Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников
Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и...
Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?
Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.
Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.
Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.
Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.
О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .
В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:
Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.
Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?
До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:
Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.
Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.
Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.
Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.
Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.
Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.
В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.
Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.
Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.
В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».
В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:
Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.
Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.
Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.
Подлежащие лицензированию виды деятельности — это направления бизнеса, осуществление которых предполагает получение лицензии. Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности указан в соответствующих нормативных актах. Какую деятельность нужно лицензировать и как эта процедура осуществляется на практике, расскажем ниже.
На сегодняшний день существует огромное количество направлений бизнеса: одни уже давно и широко распространены, а другие только набирают популярность и осваиваются «первопроходцами». Как бы то ни было, наиболее значимые и важные для государства и общества виды деятельности должны осуществляться только после получения лицензии. Поэтому прежде, чем говорить о том, как получить таковую, следует знать, какую деятельность необходимо лицензировать в обязательном порядке.
Лицензирование в нашей стране осуществляется на основании Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011. Согласно положениям ст. 12 вышеназванного закона, в перечень подлежащих лицензированию видов деятельности включены:
Более подробно хотелось бы остановиться на лицензируемых видах медицинской деятельности. Связано это с тем, что законодатель довольно подробно регламентирует процедуру получения лицензии в данной отрасли, так как именно государство является гарантом конституционного права гражданина на охрану здоровья. Проявляется это не только в том, что бесплатные медицинские услуги предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения, но и в том, что уполномоченные органы являются проверяющими и контролирующими организациями по отношению ко всем предприятиям, которые лечат граждан.
Согласно положениям закона № 99-ФЗ, лицензированию подлежат следующие виды медицинской деятельности:
Не знаете свои права?
Итак, с тем, когда необходимо получение лицензии, мы разобрались. Теперь обсудим такой вопрос, как получение данного документа.
Для получения лицензии организации или индивидуальному предпринимателю надлежит представить в специализированный лицензирующий орган определенный законодательством пакет документов. Этот комплект может отличаться в зависимости от того, какая именно деятельность лицензируется в конкретном случае. В самом общем виде перечень выглядит следующим образом:
Нужно отметить, что заявление с указанием подлежащего лицензированию вида деятельности должно быть подписано руководителем юр. лица или иным лицом, уполномоченным на совершение таких действий. Подать его и приложенные к нему документы можно в электронной форме (при условии, что документ заверен электронной подписью).
В течение 3 дней с момента поступления в лицензирующий орган документы должны быть рассмотрены, после чего в адрес соискателя направляется решение о принятии представленных им документов к рассмотрению либо мотивированный отказ в этом действии. Отказ может последовать в результате несоответствия заявления требованиям, установленным законом, либо предоставления неполного комплекта, необходимого для лицензирования. И в том и в другом случае дается 30 дней для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки. Если в течение этого времени они не будут устранены, заявление вместе с остальными документами возвращается лицензирующим органом соискателю.
На рассмотрение поданных соискателем бумаг у лицензирующего органа имеется 45 дней. За этот период поданный комплект документации проверяется на полноту и достоверность. По итогам проведенной проверки лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии либо об отказе в этом. Данное решение должно быть должным образом оформлено (приказом либо распоряжением). Не позже чем через 3 дня с момента его принятия и издания соответствующего приказа/распоряжения, соискателю должна быть вручена (или направлена посредством заказного письма с уведомлением) лицензия, либо мотивированный отказ в выдаче таковой со ссылками на нормативные акты, которые послужили основанием для принятия отрицательного решения.
Переоформление полученного документа может потребоваться только в случае изменения данных лицензиата (они могут касаться организационно-правовой формы, наименования компании/организации, ФИО, местонахождения, реквизитов документа, призванного подтвердить личность гражданина, являющегося предпринимателем, и т. п.), а также в случае изменения видов деятельности, т. е. перечня работ/услуг, осуществляемых (оказываемых) лицензиатом.
Начинающие коммерсанты, при регистрации себя в качестве ИП, зачастую сталкиваются с проблемой указания вида деятельности. При первой встрече с ОКВЭД, эта проблема кажется не решаемой. Цель данной статьи – рассказать о видах деятельности, особенности их разделения, и дать рекомендации по выбору.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
С 1.01.2015, единственным классификатором считается OKBЭД 2 (OK 029-2014), заменивший собой классификаторы OKBЭД OK 029-2001, OKBЭД OK 029-2007 .
Но на данный момент, согласно письму ФHC России от 07.08.2014 № НД-3-14/2624, «для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» используется OKBЭД OK 029-2001 (KДEC peд. 1).
Это связано с переходным периодом, который продлился до 1.01.2016г.
Данный классификатор собирает все виды деятельности в подгруппы, объединённые в группы. Те, в свою очередь, собираются в подклассы, объединённые в классы. Обозначается каждая категория своей цифрой.
В итоге, каждый вид деятельности записывается, начиная с класса, парами цифр, разделённых точками. И может быть представлен в виде:
Можно видеть, что классификатор охватывает практически все виды предпринимательской деятельности. Исключения составляет деятельность, связанная с государственной безопасностью и обороной.
В местном отделении Росстата – органа, выпускающего данный классификатор. Там можно ознакомиться с полным перечнем кодов.
Если же идти никуда неохота, то ознакомиться с полным текстом можно на сайтах:
Существует ограничение на полную свободу предпринимательства. В виде Федерального закона № 99-Ф3 “O лицензировании отдельных видов деятельности”.
Согласуясь с ним, их принято делить на 4 группы:
Т.к. есть редакция вышеуказанного закона от 31.12.2014г, вступающая в силу уже 1.07.2015г, актуальнее будет рассматривать виды деятельности в её контексте.
Это виды, заниматься которыми можно сразу по завершении регистрации в качестве ИП. Такая деятельность не несёт возможности нанесения значимого ущерба людям и поэтому не требует согласования с надзорными органами и получения лицензии.
П.1, cт.2, 99-Ф3, описывает, для чего осуществляется лицензирование некоторых видов деятельности. Их полный перечень можно найти в cт.12, главы 2, 99-Ф3. Правда, лицензирование некоторых из них прекращается с момента вступления в силу отдельного федерального закона, который будет предусматривать аккредитацию, либо саморегулирование некоторых видов деятельности, о чём сообщает cт. 22, главы 3, данного документа. Например, проведение экспертизы пром. безопасности.
Помимо этого, п.4 ст.1 99-Ф3, описывает виды деятельности, регулирование которых осуществляется отдельными федеральными законами. Как правило, эта деятельность недоступна ИП, и осуществляется только юр. лицами. Например, охранная деятельность, которая также требует наличие высшего юридического образования у ген. директора.
К ним относится деятельность, которая не требует лицензирования, для занятия ею. Но её необходимо согласовать с надзорными органами. Их порядка 30(!). Конечно, необязательно получать разрешение у каждого, но обязательно вас навестят представители пожарных, полиции и сан. станции.
Поэтому надо быть готовым заранее. Стоит поискать в интернете списки органов, с которыми необходимо согласование, пройдясь по каждому заявленному виду деятельности.
П.2, ст.1. чётко описывает виды деятельности, которыми ИП заниматься не может. Например, связанные с защитой государственной тайны или использования атомной энергии. Это прерогатива гос. служб и крупных компаний.
Чтобы не ограничивать себя в ассортименте, можно было остановиться на 51.53. Иерархичность классификации это позволяет. Или просто может не быть деления на подгруппы и виды. Например, 51.7 «Прочая оптовая торговля», если вы не нашли требуемый вид деятельности из представленных в данном классе.
Так как существует целых 3 версии ОКВЭД, может возникнуть затруднение, какой из версий пользоваться при регистрации:
Ведь Приказ Pocстандарта oт 31.01.2014 № 14-cт вводит в действие новый классификатор, OK 029-2014, отменяя первые редакции лишь к 1.01.2016г.
Но имеется письмо ФHC России от 07.08.2014 № НД-З-14/2624, которое ясно указывает, что «для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется OКBЭД OK 029-2001 (КДEC pед. 1)». А после 1.01.2016г ожидается автоматический переход на новые коды.
Количество кодов, которое можно указать при открытии, не ограничено никаким законом. Поэтому многие стараются впихнуть как можно больше кодов при регистрации. Мол, в будущем не надо будет бежать в налоговую и писать заявление о добавлении вида деятельности, если надумает заняться им.
Доля логики в этом есть. Время – важнейший ресурс, а предпринимательская деятельность многогранна, и не знаешь, что вдруг станет очень выгодным через пару дней. Мало кто знает, что прямого запрета на деятельность, при отсутствии кода ОКВЭД нет!
Т.е., если у вас магазин, и вы решили попробовать организовать курьерскую доставку, то можете заняться этим. Пойдёт – регистрируете, нет – ну, жаль. Проблема возникнет, если эта деятельность требует лицензирования.
Отсюда, несколько советов для работы с OКBЭД:
При оформлении заявления на регистрацию ИП, необходимо перечислить все виды деятельности, которыми планируется заниматься. Но первый указывается в отдельной графе, и считается основным. Именно по нему Росстат будет учитывать тип хозяйствующего субъекта, и определит – к какой отрасли экономики его отнести.
К этому надо подойти со всей ответственностью и учитывать ряд правил при выборе:
Не всегда компания или ИП могут начинать реальную деятельность сразу же после прохождения процедуры регистрации. Отечественное законодательство выделяет сферы, требующие специального разрешения государства. В статье рассмотрено, как определить виды деятельности, подлежащие лицензированию 2018 по ОКВЭД.
Государство строго регламентирует перечень подобной деятельности, поскольку она требует от бизнесмена и его сотрудников особых знаний, навыков, наличия специального оборудования. Лицензия, выданная соответствующим органом, подтверждает, что ее владелец владеет необходимой технической базой и имеет обученный персонал для работы в выбранной отрасли.
Перечень таких направлений регламентируется отраслевыми законами. За деятельность без прохождения обязательной процедуры лицензирования предусмотрена административная ответственность в виде больших штрафов.
Полный перечень приведен в статье 12 Федерального Закона №99-ФЗ от 04.05.2011. На данный момент в списке 51 пункт, хотя некоторые направления предприниматели часто объединяют в одно, выбирая несколько кодов ОКВЭД. Требуют получения лицензии:
Помимо этого нормативного акта есть еще целый ряд отраслевых законов, которые регламентируют особенности деятельности в конкретной сфере:
Номер законодательного акта | Направление деятельности |
171 от 22.11.1995 | Производство и оборот алкоголя |
7 от 07.02.2011 | Клиринговая деятельность |
4015-1 от 27.11.1992 | Деятельность страховщиков |
395-1 от 02.12.1990 | Банковские операции |
325 от 21.11.2011 | Проведение торгов |
75 от 07.05.1998 | Деятельность негосударственных пенсионных фондов |
39 от 22.04.1996 | Профессиональная деятельность на РЦБ |
5663-1 от 20.08.1993 | Космическая деятельность |
5485-1 от 21.07.1993 | Защита государственной тайны |
170 от 21.11.1995 | Атомная энергетика |
Дополнительно данную область регламентирует еще целый ряд подзаконных нормативных актов в форме Постановлений Правительства РФ, в которых детально описаны требования к лицензиату для ведения бизнеса.
За оформлением разрешения следует обращаться в уполномоченные государством органы. В зависимости от выбранного направления, это может быть Рособрнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, МВД России.
Компания должна пройти процедуру оформления лицензии, если прописанные в ЕГРЮЛ коды ОКВЭД (виды деятельности, которые в них зашифрованы), соответствуют направлениям из списка закона №99-ФЗ. На данный момент действует новая редакция классификатора под названием ОКВЭД-2.
Если компания в реальности не работает в данном направлении, закон не обязывает ее получать лицензию. Но руководство должно быть готово к тому, что проверяющие органы будут пытаться оштрафовать фирму, а финансовые организации будут требовать предоставить лицензию.
Проблема часто заключается в том, что список лицензируемых видов деятельности 2018 по ОКВЭД не в точности соответствует направлениям из ФЗ №99-ФЗ. Так, например, классификатор не определяет понятия «конфиденциальная информация», тогда как в законе сразу несколько пунктов относятся к данному направлению. Вместе с тем в ОКВЭД-2 есть другие схожие пункты:
Далеко не всегда работы в данных сферах предусматривают доступ к конфиденциальным данным. Поэтому в таких случаях стоит консультироваться непосредственно у лицензирующего органа.
Что касается направлений, не вызывающих подобных сомнений, то назвать для каждого один код ОКВЭД также невозможно. Каждой отдельной сфере лицензируемого бизнеса можно подобрать сразу несколько соответствующих кодов. Например:
Лицензированное направление согласно ФЗ | Соответствующие коды в ОКВЭД-2 |
Фармацевтическая деятельность | 21.20 |
Частная охранная, детективная деятельность | 80.1 |
Клиринговая деятельность | 66.11.5 |
Телевизионное вещание и радиовещание | 60.1 |
Перевозка пассажиров водным транспортом | 50 (с детализацией) |
Образовательная деятельность | 85.11-85.14
85.30+85.41-85.42 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров | 49.10 |
Важно отметить, что есть такие виды лицензируемой деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица.
Несоблюдение лицензионного законодательства считается серьезным административным правонарушением и грозит владельцу бизнеса большими штрафами.
Согласно КоАП РФ нарушители наказываются в зависимости от сферы деятельности. Для индивидуальных предпринимателей размеры штрафов на порядок ниже, чем для ООО. Также суммы зависят от типа правонарушения:
Предусмотренные кодексом штрафы составляют от 4 000 до 100 000 рублей для руководства или должностного лица, и до 400 000 рублей для организации в зависимости от типа правонарушения и сферы деятельности субъекта. Санкции достаточно серьезные, чтобы позволить себе не проверить выбранные коды ОКВЭД.