца. 2013 году было построено новое здание храма.

  • Во время Великой Отечественной Войны из-за отсутствия лошадей и тракторов вспашку сельхозугодий производили с помощью запряжённых в плуг ездовых собак.

См. также

  • Марково (аэропорт)

Примечания

  1. chukotnews, 11 октября 2010 г.
  2. http://www.anadyr-mr.ru/admin/develop/shema17.pdf
  3. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  4. Изменения в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации за 1989-2002 годы
  5. 1 2 Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. - Магадан: Магад. кн. изд-во, 1989. - С. 249. - 456 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-7581-0044-7.
  6. Лоция реки Анадырь, 1987
  7. Гонконгская обсерватория
  8. История школы. МБОУ "Центр образования с. Марково". Проверено 25 ноября 2013.
  9. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  10. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  11. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  12. Численность населения Чукотского автономного округа, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Проверено 25 ноября 2014. Архивировано из первоисточника 25 ноября 2014.
  13. План ЧАО.doc Лесной план Чукотского автономного округа. Проверено 29 марта 2015. Архивировано из первоисточника 29 марта 2015.
  14. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  15. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  16. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  17. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
  18. Анадырская и Чукотская епархия

Литература

  • Браславец К. М. - О фольклоре обрусевших чуванцев села Марково на Анадыре // Вопросы теории русского языка и диалектологии. Хабаровск, 1975. с. 166-183.
  • Вахтин Н. Б. - «Языковая смерть» в функциональном аспекте: особенности функционирования марковского говора // Труды факультета этнологии / Отв. ред. А. К. Байбурин. СПб., 2001. Вып. 1. С. 272-291. (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Источники

  • Село на сайте Чукотизбиркома

Марково (Чукотский автономный округ) Информацию О

"Города и веси Чукотки" - это цикл постов, в которых я вкратце буду рассказывать о населённых пунктах нашего округа. Они все разные, но в то же время такие одинаковые. Знакомство с "чукотскими вавилонами" мы начнём с самого центра Чукотского автономного округа, с села Марково.

Каждое поселение уникально, но самым уникальным на Чукотке, является село Марково. Как утверждают марковчане, они потомки тех самых землепроходцев, которых привёл в эти края в 1649 году Семён Дежнёв. Оспаривать сей факт я не берусь, замечу лишь, что Анадырский острог, крайний форпост Российской империи, был посторен в 20 верстах от современного села.

2. Стела при въезде в село со стороны аэропорта

3. В окрестностях села

Острог в 1770-х годах снесли, люди частью уехали частью остались в небольших поселениях на реке. Официальная история села Марково берёт своё начало в 1820-1830-х годах. Очень скоро село стало центром. Центром концентрации оседлого населения, центром торговли, центром православия (первый на Чукотке храм) и просвещения (первая на Чукотке школа), и наконец, неофициальным административным центром всех северо-восточных окраин империи. Даже спустя много лет после основания будущего Анадыря, который по документам являлся административным центром Анадырской округи, Марково продолжало оставаться "столичным" селом.

4. Протока. В период половодья эта неказистая протока становится настоящей рекой

В годы Великой Отечественной войны в Марково сторят аэродром лендлизовской трассы "Алсиб", через который к слову, в 1945 году на учредительную конференцию ООН летел министр иностранных дел СССР В.М. Молотов. Как гласит легенда Молотов подарил работникам аэродрома напольные часы, которые долгое время хранились в местном аэропорту, а затем были перевезены в Анадырь.

В 1950-х годах, Марково было центром одноимённого района, который впоследствии был присоединён к Анадырскому району. В селе функционировала опытная сельскохозяйственная станция, которая занималась развитием овощеводства в условиях экстремального земледелия. Был здесь и крупный совхоз "Марковский", который кроме оленеводства занимался разведением КРС и овощеводством.

В 1990-х, население посёлка городского типа Марково, резко сократилось и в 1998 году Марково вновь вернулось к "истокам". Посёлок стал селом. По переписи 2010 года в селе проживает чуть меньше 800 человек.

6. Память о девяностых

В Марково я был всего однажды. В 2011 году, когда сплавлялся по реке Анадырь. Если бы меня привезли в село с закрытыми глазами, я никогда бы не подумал, что нахожусь на Чукотке. Здесь всё такое русско-деревенское! Сам воздух кажется пахнет деревней. Мне Марково очень напомнило подмосковные Петушки, в которых я провёл не одно лето. Тихо, пыльно, тепло, умиротворённо... Разве, что комаров побольше.

9. Частный сектор

11. Пожарная часть

В Марково в отличии от остальной России "бе ды" иные - это наводнения и гнус (комары, мошка, мокрец). Топит Марково почти каждый год, но глобально, раз в 20-25 лет. Последний "великий потоп" был года два назад, когда по селу на моторных лодках ездили. Ну а про марковских комаров, по Чукотке легенды ходят. Говорят что чуть ли не с воробья эти твари. Таких не видел, но берёт гнус не размером, а количеством. Тьма тьмущая, особенно в начале лета.

14. Центр образования села Марково. В интернате при Центре обучаются дети из 3 окрестных сёл

15. Марковский музей

Марково удачно расположилось и относительно транспортной логистики. Отсюда можно улететь, как на Магадан, так и в Анадырь. Транспортная верификация для Чукотки вещь более, чем превосходная. В 2011 году, именно благодаря рейсу из Магадана, нам так и не удалось запастись хлебом. В Марково хлеб дюже какой вкусный, поэтому магаданские авиаторы, скупают его партиями.

16. Марковский перекрёсток

18. Свайное поле. Здесь будет стоять дом

19. Минувшее скоро

Главным достоинством села является его месторасположение. Именно из-за него здесь и поселились первые русские, а затем вторые и третьи. Село расположенно в центре так называемой Марковской поймы. Река Анаыдрь в этом месте благодаря многим факторам размыла вечную мерзлоту, а окружающие горы создали уникальный благоприятный микроклимат. Поэтому на территории примерно 50 на 100 км. растут деревья, а температура летом вполне материковская. Чуть побольше окружным органам власти желания и дальновидности и здесь можно бы смело строить детские оздоровительные лагеря, вместо того, чтобы отправлять детей на материк.

20. Поросло травой забвенья

22. Марковские огороды

23. Цветник возле дома

Разумеется всё о Марково в одном посте написать невозможно. Да и не нужно. Ведь в Марково я обязательно вернусь и тогда будет что еще написать.

24. Одна из проток реки Анадырь. Возле пристани.



Случайные статьи

Вверх